Русский язык и литература. Реальное и символическое значение финала повести Почему первая любовь любимое произведение тургенева

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».


Чувства и разум... Две взаимно порождающие друг друга стихии, инь и янь человеческого сознания. Счастлив тот человек, у которого пылкое движение чувств и холодное веяние разума взаимно дополняют друг друга, содействуют и гармонируют между собой. Но что же может способствовать утрате этого баланса? Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Ответ довольно прост - это происходит, когда человек стоит перед тяжким нравственным выбором, каждый вариант которого требует от человека своей жертвы, мужества и внутренней силы.

Именно сердце и разум в этом случае борются за то, чтобы совершить выбор, указать правильный путь. Классика русской литературы содержит немало примеров, подтверждающих данную точку зрения - таковыми могут быть "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева и "О любви" Антона Павловича Чехова.

Что, если не любовь, может послужить подобным нравственным выбором между чувствами и разумом? Именно эту ситуацию рассматривает А.П.Чехов в своем рассказе "О любви". Главного героя данного произведения Алехина, небогатого помещика, судьба сводит с Анной Алексеевной, женой председателя суда. С самой первой встречи они почувствовали непреодолимое влечение и интерес друг к другу - это были молодые, но уже формирующиеся ростки любви. Ростки, которым было суждено цвести в клетке разума...

Неразрешимый внутренний конфликт терзает обоих героев на протяжении всего их знакомства, но ни Алехин, ни Анна не в силах дать волю чувствам - заключенные в свою неуверенность, страх будущего и холодные рассуждения, как в оковы, они продолжают жить своей размеренной жизнью, губя великую любовь... И только лишь в последний момент, в поезде, чувства наконец берут верх, и герои осознают, как жалко и мелочно было то, что мешало им любить.

Похожую проблему затрагивает и И.С.Тургенев в своем произведении "Отцы и дети", раскрывая ее на примере главного героя Евгения Базарова - беспринципного и убежденного нигилиста, идеология которого целиком и полностью лежит во власти холодного разума. Базаров отрицает все общепринятые человеческие чувства - любовь, дружбу, честь, благородство... Однако в течение произведения герой сталкивается с обстоятельствами, постепенно уничтожающими все его теории и жизненную позицию - разве не благородство показал Базаров на дуэли с Кирсановым? И разве не подлинную, великую любовь испытал он к Анне Сергеевне Одинцовой? Чувства, прежде огражденные неприступной стеной разума, пробивают в ней брешь и выходят наружу - в этом и заключается внутренний конфликт Евгения Базарова.

Пример героев, проведенных выше, показывает нам, что источником конфликта между чувствами и разумом может послужить любовь, так как она является одним из сложнейших нравственных выборов, которые могут выпасть на долю человека.

Обновлено: 2018-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Разум и Чувства (= Ч и Р)

Если Ч=Р (гармония)

Если Ч>Р (повышенная чувствительность)

Если Ч<Р (практичный человек)

Чувства - это не только чувств любви между мужчино и женщиной. Это стыд, боль, ненависть, радость, обида, страх, отчаяние, гнев, жалость, сострадание.

Разум - это не только способность проверить гармонию алгеброй. Это самоорганизация, ответственность перед кем-либо честь, самоограничение, убеждения, политическая позиция, писк истины, привчка анализировать свои поступки, опыт.

!!!

1) - Сочетание разума и чувства в юном возрасте часто ведут к преобладанию чувств.

Чувства преобладают в экстремальных ситуациях.

2) - Разум преобладает в организме старом, наевшемся опытом.

Разум преобладает в организме юном, когда он стремится самоутвердиться.

3) Гармония - это покой. Состояние, свойственное скорее святым, чем простым людям.

Чувства преобладают

  • “Бедная Лиза” Карамзин
  • “Ася” Тургенев (поведение Аси, поступок отца Гагина и самого Гагина (= хороший сын)
  • “Дубровский” Пушкин (защита чести отца= рыцарь, мальчишка, Робин Гуд)
  • “Олеся” Куприн (поведение главного героя, увлечение юной ведьмой)
  • “Война и мир” Толстой

(Пьер у Курагиных: эпизод с отказом от клятвы;

Пьер на пожаре - спасает девочку, её мама страшна...;

Пьер спасает армянскую княжну;

Тихон Щербатый - казак, в партии Денисова, русский мужик не задумывается вопросами об убийствах французов, просто они враги, это на уровне чувств, а не разума; А Петя Ростов мучается от убийства французов;

Платон Каратаев - восхищение, умиление бывший солдат, знакомство с Пьером)

  • “Отцы и дети” И.С. Тургенев

(Павел Петрович в юности , влюбился, возлюбленная умирает - это жестокий опыт, замыкается, не оттаивает до дуэли;

Николай Петрович и Фенечка - любовь, чувства захлестнули;

Базаров и Одинцова - в начале преобладает разум над чувствами, есть политические убеждения. Чувства его были глубоко, но как только он их проявляяет, Одинцовой он становится не нужен => гибель)

Главное - Чувства

любые тексты о военных подвигах:

  • “Рядовой Лютиков” Виктор Некрасов (защищает свою родину, борьба с пушкой, эпизод в госпитале)
  • “Песня летчика” (их восемь - нас двое) В.Высоцкий (идея: Летчики - камикадзе)
  • “Реквием” А.Ахматова (серьёзная опала на А.А.Ахматову; хранился текст в умах друзей)
  • “Война и мир” Толстой (Наташа и Анатоль: она молода, очень сильное чувство влюбленности)

Разум преобладает

  • “Война и мир” (Пьер и смерть Платона Каратаева, Пьер и масонство, Андрей после первого ранения)
  • “Отцы и дети” (Базаров и семейство Кирсановых, Павел Петрович современный)
  • “Колымские рассказы” Шаламов
  • “Раковый корпус” Солженицын
  • “Кому на Руси жить хорошо...” Н.А.Некрасов (поведение крестьян)
  • “Моцарт и Сальери” Пушкин

Гармония

А.С.Пушкин “Барышня - кретьянка”

Ермолай - Еразм “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

Л.Н. Толстой “Война и мир” (примирение Андрея и Наташи на смертном одре; ранение Анатоля)

А.А. Ахматова “Реквием” (Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел)

Солженицын “Матрёнин двор” (образ Матрёны)

“Житие Сергия Радонежского” в пересказе Бориса Зайцева

План сочинения:

  1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии?
  2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли избежать трагедии?
  3. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

(интересен образ Раскольникова)

Кульминация повести. Реальное и символическое значение финала. Решающее свидание отца и Зинаиды во время верховой прогулки мы видим его глазами. Володя, случайно ставший свидетелем встречи, наблюдает за ней издали. До него почти не доносятся слова. О происходящем Володя может судить лишь по жестам, выражению лиц. Перед нами словно разворачиваются кадры немого кино. О том, что это свидание психологически важное, мы можем судить хотя бы по тому, что Петру Васильевичу пришлось «спуститься на землю» со сказочного кентавра. Со своей лошади по кличке Электрик, которая некогда составляла единое целое со своим хозяином - «такая же избалованная, неутомимая и злая». Но меж ними остается зримая преграда: «На улице <...>, пред раскрытым окном деревянного домика стоял мой отец <…>, а в домике <…> сидела женщина в темном платье <…>. Эта женщина была Зинаида».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви. Но сознает ли это ее любимый мужчина? Володя застает их в момент спора. Петр Васильевич убеждает Зинаиду еще в чем-то подчиниться - судя по началу французской фразы «вы должны…». Девушка колеблется; в ответ на его слова она «улыбалась - покорно и упрямо. По одной этой улыбке я узнал мою прежнюю Зинаиду». Раздраженный подобным противоречием, отец Володи решается на жестокий поступок: «…Поднял хлыст <…> и послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке». Володю до глубины души поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Отец Володи стал жертвой чувства, как Беловзоров и Лушин. Мы не знаем, какое известие содержало «письмо из Москвы», которое его так взволновало, послужило причиной удара. Счастье любимой женщины побуждает Петра Васильевича, в свою очередь, поступиться гордостью: «Он ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал. Он, мой отец!» Строки предсмертного письма Володе ничего не поясняют. Незаконченное загробное послание выводит запоздалое чувство на новый уровень обобщения: «Сын мой <…>, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…» После кончины Петра Васильевича мать Володи, несомненно, выполняя предсмертную просьбу мужа, отослала в Москву «довольно крупную сумму».

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека. Упоминание «четырех дней», прошедших со дня смерти, объяснимо. Володя не успел даже на похороны Зинаиды. Но он отчасти искупил грех, когда «присутствовал при смерти одной бедной старушки», жившей одиноко, и у которой не было родных.

Имеющая знаковое название - «Первая любовь», является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических произведений русской классической литературы. Написана она была в 1860 году, когда писателю исполнилось 42 года и он осмысливал своё прошлое с высоты прожитых лет.

Композиция повести

Произведение состоит из 20 глав, в которых от первого лица идёт последовательное изложение воспоминаний главного героя о его юности. Начинается же повесть с пролога - предыстории воспоминаний. Всё тот же главный герой - Владимир Петрович, будучи уже в возрасте, находится в компании, где все рассказывают друг другу о своей первой любви. Он отказывается от устного изложения своей необычной истории и обещает приятелям, что напишет её и прочитает при следующей встрече. Что и выполняет. Далее идёт сам рассказ.

Сюжет и его основа

Несмотря на то, что герои, как и в других произведениях Тургенева, имеют вымышленные имена, современники писателя сразу же узнали в них реальных людей: самого Ивана Сергеевича, его мать, отца и объект его первой страстной и неразделённой любви. В повести это княжна Зинаида Александровна Засекина, в жизни - Екатерина Львовна Шаховская.

Отец Ивана Сергеевича Тургенева женился не по любви, что впоследствии сказалось на его семейной жизни с супругой. Она была намного старше его, крепко стояла на ногах, самостоятельно занимаясь хозяйством в усадьбе. Муж жил, как хотел, и мало касался каких-либо семейных вопросов. Был хорош собой, обаятелен и популярен в глазах дам.

В повести мы также встречаем семейную пару, где жена старше мужа и живёт в постоянной трудно скрываемой раздражительности из-за отсутствия внимания со стороны супруга. В образе их сына Владимира мы узнаём юного Тургенева. Застаём мы его в тот момент, когда он готовится к экзаменам для поступления в университет на даче в Подмосковье. Мысли героя далеки от учёбы, молодая кровь будоражит воображение и будит фантазии о прекрасных незнакомках. Вскоре он действительно встречает незнакомку - соседку по даче княжну Засекину. Это настоящая красавица, девушка редкого обаяния и своеобразного - магнетического характера.

На момент встречи с главным героем она уже окружена множеством поклонников, забавляется общением с ними и своей властью над каждым. Вовлекает в свой круг и Володю. Он страстно влюбляется, позабыв о книгах, учёбе и прогулках по окрестностям и оказывается полностью привязанным к возлюбленной.

Много страниц в повести посвящено изображению бурных и постоянно меняющихся переживаний юноши. И чаще он счастлив, несмотря на капризное и насмешливое поведение Зинаиды. Но за всем этим чувствуется нарастающая тревога. Герой понимает, что у девушки есть своя тайная жизнь и любовь к неизвестному лицу…

Как только читатель вместе с главным героем начинает догадываться, в кого влюблена Зинаида, тон повествования меняется. На поверхность выходит совсем другой уровень понимания слова «любовь». Чувства девушки к отцу Володи Петру Васильевичу в сравнении с романтической страстью юноши оказываются глубже, серьёзнее и пронзительнее. И Володю озаряет догадка, что это и есть настоящая любовь. Здесь угадывается позиция автора: первая любовь бывает разной, и та, которой невозможно дать объяснения, и есть настоящая.

Для понимания этой проблемы важна сцена ближе к финалу повести: юноша случайно становится свидетелем тайного разговора между его отцом и Зинаидой, происходящего уже после их расставания. Петр Васильевич вдруг ударяет руку девушки хлыстом, а она с выражением покорности и преданности подносят к губам заалевший след от удара. Увиденное потрясает Володю. Через некоторое время после произошедшего отец героя умирает от удара. Зинаида Засекина выходит замуж за другого человека и умирает спустя четыре года при родах.

Поразительно, что в сердце героя не было обиды на его отца и девушку. Он осознаёт, как величественна и необъяснимо сильна та любовь, которая была между ними.

Биографы Тургенева доказали, что все описанные в повести события точно так же происходили и с её прототипами. Многие современники осуждали писателя за откровенную демонстрацию на страницах повести семейных тайн. Но писатель не считал, что делает что-то предосудительное. Напротив, ему казалось крайне важным пережить заново и художественно переосмыслить то, что произошло с ним в юности и повлияло на него как на творческую личность. Изображение красоты, сложности и многогранности чувства первой любви - то, к чему стремился писатель.

  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева