Про что можно писать в детективе. Законы жанра детектив. Законы жанра Детектив

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Разумеется, мисс Марпл, Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс навсегда останутся в наших сердцах, но и в современных фильмах есть немало достойных сыщиков, лихо расправляющихся с преступными замыслами. Если вам нравится ломать голову над загадками и неожиданными поворотами сюжета, то эта подборка для вас.

сайт собрал современные кинодетективы, которые придутся по вкусу всем, кто любит разгадывать тайны и следить за раскрытием, казалось бы, идеально продуманных преступлений.

Семь

Мощный актерский состав, глубокий сюжет и лихо закрученная игра в кошки-мышки. Кино о том, насколько пугающим стал окружающий мир и насколько мы привыкли к происходящему. Это тот фильм, после которого сидишь еще какое-то время, глядя в уже черный экран, и размышляешь над увиденным не в силах произнести ни слова.

Игра

Дэвид Финчер, как никто другой, умеет создавать интригующую атмосферу фильма, играя со зрителем, всячески запутывая и дразня его. А в самом конце, когда напряжение уже достигает предела, он добивает фантастическими концовками.

Отель «Гранд Будапешт»

Фирменный стиль Уэса Андерсона: совершенно потусторонние персонажи, превосходные декорации и продуманные до мелочей детали. Этот фильм вовсе не такой легкомысленный, как может показаться на первый взгляд. И чем вдумчивее смотреть, тем больше интересного открывается.

Олдбой

Этот фильм называют азиатской реакцией на «Убить Билла». Оказываясь в заточении, главный герой постепенно превращает себя в боевую машину, чтобы отомстить тем, кто посягнул на его свободу. В этом фильме есть все, что положено отличному кинодетективу: преступление, захватывающее расследование и непредсказуемая развязка, которая окажется куда менее каноничной, чем вы будете ожидать.

Время убивать

Когда смотришь этот фильм, хочется взять в руки блокнот и записать каждый диалог - настолько они шикарны. Кино оставит после себя много вопросов. Вы будете размышлять о том, всегда ли за преступлением должно следовать наказание да и стоит ли вообще считать совершенное преступлением, если речь идет о справедливом возмездии.

Сонная лощина

Молодого констебля отправляют в местечко под названием Сонная лощина для расследования серии загадочных убийств. Отличное сочетание фэнтези и детектива. Мрачноватая и таинственная цветовая гамма фильма идеально подходит под историю и место действия и наполняет картину особой атмосферой и духом.

Молчание ягнят

Это кино - тревожное и пугающее путешествие по запутанному лабиринту затаенных фобий, человеческих слабостей и потемок души. Если хочешь избавиться от ночных кошмаров, иди не к высокооплачиваемому психотерапевту, а в самую отдаленную тюремную комнату, где принимает лучший психолог в округе - интеллектуал-людоед Ганнибал Лектер.

Одержимость

Молодой человек неожиданно встречает свою бывшую возлюбленную, которая исчезла несколько лет назад при загадочных обстоятельствах. И теперь герой делает все, чтобы ее выследить. Постоянные повороты сюжета приводят в восторг, а порой и в недоумение, постепенно складываются в единую картину и проясняют смысл лишь в самом конце.

Подмена

Шикарная атмосфера Лос-Анджелеса 1920-х годов дополнит просмотр непередаваемым настроением. А чем больше вы будете наблюдать за развитием сюжета, тем яснее ощутите, как словно десятки маленьких молоточков колотят по нервам, не давая расслабиться, заставляя сомневаться и делать новые и новые предположения.

Шерлок Холмс

Удивительно, но Холмс Гая Ричи не так уж и далеко ушел от литературного оригинала. Авантюрист и шалопай с абсолютно неисчерпаемым любопытством к миру - этот персонаж, как ни странно, ближе многих прочих к настоящему Шерлоку. Конечно, мы уже не наблюдаем традиционной войлочной кепки и не слышим любимой фразы про Ватсона - зато появились привлекательные мускулы и отличное чувство юмора.

Первобытный страх

Обаятельный Ричард Гир в роли адвоката и еще малоизвестный Нортон, который уже производит впечатление своей игрой. Сюжет разворачивается в суде и по динамике и хлесткости диалогов заставляет посторониться даже «Время убивать». До самых последних кадров вы будете оставаться в сомнении относительно того, кто здесь виновен на самом деле. Пожалуй, один из лучших фильмов в своем жанре.

Багровые реки

Кассовитцу удалось создать должный уровень саспенса и зловещую атмосферу. В этом ему помогли игра Жана Рено и Венсана Касселя, а также альпийские пейзажи, поддерживающие мрачное настроение на протяжении всего фильма. Кино снято довольно бодро - вы не будете скучать. Один из наиболее удачно выстроенных детективов.

Престиж

Чувство соперничества двух фокусников здесь передается с такой полнотой, что кажется, будто ты сам начинаешь что-то придумывать, чтобы обставить своих оппонентов. Этот фильм - удивительное сочетание увлекательности и трагичности, реалистичности и зрелищности, мастерства постановки и красоты. А фокус удался как никогда - напряженное любопытство не оставит до самого конца.

В хорошем детективе будут обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, которая не позволит вам оторваться от чтения. Но написать действительно стоящий детектив, особенно если раньше вы этого не делали, может быть сложно. При помощи правильной подготовки, метода "мозговой атаки", планирования и редактирования, а также проработки персонажей вы сможете написать детективный рассказ, которым будут зачитываться.

Шаги

Часть 1

Готовимся к написанию

    Поймите разницу между детективным жанром и триллером. Детективы всегда начинаются с убийства. Главный вопрос в детективном рассказе или романе – кто совершил преступление. Триллеры обычно начинаются ситуацией, которая ведет к главной катастрофе, такой как, например, террористический акт, ограбление банка, ядерный взрыв и прочее. Основной вопрос в триллере – это сумеет ли главный герой предотвратить катастрофу.

    • В детективах читатель не знает, кто совершил убийство, до конца романа. Детективы построены на логических цепочках поиска целей преступления или на головоломке.
    • Детективы пишут от первого лица, в то время как триллеры обычно написаны от третьего лица, и в них освещается несколько точек зрения. В детективах течение времени обычно более размеренное, так как главный герой/детектив старается расследовать преступление. Кроме того, в детективах обычно меньше последовательности действий, чем в триллерах.
    • Из-за того, что течение времени в детективах медленнее, герои обычно получаются более глубоко прописанными и разносторонними в детективе, чем в триллере.
  1. Прочтите примеры детективов. Существует множество отличных детективных рассказов и романов, из которых вы можете почерпнуть то, как написать детектив с хорошим сюжетом и проработанными героями.

    Определите главного героя в представленных рассказах и романах. Подумайте о том, как автор вводит главного героя и как он его описывает.

    Определите место и обстановку истории-примера. Подумайте о том, как автор показывает место и время истории.

    • Например, во втором абзаце первой страницы Глубокого сна Марлоу помещает читателя в место и временной отрывок повествования: “Главный зал Стернвудов имел два этажа”.
    • Читатель понимает, что Марлоу находится перед домом Стернвудов, и это большой дом, скорее всего, богатый.
  2. Продумайте преступление или головоломку, которую предстоит решить главному герою. С каким преступлением или с какой головоломкой предстоит иметь дело главному герою? Это может быть убийство, пропажа человека или подозрительное самоубийство.

    • В Глубоком сне Генерал Стернвуд нанимает Марлоу, чтобы “позаботиться” о фотографе, который шантажирует генерала скандальными фотографиями его дочери.
  3. Определите препятствия и проблемы, которые могут появиться у главного героя. Хороший детектив захватит читателя теми сложностями, с которыми столкнется главный герой, выполняя свою миссию (раскрытие преступления).

    • В Большом сне Чендлер усложняет преследование фотографа сыщиком Марлоу убийством этого фотографа в ранних главах, а также подозрительным самоубийством шофера генерала. Поэтому Чендлер вводит в повествование два убийства, которые должен раскрыть Марлоу.
  4. Продумайте раскрытие преступления. Подумайте о том, как раскрывается преступление в конце детектива. Раскрытие преступления не должно быть слишком очевидным или надуманным, но также оно не должно быть неправдоподобным или непонятно откуда взявшимся.

    • Раскрытие преступления должно удивлять читателя, не запутывая его. Одним из плюсов детективного жанра является то, что вы можете построить темп вашего рассказа так, что раскрытие приходит постепенно, а не в поспешной манере.

Часть 2

Прописываем главного героя и планируем историю
  1. Создайте детектива или сыщика. Вашим главным героем также может быть и частное лицо, обыкновенный гражданин или свидетель преступления, который оказывается впутанным в расследование преступления. Продумайте особенности вашего главного героя, включая:

    Определите обстановку. Поместите все происходящее в то место, которое вы хорошо знаете, например, пусть события развиваются в вашем родном городе или школе. Или изучите место, с которым вы не очень знакомы, например, Калифорнию 70-х или Британию 40-х. Если вы используете место, которое сами не знаете, просмотрите особенности этого места, к примеру, загородные дома в Калифорнии 70-х или пансионы Британии 40-х.

    • Если вы решите, что ваша история будет развиваться в том месте и в то время, с которыми вы не очень знакомы, проведите небольшое исследование и найдите информацию об этом месте и времени в местной библиотеке, в Интернете или при помощи интервью с экспертами по данным вопросам. Обращайте внимание на детали во время интервью и при поиске информации, чтобы правильно и четко обозначить все нюансы времени и места событий вашего повествования.
  2. Придумайте головоломку или загадку. Не во всех детективах обязательно должно быть убийство или другое тяжкое преступление. Но, чем больше преступление, тем больше ожидание от рассказа или романа. Высокие ожидания важны, так как они заставляют вашего читателя продолжать чтение. Возможные источники загадки могут быть следующими:

    • У вашего главного героя или у его близкого друга что-то украли.
    • Человек, который был близок вашему главному герою, исчезает.
    • Главный герой получает записки с угрозами.
    • Главный герой становится свидетелем преступления.
    • Главного героя просят помочь раскрыть преступление.
  3. Главный герой натыкается на загадку.

    • Вы также можете скомбинировать несколько вышеперечисленных сценариев, чтобы создать несколько линий повествования. Например, у вашего главного героя может быть украдена какая-то вещь, близкий ему человек исчезает, затем главный герой становится свидетелем преступления, которое потом его просят помочь раскрыть.
  4. Решите, как вы будете запутывать вашу головоломку. Прибавьте истории напряжения, делая трудным для вашего героя решение головоломки или загадки. Вы можете использовать такие преграды, как, например, другие люди, подозреваемые, ложные ориентиры и улики или еще одно преступление.

    Используйте события с трудно предсказуемым исходом, чтобы сделать вашу историю захватывающей. События с трудно предсказуемым исходом – это моменты, обычно в конце эпизода, когда главный герой попадает в ситуацию-ловушку и находится в опасности. События с трудно предсказуемым исходом важны в детективах, так как они захватывают читателя и стимулируют повествование к продвижению вперед. Возможные события с трудно предсказуемым исходом:

    • Главный герой в одиночку расследует возможную зацепку и наталкивается на преступника или убийцу.
    • Главный герой начинает сомневаться в своих способностях, ослабляет расследование, что позволяет убийце снова совершить преступление.
    • Никто не верит главному герою, и он начинает расследовать преступление в одиночку, из-за чего его похищают.
    • Главный герой ранен и находится в опасном месте.
    • Главный герой может потерять важную улику, если не сможет найти выход из определенного места или ситуации.
  5. Создайте развязку или концовку. Завершите историю развязкой головоломки. В конце большинства детективов у главного героя появляется положительный сдвиг в его исканиях. Возможные концовки:

    • Главный герой спасает близкого или просто невинного человека, который оказался впутанным историю.
    • Главный герой спасается сам и меняется под влиянием своей смелости и находчивости.
    • Главный герой раскрывает деятельность плохого человека или организации.
    • Главный герой изобличает убийцу или преступника.
  6. Напишите план истории. Теперь, когда вы продумали все аспекты вашего повествования, сделайте четкий план сюжета. Важно спланировать то, как именно будет развиваться детектив, прежде чем вы сядете за написание самого детектива. Так вы сможете убедиться, что в рассказе нет недоработок. Ваш план должен совпадать с порядком событий в самом детективе. Он должен включать:

    • Введение главного героя и обстановки.
    • Инцидент или преступление.
    • Призы к действию: главный герой ввязывается в расследование преступления.
    • Испытания: главный герой находит улики, сталкивается с потенциальными подозреваемыми, а также старается выжить в погоне за правдой. Близких людей могут похищать в качестве угрозы.
    • Запутывание: главному герою кажется, что он нашел ключевую улику, которая приведет его к подозреваемому, и верит, что он раскрыл преступление. Это неправдивое заключение, а также это отличный способ удивить читателя, когда выяснится, что главный герой ошибся.
    • Главная неудача: все кажется напрасным для главного героя. Он нашел не того подозреваемого или не ту улику, кому-то еще причинили вред или кто-то еще убит, а все единомышленники отказались от главного героя. Главная неудача усилит напряжение повествования и заставит читателя продолжать строить свои догадки.
    • Раскрытие: главный герой собирает всех, показывает улики, объясняет путаницы и изобличает того, кто является убийцей или виновным в преступлении.

Часть 3

Пишем детектив
  1. Воспользуйтесь органами чувств, чтобы описать обстановку. Одним из наилучших способов описать место или атмосферу произведения будет прибегнуть к помощи 5 органов чувств: зрению, слуху, запаху, тактильным ощущениям и вкусу. Описание сенсорных ощущений также может помочь создать предысторию вашего героя. Например, вместо того, чтобы прямо писать читателю о том, что ваш герой завтракал овсянкой, вы можете описать вкусовые ощущения от остатков овсянки на языке вашего героя. Или он может почувствовать запах овсянки, которая капнула на руку.

    • Продумайте, что ваш герой может увидеть в определенной обстановке. Например, если ваш герой живет в доме, похожем на ваш собственный, в небольшом городе, вы можете описать его спальню или дорогу в школу. Если вы помещаете события в специфическое историческое место, например, Калифорнию 70-х, вы можете начать описание героя с того, что он стоит на перекрестке и смотрит на уникальную архитектуру и проезжающие мимо машины.
    • Продумайте, что ваш герой может услышать в определенной обстановке. Ваш герой может слышать звуки поющих птиц и поливочной машины по дороге в школу. Или до вашего детектива могут доноситься звуки машин и разбивающихся о берег волн океана.
    • Опишите, какие запахи может услышать ваш герой в определенной обстановке. Ваш герой может проснуться от запаха кофе, который варится в кухне родителями. Или вашего героя могут неприятно впечатлить запахи города: гнилой мусор и запах немытого тела.
    • Опишите, что может почувствовать герой. Это может быть легкий бриз, резкая боль, внезапный удар или холодок по спине. Сфокусируйтесь на реакции тела вашего героя на конкретное ощущение.
    • Подумайте, что может быть почувствовано на вкус вашим героем. Во рту у вашего героя все еще может оставаться вкус овсянки, которую он ел на завтрак, или вкус напитка, который он пил предыдущим вечером.
  2. Начинайте сразу с сути. Пропустите длинные абзацы описания обстановки или главного героя, особенно на начальных страницах. Вам стоит зацепить читателя, начав сразу с действия, с того, куда двигается и что думает ваш герой.

    Показывайте, а не рассказывайте. Если вы указываете читателю “это был первоклассный детектив”, читателю придется поверить вам на слово. Но если вы покажете читателю, что детектив был первоклассным при помощи описания его одежды и того, как он зашел в комнату, читатель сам увидит, насколько превосходен это герой. То эффект, который оказывает на читателей демонстрация конкретных деталей, гораздо больше, чем если вы просто напишете об этом напрямую.

    • Подумайте, как бы вы реагировали на ситуацию, будь вы напуганы или рассержены. Пусть ваш герой реагирует так, будто он напуган или разозлен, но не раскрывайте напрямую читателю эмоции главного героя. Например, вместо того, чтобы писать “Стефани была зла”, вы могли бы написать: “Стефани поставила свой стакан с водой на стол так резко, что ее тарелка задрожала. Она бросила на него тяжелый взгляд и начала рвать тонкую белую салфетку на небольшие кусочки”.
    • Метод “показывать, а не рассказывать” также отлично работает при описании обстановки. Например, в Глубоком сне вместо того, чтобы напрямую заявить читателю, что Стернвуды были богатыми, Чендлер описывает роскошные детали их особняка: “В задней части зала была французская дверь, за которой скрывалась полоса изумрудной травы, ведущей к белому гаражу, перед которым худощавый молодой шофер в блестящих черных брюках протирал бордовый "паккард" с откидным верхом. За гаражом было несколько декоративных деревьев, аккуратно подстриженных как пудели. За ними виднелась большая оранжерея с куполообразной крышей. Дальше снова видны были какие-то деревья, а позади всего этого массивные бесформенные очертания предгорий.”.
  3. Удивляйте читателя, но не сбивайте его с толку. Создавая детектив, важно помнить, что развязка не должна быть слишком внезапной и простой. Всегда будьте честны и ставьте себе за цель удивлять читателя, а не сбивать его с толку. Улики, вводимые в историю, должны вести к раскрытию логично, несмотря на любые фальшивки и неправдивые ориентиры. Вашему читателю понравится концовка, если вы заставите его думать: “Это же так очевидно! Я должен был догадаться!”

  4. Просмотрите первую черновую копию. Когда вы создадите черновик своего детектива, пройдитесь по рассказу, стараясь просмотреть ключевые аспекты, такие как:

    • Сюжет. Убедитесь, что ваш рассказ идет по плану и имеет четкие начало, средину и конец. Вы также должны отметить изменения в вашем главном герое в конце истории.
    • Герои. Ваши герои, включая главного, уникальные и яркие? Все ваши герои ведут себя похожим образом или они разные? Ваши герои оригинальны и обаятельны?
    • Темп истории. Темп истории – это то, как быстро или медленно разворачиваются события в вашей истории. Хороший темп будет незаметен читателю. Если кажется, что все развивается слишком быстро, уделите больше внимания ощущениям, чтобы выделить эмоции героев. Если кажется, что вы погрязли в деталях, сократите сцены до самой существенной информации. Хорошее правило – это всегда заканчивать эпизод раньше, чем вам кажется, что стоит это сделать. Это поможет сохранить напряжение от эпизода к эпизоду, позволяя истории развиваться в нужном темпе.
    • Поворот. Поворот может или разрушить, или сделать весь детектив. Это остается на усмотрение писателя, но множество хороших детективов имеют в конце поворот. Убедитесь, что ваш поворот не слишком дешевый. Чем более уникальным будет поворот, тем проще будет его описать. Когда вы пишете заезженный поворот, типа "и здесь они проснулись", вы должны быть отличнейшим писателем, чтобы этот поворот сработал. Хороший поворот сможет оставить в дураках не только читателя, но и самого героя. Намекайте на поворот на протяжении сцен эпизодов, чтобы, когда читателя начнет припоминать предыдущие части истории, он был удивлен тем, как он мог это пропустить. Правда, старайтесь не сделать поворот явным слишком рано.

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - невозможность случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Типичные персонажи

  • Сыщик - непосредственно занимается расследованием. В качестве сыщика могут выступать самые разные люди: служащие правоохранительных органов, частные детективы, родственники, друзья, знакомые пострадавших, иногда - совершенно случайные люди. Сыщик не может оказаться преступником. Фигура сыщика - центральная в детективе.
    • Сыщик-профессионал - работник правоохранительных органов. Может быть экспертом очень высокого уровня, а может - и обычным, каких много, работником полиции. Во втором случае в сложных ситуациях иногда обращается за советом к консультанту (см. ниже).
    • Частный детектив - для него расследование преступлений - основная работа, но он не служит в полиции, хотя может быть полицейским в отставке. Как правило, имеет чрезвычайно высокую квалификацию, деятелен и энергичен. Чаще всего частный детектив становится центральной фигурой, а для подчёркивания его качеств в действие могут вводиться сыщики-профессионалы, которые постоянно делают ошибки, поддаются на провокации преступника, встают на ложный след и подозревают невиновных. Используется противопоставление «одинокий герой против бюрократической организации и её чиновников», в котором симпатии автора и читателя оказываются на стороне героя.
    • Сыщик-любитель - то же самое, что и частный детектив, с той лишь разницей, что расследование преступлений для него - не профессия, а хобби, к которому он обращается лишь время от времени. Отдельный подвид сыщика-любителя - случайный человек, никогда не занимавшийся подобной деятельностью, но вынужденный вести расследование в силу острой необходимости, например, чтобы спасти несправедливо обвинённого близкого человека или отвести подозрение от себя. Сыщик-любитель приближает расследование к читателю, позволяет создать у него впечатление, что «я тоже мог бы в этом разобраться». Одна из условностей серий детективов с сыщиками-любителями (вроде мисс Марпл) - в реальной жизни человеку, если он не занимается расследованием преступлений профессионально, вряд ли встретится такое количество преступлений и загадочных происшествий.
  • Преступник - совершает преступление, заметает следы, пытается противодействовать следствию. В классическом детективе фигура преступника явно обозначается лишь в конце расследования, до этого момента преступник может быть свидетелем, подозреваемым или потерпевшим. Иногда действия преступника описываются и по ходу основного действия, но таким образом, чтобы не раскрыть его личность и не сообщить читателю сведений, которые нельзя было бы получить в ходе расследования из других источников.
  • Потерпервший - тот, против кого направлено преступление или тот, кто пострадал в результате загадочного происшествия. Один из стандартных вариантов развязки детектива - потерпевший сам оказывается преступником.
  • Свидетель - лицо, обладающее какими-либо сведениями о предмете расследования. Преступник нередко впервые показывается в описании расследования как один из свидетелей.
  • Компаньон сыщика - человек, постоянно находящийся в контакте с сыщиком, участвующий в расследовании, но не обладающий способностями и знаниями сыщика. Он может оказывать техническую помощь в расследовании, но главная его задача - более выпукло показать выдающиеся способности сыщика на фоне среднего уровня обычного человека. Кроме того, компаньон нужен, чтобы задавать сыщику вопросы и выслушивать его объяснения, давая читателю возможность проследить ход мыслей сыщика и обращая внимание на отдельные моменты, которые сам читатель мог бы упустить. Классические примеры таких компаньонов - доктор Уотсон у Конан Дойля и Артур Гастингс у Агаты Кристи.
  • Консультант - человек, обладающий выраженными способностями к ведению расследования, но сам в нём непосредственно не участвующий. В детективах, где выделяется отдельная фигура консультанта, она может являться главной (например, журналист Ксенофонтов в детективных рассказах Виктора Пронина), а может оказаться просто эпизодически советчиком (например, учитель сыщика, к которому тот обращается за помощью).
  • Помощник - сам не ведёт расследования, но обеспечивает сыщика и/или консультанта сведениями, которые добывает сам. Например, эксперт-криминалист.
  • Подозреваемый - по ходу расследования возникает предположение, что именно он совершил преступление. С подозреваемыми авторы поступают по-разному, один из часто практикуемых принципов - «ни один из сразу заподозренных не является настоящим преступником», то есть все, кто попадает под подозрение оказываются невиновными, а настоящим преступником оказывается тот, кого ни в чём не подозревали. Впрочем, данному принципу следуют далеко не все авторы. В детективах Агаты Кристи , например, мисс Марпл неоднократно говорит, что «в жизни обычно именно тот, кого заподозрили первым, и есть преступник».

История детектива

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина «Приключения Калеба Вильямса» (1794) один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в 1828.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» (1860) и «Лунный камень» (1868). В романах «Рука Уайлдера» (1869) и «Шах и мат» (1871) ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Основоположником франзуского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления, с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается - например

  • Сирил Хэйр, «Чисто английское убийство »

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев. Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Буало - Нарсежак, Волчицы , Та, которой не стало , Морские ворота , Очертя сердце
  • Жапризо, Себастьен , Дама в очках и с ружьем в автомобиле.
  • Калеф, Ноэль, Лифт на эшафот .

Исторический детектив

Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.

  • Честертон, Гилберт Кийт «Патер Браун» («Отец Браун »)
  • Буало-Нарсежак «В заколдованном лесу»
  • Куин, Эллери «Неизвестная рукопись доктора Уотсона»
  • Борис Акунин , Литературный проект «Приключения Эраста Фандорина»

Иронический детектив

Детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Зачастую произведения, написанные в таком ключе, пародируют штампы детективного романа.

  • Варшавский, Илья , Ограбление произойдет в полночь
  • Каганов, Леонид , Майор Богдамир спасает деньги
  • Козачинский, Александр , Зеленый фургон
  • Уэстлейк, Дональд, Проклятый изумруд (Горячий камушек), Банк, который булькнул

Фантастический детектив

Произведения на стыке фантастики и детектива. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире.

  • Лем, Станислав , «Расследование », «Дознание »
  • Расселл, Эрик Фрэнк , «Будничная работа », «Оса »
  • Хольм ван Зайчик , цикл «Плохих людей нет»
  • Кир Булычёв , цикл «Интергалактическая полиция»(«Интергпол»)
  • Айзек Азимов , циклы Лакки Старр - космичекий рейнджер, Детектив Элайдж Бейли и робот Дениел Оливо

Политический детектив

Один из довольно далеких от классического детектива жанров. Основная интрига строится вокруг политических событий и соперничества между различными политическими или бизнес-деятелями и силами. Часто бывает также, что главный герой сам по себе далек от политики, однако, расследуя дело, натыкается на препятствие расследованию со стороны «власть имущих» или раскрывает какой-либо заговор. Отличительной особенностью политического детектива является (хоть и не обязательно) возможное отсутствие полностью положительных героев, кроме главного. Одним из видных писателей в этом жанре являеться азербайджанец Чингиз Абдуллаев. Его произведения переведены на многие языки мира. Данный жанр нечасто встречается в чистом виде, однако может являться составляющей частью произведения.

  • Левашов, Виктор, Заговор патриотов
  • А. Холл , Берлинский меморандум (Меморандум Квиллера).

Шпионский детектив

Основывается на повествовании о деятельности разведчиков , шпионов и диверсантов как в военное, так и в мирное время на «невидимом фронте». По стилистическим границам очень близок к политическим и конспирологическим детективам, часто совмещается в одном и том же произведении. Основное отличие шпионского детектива от политического состоит в том, что в политическом детективе наиболее важную позицию занимает политическая основа расследуемого дела и антагонистические конфликты, в шпионском же внимание заостряется на разведывательной работе (слежка, диверсия и т. д.). Конспирологический детектив можно считать разновидностью и шпионского, и политического детектива

  • Агата Кристи , «Кошка среди голубей»
  • Джон Бойнтон Пристли , «Мгла над Гретли» (1942)
  • Дмитрий Медведев , «Это было под Ровно»

Детектив в кино

Детектив - субжанр более общей категории криминальных фильмов. Он фокусируется на действиях детектива, частного сыщика, либо начинающего сыщика в выяснении загадочных обстоятельств преступления путём нахождения ключей к разгадке, расследования, и искусных умозаключений. Удачный детективный фильм часто скрывает личность преступника до концовки истории, затем добавляет элемент неожиданности в процесс ареста подозреваемого. Возможно, однако, и обратное. Так, визитной карточкой сериала Коломбо стала демонстрация событий с точки зрения как детектива, так и преступника.

Неопределённость часто сохраняется как важная часть сюжета. Это может быть осуществлено с помощью звуковой дорожки, углов постановки камеры, игры теней и неожиданных поворотов сюжета. Альфред Хичкок использовал все эти приёмы, время от времени позволяя зрителю войти в состояние предчувствия угрозы и затем выбирал наиболее удачный момент для драматического эффекта.

Детективные повести доказали свою пригодность быть удачным выбором для сценария кинофильма. Сыщик часто является сильным персонажем с ярко выраженными лидерскими качествами, и сюжет может включать элементы драмы , неизвестности, личностного роста, неоднозначные и неожиданные отличительные черты характера.

По крайней мере до 1980-ых, женщины в детективах часто играют двойную роль, имея отношения с сыщиком и часто выполняют роль «женщины в опасности». Женщины в тех фильмах часто изобретательные личности, будучи самоуверенными, полны решимости и нередко двуличны. Они могут служить элементом неизвестности как беспомощные жертвы.

Жанры фильмов

Детектив

Детектив по праву занимает почетное место среди жанров литературы и кино. Будоражащие воображение хитросплетения сюжета и сохраняющаяся до финальных сцен интрига заставляют его поклонников, затаив дыхание, следить за приключениями героев и пытаться вместе с ним разгадать все тайны. Извечная борьба добра и зла в форме противостояния преступника и представителей закона, как нельзя более живописно раскрывается здесь.

История жанра детектив

Интерес к расследованию преступления и поиску виновных лиц возник в обществе с того момента, как уголовное преследование нарушителей закона стало носить публичный характер. Еще на заре развития цивилизации преследованию и каре подвергались воры, убийцы, мошенники и подобные им. Раскрыть преступление, найти тех, кто его совершил и доказать их вину всегда было не просто и требовало аналитического мышления, смекалки и наблюдательности, присущей избранным.

Первые попытки написать литературное произведение в жанре детектива имели место еще в XVIII веке в опусах Вильяма Годвина, описавшего приключения увлеченного любителя раскрытия интриг. Однако лишь из-под пера Эдгара По в 1840 годах вышли действительно детективные рассказы , повествующие о предприимчивом Дюпене, ловко распутывающим самые хитрые ребусы. Именно тогда излюбленным героем жанра стал одиночка, который, в отличие от полиции, находит ответы на все вопросы и добивается торжества справедливости.

Родиной детектива считается Англия, где творили Агата Кристи, Дойл, Коллинз, Бидинг и другие мастера пера, произведения которых до сих пор актуальны и интересны миллионам читателей по всему миру. Не менее блистательно писали француз Фаню, американцы Шелдон, Чейх и Хейли и многие другие. В отечественной литературе полноценный детектив появился лишь в конце XIX века после снятия цензуры и падения железного занавеса.

Отличительные признаки жанра детектив

Детективу свойственна яркая завязка сюжета, основанного на совершении преступления, когда установить виновного не удалось. Как правило, следствие, идя по горячим следам, оказывается в тупике или задерживают невиновного человека. В борьбу с беззаконием вступает отчаянный сыщик-интеллектуал, который быстро находит истинного преступника и отыскивает достаточные доказательства его вины.

Специфика таких произведений в том, что читатель одновременно с главным героем изучает улики, получает информацию и знакомится с подозреваемыми, пытаясь угадать, кто же из них действительно совершил преступление и по каким мотивам действовал. Если детектив хороший , то правда выясняется на последних страницах книги, а острота сюжета сохраняется до финальной точки.

Что касается основных персонажей, то, помимо злодея и его антипода, непременно присутствует потерпевший, несколько альтернативных подозреваемых, или, как вариант, несправедливо обвиненных лиц, а также ленивые, безынициативные или попросту продажные представители официальных следственных органов. И наконец, невозможно себе представить детектив , лишенный торжества справедливости и внесения ясности во все тайны.

Законы жанра Детектив

Детективный жанр , как никакой иной, подчиняется непреложным законом и стереотипам. Так, во-первых, главное действующее лицо, ведущее расследование, будь это журналист, полицейский или девушка-студентка никогда не окажутся истинным виновником происшествия, в то время, как в жизни такое вполне может иметь место. Во-вторых, самый вероятный преступник обычно оказывается непричастным, а собранные доказательства в итоге указывают на того, кто вовсе не вызывал подозрений изначально.

Во-вторых, в детективах не бывает лишних элементов. Здесь уместен пример с пресловутым ружьем, которое должно выстрелить, раз уж висит на стене. Каждый персонаж выполняет свою роль, а любые мелочи предназначены для наведения читателя на правильный ответ. Распознать в замысловатых случайностях подсказку сумеет лишь очень проницательный человек, которому детективы по-настоящему близки.

В-третьих, совершенное преступление и попытки его раскрыть являются главными в сюжетной линии, даже, если она разбавлена комичными ситуациями, мистикой или любовными историями. Окружающая обстановка и поведение участников действа неизменно понятны и близки каждому в такой степени, что не сложно вообразить самого себя среди героев.

Разновидности детективов

Не смотря на подчиненность жанра четким правилам, существует большое многообразие детективов. Так, сегодня большой популярностью пользуются остросюжетные книги и фильмы, где сыщик проявляет не только тонкое аналитическое мышление и прозорливость, но вполне успешно владеет боевыми искусствами, мастерски водит машину и стреляет из всех видов оружия.

Такие детективы с элементами боевика, а порой и триллера по достоинству оценили мужчины, в то время, как представительницы слабого пола отдают предпочтение классическому и неспешному течению сюжета. Не менее востребованы юмористические детективы, главным действующим лицом которых выступают домохозяйки, постоянно попадающие в череду неприятностей или рассеянные и добродушные следователи.

Особого внимания заслуживают детективы с мистическим оттенком, где преступление совершают потусторонние силы или одержимые психозом люди. Самой распространенной тематикой в такой разновидности жанра являются истории поимки маньяка. Любовные авантюры и детективы с эротическими нотками не менее интересны зрителю и читателю любого пола и возраста, так как, помимо возможности следить за поисками преступника, можно наслаждаться романическими моментами.

Детектив в кинематографе

Детективный сюжет вдохновил многих режиссеров на создание блестящих кинолент и сегодня этот жанр положен в основу миллионов сценариев. Примечательно, что съемки классического детектива не требуют большого бюджета фильма, но, при интригующем и ярком сюжете, виртуозной актерской игре и высоком качестве постановки, неизбежно приносят огромные кассовые сборы.

Экранизации фильмов и сериалов о самых известных сыщиках, будь это реальные люди или вымышленные персонажи, подобно Шерлоку Холмсу или Эркюлю Пуаро, привлекают внимание миллионной зрительской аудитории. Современные трактовки классических произведений отличаются оригинальностью и свежестью, а нынешние герои отечественного и зарубежного кино также собирают толпы поклонников и приносят известность актерам, сыгравшим их.

Детективный роман - это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам - пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно:

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману - все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем - с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6. В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик, а иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней этот труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью магического кристалла и т. д. и т. п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира и гоняться за преступником в четвертом измерении, он обречен на поражение ab initio [с самого начала (лат.)] .

9. Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina [Бог из машины (лат.), то есть неожиданно появляющееся (как боги в античных трагедиях) лицо, которое своим вмешательством распутывает положение, казавшееся безнадежным]. Мобилизовать для разгадки тайны преступления умы троих, четверых, а то и целого отряда сыщиков - значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11. Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его - значит уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством - таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного общества - это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в roman policier недопустимо вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет на манер Жюля Верна в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15. В любой момент разгадка должна быть очевидной - при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим я подразумеваю следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно задолго до последней главы. Нечего и говорить, что сообразительный читатель частенько именно так и раскрывает ее.

16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы . Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала. Преступления, совершенные взломщиками или бандитами, расследуются управлениями полиции, а не писателями-детективщиками и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление - это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения - значит одурачить доверчивого и доброго читателя.

19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра - скажем, романов о секретных разведывательных службах. А детективный роман про убийство должен оставаться, как бы это выразиться, в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20. И наконец, еще один пункт для ровного счета: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним - значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить его выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспечиваемое при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как в нее вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Ван Дайн С. С.

Перевод В.Воронина
Из сборника Как сделать детектив