Театр сатиры главный режиссер. Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа

Московский академический театр сатиры 1 октября отмечает 90-летие. Специально к юбилею здесь поставили спектакль-обозрение "Грустно, но смешно", в котором задействован основной состав труппы.

Сегодня театр под художественным руководством Александра Ширвиндта является своеобразной московской меккой юмора и пародии. Здесь ставят классику и пьесы современных авторов, шутят искрометно, смело и по существу. В репертуаре постановки по произведениям Рэя Куни, Астрид Линдгрен, Мольера, Бернарда Слэйда.

О том, как сегодня живет Театр сатиры, почему опасен конвейер юмора, как рождаются смешные спектакли и чем полезен дефицит шуток - рассказал актер, режиссер и сценарист Александр Ширвиндт.

В 1920-х годах прошлого века сатира была смелым и опасным жанром для театра. Сейчас шутить можно над чем и кем угодно. У вас получается в этих условиях шутить также злободневно и привлекать зрителя?

Сатира – слово довольно подозрительное. Вы говорите о прошлом веке, когда были аллюзии, "фиги в кармане", нужно было обязательно что-то показывать через намеки. Например, великий спектакль театра "Доходное место", поставленный Захаровым, был закрытым спектаклем. У Плучека закрыли девять спектаклей. Не то чтобы не разрешили ставить, готовые спектакли закрывали накануне. Но через это табу всегда пробивалось желание сделать.

Дефицит – двигатель эмоций. Я всю жизнь курю трубку, и раньше было только два сорта табака: "Трубка мира" в Петербурге и "Золотое руно" у нас. Мы их смешивали. Покойный артист Ефим Копелян мне присылал "Трубку мира", я ему - "Золотое руно". А сейчас в каждой подворотне можно купить любой табак. То же самое и с сатирой. Как можно сейчас пересатирить полемику Жириновского с Чубайсом или Михалкова с Ксенией Собчак? Поэтому наш театр имени сатиры, памяти сатиры.

И какая она, нынешняя сатира?

Я считаю, что кроме сатиры, которая подразумевает злость, существует ирония, пародия, шарж, юмор, который так необходим сегодня населению. Потому что нельзя нагнетать негатив, катастрофу и апокалипсис. Жизнь одна, должны быть вздохи, как бы не было трудно. Так вот народ и зритель имеет право на вздох – на улыбку, иронию, а если бы еще так рождалась самоирония, то и ожесточения в обществе было бы меньше.

На подготовку празднования юбилея Театра сатиры было отведено 20 дней. Почему так мало?

Потому что театр – такое учреждение, где кроме юбилейных обозрений, нужно еще обеспечивать репертуар. Так как нужно выпускать три - четыре премьеры в месяц, то не до обозрения. В этом году 9 сентября мы успели сыграть премьеру "Лисистрату". С 10 сентября по 1 октября мы должны были подготовить юбилейный спектакль. Не потому что ленились, а потому, что не было времени.

Александр Ширвиндт. Фото: сайт

Специально к юбилею вы готовите спектакль "Грустно, но смешно". Что это будет?

Мы сейчас делаем юбилейное обозрение театра к 1 октября. Это традиция, мы никогда не устраиваем междусобойчиков, корпоративов и пьянок для коллектива. То есть мы пьем, но после. Мы делали обозрения "Нам 50" для театра с оркестром, делали замечательное трогательное произведение с Андреем Мироновым. С этой постановкой мы проехали по всему миру. Пять лет назад мы сделали спектакль "Триумф на Триумфальной". И сейчас делаем обозрение "Грустно, но смешно" – три "но". Такой пародийно-улыбчивый поход по биографии.

В спектакле по-новому обыграют сцены из комедий репертуара Театра сатиры. Захотелось вспомнить прошлое?

Решили немножко пошагать по репертуару, ведь мы хитрые. Реклама двигатель торговли, мы хотим фрагментарно и немножко иронично показать маленькие кусочки из нашего репертуара и тем самым еще раз представить всех наших ведущих артистов. В спектакле задействована вся основная труппа: Вера Кузьминична Васильева, Игорь Борисович Васильев, Алена Юрьевна Яковлева, Федя Добронравов, Леночка Подкаминская.

Давайте поговорим о названии спектакля - “Грустно, но смешно”. Что перевешивает – грусть или радость?

Перевешивает “но”.

Вашему театру сложно сегодня быть смешным?

С юмором очень плохо, потому что как ни крути, без драматургии ничего не сделаешь. Все эти попытки инсценировать классику вторичны, никто ничего не пишет, к сожалению, никаких Рощиных, Гориных и Розовых нет. Молодежь, наверное, замечательная, но что-то я ее не вижу.

Я положительно отношусь к сегодняшней телевизионной юмористике. Галкин, Ваня Ургант, Гальцев - я их помню детьми. Все ребята из Comedy Club и "Уральских пельменей" потрясающие работоспособны. Удивляюсь их фантазии. Но когда круглые сутки существует конвейер, необходимость смешить, это надоедает. Всегда же нужно немножко по чему-то соскучиться, а с каждым витком юмора планка опускается. Это огромная опасность.

История вопроса

Московский академический театр сатиры основан в 1924 году. Поначалу спектакли играли в подвальном помещении в здании, расположенном в Большом Гнездниковском переулке. В 1930-х театр переехал на Садово-Триумфальную улицу. Какое-то время спустя театр обосновался на площади Маяковского.

В разные годы в спектаклях Театра сатиры играли Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин. Художественными руководителями театра были Алексей Алексеев, Николай Горчаков, Николай Петров, Валентин Плучек. С 2000 года худруком театра является Александр Ширвиндт.

Творческое амплуа Московского академического театра Сатиры неповторимо и уникально, благодаря звездному актерскому составу и талантливому руководителю театра Валентину Николаевичу Плучеку. Театр работает в жанре сатиры, которое является одним из самых сложных в искусстве. В спектаклях юмор часто переплетается с язвительностью и издевкой. Но легендарный режиссер театра В.Н. Плучек на протяжении многих лет мастерски удерживался на этой тонкой грани, отделяющей одно от другого. Спектакли, которые ставятся в театре, всегда имеют злободневную и острую проблематику. Ведь борьба с пережитками прошлого, с личными и общественными пороками - это одно из основных назначений сатиры. А юмор – это оружие, с помощью которого можно многого достичь.

Если вы заинтересовались театром Сатиры и хотели бы побывать на одном из спектаклей – воспользуйтесь шансом заказать билеты через наш сайт. Репертуар этого театра, конечно, совсем не такой, как в обычном. Ведь само название обязывает театр Сатиры держать марку. Чего только стоят броские и вызывающие афиши театра, развешанные по всей Москве в первые годы работы коллектива! «А не хулиган ли вы, гражданин?», «Спокойно, снимаю!» и подобные им эксцентричные названия эпатировали публику и вызывали недоумение у прохожих. Каждый спектакль является острой злободневной сатирой и смелым вызовом обществу. Вот уже многие годы основной репертуар театра составляет классика жанра – М.Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ж. Б. Мольер и Бернард Шоу.

После грандиозного успеха спектакля «Баня» по Маяковскому у театра Сатиры начался новый творческий взлет, связанный с драматургией. Вдохновленный удачной постановкой, режиссер начал работу над другими пьесами Маяковского «Мистерия-Буфф» и «Клоп».

Но театр известен не только благодаря своему отличному репертуару. Главным его достоянием является уникальная актерская труппа, в состав которой в разное время входили такие талантливые и популярные актеры, как А. Миронов, М. Державин, А. Ширвинд, Т. Пельтцер, А. Папанов, Г. Менглет, В. Васильева, Н. Корниенко, А. Левинский, А. Диденко, Л. Гаврилова, Е. Градова, С.Мишулин, Т. Ицыкович, Н. Архилова, Н. Защипина, Ю. Авшаров, Р. Ткачук, В. Байков. И сегодня в театре Сатиры играют молодые, но уже достаточно известные и перспективные артисты.

Художественный руководитель - Ширвиндт Александр Анатольевич
Руководитель литературно-драматургической части - Карпова Нина Никитична
Художник-постановщи - Шихарев Валентин Николаевич
Заведующая труппой - Чунихина Бронислава Сергеевна
Заведующий художественно-постановочной частью - Лазарев Виктор Яковлевич

Адреес театра сатиры: 125009 Москва, Триумфальная площадь, дом 2

Театр сатиры (Москва) появился в столице в первой половине 20 века, а именно в 1924 году. Уже из названия понятно, что репертуар театра основывается на комедиях, комических персонажах. Людям в то время действительно не хватало дополнительного источника позитива, и вот они нашли его в стенах этого заведения. Театр существует и в наши дни, пользуется не меньшей популярностью и любовью зрителей.

Становление

Академический театр сатиры (Москва), как было отмечено ранее, распахнул свои двери в 1924 году. Первоначально он занял подвальное помещение жилого дома, расположенного в переулке Большом Гнездниковском, вытеснив кабаре "Летучая мышь".

Руководство над театром возглавил Давид Гутман. И, надо признать, под его руководством Театр сатиры (Москва) приобрел огромную популярность: труппа сразу была принята зрителями, спектакли собирали аншлаги, а билеты раскупались задолго до их проведения. Репертуар на первоначальном этапе был представлен небольшими пьесками и пародиями - увидеть что-то подобное в других театрах города было просто невозможно.

Новый этап

Адрес Театра сатиры в Москве в скором времени изменился: он переехал в новое помещение на Садово-Триумфальной улице. Его репертуар пополнился комедиями и пьесами с явным преобладанием пародий. Новую эпоху театра многие связывают с приходом Валентина Николаевича Плучек. Сие событие произошло в 1950 году. Именно при нем был расширен репертуар, да и сам театр вышел на новый уровень. Его постановки будоражили всю общественность, они были самыми успешными, яркими и фееричными. Но в то непростое время до зрителя доходили не все постановки: насколько бы ни была популярна сатира, сколько восхищения она бы ни вызывала у публики, многие спектакли было запрещены правительством. Кстати, в зоне запрета находились и творения В. Плучека и молодого М. Захарова, театральная карьера которого начиналась именно в стенах Театра сатиры.

В 1964 году Театр сатиры перебрался в новое здание, на это раз на Маяковской площади. И только в 1970-м году он занял помещение на Триумфально площади, где находится и по сей день.

1987 год оказался очень тяжелым для Театра сатиры. Именно в этот год ушли из жизни одни из самых талантливых актеров века: Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Репертуар Театра сатиры (Москва) лишился тогда порядка 13 спектаклей, что не сказалось на его популярности.

Руководитель театра Валентин Плучек стремился к его популяризации, именно поэтому даже в тяжелые перестроечные годы он снизил стоимость билетов, чтобы люди могли по-прежнему посещать театр и приобщаться к прекрасному.

Достижения

В. Плучек собрал свою собственную трупу, а ее выходцы стали известнейшими театральными актерами страны. Среди них Ольга Аросева, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Михаил Державин, Александр Ширвиндт и многие другие. Можно смело сказать, что Театр сатиры (Москва) позволил раскрыться многим талантливым актерам, представляющим элиту нашей страны. В настоящее время театр активно продвигает молодых, но талантливых актеров.

Репертуар сегодня

Конечно, каждый должен посетить Театр сатиры (Москва). Спектакли в нем проходят с завидной регулярностью и зачастую собирают полные залы. В настоящее время все поклонники сатиры смогут посетить потрясающие спектакли, в которых задействованы лучшие актеры современности:

  • "Двенадцатая ночь" - последняя постановка Уильяма Шекспира, где он прощается с веселостью прежнего бытия. Романтика, поэзия, реалии обыденной жизни, прелесть смешных и порой необдуманных поступков - все это переплелось в сложном сюжете пьесы. Павел Сафонов постарался показать вполне земные чувства всех персонажей, в вот мир, в котором они живут... Впрочем, вы сами все узнаете, купив билеты на это спектакль.
  • "Дороги, которые нас выбирают" - постановка по мотивам рассказов О. Генри. В поиске ответа на серьезные жизненные вопросы Театр сатиры на этот раз обратился к смешным и незатейливым рассказам О. Генри, придав им современный окрас.

  • "Никогда не поздно" - комедия американского драматурга Сэма Бобрика, которая впервые поставлена на российской сцене Александром Ширвиндтом. Любовь, ревность, предательство прекрасно обыграны талантливыми Аленой Яковлево и Юрием Васильевым. Отличная постановка, собирающая аншлаги.
  • "Свадьба в Малиновке" - любимая многими музыкальная комедия, действия которой разворачиваются в годы гражданской войны. Сюжет постановки знаком многим, но профессиональным актерам удается вдохнуть в нее новую жизнь.

Это лишь небольшая часть репертуара Театра сатиры, он регулярно обновляется и пополняется новыми постановками, вызывающими восхищение публики.

Актерский состав

Труппа театра представлена лучшими актерами современности. Среди них много талантливых и легендарных личностей:

  • С. Бескакотов;
  • А. Ширвиндт;
  • К. Карасик;
  • З. Матросова;
  • Ю. Воробьёв;
  • А. Барило;
  • Р. Вьюшкин;
  • М. Державин;
  • Е. Подкаминская;
  • А. Чернявский;
  • А. Буглак;
  • Л. Ермакова;
  • О. Кассин;
  • И. Лагутин;
  • В. Рухманов;
  • С. Рябова;
  • С. Беляев;
  • А. Воеводин;
  • С. Лопатин;
  • Н. Феклисова;
  • А. Яковлева;
  • Ю. Васильев;
  • В. Гурьев;
  • Ф. Добронравов;
  • Т. Титова.

Художественный руководитель

Все последние 16 лет существования театра его возглавляет Александр Ширвиндт. Он здесь и режиссер, и актер. После окончания Щукинского училища он стал актером театра Ленком. В Московский академический театр он пришел в 1970 году, положив начало его новому этапу. Сначала он был одним из актеров, но в 2000 году занял пост художественного руководителя. Ему удалось сохранить индивидуальность театра, пополнить его репертуар новыми постановками, пользующимися популярностью у москвичей и гостей города.

Стоимость билетов

Всем тем, кто решит посетить Театр сатиры (Москва), билеты необходимо приобрести заранее. Дело в том, что театр пользуется популярностью у москвичей и гостей города. На премьерные показы просто не достать билетов.

Приобрести билеты можно в кассе театра. Стоимость их составляет 300-2000 рублей. Такой значительный разбег в цене в первую очередь связан с занимаемыми местами. В выходные и праздничные дни стоимость билетов возрастает на 15-20 процентов. Именно поэтому, если вы желаете насладиться постановкой и сэкономить существенную часть своего бюджета, лучше заранее приобрести билеты на спектакль в будний день.

Как добраться

Театр сатиры находится по адресу: Москва, Триумфальная площадь, д. 2. Конечно, многим он ни о чем не говорит. Если вы решите посетить Театр сатиры (Москва), метро "Маяковская" - пункт вашего назначения. Из метро необходимо выйти в указанном направлении. Выйдя из стеклянных дверей московского метрополитена, следует повернуть налево и пройти несколько метров вдоль Концертного зала имени Чайковского. Внешне театра сатиры (Москва) представляет собой серой здание, равномерно распределившееся вдоль Триумфальной площади. Вы точно не пройдете мимо него, увидев огромные афиши.

Приобрести билет на спектакль театра можно здесь же, в кассе. Она работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Кстати, выкуп билетов производится не только наличными, но и с помощью банковской карты. Более того, вы можете заказать их с доставкой, воспользовавшись услугами курьерской службы - отличное решение для постоянно занятых жителей мегаполиса.

Форма одежды

Предположим, вы собрались посетить Театр сатиры (Москва). Спектакли здесь проходят практически каждый день. Заведение более лояльно к форме одежды, но все же не стоит забывать, что вы идете не в кино, а театр, поэтому девушкам лучше облачиться в строгий наряд, а мужчинам - в костюм.

Вакансии

Хотите быть ближе к сцене, вас волнует Театр сатиры? Вакансии (Москва) довольно редко встречаются, тем не менее при желании можно найти что-то интересное. В связи с расширением репертуара в театр требуются заведующие костюмированным цехом, приглашаются опытные швеи. Заработная плата обсуждается с каждым потенциальным кандидатом. Если вы имеете опыт работы, хотите быть ближе к театральному миру, его актером, это удивительный шанс.

Заключение

Академический театр сатиры (Москва) - отличный вариант для организации культурного досуга и отдыха. Комедийный репертуар позволяет отвлечься от суеты привычных будней, позабыть обо всех проблемах и трудностях и обзавестись дополнительным источником позитива на долгое время. Обязательно выберете время, найдите достойную компанию, закажите билеты и смело отправляйтесь на выбранную постановку - положительные эмоции вам гарантированы. Единственное, на премьерный показ лучше приобретать билет заранее, в противном случае вы просто можете не попасть на него, так как желающих обычно предостаточно. Приобщайтесь к культурной жизни столицы, получайте удовольствие от профессиональной актерской игры.

Александр Анатольевич Ширвиндт - прославленный советский и российский актёр театра и кино. Кроме того, он хорошо известен как режиссёр и сценарист. Родился Александр 19 июля 1934 года в Москве. Поскольку его родители были представителями творческих профессий, мальчик с юных лет полюбил сцену. Он проявлял отличные способности к лицедейству и очень любил участвовать в художественной самодеятельности. Поэтому после окончания школы Ширвиндт серьёзно решил посвятить себя искусству и поэтому поступил в Щукинское училище. После окончания учебного заведения молодой и очень талантливый актёр был приглашён в 1956 году в труппу Театра киноактёра. Тогда же он впервые попробовал свои силы и в кино.

Но в этом театре Александр Ширвиндт не достиг желаемого успеха. Поэтому впоследствии он перешёл в труппу театра имени Ленинского комсомола, а затем - в театр На Малой Бронной. Но известность пришла к Ширвиндту лишь после того, как в 1970 году он стал актёром театра Сатиры. Именно здесь ему удалось полностью раскрыть свой удивительный комедийный дар и искромётное чувство юмора. Кстати, примерно в то же время известность также пришла к Александру и в кино, где ему тоже доставались преимущественно роли в комедиях. Кроме того, оказался весьма успешным и его юмористический дуэт с другом и актёром Михаилом Державиным, с которым они вместе принимали участие в различных концертных программах.

В настоящее время Александр Ширвиндт - прославленный актёр театра и кино. Он носит почётное звание Народного артиста РСФСР. Сегодня, как и много лет назад, Александр Анатольевич по - прежнему много играет на сцене театра Сатиры. А билеты на спектакли с его участием всегда пользуются спросом у зрителей. Также достаточно часто можно увидеть актёра в кино. Как и много лет назад, отечественная публика нередко наслаждается его удивительным концертным дуэтом с Державиным. Кроме того, Ширвиндт сейчас является вполне успешным режиссёром и сценаристом, подготовившим большое количество постановок театра Сатиры.

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

Детство прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович (Теодор Гдальевич), был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: В. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая. Л. Утёсов...

Дядя (родной брат отца) - первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1891-1958). Другой дядя (брат-близнец отца) - педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук Борис Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1896-1966), старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А.Н. Островского и «Ночь ошибок» О. Голдсмита.
Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».
Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году.
Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей.
В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года.
С 1970 года - актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер.
С декабря 2000 года - художественный руководитель театра Сатиры.

Первая роль в Театре сатиры - граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970).
С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Неоднократно выступал в качестве автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам - 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная) (1992).
Всего за время работы в Театре сатиры поставил более 10 спектаклей.

Автор и режиссёр-постановщик юбилейных вечеров актёров Театра сатиры Татьяны Пельтцер, Георгия Тусузова, Валентина Плучека, Георгия Менглета, Ольги Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу идущего на сцене обозрения «Молчи, грусть, молчи...».
Особое место в творчестве Александра Ширвиндта занимает эстрада. Как автор и режиссёр работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым; придумал популярный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.
На эстраде работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым.
Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников».
В кино дебютировал в 1956 году в роли Ухова в картине «Она вас любит».
Работы на телевидении: циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок»; «Театральные встречи» из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева - телепрограммы о М.И. Жарове, Л.О. Утёсове, Н.В. Богословском.
Принимал участие в бенефисах В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссёром Е. Гинзбургом.
С 1958 года преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года - профессор).

Член Союза театральных деятелей (1961), член Союза кинематографистов (1978), действительный член Российской киноакадемии, действительный член Американской Пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба, президент и действительный член Академии юмористических авторитетов, член Общественного совета ГУВД города Москвы.

В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».
В 1994 году вышла в свет книга «Былое без дум», написанная А.А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Борисом Поюровским, в 2006 году - «Schirwindt, стёртый с лица земли. Книга воспоминаний».

Жена (с 1957 года) - архитектор Наталья Николаевна Белоусова (род. 1935), племянница химика Б. П. Белоусова; сын - телеведущий Михаил Ширвиндт.

театральные работы

Театр им. Ленинского комсомола
«Трудовой хлеб» А.Н. Островского
«Ночь ошибок» Оливера Голдсмита
«Первая Конная» Всеволода Вишневского. Режиссёр: Б. Н. Норд
«Первая симфония» А. К. Гладкова (10 июля 1957 - ввод), реж. Александр Аронович Рубб
«Товарищи-романтики» Марка Соболя
«До свидания, мальчики!» Бориса Балтера
«Колесо счастья» братьев Тур
«Вам 22, старики!» Эдварда Радзинского
«Когда цветёт акация» Николая Винникова
«Чемодан с наклейками» Дмитрия Угрюмова
«Центр нападения умрет на заре» А. Куссани
«О Лермонтове» О. Ремез и Т. Чеботаревская
«Святая Иоанна» Б. Шоу
«Чайка» А. П. Чехов (реж. А. Эфрос) - Тригорин
«Мольер» М. А. Булгаков (реж. А. Эфрос) - Людовик
«Каждому своё» С. Алешин (реж. А. Эфрос) - Гудериан
«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (реж. А. Эфрос) - Феликс
«Снимается кино» Эдварда Радзинского (реж. А. Эфрос) - Нечаев

Театр на Малой Бронной
«Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова
«Ромео и Джульетта» Шекспира

Театр Сатиры
1970 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Режиссёр: В. Н. Плучек - граф Альмавива
1970 - «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского - Родион
1971 - «Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Министр-администратор
1982 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Добчинский
1972 - «Таблетку под язык» А. Макаенка - Ломтев
1973 - «Чудак-человек» В. Азерникова - Заводское руководство
1973 - «Клоп» В. Маяковского - Президент репортажа
1975 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Гектор
1976 - «Клеменс» К. Сая - Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник
1976 - «Горе от ума» А. Грибоедова - Молчалин

1980 - «Чудак» Н. Хикмета - Ахмет Рыза
1982 - «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта - Роберт Пила
1983 - «Крамнэгел» Л. Устинова - Мервин Шпиндельман
1985 - «Бремя решения» Ф. Бурлацкого - Пьер Селинджер
1986 - «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ - Негриш
1995 - «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского - Михалев
1997 - «Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Несчастливцев
1999 - «Привет от Цюрупы!» Ф. Искандера - Думающий о России
2001 - «Орнифль» Ж. Ануя - Орнифль
2001 - «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта
2013 - «Мольер»(«Кабала святош») - Мольер

Режиссёрские и сценарные работы в театре
1970 - «Проснись и пой!» М. Дьярфаша (с Марком Захаровым)
1973 - «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина (с Андреем Мироновым), и роль Отца
1974 - «Нам - 50» (сценарий совместно с Г. Гориным, постановка с М. Микаэлян)
1978 - «Недоросль» Д. Фонвизина
1979 - «Ее превосходительство» С. Алёшина
1982 - «Концерт для театра с оркестром» (сц. с Г. Гориным)
1985 - «Молчи, грусть, молчи…», сц. и реж.
1988 - «Страсти Черноморья» Ф. Искандера
1992 - «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная), сц. и реж.
2001 - спектакль «Андрюша» (сц. с А. Аркановым)
2003 - «Слишком женатый таксист» Р. Куни
2004 - «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку
2007 - «Женщины без границ» Ю. Полякова
«Кошмар на улице Лурсин» Э. Лабиша
8 ноября 2012 - «Средства от наследства» Ю. Ряшенцева и Г. Полиди
20 апреля 2013 - премьера «Дураки» Нила Саймона

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004).
Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года).
Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74».
Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»).
Награждён премией «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру».
Чеховская медаль (2010).
Почётный знак «Общественное признание».
Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2005).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III-й степени (2014).