Проблема измена другу в произведении судьба человека. Шолохов судьба человека верность родине. Cочинение «Судьба человека – судьба народная. Главные герои и их характеристика

20.02.2019

Что такое измена родине? Это предательство интересов своей страны во имя личных эгоистических целей. Как правило, это явление приобретает особенное значение во время войны, когда дезертирство подтачивает основы, на которых зиждется государство. Большинство людей, конечно, рискуют жизнью, если родина находится в опасности. Такими примерами богата наша история и гордится наша литература. Однако всегда есть те немногие члены общества, которые поддаются страху и служат лишь себе, игнорируя беды отечества. Сегодня эта проблема, как и прежде, злободневна, ведь проявляет себя не только в военное время. Поэтому аргументы на тему «Измена родине» столь разнообразны и охватывают не только периоды вооруженных столкновений.

  1. С изменой родине сталкивается Андрей Соколов, герой произведения Шолохова «Судьба человека». Солдат попадает в плен и становится свидетелем того, как немцы пытаются выяснить, кто из задержанных является красным комиссаром. Членов большевистской партии сразу расстреливали, в плен не брали. Их обезображенные тела служили доказательством того, что немецкая власть установит свои порядки и доберется до каждого коммуниста. В рядах пленников появляется предатель, который предлагает другим сдать командира в обмен на безопасность. Тогда Андрей убивает его, чтобы не сеял смуту в рядах солдат. Он понимал, что любая уступка врагу – измена, которая не только карается расстрелом, но и не находит даже малейшего нравственного оправдания. Из-за дезертиров и власовцев страна теряет шансы на победу.
  2. Готовность к предательству демонстрирует высший свет в романе Толстого «Война и мир». Знать не рискует жизнями на боле боя, сидит в салонах и рассуждает о том, что с приходом Наполеона ничего не изменится. Французский язык они знают лучше родного, манеры и ужимки везде одинаковы. Им все равно, кто у власти, что будет со страной, чем закончится сражение, где каждый день гибнут их соотечественники. Они с радостью примут любой исход, ведь истинного патриотизма в них нет. Они чужие в России, им чужды ее страдания. Широко известен пример князя Ростопчина, генерала-губернатора Москвы, который был способен только на патетические патриотические речи, но реально народу ничем не помог. Также глупо и фальшиво выглядит наряд великосветских дам, которые обрядились в сарафаны и кокошники вместо иностранных платьев, якобы поддерживая народный дух. Пока простые люди проливали кровь, богачи играли в переодевание.
  3. В повести Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов становится предателем, дезертируя из армии. Фронтовая жизнь ему не по зубам: недостаток пищи и боеприпасов, постоянный риск, жесткое руководство сломили его волю. Он подался в родную деревню, зная, что навлекает на жену смертельную угрозу. Как видно, измена родине опасна тем, что человек полностью теряет нравственный стержень и предает всех дорогих ему людей. Он подставляет преданную Настену, которая помогает ему, рискуя репутацией и свободой. Женщине не удается скрыть эту помощь, и односельчане преследуют ее, чтобы найти дезертира. Тогда героиня утопилась, а ее эгоистичный муж так и сидел в укромном месте, жалея только себя.
  4. В повести Василя Быкова «Сотников» красавец и силач Рыбак теряет все свое достоинство, встретив реальную угрозу. Они с товарищем отправляются в разведку, но из-за болезни Сотникова они вынуждены укрыться в деревне. В итоге, они оказались в плену у немцев. В отличие от больного партизана, здоровый Рыбак трусит и соглашается сотрудничать с оккупантами. Сотников же не пытается оправдаться или отомстить. Все его усилия направлены на то, чтобы помочь тем людям, которые их укрыли, обезопасить их своим молчанием. Тем временем предатель хочет, во что бы то ни стало, спасти именно свою жизнь. Хотя он до последнего верит, что сможет обмануть врага и убежать, примкнув к его рядам на время, Стрельников пророчески замечает, что товарища уже ничего не спасет от нравственного разложения. В финале Рыбак выбивает опору из под ног у бывшего сослуживца. Так он ступил на путь предательства и перечеркнул все то, что связывает его с родиной.
  5. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герои не воюют, однако все равно умудряются навредить своей стране. Фамусовское общество живет консервативными и лицемерными устоями, игнорируя прогресс и весь остальной мир за пределами их башни из слоновой кости. Эти люди узурпируют народ, ввергают его в невежество и пьянство своими сумасбродными и жестокими выходками. Дворяне, опора самодержавной власти, и сами погрязли в лицемерии и карьеризме, пока их прихоти обеспечивает крестьянство. Мы видим, например, глупого и бездарного военного Скалозуба, который только блистает погонами на балах. Ему и дочь нельзя доверить, не то, что полк или роту. Он ограниченный и жалкий человек, который привык только получать от родины, но не платить ей доблестной и честной службой. Это ли не измена отечеству?
  6. Верность и измена на войне всегда очевидны. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин спокойно служит и получает чины, не будучи храбрецом. Когда же разразился бой, он показал свое истинное лицо. Предатель сразу же переметнулся на сторону врага и присягнул Пугачеву, спасая свою жизнь, в то время как его приятель Петр рисковал собой, лишь бы честно выполнить свой долг. Присяга бунтовщику – не единственная измена Алексея. Во время дуэли он воспользовался нечестным приемом, тем самым изменив своей чести. Так же он бесчестно обманывает Гринева и поносит имя Маши без всяких оснований. Потом он окончательно срывается в бездну нравственного падения и силой вынуждает Марию выйти за него замуж. То есть, изменой родине низость человека не ограничивается, и нельзя прощать такого рода предательство хотя бы на том основании, что оно явно не последнее. Если он смог предать родную страну, то от него уже нечего ждать и в отношении к людям.
  7. В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает свою страну из-за страстной любви к полячке. Однако это не совсем так: он изначально был чужим по отношению к традициям и менталитету казаков. Этот контраст личности и среды виден, когда герой возвращается домой из бурсы: пока Остап радостно дерется с отцом, младший сын ласкает мать и мирно держится в стороне. Он не трус и не слабак, просто по натуре другой человек, в нем нет этого воинствующего духа запорожской сечи. Андрий рожден для семьи и мирного созидания, а Тарас и все его друзья, напротив, видят смысл жизни мужчины в вечном бою. Поэтому решение младшего Бульбы выглядит естественно: не найдя понимания в родном краю, он ищет его в лице польской девушки и ее окружения. Наверное, именно в данном примере измену можно оправдать тем, что человек не мог поступить по-другому, то есть изменить себе. Он, по крайней мере, не стал хитрить и обманывать товарищей бою, действуя исподтишка. Его честная позиция хотя бы была всем известна и эмоционально мотивированна, ведь если ты не чувствуешь искреннего желания помочь родине, рано или поздно твоя ложь выйдет наружу и навредит еще больше.
  8. В пьесе Гоголя «Ревизор» нет войны, зато есть незаметная и более подлая измена родине, чем дезертирство на поле брани. Чиновники города «N» разворовывают казну и угнетают родной народ. Из-за них уезд бедствует, а его население забито постоянными поборами и откровенным грабежом. Положение простых людей в мирное время ничуть не лучше, чем в военную смуту. Против них неустанно идет глупая и порочная власть, от которой даже вилами не защититься. Знать совершенно безнаказанно разоряет родной край, как монголо-татарское полчище, и никто не в силах этому помешать, кроме, разве что, ревизора. Автор в финале все же делает намек на то, что настоящий проверяющий приехал, и теперь ворам не скрыться от закона. Но сколько таких уездов годами оказывается в невидимом осадном положении из-за распущенности правящей элиты? На этот вопрос также отвечает писатель, делая свой город с универсальным названием, дабы подчеркнуть, что таково положение во всей России. Это ли не предательство интересов отечества? Да, казнокрадство из тактичности так не называют, но по сути это и есть настоящая измена родине.
  9. В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
  10. В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Судьба человека» (1956) - это печальная история о жизни Андрея Соколова. На долю этого простого мужчины выпало столько разных испытаний, что сам герой порой спрашивает себя: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» - но не может никак найти ответа на свой непростой вопрос.

Несмотря на все то, через что пришлось пройти Андрею Соколову, он сумел сохранить свое человеческое лицо, а на войне не только проявил отвагу и мужество, но и продемонстрировал огромную любовь и преданность своей Родине.

Узнав о том, что начались боевые действия, Андрей Соколов почти сразу же отправляется на фронт. Герою тяжело расставаться со своей любимой женой и детьми, но он едет сражаться за свою страну, а также и за свою семью, и еще за множество других подобных семей, чтобы подарить этим людям надежду на лучшую и счастливую жизнь в будущем. Поэтому для Андрея это уже становится делом чести.

Попав на фронт, солдат Соколов служит в должности шофера, но в скором времени его берут в плен немцы. Рассказывая об этом эпизоде своей жизни, герой объясняет, как нелегко ему было осознать, что он не по своей воле находится в плену. По словам мужчины, тому, «кто этого на своей шкуре не испытал», сложно сразу «въехать в душу» так, чтобы до него все это «по-человечески дошло».

Действительно, сложно словами передать весь ужас немецкого плена и описать те жестокие истязания, которым подвергали русских солдат немцы. Но Андрей Соколов смог достойно пройти через эти испытания, и, по его собственным словам, «не превратиться в скотину». А главное, его любовь к Родине не только не угасла за все это время, но и стала только сильнее.

Достаточно вспомнить, как храбро этот мужчина отказывается пить «за победу немецкого оружия» и с гордостью отвергает вражескую закуску, несмотря на то, что он еле стоит на ногах. Желание вернуться «к своим, на родину» настолько сильно в герое, что он два раза предпринимает попытки к бегству.

Первая из них оказывается неудачной, и Андрея Соколова немцы жестоко наказывают, натравив на него свору собак. Несмотря на это, герой все равно предпринимает вторую отчаянную попытку вырваться из рук врага, и на этот раз у него все получается.

Сбегая о немцев, солдат Соколов думает не только о себе, но и о том, какую пользу он может принести своей стране. Именно поэтому он прихватывает с собой немецкого майора, водителем которого он был в плену. Этот поступок также много говорит о том, насколько предан Андрей Соколов своей Родине.

За то, что герой привез в свою часть немца, который «стоит дороже двадцати "языков"», русский полковник хочет ходатайствовать о представлении Андрея к награде. Эти слова заставляют мужчину испытать радостное волнение, но эмоции настолько сильны в нем вовсе не оттого, что он хочет получить медаль за свои заслуги перед Отечеством. Просто за время, проведенное в немецком плену, Андрей Соколов «отвык от человеческого обращения».

Единственным желанием полуживого солдата, едва выбравшегося из логова врага и ступившего на русскую землю, является то, чтобы его зачислили в стрелковую часть. Андрей Соколов стремится сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, и в этом проявляется истинный патриотизм этого человека и вся сила его любви к Родине.

Верность и измена - аргументы

* Верность другу:

** Фёдор Достоевский «Преступление и наказание» (Дмитрий Разумихин поддерживает своего друга, Родиона Раскольникова, несмотря ни на что)

** Владимир Короленко «В дурном обществе» (Дети из подземелья: Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни)

* Измена другу:

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева, а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил)

** Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (Грушницкий из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг - бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.)

** Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» («Мы больше не хотим тебя видеть» - и никакого объяснения. Четыре его лучших друга в одночасье отрезали его от себя - и от его прежней жизни. Через 16 лет уже повзрослевшему Цукуру придется вновь встретиться со своими друзьями, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло. Оказалось, Белая обвинила его в изнасиловании и друзья поверили этому)

* Верность профессии/своему делу:

** Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о событиях, который произошли в жизни советского лётчика Алексея Мересьева в годы Великой Отечественной войны. Во время боя самолёт подбили немцы. Он спасся, но у него были раздроблены пальцы ног. Восемнадцать суток Мересьев пробирался по лесу. В госпитале ему сделали ампутацию. В результате настойчивых тренировок и огромной силы воли Алексей добился возможности летать, как раньше. В невероятно трудных условиях жизни он остался предан выбранной профессии, выбранному делу.)

** Андрей Платонов «Песчаная учительница» (Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на

уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога.)

* Верность любимому

** Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (дети воинствующих кланов против указов родителей встречаются друг с другом. Джульетта решает притвориться мёртвой и избежать свадьбы с другим. Не зная, что его любимая спит, Ромео принимает яд. Проснувшись, Джульетта видит мёртвого Ромео и убивает себя кинжалом)

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.)

** Александр Куприн «Гранатовый браслет» (Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности - трагическая обреченность на гибель.)

* Неверность (измена) любимому

** Александр Островский «Гроза» (главная героиня Катерина влюбилась в Бориса, изменив своему мужу (Кабанов Тихон), и затем совершает самоубийство)

** Николай Карамзин «Бедная Лиза» (богатый дворянин Эраст соблазняет Лизу, а затем, получив желаемое, бросает её, уезжая «в армию», но затем они встречаются через 2 месяца и он объявляет ей, что помолвлен (ему пришлось жениться на богатой вдове, т.к. он проиграл в карты своё состояние). В финале героиня совершает самоубийство)

** Лев Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова духовно изменила Андрею Болконскому с Анатолем Курагиным) /примеч.: + причины предательства + когда измена оправдана - Ростова, в силу своего возраста и неопытности, не смогла подумать о последствиях своего выбора)

* Верность своему слову

** Леонид Пантелеев «Честное слово» (говорится о мальчике лет семи-восьми, которому во время игры старшие мальчишки доверили охранять воображаемый пороховой склад и взяли с него честное слово, что он не оставит поста. Заигравшись и забыв о часовом, мальчишки давно разбежались по домам, но наш герой остался. В парке уже темнело, когда рассказчик увидел маленького часового, который ни за что не хотел оставлять вверенный ему пост, так как боялся нарушить обещание. И только разрешение майора, которого рассказчик случайно находит на трамвайной остановке, освобождает мальчика от его слова и позволяет идти домой. Рассказчик говорит, что не знает ни имени, ни фамилии, ни родителей этого мальчика,

но одно он знает точно: из него вырастет настоящий человек с сильной волей и сознанием верности слову.)

** Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина была воплощением нравственной силы и искренности. Поэтому она отвергла любовь Онегина и осталась верной супружеской клятве, несмотря на то, что любила его.)

* Верность самому себе

** Иван Бунин «Тёмные аллеи» (героиня сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви - к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной, но она осталась одинока. Верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.) /примеч.: верность своим принципам + верность любви + прощение предательства/

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.)

* Верность/измена Родине

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность, когда Швабрин предаёт Родину, честь офицера, друзей, спасая свою жизнь) /примеч.: + причины предательства/

** Николай Гоголь «Тарас Бульба» (младший сын Тараса - Андрий - влюбился в панночку и предал Родину) /примеч.: + непрощение предательства со стороны Тараса)

** Михаил Шолохов «Судьба человека» (Главный герой Андрей Соколов проявил патриотизм, самоотверженность и мужество не только во время военной службы, но и в плену. Герой, будучи очень голодным и усталым, отказывается пить и есть в честь победы немцев. Ведь Андрей до конца верен своему вонскому долгу, он не боится расстрела за свой отказ фашисту. Андрей Соколов - человек с большой буквы. Именно такие люди, преданные Родине, и спасли страну, защитили её.)

"Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души", - утверждает Н.Г. Чернышевский. Действительно, измена - это один из самых низких поступков, который только может совершить человек. Предавая любимого человека или близкого друга, мы духовно деградируем, причиняя боль не только другому, но и самим себе. Изменяя Родине, мы также нравственно опускаемся и демонстрируем душевную низость.

Вспомним произведение В. Быкова "Сотников". Мы видим двух солдат - Рыбака и Сотникова - которые попадают в плен к немцам.

Под страхом смерти Рыбак становится предателем. Он сразу же соглашается перейти на сторону врага, а вскоре и помогает им казнить своего друга Сотникова Такой поступок характеризует Рыбака как человека, слабого духом и низким душой.В отличие от Рыбака, Сотников сохраняет верность Родине. Скромный, вроде бы неприметный боец, он совершает настоящий подвиг. Он достойно принимает смерть, не став предателем.

В произведении М. Шолохова "Судьба человека" герой по фамилии Крыжнев ради спасения собственной жизни также соглашается на измену Родине. Он хочет сдать взводного немцам, поскольку волнуется только о своем будущем. Как и Рыбак, он совершает низкий, подлый поступок. Он показывает себя трусом, готовым предать не только товарища, но и Родину.А вот Андрей Соколов, напротив, демонстрирует силу духа и готовность до конца защищать свою Родину.Он отказывается пить за вражескую Германию, доказывая, что лучше умереть, чем предать Родину. Такой патриотизм вызывает уважение даже у немецкого коменданта, и он остается жить.

Таким образом, любая измена, в том числе, и измена Родине, обнажает истинную человеческую сущность, показывая низость души. Верность же раскрывает главные добродетели человека, его сильный дух, нравственную стойкость и непоколебимость нравственных принципов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека.

Рассказ М А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году - в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящен событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофера Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе - типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в гражданскую, работал на заводе, обзавелся семьей, построили домишко. Война перечеркнула все его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Все э го было обычно для того времени, как обычно и то, что подобно тысячам других людей для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», - говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнений в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасение худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей.

Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донес на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и вызванный к коменданту лагеря Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно...». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех - это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме.

Андрею Соколову еще многое придется вынести: побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына - «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофером, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу - герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова - найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твердой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ "Судьба человека" стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.

Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.

Автор показал, как достойно и мужественно вели себя русские в плену. Предателей, «трясущихся за свою шкуру», было немного. Они, кстати, в плен сдавались добровольно, при первом удобном случае. Герой рассказа «Судьба человека» во время боя был ранен, контужен и в беспомощном состоянии взят немцами в плен. В лагере для военнопленных Андрей Соколов вынес немало страданий: издевательства, избиение, голод, смерть товарищей, «нелюдские муки». Например, комендант Мюллер, обходя строй пленных, бил кулаком (а точнее, куском свинца, заложенного в перчатку) каждого второго в нос, «пускал кровь». Такой у него был способ выражения арийского превосходства, подчёркивающий ничтожность человеческой жизни представителей всех наций (в отличие от немцев).

Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.

В кабинете Мюллера за столом сидело всё лагерное начальство. Немцы отмечали очередную победу на фронте, пили шнапс, закусывали салом и консервами. И Соколова, когда вошёл, едва не вырвало (сказывалось постоянное голодание). Мюллер, уточнив слова, сказанные Соколовым накануне, пообещал, что окажет ему честь и сам лично расстреляет его. Кроме того, комендант решил проявить великодушие и предложил пленному солдату выпить перед смертью и закусить. Андрей уже взял стакан и закуску, но комендант добавил, что пить надо за победу немцев. Это очень задело Соколова: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Андрей уже не боялся смерти, поэтому поставил стакан и сказал, что он непьющий. И Мюллер, улыбаясь, предложил: «Не хочешь пить за нашу победу, тогда выпей за свою погибель». Солдат, которому терять было нечего, смело заявил, что за избавление от мук он выпьет. Опрокинул залпом стакан, а закуску отложил, хотя есть хотелось смертельно.

Какова же сила воли была у этого человека! Он не только не унижался из-за крошки сала и кусочка хлеба, но и не терял своё достоинство, чувство юмора, и это давало ему ощущение превосходства над немцами. Он предложил Мюллеру идти во двор, где немец его и «распишет», то есть подпишет смертельный приговор, расстреляет. Мюллер позволил Соколову закусить, но солдат заявил, что после первой не закусывает. И после второго стакана объявил, что не закусывает. Сам он понимал: эту отвагу он проявляет не столько для удивления немцев, сколько для себя самого, чтобы перед смертью не трусом выглядеть. Своим поведением Соколов рассмешил немцев, и комендант налил ему третий стакан. Андрей закусил как бы нехотя; очень хотелось ему доказать, что есть у него гордость, «что в скотину фашисты его не превратили».

Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.

В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.

А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.

Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.

Судьба была безжалостна к Соколову: в его дом в Воронеже попала бомба, погибли дочери и жена. Последнюю надежду на будущее (мечты о женитьбе сына и о внуках) он теряет в самом конце войны, когда узнаёт о гибели сына в Берлине.
Бесконечные удары судьбы не уничтожили этого человека. Он не озлобился, никого не возненавидел, понимая, что проклинать можно только фашистов, погубивших миллионы человеческих жизней по всей земле. Теперь враг побеждён, и надо жить дальше. Однако тяжёлыми были воспоминания, трудно думать о будущем. Боль долго не отпускала, и появлялось иногда желание забыться с помощью водки, но и с этим справился, переборол слабость.
Встреча Андрея Соколова с мальчишкой, сиротой бесприютным, многое изменила в его жизни. Сердце мужчины сжалось от боли, когда он увидел того, кому живётся ещё труднее и хуже, чем ему самому.

Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.

Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.

Рецензии

М. Шолохов - Великий русский писатель, слов нет! "Судьба человека" - яркий тому пример. Просто рассказ, о простом русском мужике, но, как написан! И фильм С. Бондарчука по этому произведению тоже великолепен! Как он сыграл Соколова! Эта сцена, когда он гранёными стаканами пьёт водку, просто бесподобна! И встреча с мальчишкой-беспризорником вернула его к жизни, когда, казалось, и смысла жить дальше просто нет... Спасибо, Зоя! Р.Р.

Тема верности и измены поднята во многих произведениях русской литературы. К ним относится рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой Андрей Соколов олицетворяет собой все лучшие черты русского человека. Он добросовестный работник, честный труженик и примерный семьянин, а во время войны ещё и отважный солдат. Он жил размеренной жизнью, бросил выпивку ради семьи. Так и жил бы он, если бы не вмешалась война. Перед лицом опасности Соколов встаёт на защиту Родины, своей земли и счастливой жизни. Он познает все тяготы войны, его ранят, берут в плен, но ничто не заставило его отказаться от своих моральных принципов. Через все это тяжкое время Андрей пронёс верность Родине и боевым товарищам. Даже враги восхищались его отвагой и достойным поведением.

В произведении Андрей Соколов характеризуется как «человек несгибаемой воли». Он не заробел в плену перед немцем Мюллером и тот, испытывая невольное уважение к крепости его духа, сохраняет ему жизнь.

Из письма от соседа Андрей узнает страшную новость: во время бомбежки авиазавода летом 1942 года погибла его жена и дочери от удара бомбы. К сожалению, сына он тоже потерял: Анатолий погиб 9 мая.

Из рассказа мы видим, сколько горестей выпало на долю Андрея Соколова. Но он сохранил человечность и способность дарить другим заботу и тепло. После войны он усыновляет мальчишку-сироту.

У человечества есть надежда на светлое будущее, пока есть на земле такие преданные и достойные люди.

Пример низкого поступка и предательства представлен солдатом Крыжневым. Он хотел выдать врагам взводного командира. Свою жизнь и личные интересы он поставил выше интересов Родины, за что был задушен Соколовым. В данном случае убийство морально оправдано, так как этим Соколов остановил изменника и спас жизни людей.

Что такое измена родине? Это предательство интересов своей страны во имя личных эгоистических целей. Как правило, это явление приобретает особенное значение во время войны, когда дезертирство подтачивает основы, на которых зиждется государство. Большинство людей, конечно, рискуют жизнью, если родина находится в опасности. Такими примерами богата наша история и гордится наша литература. Однако всегда есть те немногие члены общества, которые поддаются страху и служат лишь себе, игнорируя беды отечества. Сегодня эта проблема, как и прежде, злободневна, ведь проявляет себя не только в военное время. Поэтому аргументы на тему «Измена родине» столь разнообразны и охватывают не только периоды вооруженных столкновений.

  1. С изменой родине сталкивается Андрей Соколов, герой произведения Шолохова «Судьба человека». Солдат попадает в плен и становится свидетелем того, как немцы пытаются выяснить, кто из задержанных является красным комиссаром. Членов большевистской партии сразу расстреливали, в плен не брали. Их обезображенные тела служили доказательством того, что немецкая власть установит свои порядки и доберется до каждого коммуниста. В рядах пленников появляется предатель, который предлагает другим сдать командира в обмен на безопасность. Тогда Андрей убивает его, чтобы не сеял смуту в рядах солдат. Он понимал, что любая уступка врагу – измена, которая не только карается расстрелом, но и не находит даже малейшего нравственного оправдания. Из-за дезертиров и власовцев страна теряет шансы на победу.
  2. Готовность к предательству демонстрирует высший свет в романе Толстого «Война и мир». Знать не рискует жизнями на боле боя, сидит в салонах и рассуждает о том, что с приходом Наполеона ничего не изменится. Французский язык они знают лучше родного, манеры и ужимки везде одинаковы. Им все равно, кто у власти, что будет со страной, чем закончится сражение, где каждый день гибнут их соотечественники. Они с радостью примут любой исход, ведь истинного патриотизма в них нет. Они чужие в России, им чужды ее страдания. Широко известен пример князя Ростопчина, генерала-губернатора Москвы, который был способен только на патетические патриотические речи, но реально народу ничем не помог. Также глупо и фальшиво выглядит наряд великосветских дам, которые обрядились в сарафаны и кокошники вместо иностранных платьев, якобы поддерживая народный дух. Пока простые люди проливали кровь, богачи играли в переодевание.
  3. В повести Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов становится предателем, дезертируя из армии. Фронтовая жизнь ему не по зубам: недостаток пищи и боеприпасов, постоянный риск, жесткое руководство сломили его волю. Он подался в родную деревню, зная, что навлекает на жену смертельную угрозу. Как видно, измена родине опасна тем, что человек полностью теряет нравственный стержень и предает всех дорогих ему людей. Он подставляет преданную Настену, которая помогает ему, рискуя репутацией и свободой. Женщине не удается скрыть эту помощь, и односельчане преследуют ее, чтобы найти дезертира. Тогда героиня утопилась, а ее эгоистичный муж так и сидел в укромном месте, жалея только себя.
  4. В повести Василя Быкова «Сотников» красавец и силач Рыбак теряет все свое достоинство, встретив реальную угрозу. Они с товарищем отправляются в разведку, но из-за болезни Сотникова они вынуждены укрыться в деревне. В итоге, они оказались в плену у немцев. В отличие от больного партизана, здоровый Рыбак трусит и соглашается сотрудничать с оккупантами. Сотников же не пытается оправдаться или отомстить. Все его усилия направлены на то, чтобы помочь тем людям, которые их укрыли, обезопасить их своим молчанием. Тем временем предатель хочет, во что бы то ни стало, спасти именно свою жизнь. Хотя он до последнего верит, что сможет обмануть врага и убежать, примкнув к его рядам на время, Стрельников пророчески замечает, что товарища уже ничего не спасет от нравственного разложения. В финале Рыбак выбивает опору из под ног у бывшего сослуживца. Так он ступил на путь предательства и перечеркнул все то, что связывает его с родиной.
  5. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герои не воюют, однако все равно умудряются навредить своей стране. Фамусовское общество живет консервативными и лицемерными устоями, игнорируя прогресс и весь остальной мир за пределами их башни из слоновой кости. Эти люди узурпируют народ, ввергают его в невежество и пьянство своими сумасбродными и жестокими выходками. Дворяне, опора самодержавной власти, и сами погрязли в лицемерии и карьеризме, пока их прихоти обеспечивает крестьянство. Мы видим, например, глупого и бездарного военного Скалозуба, который только блистает погонами на балах. Ему и дочь нельзя доверить, не то, что полк или роту. Он ограниченный и жалкий человек, который привык только получать от родины, но не платить ей доблестной и честной службой. Это ли не измена отечеству?
  6. Верность и измена на войне всегда очевидны. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин спокойно служит и получает чины, не будучи храбрецом. Когда же разразился бой, он показал свое истинное лицо. Предатель сразу же переметнулся на сторону врага и присягнул Пугачеву, спасая свою жизнь, в то время как его приятель Петр рисковал собой, лишь бы честно выполнить свой долг. Присяга бунтовщику – не единственная измена Алексея. Во время дуэли он воспользовался нечестным приемом, тем самым изменив своей чести. Так же он бесчестно обманывает Гринева и поносит имя Маши без всяких оснований. Потом он окончательно срывается в бездну нравственного падения и силой вынуждает Марию выйти за него замуж. То есть, изменой родине низость человека не ограничивается, и нельзя прощать такого рода предательство хотя бы на том основании, что оно явно не последнее. Если он смог предать родную страну, то от него уже нечего ждать и в отношении к людям.
  7. В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает свою страну из-за страстной любви к полячке. Однако это не совсем так: он изначально был чужим по отношению к традициям и менталитету казаков. Этот контраст личности и среды виден, когда герой возвращается домой из бурсы: пока Остап радостно дерется с отцом, младший сын ласкает мать и мирно держится в стороне. Он не трус и не слабак, просто по натуре другой человек, в нем нет этого воинствующего духа запорожской сечи. Андрий рожден для семьи и мирного созидания, а Тарас и все его друзья, напротив, видят смысл жизни мужчины в вечном бою. Поэтому решение младшего Бульбы выглядит естественно: не найдя понимания в родном краю, он ищет его в лице польской девушки и ее окружения. Наверное, именно в данном примере измену можно оправдать тем, что человек не мог поступить по-другому, то есть изменить себе. Он, по крайней мере, не стал хитрить и обманывать товарищей бою, действуя исподтишка. Его честная позиция хотя бы была всем известна и эмоционально мотивированна, ведь если ты не чувствуешь искреннего желания помочь родине, рано или поздно твоя ложь выйдет наружу и навредит еще больше.
  8. В пьесе Гоголя «Ревизор» нет войны, зато есть незаметная и более подлая измена родине, чем дезертирство на поле брани. Чиновники города «N» разворовывают казну и угнетают родной народ. Из-за них уезд бедствует, а его население забито постоянными поборами и откровенным грабежом. Положение простых людей в мирное время ничуть не лучше, чем в военную смуту. Против них неустанно идет глупая и порочная власть, от которой даже вилами не защититься. Знать совершенно безнаказанно разоряет родной край, как монголо-татарское полчище, и никто не в силах этому помешать, кроме, разве что, ревизора. Автор в финале все же делает намек на то, что настоящий проверяющий приехал, и теперь ворам не скрыться от закона. Но сколько таких уездов годами оказывается в невидимом осадном положении из-за распущенности правящей элиты? На этот вопрос также отвечает писатель, делая свой город с универсальным названием, дабы подчеркнуть, что таково положение во всей России. Это ли не предательство интересов отечества? Да, казнокрадство из тактичности так не называют, но по сути это и есть настоящая измена родине.
  9. В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
  10. В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!