Плутарх сравнительные жизнеописания читать краткое содержание. Обзор книги Плутарха «Сравнительные жизнеописания. Агесилай и Помпей

Роман написан на основе реальной истории жизни Чарльза Йеркса, миллионера из Америки. Фрэнк Каупервуд, герой книги, рождается в семье банковского служащего. С самого детства он впитывает в себя атмосферу денег, живя в окружении финансово-экономической среды, которая формирует в нем психологию финансиста. Вся жизненная деятельность Фрэнка направлена на достижение успеха. Это беспринципный циник, идущий по трупам, и желающий достигнуть власти и богатства любой ценой.

Действия разворачиваются в Филадельфии конца девятнадцатого века. Уже в молодом возрасте, благодаря своей смекалистости и финансовым проделкам, Фрэнку удается войти в круг самых крупных финансовых магнатов штата. В 14 лет будущий коммерсант начинает заниматься покупкой мыла и перепродажей его по высшей стоимости. В 17, Фрэнк Каупервуд бросает учёбу в школе и идет на работу, чтобы обеспечивать свою жизнь. Этот человек, не имеющий нравственных и этических принципов, тем не менее, считает, что заслуживает в жизни самого лучшего. В том числе, и лучших женщин. В 21 год он женится на привлекательной вдове из высшего общества, от брака с которой у него рождается двое детей. Каупервуд продолжает развивать свой маклерский бизнес, располагая контору в самом центре города.

«Финансист» — первый роман американского писателя Теодора Драйзера из его знаменитого цикла «Трилогия желаний»

Этот биржевый дилер обладает невероятным магнетизмом, способностью оказывать психологическое влияние, завладевать вниманием и сердцами как мужчин, так и женщин. Желая продвигаться по карьерной лестнице и получать от жизни самое лучшее, он заводит роман с дочерью крупного подрядчика, налаживает знакомства и связи с тремя самыми влиятельными людьми в городе. Они покровительствуют ему, и вскоре, он возносится на вершину финансового Олимпа.

Биржевые спекуляции, подкуп чиновников, приобретение активов незаконным способом – приносят Фрэнку Каупэрвуду большое состояние. Он покупает роскошные особняки, обставляет их по последней моде, занимается коллекционированием произведения искусства, и в общем, живет на широкую ногу.

Но в 1871 году в Чикаго происходит крупный пожар. Огонь разрушает полгорода и вызывает биржевую панику. Открываются махинации Фрэнка с городской казной, и теперь он оказывается должным вернуть почти полмиллиона долларов в бюджет города.

Каупервуда отправляют в тюрьму. У него испорчена репутация. И после освобождения, финансист вынужден покинуть город. И это справедливый итог, написанный автором, ведь все тайное становится явным.

Теодор Драйзер восхищается этим талантливым спекулянтом, его природой хищника, властностью, ловкостью, и умением манипулировать. Но в то же время показывает, что именно эти качества, а заодно и отсутствие моральных принципов, человечности, и душевной теплоты, приводят его, в конечном итоге, к краху и поражению.

Скачать книгу Теодора Драйзера «Финансист» можно на нашем сайте о книгах в форматах epub, fb2, txt, rtf можно на нашем сайте о книгах. Это может быть, как электронная, так и аудиокнига, на выбор.

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КНИГУ «Финансист»

ПЛУТАРХ «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ»
Имя этого древнегреческого писателя давно уже стало нарицательным. Существует серия книг с названиями: «Школьный Плутарх», «Новый Плутарх» и т. д. Это когда речь идет о биографиях замечательных людей, избранных по какому-либо принципу, а весь цикл связан какой-либо стержневой идеей. Конечно, чаще всего эта идея «добрых дел, которые должны остаться в памяти благодарных потомков».
Плутарх из Херонеи (Беотия) родился в 46 году и происходил из старинного состоятельного рода. После обучения в Афинах был верховным жрецом Апполона Пифийского в Дельфах. Во время путешествий, в том числе в Египет и Италию, иногда с возложенной на него политической миссией, он встречался и общался с выдающимися людьми своего времени (среди других с императорами Трояном и Адрианом). В дружеском кругу он предавался изысканному общению, вел беседы на самые различные темы, в том числе и научные. Эта насыщенная духовная жизнь нашла отражение в его трудах. Из преподавания собственным детям, а также детям своих состоятельных сограждан, возникла своего рода частная академия, в которой Плутарх не только обучал, но и занимался творчеством. Из огромного писательского наследия Плутарха (250 трудов) сохранилась лишь некоторая его часть – примерно одна треть.
На русском языке «Сравнительные жизнеописания» занимают более 1300 страниц плотного текста. По содержанию охватывают всю историю античного мира до II века нашей эры. Автор нашел такие живые и яркие краски, что в целом создается необыкновенно реалистическая картина, какой нет ни в одном специальном историческом произведении.
«Сравнительные жизнеописания» – это биографии выдающихся исторических лиц, греков и римлян, сгруппированные попарно, так что в каждой паре одна биография грека, другая – римлянина; каждую пару представляют лица, между которыми есть сходства в каком-либо отношении, после биографии каждой пары дается небольшое резюме – «Сопоставление», где указываются их сходные черты. До нас дошло 23 пары таких биографий; в четырех из них «Сопоставлений» нет. Кроме этих 46 парных (параллельных) жизнеописаний есть еще 4 отдельные биографии. Таким образом, всего биографий 50. Некоторые биографии не сохранились. В наших изданиях биографии греческих полководцев и государственных деятелей расположены по большей части (но не вполне) в хронологическом порядке; но этот порядок не соответствует тому, в котором они были изданы Плутархом. Биографии эти следующие:
1. Тесей и Ромул.
2. Ликург и Нума.
3. Солон и Попликола.
4. Фемистокл и Камилл.
5. Перикл и Фабий Максим.
6. Гай Марций Кориолан и Алкивиад.
7. Эмилий Павел и Тимолеонт.
8. Пелопид и Марцелл.
9. Аристид и Катон Старший.
10. Филопемен и Тит.
11. Пирр и Марий.
12. Лисанд и Сулла.
13. Кимон и Лукулл.
14. Никий и Красе.
15. Серторий и Эвмен.
16. Агесилай и Помпеи.
17. Александр и Цезарь.
18. Фокион и Катон Младший.
19-20. Агид и Клеомен и Тиберий и Гай Гракхи.
21. Демосфен и Цицерон.
22. Деметрий и Антоний.
23. Дион и Брут.
Отдельные 4 биографии: Артаксеркс, Арат, Гальба, Отон.
Все биографии имеют огромное значение для историков: многие писатели, у которых Плутарх заимствовал сведения, не известны нам, так что в некоторых случаях он остается для нас единственным источником. Но у Плутарха есть много неточностей. Однако и для него самого при составлении биографии главной целью была не история, а мораль: описанные им лица должны были служить иллюстрациями нравственных принципов, отчасти таких, которым следует подражать, отчасти таких, которых следует избегать. Свое отношение к истории Плутарх сам определил во введении к биографии Александра:
Мы пишем не историю, а биографии, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживает характер человека, чем сражение с десятками тысяч убитых, огромные армии и осады городов. Поэтому, как живописцы изображают сходство в лице, и в чертах его, в которых выражается характер, очень мало заботятся об остальных частях тела, так и нам да будет позволено больше погружаться в проявления души и посредством их изображать жизнь каждого, предоставив другим описания великих дел и сражений.
В биографии Никия (гл.1) Плутарх также указывает, что он не намерен писать подробную историю:
События, описанные Фукидидом и Филистом, конечно, нельзя совсем пройти молчанием, потому что они заключают в себе указания на характер и нравственный облик Никия, затемненный многими великими несчастьями, но я кратко коснусь лишь того, что безусловно необходимо, чтобы пропуск их не приписали моей небрежности и лености. А те события, которые большинству людей неизвестны, о которых у других писателей имеются лишь отрывочные сведения или которые находятся на памятниках, пожертвованных в храмы, или в постановлениях народных собраниях, те события я постарался соединить вместе, так как я не собираю бесполезных исторических сведений, а передаю факты, служащие для понимания нравственной стороны человека и его характера.
Пожалуй, лучше всего впечатления о личности Плутарха выражены трудягой-переводчиком, которому принадлежит две трети русского перевода гигантского текста «Дорога доброты Плутарха, его отвращение к жестокости, к зверству, к коварству и несправедливости, его человечность и человеколюбие, его обостренное чувство долга и собственного достоинства, которое он не устает внушать своим читателям, его легкий скепсис трезвого реалиста, понимающего, что совершенства ждать от природы, в том числе и от человеческой, нечего и что приходится принимать окружающий мир с этой необходимою поправкой».

ТЕСЕЙ И РОМУЛ

[Перевод С.П. Маркиша]

1. Подобно тому как ученые мужи, трудясь над описанием земель, все ускользающее от их знания оттесняют к самым краям карты, помечая на полях: «Далее безводные пески и дикие звери», или: «Болота Мрака», или: «Скифские морозы», или: «Ледовитое море», точно так же и мне, Сосий Сенецион, в работе над сравнительными жизнеописаниями пройдя чрез времена, доступные основательному изучению и служащие предметом для истории, занятой подлинными событиями, можно было бы о поре более древней сказать: «Далее чудеса и трагедии, раздолье для поэтов и мифографов, где нет места достоверности и точности». Но коль скоро мы издали рассказ о законодателе Ликурге и царе Нуме, то сочли разумным дойти и до Ромула, в ходе повествования оказавшись совсем рядом с его временем. И вот, когда я задумался, говоря словами Эсхила,

С подобным мужем выйдет кто на бой?
Кого послать? Кто с ним сравнится силой?

мне представилось, что с отцом непобедимого и прославленного Рима следует сопоставить и сравнить основателя прекрасных, всеми воспетых Афин. Я бы хотел, чтобы сказочный вымысел подчинился разуму и принял видимость настоящей истории. Если же кое-где он со своевольным презрением отвернется от правдоподобия и не пожелает даже приблизиться к нему, просим благосклонного читателя отнестись со снисхождением к этим рассказам о старине.

2. Итак, мне казалось, что Тесей во многом сходен с Ромулом. Оба появились на свет тайно и вне брака, обоим приписывалось божественное происхождение,

Оба славнейшие воины, в том убедилися все мы,

у обоих сила соединена с мудростью. Один основал Рим, другой Афины – два самых знаменитых города в мире. Оба – похитители женщин. Ни тот, ни другой не избегли семейных бедствий и горя в частной жизни, а под конец, говорят, стяжали ненависть сограждан – конечно, если некоторые предания, наименее баснословные, способны указать нам путь к истине.

3. Род Тесея со стороны отца восходит к Эрехтею и первым коренным жителям Аттики, а с материнской стороны – к Пелопу. Пелоп возвысился среди пелопоннесских государей благодаря не столько богатству, сколько многочисленному потомству: многих из дочерей он выдал замуж за самых знатных граждан, а сыновей поставил во главе многих городов. Один из них, Питфей, дед Тесея, основавший небольшой город Трезен, пользовался славою ученейшего и мудрейшего мужа своего времени. Образцом и вершиною подобной мудрости были, по-видимому, изречения Гесиода, прежде всего в его «Трудах и днях»; одно из них, как сообщают, принадлежало Питфею:

Другу всегда обеспечена будь договорная плата.

Такого мнения держится и философ Аристотель. А Эврипид, называя Ипполита «питомцем непорочного Питфея», показывает, сколь высоким было уважение к последнему.

Эгей, желавший иметь детей, получил от Пифии общеизвестное предсказание: бог внушал ему не вступать в связь ни с одной женщиной, пока он не прибудет в Афины. Но высказано это было не совсем ясно, и потому, придя в Трезен, Эгей поведал Питфею о божественном вещании, звучавшем так:

Нижний конец бурдюка не развязывай, воин могучий,
Раньше, чем ты посетишь народ пределов афинских.

Питфей понял, в чем дело, и то ли убедил его, то ли принудил обманом сойтись с Этрой. Узнав, что это дочь Питфея, и полагая, что она понесла, Эгей уехал, оставив в Трезене свой меч и сандалии спрятанными под огромным камнем с углублением, достаточно обширным, чтобы вместить и то, и другое. Он открылся одной только Этре и просил ее, если родится сын и, возмужав, сможет отвалить камень и достать спрятанное, отправить юношу с мечом и сандалиями к нему, но так, чтобы об этом никто не знал, сохраняя все в глубочайшей тайне: Эгей очень боялся козней Паллантидов (то были пятьдесят сыновей Палланта), презиравших его за бездетность.

4. Этра родила сына, и одни утверждают, что он был назван Тесеем сразу, по кладу с приметными знаками, другие – что позже, в Афинах, когда Эгей признал его своим сыном. Пока он рос у Питфея, его наставником и воспитателем был Коннид, которому афиняне и поныне, за день до праздника Тесеи, приносят в жертву барана – память и почести гораздо более заслуженные, нежели те, что оказывают скульптору Силаниону и живописцу Паррасию, создателям изображений Тесея.

5. Тогда еще было принято, чтобы мальчики, выходя из детского возраста, отправлялись в Дельфы и посвящали богу первины своих волос. Посетил Дельфы и Тесей (говорят, что там есть место, которое и теперь зовется Тесея – в его честь), но волосы остриг только спереди, как, по словам Гомера, стриглись абанты, и этот вид стрижки был назван «Тесеевым». Стричься так абанты начали первыми, а не выучились у арабов, как думают некоторые, и не подражали мисийцам. Они были воинственным народом, мастерами ближнего боя, и лучше всех умели сражаться в рукопашную, как о том свидетельствует и Архилох в следующих строках:

То не пращи засвистят и не с луков бесчисленных стрелы
Вдаль понесутся, когда бой на равнине зачнет
Арес могучий: мечей многостонная грянет работа.
В бое подобном они опытны боле всего, -
Мужи-владыки Эвбеи, копейщики славные...

И вот, чтобы враги не могли ухватить их за волосы, они коротко стриглись. Из этих же соображений, бесспорно, и Александр Македонский приказал, говорят, своим военачальникам обрить македонянам бороды, к которым в битве так и тянутся руки противников.

6. В течение всего этого времени Этра скрывала истинное происхождение Тесея, а Питфей распространял слух, будто она родила от Посейдона. Дело в том, что трезенцы особенно чтут Посейдона, это их бог-хранитель, ему они посвящают начатки плодов и на монетах чеканят трезубец. Тесей был еще совсем молод, когда вместе с крепостью тела в нем обнаружились отвага, рассудительность, твердый и в то же время живой ум, и вот Этра, подведя его к камню и открыв тайну его рождения, велела ему достать опознавательные знаки, оставленные отцом, и плыть в Афины. Юноша проскользнул под камень и легко его приподнял, но плыть морем отказался, невзирая на безопасность путешествия и просьбы деда с матерью. Между тем добраться в Афины сушею было трудно: на каждом шагу путника подстерегала опасность погибнуть от руки разбойника или злодея. Тот век произвел на свет людей, мощью рук, быстротою ног и силою тела превосходивших, по-видимому, обычные человеческие возможности, людей неутомимых, но свои природные преимущества не обращавших ни на что полезное или доброе; напротив, они наслаждались своим наглым буйством, давали выход своим силам в дикости и свирепстве, в убийстве и расправе над любым встречным и, считая, что большей частью смертные хвалят совесть, справедливость и человечность, лишь не решаясь сами чинить насилия и страшась им подвергнуться, были уверены, что ни одно из этих качеств не подобает тем, кто превосходит мощью других. Странствуя по свету, Геракл часть их истребил, остальные при его приближении в ужасе разбежались, попрятались и, влача жалкое существование, были всеми забыты. Когда же с Гераклом стряслась беда и он, убив Ифита, удалился в Лидию, где долго нес рабскую службу у Омфалы, сам наложив на себя такую кару за убийство, у лидийцев воцарились мир и безмятежное спокойствие, зато в греческих землях злодеяния вновь вырвались наружу и расцвели пышным цветом: не было никого, кто бы их подавил или обуздал. Вот почему пеший путь из Пелопоннеса в Афины грозил гибелью, и Питфей, рассказывая Тесею о каждом из разбойников и злодеев в отдельности, о том, каковы они и что творят с чужестранцами, убеждал внука ехать морем. Но Тесея, как видно, уже давно тайно волновала слава Геракла: юноша питал к нему величайшее уважение и всегда был готов слушать тех, кто говорил о герое, в особенности очевидцев, свидетелей его деяний и речений. Он испытывал, несомненно, те же самые чувства, какие много позже испытал Фемистокл, признававшийся, что его лишает сна трофей Мильтиада. Так и Тесею, восхищавшемуся доблестью Геракла, и ночью снились его подвиги, и днем не давали покоя ревность и соперничество, направляя мысль к одному – как бы свершить то же, что Геракл.

100 Великих Книг Демин Валерий Никитич

11. ПЛУТАРХ «СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ»

11. ПЛУТАРХ

«СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЯ»

Имя этого древнегреческого писателя давно уже стало нарицательным. Существует серия книг с названиями: «Школьный Плутарх», «Новый Плутарх» и т. д. Это когда речь идет о биографиях замечательных людей, избранных по какому-либо принципу, а весь цикл связан какой-либо стержневой идеей. Конечно, чаще всего эта идея «добрых дел, которые должны остаться в памяти благодарных потомков».

Плутарх из Херонеи (Беотия) родился в 46 году и происходил из старинного состоятельного рода. После обучения в Афинах был верховным жрецом Апполона Пифийского в Дельфах. Во время путешествий, в том числе в Египет и Италию, иногда с возложенной на него политической миссией, он встречался и общался с выдающимися людьми своего времени (среди других с императорами Трояном и Адрианом). В дружеском кругу он предавался изысканному общению, вел беседы на самые различные темы, в том числе и научные. Эта насыщенная духовная жизнь нашла отражение в его трудах. Из преподавания собственным детям, а также детям своих состоятельных сограждан, возникла своего рода частная академия, в которой Плутарх не только обучал, но и занимался творчеством. Из огромного писательского наследия Плутарха (250 трудов) сохранилась лишь некоторая его часть - примерно одна треть.

На русском языке «Сравнительные жизнеописания» занимают более 1300 страниц плотного текста. По содержанию охватывают всю историю античного мира до II века нашей эры. Автор нашел такие живые и яркие краски, что в целом создается необыкновенно реалистическая картина, какой нет ни в одном специальном историческом произведении.

«Сравнительные жизнеописания» - это биографии выдающихся исторических лиц, греков и римлян, сгруппированные попарно, так что в каждой паре одна биография грека, другая - римлянина; каждую пару представляют лица, между которыми есть сходства в каком-либо отношении, после биографии каждой пары дается небольшое резюме - «Сопоставление», где указываются их сходные черты. До нас дошло 23 пары таких биографий; в четырех из них «Сопоставлений» нет. Кроме этих 46 парных (параллельных) жизнеописаний есть еще 4 отдельные биографии. Таким образом, всего биографий 50. Некоторые биографии не сохранились. В наших изданиях биографии греческих полководцев и государственных деятелей расположены по большей части (но не вполне) в хронологическом порядке; но этот порядок не соответствует тому, в котором они были изданы Плутархом. Биографии эти следующие:

1. Тесей и Ромул.

2. Ликург и Нума.

3. Солон и Попликола.

4. Фемистокл и Камилл.

5. Перикл и Фабий Максим.

6. Гай Марций Кориолан и Алкивиад.

7. Эмилий Павел и Тимолеонт.

8. Пелопид и Марцелл.

9. Аристид и Катон Старший.

10. Филопемен и Тит.

11. Пирр и Марий.

12. Лисанд и Сулла.

13. Кимон и Лукулл.

14. Никий и Красе.

15. Серторий и Эвмен.

16. Агесилай и Помпеи.

17. Александр и Цезарь.

18. Фокион и Катон Младший.

19-20. Агид и Клеомен и Тиберий и Гай Гракхи.

21. Демосфен и Цицерон.

22. Деметрий и Антоний.

23. Дион и Брут.

Отдельные 4 биографии: Артаксеркс, Арат, Гальба, Отон.

Все биографии имеют огромное значение для историков: многие писатели, у которых Плутарх заимствовал сведения, не известны нам, так что в некоторых случаях он остается для нас единственным источником. Но у Плутарха есть много неточностей. Однако и для него самого при составлении биографии главной целью была не история, а мораль: описанные им лица должны были служить иллюстрациями нравственных принципов, отчасти таких, которым следует подражать, отчасти таких, которых следует избегать. Свое отношение к истории Плутарх сам определил во введении к биографии Александра:

Мы пишем не историю, а биографии, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживает характер человека, чем сражение с десятками тысяч убитых, огромные армии и осады городов. Поэтому, как живописцы изображают сходство в лице, и в чертах его, в которых выражается характер, очень мало заботятся об остальных частях тела, так и нам да будет позволено больше погружаться в проявления души и посредством их изображать жизнь каждого, предоставив другим описания великих дел и сражений.

В биографии Никия (гл.1) Плутарх также указывает, что он не намерен писать подробную историю:

События, описанные Фукидидом и Филистом, конечно, нельзя совсем пройти молчанием, потому что они заключают в себе указания на характер и нравственный облик Никия, затемненный многими великими несчастьями, но я кратко коснусь лишь того, что безусловно необходимо, чтобы пропуск их не приписали моей небрежности и лености. А те события, которые большинству людей неизвестны, о которых у других писателей имеются лишь отрывочные сведения или которые находятся на памятниках, пожертвованных в храмы, или в постановлениях народных собраниях, те события я постарался соединить вместе, так как я не собираю бесполезных исторических сведений, а передаю факты, служащие для понимания нравственной стороны человека и его характера.

Пожалуй, лучше всего впечатления о личности Плутарха выражены трудягой-переводчиком, которому принадлежит две трети русского перевода гигантского текста «Дорога доброты Плутарха, его отвращение к жестокости, к зверству, к коварству и несправедливости, его человечность и человеколюбие, его обостренное чувство долга и собственного достоинства, которое он не устает внушать своим читателям, его легкий скепсис трезвого реалиста, понимающего, что совершенства ждать от природы, в том числе и от человеческой, нечего и что приходится принимать окружающий мир с этой необходимою поправкой».

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

ПЛУТАРХ (ок. 46 - ок. 127) древнегреческий историк Начальником пьющих должен быть надежнейший из пьющих. А таковым он будет, если и опьянению нелегко поддается, и не лишен вкуса к выпивке. * * * В начале обеда гостям бывает тесно, а позднее - просторно. * * * Сибариты, говорят,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Плутарх (ок. 46 – ок. 127 гг.) философ, писатель и историк, из Херонеи (Беотия) Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.Начальником пьющих должен

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Плутарх (Ploutarchos)

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сравнительные жизнеописания (Bioiparalleloi) - (ок. 100–120) «Сравнительные жизнеописания» - это 23 пары биографий: один грек, один римлянин, начиная с легендарных царей Тесея и Ромула и кончая Цезарем и Антонием, о которых Плутарх слышал еще от живых свидетелей. Для историков это

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

ПЛУТАРХ Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – древнегреческий писатель, биограф и философ.* * * Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели. Ум – это не сосуд, который надо наполнить, а костер, который надо разжечь. Мужество и

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Плутарх (ploutarchos) 46-120

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

Сравнительные жизнеописания (Bioi paralleloi) - (ок. 100-120) «Сравнительные жизнеописания» - это 23 пары биографий: один грек, один римлянин, начиная с легендарных царей Тесея и Ромула и кончая Цезарем и Антонием, о которых Плутарх слышал еще от живых свидетелей. Для историков это

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

§ 115. Сравнительные обороты 1. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что и др., например: Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок (Чехов); На Красной

Из книги Лучшие мысли и изречения древних в одном томе автора Душенко Константин Васильевич

Плутарх Плутарх из Херонеи (Беотия) (ок. 46 – ок. 127), философ и биограф. Учился в Афинах, много путешествовал, однако большую часть жизни прожил в родном городе.Его сочинения делятся на две основные группы:1) этические трактаты (т. н. «Моралии»);2) «Сравнительные

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Сравнительные жизнеописания

Из книги Справочное пособие по системам охраны с пироэлектрическими датчиками автора Кашкаров Андрей Петрович

Плутарх Ок. 45-127 гг. Древнегреческий писатель-биограф, философ и историк. Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.Болтун хочет заставить себя любить - и вызывает ненависть, хочет оказать услугу - и становится навязчивым, хочет вызвать удивление

Из книги автора

Плутарх Плутарх из Херонеи (Беотия) (ок. 46 – ок. 127), философ и биограф. Учился в Афинах, много путешествовал, однако большую часть жизни прожил в родном городе. Его сочинения делятся на две основные группы: 1) этические трактаты (т. н. «Моралии»); 2) «Сравнительные

Из книги автора

Сравнительные жизнеописания Взаимное послушание и благожелательство, достигнутое без предварительной борьбы, есть проявление бездеятельности и робости и несправедливо носит имя единомыслия.«Агесилай», 5Славное отличается от позорного более всего надлежащей

Из книги автора

ПЛУТАРХ из Херонеи (ок. 46 – ок. 127), древнегреческий философ и биограф74Если одна нога закована в колодку, то не надо просовывать в колодку и голову.«Наставления о государственных делах», 19? Ильинская Л. С. Античность. – М., 1999, с. 120Совет грекам, оказавшимся под владычеством

Из книги автора

Глава 2 Сравнительные характеристики элементов сигнализаций В этой главе поговорим о разных элементах охранной сигнализации, которые совместимы в различных устройствах охранных сигнализаций (различных

Плутарх написал: Сравнительные жизнеописания / Vitae parallelae. Иногда используются термин: параллельные жизнеописания. Название труда основано на том, что герои рассматриваются в парах: грек – римлянин (заметим, что сопоставление различных жизнеописаний - грека и римлянина - соответствовало обычаю биографов того времени).

Свой принцип отбора материала для жизнеописаний Плутарх изложил во вступлении к биографии Александра Македонского :

«Мы пишем не историю, а жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов. Подобно тому, как художники, мало обращая внимания на прочие части тела, добиваются сходства благодаря точному изображению лица и выражения глаз, в которых проявляется характер человека, так и нам пусть будет позволено углубиться в изучение признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие дела и битвы».

Плутарх, Избранные жизнеописания в 2-х томах, том II, М., «Правда», 1990 г., с. 361-362.

Плутарх стремился использовать все факты, которые смог собрать: сведения из произведений античных историков, поэтов, собственные впечатления от посещения исторических памятников, эпиграммы, анекдоты и эпитафии. Важно, что Плутарх мог обратиться к недоступным для нас источникам...

Сами Сравнительные жизнеописания представляет собой сопоставление пар биографии знаменитых древних греков и древних римлян, живших в разные эпохи. Пары подбирались по сходству характера и карьеры героев и сопровождались комментарием Плутарха. Некоторые их этих пар составлены удачно, как например мифические основатели Афин и Рима - Тесей и Ромул, первые законодатели - Ликург и Нума Помпилий, величайшие вожди - Александр и Цезарь. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» - Тимолеонт и Эмилий Павел, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб - Алкивиад и Кориолан. После биографий Плутарх давал общую характеристику, сравнение двух образов (synkrisis). Лишь у нескольких пар это сопоставление отсутствует, в частности у Александра и Цезаря.

До нас дошли 23 пары (46 биографий):

Александр Великий - Юлий Цезарь
Алкивиад - Кориолан
Аристид - Катон Старший
Деметрий - Антоний
Демосфен - Цицерон
Дион - Брут
Никий - Красс
Кимон - Лукулл
Лисандр - Сулла
Ликург - Нума
Пелопид - Марцелл
Пирр - Гай Марий
Агесилай - Помпей Великий
Солон - Попликола
Тесей - Ромул
Евмен - Серторий
Агис и Клеомен - Тиберий и Гай Гракхи
Тимолеон - Эмилий
Павел Перикл - Фабий
Фемистокл - Камилл
Филопомен - Фламинин
Фокион - Катон Младший

До нас дошли также 4 отдельные жизнеописания:

Арат Сикионский Артаксеркс Гальба Оттон

До нас не дошли описания:

Эпаминонд - Сципион Африканский

«Естественно, необыкновенная образованность Плутарха должна была снискать ему благосклонный прием в Риме, где он свёл дружбу со многими влиятельными людьми. Сам император Траян оказывал Плутарху покровительство и даровал ему почётное звание консуляра. Всё своё влияние Плутарх всегда стремился обратить на благо родной Херонеи и, насколько это было возможно, всей Греции. Плутарх смотрел на вещи трезво и отнюдь не заблуждался насчёт той видимости свободы - «последней тени свободы», по выражению Плиния, - которую римское Правительство предоставляло провинции Ахайя. Попытки восставать против римской власти Плутарх обоснованно полагал бессмысленными и лучшее средство быть полезным родине видел в дружбе с высокопоставленными римлянами. Эту точку зрения он излагает в трактате «Наставления о государственных делах», советуя своим соотечественникам, занимающим те или иные должности, повторять себе: «Ты правишь, но и тобою правят», и «не возлагать непомерно горделивых упований на свой венок, видя римский сапог над головой». Эти принципы, которыми Плутарх руководствовался, по-видимому, и в собственной деятельности, были наиболее разумными в эпоху, когда римское господство представлялось незыблемым и не существовало политической силы, способной ему противостоять. Плутарх занимал различные общественные должности: архонта, смотрителя за постройками, или, говоря современным языком, главного архитектора, беотарха, кроме того, ему была дана и весьма почётная должность пожизненного жреца