Тематика и проблематика романа приключения оливера твиста. О романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста. Анализ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста

В романе “Приключения Оливера Твиста” Диккенс выстраивает сюжет, в центре которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью. Главный герой романа – маленький мальчик по имени Оливер Твист. Родившись в работном доме, он с первых минут своей жизни остался сиротой, а это означало в его положении не только полное невзгод и лишений будущее, но и одиночество, беззащитность перед теми обидами и несправедливостью, которые ему придется претерпеть. Младенец был хил, врач говорил, что он не выживет.

Диккенс, как писатель-просветитель, никогда не укорял своих несчастных персонажей ни бедностью, ни невежеством, но он упрекал общество, которое отказывает в помощи и поддержке тем, кто родился небогатым и поэтому с колыбели обречен на лишения и унижения. А условия для бедняков (а особенно для детей бедняков) в том мире были поистине нечеловеческие.

Работные дома, которые должны были обеспечивать простых людей работой, пищей, кровом, на самом деле были похожи на тюрьмы: неимущих туда заключали насильно, разлучая с семьей, заставляли выполнять бесполезную и тяжелую работу и практически не кормили, обрекая на медленную голодную смерть. Не зря ведь сами рабочие называли работные дома “бастилиями для бедных”.

Из работного дома Оливера отдают в ученики к гробовщику; там он сталкивается с приютским мальчиком Ноэ Клейполом, который, будучи старше и сильнее, постоянно подвергает Оливера унижениям. Вскоре Оливер сбегает в Лондон.

Мальчики и девочки, которые были никому не нужны, волей случая очутившись на улицах города, часто становились совершенно потерянными для общества, поскольку попадали в криминальный мир с его жестокими законами. Они становились воришками, попрошайками, девушки начинали торговать собственным телом, а после этого многие из них заканчивали свою недолгую и несчастливую жизнь в тюрьмах или на виселице.

Этот роман криминальный. Общество лондонских преступников Диккенс изображает просто. Это законная часть существования столиц. Мальчик с улицы по прозвищу Ловкий плут обещает Оливеру в Лондоне ночлег и покровительство и приводит его к скупщику краденого, крестному отцу лондонских воров и мошенников еврею Феджину. Оливера хотят поставить на преступный путь.

Для Диккенса важно дать читателю представление о том, что душа ребенка не склонна к преступлению. Дети – олицетворение душевной чистоты и незаконных страданий. Этому посвящена немалая част романа. Диккенса, как и многих писателей того времени, волновал вопрос: что является главным в формировании характера человека, его личности – общественная среда, происхождение (родители и предки) или его задатки и способности? Что же делает человека таким, каков он есть: порядочный и благородный или же подлый, бесчестный и преступный? И всегда ли преступный означает подлый, жестокий, бездушный? Отвечая на этот вопрос, Диккенс создает в романе образ Нэнси – девушки, попавшей в раннем возрасте в криминальный мир, но сохранившей доброе, отзывчивое сердце, способность сострадать, ведь не зря же она пытается защитить маленького Оливера от порочного пути.

Таким образом, мы видим, что социальный роман Ч. Диккенса “Приключения Оливера Твиста” представляет собой живой отклик на наиболее злободневные и животрепещущие проблемы современности. А по популярности и признательности читателей этот роман по праву можно считать народным.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Оливер Твист родился в работном доме. Мать его успела бросить на него один лишь взгляд и умерла; до исполнения мальчику...
  2. В доме крестной мисс Барберри, где проходит детство Эстер Саммерстон, девочка чувствует себя одинокой. Она стремится узнать тайну своего рождения,...
  3. Действие происходит в середине XIX в. В один из обыкновенных лондонских вечеров в жизни мистера Домби происходит величайшее событие –...
  4. Роман “Анна Каренина” одно из величайших произведений русской литературы. В романе объединены черты, характерные нескольким видам романного творчества. В первую...

Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова»
Кафедра философии

Философский анализ романа
Чарльза Диккенса
«Приключения Оливера Твиста»

Выполнила:
студентка 3-ого курса
группы 2306
очной формы обучения
Финансового факультета
Тутаева Залина Мусаевна

Научный руководитель:
доцент кафедры философии
Понизовкина Ирина Фёдоровна

Москва, 2011
Философский анализ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

«Приключения Оливера Твиста» - самый знаменитый роман Чарльза Диккенса, первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок. Роман был написан в Англии, в 1937-1939 гг. В России начал печататься с 1841 года, когда отрывок из романа (глава XXIII) появился в февральском номере «Литературной газеты» (№ 14). Глава была названа «О том, какое влияние имеют чайные ложки на любовь и нравственность».
В романе «Приключения Оливера Твиста» Диккенс выстраивает сюжет, в центре которого столкновение мальчика с неблагодарной действительностью.
Главный герой романа – маленький мальчик по имени Оливер Твист, мать которого умерла при родах в работном доме.
Он растёт в сиротском приюте при местном приходе, средства которого крайне скудны.

Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За эту строптивость начальство сбывает его в контору гробовщика, где Оливер подвергается издевательствам старшего подмастерья.

После драки с подмастерьем Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку юного карманника по прозвищу Ловкий Плут. Логовом преступников верховодит хитрый и коварный еврей Феджин. Туда же наведывается хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс.Его 17-летняя подружка Нэнси видит в Оливере родственную душу и проявляет к нему доброту.

В планы преступников входит обучение Оливера ремеслу карманника, однако после сорвавшегося ограбления мальчик попадает в дом добродетельного джентльмена - мистера Браунлоу, который со временем начинает подозревать, что Оливер - сын его друга. Сайкс и Нэнси возвращают Оливера в мир преступного подполья с тем, чтобы он принял участие в ограблении.

Как выясняется, за Феджином стоит Монкс - сводный брат Оливера, который пытается лишить его наследства. После очередной неудачи преступников Оливер попадает сначала в дом мисс Мейли, в конце книги оказывающейся тётей героя. К ним приходит Нэнси с известием о том, что Монкс и Феджин не расстаются с надеждой выкрасть или убить Оливера. И с такой новостью Роз Мейли едет в дом мистера Браунлоу, чтобы разрешить с его помощью эту ситуацию. Затем Оливер возвращается к мистеру Браунлоу.
О визитах Нэнси к мистеру Браунлоу становится известно Сайксу. В припадке гнева злодей убивает несчастную девушку, но вскоре погибает и сам. Монксу приходится открыть свои грязные тайны, смириться с утратой наследства и уехать в Америку, где он умрёт в тюрьме. Феджин попадает на виселицу. Оливер счастливо живёт в доме своего спасителя мистера Браунлоу.
Таков сюжет данного романа.
В этом романев полной мере сказалось глубоко критическое отношение Диккенса к буржуазной действительности. «Оливер Твист» написан под впечатлением знаменитого закона о бедных 1834 года, обрекшего безработных и бездомных бедняков на полное одичание и вымирание в так называемых работных домах. Свое возмущение этим законом и созданным для народа положением Диккенс художественно воплощает в истории мальчика, рожденного в доме призрения.
Жизненный путь Оливера - это серия страшных картин голода, нужды и побоев. Изображая тяжкие испытания, обрушивающиеся на юного героя романа, Диккенс развертывает широкую картину английской жизни своего времени.
Ч. Диккенс, как писатель-просветитель, никогда не укорял своих несчастных персонажей ни бедностью, ни невежеством, но он упрекал общество, которое отказывает в помощи и поддержке тем, кто родился небогатым и поэтому с колыбели обречен на лишения и унижения. А условия для бедняков (а особенно для детей бедняков) в том мире были поистине нечеловеческие.
Работные дома, которые должны были обеспечивать простых людей работой, пищей, кровом, на самом деле были похожи на тюрьмы: неимущих туда заключали насильно, разлучая с семьей, заставляли выполнять бесполезную и тяжелую работу и практически не кормили, обрекая на медленную голодную смерть. Не зря ведь сами рабочие называли работные дома "Бастилиями для бедных".
А мальчики и девочки, которые были никому не нужны, волей случая очутившись на улицах города, часто становились совершенно потерянными для общества, поскольку попадали в криминальный мир с его жестокими законами. Они становились воришками, попрошайками, девушки начинали торговать собственным телом, а после этого многие из них заканчивали свою недолгую и несчастливую жизнь в тюрьмах или на виселице. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что сюжет этого произведения пронизан проблемой того времени, а также современности, проблемой, которая касается нравственного воспитания человека. Писатель считает, что проблема воспитания человека - дело всего общества. Одно из заданий романа «Приключения Оливера Твиста» - показать суровую правду ради того, чтобы заставить общество быть справедливее и милосерднее.
Идею данного романа, я считаю, можно отнести к одной из этических проблем, изучаемых в философии, к проблеме нравственности, морали.
Важность нравственного воспитания подчеркивали выдающиеся мыслители разных эпох, начиная с античности и заканчивая нашим временем. Говоря о философах, изучавших этическую проблематику, стоит выделить Пифагора, Демокрита, Эпикура, Бруно - предвестника классической буржуазной философии и этики, Декарта, Спинозу, Гоббса, Руссо, Канта, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля и т.д. У каждого их них была своя особая точка зрения на эту проблему, свои взгляды.
Для того чтобы понять в чём состоит суть проблемы, которой пронизано произведения, я бы хотела обратиться к периоду, в которое было написано данное произведение.
Итак, проникнемся в историю Англии. 1832 год, принятие парламентской реформы, которая повлекла за собой, я бы сказала, в большей степени негативные последствия для низшего слоя общества Англии, на тот период.
Реформа 1832 г. означала политический компромисс между земельной аристократией и крупной буржуазией. В результате этого компромисса, как писал Маркс, буржуазия была «признана господствующим классом и в политическом отношении».(К. Маркс, Британская конституция, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 11, изд. 2, стр. 100.) Однако ее господство и после этой реформы не сделалось полным: земельная аристократия сохранила значительное влияние на общее управление страной и законодательные органы.
Вскоре после реформы буржуазия, получив доступ к власти, провела в парламенте закон, ухудшивший и без того тяжелое положение рабочего класса: в 1832 г. было проведено упразднение налога в пользу бедных и учреждены работные дома.
В течение 300 лет в Англии существовал закон, согласно которому беднякам оказывалась «помощь» теми приходами, в которых они жили. Средства для этого получались путем обложения налогом земледельческого населения. Этим налогом особенно была недовольна буржуазия, хотя на нее он не падал. Выдача денежного пособия беднякам мешала алчным буржуа получать дешевую рабочую силу, так как бедняки отказывались работать за низкую заработную плату, во всяком случае более низкую, чем то денежное пособие, которое они получали от прихода. Поэтому буржуазия теперь и заменила выдачу денежного пособия содержанием бедняков в работных домах с каторжным и унизительным режимом.
В книге Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» мы можем прочесть об этих работных домах: «Эти работные дома или, как народ их называет, Бастилии закона о бедных таковы, что они должны отпугивать от себя всякого, у кого осталась хоть малейшая надежда пробиться без этого благодеяния общества. Для того, чтобы бедняк обращался за помощью только в самых крайних случаях, чтобы он, прежде чем решиться на это, исчерпал все возможности обойтись без нее, из работного дома было сделано такое пугало, какое может придумать только утонченная фантазия мальтузианца (Мальтус (1776 - 1834 гг.) - английский буржуазный экономист, прикрывая действительные причины бедности и нищеты, заложенные в основе капиталистического строя, пытался доказать, что источником нищеты является более быстрый рост населения в сравнении с ростом средств для его существования. Исходя из этого насквозь лживого объяснения, Мальтус рекомендовал трудящимся воздержание от раннего вступления в брак и деторождения, воздержание в пище и т. д.)
Питание в них хуже, чем питание самых бедных рабочих, а работа тяжелее: ведь иначе последние предпочли бы пребывание в работном доме своему жалкому существованию вне его... Даже в тюрьмах питание в среднем лучше, так что обитатели работного дома часто нарочно совершают какой-нибудь проступок, чтобы попасть в тюрьму... В работном доме в Гринвиче летом 1843 г. пятилетний мальчик в наказание за какой-то проступок был на три ночи заперт в мертвецкую, где ему пришлось спать на крышках гробов. В работном доме в Хирне то же самое проделали с маленькой девочкой... Подробности обращения с бедняками в этом учреждении возмутительны... У Джорджа Робсона была рана на плече, лечение которой было совершенно запущено. Его поставили у насоса и заставляли приводить его в движение здоровой рукой, кормили его обычной пищей работного дома, но, истощенный запущенной раной, он не мог переварить ее. Вследствие этого он все более и более слабел; но чем больше он жаловался, тем хуже с ним обращались... Он заболел, но и тогда обращение с ним не стало лучше. Наконец он был отпущен по его просьбе с женой и оставил работный дом, напутствуемый самыми оскорбительными выражениями. Два дня спустя он умер в Лейстере, и врач, свидетельствовавший его после смерти, удостоверил, что смерть произошла от запущенной раны и от пищи, которая ввиду его состояния была совершенно для него непереварима» (Энгельс, Положение рабочего класса в Англии) . Приводимые здесь факты были не единичны, они характеризуют режим всех работных домов.
"Можно ли удивляться тому, - продолжает Энгельс, - что бедняки отказываются при таких условиях прибегать к общественной помощи, что они предпочитают голодную смерть этим Бастилиям?... "

Таким образом, можно сделать вывод о том, что новый закон о бедных лишал безработных и бедняков права на общественную помощь; отныне получение такой помощи было обусловлено пребыванием в «работном доме», где обитателей изнуряли непосильной и непроизводительной работой, тюремной дисциплиной, морили голодом. Все было сделано для того, чтобы заставить безработных наниматься за гроши.
Законодательство начала 30-х годов разоблачило классовую сущность английского буржуазного либерализма. Рабочий класс, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, убедился, что буржуазия обманула его и присвоила себе все плоды победы, одержанной над земельной аристократией.
Из выше сказанного можно сказать, что Великая французская революция была действительно великой по глубине социально-экономических и политических изменений, которые она вызвала на своей родине и во всей Европе. Но ее нравственные результаты оказались поистине ничтожными.
Буржуазные политические республики если и улучшили нравы в каком-то одном плане, то ухудшили их во многих других отношениях. Товарная экономика, освободившаяся от сдерживающих оков феодальной власти и традиционных - семейных, религиозных, национальных и иных "предрассудков", стимулировала неограниченный разгул частных интересов, наложила печать нравственного разложения на все области жизни, но эти бесчисленные частные пороки никак не суммировались в одну общую добродетель. Буржуазия, по яркой характеристике К. Маркса и Ф. Энгельса, "не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного "чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость..."
Словом, реальный ход исторического процесса обнаружил, что капитализм, пригодный для многих больших и малых дел, абсолютно не способен дать такой синтез индивида и рода, счастья и долга, частных интересов и общественных обязанностей, который теоретически, хотя и на разный манер, обосновывали философы Нового времени. В этом, на мой взгляд, и состоит главная философская мысль произведения.
Также, из выше сказанного можно увидеть, что идеи романа были близки ко многим философам и более подробно развитие этико-философской мысли имеющей отношение на тот период времени прослеживается в идеях И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Фейербаха, Энгельса и т.д.
Кант в своих этических сочинениях постоянно обращается к отношению морали и права. Как раз при анализе этой проблемы особенно остро обнаруживается критическое отношение философа к буржуазному обществу. Саму специфику морали Кант в значительной мере выявляет путем ее отграничения от права. Он различает внешние, позитивные, и внутренние, субъективные, движущие основы социального поведения.
и т.д.................

Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью.

Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Литератор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к такой категории людей. Именно из-за подобного неправильного восприятия обществом и страдали бедняки, поскольку они были обречены на вечные унижения, лишения и скитания. Ведь работные дома, создание которых задумывалось для обеспечения простых людей кровом, едой, работой, скорее напоминали тюрьмы. Неимущих разлучали с семьями и заключали туда насильно, очень плохо кормили, заставляли заниматься непосильным и бесполезным трудом. В результате они просто медленно умирали голодной смертью.

После работного дома Оливер становится учеником гробовщика и жертвой издевательств приютского мальчика Ноэ Клейпола. Последний, пользуясь своим преимуществом в возрасте и силе, постоянно унижает главного героя. Оливер спасается бегством и попадает в Лондон. Как известно, такие дети улицы, судьба которых никого не волновала, в своем большинстве становились отбросами общества - бродягами и преступниками. Они были вынуждены заниматься криминалом, чтобы хоть как-то прожить. А там царили жестокие законы. Юноши превращались в попрошаек и воров, а девушки зарабатывали на жизнь своим телом. Чаще всего они не умирали природной смертью, а заканчивали жизнь на виселице. В лучшем случае их ждало тюремное заключение.

Даже Оливера хотят вовлечь в преступный мир. Обычный мальчик с улицы, которого все прозывают Ловкий плут, обещая главному герою покровительство и ночлег в Лондоне, отводит его к скупщику краденого. Это крестный отец местных мошенников и воров Феджин.

В этом криминальном романе Чарльз Диккенс по-простому изобразил лондонское преступное общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Но писатель попытался донести до читателя главную мысль о том, что душа ребенка изначально не склонна к преступлению. Ведь ребенок в его представлении олицетворяет собой незаконные страдания и душевную чистоту. Он просто жертва того времени. Именно этой идее посвящена основная часть романа «Приключения Оливера Твиста».

Но вместе с этим писателя волновал вопрос: что влияет на формирование характера человека, становление его личности? Природные задатки и способности, происхождение (предки, родители) или все же общественная среда? Почему кто-то становится благородным и порядочным, а кто-то подлым и бесчестным преступником? Может ли он не быть бездушным, жестоким и подлым? Для того чтобы ответить себе на этот вопрос, Диккенс вводит в сюжетную линию романа образ Нэнси. Это девушка, которая попала в криминальный мир еще в раннем возрасте. Но это не помешало ей остаться доброй и отзывчивой, способной проявлять сочувствие. Именно она пытается не допустить, чтобы Оливер стал на неверный путь.

Социальный роман Чарльза Диккенса "Приключения Оливера Твиста" - это истинное отражение наиболее злободневных и животрепещущих проблем современности. Именно поэтому данное произведение очень популярно среди читателей и со времени своего издания успело стать народным.

Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью.

Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Литератор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к такой категории людей. Именно из-за подобного неправильного восприятия обществом и страдали бедняки, поскольку они были обречены на вечные унижения, лишения и скитания. Ведь работные дома, создание которых задумывалось для обеспечения простых людей кровом, едой, работой, скорее напоминали тюрьмы. Неимущих разлучали с семьями и заключали туда насильно, очень плохо кормили, заставляли заниматься непосильным и бесполезным трудом. В результате они просто медленно умирали голодной смертью.

После работного дома Оливер становится учеником гробовщика и жертвой издевательств приютского мальчика Ноэ Клейпола. Последний, пользуясь своим преимуществом в возрасте и силе, постоянно унижает главного героя. Оливер спасается бегством и попадает в Лондон. Как известно, такие дети улицы, судьба которых никого не волновала, в своем большинстве становились отбросами общества – бродягами и преступниками. Они были вынуждены заниматься криминалом, чтобы хоть как-то прожить. А там царили жестокие законы. Юноши превращались в попрошаек и воров, а девушки зарабатывали на жизнь своим телом. Чаще всего они не умирали природной смертью, а заканчивали жизнь на виселице. В лучшем случае их ждало тюремное заключение.

Даже Оливера хотят вовлечь в преступный мир. Обычный мальчик с улицы, которого все прозывают Ловкий плут, обещая главному герою покровительство и ночлег в Лондоне, отводит его к скупщику краденого. Это крестный отец местных мошенников и воров Феджин.

В этом криминальном романе Чарльз Диккенс по-простому изобразил лондонское преступное общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Но писатель попытался донести до читателя главную мысль о том, что душа ребенка изначально не склонна к преступлению. Ведь ребенок в его представлении олицетворяет собой незаконные страдания и душевную чистоту. Он просто жертва того времени. Именно этой идее посвящена основная часть романа «Приключения Оливера Твиста».

Но вместе с этим писателя волновал вопрос: что влияет на формирование характера человека, становление его личности? Природные задатки и способности, происхождение (предки, родители) или все же общественная среда? Почему кто-то становится благородным и порядочным, а кто-то подлым и бесчестным преступником? Может ли он не быть бездушным, жестоким и подлым? Для того чтобы ответить себе на этот вопрос, Диккенс вводит в сюжетную линию романа образ Нэнси. Это девушка, которая попала в криминальный мир еще в раннем возрасте. Но это не помешало ей остаться доброй и отзывчивой, способной проявлять сочувствие. Именно она пытается не допустить, чтобы Оливер стал на неверный путь.

Социальный роман Чарльза Диккенса "Приключения Оливера Твиста" - это истинное отражение наиболее злободневных и животрепещущих проблем современности. Именно поэтому данное произведение очень популярно среди читателей и со времени своего издания успело стать народным.

Особенности реалистического метода в ранних романах Диккенса («Приключения Оливера Твиста»)

Социальная философия Диккенса и становление реалистического метода

Социальная философия Диккенса в той форме, в ка-кой она дошла до нас в большинстве его произведений, складывается в первый период его творчества (1837--1839). «Оливер Твист», «Ни-колас Никльби» и несколько более поздний «Мартин Чезлуит», по своему внешнему построению представляю-щие собою разновидность филдинговского «Тома Джон-са», оказались первыми романами Диккенса, дающими некую более или менее связную реалистическую картину нового капи-талистического общества. Именно на этих произведе-ниях поэтому легче всего проследить процесс становле-ния диккенсовского реализма, каким он, в существен-ных чертах своих, сложился в эту эпоху. В дальнейшем, правда, происходит углубление, расширение, уточнение уже достигнутого метода, но направление, в котором мо-жет идти художественное развитие, дано в этих первых социальных романах. Мы можем наблюдать, как в этих книгах Диккенс становится писателем своей современно-сти, создателем английского социального романа широ-кого диапазона. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М., 1983

«Приключения Оливера Твиста» (1837--1839), нача-тые одновременно с «Пиквикским клубом», являясь пер-вым реалистическим романом Диккенса, тем самым создают переход к новому периоду его творчества. Здесь уже в полной мере сказалось глубоко критическое отно-шение Диккенса к буржуазной действительности. Наряду с традиционной сюжетной схемой приключенческого ро-мана-биографии, которой следовали не только писатели XVIII века вроде Филдинга, но и такие ближайшие пред-шественники и современники Диккенса, как Бульвер-Литтон, здесь имеется явный сдвиг в сторону социально-политической современности. «Оливер Твист» написан под впечатлением знаменитого закона о бедных 1834 года, обрекшего безработных и бездомных бедняков на пол-ное одичание и вымирание в так называемых работных домах. Свое возмущение этим законом и созданным для народа положением Диккенс художественно воплощает в истории мальчика, рожденного в доме призрения. Сильман Т.И. Диккенс: очерк творчества. Л., 1970

Роман Диккенса начал выходить в те дни (с февраля 1837 года), когда борьба против закона, выражавшаяся в народных петициях и нашедшая свое отражение в пар-ламентских дебатах, еще не закончилась. Особенно силь-ное негодование как в революционном чартистском лаге-ре, так и в среде буржуазных радикалов и консерваторов вызвали те мальтузиански окрашенные пункты закона, согласно которым мужей в работных домах отделяли от жен, а детей от родителей. Именно эта сторона нападок на закон нашла наиболее яркое отражение и в диккен-совском романе. Нерсесова Т.И. Творчество Чарльза Диккенса. М., 1967

В «Приключениях Оливера Твиста» Диккенс показы-вает голод и ужасающие издевательства, которые терпят дети в общественном доме призрения. Фигуры приход-ского бидля мистера Бамбла и других заправил работ-ного дома открывают галерею сатирических гротескных образов, созданных Диккенсом.

Жизненный путь Оливера - это серия страшных кар-тин голода, нужды и побоев. Изображая тяжкие испыта-ния, обрушивающиеся на юного героя романа, Диккенс развертывает широкую картину английской жизни свое-го времени.

Сначала жизнь в работном доме, затем в «учении» у гробовщика, наконец, бегство в Лондон, где Оливер по-падает в воровской притон. Здесь - новая галерея типов: демонический содержатель воровского притона Феджин, грабитель Сайкс, по-своему трагическая фигура, проститутка Нэнси, в которой доброе начало все время спорит со злом и наконец одерживает победу.

Благодаря своей разоблачающей силе все эти эпи-зоды заслоняют традиционную сюжетную схему совре-менного романа, согласно которой главный герой непре-менно должен выпутаться из тяжелого положения и завоевать себе место в буржуазном мире (откуда он, соб-ственно, и происходит). В угоду этой схеме и Оливер Твист находит своего благодетеля, а в конце романа ста-новится богатым наследником. Но этот путь героя к бла-гополучию, достаточно традиционный для литературы того времени, в данном случае менее важен, чем отдель-ные этапы этого пути, в которых и сосредоточен разобла-чающий пафос диккенсовского творчества.

Если рассматривать творчество Диккенса как после-довательное развитие к реализму, то «Оливер Твист» явится одним из важнейших этапов этого развития.

В предисловии к третьему изданию романа Диккенс писал, что целью его книги является «одна суровая и го-лая истина», которая заставляла его отказаться от всех романтических прикрас, какими обычно пестрели произ-ведения, посвященные жизни подонков общества.

«Я читал сотни повестей о ворах - очаровательных малых, большею частью любезных, безукоризненно одетых, с туго набитым карманом, знатоках лошадей, сме-лых в обращении, счастливых с женщинами, героях за песней, бутылкой, картами или костями и достойных то-варищах, самых храбрых, но я нигде не встречал, за ис-ключением Хогарта, подлинной жестокой действитель-ности. Мне пришло на мысль, что описать кучку таких товарищей по преступлению, какие действительно суще-ствуют, описать их во всем их безобразии и бедствен-ности, в жалкой нищете их жизни, показать их такими, какими они в действительности бредут или тревожно крадутся по самым грязным тропам жизни, видя перед собой, куда бы они ни пошли, огромный черный, страш-ный призрак виселицы, - что сделать это значило по-пытаться помочь обществу в том, в чем оно сильно нуж-далось, что могло принести ему известную пользу». Диккенс Ч. Собрание сочинений в 2-х томах. М.: «Художественная литература», 1978.

К произведениям, грешащим подобным романтиче-ским приукрашением жизни подонков общества, Дик-кенс причисляет знаменитую «Оперу нищих» Гея и ро-ман Бульвера-Литтона «Поль Клиффорд» (1830), сюжет которого, особенно в первой части, во многих деталях предвосхитил сюжет «Оливера Твиста». Но, полемизи-руя с такого рода «салонным» изображением темных сторон жизни, какое свойственно было писателям типа Бульвера, Диккенс все же не отвергает своей связи с литературной традицией прошлого. Он называет в качестве своих предшественников целый ряд писателей XVIII века. «Филдинг, Дефо, Голдсмит, Смоллет, Ричардсон, Макензи -- все они, и в особенности первые два, с са-мыми благими целями выводили на сцену подонков и отребье страны. Хогарт -- моралист и цензор своего вре-мени, в великих произведениях которого будет вечно отражаться и век, в который он жил, и человеческая природа всех времен, -- Хогарт делал то же самое, не останавливаясь ни перед чем, делал с силой и глубиной мысли, которые были уделом очень немногих до него...» Там же

Указывая на свою близость к Филдингу и Дефо, Диккенс тем самым подчеркивал реалистические устрем-ления своего творчества. Дело здесь, конечно, не в близости темы «Моль Флендерс» и «Оливера Твиста», а в общей реалистической направ-ленности, которая заставляет авторов и художников изображать предмет, ничего не смягчая и не приукра-шивая. Некоторые описания в «Оливере Твисте» вполне могли бы послужить пояснительным текстом к карти-нам Хогарта, в особенности такие, где автор, отступая от непосредственного следования сюжету, останавли-вается на отдельных картинах ужаса и страданий.

Такова сцена, которую застает маленький Оливер в доме бедняка, плачущего по умершей жене (глава V). В описании комнаты, обстановки, всех членов семьи ощущается метод Хогарта -- каждый предмет рассказы-вает, каждое движение повествует, и картина в целом есть не просто изображение, а связное повествование, увиденное глазами историка нравов.

Одновременно с этим решительным шагом к реали-стическому отображению жизни мы можем наблюдать в «Оливере Твисте» и эволюцию диккенсовского гума-низма, который утрачивает свой отвлеченно-догматический и утопический характер и также приближается к реальной действительности. Сильман Т.И. Диккенс: очерк творчества. Л., 1970

Доброе начало в «Оливере Твисте» расстается с весельем и счастьем «Пиквикского клуба» и поселяется в иных жизненных сферах. Уже в последних главах «Пиквикского клуба» идиллии при-шлось столкнуться с мрачными сторонами действитель-ности (мистер Пиквик во Флитской тюрьме). В «Оли-вере Твисте», на принципиально новых основаниях, про-исходит отрыв гуманизма от идиллии, и доброе начало в человеческом обществе все решительнее сочетается с ми-ром реальных житейских бедствий.

Диккенс как бы нащупывает новые пути для своего гуманизма. Он уже оторвался от блаженной утопии сво-его первого романа. Доброе уже не означает для него счастливое, а скорее наоборот: в этом несправедливом мире, нарисованном писателем, добро обречено на стра-дания, которые далеко не всегда находят свое возна-граждение (смерть маленького Дика, смерть матери Оливера Твиста, а в следующих романах смерть Смайка, маленькой Нелли, Поля Домби, которые все являют-ся жертвами жестокой и несправедливой действитель-ности). Вот как рассуждает миссис Мейли в тот горест-ный час, когда ее любимице Розе грозит гибель от смертельной болезни: «Я знаю, что не всегда смерть щадит тех, кто молод и добр и на ком покоится привя-занность окружающих».

Но где же в таком случае источник добра в чело-веческом обществе? В определенном социальном слое? Нет, этого Диккенс не может сказать. Он решает этот вопрос как последователь Руссо и романтиков. Он на-ходит ребенка, неиспорченную душу, идеальное суще-ство, которое выходит чистым и непорочным из всех испытаний и противостоит язвам общества, которые в этой книге еще в значительной степени являются до-стоянием низших классов. Впоследствии Диккенс пере-станет обвинять преступников за их преступления, а за все существующее зло обвинит господствующие классы. Сейчас концы с концами еще не сведены, все находится в стадии становления, автор еще не сделал социальных выводов из нового расположения моральных сил в своем романе. Он еще не говорит того, что скажет в дальней-шем,-- что добро не только соседствует со страданием, но что оно главным-то образом пребывает в мире обез-доленных, несчастных, угнетенных, словом, среди неиму-щих классов общества. В «Оливере Твисте» еще дейст-вует фиктивная, как бы надсоциальная группа «добрых джентльменов», которые по своей идейной функции тесно связаны с разумными и добродетельными джентльмена-ми XVIII столетия, но, в отличие от мистера Пиквика, достаточно обеспечены, чтобы делать добрые дела (осо-бая сила -- «добрые деньги»). Это покровители и спа-сители Оливера -- мистер Браунлоу, мистер Гримвиг и другие, без которых ему было бы не уйти от преследова-ния злых сил.

Но и внутри группы злодеев, сплоченной массой про-тивостоящих человеколюбивым джентльменам и пре-краснодушным юношам и девушкам, автор отыскивает такие характеры, которые кажутся ему способными к нравственному перерождению. Такова в первую очередь фигура Нэнси, падшего существа, в ком все же любовь и самопожертвование одерживают верх и побеждают да-же страх смерти.

В цитированном выше предисловии к «Оливеру Тви-сту» Диккенс писал следующее: «Казалось очень грубым и неприличным, что многие из лиц, действующих на этих страницах, взяты из самых преступных и низких слоев лондонского населения, что Сайке -- вор, Феджин -- укрыватель краденых вещей, что мальчики -- уличные воришки, а молодая девушка -- проститутка. Но, сознаюсь, я не могу понять, почему не-возможно извлечь урок самого чистого добра из самого гнусного зла... Я не видел причины, когда писал эту книгу, почему самые отбросы общества, если язык их не оскорбляет слуха, не могут служить нравственным це-лям по крайней мере столько же, сколько и верхи его» Диккенс Ч. Собрание сочинений в 2-х томах. М.: «Художественная литература», 1978.

Добро и зло в этом романе Диккенса имеют не толь-ко своих «представителей», но и своих «теоретиков». Показательны в этом отношении разговоры, которые ве-дут Феджин и его ученик с Оливером: оба они пропо-ведуют мораль беспардонного эгоизма, согласно кото-рой каждый человек -- «лучший друг самому себе» (глава XLIII). В то же время Оливер и маленький Дик являются яркими представителями морали человеколюбия (ср. главы XII и XVII).

Таким образом, расстановка сил «добра» и «зла» в «Оливере Твисте» еще достаточно архаична. В основе ее лежит представление об обществе, еще не разделен-ном на враждующие классы (иное представление появ-ляется в литературе XIX века позднее). Общество рас-сматривается здесь как некий более или менее цельный организм, которому угрожают различного рода «язвы», могущие разъедать его либо «сверху» (бездушные и же-стокие аристократы), либо «снизу» - порочность, нищен-ство, преступность неимущих классов, либо со стороны официального государственного аппарата - суд, поли-цейские чиновники, городские и приходские власти и т.п.

Художественные особенности романа

«Оливер Твист», так же как романы типа «Николаса Никльби» (1838--1839) и «Мартина Чезлуита» (1843-- /1844), лучше всего доказывал, насколько устарела сюжетная схема, которой еще продолжал держаться Диккенс. Эта сюжетная схема, правда, допускала опи-сание реальной жизни, однако реальная жизнь суще-ствовала в ней лишь в качестве знаменательного фона (ср. «Пиквикский клуб»), а Диккенс в своих реалистиче-ских романах уже перерос такую концепцию действи-тельности.

Для Диккенса реальная жизнь уже не была «фоном». Она постепенно становилась основным содержанием его произведений. Поэтому она должна была прийти в не-минуемое столкновение с сюжетной схемой традицион-ного буржуазного романа-биографии.

В реалистических социальных романах Диккенса пер-вого периода, несмотря на их широкое содержание, в центре стоит один главный герой. Обычно эти романы и называются именем своего главного героя: «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Мартин Чезлуит». При-ключения, «авантюры» (adventures) героя, по образцу романов XVIII века (имеются в виду романы-биогра-фии типа «Тома Джонса»), создают необходимую предпосылку для изображения окружающего мира в том многообразии и одновременно в той случайной пестро-те, в какой современная действительность являлась писателям этой срав-нительно ранней поры развития реализма. Романы эти сюжетно следуют за опытом отдельной личности и как бы воспроизводят случайность и естественную ограниченность этого опыта. Отсюда неизбежная неполно-та подобного изображения Михальская И.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М., 1989

И действительно, не только в романах XVIII века, но и в ранних романах Диккенса конца 30-х и начала 40-х годов мы наблюдаем выдвижение на первый план того или иного эпизода в биографии героя, могущего одновременно служить материалом и средством для изображения какого-либо типического явления социаль-ной жизни. Так в «Оливере Твисте» маленький мальчик попадает в воровской притон -- и перед нами жизнь подонков, отверженных и падших («Оливер Твист»).

Что бы ни изображал автор, в какой бы неожиданный и отдаленный уголок действительности он ни забросил своего героя, он всегда использует эти свои экскурсы в ту или иную область жизни, чтобы нарисовать широкую социальную картину, которая отсутствовала у писателей XVIII века. Такова основная черта диккенсовского реализма ранней поры -- использование всякого, казалось бы, слу-чайного эпизода в биографии героя для создания реали-стической картины общества.

Но вместе с тем возникает вопрос: насколько всеобъемлюща та картина, которую этим способом развертывает перед нами писатель? На-сколько все эти отдельные явления, столь важные сами по себе - поскольку именно они нередко определяют колорит, характер и основное содержание того или ино-го романа Диккенса, - равноценны с со-циальной точки зрения, одинаково ли они характерны, показана ли их органическая связь друг с другом в ка-питалистическом обществе? На этот вопрос необходимо ответить отрицательно. Конечно, все эти явления неравноценны.

Ранние произведения Диккенса, его реалистические романы дают нам, таким образом, чрезвычайно богатую, живую, многообразную картину действительности, но они рисуют эту действительность не как единое целое, уп-равляемое едиными законами (именно такое понимание современности появится у Диккенса впоследствии), а эмпирически, как сумму отдельных примеров. В этот пе-риод Диккенс трактует современную ему капиталисти-ческую действительность не как единое зло, а как сумму разнообразных зол, с которыми и следует бороться по-одиночке. Так он и поступает в своих романах. Он стал-кивает своего героя, в ходе его личной биографии, с од-ним из таких первоочередных зол и всеми возможными средствами жестокой сатиры и уничтожающего юмора ополчается на это зло. То варварские методы воспита-ния детей, то лицемерие и пошлость средних мещанских классов английского общества, то продажность парла-ментских деятелей -- все это поочередно вызывает гнев-ный протест или насмешку писателя.

Создается ли у нас в результате суммирования этих различных сторон какое-то общее впечатление относи-тельно характера изображенной автором действительно-сти? Несомненно, создается. Мы понимаем, что это мир продажности, коррупции, лукавого расчета. Но задается ли автор сознательной целью показать внутреннюю функциональную связь всех этих явлений? Пока что это-го нет, и именно здесь кроется различие между дву-мя периодами реалистического творчества Диккенса: в то время как в первый период, о котором только что шла речь, Диккенс в этом отношении еще в значитель-ной степени эмпирик, «в дальнейшем своем художествен-ном развитии он будет все больше подчинять свое твор-чество поискам обобщений, сближаясь в этом отноше-нии с Бальзаком» Катарский И.М. Диккенс / критико-библиографический очерк. М., 1980