Сочинения для школьников. Сочинение на тему человек и природа в повести старик и море, хемингуэй читать бесплатно

«Старик и море», опубликованная писателем в 1952 году, - это не просто история о том, как рыбаку Сантьяго посчастливилось поймать большую рыбу, но он не смог довезти ее до берега, поскольку акулы съели его добычу. Это очень многоплановое произведение, рассматривать которое можно и как рассказ о невероятной выносливости человека и силе его воли, и как философскую притчу о борьбе старого рыбака со своей судьбой. Немало здесь сказано и о старости, и об одиночестве, которое она неизбежно несет с собой, а также о дружбе и о любви.­

Поскольку большая часть действия повести происходит в море, а ее главным героем является старый опытный рыбак, то все эти темы в произведении рассматриваются сквозь призму взаимоотношений человека и природы. И характер этих отношений также сложен и многогранен, как и сама книга.

Название «Старик и море» уже предполагает, что речь в повести пойдет о том, что происходит с человеком, когда он находится в полной власти этой стихии. Как он взаимодействует с ней, и насколько она принимает его?

Сантьяго провел в море большую часть своей жизни. Еще в молодости он служил юнгой на паруснике и путешествовал на судне в Африку, а теперь он почти каждый день ловит рыбу у берегов Кубы.­

Сам облик старика уже говорит о роде его занятий. На руках Сантьяго имеются глубокие шрамы от тугой бечевы, на которую он в свои счастливые времена ловил самую большую рыбу. Щеки и шею мужчины покрывают характерные коричневые пятна, которые могли образоваться только от длительного пребывания на солнце у воды. Даже глаза рыбака наполнены каким-то веселым блеском и своим цветом «похожи на море».

Море давно уже стало домом для Сантьяго. Он любит его и не боится уплывать на своей лодке далеко от берега, потому что знает, что всегда сможет найти дорогу назад.­

Сантьяго владеет той ценной информацией, которая может помочь ему выжить в окружении одной только воды. Он с легкость предсказывает, как будет вести себя море в ближайшее время и знает, что охотиться следует там, где кружат птицы, выискивающие рыбу. Он хорошо знаком с повадками морских обитателей, потому что каждый день, каждый час своей жизни с интересом наблюдает за ними.

Сантьяго искренне любит всех этих морских рыб, черепах и птиц. Не по душе ему только ядовитые физалии, которых он с удовольствием давит «мозолистой подошвой» своей ноги, когда тех штормом выносит на берег.

Находясь в своем путешествии, старик чувствует полное единство с природой. В море он никогда не бывает одинок, поскольку здесь для него всегда найдутся интересные собеседники. Он, словно с людьми, разговаривает с чайками, рыбой-мечом, макрелью и акулами.­

К хрупким морским ласточкам старик испытывает особенную жалость, потому что они «вечно летают в поисках пищи и почти никогда ее не находят». Рыба-меч своим величием, стойкостью и выносливостью вызывает у него настоящее восхищение. Даже огромные морские черепахи не пугают мужчину, поскольку он осознает некую общность с ними: «Но ведь и у меня такое же сердце, а мои ноги и руки так похожи на их лапы».

Охотясь на рыбу и убивая ее, Сантьяго каждый раз испытывает чувство вины. Мужчина осознает греховность своего поступка, но в то же время понимает: он «родился, чтобы стать рыбаком, как рыба родилась, чтобы быть рыбой».

Сантьяго ест и продает мясо морских обитателей лишь для того, чтобы не умереть от голода. Белые черепашьи яйца помогают ему восстановить силы, а жир из печени акулы защищает от простуды. Старик никогда не берет от природы больше, чем ему требуется для жизни, и тем самым не нарушает главный закон, который действует во всем животном мире.

Даже убивая рыбу, он не перестает любить ее и делает это с великим уважением к этим уникальным созданиям природы. «Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить», - размышляет Сантьяго. Эта мысль, конечно, пугает его, но, возможно, для рыбака в ней есть определенная доля правды.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок-размышление по теме: «Человек и природа» в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба» и повести Э.Хемингуэя «Старик и море»

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Основная проблема произведений: В повести Хэмингуэя“Старик и море” основная проблема - победа и поражение человека В рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная.

5 слайд

Описание слайда:

Сравнительная характеристика героев. План Старик Игнатьич портрет героя; занятие, социальное положение; взаимоотношения с окружающими; качества личности.

6 слайд

Описание слайда:

Сравнительная характеристика героев. Сантьяго Игнатьич «Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается» Руки: «на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу «Лицо уИгнатьичацветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. СтриженИгнатьичпод бокс, коротко и ладно» Руки: «без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет» Описание лодок:«парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка» На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг» «глядь, издали несетсядюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском – флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент» По словам автора, к односельчанам – с некоторой долей снисходительности и превосходства. На его совести – «варначество», «грех», «вина» – унижение женщины,ГлашкиКуклиной Оба они привыкли везде и всюду обходиться своими силами, они «мастера» и «хозяева», знающие свое дело

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Как относится герой к своей жертве? Старик Игнатьич - Уважение к рыбе: -“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”. - Заботится: “Худо тебе, рыба?” “Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба…” - “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!” - “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.” - “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.” - Опасная работаИгнатьичавызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”. -Называет рыбу Царь – рыбой. - “Уходи!” - дубасит рыбину по башке. - Уговаривает рыбу скорее умереть: “Ну что тебе! Все равно околеешь”. - Отвращение к рыбе: “Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!

9 слайд

Описание слайда:

Старик – частица этого мира природы. - “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.” - “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.” Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой” - Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем. - “Иди, рыба, иди!” Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни отпогублениячеловеком.

10 слайд

Описание слайда:

Обсуждение идейного содержания Хемингуэй: Астафьев: “Я попыталсядать настоящего старика и настоящего мальчика…” “Мне повезло, что у меня были хороший старик и хороший мальчик” «Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее – охранять природу. И если нельзя не тратить, то надо делать с умом, бережно… Тут, как нигде, со всей наглядностью ясно, что защита природы – это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита самого человека от нравственного саморазрушения»

11 слайд

Описание слайда:

Что можно сказать об идее произведений? - “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует. - Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим. - “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя. Протест против хищничества. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

12 слайд

Описание слайда:

Особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия) (1997г) «Олекминский» (1984г) заповедник, «Усть -Ленский» (1985г), «Ленские столбы» (1995г), национальные природные парки: «Сиинэ» (1996г), «Муома» (1996г), «Усть -Вилюйский» (1997г)

13 слайд

Описание слайда:

«Усть Вилюйский» национальный природный парк, образован 1997 г. 15 мая на территории «Түѳрт уон арыы». Плошадь-1016,0 тыс. га

14 слайд

Описание слайда:

Минуты творчества Н.Заболоцкий «Одинокий дуб». Дурная почва; слишком узловат И этот дуб, и нет великолепья В его ветвях. Какие-то отрепья Торчат на нём и глухо шелестят. Но скрученные намертво суставы Он так развил, что кажется, - ударь – И запоёт он колоколом славы И из ствола закапает янтарь! Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин. Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один!

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». «Я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал».В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за своё произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.

84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. И только его маленький друг Манолин продолжает ему помогать, хотя отец запрещает ему рыбачить со старым Сантьяго. Они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Сантьяго дарит мальчику на память.

Ее можно определить как философскую притчу, но при этом образы ее, поднимающиеся до символических обобщений, имеют, подчеркнуто конкретный, почти осязаемый характер.

Старик Сантьяго говорит о себе, что он рожден на свет для того, чтобы ловить рыбу. Такое отношение к своей профессии было свойственно и самому Хемингуэю, который не раз говорил, что он живет на земле для того, чтобы писать.

Море выступает в повести почти как живое существо. «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные пли недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж ее природа».

Его борьба с рыбой приобретает символический смысл, становится символом человеческого труда, человеческих усилий вообще. Старик разговаривает с ней, как с равным существом.

Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным «стариком».

Название повести «Старик и море» (1952) напоминает название сказки. По сказочной схеме поначалу разворачивается и сюжет. Старому рыбаку Сантьяго не везёт. Вот уже восемьдесят четыре дня он не может поймать ни одной рыбы. Наконец, на восемьдесят пятый день он добывает невиданную рыбу: он нашёл её на такой глубине, “куда не проникал ни один человек. Ни один человек на свете”; она такая большая, “какой он никогда не видел, о какой даже никогда не слышал”. В разговорах старика с самим собой возникает даже сказочный зачин: “Жили-были три сестры: рыба и мои две руки” (перевод Е.Голышевой и Б.Изакова). Но сказочного пути от несчастья к счастью в повести не выходит. Сюжет «Старика и моря» развёрнут по другим законам — не сказки, но мифа. Действие здесь не имеет завершающего итога: оно совершается по кругу. Слова ученика Сантьяго, мальчика: “Теперь я опять могу пойти с тобой в море” — почти дословно, только с другой интонацией, повторены в конце повести: “Теперь мы опять будем рыбачить вместе”. В море старик ощущает не только окружающие вещи и явления, но и даже части собственного тела — олицетворёнными, одушевлёнными (“«Для такого ничтожества, как ты, ты вела себя неплохо», — сказал он левой руке”). Человек и стихия представляются ему связанными родственными или любовными узами (“сёстры мои, звёзды”, морские свиньи “нам родня”, большая рыба “дороже брата”, море — женщина, “которая дарит великие милости или отказывает в них”). Его размышления о вечной борьбе человека со стихией перекликаются с традиционными мифами: “Представь себе: человек что ни день пытается убить луну! А луна от него убегает”. В решающий момент схватки Сантьяго обретает всю полноту мифологического мышления, уже не различая “я” и “не-я”, себя и рыбу. “Мне уже всё равно, кто кого убьёт, — говорит он себе. — <…> Постарайся переносить страдания, как человек… Или как рыба”.

Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них — взаимоотношения человека и природы.

Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер... Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев — рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды...» Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

Героизм не приносит плодов, а старик за свою верность Ди Маджио и морю получает награду. Обратим внимание: Сантьяго всё время снятся львы; старик не охотится на них во сне, а только с любовью наблюдает за их играми и совершенно счастлив. Это и есть его прижизненный рай, обретение полного соединения с природой. А ещё старику обещана будущая жизнь: его опыт, его любовь, все его силы перейдут в его ученика -- мальчика Манолина. Значит, есть смысл жить, значит, “человек выстоит”.

Хемингуэй сравнивал свои произведения с айсбергами: “Они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна”. Как в финале своего знаменитого романа «Прощай, оружие» писатель изображает отчаянье героя? С помощью одной детали, оброненной вскользь: “Немного погодя я вышел и спустился по лестнице и пошёл к себе в отель под дождём”. Ни слова не сказано о внутреннем состоянии героя, но именно поэтому “под дождём” вызывает расширяющиеся круги ассоциаций: безысходная тоска, бессмысленное существование, “потерянное поколение”, “закат Европы”. Так работает система намёков и умолчаний в произведениях Хемингуэя.

Одна из составляющих этого принципа - передача тайного переживания через язык тела. При помощи тела - видимой части того айсберга, которым является человек, - можно составить представление о внутреннем мире - невидимой, "подводной" части.

Подтекст включает в себя огромный жизненный опыт, познания, размышления писателя, и требуется особая организация прозы, чтобы создать единую систему писатель - герой - читатель и тем самым «реализовать» подтекст.

На поверхности айсберга - старик и море, их поединок. В невидимой подводной части айсберга скрываются размышления автора про важнейшие проблемы жизни: человек и природа, человек и общество, человек и Вселенная.

«Кошка под дождём» (очень короткий рассказ, можно прочитать за пять минут).

Это повествование о муже и жене, которые путешествуют по Европе и останавливаются в итальянском отеле. В центре рассказа — пустячный разговор “ни о чём”.

Но это произведение об одиночестве — одиночестве вдвоём. Рассказ пронизывает атмосфера душевной пустоты и назревающего кризиса в отношениях двух близких людей. Разговор супругов — это диалог “глухих”. Два близких человека не понимают друг друга.

Автор знает своих героев, их жизнь, чувства, интересы и строит рассказ как музыкальное произведение, чередуя звуки и паузы. Элементы повествования тесно связаны, и “подводное” течение сюжета сообщает смысл видимому. Особое значение приобретают паузы, отдельные детали, символы. Лирической доминантой рассказа становится символический образ дождя.

Обособленность, изолированность героев, их отчуждённость, какое-то интуитивное желание отгородиться от чужого мира, чужой культуры подчёркнута уже в первой фразе: “В отеле было только двое американцев”. Кроме этого, “они не знали никого…” Но надо заметить, что в самом начале рассказа герои более близки друг другу (“двое”, “они”, “их комната”). Начиная со второго абзаца речь идёт лишь об американке и её взаимоотношениях с тем, что её окружает.

В начале рассказа описана не только яркая итальянская природа (море, волны которого “откатывались и снова набегали”, высокие пальмы), но и общественный сад, памятник жертвам войны. Здесь всё говорит об устоявшейся европейской культуре, о бережном отношении к своей истории. Не зря появляется слово “всегда”, относящееся и к художникам, и к итальянцам-туристам, а американцы - только гости в этом устойчивом мире, они вне его.

С появлением героини к лирическому звучанию рассказа начинает примешиваться щемящее тревожное чувство грусти, неприкаянности и неустроенности. Американка видит кошку, которая “спряталась” и “сжалась в комок”. Эта фраза повторится в рассказе уже в связи с самой героиней: “Что-то в ней судорожно сжалось в комок”. И читатель начинает понимать, почему американка так хочет взять эту кошку: героиня чувствует себя такой же беззащитной и бездомной. Страстное желание изменить что-то в своей бесприютной жизни, перестать кочевать из гостиницы в гостиницу, иметь свой дом, детей, быть счастливой отражено в словах, которые она повторяет как заклинание: “Хочу крепко стянуть волосы… Хочу кошку… хочу есть за своим столом… хочу, чтобы горели свечи… и хочу кошку, и хочу новое платье…”

Герой дан в восприятии героини. Если она просто “американка”, то у него есть имя (Джордж), которое впервые упоминается тогда, когда героиня почувствовала себя “очень маленькой и в то же время значительной”. Кажется, именно в этот момент она испытает желание изменить что-то в отношениях с мужем.

Американка внимательна и открыта для диалога, в то время как герой говорит совсем мало. Два слова, часто повторяющиеся, доминируют в его характеристике: “книга” и “читал”. Всё, что говорится о герое, создаёт впечатление статичности, неподвижности, нежелания что-то менять в своей жизни: он “отозвался с кровати”, “продолжал читать”, “лежал на кровати и читал”, “спросил, опуская книгу… на секунду отрываясь от книги”, “уже снова читал”, “переменил позу”, “не слушал”. В этом — полное невнимание к жене, её проблемам и переживаниям. Он мимоходом замечает только внешние перемены в ней (“Ты сегодня хорошенькая”, “Мне нравится так, как сейчас”).

Хозяин отеля — единственный персонаж, которого мы можем представить, “увидеть”, так как дан его портрет: это “высокий старик”, у него “почтенный вид”, “старое массивное лицо и большие руки”. Именно этот человек поймёт переживания героини и постарается ей по-настоящему помочь. Хозяин отеля появляется только в маленьком эпизоде, но создаётся впечатление его постоянного присутствия: он посылает к героине служанку, передаёт зонтик, присылает кошку… Вначале о хозяине сказано: “Он стоял у конторки… Он нравился американке”. Потом рефреном идёт фраза: “Ей нравилась… Ей нравился… Ей нравилось…” Героиня как будто почувствовала родственную душу в этом человеке. С мужем она говорит на одном (английском) языке, с хозяином отеля — на итальянском. Парадокс в том, что чужой человек понимает героиню с полуслова. В художественном мире Э.Хемингуэя, как и в мире Чехова, детали принадлежат двум сферам: реальной и символической. Героиня рассказа ощущает себя “кошкой под дождём” — беззащитной и слабой, мечтающей о своём доме, о тепле и ласке. Не случайно совсем чужой человек, хозяин отеля, почувствовав это, прислал “синьоре” кошку.