Описание богатырского коня. «Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса. Тяжеловозы - гиганты

24.09.2014

Среди многочисленных пород лошадей тяжеловозы - самые крупные и мощные кони. Такие лошади не предназначены для скачек и прыжков, их миссия - перевозить очень тяжелые грузы.

В средние века сильные и крупные лошади были необходимы, так как другие кони не обладали способностью нести на себе рыцаря в его очень тяжелых доспехах и с не менее тяжелым оружием.

Именно боевые мощные лошади средневековых времен и стали родоначальниками современных тяжеловозных лошадиных пород, таких, как першероны, брабансоны, а также, шайры.

Тяжеловозы - гиганты

Английский жеребец-тяжеловоз, кличка которого Сэмпсон, был ростом два метра двадцать сантиметров.

Рожден он был в 1846 году, по этой причине мы не имеем возможности полюбоваться его фотографией. Вес этого гиганта лошадиного мира составлял 1520 килограммов. За такие внушительные размеры он получил еще одну кличку - Мамонт.

Отличался гигантским ростом и брабансон по кличке Бруклин Высочайший, рост которого составлял сто девяносто пять сантиметров, а весил он 1450 килограммов.

Отечественные тяжеловозы

Тяжеловоз - лошадь огромных размеров, на самом деле, обладает кротким нравом.

Происхождение российских пород

В конце девятнадцатого, начале двадцатого веков в результате скрещивания бельгийских тяжеловозов и местных русских лошадей для упряжки был выведен русский тяжеловоз. В отличие от не очень красивого сложения мощных арденов бельгийского происхождения, русские лошади тяжеловозы путем многолетнего отбора отличались красивым экстерьером.

На парижской выставке жеребец по кличке Каравай, рожденный на конном заводе в Хреново, получил золотую медаль.

Официальное признание русские лошади тяжеловозы получили лишь в 1952 году.

В отличие от зарубежных гигантов, русские тяжеловозы ростом не так высоки (сто пятьдесят сантиметров), что не мешает им быть очень сильными. Эта порода лошадей тяжеловозов имеет еще одну особенность. На молочных конефермах очень ценят эту породу, так как кобылы дают много молока высокой питательности.

Родоначальниками этой известной породы были бельгийские тяжеловозы. При племенной работе большое внимание оказывалось отбору особо крупных местных лошадей, предназначенных для скрещивания.

В результате были получены массивные лошади с отличными мускулами, спокойным добронравным характером. Такие лошади уже с трех лет могли выполнять тяжелые работы по перевозке грузов.

О владимирском тяжеловозе

Еще во времена правления Ивана Грозного на Руси делались попытки улучшить качества рабочих лошадей, применявшихся в хозяйстве крестьян. Заграничных тяжеловозов скрещивали с местными лошадьми, а отбирали для дальнейшего разведения особенно крупных жеребят, которых выращивали на сочных пастбищах владимирской губернии. Большое влияние на формирование породы оказали жеребцы клейдесдальской породы родом из Шотландии.

Владимирские тяжеловозы не такие мощные, как русские, но их экстерьер более наряден. По своему внешнему виду эти лошади даже немного напоминают орловских рысаков. Такие лошади наиболее подходят для состязаний русских богатырей, облаченных в кольчуги. Подходят владимирцы и для верховых прогулок, так как нрав у них добрый, а ход мягкий. Владимирские тяжеловозные кобылы - рекордсменки по надоям молока.

Крупные лошади тяжеловозы

Если говорить о самых крупных лошадях на нашей планете, то порода крупных лошадей тяжеловозов – это шайры.

Эти массивные английские богатыри достигают ста восьмидесяти сантиметров в холке и весят до 1300 килограммов.

Эта порода лошадей тяжеловозов ведет начало от коней рыцарей, ее можно считать самой древней. Само по себе название породы произошло от слова «водораздел». Что характеризует местность, где появилась эта порода.

Эти очень крупные лошади обладают очень сильными суставами, крепкие их ноги в окаймлении щеток. В восемнадцатом столетии эти богатырские кони использовались в работах на фермах, затем их стали использовать для запряжки в дилижансы. Сегодня эти мощные и красивые лошади часто используются при проведении праздников, а также, в соревнованиях по перевозке особенно тяжелых грузов.

Зарубежные породы тяжиков

Лошади тяжеловозы пользуются огромным спросом и популярностью не только в пределах России, но и во многих странах мира. На сегодня многие коннозаводства в Европе и США могут похвастаться своими уникальными породами тяжеловозов.

  1. Брабансоны . Данная порода крупных лошадей берет свое начало из Бельгии. И что удивительно, такая массивная крепкая лошадь произошла еще во времена Юлия Цезаря от маленькой лошадки ростом 138 см до уровня холки, но при этом юркой и подвижной особи с крепким костяком. Современные брабансоны отличаются идеальной гармоничностью и пропорциональностью своего телосложения, хорошо развитые мышцы больше всего преобладают на лошадином крупе. Животные скороспелые и при этом совершенно нетребовательные в уходе и кормлении. Высота до уровня холки достигает отметки 172 см, вес лошадки - до 1100 кг. Преимущества животного - легкая акклиматизация, простота в содержании и уходе, достаточная популяция голов.
  2. Ардены . Где-то на пересечении границ Франции и Бельгии в горных и лесных местностях сформировалась порода тяжеловозов ардены. Изначально эти животные были среднего, но крепкого телосложения, выносливые и совершенно неприхотливые. Но в силу востребованности тяжеловозов, эта порода полностью перекрывалась брабансонами. Лошади прекрасно себя чувствуют в горных местностях, характеризуются скороспелостью, подвижностью и универсальностью.
  3. . Распространение эта самая крупная лошадь получила на территории Англии. Местные типичные лошади в силу ряда причин и обстоятельств усовершенствовались, окрепли и стали нынешними тяжеловозами шайрами. Лошади не раз скрещивались с голландскими и фламандскими жеребцами, характерные черты сегодняшнего шайра - пышные презентабельные фризы, покрывающие конечности особи до самой земли. Рост до уровня холки может достигать отметки 178 см, а весовая категория колеблется от тонны до 1200 кг.
  4. Клейдесдали . Выведение лошадей этой породы происходило в южной части современной Шотландии. Легкий тип жеребцов сводился с фламандскими, голландскими породами и с самым крупным шайром. Современный тип клейдесдалей отличается крупными размерами особи и ее высокими показателями трудоспособности. Они, несомненно, суше шайров и не обладают такой внушительной волосатостью, при росте 172 см они могут весить не более 1000 кг.
  5. Суффольки . Представители древнейшей породы тяжеловозов Англии. Ее разводят больше в частном порядке в графстве Суффольк, и, несмотря на малую численность поголовья, тяжеловозы суффольки отличаются универсальными рабочими качествами. Высота особи чаще не бывает выше 170 см, а масса не преобладает отметки 900 кг. Лошадки суффольки выделяются малой волосатостью, сухой конституцией тела, но отличной рысью для работы.
  6. Першероны . Выведение тяжелоупряжных першеронов происходило во Франции, в процессе чего привычные тяжеловозные лошади усовершенствовали свои умения и качества путем скрещивания с арабскими легендарными скакунами. За счет этого нынешний першерон может похвастаться длинной шеей, живыми глазами на сухой голове, укороченной спиной, раздвоенным удлиненным крупом и крепкими суховатыми конечностями. Высота першерона достигает отметки 172 см, такие тяжеловозы прославились уникальной подвижностью и выносливостью, нескончаемой силой, красотой и гармоничным экстерьером.

Помимо уникальных способностей и внешнего вида, все породы тяжеловозов могут похвастаться следующими интересными фактами:

  1. Во всем мире на сегодняшний день насчитывается около 20 разновидностей тяжеловозных лошадок.
  2. Несмотря на резвость и подвижность, бегать такие лошади быстро не способны. Но нельзя говорить того, что они ходят простым шагом. Многие представители таких пород справляются на ура с галопом, но не так резво и быстро, как скаковые породы.
  3. Тяжеловозы, независимо от своих габаритов и большого веса, могут перепрыгивать через препятствия и барьеры, но только через невысокие. Как-никак, а тяжеловесный конь отрывает себя от земли гораздо тяжелее.
  4. Характерные отличия и преимущества тяжеловозов - стальные нервы, за счет чего лошади спокойно реагируют на грохот, шум и крики других животных.
  5. Мало кто знает о том, что тяжеловозы были предками рыцарских лошадей, которые носили на себе тяжелые доспехи.

Знаменитые лошади гиганты

Самая большая лошадь во всей мировой истории относилась к породе шайров. Рождение этого жеребца пришлось на 1846 год на территории Англии. Тогда жеребцу дали кличку Сэмпсон, а спустя 4 года его прозвали Мамонтом в силу огромного веса и роста. До самого уровня холки его высота достигала отметки 2 метра 20 см, а вес - 1520 кг. К огромному сожалению, история не располагает ни одной фотографией великана.

Порода брабансонов также отличилась рекордсменом, жеребец по кличке Бруклин Высочайший ничем не уступал шайрскому Сэмпсону. Его высота до уровня холки составила 195 см, а весовая категория остановилась на отметке 1450 кг. Этот конь стал предметом гордости всей брабансонской породы тяжеловозов до сегодняшнего дня.

Першероны также могут похвастаться личным рекордсменом по габаритам - жеребец по кличке Марокко. Весовая категория этого коня перевалила за рамки нормы - 1285 кг, а высота особи достигла отметки 2 метра 15 см.

Современным гигантом и заслуженным рекордсменом среди тяжеловозных лошадей стал жеребец породы шайр, который проживает в Англии. Сегодня ему чуть больше 16 лет, а назвали его при рождении Крэкером. Уровень холки гиганта от земли отходит на 2 метра, весит знаменитый шайр чуть больше 1200 кг.

Самой редкой породой лошадей на всей Земле среди всех возможных тяжеловозов мира является лошадь Пржевальского. Поголовье лошадей критично ограничено, поэтому лошадь уже занесли в Красную Книгу, сохраняют и пытаются распространить на государственном уровне.

"Богатыри". Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три богатыря. Число "три" в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием в героическом эпосе постоянно. В лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей родины.

Васнецовские богатыри наделены отличительными чертами национально-русского характера.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец , славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля". С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное "мурзавецкое" копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

По правую руку от Ильи Муромца – побратим Добрыня Никитич , не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти". Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова , тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

Третий богатырь – Алёша Попович , сын ростовского попа Леонтия, – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович.

Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

Картина В.М.Васнецова "Богатыри" – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В годы учебы в Академии художеств (1868 -1875) Васнецов с жадным интересом изучал историю своего народа, русские героические былины. Одной из первых работ художника стала картина «Витязь», на которой изображен спокойный богатырь, охраняющий границу земли русской. С большим увлечением молодой художник работал над иллюстрациями к сказкам: «Конек-Горбунок», «Жар-птица». Страсть к былинно-сказочному жанру сделала Виктора Васнецова настоящей звездой русской живописи. Его картины - это не просто изображение русской старины, но воспроизведение могучего национального духа и смысла русской истории.

Знаменитая картина «Богатыри» была создана в подмосковном селе Абрамцево. Это полотно сегодня часто называют «Три богатыря». Васнецов дал в короткой, но емкой реплике: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли кого».

Широко раскинулась холмистая, поросшая ковылем да кое-где молоденькими елочками степь. Она и сама, как действующие персонажи, говорит о силе и мужестве русских героев. Заметим это, предваряя описание картины. Три богатыря Васнецова полны готовности встать на защиту родной земли и своего народа.

Работа над великим холстом заняла у художника почти семнадцать лет, а началась она с эскиза, сделанного карандашом, в далеком Париже. Едва художник сделал финальный штрих, как Павел Михайлович Третьяков купил полотно для своей коллекции. Так обрела свое место в Третьяковке эта картина Васнецова. Три богатыря и по сей день смотрят на нас со стены знаменитой галереи.

Художник понимал свою работу над картиной как «творческий долг, обязательство перед родным народом». Он замечал, что даже в моменты, когда оставлял работу над произведением, к нему всегда «влеклось сердце и тянулась рука». Что же можно разглядеть, пытаясь сделать достаточно глубокое описание картины?

Три богатыря

Васнецова захватывали героические характеры. Создавая эти монументальные образы на холсте, художник стремился наделить их впечатляющей внешностью, запоминающимися чертами. Илья Муромец в центре композиции - неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий - он весь дышит умиротворенной добротой.

Слева от Ильи - Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием. Справа от старших товарищей восседает на коне Алеша, сын ростовского священника. Он легко удерживает в руке лук и поглядывает с хитринкой. В Алеше Поповиче играет молодой задор, и чувствуется, что паренек с азартом бросится в минуту опасности на защиту своих друзей и земли.

Без характеристики коней будет не полным описание картины. Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя. Под Ильей - основательный, упрямый и верный вороной. Горд и полон достоинства белый конь Добрыни. Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.

Композиция и пейзаж

Каждая деталь полна значения, и об этом важно сказать, делая подробное описание картины. Три богатыря Васнецова словно сроднились с пейзажем, тонко передающим героическое настроение картины. Фигуры расположены в центре границы между землей и небом, дует мятежный вольный ветер, над холмами в глубине полотна парит сильная птица. В воздухе есть напряжение и тревога. Но источает уверенность и надежность облик богатырей - ратников и богоугодных людей земли русской.

Современники о картине «Богатыри».

Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущения великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло «Словом о полку Игореве». Незабываемы на могучих конях эти суровые, нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – не перекрёстках дорог…

В. М. Василенко. "Богатыри".


Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке голы.

Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их зарослей слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил всё кругом – и сладкий и тяжёлый.

На солнце светятся как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алёша и Добрыня!

И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат. Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у киевской заставы.

Ф. И. Шаляпин. "Маска и душа". 1932.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.