Уноси мое сердце в звенящую даль. Уноси моё сердце в звенящую даль


Был солнечный, тёплый сентябрьский день. Наш старый «жигулёнок» с облезлым зелёным металлическим багажником на крыше быстро шёл по свободной дороге,
выехав из города. Дорога то слегка плавно поднималась, то опускалась с небольших холмов нашей Среднерусской возвышенности, минуя деревни, поля и перелески. Деревенские дома стали выглядеть веселее, теперь их обивали сайдингом, ставили металлические заборы.
Издалека мы увидели старушку, торопливо выходящую на проезжую часть дороги с поднятой рукой. Сын затормозил, но машина проехала, минуя её. Она затрусила к нам. Он дал задний ход и остановился.
- Подвезёте? - спросила она, - Туточки недалеко.
Сев на заднее сиденье, она долго и восторженно говорила, какие мы хорошие люди.
- …автобуса то час ждать. Дай Бог вам здоровья…
- Хорошую дорогу построили, - заметил я.
- Хорошо, хорошо дороги проложили. Новый губернатор наш старается. Он пока - временный. Выберем его.
Справа показалось небольшое новое кладбище с часовней.
- Вот, кладбище у нас новое. Хорошо стало хоронить: и могилку выроют, и привезут, и батюшка отпоёт…
Она всё говорила и говорила, что стало лучше жить и лучше умирать, казалось,
что хочет как-то угодить нам в благодарность за то, что мы остановили машину.
- Вот деревня моя, остановь тут, - сказала он сыну и протянула ему какую-то мелочь, зажатую в кулаке.
- Что вы? Не надо, - сказал я; но она положила деньги на сиденье и с трудом скорее
вылезла чем вышла из машины. Мы тронулись, и она, улыбаясь, помахала нам рукой.
Деревня и асфальт остались позади. Мы ехали уже полем, по мягкой земле просёлочной дороги, которая шла, извиваясь, то вверх, то вниз по нашим среднерусским холмам. Сын всё поглядывал на навигатор. Мы то огибали небольшие перелески, то опять выезжали на пустынные, брошенные поля. Ни машины, ни человека, ни жилья, - только эта пустыня да небо с предосенними облаками над ней, да иногда одинокий куст мелькнёт своей красной, осенней листвой.
«Как же так? Ведь это же были сельскохозяйственные угодья. Значит, не нужны стали? - думалось мне.
Дорога всё петляла, казалось, что едем то вперёд, то назад. Я стал беспокоиться, не заблудились ли. И не у кого спросить.
Вдалеке показался человек. Он шёл нам навстречу посредине дороги. Мы приближались к его большой несуразной фигуре; в руке у него была палка, которую он поднял, перекинув сумку через плечо, угрожая нам. Объехать его было невозможно: наш «жигулёнок» не осилил бы нагромождение засохших комьев земли вдоль утонувшей между ними дороги. Сын остановил машину. Я вышел и сказал, поздоровавшись:
- Не подскажите ли, где тут имение Фета? Мы заблудились.
Мужик опустил палку.
- Могила Фета? - переспросил он и, указав палкой вдаль на перелесок, добавил, - Вон туда надо, за лес налево, потом через поле назад, потом опять…
В грязной одежде был он огромен и страшен с когда-то рваным, бугристым лицом в старых шрамах, полученных, вероятно, в драке или от укусов собак.
- Давайте, я вам дорогу покажу, а потом вы меня до города отвезёте, - предложил он.
- Нет, мы сегодня возвращаться не будем,- соврал я.
Со стороны перелеска показался джип, и мужик, подняв палку, нацелился на него. В джипе было трое мужчин. Они тоже не хотели его везти, но, опасаясь конфликта, всё же впустили его в машину. Он по-медвежьи влез в неё, и джип, перевалив через сухие комья, разъехался с нами.
Мы продолжали путь, стараясь удержать в памяти повороты, о которых говорил этот человек. Необработанная земля сменилась чёрной пашней, вот и трактор, стоящий на ней, и человек рядом. Спросили, верно ли едем, оказалось верно. Ещё несколько поворотов, и увидели купол церкви.
Это - деревня Клеймёново, принадлежавшая когда-то поэту. Остановились возле старинной высокой церкви. Я толкнул тяжёлую железную калитку ограды, она медленно поддалась, и мы оказались во дворе с такими огромными, старыми деревьями, которые, наверно, росли там ещё при жизни барина, и более молодыми, посаженными позже елями. Солнце светило тепло и ярко сквозь жёлтую листву. Стены храма старинной красной, кирпичной кладки поднимались высоко в небо. Тишина и молчание кругом.
Церковь закрыта. Никого вокруг. В огороженном пространстве, где когда-то было кладбище, не осталось ни одной могилы, ни одного холмика. Только жалкие цветы у входа, посаженные ещё весной, говорили, что кто-то прикладывал руку к этой земле.
Увидели открытую железную дверь и ступени, ведущие вниз. Спустились. В полумраке у левой стены от входа не сразу разглядели две могилы. Стены склепа недавно были побелены, и всё вокруг: и пол, и могильные плиты засыпаны извёсткой. Единственная электрическая лампочка спускалась с низкого потолка; но света не было.
На крайней плите кто-то очистил одно слово «Фет». Присмотревшись, с трудом прочёл, что это могила жены поэта. Могила его ближе к стене. Стали счищать извёстку, сметая её с плит сколько возможно руками, открывая надписи. Плиты были уже не те, что положены были когда-то. На могиле Фета лежала увядшая ветка калины с красными ещё ягодами. Я положил её опять.
Когда вышли из склепа, как-то удивительно светило предвечернее солнце; ветер,
тёплый и ласковый, совсем не осенний, кружил в воздухе кленовые листья, и, казалось мне, откуда-то издалека доносятся слова:

Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч;
Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий,
Всю эту степь озаривший и гаснувший луч.

«Певице» Афанасий Фет

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

Анализ стихотворения Фета «Певице»

Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы. Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору. Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.

Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра. Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью. Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».

В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии. Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году. Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга». Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием. Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки. Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.

Доброе утро.

(Сыграть мелодию первой части романса «Я помню чудное мгновенье»)

Откуда взят этот отрывок?

Д.: Из романса М.И Глинки «Я помню чудное мгновенье»

Предыдущий урок закончился тем, что мы определили форму произведения, какая она?

Д.: Трёхчастная репризная форма.

Почему форма репризная?

Д.: 3-ая часть- повтор первой.

Почему же тогда она не двухчастная репризная форма?

Д.: Реприза, играет роль - утверждения, что хоть прошли года, любовь осталась.

Удалось Глинке передать музыкой то, что вложил в строки стихотворения Пушкин? Почему?

Д.: Да. Он тоже любил.

Чувства Михаила Ивановича были глубоки к Екатерине Ермолаевне Керн. Под влиянием любви, композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием – «Вальс-фантазия».

Во время слушания обратитесь к портретам женщин на страницах 22-23.

(Слушание произведения по отрывкам М.И Глинки – «Вальс-фантазия»)

Это произведение подходит к образу хоть одной девушки?

Д.: да (каждый показывает портрет разных дам)

Все показали разные портреты милых дам, ответьте, на что, основываясь, вы выбирали тот или иной портрет?

Д.: Ответы детей.

Антон, посмотри на женщину, изображённую на портрете, ты можешь сказать какая она?

Д.: Ответы детей.(нет)

Художники 19 века изображали людей неопределёнными, загадочными, такими, каких их видели посторонние люди.

Слушая произведение, вы не могли определиться с картиной, которая больше подходит к музыкальному образу, потому что композитор, сочиняя произведение, был в окружение разных женщин, противоположных по внешности, но постоянно ли звучали разные образы?

Д.: Один образ повторялся периодически.

Чей это образ?

Д.: ….

(играю нотные строки на странице 20)

На что-то похожа эта мелодия?

Д.: Да, на мелодию романса «Я помню чудное мгновенье»

Верно, значит эта мелодия присвоена….?

Д.: Екатерине Ермолаевне Керн.

Почему она повторяется, ведь Катеньки рядом не было, Глинка находился за границей.

Д.: Он о не вспоминает, потому что любит.

Как вы считаете, почему такое название присвоено произведению?

Д.: Вальс – потому что в ритме вальса…

Фантазия, так как все чувства, испытываемые возлюбленными, были глубоки, но они оба были не свободны и очень не решительны, поэтому о практическом воплощении не могло быть и речи.

Предлагаю познакомиться с жизнью и творчеством именно такого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени?

Д.: Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.

Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой,

изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”. Как вы понимаете его слова?

Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой.

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Д: Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок.

Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

(слушание романса С.В. Рахманинова «Сирень»№1 в исполнении Сергея Рахманинова.)

Д: Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей.

И вы правы, мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?

Д.: Возможно, композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь…

Главная фраза в романсе: «я пойду своё счастье искать». Какой образ у романса? (откройте солнышко)

Д.: Лирико-философский (поиск счастья - это главная философская тема) (записать в солнышко)

Послушайте задание:

(Исполнение первой нотной строки романса «Сирень» С.В. Рахманинова)

План работы:

Приём

Метод

1.«Эхо».

Руководитель произносит первую строчку, дети повторяют и т.д.

2. Показ звуковысотности.

Руководитель с помощью руки показывает детям движение мелодии.

3. Работа над «скачками».

Руководитель, при показе рукой, говорит, как нужно петь, если высоко, то тянемся к солнышку, если вниз, то наклоняемся. И то, и другое перешагиваем через препятствие.

4.Работа над характером пения.

Спросить о чём произведение, как нужно петь и почему так нужно петь.

В поисках счастья, композитор, каждую весну и начало лета проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”.

Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”.

«» Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду?

Д.: Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества.

Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?

Д.: В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему?

Д.: розовые, сиреневые, голубые, зеленые, потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени.

Послушайте второй вариант романса Рахманинова “Сирень”

(слушание романса С.В. Рахманинова «Сирень»№2 в исполнении женского голоса.)

В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?

Д.: Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста.

Верно, вы услышали вокальный и инструментальный варианты романса “Сирень”, при этом обратите внимание, что партию фортепиано во втором варианте исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит, каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в музыку, что?

Д.: свои образы, чувства, ощущения, эмоции. (Вывод урока)

Послушайте произведение Рахманинова, подумайте, какое название ему можно дать.

(Слушание С.В. Рахманинов «Здесь хорошо»)

Д.: Приводят различные варианты и объясняют почему.

Как вы считаете, какая главная фраза?

Д.: «Здесь только я и Бог»

Почему тогда название романса: «Здесь хорошо»?

Д.: Хорошо с Богом.

Где находится Бог?

Д.: В душе.

Верно, данный образ называется Лирико-психологический. (Запишите в солнышко.)

(Исполнение первой нотной строки романса «Здесь хорошо» С.В. Рахманинова)

Вы познакомились с двумя образами, первый:…

Д.: лирико-философский и лирико-психологический.

Домашнее задание: нарисовать цветовую гамму впечатлений от романсов «Сирень» и «Здесь хорошо».

До свидания.


«Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир» «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир» Он верил, что рано или поздно его услышат. Так и случилось. Он верил, что рано или поздно его услышат. Так и случилось.


Рахманинов и его музыка: Искренняя и взволнованная… Искренняя и взволнованная… Радостная и мрачная …как в жизни Радостная и мрачная …как в жизни Стелется как тропа в поле… Стелется как тропа в поле… Не придуманная, не навязанная… Не придуманная, не навязанная… Чувствуется плавное дыхание и естественный рисунок… Чувствуется плавное дыхание и естественный рисунок…




Грохотова Светлана Виктор Шутка. "Чай в саду"







Юрий Нагибин. Сирень …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными… …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными…




С. В. Рахманинов познакомился с Ф.И.Шаляпиным в Русской частной опере Мамонтова, где в 1897/98 году Сергей Васильевич работал как дирижёр. С самого начала знакомства между ними возникла дружба. С. В. Рахманинов познакомился с Ф.И.Шаляпиным в Русской частной опере Мамонтова, где в 1897/98 году Сергей Васильевич работал как дирижёр. С самого начала знакомства между ними возникла дружба. Сергей Васильевич восхищался талантом Ф.И.Шаляпина, его поразительной музыкальностью, необычайной способностью быстро разучивать не только свою партию, но и всю оперу целиком. Сергей Васильевич восхищался талантом Ф.И.Шаляпина, его поразительной музыкальностью, необычайной способностью быстро разучивать не только свою партию, но и всю оперу целиком.




Фёдор Иванович Шаляпин русский оперный и камерный певец (высокий бас),


«Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», - говорил великий русский певец. «Только правдивое - прекрасно» «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», - говорил великий русский певец. «Только правдивое - прекрасно» Из оперы «Князь Игорь».







Урок по музыке в 6 классе на тему «Уноси мое сердце в звенящую даль»

Цель урока: Осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства, выявить выразительно-смысловую сущность музыкальных произведений и сопоставление музыкальных образов.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с особенностями вокально-инструментального жанра “романс” в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова.

Воспитательные: формировать потребности и способности через искусство приобщаться к духовной культуре.

Развивающие: развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: произведения С. Рахманинов, Е. Бекетова “Сирень”, текст романса Ю. Нагибин рассказ “Сирень”, фрагмент.

Технологии: технология развития познавательных интересов, технология развития восприятия музыкальных произведений.

Ход урока

Сегодняшний урок мы начнем с необычного вопроса: следите ли вы за модой?

Учащиеся: Ответы различные (чаще мальчики отвечают отрицательно, девочки положительно).

Наверное, вы обращаете внимание, как одеты ваши сверстники, что они носят, какими мобильными телефонами пользуются, какую музыку слушают. Наверное, у каждого из вас есть любимое произведение, которое мы слушаем или исполняем на уроке музыки. А смогли бы вы предложить своим друзьям послушать ваше любимое классическое произведение?

Учащиеся: Чаще отвечают отрицательно.

Почему?

Учащиеся: Она не модная, но она все равно нравится.

Тогда почему вы предпочитаете слушать эту музыку в одиночестве? Что необходимо иметь человеку, чтобы отстаивать свои приоритеты, демонстрировать их окружающим?

Учащиеся: Знания, смелость, потому что стремление выглядеть “как все” заставляет человека держать свое мнение при себе.

Как бы вы отнеслись к человеку, который сумел отстоять свое мнение и доказать, что определенная музыка занимает одно из главных мест в его жизни?

Учащиеся: С большим уважением.

За что вы его уважаете?

Учащиеся: Он сильный человек, индивидуальность, Личность.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством именно такого человека, который жил и творил на рубеже XIX-XX веков. Это русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов (показ портрета). Обратите внимание на годы его жизни, ему не было еще и тридцати лет, а наступил XX век, время переломное для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Как вы думаете, как должны были повести себя композиторы, художники, поэты, почувствовав влияние нового времени?

Учащиеся: Идти в ногу со временем, искать новые пути воплощения своего творчества, искать новые средства выразительности.

Вы правы, многие так и поступили, сливаясь с новыми идеями преобразования общества. И многие упрекали С.В. Рахманинова в старомодности за то, что он не отказался от традиций классического искусства. А он говорил: “Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий мир”. Как вы понимаете его слова?

Вы абсолютно правы, ведь у каждого человека на душе бывает и радостно и печально, и об этом можно рассказать музыкой.

С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Учащиеся: Воспоминания детства, много сирени где он родился, любимый цветок. (изображение сирени)

Вы правы, родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нем пробудилась “бескрайняя любовь к России и ко всему русскому, народному. И даже в своей музыке он использовал образ сирени.

Послушайте романс С.В. Рахманинова “Сирень” и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

    Романс С.В. Рахманинова “Сирень” Лемешев

Романс рассказывает о любви, нежности, в музыке чувствуется прозрачность, хрустальность воздуха, легкое дыхание душистых ветвей.

И вы правы, мечтательные, задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса “Сирень”. Это не случайно. Как вы считаете, что могло стать вдохновением для написания этого романса?

Учащиеся: Возможно, композитор был счастлив, от того, что почувствовал аромат сирени, увидел красоту природы, ему было просто хорошо, а, возможно, к композитору пришла любовь…

Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора, ведь каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось”. Эти воспоминания композитора легли в основу фрагмента рассказа Ю. Нагибина “Сирень”.

Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”

Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке. И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад,.. она ахнула,… пораженная дивным великолепием сиреневого буйства. Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

Как вы думаете, почему Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус? Разве не достаточно было аромата, которым был пропитан воздух в саду?

Учащиеся: Разный цвет сирени вызвал у него желание сравнить не только аромат, но вкусовые качества.

Заметили ли вы в мелодии романса различные интонации или он был насыщен одним цветом?

Учащиеся: В мелодии было развитие, которое наполнило его целой цветовой палитрой. Например, во второй части романса звучат более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Тогда какими красками вы бы изобразили этот романс и почему?

Учащиеся: Нужно взять прозрачные, светлые, нежные акварельные краски (розовые, сиреневые, голубые, зеленые), потому что музыка воздушная, нежная, прозрачная, утонченная, наполненная ароматом запаха сирени.

Послушайте два варианта романса Рахманинова “Сирень” и ответьте на вопросы:

В чем отличие двух исполнений этого романса? Какой образ создает каждый из исполнителей?

    Романс С. В. Рахманинова “Сирень” в исполнении женского голоса

    Транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова.

Учащиеся: Оба варианта одинаковы по мелодии, ритму, темпу, но разные по образному ряду. Ведь один из вариантов прозвучал в исполнении сопрано, второй – в исполнении пианиста .

Вы совершенно правы, вы услышали вокальный и инструментальный варианты романса “Сирень”, при этом обратите внимание, что партию фортепиано во втором варианте исполнял сам автор, Сергей Рахманинов! Значит, каждый исполнитель, особенно автор, вкладывал в музыку свои образы, чувства, ощущения, эмоции. В чем вы видите различие музыкальных образов, какой образ создает каждый из исполнителей?

Учащиеся: В первом произведении (вокальное исполнение) можно увидеть яркие образы оживающей природы, услышать шум ветра, дыхание весны. Второе произведение (фортепианное исполнение) рисует, скорее, образ человека, его чувства, размышления, волнение, переживания. Это происходит потому, что сам автор исполняет романс.

Выяснив, в чем отличие музыкальных образов, определим, с какими зрительными образами они будут сочетаться.

Учащиеся: Вокальное исполнение – больше прозрачности, насыщенности благоухающего воздуха, образ покоя, безмятежности, созерцания. Фортепианное исполнение – взволнованность, импровизационность, ощущение счастья.

Послушайте произведение Рахманинова, подумайте, какое название ему можно дать.

    С.В. Рахманинов «Здесь хорошо» Анна Нетребко

Д.: Приводят различные варианты и объясняют почему.

Как вы считаете, какая главная фраза?

Д.: «Здесь только я и Бог»

Почему тогда название романса: «Здесь хорошо»?

Д.: Хорошо с Богом.

Где находится Бог?

Д.: В душе.

Верно, данный образ называется Лирико-психологический. (Запишите в солнышко.)

Вы познакомились с двумя образами, первый:…

Д.: лирико-философский и лирико-психологический.

Николай Гедда - С.Рахманинов, романс "НЕ ПОЙ,КРАСАВИЦА, ПРИ МНЕ..."(стихи А.С.Пушкина)

Стихи вслух н.с. - есть миг..(И.З.)муз. Леонид Коган (скрипка), Наум Вальтер (фортепиано) - С. Рахманинов - Романс для скрипки и фортепиано ре минор ор. 6

Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Композитор, художник, писатель, а также исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.

Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают оригинальный музыкальный образ более разнообразным, насыщенным.

Домашнее задание: нарисовать цветовую гамму впечатлений от романса «Сирень».