Солженицын матренин двор план. Солженицын, анализ произведения матренин двор, план. Трагизм судьбы Матрёны

Наталья Беляева

Наталья Васильевна Беляева - главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.

Уроки Солженицына

Читаем «Матрёнин двор»

Урок первый

…Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности - и только из неё!

А.И. Солженицын. «Раковый корпус»

Слово о писателе

Начать урок можно с показа галереи портретов писателя и рассказа учителя и учащихся о жизни и творчестве Солженицына. Для этого могут быть использованы материалы учебника и автобиография писателя. Основные положения рассказа можно оформить в виде таблицы (см. табл. 1), второй столбик которой учащиеся будут заполнять, слушая учителя и обучаясь составлению конспекта лекции (завершат они эту работу дома).

Таблица 1

Этапы жизни писателя Главные события каждого этапа
Рождение, родители Родился в 1918 году в Кисловодске. Отец писателя умер в 1818 году, за полгода до его рождения. Мать воспитывала сына одна, работая машинисткой и стенографисткой
Годы учёбы В 1936 году окончил в Ростове-на-Дону среднюю школу и поступил на математическое отделение Ростовского университета, который окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. С 1939 по 1941 год учился одновременно и на заочном отделении Московского института философии, литературы, истории
Участие в Великой Отечественной войне Воевал на фронтах Великой Отечественной, служил на звукобатарее
Первый арест В 1945 году арестован за переписку, где обсуждались политические вопросы. Отбывание срока в спецтюрьме и в Особлаге под Экибастузом (Казахстан)
Ссылка В марте 1953 года отправлен на вечную ссылку в местечко Кок-Терек (юг Казахстана), где находился до 1956 года
Преподавательская работа Учительствует в сельской школе деревни Мильцево Курловского района Владимирской области
Первые писательские опыты 1957 год - писатель переезжает в Рязань, где пишет роман «В круге первом». 1959 год - создаётся повесть «Один день Ивана Денисовича». 1963 год - опубликован рассказ «Матрёнин двор»
Активная творческая деятельность. Создание литературных произведений разных жанров 1963–1967 годы - работа над «Архипелагом ГУЛАГ», рассказами, сценарием, пьесой, романом «Раковый корпус»
Конфликт с Союзом писателей СССР и тоталитарной государственной системой 1967 год - обращение Солженицына к съезду писателей и исключение его из Союза писателей в 1969 году
Начало мирового признания 1970 год - присуждение Нобелевской премии; 1971–1973 годы - издание в Париже романа «Август четырнадцатого» и книги «Архипелаг ГУЛАГ»
Вдали от Родины 1973 год - писатель лишён советского гражданства и выдворен из СССР. Жил в Германии и Швейцарии. 1976 год - переезд семьи Солженицына в США
Возвращение в Россию 1994 год - писатель возвращается в Россию, где продолжает активную творческую и общественную деятельность
Признание на Родине Публикация собрания сочинений писателя. 1997 год - учреждение литературной премии А.Солженицына

Спонсор публикации статьи: компания "Модуль Древ", занимающаяся производством клееного профилированного бруса и профилированного бруса камерной сушки из массива, а также проектированием и строительством домов, бань, беседок. Клееный брус, на производстве которого специализируется компания, изготавливается из высококачественной древесины северных лесов (зимняя заготовка), отличающейся высокой плотностью, обусловленной географическими условиями произрастания сырья. Архангельская древесина – экологически чистый, абсолютно натуральный материал, в домах, построенных из нее, тепло зимой и прохладно летом. Не важно, что Вы предполагаете строить на своем участке, небольшой дачный домик или роскошный коттедж, - любые дома из клееного бруса будут отличаться высоким качеством и надежностью. Еще одно несомненное преимущество строительства домов из бруса – минимальное время возведения постройки: срок от начала составления проекта до окончания отделочных работ от 3 месяцев. На сайте moduldrev.ru вы можете ознакомиться с предлагаемыми "Модуль Древ" типовыми проектами, посмотреть фотографии готовых домов, узнать цены и условия сотрудничества с компанией.

«Матрёнин двор»: картины послевоенной деревни

Приступая к изучению рассказа «Матрёнин двор», школьники могут вспомнить, какие женские образы русской литературы XIX–XX веков близки образу главной героини рассказа. Назовут, наверное, горьковскую бабушку Акулину Ивановну Каширину, крестьянских женщин в поэзии Некрасова и «Записках охотника» Тургенева.

Вопросы на выявление восприятия.

Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа - Матрёна? Обоснуйте своё мнение.

Почему писатель начинает свой рассказ с “загадки”: “…Ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход…”? Можно ли сразу догадаться, после чего?

Попытайтесь доказать, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употреблённые в тексте, сохранены особенности местного диалекта.)

Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?

Образ рассказчика

Исследовательскую работу с текстом можно начать с изучения ощущений Игнатича, от лица которого ведётся повествование (см. табл. 2).

Таблица 2

Светлые чувства Раздражение
“Хотелось в среднюю полосу, без жары,

с лиственным рокотом леса…”

“Каждую букву в моих документах перещупали…”
“Высокое Поле. От одного названия веселела душа…” “Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал,

что можно по-русски составить такое!..”

“На станции висела строгая надпись… Нацарапано гвоздём…”

“Председатель… свёл под корень изрядно гектаров леса, а себе получил Героя Социалистического Труда…”

“Однообразные худо оштукатуренные бараки…”

“Она не говорила, а напевала умильно…”

“…Просветлел я… Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий…”

“Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне…”

“Жребий мой был - поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом… с двумя яркими рублёвыми плакатами…”
“Удовольствие пробудилось в её глазах оттого, что я вернулся…” “…Пенсии ей не платили… Она работала не за деньги… За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика”
“Изба Матрёны… вполне была хороша… Жили в избе ещё кошка, мыши

и тараканы…”

“Крупной картошки… огород её не давал”
“Мне дороже была эта улыбка её кругловатого лица…” “Наворочено было много несправедливостей с Матрёной…”

Что в жизни послевоенной деревни, райцентра и всей страны вызывает у него светлые чувства, а что - раздражение?

Как изображается деревня Тальново?

Охарактеризуйте рассказчика. Какова его жизненная позиция? Что для него значимо, а что второстепенно? Найдите примеры авторского юмора.

Проследите жизненный путь учителя Игнатича. Как относилась к нему Матрёна? Почему они “жили запросто”?

Таблица может быть продолжена и другими примерами. Аналогичную исследовательскую работу можно организовать по второй и третьей частям рассказа.

Тема праведничества в рассказе

Вводный вопрос.

Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?

К теме праведничества, излюбленной в русской литературе второй половины XIX века, Солженицын подходит деликатно, ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который прошёл через множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески. Он делает праведничество естественным образом жизни героини. Вместе с тем Матрёна не типический образ, она не похожа на других “тальновских баб”, живущих материальными интересами. Она из тех “трёх праведников”, которых так трудно найти.

Итоговые вопросы.

Можно ли утверждать, что на примере частного случая из жизни одной русской крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни в целом и о судьбе целой страны?

Каково художественное пространство рассказа? Ограничивается ли оно деревней Тальново и железнодорожной станцией Торфопродукт? Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа? В чём их символический смысл?

Итог урока. В рассказе «Матрёнин двор» документальность и точность, присущие очерковому жанру, сочетаются с такими композиционными средствами, которые помогают отдельным фактам из частной жизни автора стать фактами искусства, художественным текстом. Размышления о трудолюбии и терпении одной русской женщины перерастают в рассказе в широкое повествование о судьбе русской деревни после войны, о несправедливостях в стране, о тёмных и светлых сторонах русского характера.

Рассказчик, учитель Игнатич, - бывший заключённый, мечтающий “из пыльной горячей пустыни” вернуться обратно в Россию. Выбирая школу для работы, он просится “подальше от железной дороги”, ищет для жительства место поглуше, но это “подальше от железной дороги” будто предвещает чью-то гибель. Как и Матрёна, Игнатич не живёт материальными интересами. Матрёна не мешает его вечерним занятиям, слушает его радио, её лицо запечатлел его фотоаппарат.

Интересно художественное пространство рассказа. Оно начинается с его названия, затем расширяется до железнодорожной станции, которая находится “на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт от Мурома к Казани”, и до деревень “за бугром”, а потом охватывает и всю страну, принимающую иностранные делегации, и простирается даже во Вселенную, которую должны заполнить искусственные спутники Земли. С категорией пространства связаны образы дома и дороги, символизирующие жизненный путь героев.

Домашнее задание. Составить план рассказа о жизни Матрёны. Подготовиться к групповой работе по вопросам: что общего и различного 1) в образах Матрёны и других жителей деревни Тальново; 2) в образах Матрёны и Игнатича; 3) в образах Матрёны и Фаддея. Изучить по словарю литературоведческих терминов смысловое наполнение понятия “притча”.

Урок второй

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных, - без которых нет граду стояния.

Н.С. Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

Образ праведницы

Начать разговор о главной героине рассказа можно с сопоставления двух цитат о русских женщинах. Первая - из романа Лескова «Соборяне»: “Где, кроме святой Руси нашей, родятся такие женщины, как сия добродетель?”; вторая - стихотворение Тютчева «Русской женщине».

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдёт незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…

Что в этих цитатах близко образу Матрёны? Чем героиня отличается от характеристик русских женщин в XIX веке?

В центре нашего урока исследование главных черт образа Матрёны, которое можно организовать в группах.

Группа 1. Матрёна и другие жители деревни Тальново.

Что общего в жизни Матрёны и других жителей деревни? (Вставали рано; выходили все вместе на работу, потихоньку воровали торф, сложенный для просушки; питались одной картошкой; в домах не было радио, а электричество казалось чудом.)

Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново? (Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери. Но после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти; о сердечности и простоте Матрёны золовка “говорила с презрительным сожалением”.)

Группа 2. Матрёна и Игнатич.

Что сближает и что отличает Матрёну и Игнатича? (См. табл. 3.)

Таблица 3

Общее Различное
Одиночество.

Умение жить под одной крышей и ладить с незнакомыми людьми. (“Комнаты мы не делили… Изба Матрёны… нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша… Мы их [тараканов] травили… Я со всем свыкся, что было в избе у Матрёны… Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто…”)

Умение жить скромно, не унывать и спасаться от трудностей и грустных мыслей работой. (“Жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования… У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа…”)

Вежливость и деликатность. (Матрёна “не досаждала никакими расспросами”, Игнатич “тоже не бередил её прошлого…”)

Бережное отношение к старине, почитание прошлого. (Игнатич хотел “сфотографировать когонибудь за старинным ткацким станом, Матрёну привлекало «изобразить себя в старине»”.)

Матрёна и Игнатич близки своим отношением к жизни. (Оба были людьми искренними, не умели лукавить. Игнатич в сцене прощания с покойницей хорошо видит корысть, стяжательство её родственников, не считающих себя виноватыми в смерти Матрёны и желающих поскорее завладеть её двором.)

Социальное положение и жизненные испытания. (Он учитель, бывший зэк, исколесивший по этапам страну. Она крестьянка, которая никогда не уезжала из своей деревни далеко.)

Мировосприятие. (Он живёт умом, получил образование. Она полуграмотна, но живёт сердцем, своей верной интуицией.)

Он городской житель, она живёт по законам деревни. (“Когда Матрёна уже спала, я занимался за столом… Матрёна вставала в четырепять утра… Я спал долго…” “По бедности Матрёна не держала радио”, но затем стала “повнимательней слушать и моё радио…”)

Игнатич может иногда подумать о себе, для Матрёны это невозможно. (Во время погрузки брёвен Игнатич упрекнул Матрёну, что она надела его телогрейку, а она только сказала: “Прости, Игнатич”.)

Матрёна сразу поняла своего квартиранта и оградила его от любопытных соседок, а Игнатич, слушая неодобрительные отзывы на поминках, пишет: “…Выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник…”

Группа 3. Матрёна и Фаддей.

Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (См. табл. 4.)

Таблица 4

Жизненные ситуации Матрёна Фаддей
Первая мировая война Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки. Пошёл он на войну - пропал… <…> а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена.
Возвращение Фаддея из плена В колена б ему бросилась… …Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих.
Семейная жизнь Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано. Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей.
Великая Отечественная война …Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну). …Не взяли на войну Фаддея изза слепоты.
Дом в наследство Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире. Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…
Подготовка горницы к вывозу Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора.
Вывоз горницы - А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул… Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…
Авария на переезде И зачем на переезд проклятый пошла? Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…
Похороны Матрёны Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое… Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр...
После похорон Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны… …Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…

Трагизм судьбы Матрёны

Трагизм судьбы Матрёны не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Эти события она переживала вместе со всей страной. Трагизм её жизни проявился тогда, когда Матрёна, отдав без жалости часть дома, становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства. И страна, после войны окончательно превратившись в бюрократическое государство, оказалась с народом по разные стороны. Паспортов крестьяне не имели, зарплату и пенсию им не платили, леса на постройку домов у них не было, колхозные трактора для частных перевозок не давали и т.п. Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому и после её смерти родственники хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.

Что стало причиной смерти Матрёны? Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь, а не отсидеться в стороне. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде. Но в судьбу Матрёны неумолимо стучатся катастрофы XX века, выявляя глубинные, скрытые причины её гибели. Войны отнимают у неё жениха, любившего её, затем мужа. Послевоенный голод и отсутствие медицинской помощи лишают её шестерых детей. Она становится и заложницей советского государства, в котором нельзя честно и открыто перевезти свою же избу, но можно довериться пьяному водителю, потихоньку взявшему колхозный трактор.

В числе глубинных причин трагической гибели героини и привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, не думали, что они разрушают дом, главную ценность семьи, её краеугольный камень. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются и алчность, жадность, стяжательство Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.

Три угасшие судьбы - это плата за сохранность жизней пассажиров “двадцать первого скорого”. Так частная судьба обыкновенной русской крестьянки оказывается связанной и с перипетиями жестокого ХХ века, и с судьбами русских женщин века XIX.

Нравственный смысл рассказа-притчи

В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории? Новым наполнением наделил Солженицын само понятие “праведник”. Даже дорога как символ народной судьбы становится в рассказе дорогой железной, в переносном смысле неумолимой, разрушающей. Нравоучительный, притчевый смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, который человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Домашнее задание . Письменно ответить на один из вопросов.

Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?

Как в судьбах героев рассказа отразились события истории России в послевоенное время?

В чём праведность Матрёны?

Анализ произведения

«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

Урок-аналитическая беседа в 9 классе по литературе

Учитель: Замараева Наталья Викторовна

«КТО ВИНОВАТ В СУДЬБЕ МАТРЁНЫ?» (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»)

Оформление: портрет писателя, выставка его книг, подборка газетных и журнальных статей, эпиграф (на доске).

Цели урока: пробудить интерес к личности и творчеству А. И. Солженицына, писателя, публициста и общественного деяте­ля; познакомить с историей написания рассказа «Матрёнин двор»; дать общее представление о произведении; расширить знания уча­щихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х годов XX века, отраженных в рассказе; в ходе аналитической бесе­ды помочь учащимся понять и оценить поведение главных героев рассказа в экстремальной ситуации; проследить «вслед за автором» за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить способность любить и помогать людям; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека,

подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.

Предварительное домашнее задание:


  1. Рассказать о жизни и творчестве А. И. Солженицына.

  2. Прочитать рассказ «Матрёнин двор», составить план рас­сказа (или озаглавить каждую часть). Подготовить пересказ (под­робный).

  3. Ответить на вопрос: каковы причины гибели Матрёны? Кто виноват в ее смерти?
Эпиграф к уроку:

Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая...

А. И. Солженицын Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Александр Исаевич Солженицын - кто он? Пророк, на­ставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни.

Солженицын - выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в пе­риод «хрущевской оттепели» (в 60-е годы XX века), затем... исчез­ло на многие годы. Почему?

Потому, что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения, которые вызвали гнев «отечест­венных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально-художественное исследование «Архипелаг ГУ­ЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - про­изведения, в основу которых легли страшные воспоминания тех, кто уцелел после сталинских репрессий.

Не случайно А. И. Солженицына назвали классиком «лагер­ной» прозы.

1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы! Но в феврале 1974 года (в связи с выходом I тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») Александр Исаевич Солженицын был насильственно вы­слан из России. В немецкий город Франкфурт-на-Майне призем­лился самолет с одним единственным пассажиром.

Солженицыну было 55 лет.

II . Жизнь и творчество писателя. (Сообщение подготов­ленного ученика.)

1. Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в г. Кисловодске. Жизнь его отца Исаевич Семеновича, крестьянина, трагически оборвалась за несколько месяцев до рождения сына (он погиб от случайного выстрела на охоте). Мать Таисия Захаровна (в девичестве Щербак), дочь зажиточного хуторянина на Кубани, по­лучила прекрасное воспитание и образование (училась в Москве на сельскохозяйственных курсах княгини Голицыной).

Благодаря заботам матери будущий писатель закончил школу (в Ростове) и поступил в Ростовский университет на физико-математический факультет. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы, преподавал математику и ас­трономию в одной из школ Морозовска (недалеко от г. Ростова).

2.1941 год - начало Великой Отечественной войны. Война -страшное испытание для всего народа. Солженицын был мобили­зован на фронт простым солдатом, а после окончания курсантской школы в городе Костроме - офицером. Со своей «звукобатареей» (выявляющей неприятельскую артиллерию) прошел путь от Орла до Восточной Пруссии.

Вот характеристика, которую дал молодому командиру «звукобатареи» генерал Травкин: «Солженицын был лично дисципли­нирован, требователен... Выполняя боевые задания, он неодно­кратно проявлял героизм, храбрость, увлекая за собой личный со­став, и всегда из смертельных опасностей выходил победителем».

За проявленное мужество (после взятия Орла) Солженицын

получил орден Отечественной войны 2-й степени. Орден Красной Звезды (после взятия Бобруйска) - вторая фронтовая награда бу­дущего писателя.

И вдруг арест, восемь лет в оцепленных колючей прово­локой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ». (Солженицын по­пал под надзор военной контрразведки за переписку с Николаем Виткевичем, другом юности.) Судьба распорядилась так, что бу­дущий писатель прошел все «круги тюремного ада».

В 1952 году Солженицын узнал, что смертельно болен, и ре­шился на операцию по поводу злокачественной опухоли в паху. Но борьба за жизнь продолжалась. Вскоре была обнаружена раковая опухоль в желудке. «В ту зиму я приехал в Ташкент почти уже мертвецом. Я так и приехал сюда - умирать. А меня вернули по­жить еще, - так написал Солженицын в рассказе «Правая кисть». И болезнь отступила. «Пока я пишу - у меня отсрочка», - признал­ся впоследствии Солженицын.

После освобождения из лагеря - «вечное» поселение в Казах­стан, в аул Кок-Терек («Поселение» длилось три года), затем - пе­реезд в Рязанскую область и работа в деревне учителем. Именно этот момент жизни отражен в рассказе «Матрёнин двор».

3. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962) - лите­ратурный дебют Солженицына. Первоначальное название повести «Щ-854 (Один день одного зэка)». Критика высоко оценила произ­ведение писателя.

А. Т. Твардовский: «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом автором лично... Это произведение художественное, и в силу именно художнического освещения данного жизненного материала оно является свидетель­ством «особой ценности, документом искусства». Этот «документ искусства» был написан за месяц с небольшим.

(Российские читатели еще не были знакомы с романами Солженицына «В круге первом» (1955-1968) и «Раковый корпус» (1955).

Итак, повесть «Один день Ивана Денисовича» с главным ге­роем по фамилии Шухов, осужденным на восемь лет лагерей.

Трудная, мучительная, хоть и лагерная, но жизнь. Главный герой повести, пройдя через все испытания, сумел сохранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужику черты: совестли­вость, трудолюбие, человеческое достоинство.

4. Вдали от родины. С 1974 г. писатель живет за границей, но пишет о любимой им России.

«Красное колесо» - многотомный роман о революции и гра­жданской войне в России.

Публицистические статьи «Жить не по лжи!», «Мир и наси­лие», «Раскаяние и самоограничение как категория национальной жизни», «Иметь мужество видеть», трактат «Как нам обустроить Россию» - Солженицын осмелился сказать правду.

«Александр Солженицын совершил переворот в сознании, переворот всемирного значения, который нашел отклик во всех концах света. Он разоблачил не только ту систему, которая сделала его изгнанником, но и ту, куда он был изгнан; он разоблачил и тех, кто усердно использует его для саморекламы... Он навсегда оста­ется в совестливой памяти человечества...» - написал выдающийся немецкий писатель-гуманист Генрих Бёлль о Солженицыне, кото­рого считал художником-пророком.

Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын - возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми та­лантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В. Н. Топоров.

III. Рассказ «Матрёнин двор» (1959).

1. История написания. (Индивидуальное задание.)

Впервые рассказ «Матрёнин двор» был опубликован в жур­нале «Новый мир» в 1963 году (хотя написан в 1959 г.). Первона­чальное название - «Не стоит село без праведника» - Солженицын по совету А. Т. Твардовского (из-за цензурных препятствий) изме­нил на «Матрёнин двор». Год действия в рассказе - 1956.

«Матрёнин двор» - произведение во многом автобиографич­ное. Известно, что автор, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию.

2. Реализация домашнего задания.

Задание: составить план рассказа или озаглавить каждую часть. (Ученик выполняет задание у доски.)

I часть - повествование о Матрёне Васильевне (в восприятии


рассказчика Игнатича).

  1. часть - суровые испытания, выпавшие на долю героини (рассказ Матрёны о себе, о своем прошлом, воспоминания о моло­дости, о любви).

  2. часть - после смерти (кто виноват в гибели Матрёны?).

  1. Содержание рассказа. В краткой форме изложим его по записанному плану.

  2. Аналитическая беседа.
Вопросы:

Матрёна Васильевна Григорьева - жительница села Тальново. Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?


  • Матрёна Васильевна - пожилая женщина, вдова, всю свою жизнь проработала в колхозе «не за деньги - за палочки. За палоч­ки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Но пенсии так и не заработала ни рубля.

  • Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное - она решила «добиваться пенсии», потому что считала, что с ней поступили несправедливо. «Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки... Хлопоты были - добыть эти справки... и справку заверить... и с какого она года... и потом все это носить в собес... и узнавать - дадут ли пенсию».

  • Автор рассказывает, как Матрёна упорно и долго хлопочет о пенсии. Ходит в собес, в сельсовет, преодолевая большие рас­стояния. В чем причина ее бесплодных усилий? К сожалению, при-
чина что ни есть банальная. «Сходит в сельсовет, а секретаря сего­дня нет; просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались...»

♦ Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, по­хоронила детей. Казалось бы, сердце ее должно очерстветь, но нет - Матрёна не утратила способности сочувствовать, откликаться на чужую нужду. Девочку Киру «десять лет она воспитывала... как родную, вместо своих невыстоявших».


- Что заставляло такую добрую, бескорыстную Матрёну воровать?

♦ Воровали и Матрёна Васильевна, и другие жители села Тальново поневоле. Трудно приходилось с топливом. Деревенские женщины собирались по нескольку человек и носили тайком в мешках торф. «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде... не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине - учителям, врачам, рабочим завода. То­плива не было положено - и спрашивать о нем не полагалось. Председатель колхоза ходил по деревне, смотрел в глаза... и о чем угодно говорил, кроме топлива. Потому что сам он запасся». При­ходилось женщинам ходить по нескольку раз в день. В хорошие дни Матрёна приносила по шесть мешков торфу.

♦ «Спина у меня никогда не заживает. Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе, ей-богу правда!» - рассказывает Матрёна. Да еще приходилось торф прятать, так как иногда по деревне ходили с обыском, изымали незаконный торф, а хозяев предавали суду. Страх - постоянный спутник той безрадостной жизни.

Писатель обращает наше внимание на суровую действитель­ность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека.

- В чем смысл жизни Матрёны Васильевны?

♦ Матрёна Васильевна - труженица. В работе она находит смысл своей жизни.

Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. «Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти: «Ах, Игнатьич, и крупная же картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось. ..» Вот такая она - редкой доброты человек. ♦ Постоялец заметил, что Матрёна и стряпала, т. е. готовила пищу, и «держала в голове» еще множество дел. «Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях, кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобыть сенца для единственной своей грязно-белой козы». Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрёна - безмерно добрая, трудолюбивая, щед­рая, старающаяся всем угодить (в том числе и постояльцу).

♦ Сочувствие к людям, порядочность, благородство души объединяют Матрёну и Игнатича. Постоялец восхищается своей хозяйкой, понимает «ее душу» («Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутство­вало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна...»). На добрые искренние слова Матрёна «отвечала» улыбкой. («Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица...»)

- О чем поведала Матрёна? Что рассказала о себе? (Ана­


лиз 2 и 3-й частей рассказа, в которых характер героини дан в со­
поставлении с другими персонажами.) Как характеризует герои­
ню ее манера рассказывать о событиях своей жизни?

♦ Рассказывая о своей молодости, о любви к Фаддею, Мат­рёна сильно волновалась. Сколько лет прошло, а любовь-то оста­лась. Много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство.

Прокомментируйте конец (финиш) 2-й части рассказа. Ка­
ковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрё­
ны?

♦ Матрёна, как бы предчувствуя свою смерть, «объявила


свою волю». Часть дома - горницу - отдать в наследство Кире,
своей воспитаннице (но дочери Фаддея). Фаддей «наставительно
говорил с Матрёной и требовал, чтоб она отдала горницу теперь
же, при жизни». И Матрёна сдалась. Быстро была сломана горница.
Семья деда Фаддея и приглашенные помогали грузить на сани
«горницу» или доски, бревна, которые от нее остались. «Все рабо­
тали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, ко­
гда пахнет большими деньгами... Кричали друг на друга, спорили».

Матрёна тоже хлопотала, даже «бегала среди мужчин, суети­лась и помогала накатывать бревна на сани». В этот момент ее лицо освещалось светом морозного солнца. И автор подметил: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

♦ Что же погубило Матрёну? Жадность Фаддея, который
старался быстрее увезти горницу... Тракторист хотел получить
плату за перевоз (а ведь трактор он взял тайком, сделать мог только
один рейс, к утру необходимо было поставить трактор на место).
Наспех сколоченные вторые сани застряли на железнодорожном
переезде, а в это время на них «налетели» два паровоза («паровоз­
ная сплотка шла без фонарей»). «Налетели - и в мясо тех троих
расплющили, кто между трактором и санями...»

♦ Людей, в том числе и Матрёну, убила чужая корысть, жад­
ность, алчность. Хотелось сделать все быстрее, получить плату...
Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. Но ведь в
жизни ничего случайного не бывает.

- Можно ли героиню рассказа представить в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?


  • Трудно представить...

  • Матрёну Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть...

  • Конец рассказа необычен, жалко, что погибла Матрёна."..

  • Несмотря ни на что, эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить.... Значит, она счастливая.

  • Матрёну не понимали ни сестры, ни жители села - не по­хожая на других, она - особенная... Таким в жизни трудно.

  • Но все-таки некоторые любили ее. Горевала воспитанница Кира, сын Фаддея любил свою тетю. А постоялец понимал ее душу...
Но лучше всего сказал о своей героине без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

В статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын обо­значает «некую меру праведности, святости, непрерывно возрас­тающую в одних людях и недоступную другим».

Матрёна Васильевна как небесный ангел, всегда опаздываю­щий к «дележу земных благ».

А. Солженицын: «Каждый из нас встречал таких, их не де­сятеро и не сто на Россию, это праведники, мы их видели, удивля­лись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отве­чали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину...»

«Матрёнин двор» - символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини - предупреждение писателя об опасности уничто­жения нравственных понятий.
Домашнее задание.

♦ Темы сочинений по выбору:


  1. Сочинение-размышление над прочитанным произведением А. Солженицына «Матрёнин двор».

  1. Кто виноват в судьбе Матрёны? Она сама, власть или люди?

  2. Что общего у Матрёны и ее квартиранта?
♦ Прочитать повесть «Один день Ивана Денисовича».
Литература

  1. Александр Солженицын. Рассказы. М.: Современник, 1990.

  2. Жорж Нива. Солженицын: Главы из книги // Дружба наро­дов. 1990. № 4.

  3. Русская литература XX века. Очерки, портреты, эссе: Учеб. пособие для уч-ся 11 классов общеобразоват. учрежд. / Под ред. Ф. Ф. Кузнецова. М.: Просвещение, 1996.

  4. Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. 1991. №2.
.5. Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

"Не стоит село без праведника" - таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду крестьянскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже привлекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это - полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через несколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вложила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало благополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом , в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет провела она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу - значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не случаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похорон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову перевернулись жизненные устои, когда собственность стала предметом и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют "добром", ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по - деревенски. Матрена - это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплаканной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын - мастер предметной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных деталей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир - Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы прекрасно понимаем, что в этой деревне - вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художественный образ.

План

Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Матреной. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матрена, ее племянник и муж Киры погибают. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рассказчик переезжает к ее золовке.

Рассказ «Матрёнин двор» был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – «Не стоит село без праведника» (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала «Новый мир», где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и события отнесены не к 1956, а к 1953 г., то есть к дохрущёвской эпохе. Это поклон Хрущёву, благодаря разрешению которого был напечатан первый рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962).

Образ рассказчика в произведении «Матрёнин двор» автобиографичен. После смерти Сталина Солженицын был реабилитирован, действительно проживал в деревне Мильцево (Тальново в рассказе) и снимал угол у Матрёны Васильевны Захаровой (Григорьевой в рассказе). Солженицын очень точно передал не только подробности жизни прототипа Марёны, но и особенности быта и даже местного говора деревни.

Литературное направление и жанр

Солженицын развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ соединяет в себе черты художественного очерка, собственно рассказа и элементы жития. Жизнь русской деревни отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа». В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

Проблематика

В центре рассказа нравственная проблематика. Стоят ли многие человеческие жизни захваченного участка или продиктованного человеческой жадностью решения не делать второго рейса трактором? Материальные ценности в народе ценятся выше, чем сам человек. У Фаддея погиб сын и некогда любимая женщина, зятю угрожает тюрьма, а дочь безутешна. Но герой думает о том, как спасти брёвна, которые не успели сжечь работники на переезде.

Мистические мотивы в центре проблематики рассказа. Это мотив неузнанного праведника и проблема проклятия на вещах, к которым прикасаются люди с нечистыми руками, преследующие корыстные цели. Так Фаддей взялся валить Матрёнину горницу, тем самым сделав её проклятой.

Сюжет и композиция

У рассказа «Матрёнин двор» есть временная рамка. В одном абзаце автор рассказывает о том, что на одном из переездов и через 25 лет после определённого события поезда замедляют ход. То есть рамка относится к началу 80-х, остальное повествование – объяснение того, что случилось на переезде в 1956, в год хрущёвской оттепели, когда «что-то стронулось».

Герой-рассказчик находит место своего учительства почти мистическим образом, услышав на базаре особый русский говорок и поселившись в «кондовой России», в деревне Тальново.

В центре сюжета – жизнь Матрёны. О её судьбе рассказчик узнаёт от неё самой (она рассказывает о том, как к ней сватался Фаддей, пропавший в первую войну, и как она вышла замуж за его брата, пропавшего во вторую). Но больше о молчаливой Матрёне герой выясняет из собственных наблюдений и от других.

В рассказе подробно описывается изба Матрёны, стоящая в живописном месте у озера. Изба играет в жизни и смерти Матрёны важную роль. Чтобы понять смысл рассказа, нужно представлять себе традиционную русскую избу. Изба Матрёны делилась на две половины: собственно жилая изба с русской печью и горница (её построили для старшего сына, чтобы отделить его, когда он женится). Именно эту горницу и разбирает Фаддей, чтобы построить избу племяннице Матрёны и собственной дочери Кире. Изба в рассказе одушевлена. Отставшие от стены обои называются её внутренней шкурой.

Живыми чертами наделены и фикусы в кадках, напоминающие рассказчику безмолвную, но живую толпу.

Развитие действия в рассказе - это статичное состояние гармоничного сосуществования рассказчика и Матрёны, которые «не в еде находят смысл повседневного существования». Кульминация рассказа – момент разрушения горницы, а основной мыслью и горьким предзнаменованием произведение заканчивается.

Герои рассказа

Герой-рассказчик, которого Матрёна зовёт Игнатич, с первых строк даёт понять, что прибыл из мест заключения. Он ищет работу учителя в глуши, в русской глубинке. Только третья деревня удовлетворяет его. И первая, и вторая оказываются испорченными цивилизацией. Солженицын даёт понять читателю, что осуждает отношение к человеку советских бюрократов. Рассказчик презирает власти, не назначающие Матрёне пенсию, вынуждающие работать в колхозе за палочки, не только не дающие торфа для топки, но и запрещающие о нём спрашивать. Он мгновенно принимает решение не выдавать Матрёну, варившую самогон, скрывает её преступление, за которое ей грозит тюрьма.

Много переживший и повидавший, рассказчик, воплощая точку зрения автора, обретает право судить обо всём, что наблюдает в деревне Тальново – миниатюрном воплощении России.

Матрёна – главная героиня рассказа. О ней автор говорит: «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В момент знакомства лицо Матрёны желто, а глаза замутнены болезнью.

Чтобы выжить, Матрёна выращивает мелкую картошку, тайно приносит запретный торф из лесу (до 6 мешков в день) и тайно же скашивает сено для своей козы.

В Матрёне отсутствовало бабье любопытство, была она деликатной, не досаждала расспросами. Матрёна сегодняшняя – потерянная старуха. Автор знает о ней, что замуж она вышла ещё до революции, что детей у неё было 6, но все быстро умирали, «так что двое сразу не жило». Муж Матрёны не вернулся с войны, а пропал без вести. Герой подозревал, что у него новая семья где-нибудь за границей.

У Матрёны было качество, которое отличало её от остальных жителей деревни: она бескорыстно помогала всем, даже колхозу, из которого её выгнали по болезни. В её образе есть много мистического. В молодости она могла поднять мешки любой тяжести, остановила на скаку коня, предчувствовала свою гибель, боясь паровозов. Ещё одно предзнаменование её смерти – пропавший невесть куда на Крещение котелок со святой водой.

Смерть Матрёны кажется случайностью. Но почему же в ночь её смерти мыши мечутся, как безумные? Рассказчик предполагает, что это через 30 лет ударила угроза Матрёниного деверя Фаддея, грозившего порубить Матрёну и собственного брата, женившегося на ней.

После смерти обнаруживается святость Матрёны. Плакальщицы замечают, что у неё, полностью раздавленной трактором, осталась только права рука, чтобы молиться Богу. А рассказчик обращает внимание на её лицо, скорее живое, чем мёртвое.

Односельчане отзываются о Матрёне с пренебрежением, не понимая её бескорыстности. Золовка считает её нечистоплотной, не бережной, не склонной накапливать добро, Матрёна не искала своей выгоды и помогала другим бесплатно. Презираема односельчанами была даже Матрёнина сердечность и простота.

Только после смерти рассказчик понял, что Матрёна, «не гоняющаяся за обзаводом», равнодушная к еде и одежде – это основа, стержень всей России. На таком праведнике стоит село, город и страна («вся земля наша»). Ради одного праведника, как в Библии, Бог может пощадить землю, уберечь от огня.

Художественное своеобразие

Матрёна предстаёт перед героем как сказочное существо, подобное Бабе Яге, которая нехотя слезает с печки, чтобы покормить прохожего царевича. У неё, как у сказочной бабки, есть животные-помощники. Колченогая кошка незадолго до смерти Матрёны уходит из дома, мыши, предчувствуя гибель старушки, шуршат особенно. А вот тараканы равнодушны к судьбе хозяйки. Вслед за Матрёной умирают её любимые фикусы, похожие на толпу: они не представляют практической ценности и выносятся на мороз после смерти Матрёны.