Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. Происхождение (изнесение) честных древ животворящего креста господня. медовый спас

14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 28 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника "происхождение" - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 14 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 14 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 14". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии.

Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").

С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с первого августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 28 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Русское название праздника "происхождение" - неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово "изнесение".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 14 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 14 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 14". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии.

Вместе с освящением воды совершается освящение меда (поэтому этот праздник и называется в народе "Первый медовый Спас", "Спас на воде", "Мокрый Спас").

С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в этот же день, установлено по случаю, знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Проповедь на изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

«Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.

В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам.

Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавистью требуют от правителя смерти для Безсмертного, смерти позорной: Распни, распни Его (Ин. 19, 6)! – кричат они.

Пилат, язычник, не знавший Богооткровенного учения, движимый чувством справедливости, колеблется, хочет спасти Его, говоря иудеям: Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины (Ин. 19, 6). Но их угроза обвинить его пред кесарем заставляет Пилата предать Господа в руки Его врагов. И после множества новых унижений, оскорблений невинный Страдалец, оправданный на Пилатовом суде, восходит на Голгофу, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух Свой, вися посреди двух разбойников на древе. Какое унижение, какую ужасную смерть претерпел Господь в это время! И спрашивается: зачем такая ужасная потребовалась жертва?

Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом (Ис. 53, 5), – отвечает святой пророк Исаия. Весь род человеческий пребывал во грехе. Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога; забыли Его Божественный Закон и Пророков даже те иудеи, которым было вверено хранение Богооткровенного учения. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, и потому все прогневали Бога и заслуживали вечного проклятия и смерти. Бог всеблаг и всемилостив, но Он и безконечно праведен. Правда Божественная возмущена была людской неправдой, людскими грехами. Нужно было удовлетворить эту святую Правду. Из людей, зараженных грехом, никто не мог поднять на себя подвиг искупления человеческого рода, потому что грехи были чрезвычайно велики, и по тяжести грехов и жертва должна была быть величайшей. И вот этой-то высочайшей и святейшей жертвой соделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы изцелехом. Итак, Христос умре грех наших ради (1 Кор. 15, 3). Какая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным!

Пригвожденный на Кресте и проливший Свою пречистую Кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Его изъязвленные длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что отделяло Творца от твари, Бога от людей, Отца Небесного от непокорных сынов человеческих, Голгофской Жертвой было уничтожено. Жало смерти притуплено, врата адовы сокрушены, сила диавола разрушена, верным людям дарована свобода и отверсты врата райские, так что Крест, орудие позорной смерти, стал теперь для всех верующих драгоценной и высочайшей святыней, несокрушимым орудием в борьбе с врагами нашего спасения.

Воздвигнутый на Голгофе, он ярко сияет над всей вселенной, согревая своими лучами захолодевшие от грехов и скорбей наши безсмертные души. Придите все к этому Кресту, воззрите на него и обрящете истинный покой. Подобно тому как Моисей древле воздвигал медного змия в пустыне и всякий, кто взирал на него, получал исцеление от угрызения змеиного и жизнь, так и Крест Христов, воздвигнутый на Голгофе, дарует исцеление и покой всем уязвляемым грехами душам нашим: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 14-15). Такова неизреченная милость Божия к нам, грешным, что при одной только мысли о всем содеянном для нас Божественной любовью неиспорченное сердце человеческое невольно должно преисполниться величайшей благодарностью к Творцу.

Чествуя ныне Святой Крест, будем при этом, однако, помнить, что наше преклонение пред Крестом Господним должно заключаться не в одних только внешних действиях и словах, но должно совершаться и в глубине нашей души, нашего духа. Прежде всего нам необходимо сознавать, что Распятый на Кресте есть Богочеловек, Творец всей вселенной, и оттого чувство страха и трепета должно охватывать нашу душу, когда мы лобызаем Святой Крест.

Распятый на Кресте наших ради грехов Господь желал, чтобы мы, очищенные от грехов Его Кровию, жили для правды и были святы во всем житии своем и за то сподобились бы вечного блаженства в Царствии Отца Его. И потому, если мы будем грешить, то подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за Кровь Сына Божия, которую мы попираем, и за благодать, которой мы освящены в Таинстве Крещения и которой пренебрегли. Своими грехами не распинаем ли мы вторично Господа? Будем же всемерно блюсти себя от грехов и пороков и сохранять верность Господу, памятуя, что твердая вера привлекает к нам благоволение и милость Божию.

Образцом стойкого исповедания веры Божией Церковь представляет для нас сегодня светлую память святых мучеников Маккавеев, живших за полтора столетия до Рождества Христова. Это было тяжелое для иудейского народа время, когда нечестивый сирийский царь Антиох Епифан, ограбив Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца. С этой целью он повелел иудеям под угрозой смертной казни прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и приносить там жертвы языческие, отменить обрезание и вообще переменить все прежние религиозные убеждения, законы, нравы и обычаи отеческие.

В эту пору для утешения иудейского народа Господь воздвиг многих твердых исповедников веры в истинного Бога, которые, не желая отречься от отеческих законов, избраша паче умрети, неже осквернитися, и мужественно претерпели мученическую кончину. Среди них были девяностолетний старец Елеазар, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония.

Старца Елеазара мучители прельщали возможностью принести жертву хотя бы притворно и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами и исполненный благочестия, отвечал: "Недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих…", – и затем был нещадно мучим.

Так же и святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, мужественно один за другим приняли мученическую кончину, укрепляемые упованием на то, что Господь оживит их в будущей жизни. После всех их предала дух свой в руки Божии и блаженная мать их Соломония.

Дорогие братия и сестры, с полным сознанием всей благости и милости Божией к нам припадем сегодня к Честному Кресту, этому знамени нашего спасения, с истинной сыновней любовью облобызаем пречистые стопы Спасителя, взывая к Нему: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим! Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Происхождение Честных Древ
Животворящаго Креста Господня.

Праздник изнесения честного Креста установлен в день 1 августа (14 августа н. с.) в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле, а в России - митрополитом Киевским Константиноми Нестором, епископом Ростовским, при великом князе Андрее Юрьевиче.

Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацин, и второму из Ростова на болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Тайн Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым. После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие все войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю, после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой.

Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против Сарацин, в тот же именно день видел также подобное же чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название - изнесения честного Креста, потому что честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники.

Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различные по своему происхождению: 1) происхождение честного и животворящего Креста Господня, и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: «по причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля ст. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т.е. св. Софии), С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение (prуodos) честного Креста». 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. «Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя - освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 / 19 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14 / 27) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 /14 августа». Уже в IX в. существовал этот обычай изношения честного древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 / 14 августа; канон же на предпразднество Креста 31 июля ст. ст., написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастрвдскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 / 14 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России ок. 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.

АКАФИСТ

Кондак 1

Избранному Царем Славы и освященному крестною смертию Искупителя мира, чудодейственную силу имущему древу, составим вернии похвалу и радостно возопием:

Икос 1

Ангельския силы, яко Божий служителии, окрест Креста Господня невидимо предстоящий, ужасающася, и поносную на земли смерть Иисусову на небеси воспеваша; мы бо, недостойнии, знамением Честнаго Креста Господня освящался, радостно взываем:

Радуйся, честное Древо, кровию Богочеловека освященное;
Радуйся, честное Древо, прославльшееся послушанием Христовым.
Радуйся, честное Древо, освободившее нас от ада;
Радуйся, честное Древо, низложение диавола.
Радуйся, честное Древо, возглашение силы Иисусовой;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 2

Видящи Тя, на Кресте висяща, вся Силы Небесныя, лица закрывающе, хваляша и воспеваша Твое величие, Живодавче Христе; мы бо, на земли со страхом и трепетом пред Святым Твоим Крестом предстоя, воспеваем радостно песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный, знамением Честнаго и Животворящаго Креста Господня дивно просвещающийся, со страхом и любовию поклоняется святому Древу и непрестанно воспевает сице:

Радуйся, Честный Крест Христов, из мертвых воскрешающий;
Радуйся, Честный Крест Христов, проявляющий истину.
Радуйся, Честный Крест Христов, на нем бо Иисус волею распяся и гвоздьми бысть пригвожден;
Радуйся, Честный Крест Христов, на нем бо Святая Жертва принесеся.
Радуйся, Честный Крест Христов, Древо всесильное;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 3

Силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня бесы низлагаются, очищается нечистое житие наше, греховные помыслы отгоняются, озаряется чистотою сердце наше; того ради с верою творя крестное знамение и с благоговением взирая на изображение страданий Христовых, поем Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея всегда пред очима нашима Крест Святый, осеняющий и освящающий святые храмы христианстии, охраняющий святыню Господню, мы со слезами благодарения воспеваем сице:

Радуйся, честное Древо, источниче благ вечных;
Радуйся, честное Древо, освященное плотию и кровию Богочеловека.
Радуйся, честное Древо, Древо чудодейственное;
Радуйся, честное Древо, Древо треблаженное.
Радуйся, честное Древо, Древо жизни и спасения;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 4

Бурю страстей лютых силен угасити Святый и Всечестный Крест Христов, той бо меч духовный, щит верных, оружие всесильное и знамение всепобеждающее, сего ради и мы недостойнии в веселии взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша учение Христово, веруем в тайну спасительного искупления, поклоняемся страстем Христовым, лобызаем Крест Всесильный и радостно взываем сице:

Радуйся, Честный Крест Христов, угасивший ярости пламя;
Радуйся, Честный Крест Христов, поразивший богоотступников.
Радуйся, Честный Крест Христов, победивший полчища вражий;
Радуйся, Честный Крест Христов, отсекший главу змиеву.
Радуйся, Честный Крест Христов, торжество веры и надежды христиан;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 5

Боготочный источник исцелений бысть нам Крест Чудодейственный, на нем бо Христос волею пострада нашего ради спасения, и Божественныя длани Своя распростёрши, любовию Отчею с Голгофы объя всю вселенную, сего ради возопиём Ему, Богу нашему, песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши вси языцы величие славы Креста Господня и чудодейственную силу изображения и знамения его, увероваша во Святую, Живоначальную и Нераздельную Троицу и поклонишася Кресту Всечестному, сего ради взываем радостно:

Радуйся, честное Древо, силою своею на добро нас вразумляющее;
Радуйся, честное Древо, силою своею нас от болезней исцеляющее.
Радуйся, честное Древо, славою своею вся вражия силы в бегство обращающее;
Радуйся, честное Древо, славою своею венценосных царей прославляющее.
Радуйся, честное Древо, величием своим их царство возвышающее;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления

Кондак 6

Проповедником Богоносным явися честное Древо, из него бо бе сооружен Крест Христов, Крест четвероконечный, трисоставный, его бо земля чудодейственно израсти нетленным и зело благоухающим. Крест - покров беспомощных, на нем бо Христос волею заклан бысть. Ему бо, Спасителю мира, приносим песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко солнце правды, Всечестный Крест Христов, в недрах земли сокровенный, несколько столетий бездушными камнями яко сокровище сберегаемый и на радость всему миру обретенный, Ему бо велегласно возопием:

Радуйся, Честный Крест Христов, молитвами и усердием благочестивой царицы Елены найденный;
Радуйся, Честный Крест Христов, на высоту патриархом Макарием воздвигнутый для торжественного поклонения всеми языцами.
Радуйся, Честный Крест Христов, посрамивший идолопоклонство и неверие;
Радуйся, Честный Крест Христов, призвавший хулителей к покаянию.
Радуйся, Честный Крест Христов, яко ты Древо чудодейственное и Христоносное;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 7

Хотяй проявити милосердие Свое Спаситель мира к роду человеческому, волею приемлет поношение, присуждается к позорной смерти, ко Кресту пригвождается и крестною смертию смерть попирает, тем бо и мы поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное зрелище является мирови: Богочеловек распинается, руце и нозе пригвождаются, ребра Его прободаются, страданиями Его и уничижением очищаются раны греховнаго человечества. Крест Христов является торжественно победоносным знамением Славы Божией; сего ради взываем сице:

Радуйся, честное Древо, смирения образ;
Радуйся, честное Древо, апостолов похвало.
Радуйся, честное Древо, преподобных утверждение;
Радуйся, честное Древо, мучеников крёпосте.
Радуйся, честное Древо, пустынножителей ограждение;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 8

Странное чудо! Позорный крест превратися в Древо жизни и спасения, той бо вразумляет, освящает и от болезней душевных и телесных исцеляет с верою и любовию непрестанно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Все греховное житие наше очищается Чудодейственным Крестом Спасителя мира, послужившим к примирению Божества с преступным человечеством, сего ради мы благодарственно возопием:

Радуйся, Честный Крест Христов, являющий нам любовь и долготерпение Божие;
Радуйся, Честный Крест Христов, им бо совершйся призвание языков.
Радуйся, Честный Крест Христов, явление благости благоуповающим;
Радуйся, Честный Крест Христов, глубина упования душ, любящих Господа.
Радуйся, Честный Крест Христов, сила и радость всех христиан;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 9

Всякая житейская буря сокрушается силою крестных страданий Богочеловека Иисуса, искупивших весь мир, тем бо и мы, чествуя Всечестнаго Креста Господня святое знамение, смиренно приносим Богу любви и славы радостную песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствующий язык не может изрещи достойныя похвалы Древу всечестному, из него бо составлен бысть Чудодейственный Крест Христов, благоухающий любовию страдальца Иисуса Христа, сего ради и мы, недоумея достойно восхвалити Тя, со слезами возопием:

Радуйся, честное Древо, торжество Церкви Христовой;
Радуйся, честное Древо, врачевство наше и радость.
Радуйся, честное Древо, освящение всех путей жизни нашей;
Радуйся, честное Древо, всем христианам вспоможение.
Радуйся, честное Древо, всех немощных сила и подкрепление;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 10

Спасти хотя мир, длани Своя пречистыя Христос на Древо вознес и древо преслушания заменися Древом Сыновняго к Богу Отцу послушания, рука невоздержания, низвергшая Адама, распростертыми руками Богочеловека соединяет Своею любовию все концы мира; тем бо и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, ограждающая нас от всех бед и напастей, Крест Всечестный, цельбоносный, источниче всех языков, осеняющихся святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, сего бо ради с веселием взываем ти:

Радуйся, Честный Крест Христов, кровию Богочеловека обагренный;
Радуйся, Честный Крест Христов, цветами райскими благоухающий.
Радуйся, Честный Крест Христов, лучами веры нас озаряющий;
Радуйся, Честный Крест Христов, лучами надежды нас подкрепляющий.
Радуйся, Честный Крест Христов, лучами любви нас обогащающий;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 11

Пение похвальное приносим ти, Божественное, Животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее, неверных обличающее и всех нас ограждающее от всякаго врага и супостата, сего бо ради вопием песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Поющий твоя чудеса, Всесильный Крест Христов, мы с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святые нози страдальца Иисуса, поклоняемся страстем Христовым и тако возопием:

Радуйся, честное Древо, скипетр царей христианских непреложный;
Радуйся, честное Древо, держава всей вселенной.
Радуйся, честное Древо, основание благочестия;
Радуйся, честное Древо, водам освящение.
Радуйся, честное Древо, полям и садам плодоносие;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 12

Благодать Твою всесильную, Господи, являет нам Древо треблаженное, той бо осеняет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно песнь победную: Аллилуиа.

Икос 12

На гору Голгофскую водружен бысть Крест Честный, и Ты, Создатель мира, вознесен бысть на нем яко в позор мирови, мы же, вернии, лобызаем пречистыя язвы Твоя, поклоняемся Честному Кресту Твоему, сице взывая:

Радуйся, Честный Крест Христов, предназначенный Богом для таинства искупления;
Радуйся, Честный Крест Христов, яко ты еси радостное знамение нашего спасения.
Радуйся, Честный Крест Христов, знамение нашего освобождения;
Радуйся, Честный Крест Христов, страстей наших умерщвление.
Радуйся, Честный Крест Христов, совести нашей успокоение;
Радуйся, честное Древо, на нем бо совершися таинство всемирнаго искупления.

Кондак 13

О Пречестное, Божественное и Животворящее Древо Креста Господня! Чудодейственною твоею силою огради мя, грешнаго, осеняющаго с верою чело мое и перси моя и вся составы и уды моя святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа, во славу Святыя Троицы, во Единице прославляемой, и благодарственно воспевающаго песнь победную: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)

МОЛИТВА ПЕРВАЯ

Господи Иисусе Христе Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира! Се аз недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклоняя, воспеваю и величаю безмерное страдание Твое, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу приношу, яко благоизволил еси снити с небеснаго Престола Твоего и воплотитися от Пречистыя Девы Марии, ради спасения человеческаго: безплотен сый, плотское естество Божеству совокупил еси. Богат сый, волею обнищал еси, да человека во Царствии Твоем обогатиши. Труды и всякия человеческия беды, яко человек, на Себе понесл еси, да все во всяких печалех и нуждах пособствуеши. Четыредесять дней постивыйся, всем к воздержанию путь показал еси. Множицею от лукавых искушен был еси, всех от искушений всяких избавляя. Вем, всесильный Владыко, яко вся сия Тебе непотребна быша, но человеческаго ради спасения вся претерпел еси: предан был еси за тридесять сребреник, да человека искупиши от лютыя работы вражия; от немилостивых иудей, яко незлобивый Агнец, похищен был еси, род человеческий от поглощения волка мысленнаго исторгая; на судилищи пред Анною и Каиафою предстал еси, всех от осуждения огня вечнаго отводя; связан, поруган, оплеван, от ложных свидетелей оклеветан и на поносительную смерть осужден был еси, человека от всякия напасти, мучения и от вечныя смерти свобождая; Пилату, никоего зла содеявый, предан был еси, и ко Ироду послан, и паки поруган, человека от злаго обстояния и от поруганий вражиих избавляя. Что убо воздам Тебе, Владыко Человеколюбче, о всех, яже претерпел еси мене ради грешнаго? Не вем, душа бо и тело и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое милосердие, Благосерде Господи, надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое смотрение Твое, славлю Твою безмерную милость, имиже преклонился еси мене ради осужденнаго, да аз оправдан буду. К столпу, Спасе, привязан и без милости биен, милостив сый, разреши мя, молюся, от грехов моих; тернием венчан, души моея греховное терние искорени; тростию биен по главе, сокруши главу змия уязвляющаго мя жалом греха; в багряну ризу оболчен и мучителем предан, просвети ми, Царю Пресвятый, одеяние душевное, да вниду в чертог Твой всекрасный; с разбойники вменен и Крест на раму Твоею понесый, разбойника врага, ищущаго душу мою убити, Твоим Крестом прожени. Вем Тя, Иисусе долготерпеливе, люте уязвлена, от верху главы Твоея святыя, даже до стопы ножныя, не бе в Тебе места цела. Что же возглаголю о неизреченнем человеколюбии Твоем, Христе Спасителю? Точию в сокрушении сердца моего, покланяяся Твоим Пречистым страстем и вселюбезно тыя лобызая, вопию: помилуй мя грешнаго. На Кресте пригвоздитися изволивый, пригвозди заповедем Твоим сердце мое: воздвижен со Крестом на горе Голгофе, воздвигни мысли моя к небеси, да всегда горняя мудрствую; желчию со оцтом напоен, огорченное грехом сердце мое услади любовию Твоею, и жаждуща напой потоком сладости Твоея; руце Твоя пречистеи распрострый на приятие всех, приими мя грешнаго; нозе пригвождены имевый, хотя всегда со грешники быти, буди со мною грешным, возбраняя ногам моим от всякаго пути лукаваго; сердце отверсто имевый, яви мне благодать Твою, грешному; главу пресвятую на Кресте преклонивый, услыши недостойныя молитвы моя. О, пречудная и неизмеримая глубино милосердия, Христе Боже! За враги распинатели Твоя Богу Отцу моливыйся, даждь и мне грешному сию благодать, любити враги моя и молитися за них; разбойнику кающемуся рай отверзый, воззри, Свете Мой, на мя грешнаго, подаждь покаяние, и отверзи ми двери милости Твоея, и помяни мя недостойнаго во Царствии Твоем. Наконец, дух Твой пресвятый предавый в руце Богу Отцу, приими, Создателю, дух мой во время кончины моей. Со Креста снят и во гробе яко мертв положен, Спасе, живый во свете неприступнем, возьми от мене тяжкое бремя греховное, и не возгнушайся, Человеколюбче, вселитися во гроб сердца моего недостойнаго, на умерщвление моего плотскаго мудрования. Яко да не ктому себе, бренное создание Твое, но Тебе, Господеви и Богу моему живый, Твоим, о Всемилостиве, благосердием, сподоблюся видети Тебе, Создателя и Спасителя моего, за приятие смерти крестныя, славою и честию венчаннаго, во свете неприкосновенныя Твоея славы, идеже со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Животворящим и Единосущным Твоим Духом, царствуеши прежде век, ныне и присно и во веки веков.

МОЛИТВА ВТОРАЯ

О Всечестный и Животворящий Кресте Господень, Кровию Христа Бога нашего освященный! Ты еси знамение победы на враги нашя видимыя и невидимыя. Ты имаши явитися в час Страшнаго Суда Христова. Тебе смиренно покланяюся, честно прикасаюся и любезно тя лобызаю, нынешнее моление к Распятому на тебе принося, да исцелит мя силою в тебе Своею от всех недугов душевных и телесных, и сохранит от враг видимых и невидимых, и неосужденна на Суде Своем одесную поставит. Ей, Животворящий Кресте святый! На Тебе Спас, умирая за умершыя грехми человеки, дух Свой яко человек испусти, кровь же и воду источи, и сими треми едино, еже паче всех есть на потребу, спасение нам содела, во славу источника вод живых Бога Отца, Себе же, от кровей Девических воплощенна Бога Сына, и Бога Духа Святаго, оживляющаго дух человечь, Ихже Триех во едином Божестве славити и мне пособи от воды крещения восприятою верою непорочною, во причастии же Плоти и Крове Господних надеждою несумненною, и в покаянии духом сокрушенным, и любовию нелицемерною, да тако не токмо в жизни сей плачевней, яко вода мимотекущей, но и в будущем блаженнем животе прославлю Господа, пособием силы твоея, Кресте треблаженне, и поклонюся Ему самым лица зрением верованному, одержанием же чаянному и наслаждением любимому, единому в Троице славимому в безконечныя веки веков.

МОЛИТВА ТРЕТЬЯ

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира! Се аз недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю Крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе Царю всех и Богу приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения яко человек понести, да всем нам во всяких печалех, нуждах и озлоблениих состраждущий помощник и спаситель будеши. Вем, Всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам тебе, Человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго? Не вем: душа бо и тело и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, Благосерде Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся Пречистым Страстем Твоим, и вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой Святый, но да с верою страданием Твоим зде причащаяся, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси.

МОЛИТВА ЧЕТВЕРТАЯ

Благодарю Тя, Господи Царю всех, царствующаго небом и землею и преисподнею. Благодарю Тя, Безначальне, Всесильне Царю Вседержителю. Благодарю Тя, Преблагий, Всемилостивый, Наставниче заблуждшым, на землю с небес сошедый и воплотивыйся от Девы Марии, нашего ради спасения, и бывый един Бог и человек подобен мне, кроме страстей и всякаго греха, не привидением же, но истиною безстрастный неправедно от беззаконник пострадавый, да безстрастие мне осужденному за множество грехов моих подаси. Пою Твое неизреченное долготерпение, Господи. Величаю неисповедимое смотрение Твое, славлю Твою безмерную милость, имиже преклонься, мене осужденнаго оправдал еси. Покланяюся страстем Твоим, имиже аз безчестнейших пременихся страстей. Лобызаю Твой Крест, имже мой грех осудил еси и от смертнаго осуждения мя свободил еси. Лобызаю гвозди оныя, имиже клятвы потребил еси запрещение. Целую язвы, имиже моего преслушания уврачевашася язвы. Целую трость, еюже подписал еси свобождение и еюже строптивнаго змия уязвил еси главу. Целую копие, мое рукописание растерзавшее и безсмертия источник отверзшее. Целую губу, напоенную оцта и ко пречистым Твоим принесенную устом, еюже преслушания моего горькое во сладкое претворися. О неизмеримая глубино милосердия Твоего, Христе Спасителю наш! Темже смиренно со благодарением Ти припадаем, и Животворящему Твоему Кресту, имже нас спасл еси от работы врагу, любезно кланяемся. Исповедуем, яко Ты еси един Свят, един Крепкий и един Жизнодавец, и на всех имаши волю прикладну. Тобою, Господи, дается на диавола и на его воинство крепость, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

МОЛИТВА ПЯТАЯ

Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением (осеняем себя крестным знамением ), и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохряняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Слава, и ныне: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруя, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

КАНОН

(На Происхождение Честных Древ Животворящаго Креста Господня)

Глас 6

Начало канона

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясными поклонами.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(Мирянин после «Отче наш» творит Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.»

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой, не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею, изведеши от печали душу мою и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй (12 раз) Слава, и ныне.

Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

Припев: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 2: Обышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 3: Не умру, но жив буду и повем дела Господня.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Стих 4: Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших.

Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев:

Кресту верных спасению покланяюся, и тепле облобызаю, и объемля вопию: Древо всеблаженное Христово, душу мою и ум просвети, молюся.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Победоносно явися на страсти и бесы, днесь знамение Креста. Темже, вернии, вси светло просвещше души, ныне облобызаем.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Лучезарная облистает сияния Крест Честный и просвещает верно покланяющияся Ему днесь, освящая души наша и телеса.

Слава: Жизнодательный Крест предлежащ, и зримь, световидную зарю препосылает благодатей; приступим и приимем просвещение, веселие, и спасение, и оставление, хваление Господеви приносяще.

И ныне: Пресвятая Дево, Яже Христа плотию рождши, пострадавшаго нас ради волею на Кресте, Тя блажащия честно, спасай мольбами Твоими.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Оружие древле, жизни блаженное Древо даровася хранити, за преслушание первозданнаго Адама. Крест же сему путь сотвори.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Очима, устнами и душами, лицы и сердцы, поклонимся вси пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, имже мир весь освящается.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Храмы Богу пророчески днесь бывше, покланяющеся Древу пресвятаго Креста, и наследницы Его, со страхом вси того целуем.

Слава: Песнословим Тя, Кресте, верою молящиися силе Твоей: изми нас сетей вражиих, и управи нас к пристанищу всех спасения, поющих Тя.

И ныне: Девою родила еси Сына, прежде Тебе рожденнаго от Отца прежде век, без Матере от Бога, распятаго плотию, да спасет прежде согрешшия.

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Господи помилуй. (Трижды ) Слава, и ныне.

Седален, глас 6

Крест Твой, Господи, освятися, в нем бо бывают исцеления немощным во гресех. Егоже ради припадаем Ти, помилуй нас.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Да кропит вся земля радование, да веселятся древа дубравная, днесь обожена всечестным Крестом, сияющи концем.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Показавый орган умерщвления, живоносно мирови, победотворное оружие непобедимое, преславный Кресте, сердца наша просвети.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Ты Божественная победа, Ты соделование нашего спасения, Ты верным соодоление, и Божественная жертва, о всечестный Кресте, поющия Тя освяти.

Слава: Небо всей земли свеселится: страстотерпцы, мученицы, апостоли, души праведных радостно ныне радуются, и вся спасает зримо предлежащее посреде жизнодательное Древо, и верныя освящает благодатию.

И ныне: Воистинну Ты явилася еси, воистинну родила еси Сына вышняго, на Кресте руце простершаго, Дево Мати Марие, и мир призвавшаго.

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Подымем с радостию преблаженный Крест, в церквах и градех сей предложенный, и поклонимся, да долгов приимем оставление.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Умерщвляется змий лукавый ныне, иже тьмы начальник, сияния не терпя, еже облистает живоносный Крест, Божественнаго царя скиптро честное.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Яко пресветла звезда, и яко бисер благолепен, и пресиянное солнце, вся озаряет земли концы, Крест Господень, егоже облобызаем.

Слава: Воскликните языцы, воспойте, играйте колена, и пойте Богу давшему Креста нерушимое утверждение, еже ныне предлежит: вси вернии радуемся, яко того ради благая приемлюще.

И ныне: Спасению Тя начало вси вернии ведуще, ублажаем, Чистая: Ты бо прежде Сущаго плотию родила еси, хотением Своим пригвожденна на Кресте.

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Яко Божествен сосуд, яко светильник светел в церквах днесь, и в храмех и градех, Крест предлежащь видяще, и Уяснившаго сего воспоем.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Умерщвляется смерть, и уморяется тление, и бесовстии полцы отбегают победный и страшный днесь предлежащь видяще Крест Христов, не смеюще прикоснутися Ему.

Слава: Воспевающе Тя Бога, и Царя, и Господа, яко даровал еси нам Крест, стену нерушиму. Егоже ныне облобызаем радостию, и лютых отбегаем.

И ныне: Ядом змииным, прабаба пищею, яже во Едеме, помазася: Дева же, рождши Начальника жизни, источи миру нетление и воскресение.

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Господи помилуй. (Трижды ) Слава, и ныне.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Икос

Иже до третияго небесе восхищен бысть в рай, и глаголы слышав неизреченныя и Божественныя, ихже не леть языки человеческими глаголати, что галатом пишет, яко рачителие писаний прочтосте и познасте. Мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни, на немже страдав уби страсти. Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси, есть бо нам спасительное сие Древо, оружие мира, непобедимая победа.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Спасительному Древу поклонимся, Кресту пресвятому, емуже служат ангельская вся воинства, предлежать видяще, вернии, источающь нам освящение и жизнь.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Победоносный явися пресвятый Крест Живодавца Христа, свыше же бесов всех множество отгоня варварское шатание, и победителя являя воинство наше.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Яко одушевленну Тебе припадая взываю: Кресте мой пресвятый, Ты ми просвети душу, и ум, и слух, и устне, и язык, и дыхание, и очи, к путем Царства Христова.

Слава: Поем и славим и покланяемся, и величаем Твою, Христе, державу, яко подаде нам, рабом Твоим, Крест Божественный, сладость неисчерпаемую и хранилище душам и телом нашим.

И ныне: Юноши три пещь не опали, рождество прообразующи Твое, ибо Божественный огнь Тя не опали, вселився в Тя, и вся научив пети: благословен Бог отец наших.

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Песнь 8

Ирмос: Ужаснися бояйся небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый, и во гроб мал странноприемлется. Егоже отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Твой Крест прообразуя Иаков иногда, на внуки положь длани пременно, и благословив их, благодати во языцех научая: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Его во веки.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

О неизреченнаго Твоего, Христе, снития, и неизглаголанных благих! Воплотися, и распят быв. Смерть прием, и решиши человеки от клятвы, источив нетление на треблаженнем Древе, препрославленный Крест сей во веки.

Слава: Пресвятый Крест, Божественную победу, жизни начальника, лести потребителя, днесь похвалим Крест всесвятый Господень, бесов губителя, и варваров прогонителя, царей победотворца и покровителя.

И ныне: Гвоздьми пригвожденна Христа, копием прободенна в нетленная ребра, тростием в главу биема, желчь вкушающа зрящи, Дева вопияше: где Твоя доброта зайде, прекрасное Слово, Препрославленне паче сынов человеческих?

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Тленни от преслушания быхом, Божия заповеди преступницы явльшеся, сего ради смерть прииде человеком. Темже безсмертия процвете днесь победный Крест Христов, егоже целуем.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Се Древо пресвятое, крепкая надежда верным явися, клятвы избавление, человеком радость, предлежит, обличая тьмы начальника. Сему поклонимся вернии с веселием.

Слава: Начало благословения, и утверждение христиан, и стена, и твердое заступление, и клятвы избавление явися нам Древо вожделенное, оружие непобедимое, просвети и освяти нас, покланяющихся Тебе.

И ныне: Храме и двере освящения, престоле Божий, облаче и свещниче всесветлый, и ковчеже благодати, Всенепорочная, честне покланяющияся образу честному единороднаго Твоего Сына, покрый и сохрани.

Спаси от бед раби Твоя, Владыко Многомилостиве, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, яко мы усердно к Тебе прибегаем, милостивому Владыце, Господу Иисусу.

Окончание канона.

Владычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали, Ты еси, Богородице, оружие наше и стена, Ты еси заступница, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши нас от врагов наших. Возвеличим Тя вси, всенепорочную Матерь Христа Бога, Юже осени Дух Пресвятый. (Поклон .)

Стихиры на поклонение Кресту на Воздвижение, в Неделю Крестопоклонную и на Происхождение Честных Древ Креста Господня

Тропарь

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Глас 2

Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны от Бога сотвори. Приидите, вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите, вся отечествия языков, Крест Господень песньми почтим: радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! Тя ныне со страхом христиане целующе, на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи, на том пригвоздивыйся, помилуй нас, яко благ и человеколюбец.

Глас 5

Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся, яко древо в раи смерть прозябе, сие же жизнь процвете, безгрешнаго имущее пригвождена Господа. От Негоже вси языцы нетление вземлюще, зовем: Иже Крестом смерть упразднивый и нас свободивый, слава Тебе.

Глас пророк Твоих, Исаии и Давида, исполнися, Боже, глаголющий: приидут вси языцы, Господи, и поклонятся пред Тобою; се бо людие, иже Твоея, Блаже, благодати наполнишася, во дворех Твоих Иерусалима. Крест претерпевый за ны и воскресением Твоим животворяй, сохрани и спаси ны.

Глас 6

Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш, и рог верных христиан совозносится. Тем врагов сокрушаем роги. Велий еси, Господи, и дивен в делех Твоих, слава Тебе.

Пророков гласи Древо святое, предвозвестиша, имже древния свободися клятвы смертныя Адам; тварь же днесь возносиму Тому совозвышает глас, от Бога просящи богатыя милости. Но единый в благоутробии безмерный Владыко, очищение буди нам и спаси души наша.

Глас 8

Глас пророка Твоего Моисея, Боже, исполнися глаголяй: узрите живот ваш висящ пред очесы вашими. Днесь Крест воздвизается, и мир от лести свобождается, днесь Христово воскресение обновляется, и концы земли радуются, в кимвалех давидски песнь Тебе приносяще, и глаголюще: соделал еси спасение посреде земли, Боже, Крест и воскресение, ихже ради нас спасл еси, Блаже и Человеколюбче, Всесильне Господи, слава Тебе.

Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека, по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради осужденнаго Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен.

Слава, и ныне: Днесь неприкосновенный существом прикосновен мне бывает, и страждет страсти свобождаяй мя от страстей; свет подаваяй слепым, от беззаконных устен оплевается; и дает плещи за плененныя на раны. Сего чистая Дева и Мати на Кресте зрящи, болезненно вещаше: увы Мне, чадо Мое! что сие сотворил еси? красный добротою паче всех человек, бездыханный, беззрачный являешися, не имея вида, ниже доброты; увы Мне, Мой Свете! Не могу спяща зрети Тя, утробою уязвляюся, и лютое оружие сердце Мое проходит. Воспеваю Твоя страсти, покланяюся благоутробию Твоему, долготерпеливе Господи, слава Тебе.

14 августа (1 августа по юлианскому календарю) в первый день Успенского поста Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 14 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение ».

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

14 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г.

Благоверный князь Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха ) взял в поход против волжских болгар (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги ) чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Греческий император Мануил Комнен, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога, а потом, после совета со своими архиереями и сановниками, решили установить 14-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери .

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа (нов. ст.)

См. также: Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня (медовый Спас )

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Праздник изнесения Честного Креста установлен в день первого августа в Греции Константинопольским патриархом Лукою при царе Мануиле , а в России - митрополитом Киевским Константином и Нестором, епископом Ростовским , при великом князе Андрее Юрьевиче . Причина его установления была следующая. Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя на сарацинов , и второму из Ростова на болгар. (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование). Господь Бог даровал им полную победу над врагами: царь греческий одолел сарацин , а князь Андрей Боголюбский победил болгар и покорил их себе, обратив в своих данников. - Когда Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: "Не на силу коня смотрит Он, не к [быстроте] ног человеческих благоволит, - благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его" (). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и Честным Крестом Христовым. Великий же князь, взирая на икону, так говорил в своей молитве:

О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий, надеющийся на Тебя, не погибнет, и я, раб Твой, по милости Божией, имею в Тебе стену и покров и - Крест Сына Твоего - как оружие обоюдоострое на врагов. Умоли Спасителя мира, Которого держишь на руках Своих, чтобы сила крестная была, как огонь, попаляющий врагов, хотящих вступить в брань с нами, и Твое всесильное предстательство да поможет нам одолеть их.

После усердной молитвы все лобызали святую икону и Честной Крест и безбоязненно шли на врагов: Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом. Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле, после сражения с болгарами, русская рать обратила последних в бегство и, преследуя их, захватила пять городов; в числе их был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, осиявающие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище еще более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова обратил свои полки в погоню за болгарами; он сжег большинство городов их, положив на уцелевшие дань, и опустошил всю землю; после этой победы великий князь возвратился с торжеством домой. - Греческий царь Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо, - исхождение от находившейся вместе с Честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царь и князь сообщили, воздавая славу Богу, особыми посланиями друг другу об одержанных с помощью Божиею победах и о чудесном сиянии, исходившем от иконы Спасителя. По совещании со старейшими епископами, в знак благодарения Христу Спасителю и Его Пречистой Матери, они установили праздник в первый день августа. В воспоминание же силы крестной, вооружившись которой они победили врагов, повелели износить священнику из алтаря Честный Крест и полагать его среди церкви для поклонения и лобызания его христианами и для прославления распятого на кресте Господа Иисуса Христа. Кроме того, епископы повелели совершать в этот день освящение воды, отчего и праздник получил свое название - изнесения Честного Креста, потому что Честный Крест торжественно вместе с другими святыми иконами выносится на реки, колодези и источники. - Празднуем, братие, воздавая хвалу и благодарение всесильному Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Владычице Богородице, благоговейно почитая и Честный Крест Христов; но празднуем с благоговением, благоугождая Богу, пребывая между собою в мире и любви, оказывая дела благотворения и удаляясь, памятуя страх Божий, от грехов: чтобы, угодивши Создателю нашему и Владыке, удостоились вечного празднования со всеми святыми после того дня, когда явится знамение Сына Человеческого на небеси (), - Честный Крест Христов, предыдущий пришествию Судии живых и мертвых, грядущему с силою и славою многою, и осияет всех праведных светлыми и радостными лучами. По совершении же суда, предъидет всем святым, предводя их в Царство небесное, и будут блаженствовать все святые, радуясь бесконечные веки; к ним, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы, да причтет и нас грешных всемилостивый Спас наш Христос . Аминь.

Примечания

Лука Хрисоверг - патриарх Константинопольский 1156-1169 гг.

Мануил Комнен - греческий император 1143-1180 гг.

Константин 2-ой, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г.

Нестор - шестой епископ Ростовской епархии упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским.

Св. прав. Андрей Боголюбский - сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха - родился вероятно в 1111 г. Был убит 30 июня 1175 г.

Сарацины - мусульмане.

Ясных указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда победа досталась врагу, но самое спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одна из них под предводительством самого царя. Эти события в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.

Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа православною Церковью совершаются два торжества, различных по своему происхождению: 1) происхождение Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом часослове, изд. 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: "По причине болезней весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т.е. св. Софии). С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (продос) Честного Креста". 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. "Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя - освящать в придворной константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14) и послужил основанием праздника в честь св. и животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа". Уже в IX веке существовал этот обычай изношения Честного Древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 августа; канон же на предпразднство Креста 31 июля, написанный для настоящего случая (канон начинается словами: Крест предгрядый божественный) приписывается Георгию, еп. Амастридскому, жившему в VIII веке и дважды бывшему в Царьграде. В Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV-XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России около 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг. с сарацинами) и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.