Сравнительная характеристика болконского и безухого. Сравнительная характеристика андрея болконского и пьера безухова - сочинение любую на тему

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

Другие материалы

  • Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
  • Тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности. Н. В. Гоголь Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н. В. Гоголя Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время...


  • «Дворянское гнездо»: судьба сословия (по произведениям русской классики)
  • Звания. Чем ближе к 1861 году, тем более негативно изображен дворянин в русской литературе. Слово обломовщина стало приговором сословию, еле живут дворянские гнезда, самые безобразные черты дворянского быта откроются в пошехонье… Роман И.А.Гончарова "Обломов" появляется в 1859 году. ...


    Как и о чем я буду говорить на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло. И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая, я решил - Наташа Ростова! Почему? А потому что мне мил этот герой, можно даже сказать, что...


    Относятся к любви. Для Онегина это «наука страсти нежной». Автор, как и «все поэты - любви мечтательной друзья». Важна разница и в их отношении к литературе. Автор говорит о герое: «Хотел писать - - но труд упорный ему был тошен...». 2. Пьеса «На дне» - это иносказание о человеке, для которого...


    В противоположность великим созидателям и разрушителям, Л. Толстому и Достоевскому,- наш единственный охранитель..." Детство. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в Орле в дворянской семье. Детские годы он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново...


Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Льва Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет.

Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованные, умные, независимые в своих суждениях и в целом близки по духу. “Противоположности дополняют друг друга”, - говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей - рационалист, то есть у него рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер- деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует.

Тем временем положение Пьера в свете полностью меняется. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: “Где вы, там разврат и зло”. В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. “Редкое внешнее очарование” его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту.

Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: “Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни”. Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт. Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, принося им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.

Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Лев Толстой дал клятву: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость”.

Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Льва Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем, Льва Николаевича Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова

Почему Пьер Безухов и Андрей Болконский относятся к числу любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Болконский, имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света. Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Сравнительная характеристика Пьера Безухова и Андрея Болконского [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Художественные образы Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе "Война и мир".

Роман "Война и мир" был написан Л.Н. Толстым в 1869 году. Книга имела ошеломляющий успех. Вскоре её перевели на европейские языки.

Произведение сразу же вызвало восхищение у современников писателя.

Н.Н. Страхов писал:

В таких великих произведениях, как "Война и мир", всего яснее открывается истинная сущность и возвышенность искусства...

Одновременно роман-эпопея Л.Н. Толстого – это уникальный исторический источник. Здесь тонко переплелись судьбы исторических личностей: Наполеона, Кутузова, Александра Первого и вымышленных героев.

Среди персонажей, созданных воображением писателя, наиболее значительными являются Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они оба принадлежат к высшему свету. Андрей Болконский родился в богатой дворянской семье. Отец – бывший генерал-аншеф, жил безвылазно в своем поместье. Князь Андрей воспитывался в строгой обстановке, получил хорошее образование. Он был "...небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами лица". Пьер внешне отличался от своего друга. Безухов был "массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках...". Пьер – незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи. В отличие от князя Андрея он воспитывался заграницей. Читателю очевидно, что Л.Н. Толстой противопоставляет образ Болконского и Безухова. Массивный Пьер и небольшого роста красивый князь.

Князь Андрей Болконский в отличии от Пьера Безухова чувствует себя в высшем свете уверенно. Он знал как вести себя в высшем обществе. Во всем поведении Болконского чувствовалось высокомерие и презрение к окружающим "Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…" В это же время Пьер Безухов наслаждался высшим светом. Все люди казались ему добрыми и светлыми. Он старается видеть в них только хорошее. Так Пьер верит в искренность любви Элен, несмотря на откровенную фальшь. Заискивание княжон и князя Василия он воспринимает как искреннюю доброту. Ему не очевидна лесть окружающих после получения им наследства. Раньше он не замечал недоброжелательность, теперь же он не видит ложь. Князь Андрей Болконский напротив уже давно изучил ложь и воспринимает её как неотъемлемую часть светской жизни.

Очень примечательна речь героев. Так Андрей Болконский говорит медленно с явным высокомерием. Только с близкими людьми он снимает маску: "...увидев, улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно – доброй и приятной улыбкой". Речь Болконского меняется в зависимости от того, с кем он разговаривает. В репликах к представителям высшего общества чувствуется высокомерие, не меняется его речь и при общении с солдатами. Однако с Кутузовым он разговаривает с большим уважением. В репликах с женой его голос звучит раздраженно. В отличии от князя Андрея Пьер всегда говорит пылка, речь его эмоциональна. Он говорит то, о чем думает: "Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет идти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине".

Различен и круг общения героев и круг их общения. Пьер вначале ведет разгульную жизнь, участвует в кутежах у Долохова. Однако после дуэли, взволнованный возможностью убийства, Пьер становится масоном. Он строит школы и больницы для крестьян, погружается в литературу. В общем, ведет весьма и весьма размеренный образ жизни. Однако все время его окружают лжецы и льстецы. После отъезда князя Болконского Безухов остается один среди тех, кто чужд ему, кого он не принимает. Жена не любит его. Элен и князю Василию нужны только его деньги. Кажется, что в масонстве он нашел спасение, но, увы, в ордене состоят те же люди, что претят ему.

По-своему одинок и князь Андрей, окруженный теми, кто его не понимает. Жена увлечена лишь вышивкой, да распространением сплетен. Все его знакомые – никчемные и пустые люди. Но в отличие от Пьера, у Болконского есть источник поддержки – сестра и отец. Пьер же совершенно одинок.

В армии Болконский оказывается к окружении людей, которые не вызывают у него уважения. Свой незаурядный ум князь направил на достижение славы. Первым шагом к этому становится разработка плана сражения, который, по мнению Болконского, приведет к победе. А затем со знаменем в руках князь совершает подвиг к которому стремился: "Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

Ребята, вперед! – крикнул он детски-пронзительно.

"Вот оно!" думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало.

Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком "ура!" побежал вперед и обогнал его".

Небо Аустерлица открывает герою всю мелочность и призрачность его стремлений к славе. Для князя Андрея наступает время мучительных раздумий о смысле жизни. Душевный кризис он пытается преодолеть обратившись к семье и хозяйству.

В кризис мировозрения в отличии от князя Болконского Пьер Безухов углубляется в философию, предпринимает попытки познать жизнь лучше. Он верит, что может исправить этот несовершенный мир: "...я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни". Однако его поиски смысла жизни трагичны и мучительны. Оторванность масонских идей от реальной жизни, понимание того, что в этой среде царят ложь и лицемерие, повергает душу Пьера вотчаяние. Примечательно, что своим духовным возрождением герои так или иначе обязаны Наташе Ростовой.

Самым значительным событием в рамках духовного развития как Пьера, так и Андрея Болконского можно смело назвать 1812 год. Охваченные патриотическим порывом, герои Л.Н. Толстого стремятся лично участвовать в защите отечества. Так, князь Андрей не остался в штабе: всем своим существом он стремился оказаться там, где русские солдаты решали судьбу отечества: "...ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них... Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции". Герой мужественно осознает свой долг. Так же как и князь Андрей он понимает свою связь с отечеством. Глубоко штатский человек, далекий от всего военного, он оказался в самой горячей точке Бородинского сражения. Скрытая теплота патриотизма позволила ему войти в "семейный круг солдат батареи Раевского". "Наш барин" так стали называть его здесь. Л.Н. Толстой подчеркивает: в тяжелые для России времена его герои ощущают наивысший душевный подъем.

Ранение в Бородинском сражении приносит Болконскому страдания душевные и физические. Андрей меняет взгляд на жизнь и мир в целом. После ранения он становиться добрее, терпимей и проще. В ожидании смерти он находит успокоение и гармонию со всем миром.

Через боль и страдания проходит и Пьер Безухов. Голод, холод и страх помогают его обрести простой и мудрый взгляд на жизнь. Также как и князь Андрей, он обретает чувство гармонии с миром людей. Однако, в отличии от Болконского, внутреннее состояние Пьера ближе к жизни, естественней. Он без каких либо усилий "сопрягает" в послевоенной жизни свое бытие и бытие других людей. Именно так естественен союз Пьера и Наташи Ростовой, это гармоничное единство чувства и разума.

В образах Пьера Безухова и Андрея Болконского столько общего, но несмотря на это персонажи абсолютно разные. Герои Л.Н. Толстого выражают его собственные взгляды на жизнь. Лев Николаевич показал, что каждый человек должен искать смысл жизни. Пускай суждения его ошибочны, но у него есть цель. Мы видим, что Л.Н. Толстой сочувствует своим героям. Автор прямо не осуждает их ошибки, но отчетливо показывает их последствия. Он доказывает. Что каждый человек должен следовать высшей цели, но при этом помнить, что есть семья и общество.

Почему Пьер Безухов и Андрей Волконский относятся к числу

любимых героев Л. Толстого? Ведь натуры этих персонажей совсем

разные. Уже в салоне А.П. Шерер Андрей напоминает скучающего

Онегина, которому светские гостиные внушали отвращение. Если Пьер

по наивности благоговеет перед салонными гостями, то Волконский,

имея большой жизненный опыт, презирает собравшихся. Андрей

отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической

цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца,

сдержанностью, самодисциплиной и собранностью. А главное - силой

воли и твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не

имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они

остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны,

независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

"Противоположности дополняют друг друга", - говорили древние. И с

этим я полностью согласна. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей

может быть откровенен только

с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен

верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти

мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи.

Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок преобладает над

чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро

чувствовать и переживать. Пьеру свойственны глубокие раздумья и

сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и

извилист. Вначале, под влиянием молодости и окружающей

обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь

светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать

себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на

дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему

ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества и он

понимает необходимость борьбы.

Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл

жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои

проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже

различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их жизни

идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во

времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет

наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда

девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя

время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни

наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь

Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что

жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не

интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же

любовь к людям.

В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив

богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света.

Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой

женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: "Где вы, там

разврат и зло". В свое время Андрей тоже неудачно женился.

Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за

опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни.

"Редкое внешнее очарование" его жены быстро надоело князю, потому

что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро

понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме

Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и

бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым

желанием духовного перерождения.

Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная

доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь

крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя

счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: "Когда я

живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать

счастье жизни". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя

он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться

своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием

Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной

натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в

работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для

народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как

Пьер в масонстве. Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа

ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но

счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После

разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного

благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт.

Именно там Болконский наконец-то понимает предназначение

человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя

людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь

Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть

перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер,

оставшийся в живых и обогативший свой жизненный опыт.

Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа,

частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми.

Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях,

любить людей, как самого себя.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для

лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких

людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов.

Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л.

Толстой дал клятву; "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться,

биться" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и

опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная

пошлость". Мне кажется, что любимые герои Л. Толстого прожили свои

верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение

сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого

всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы

нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно

волнующие людей. В общем. Толстого по достоинству можно назвать

При всем различии содержания и формы романов ("Рудин" - 1855,

"Отцы и дети" - 1862) И.С.Тургенева у них одна общая проблема -

необходимость обоснования общественной, общественно-

преобразовательной деятельности.

Впервые тип современного общественного деятеля появляется у

Тургенева в одном из рассказов "Записок охотника", в "Гамлете

Щигровского уезда" (1849). У героя рассказа и Рудина общий прототип

Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы

философского кружка Николая Станкевича. От кружковых умозрений

на баррикады - жизненная канва и Бакунина, и Рудина. Щигровский

Гамлет намечает и другой путь - изучение России и ее потребностей

для последующего служения ей. Эта идейная антитеза дворянской

революционности и либерального просветительства развита в образах

Рудина и Лежнева. Однако по цензурным условиям их конфликт дан не

в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом

Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик

в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей

Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов,

комический противник Рудина.

Основная линия романа - любовь Рудина к Наталье Ласунской.

Условия для их "романа" крайне неблагоприятны, ибо пребывание

Рудина в имении ее матери - случайность. В любви Рудин проявляет

черты характера, роднящие его с "Гамлетом..." и другими "лишними

людьми": склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства,

волю, искренность, уверенность в себе. Он хотел увлечь девушку, но

сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах (общее свойство

"лишних людей"). В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев

меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и

неспособным к делу - и личному и общественно значимому. Гибель

Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение

революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России.

Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и

необходимости этого "лишнего человека" с его романтическими

исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах

и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев - "последние из

могикан" идейного и революционного движения 40-х годов.

Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева-

противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может

осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в

дворянской революционности. Скепсис и социальное самоотрицание

передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и

Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной

В "Отцах и детях" изображен более крутой, чем в предыдущих романах

исторический перелом в жизни России. И опять, как и в "Рудине", в

этом романе один сюжетный центр, один герой - выражение этого

перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы

Социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в

усадьбе Кирсановых - как лазутчик во вражеском стане. Он один

выражает новые общественные силы, остальные персонажи - или враги

его (Аркадий), или недостойные подражатели (Ситников и Кукшина).

Базаров - нигилист, т.е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ

героичен и трагичен одновременно. Социально-политические черты

нигилиста в Базарове - это принадлежность к демократической

интеллигенции, политический радикализм, философский материализм.

В центре романа споры Базарова с Павлом Кирсановым, носителем

дворянской культуры. В итоге их демократ торжествует над

аристократом. Кроме аристократа-англомана П.П.Кирсанова, в романе

представлены старый романтик, затянутый рутиной барского

усадебного быта, Николай Кирсанов; губернатор, деспот и прогрессист;

либеральный сановник Колязин, фразер и приспособленец.

Базаров близок к народу, любит его любовью революционера,

тоскующего от недостатка сознания в забитых и темных крестьянских

массах. Он уверен в своих силах, верит в науку, надеется обрести

общий язык с мужиками, отличается мощью анализа и общественного

темперамента, неукротимостью протеста. Эти обаятельные черты

революционного разночинца Тургенев наблюдал в редакции

"Современника" в пору своего сотрудничества в нем.

Но в "Отцах и детях" писатель предупреждает и о культурных потерях,

которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит

парадоксы в поведении нигилиста: порка вора-крестьянина, клевета на

Пушкина. вульгаризация материализма, обильный бытовой цинизм.

(Здесь будет уместно процитировать текст.) В этом проявился

либерализм Тургенева, его высокая культура и прозорливость

художника-реалиста. Предвидел Тургенев и то, что за эти опасения на

него обрушится и консервативная, и революционная критика.

Смерть Базарова, по выражению Герцена, исторически закономерная

случайность: такие незаурядные люди обычно обречены первыми.

Есть в базаровской смерти и еще один смысл - научный. Ученый-

естественник, Базаров гибнет ради "чистой" науки и помогая людям,

ведь вокруг него темнота, грязь, болезни, т.е. его наука оказывается

родственной его революционным деяниям - обе направлены на

улучшение жизни. "Ведь он не на медицинском поприще собирается

прославиться?" -риторически спрашивает Базаров-отец его молодого

друга Аркадия. Но и здесь трагедия, ибо Базаров все же больше

революционер, нежели врач. Его смерть похожа на смерть Рудина,

который умирая, выполняет не свою главную историческую задачу, и

Инсарова из романа "Накануне", который умирает накануне

революционного дела. Трагичен конец Базарова и потому, что он

умирает одиноким, не оставит последователей.

Показателен тот факт, что в четырех из шести своих романов,

посвященных раскрытию личности и деятельности передового

человека, стремящегося изменить общественное бытие, Тургенев в

финалах "убивает" героев такого типа. В этом проявился политический

пессимизм писателя, неверие в возможность радикальным путем

преобразовать русское общество, русскую жизнь.

179. ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни

назревали значительные перемены. Споры вокруг крестьянского

вопроса о путях разрешения социальных противоречий разделяли

интеллигенцию на непримиримо враждующие партии. В центре

общественной борьбы стоит фигура разночинца, революционера-

демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого

общественного и человеческого типа. Это мощная, титаническая

личность. Не разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую

фигуру. Душу Базарова разрывают противоречия. Жизнь опровергает

его "нигилизм". Полюбив Одинцову, Евгений чувствует в своих

убеждениях ложь, но ведь взгляды Базарова - это часть его существа.

Будучи сильной личностью, он никогда не откажется от них.

Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим

финалом - он погибает.

Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости,

разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями.

Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем

и его "учениками".

Ну, например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова,

это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц

романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять,

насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож

на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг "бросает

косвенный взгляд назад и умолкает". Аркадий находится под обаянием

личности старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может

быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя

своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем

иной, он не чужд поэзии, нежных чувств, любит "говорить красиво".

Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно

между приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с

другом, но сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще

отмалчивается /например, когда Базаров смеется над музыкальными

пристрастиями его отца/, а потом начинает и спорить с приятелем.

Наконец, Кирсанов-младший становится на свой настоящий путь: он

влюбляется в Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с твердым

характером, делает ей предложение.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего

приятеля, подчеркивает несходство между ними: "Для нашей терпкой

бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а

есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это ни

может... А мы драться хотим..." В сущности Аркадий - "мякенький,

либеральный барич". Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,

мечты о переменах в общественной жизни, стремление "место

расчистить". Евгений последователен в своих воззрениях, иногда

циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует

постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,

теперь - Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным

хозяином, хорошим помещиком с либеральными наклонностями.

есть в романе персонажи, изображенные саркастически, с

презрительной насмешкой. Это, во-первых, "ученик" Евгения, как он

сам представляется. Ситников и "эмансипе" Кукшина. Эти люди тоже

говорят о естественных науках, рассуждают о правах женщин, о свободе

Мысли, о славянофильстве, то есть интересуются "современными

вопросами". Но Тургенев использует разнообразные художественные

средства, чтобы выявить главное: они лишь играют, а сами часто не

понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано без

смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя "с

одной стороны написано по-французски, а на другой - славянской

вязью", характерен и язык их - напыщенный, пестрящий модными

словечками: "ведь тоже практическая", "...никакой свободы воззрения",

"Всю систему воспитания надо переменить", "долой авторитеты!",

"Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови", а

рядом - пошловатые словечки "шалун, прелесть". Тургенев ясно

показывает, что их отрицание существует только для отрицания:

"возможность презирать и выражать свое презрение было самым

приятным ощущением для Ситникова". Эти герои не понимают самых

простых вещей. Ситников, например, заявляет, что развязная,

бестолковая Кукшина - это "высоко нравственное явление". То, что

кажется им убеждениями, вовсе не связано с их поступками: "Ситников

в особенности нападал на женщин", а потом пресмыкался перед своей

женой "только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова".

Тургенев не жалеет сатирических красок в изображении этих героев.

Вот портрет Ситникова: "тревожное и тупое выражение сказывалось

чертах его прилизанного лица", "глаза глядели пристально и

беспокойно". Кукшина также все делает "нарочно", "неестественно",

выражение ее лица тоже говорит о том, что она пытается не быть самой

собой, а изображать нечто. Свободу она понимает как развязность и

демонстрирует ее вовсю: Ситников "развалился в креслах и задрал ногу

кверху". Даже описание одежды оттеняет их характеры: "не совсем

опрятное платье" "растрепанной" Кукшиной, "чересчур элегантные

перчатки" Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с

нескрываемым презрением.

Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и

Лебезятникову из романа Достоевского "Преступление и наказание". По

словам Достоевского, "они пристают к самой модной ходячей идее,

чтобы ее опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним

образом служат". На фоне этих персонажей особенно ясно видны

подлинность убеждений Базарова, глубина его натуры и беспредельное

одиночество.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12