Проблематика поэмы кому на руси жить хорошо. Сочинение: Нравственные проблемы в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Несколько интересных сочинений

Урок «Что изучает физика. Наблюдения и опыты» является одним из уроков рабочей программы по физике, составленной на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7 классе, авторской программой А.В. Перышкина и в соответствии с выбранным учебником: А.В. Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.

Урок по данной теме входит в раздел «Введение». Он является для учащихся первым уроком по новому предмету – физике. Отсюда особенное значение этого урока.

Так как ученики 7 класса, первый раз пришедшие на урок физики, не имеют представления, что они будут изучать, то задача учителя – заинтересовать учащихся с первого урока, представить материал так, чтобы ученики почувствовали жажду новых знаний и ждали следующего урока. Важно показать на первом уроке всю красоту физики, в яркой и увлекательной форме показать широкое ее применение на практике, в жизни, помочь учащимся войти в мир новых научных и технических идей, зажечь ученика стремлением как можно больше узнать, понять.

Поэтому актуализация опорных знаний на уроке проведена в виде отгадывания кроссворда, объяснение нового материала – в виде презентации.

На уроке также проводится закрепление материала. Затруднений при ответе на предложенные вопросы многие учащиеся не испытывают.

После рассмотрения всего материала урока учащимся предлагается демонстрация нескольких опытов, объяснения которым будет дано на последующих уроках. Учащиеся с любопытством, интересом и восторгом воспринимают “фокусы”, пытаются их объяснить по-своему. Важно подчеркнуть, что все эти фокусы ребята скоро сами смогут объяснить, нужно только знать физику. Опыты на первом уроке возбуждают интерес учащихся к физике, заставляют воспринимать окружающий нас мир с другой точки зрения – с точки зрения науки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отгадайте загадки 2. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит, Никому не говорит. 1. Этот глаз - особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет Самый точный ваш портрет. 3. Свернешь - клин, Развернешь - блин.

Отгадайте загадки 4. Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. 5. Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. 6. День и ночь стою на крыше, Нет ушей, но все я слышу, Вдаль гляжу, хотя без глаз, На экране мой рассказ.

ФИЗИКА наука о природе

Аристотель. В сочинениях древнегреческого ученого Аристотеля впервые появилось слово физика («фюзис» - природа). АРИСТОТЕЛЬ (лат. Aristotle) (384 до н. э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция - 322 до н. э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского

В русский язык слово «физика» ввел в 18 веке М. В. Ломоносов, когда в переводе с немецкого он издал первый учебник физики. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-65), первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

География Биология Астрономия физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д. объясняет, например, как вода из почвы поступает к веткам; почему окунь и камбала имеют разное строение скелета изучает климат изучает растения и животный мир изучает звезды, планеты объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т.д.

Явления – изменения, происходящие в окружающем нас мире

Физические явления Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые

Механические явления Движение самолетов и автомобилей Обращение Земли вокруг Солнца и спутников вокруг Земли Качание маятника

Электрические явления Электрический ток Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел

Магнитные явления Действие магнитов на железо Влияние Земли на стрелку компаса Магнитное взаимодействие токов

Тепловые явления Таяние льда Кипение воды Образование снега Действие электронагревательных приборов

Звуковые явления Звучание камертона, музыкального инструмента (гитары), голоса

Световые явления Распространение света в различных средах Отражение света от зеркал Свечение различных источников

Главная задача физики Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений

Физические термины Материя Физическое тело

Физическое тело – предметы, которые нас окружают

Материя Весь мир – материя, мой друг, Не та, что для штанов иль платья, А всё, что только есть вокруг Материально. Должен знать я. И ты запомни. Но мир материи, так жаль, Иллюзий нас лишает скоро. Есть вещество и есть поля. Поля, конечно, не с картошкой: Магнитное несет Земля И гравитации немножко. А из веществ – и ты, и я, Автомобиль, и дом, и кошка.

Материя – всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания Вещество – то из чего состоит физическое тело Поле – особый вид материи, который обнаруживается по его действию

Как ученые изучают физические явления? Наблюдения Опыты

НАБЛЮДЕНИЯ Аристотель Архимед Герон Птолемей

ОПЫТЫ Рене Декарт Блез Паскаль Эванджелиста Торричелли Галилео Галилей

Что изучает наука физика? Физика Наука о природе Изучает явления Использует понятия Использует методы Механические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые Световые Тело Вещество Материя Наблюдение. Опыты. Математический расчет и вывод.

Физика объясняет Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града? Физика объясняет многие явления в нашей жизни: Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз. Почему масло в воде всплывает. Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка. Почему окна зимой замерзают. Почему нельзя работать со сваркой под дождем. Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном. Сколько весит тело, когда оно падает? Особенностью физики является то, что она изучает все!

Закрепление материала

Что из перечисленного является физическим телом? Тетрадь Воздух Бумага Вода

Какое из слов обозначает вещество? Капля воды Земля Железо Айсберг

Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас. Физические тела Вещества Явления

Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением?

Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением?

Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики?

Домашнее задание. § 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов

Предварительный просмотр:

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ:

«Что изучает физика.

Наблюдения и опыты»

7 класс

Кравцова Татьяна Викторовна

Учитель физики МОУ «СОШ №6»

Кольчугино 2010

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.
  2. Пояснить связь физики с другими науками.
  3. Ввести физические термины: физические явления, физическое тело, материя, вещество, поле.
  4. Выявить источники физических знаний.
  5. Пробудить у учащихся интерес к изучению физики.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Что изучает физика» и все необходимое для проведения опытов.

Ход урока

1. Организационный момент.

На доске написана тема урока в виде: «Что изучает …….?»

Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайды 1 и 2) (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):

1. Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

2. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

3. Свернешь - клин,

Развернешь - блин.

4. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

6. День и ночь стою на крыше,

Нет ушей, но все я слышу,

Вдаль гляжу, хотя без глаз,

На экране мой рассказ.

Таким образом формулируется тема урока и затем сообщаются его цели.

2. Изучение нового теоретического материала. (Лекция учителя, сопровождаемая презентацией)

Природа это – всё то, что нас окружает; это – земля и вода, воздух и растения, животные и люди, и все предметы вокруг нас. Именно природу, ее законы и изучает физика. (Слайд 3)

Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. Слово «физика» в переводе с греческого означает «природа». (Слайд 4)

В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. (Слайд 5)

Но не только физика является наукой, изучающей природу. География, биология, астрономия, химия и другие науки тоже изучают природу.

Науки о природе зародились очень давно. Первые познания люди получали благодаря своим наблюдениям: ежедневный рассвет и закат, течение рек, дождь, ветер, звездное небо. В Древней Греции людей, занимающихся наукой, называли философами. Затем постепенно произошло разделение наук.

Примеры (Слайд 6) :

География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.

Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.

Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.

На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.

Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями . (Слайд 7)

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. (Слайды 8-14)

Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 15)

Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины. А начнем с таких терминов как материя и физическое тело . (Слайд 16)

Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. (Слайд 17)

Все объекты и физические тела являются материей. (Слайд 18)

Весь мир – материя, мой друг,

Не та, что для штанов иль платья,

А всё, что только есть вокруг

Материально. Должен знать я.

И ты запомни.

Но мир материи, так жаль,

Иллюзий нас лишает скоро.

Есть вещество и есть поля.

Поля, конечно, не с картошкой:

Магнитное несет Земля

И гравитации немножко.

А из веществ – и ты, и я,

Автомобиль, и дом, и кошка.

Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом. (Слайд 19)

Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.

Стол – физическое тело, дерево – вещество.

Капля воды– физическое тело, вода – вещество.

Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.

Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (Слайд 20)

Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения. (Слайд 21)

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью. (Слайд 22)

А теперь давайте обобщим всю полученную информацию и ответим на вопрос: «Что изучает физика?» (Ученики с помощью наводящих вопросов учителя составляют схему и зарисовывают её в тетради) (Слайд 23)

Так в чем же состоит особенность физики? (Слайд 24)

Физика изучает и объясняет все явления, происходящие в природе: грозу, ветер, замерзание и таяние рек, северное сияние, магнитные бури, солнечное и лунное затмения. Как образуются снег и лед? Почему осадки выпадают то в виде дождя, то в виде снега, то в виде града?

Физика объясняет многие явления в нашей жизни:

  1. Почему мы скользим на льду, а машину заносит на скользкой или мокрой дороге.
  2. Почему бутерброд всегда падает маслом вниз.
  3. Почему масло в воде всплывает.
  4. Что нужно сделать, чтобы стакан не лопнул от кипятка.
  5. Почему окна зимой замерзают.
  6. Почему нельзя работать со сваркой под дождем.
  7. Почему в деревянном доме теплее, чем в каменном.
  8. Сколько весит тело, когда оно падает?

Особенностью физики является то, что она изучает все!

3. Закрепление материала. (Слайд 25)

1. Что из перечисленного является физическим телом? (Слайд 26)

  1. Тетрадь
  2. Воздух
  3. Бумага
  4. Вода

2. Какое из слов обозначает вещество? (Слайд 27)

Дождь

Звезда

Железо

Ветер

Компас

Масло

Молния

Воздух

Кислород

Землетрясение

4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 29) (Да.)

5. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 30) (Нет.)

6. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Слайд 31) (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).

4. Домашнее задание. (Слайд 32)

§ 1 – 3, ответить на вопросы в конце параграфов

5. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».

1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.

2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.

3. У меня в руках 2 яйца. Одно уже сварено, другое – нет. Как определить, где какое яйцо? Конечно, можно их разбить и проверить! А если не разбивая? (Нужно их вращать. Вареное яйцо будет вращаться быстрее. Провести проверку, очистив вареное яйцо.)

4. «Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку. Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)


Перед вами самый объемный из мультимедийных курсов по физике : вся школьная программа от механики до ядерной физики, подробнейший лекционный материал с динамическими иллюстрациями, контрольным режимом и решением задач. Новейшая методика обучения, простота и ясность изложения материала позволят Вам в короткие сроки освоить колоссальный материал, предоставляемый данным курсом. Курс ориентирован как на школьников (с 7 по 11 класс), так и на поступающих в высшие технические учебные заведения.
Инструкция по установке: Файл представляет собой удобную оболочку, после установки которой, вы сможете просматривать видеокурс в хорошем качестве и разрешении.

Содержание :
Глава 1. Механика
Механическое движение. Материальная точка
Положение тел в пространстве, система отсчета
Прямолинейное равномерное движение
Относительность механического движения
Прямолинейное неравномерное движение. Средняя скорость
Ускорение . Равноускоренное движение
Равномерное движение по окружности
Свободное падение тел. Ускорение свободного падения
Движение тела брошенного под углом к горизонту
Криволинейное движение
Взаимодействие тел. Инертность тел. Масса
Основы динамики . Первый закон Ньютона
Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Сила. Силы в механике
Сила упругости
Закон Гука. Модуль Юнга
Силы трения
Закон всемирного тяготения
Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость
Импульс. Закон сохранения импульса
Вес тела. Невесомость
Механическая работа. Мощность
Кинетическая и потенциальная энергии
Закон сохранения энергии
Сложение сил. Правило моментов
Центр тяжести. Устойчивость
Давление . Закон Паскаля
Гидравлический пресс
Атмосферное давление. Опыт Торричелли
Сила Архимеда

Глава 2. Молекулярная физика
Молекулярная физика. Введение
Основные положения молекулярно-кинетической теории газа
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
Размер молекул. Масса молекул. Постоянная Авогадро
Количество теплоты. Удельная теплоемкость
Температура . Энергия теплового движения молекул
Уравнение состояния идеального газа
Силы взаимодействия молекул. Идеальный газ
Взаимные превращения жидкостей и газов
Кипение
Внутренняя энергия
Работа в термодинамике
Первый закон термодинамики
Изопроцессы
Коэффициент полезного действия. Принцип Карно
Поверхностное натяжение жидкостей
Относительная влажность воздуха

Глава 3. Электростатика
Электричество. Введение
Основной закон электростатики . Закон Кулона
Электрическое поле. Напряженность электрического поля
Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов
Электроемкость
Проводники и диэлектрики
Параллельное и последовательное соединение конденсаторов
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле
Напряженность электростатического поля шара, плоскости
Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора
Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля

Глава 4. Электродинамика
Электрический ток. Сила тока
Электродвижущая сила
Измерение силы тока и напряжения
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
Удельное сопротивление. Сверхпроводимость
Последовательное и параллельное соединение проводников
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца
Закон Ома для полной цепи
Электрический ток в металлах. Электронная проводимость
Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза
Электрический ток в газах
Электрический ток в вакууме
Электроннолучевая трубка
Электрический ток в полупроводниках
Собственная и примесная проводимость полупроводников
p-n переход и его свойства
Полупроводниковые приборы

Глава 5. Магнетизм
Взаимодействие токов. Магнитное поле
Магнитный поток
Закон Ампера
Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца
Электромагнитная индукция
Явление самоиндукции. Индуктивность
ЭДС индукции в движущихся проводниках
Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера
Генерирование электрической энергии
Передача электрической энергии. Трансформаторы

Глава 6. Электромагнитные колебания
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии
Вынужденные колебания в электрических цепях. Резонанс
Открытый колебательный контур. Опыты Герца
Шкала электромагнитных волн

Глава 7. Оптика
Закон прямолинейного распространения света
Полное внутреннее отражение
Тонкие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы
Построение изображения точки получаемого с помощью линзы
Оптические приборы
Волновые свойства света. Поляризация света
Скорость света в однородной среде. Дисперсия света
Интерференция света
Дифракция света
Корпускулярные свойства света. Постоянная Планка
Давление света
Постулаты Эйнштейна. Связь между массой и энергией

Глава 8. Атомная физика
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома
Квантовые постулаты Бора
Непрерывный и линейчатый спектры
Методы регистрации элементарных частиц
Состав атомного ядра. Изотопы
Энергия связи атомных ядер
Понятие о ядерных реакциях
Радиоактивность . Виды радиоактивных излучений
Цепные ядерные реакции
Термоядерная реакция

Глава 9. Колебания и волны
Механические колебания. Понятие о колебательном движении
Гармонические колебания
Период и частота механических колебаний
Превращение энергии при гармонических колебаниях
Затухающие колебания
Вынужденные колебания. Резонанс
Продольные и поперечные волны. Звуковые волны

Глава 10. Задачи по молекулярной физике
Глава 11. Задачи по оптике
Глава 12. Колебания и волны (задачи)

Название: Физика 7-11 Класс
Тип издания: Портативный бесплатный видеокурс
Назначение: Обучающий видеокурс
Год: 2011
Платформа: PC
Язык интерфейса: Русский
Таблетка: Не требуется
Размер: 351 Мб

В поэме «Кому на Руси жить хорошо», созданной после реформы 1861 года, ликвидировавшей крепостное право, Некрасов попытался ответить на один из важнейших вопросов (эпохи: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Поэма отвечала настроениям крестьянской Руси, накопившей «горы ненависти и гнева» против помещиков, царских чиновников, церковных служителей. Поэтому ищут правду, ищут ответа на злободневный вопрос о счастье именно мужики. Во время рассказа «о хождении за правдой» Некрасов прибегает к скрещиванию мнений, исходящих от разных персонажей.

Первая встреча мужиков - с попом, который жалуется на скудные доходы и пренебрежительное отношение крестьян. Для него счастье - это «покой, богатство, честь». Но, чтобы иметь все это, попу необходимо брать у крестьян последние копейки. «Душа переворотится, - признается поп. - Берешь и знаешь, что берешь из последних крестьянских грошей. - И тут же добавляет в свое оправдание: - Не брать - так нечем жить». Крестьяне видят, что нет у попа настоящего счастья, которое зарабатывается честным трудом и за которое «не болит и не переворачивается душа».

Главы «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» поражают трагическим безобразием сцен. Пьет народ, в драке уже убили кого-то, ползают избитые, валяются пьяные; у кабаков сбились подводы, плачут дети. И в шуме пьяных голосов слышатся речи, какие в другое время услышать невозможно: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Словами старого пахаря Якима Нагого Некрасов объясняет причину народного пьянства: «Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть?» Из речи Якима следует: мужику сколько ни работать - достатка не видать, потому как «чуть работа кончена, гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!»

В главе «Счастливые» Некрасов говорит об убогом «счастье» старухи, у которой на одной гряде «родилось реп до тысячи» солдата, который был «в двадцати пяти сражениях не убит». Но важное место в этой главе занимает рассказ о Ермиле Гирине. Он - наряду с «богатырем святорусским» Савелием, разбойником Кудеяром - борец за народное дело, попадает в острог за защиту интересов крестьян, за свою верность правде.

Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия.

И деньги, и почет - которые были к тому же заработаны «…строгой правдою, умом и добротой».

Итогом раздумий мужиков, узнавших историю жизни Гарина, была мысль о том, что для счастья необходима строгая правда. Но из последующих глав становится ясно: честное трудовое счастье невозможно на Руси из-за порядков, при которых крестьянина грабят дольщики. Человек, живущий по законам настоящей правды, неминуемо сталкивается с теми, кто живет за счет крестьянина. Чтобы жить счастливо, нужно жить честно, но получается, что быть честным и жить в достатке - нельзя.

Следующая встреча - с помещиком, которому непереносима мысль о том, что крестьяне свободны, и поэтому он несчастлив. И встречи крестьян с Оболт-Оболдуевым и князем Утятиным убеждают нас в том, что Полюбовное решение давнего спора крестьян и помещиков исключено.

Встречи с такими рабами, как холоп князя Переметьева, лакей Утятина Ипат, бурмистр Климка Лавин и другими, вызывают мысль о том, что крестьянское счастье невозможно не только потому, что властвуют крепостники, но и потому, что привычка к рабству и покорности сильна еще в самом народе. Однако, несмотря на это, Некрасов видел в народе силу, способную сдвинуть страну по пути прогресса. В песнях Гриши Добросклонова о народе и его силе выражена та надежда, которой только и могла жить Россия, обманутая, униженная, оскорбленная манифестом. «Собирается силами русский народ и учится быть гражданином», - говорит Григорий, и слово «гражданин» наполняется самым революционным смыслом. Сама же крестьянская Русь еще не уяснила себе, где ее счастье. Ей, размышляющей, обдумывающей свою судьбу, еще предстояло понять, в какой стороне «лежит счастье».

Вопрос о том, что такое счастье, - наверное, один из «вечных» вопросов. Все наше общество, бросаясь из крайности в крайность, по-моему, никак не может понять, что невозможно сотворить образчик, идеал счастья для всех сразу. Общество счастливо, когда каждая частичка его, каждый человек живет счастливой жизнью, когда создает для себя счастье сам и так, как его понимает.