Русский народ: культура, традиции и обычаи. Предметы народного быта в россии

«Устное народное творчество» - Лирика – род литературы, в котором автор выражает свои чувства. (с)Максимова Г.Г. Учитель русского языка ГОУ СОШ №156 2007 год. Фольклор народов России. Под ред. Н.И.Кравцова. Содержание: Устная словесность, устное поэтическое творчество. Фольклорные жанры. Любое народное искусство (танцы, музыка, резьба по дереву и пр.).

«Русское народное творчество» - Пословицы и поговорки (сост. Основополагающий вопрос: Как в русском народном творчестве отражаются нравственные качества? Что такое потешки? Дидактические задачи: Авторы проекта: Кудрявцева Анастасия Николаевна Попова Ирина Вячеславовна. Работа детей по обсуждению задания каждого в группе. – 5 занятие.

«Быт русского народа» - Осень. ВОЗДВИЖЕНИЕ о празднике Возвдижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сенокос. З и м а. Проект. ГАДАНИЯ об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Весна. Директор школы «ВОЗМОЖНОСТЬ» г. Дубны Московской области Игнатович Светланы Николаевны. Прядение. Сбор ягод и грибов.

«Русские традиции» - Цель: Русские народные традиции. Итоги нашей работы. Какие традиции были у наших предков осенью? Фоторепортаж. Убранство русской избы. Колядки масленица. Большой стол Самовар Длинные лавки Домотканые половики Русская печь. Весенние традиции. Зимние традиции. Традиции. Мы узнали много нового о жизни наших предков и попытались рассказать вам.

«Русские былины» - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Алёша Попович и красна девица. Авдотья-рязаночка. Вольга Всеславьевич. Герои русских былин. Святогор и Илья Муромец. Вольга и Микула Селянинович. Добрыня особождает Забаву от змия. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Святогор. Садко и царь морской. Святогор и кузнец судьбы.

«Русские писатели» - Александр Сергеевич Пушкин. Самуил Яковлевич Маршак. Павел Петрович Бажов. Корней Иванович Чуковский. Анна Андреевна Ахматова. Владимир Владимирович Маяковский. Марина Ивановна Цветаева. Николай Николаевич Носов. Сергей Александрович Есенин. Лев Николаевич Толстой. Николай Алексеевич Некрасов. Агния Львовна Барто.

Всего в теме 11 презентаций

Книга «Быт русского народа» была издана полтора века тому назад. К этому моменту имя автора огромного труда было уже известно в научных и культурных кругах России. Александр Власьевич Терещенко (1806–1865) - неутомимый археолог, этнограф, изучавший старину родной страны. Он исследовал историю кочевников причерноморских степей, вел многочисленные раскопки. Его работы «Очерки Новороссийского края», «О могильниках, насыпях и каменных бабах в Екатеринославской и Таврической губерниях», «Опыт обозрения жизни сановников…» и многие другие явились заметным вкладом в познание прошлого Руси.

Появление «Быта русского народа» в 1847–1848 гг. принесло ученому заслуженную популярность. И до и после выхода в свет этой монографии было создано немало серьезных и талантливых произведений по данному вопросу. Достаточно назвать «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» М. Забылина, «Сказания русского народа» И. Сахарова, «Бродячая Русь Христа ради» С. Максимова, «О повериях, суевериях и предрассудках русского народа» В. Даля… Но семь частей-томов А. Терещенко значительно превосходят все перечисленные и многие другие сочинения как по объему, так и по обстоятельности исследования.

В самом деле, вникните в содержание только одной первой части «Быта русского народа». В ней полно и ярко раскрываются понятие и сущность народности, дается подробное описание жилищ, в которых обитали наши пращуры, повествуется об образе их жизни, рассказывается о домоводстве и одежде. Не забыта музыкальная культура - без нее немыслимо представить себе русского человека. Задушевные песни и хороводные, плясовые мелодии, самобытные музыкальные инструменты типа рожков, гуслей, свирелей и т. д. - обо всем этом со знанием дела рассказывает автор.

Тешим себя надеждой, что читатели дождутся выхода в свет и остальных шести, не менее интересных, частей этой неординарной книги.

Свыше 600 страниц насчитывает вторая часть. Она целиком посвящена свадьбам во всем их разнообразии в связи с необъятностью государства Российского. Это поистине энциклопедия бракосочетания! В третьей части описываются обряды крещения, похорон, поминок. Здесь мы знакомимся также с летосчислением, с Дмитриевской субботой, о глубоком смысле которой многие сегодня уже не знают. Забавам, играм, хороводам посвящена часть четвертая. А в следующей, пятой - трудно оторваться от увлекательного рассказа про встречу весны-красны, празднование Красной горки, Ивана Купалы, о том, как справлялись обжинки, братчины, как отмечали бабье лето… Предпоследняя часть отведена главным образом описанию празднования на Руси Пасхи и Троицы, а последняя, седьмая - Святкам и широкой Масленице.

Мы публикуем первую часть популярнейшего в свое время и ни разу до сих пор не переиздававшегося уникального исследования. Разумеется, современному читателю могут показаться наивными либо устаревшими некоторые утверждения автора, однако не будем забывать, что работа эта писалась много лет назад.

Старая орфография и пунктуация приведены к нормам современного русского языка. По возможности сохранена авторская стилистика.

Переводы иноязычных слов, выражений и цитат, а также некоторые редакторские пояснения даются в угловых скобках. В конце книги помещен краткий словарь редких и старинных слов.

Время не властно над книгами, любимыми народом, особенно над теми, героем в которых выступает сам народ. Долгая жизнь - уже в очередном издании - суждена и этому замечательному произведению.

Александр ЧИСТЯКОВ

Предисловие

Иностранцы смотрели на наши нравы и образ жизни по большей части из одного любопытства; но мы обязаны смотреть на все это не из одного любопытства, а как на историю народного быта, его дух и жизнь и почерпать из них трогательные образцы добродушия, гостеприимства, благо<го>вейной преданности к своей родине, отечеству, православию и самодержавию. Если чужеземные наблюдатели удивлялись многому и хвалили, а более порицали, то мы не должны забывать, что они глядели на нас поверхностно, с предубеждением и без изучения нашего народа, поэтому впадали в большие заблуждения, часто вдавались в заключения странные, переходили от одной крайности к другой таким образом, что один писатель выставлял похвальным и прекрасным, то другой находил то же самое порочным и смешным; что один списывал из рассказов, то другой дополнял несбыточными своими истолкованиями и всегда направлял их в дурную сторону. Перечитывая описания, повествования и сказания на многих европейских языках, вы постоянно читаете, и не без улыбки, что все иноземные писатели как бы условились однажды и навсегда хулить и бранить нас, и эта страсть до того проникнута в их сочинения, что нет ни одной книги, которая бы при имени России не восклицала: «Варварская Московия! Земля дикая, народ в ней раскольнический и совершенно отступивший от чистой католической веры». - Всякий, знакомый с историей своего отечества, знает, что эти приписки на предков наших истекли от непреклонности их подчиниться игу католических проповедников и их верховному представителю, который вместе с ними и легкомысленными писателями называл еще нас «погибшими чадами», «отверженными детьми от Бога», «овцами без пастыря», а поэтому не могущими наследовать царствия небесного и наслаждаться благами здешней жизни. - Таковые нарекания суть следствия страстей, а не истины; движения изуверных мыслей, а не чистоты Евангельской; таковые злословные провозглашения относятся к чести наших предков, а не к бесславию их: они отстояли свое право и достояние и перенесли умно все осуждения, которые пали на головы наших хулителей.

Оставив людские страсти, которые мы относим к понятиям века, нам усладительно вспомнить, что предков жизнь, не связанная условиями многосторонней образованности, излилась из сердечных их ощущений, истекла из природы их отчизны и этим напоминается патриархальная простота, которая столь жива в их действиях, что как будто бы это было во всяком из нас. Кто хочет исследовать быт народа, тот должен восходить к его юности и постепенно снисходить по ступеням изменений всех его возрастов. Тогда мир наших предков не будет для нас безжизненным, мертвым: он представится сильнее нашему воображению, со всеми его причудами и понятиями; тогда увидим все стороны картины: суровой и гордой, воинственной и мирной, несчастной и торжествующей, печальной и добродетельной; на ней увидим предков, увенчанных славою, и сердце наше забьется крепче!

Давно я имел намерение изобразить жизнь нашей Руси, но всегда был останавливаем мыслью: труд не по моим силам. Эта мысль - действительно справедливая - отнимала у меня всякую надежду приступить когда-нибудь; но рассуждая, что и слабое ознакомление, по возможности точное, не должно быть порицаемо - я решился начертить его в «Быте русского народа». Не без робости представляю его моим соотечественникам. Если они найдут его достойным своего внимания, то буду радоваться с ними. Признаюсь, занимаясь с любовью изложением «Быта русского народа», я укреплялся еще надеждою, что даровитые люди разовьют со временем это сочинение, которое, по скудости собранных сведений, разделено на VII частей, и в них помещено:

В части I–I. Народность. П. Жилища. III. Домоводство. IV. Наряд. V. Образ жизни. VI. Музыка.

В части II - Свадьбы.

В части III–I. Времясчисление. II. Крещение. III. Похороны. IV. Поминки. V. Дмитриевская суббота.

В части IV - Забавы: I. Игры. II. Хороводы.

В части V - Простонародные обряды: I. Первое марта. П. Встреча весны. III. Красная горка. IV. Радуница. V. Запашка. VI. Кукушка. VII. Купало. VIII. Ярило. IX. Обжинки. X. Бабье лето. XI. Братчины.

В части VI. - I. Обрядные праздники. II. Неделя вай. III. Пасха. IK Русальная неделя. V. Семик. VI. Троицын день. VII Первое апреля. VIII. Первое мая.

В части VII–I. Святки. II. Масленица.

Этого государства - плод подвига русского народа, отстаивавшего на краю европейского мира свою веру и независимость, свои идеалы. Исследователи отмечают такие черты в древнерусской культуре, как синтетичность и открытость. Самобытный духовный мир создавался в результате взаимодействия наследия и традиций восточных славян с культурой византийской, а следовательно, и традиций античности. Время формирования, а также первого расцвета древнерусской культуры приходится на период с 10 до первой половины 13 веков (то есть в домонгольский период).

Устное народное творчество

Сохранилась традиции древнего язычества прежде всего в фольклоре в песнях, сказках, пословицах, заклинаниях, заговорах, загадках. В исторической памяти русского народа особое место занимали былины. Они представляли собой героические сказания о бравых защитниках от врагов родной земли. Воспевают народные сказители подвиги Микулы Селяниновича, Вольги, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других богатырей (в былинах всего действуют более 50 различных главных героев).

Обращают они к ним свой призыв постоять за отечество, за веру. В былинах, что интересно, мотив защиты страны дополнен другим - защиты веры христианской. Важнейшим событием было ее крещение.

Письменность на Руси

С принятием христианства стремительно стала развиваться письменность. Хотя она была известна еще раньше. В качестве доказательств можно привести упоминание о "чертах и резах", относящееся к середине первого тысячелетия, сведения о договорах Руси с Византией, которые были составлены на русском языке, глиняный сосуд под Смоленском с кириллической надписью (азбукой, созданной Кириллом и Мефодием, просветителями славянства на рубеже 10-11 веков).

На Русь православие принесло множество богослужебных книг, светскую и религиозную переводную литературу. Дошли до нас рукописные книги: два "Изборника" князя Святослава, датированные 1073 и 1076 годом, "Остромирово Евангелие", относящееся к 1057. Утверждают, что в обращении в 11-13 веках находилось около 130-140 тысяч книг, имевших несколько сот названий. По меркам средневековья в Древней Руси уровень грамотности был довольно высок. Существуют также и другие доказательства. Это обнаруженные археологами в Великом Новгороде в середине 20 века, а также надписи на ремесленных изделиях и стенах соборов, деятельность монастырских школ, книжные собрания и Киевско-Печерской лавры и другие, по которым сегодня изучаются культура и быт Древней Руси.

Существовало мнение, что древнерусская культура относилась к "немой", то есть не имела своей самобытной литературы. Однако такое предположение неверно. Различными жанрами представлена литература Древней Руси. Это и жития святых, и летописание, и поучения, и публицистика, и путевые заметки. Отметим здесь же знаменитое "Слово о полку Игореве", которое не принадлежало ни к одному из существовавших в то время жанров. Таким образом, литература Древней Руси отличается богатством направлений, стилей, образов.

Прядение и ткачество

Древнерусское государство отличалось не только самобытной культурой, но и своим образом жизни. Быт Древней Руси интересен и своеобразен. Жители занимались различными ремеслами. У женщин главным занятием считалось прядение и ткачество. Необходимое количество ткани следовало наткать русским женщинам, чтобы одеть свое семейство, как правило, большое, а также украсить дом полотенцами и скатертями. Прялка не случайно считалась у крестьян традиционным подарком, который хранился с любовью и передавался из поколения в поколение.

Существовал на Руси обычай дарить любимым девушкам прялку собственной работы. Чем искуснее вырезал и расписывал ее мастер, чем она выглядела наряднее, тем больше было ему чести. Русские девушки собирались зимними вечерами на посиделки, брали с собой прялки, чтобы похвастаться ими.

Дома в городах

Обычаи, как и жизнь, в древнерусских городах имели несколько другой характер, чем в деревнях. Здесь практически не встречались землянки (см. фото).

Быт Древней Руси в городах отражали различные постройки. Городские жители чаще всего возводили двухэтажные дома, которые состояли из нескольких комнат. Дома дружинников, священнослужителей, князей, бояр имели свои отличия. Обязательно под усадьбы отводились большие земельные площади, строились срубы для слуг и ремесленников, а также различные хозяйственные постройки. Быт Древней Руси был различным у разных слоев населения, что отображали типы жилищ. Боярские и княжеские хоромы были настоящими дворцами. Дома эти украшались дорогими коврами и тканями.

В достаточно крупных городах жил русский народ. Насчитывали они десятки тысяч жителей. В деревнях и селах могло быть всего лишь несколько десятков дворов. Быт сохранялись в них дольше, чем в городах.

Дома в деревнях

Более высокий уровень жизни имели жилые области, по которым проходили различные торговые пути. Проживали крестьяне, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземлянки, крыши которых часто покрывались землей.

На Руси северные избы были двухэтажными, высокими, с небольшими окнами (их могло быть более пяти). Пристраивались сбоку от жилища сараи, кладовые и сени. Они все находились обычно под одной крышей. Данный тип жилища являлся очень удобным для северных суровых зим. Многие элементы домов украшены были геометрическими орнаментами.

Интерьер крестьянских изб

В Древней Руси был довольно простым. Избы в деревнях обычно выглядели небогато. Интерьер крестьянских изб был убран довольно строго, но нарядно Перед иконами в переднем углу располагался большой стол, который предназначался для всех членов данной семьи. Древние предметы быта на Руси включали также широкие лавки, которые стояли вдоль стен. Они были украшены резной опушкой. Чаще всего над ними находились полки, которые предназначались для хранения посуды. Предметы быта Древней Руси включали поставец (северный шкафчик), который дополнялся обыкновенно нарядной росписью с изображением цветов, птиц, лошадей, а также картинками, изображающими аллегорически времена года.

Стол в праздничные дни покрывали красным сукном. Помещали на него резную и расписную посуду, а также светцы для лучины. Мастерами по дереву славилась Древняя Русь. Изготавливали они различную посуду. Самыми красивыми были древнерусские ковши различных размеров и форм. Некоторые из них вмещали по объему несколько ведер. Предназначавшиеся для питья ковшики отличались часто ладьевидной формой. Ручки их украшались головами коней или резными утками. Также щедро дополняли ковши резьбой и росписью.

Ковшами-утицами назывались ковшики, имевшие форму утки. Напоминавшие шар точеные сосуды именовались братинами. Красивые солонки, напоминавшие по форме коней или птиц, вырезали мастера по дереву. Изготавливались также красивые ложки и миски. Все, что касалось быта Древней Руси, обычно выполнялось из дерева: колыбельки для детей, ступы, миски, корзины, мебель. Создававшие мебель мастера не только думали об удобстве, но также и о красоте. Эти вещи непременно должны были радовать глаз, превращать в праздник даже наиболее тяжелый труд крестьян.

Одежда различных слоев населения

По одежде также можно было определить различные слои населения. Крестьяне и ремесленники, как мужчины, так и женщины, носили рубахи, которые изготавливались из домотканого полотна. Кроме рубах, мужчины надевали штаны, а женщины - юбки. Простой народ зимой носил обычные шубы.

По форме одежда знатных персон зачастую была похожа на крестьянскую, но по качеству, конечно же, она была совершенно другой. Такая одежда создавалась из дорогих тканей. Часто плащи изготавливались из расшитых золотом восточных материй. Только из ценных мехов шились зимние шубы. Крестьяне и горожане носили также разную обувь. Лишь богатые жители могли себе позволить купить сапоги или поршни (туфли). Князья также носили сапоги, которые были богато украшены инкрустацией. Крестьяне могли себе позволить изготовить или приобрести лишь лапти, которые дожили в русской культуре вплоть до 20 века.

Пиры и охота в Древней Руси

На весь мир были известны охота и пиры древнерусской знати. Во время подобных мероприятий зачастую решались наиболее важные государственные дела. Всенародно и пышно отмечали жители Древней Руси победы в походах. Мед и заморское вино текли рекой. Слуги подавали огромные блюда с мясом и дичью. Эти пиры обязательно посещали посадники и старейшины со всех городов, а также огромное множество народа. Быт жителей Древней Руси сложно представить без обильных пиров. Царь пировал с боярами и дружиной на высокой галерее своего дворца, а столы для народа располагались во дворе.

Соколиная, псовая и ястребиная охоты считались забавой богатых. Для простого народа страивались различные игрища, скачки, турниры. Быт Древней Руси в качестве неотъемлемой части, особенно на севере, включал также баню.

Другие особенности русского быта

Детей в боярско-княжеской среде не воспитывали самостоятельно. Мальчиков в три года сажали на коня, после чего отдавали на попечение и выучку пестуну (то есть воспитателю). Молодые князья в возрасте 12 лет отправлялись управлять волостями и городами. Богатые семьи в 11 веке стали обучать грамоте как девочек, так и мальчиков. Киевский торг был излюбленным местом простых и знатных людей. Здесь продавали изделия и продукты со всего мира, включая Индию и Багдад. Очень любили торговаться древние люди Руси.

Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.

Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.

Русская изба

Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного - их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В отводилось место для икон.

Добра речь, коли в избе есть печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.

Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

Кочерга, ухват, помело

Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:

  • В бане веник господин, в печи кочерга.
  • Ни богу свечка, ни к черту кочерга.
  • Черной совести и кочерга виселицей кажется.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: "Под полом, под середой, сидит Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.

Кочерга, ухват, веник - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.

Сундук - для хранения самых ценных вещей

В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук - предметов народного быта Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:

  • Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае можно было остаться старой девой.
  • Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу.
  • Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое.

Интересные названия предметов народного быта

Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:

Веник - голик.

Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.

Место, где жили крупные домашние животные - стайка.

Полотенце - рукотерник или утирка.

Место, где мыли руки - рукомойник.

Ящик, где хранилась одежда - сундук.

Место для сна - полати.

Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину - рубель.

Большая чашка для разлива напитков - ендова.

Народные предметы быта России: любопытные факты

  • Город Тула считается родиной самовара. Этот предмет был одним из любимых у россиян, трудно было найти избу, в которой его не было. Самовар был предметом гордости, его берегли и передавали по наследству.
  • Первый электрический утюг появился в начале 20 века. До этого времени были чугунные утюги, в которые складывали угли или нагревали их длительное время над пламенем печи. Держать их было очень неудобно, они могли весить более десяти килограмм.
  • Одним из самых престижных предметов народного быта был патефон. В деревнях за него можно было корову выменять.
  • Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.
  • Прялки появились ещё в Древней Руси. Их делали из дерева: березы, липы, осины. Этот предмет дарил отец дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна из них на другую не походила.
  • Предметы народного быта для детей - тряпичные самодельные куклы, мячи из лыка и шерсти, трещотки, глиняные свистульки.

Украшение жилища

Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.

Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.

Предметы, которые исчезли из повседневной жизни

  • Сундук для хранения одежды.
  • Рубель для глажки белья.
  • Лавка - предмет, на котором сидели.
  • Самовар.
  • Прялка и веретено.
  • Патефон.
  • Чугунный утюг.

Несколько слов в заключение

Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар - без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.

Ольга Люхина
Конспект занятия «Быт русского народа»

Цель : Формирование представлений о жизни и быте русского народа , о его традициях.

Задачи : Познакомить детей с избой и русским бытом людей . Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог. Прививать интерес к русской культуре , истории своего народа .

Материал : иллюстрация избы, домашняя утварь : кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька и т. д. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

Методы :

словесные

наглядные методы

практический методы.

Приемы :

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме ) ;

рассматривание предметов быта, макета русской избы ;

рассказ, показ, беседа;

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят : «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать :

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку :

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи , кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут» ?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка : варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе ? Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар) .

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит» .

Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час» , говорят русские люди . Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу.

За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

(воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа) .

воспитатель :

- А называется игра : «Жмурки Машеньки и Ивашеньки» . До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей) .

Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.) . Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку : «Маша, где ты?» , а Маша грубым голосом отвечать : «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»

(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)

Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель : Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем.

А я для вас хлеб испекла, пышный да румяный. А теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком. Воспитатель угощает детей хлебом и чаем.

Публикации по теме:

«Светлая Пасха» - традиция русского народа «Светлая пасха» - традиция русского народа. Воспитатель средней группы: Битарова О. С. с. Эльхотово,2016г Тема: «Светлая пасха».

Добрый день всем, всем, всем! Хочу рассказать вам о своем досуге, который проходил 19 октября. Мы знакомились с новым материалом в сопровождении.

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях русского народа. Задачи: Закрепить знания детей о традициях и обычаях наших.

Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Конспект НОД в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях у Пелагеюшки» Тема: «В гостях у Пелагеюшки» Интеграция:.