Письмо от екатерины 2 к гриневу оригинал. Галерея екатерины

В романе Пушкина «Капитанская дочка» образы Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II являются символами власти. Можно сказать, что эти исторические фигуры находятся на разных полюсах, являются кардинально противоположными.
Известно, что в «Капитанской дочке» Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
Пугачев – народный герой. Он представляет народную власть, народного избранника. Недаром простые казаки готовы отдать за него жизнь. В основе образа Пугачева – реальный прототип. Романный Пугачев – казак, самозванец, предводитель восставших казаков, называвший себя государем Петром III. Чтобы подчеркнуть историзм своего произведения, писатель вводит некоторые события и детали, имевшие место в реальности. Так, в главе «Пугачевщина» приводится казенный приказ о поимке Пугачева, существовавший на самом деле. Кроме того, в романе приводятся подлинные исторические факты: поимка и казнь Пугачева, например.
Но, безусловно, фигура Пугачева в «Капитанской дочке» не приравнивается к его историческому прототипу. В романе это один из самых сложных и многомерных образов, представляющих собой сплав исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов. В произведении фигура Пугачева перерастает в символический образ, олицетворяющий историю и судьбу.
Облик Емельяна Пугачева конкретен, глазами Гринева мы видим его портрет, знаем о его происхождении. Но, в то же время, реалистичность Пугачева только кажущаяся. С его появлением в роман входит атмосфера чего-то мистического и загадочного. Пугачев напоминает оборотня, сущность которого постичь не дано никому. Из бродяги этот герой легко превращается в «государя-императора». В Пугачеве то проявляются черты плутоватого мужика, то мудрость, сила и величие народного вождя. В таких главах романа, как «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота» метаморфозы Пугачева следуют одна за другой: то он властный и грозный государь, то справедливый и милосердный спаситель, то жестокий и скорый на расправу мужик, то мудрый и рассудительный государственный муж.
Образ Пугачева в романе трагичен. Причем герой сам осознает эту трагичность. Это подчеркнуто и в казачьей песне, которую он поет, и в столь любимой им калмыцкой сказке. Облик Емельяна Пугачева во многом овеян героическим ореолом. Вспомним, что он отвергает возможность милости государыни по отношении к нему, сам при этом милуя своих противников. Для него милосердие – это неприемлемое оскорбление.
Образ Емельяна Пугачева в романе дан в фольклорном ключе. В сознании Гринева он тесно связан с явлением чуда, с самой судьбой. В начале романа Пугачев появляется из метели, затем он станет главным героем пророческого сна Петра Гринева. В нем лжегосударь предстает в облике вожатого, вождя, который невольно раскрыл мемуаристу глаза на законы жизни, истории, судьбы.
Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» одновременно и реален, и фантастичен. Он соединяет два пласта: внешний, жизненный, и мистический, пласт судьбы и истории. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни и жизни исторической.
Образ Пугачева невидимыми нитями связан с образом еще одного «человека власти» - Екатерины II, официальной государыни. В романе возникают смысловые и композиционные параллели, соединяющие этих двух героев. Основная из них: встреча Гринева с Пугачевым в Белогорской крепости – встреча Маши Мироновой с Екатериной II в Петербурге.
Пушкин дал в этом эпизоде реальный портрет императрицы: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
Образ Екатерины II, справедливой, милосердной, благодарной, написан Пушкиным с нескрываемой симпатией, овеян романтическим ореолом. Это не портрет реального человека, а некий обобщенный образ. Екатерина – это та святыня, которую защищали дворяне в войне с Пугачевым.
Екатерина внимательно выслушивает Машу Миронову и обещает разобраться в ее просьбе, хотя отношение императрицы к «предателю» Гриневу резко отрицательное. Узнав все подробности дела и проникшись искренней симпатией к капитанской дочке, Екатерина милует жениха Маши и обещает позаботиться о материальном благополучии девушки: «… но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
На мой взгляд, персонально к Екатерине II у Пушкина не было никаких «претензий». Известно, что по своим политическим убеждениям писатель был монархистом. Все преобразования, по его мнению, должны были проводиться только в рамках этой системы. Но в том, что реформы необходимы, у Пушкина не было никаких сомнений.
Таким образом, «Капитанская дочка» - исторический роман, в котором действуют два основных исторических лица: Емельян Пугачев и Екатерина II. Попав в ткань художественного произведения, эти реальные фигуры обрели много вымышленных черт, превратились в художественные образы, служащие для выражения авторской позиции, взглядов Пушкина на историю, проблему власти и народа, судьбы. На реальную основу этих персонажей наложился художественный вымысел, авторская воля, в результате чего был создан один из лучших русских исторических романов.


Убежденная в невиновности Гринева, Маша Миронова считает своим нравственным долгом спасти его. Она едет в Петербург, где в Царском Селе происходит ее встреча с императрицей.
Перед читателем Екатерина II предстает доброжелательной, мягкой и простой женщиной. Но мы знаем, что Пушкин резко отрицательно относился к Екатерине II. Чем же можно объяснить ее привлекательный облик в повести?
Посмотрим на прижизненный портрет Екатерины II, написанный художником В.Л.Боровиковским в 1794 году. (В 1827 году появилась гравюра с этого портрета, сделанная выдающимся русским гравером Н.И.Уткиным.) Вот как сравнивает В.Шкловский портреты Екатерины II, сделанные В.Л.Боровиковским и рассказчиком в повести "Капитанская дочка": "На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ног ее собака; за Екатериной деревья и Румянцевский обелиск . Лицо императрицы полно и румяно. Встреча с Марьей Ивановной должна происходить осенью. Пушкин пишет: "Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени". Далее Пушкин сообщает: "Она [Екатерина] была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке". Душегрейка позволила не переодевать Екатерину, несмотря на холодную погоду... Собака с картины Боровиковского тоже попала в "Капитанскую дочку", это она первая заметила Марью Ивановну" . Существуют расхождения текста с изображением – императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое. Описан второй вариант портрета – с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.
А вот слова из статьи П.А.Вяземского "О письмах Карамзина", которые приводит В.Шкловский: "В Царском Селе нельзя забывать Екатерину... Памятники ее царствования здесь повествуют о ней. Сложив венец с головы и порфиру с плеч своих, здесь жила она домовитою и любезною хозяйкой. Здесь, кажется, встречаешь ее в том виде и наряде, какою она изображена в известной картине Боровиковского, еще более известной по прекрасной и превосходной гравюре Уткина".
Мы видим, что портрет В.Л.Боровиковского, гравюра Н.И.Уткина и слова П.А.Вяземского выражают дворянское, умиленное и восхищенное отношение к "любезной хозяйке" Царского Села.
Теперь обратимся к повести. Как мы знаем, Пушкин пишет от лица рассказчика, а рассказчик – Гринев – повествует о встрече Марьи Ивановны с императрицей со слов Марьи Ивановны, которая, конечно, много раз вспоминала в дальнейшей жизни потрясшую ее встречу. Как же эти преданные престолу люди могли говорить о Екатерине II? Нет сомнения: с наивной простотой и верноподданническим обожанием. "По замыслу Пушкина, – пишет литературовед П.Н.Берков, – очевидно, Екатерина II в "Капитанской дочке" и не должна быть показана реально, как настоящая, историческая Екатерина: целью Пушкина в соответствии с избранной им им формой записок героя, верноподданного дворянина, было изобразить Екатерину именно в официальной трактовке: даже утреннее дезабилье Екатерины было рассчитано на создание легенды об императрице, как простой, обыкновенной женщине" .
Однако посмотрим, нет ли все же в эпизоде встречи Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих обстоятельств авторского к ним отношения. Вспомним факты, которые имели место с того момента, как Гринев предстал перед судом. Мы знаем, что он прекратил свои объяснения суду об истинной причине его самовольной отлучки из Оренбурга и этим погасил "благосклонность судей", с которой они начали его выслушивать. Чуткая Марья Ивановна поняла, почему Гринев не хотел оправдываться перед судом, и решилась поехать к самой царице, чтобы все чистосердечно рассказать и спасти жениха. Это ей удалось. Теперь обратимся к эпизоду встречи царицы с Марьей Ивановной.
Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из рассказа Марьи Ивановны, из ее прошения так же, как она стала бы ясна и следственной комиссии, если бы Гринев закончил свои показания. Марья Ивановна рассказала то, чего не досказал на суде Гринев, и царица оправдала жениха Маши. Так в чем же ее милость? В чем гуманность?
Императрице более нужна невиновность Гринева, нежели его виновность. Каждый дворянин, перешедший на сторону Пугачева, наносил ущерб дворянскому классу, опоре ее трона. Отсюда гнев Екатерины (лицо переменилось во время чтения письма, стало строгим), который после рассказа Марьи Ивановны "сменяется на милость". Царица улыбается, осведомляется, где остановилась Маша. Она, видимо, выносит благоприятное для просительницы решение и обнадеживает капитанскую дочку.
Пушкин, предоставляя право рассказывать Гриневу, заставляет его вместе с тем сообщать о фактах, которые позволяют нам сделать свои выводы. Екатерина ласково разговаривает с Марьей Ивановной, приветлива с ней. Во дворце она поднимает упавшую к ее ногам, потрясенную ее "милостью" девушку. Она произносит фразу, обращаясь к ней, своей подданной, как к равной себе: "Знаю, что вы не богаты, – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние." Как же могла воспринять эти слова Марья Ивановна, с детских лет воспитывавшаяся в уважении к престолу и царской власти?


Пушкин писал о Екатерине, что "ее... приветливость привлекала". В маленьком эпизоде встречи Маши Мироновой с императрицей устами Гринева он и говорит об этом качестве Екатерины, о ее способности очаровывать людей, о ее умении "пользоваться слабостию души человеческой". Ведь Марья Ивановна – дочь героя, капитана Миронова, о подвиге которого знала царица. Екатерина раздавала ордена офицерам, отличившимся в войне с пугачевцами, помогала и осиротевшим дворянским семьям. Что же удивительного, что она позаботилась и о Маше. Императрица не была щедра к ней. Капитанская дочка не получила большого приданого от царицы и не увеличила богатства Гринева. Потомки Гринева, как сообщает издатель, т.е. Пушкин, "благоденствовали" в селе, принадлежавшем десятерым помещикам.
Екатерина дорожила отношением к себе дворянства и прекрасно понимала, какое впечатление произведет "высочайшее помилование" на верноподданническую семью Гриневых. Сам Пушкин (а не рассказчик) пишет: "В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке", которое передавалось из поколения в поколение.
Так и "создавалась легенда об императрице как простой, доступной просителям, обыкновенной женщине", – пишет П.Н.Берков в статье "Пушкин и Екатерина".

Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины Великой знаменуется «золотым веком» Российской империи, культурную и политическую культуру которой царица возвела до европейского уровня. Биография Екатерины II насыщена светлыми и темными полосами, многочисленными замыслами и достижениями, а также бурной личной жизнью, о которой до сегодняшнего дня снимают фильмы и пишут книги.

Родилась Екатерина II 2 мая (21 апреля по старому стилю) 1729 года в Пруссии в семье губернатора Штеттина князя Цербстского и герцогини Голштейн-Готторпской. Несмотря на богатую родословную семья принцессы была не имела значимого состояния, но это не помешало родителям обеспечить домашнее обучение для дочери, не особо церемонясь с ее воспитанием. При этом будущая российская императрица на высоком уровне выучила английский, итальянский и французские языки, овладела танцами и пением, а также получила знания об основах истории, географии и богословии.


В детстве юная принцесса была резвым и любопытным ребенком с выраженным «мальчишеским» характером. Она не проявляла особых умственных способностей и не демонстрировала свои таланты, но очень помогала матери в воспитании своей младшей сестры Августы, что устраивало обоих родителей. В юные годы мать звала Екатерину II Фике, что означает маленькая Федерика.


В возрасте 15 лет стало известно, что цербстская принцесса была выбрана в качестве невесты для своего наследника Петра Федоровича, который впоследствии стал русским императором . В связи с этим принцессу и ее мать тайным образом пригласили в Россию, куда они отправились под именем графинь Рейнбек. Девушка сразу же принялась изучать русскую историю, язык и православие, чтобы более полно узнать о своей новой родине. Вскоре она перешла в православие и была наречена Екатериной Алексеевной, а на следующий день обручилась с Петром Федоровичем, который приходился ей троюродным братом.

Дворцовый переворот и восхождение на престол

После венчания с Петром III в жизни будущей российской императрицы ничего практически не изменилось – она продолжала посвящать себя самообразованию, изучать философию, юриспруденцию и сочинения всемирно известных авторов, так как супруг абсолютно не проявлял к ней интереса и открыто развлекался с другими дамами на ее глазах. После девяти лет брака, когда отношения между Петром и Екатериной абсолютно разладились, царица родила наследника престола , которого у нее сразу же отобрали и практически не позволяли с ним видеться.


Тогда в голове Екатерины Великой созрел план по свержению своего супруга с престола. Она тонко, четко и расчетливо организовала дворцовый переворот, в чем ей помог английский посол Уильямс и канцлер Российской империи граф Алексей Бестужев.

Вскоре оказалось, что оба доверенных лица будущей российской императрицы ее предали. Но Екатерина не отказалась от своего замысла и нашла новых союзников в его исполнении. Ими стали братья Орловы, адъютант Хитров и вахмистр Потемкин. Принимали участие в организации дворцового переворота и иностранцы, которые выделили спонсорскую помощь для подкупа нужных людей.


В 1762 году императрица была полностью готова к решительному шагу – она отправилась в Санкт-Петербург, где ей присягнули гвардейские части, которые к тому времени были уже недовольны военной политикой императора Петра III. После этого он отрекся от престола, был заключен под стражу и вскоре погиб при неизвестных обстоятельствах. Через два месяца, 22 сентября 1762 года, София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская была коронована в Москве и стала российской императрицей Екатериной II.

Правление и достижения Екатерины II

С самого первого дня восхождения на престол царица четко сформулировала свои монаршие задачи и начала активно их реализовывать. Она быстро сформулировала и провела реформы в Русской империи, которые затронули все сферы жизни населения. Екатерина Великая вела политику с учетом интересов всех сословий, чем завоевала колоссальную поддержку подданных.


Чтобы вытянуть Российскую империю из финансовой трясины, царица провела секуляризацию и забрала земли церквей, превратив их в светскую собственность. Это позволило расплатиться с армией и пополнить казну империи на 1 млн душ крестьян. При этом она сумела бойко наладить торговлю в России, увеличив в два раза количество промышленных предприятий в стране. Благодаря этому сумма госдоходов увеличилась в четыре раза, империя смогла содержать многочисленную армию и начать освоение Урала.

Что касается внутренней политики Екатерины, то сегодня она носит название «абсолютизм», потому что императрице старалась достичь «общего блага» для общества и государства. Абсолютизм Екатерины II был ознаменован принятием нового законодательства, которое было принято на основании «Наказа императрицы Екатерины», содержащего 526 статей. Из-за того, что политика царицы все же имела «продворянский» характер, с 1773 по 1775 годы она столкнулась с восстанием крестьян под предводительством . Крестьянская война охватила почти всю империю, но государственная армия смогла подавить бунт и арестовать Пугачева, который впоследствии был казнен.


В 1775 году Екатерина Великая провела территориальное деление империи и расширила Россию на 11 губерний. Во время ее царствования Россия приобрела Азов, Кибурн, Керчь, Крым, Кубань, а также часть Белоруссии, Польши, Литвы и западную часть Волыни. Тогда же в стране были введены выборные суды, которые занимались разбирательством уголовных и гражданских дел населения.


В 1785 году императрица организовала местное самоуправление по городам. В то же время Екатерина II вывела четкий свод дворянских привилегий – она освободила дворян уплаты податей, обязательной службы в армии и наделила правом владеть землями и крестьянами. Благодаря императрице в России была введена система среднего образования, для чего были построены специальные закрытые училища, институты для девиц, воспитательные дома. Помимо этого Екатерина основала Российскую академию, которая стала одной из ведущих европейских научных баз.


Особое внимание во время правления Екатерина уделяла развитию сельского хозяйства. При ней впервые в России стал продаваться хлеб, который население могло купить за бумажные деньги, также введенные в обиход императрицей. Также к доблестям монархини относится введение вакцинирования на территории России, что позволило предотвращать эпидемии смертельных заболеваний в стране, тем самым сохраняя численность населения.


За время правления Екатерина Вторая пережила 6 войн, в которых получала желаемые трофеи в виде земель. Ее внешнюю политику многие до сегодняшнего дня считают безнравственной и лицемерной. Но женщине удалось войти в историю России как могущественной монархине, которая стала примером патриотизма для будущих поколений страны, несмотря на отсутствие в ней даже капли русской крови.

Личная жизнь

Личная жизнь Екатерины II имеет легендарный характер и до сегодняшних дней вызывает заинтересованность. Императрица была приверженной к «свободной любви», что стало следствием ее неудачного брака с Петром III.

Любовные романы Екатерины Великой отмечены в истории чередой скандалов, а список ее фаворитов содержит 23 фамилии, о чем свидетельствуют данные авторитетных екатериноведов.


Самыми известными любовниками монархини стали и Платон Зубов, который в 20-летнем возрасте стал фаворитом 60-летней Екатерины Великой. Историки не исключают, что любовные связи императрицы были ее своеобразным оружием, с помощью которого она осуществляла свою деятельность на монаршем престоле.


Известно, что у Екатерины Великой было трое детей – сын от ее законного брака с Петром III Павел Петрович, Алексей Бобринский, рожденный от Орлова, и дочь Анна Петровна, которая в годовалом возрасте умерла от болезни.


В последние годы своей жизни императрица посвятила себя заботе о внуках и наследниках, так как была в плохих отношениях со своим сыном Павлом. Она хотела передать власть и корону своему старшему внуку , которого лично готовила к монаршему престолу. Но ее планам не суждено было случиться, так как ее законный наследник узнал о замысле матери и тщательно подготовился к борьбе за трон.


Смерть Екатерины II наступила по новому стилю 17 ноября 1796 года. Императрица умерла от сильнейшего инсульта, она несколько часов металась в агонии и, не приходя в сознание, ушла из жизни в муках. Ее похоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Фильмы

Образ Екатерины Великой очень часто используется в современном кинематографе. Ее яркую и насыщенную биографию берут за основу сценаристы во всем мире, так как великая русская императрица Екатерина II имела бурную жизнь, наполненную интригами, заговорами, любовными романами и борьбой за престол, но при этом стала одной из самых достойных правителей Российской империи.


В 2015 году в России стартовал показ увлекательного исторического , для сценария которого были взяты факты из дневников самой царицы, которая оказалась по характеру «мужчиной-правителем», а не женственной матерью и женой.

Самозванец говорил правду; но я по долгу присяги стал уверять, что всё это пустые слухи и что в Оренбурге довольно всяких запасов». Соратники Пугачева уличили

Итак, Гринева осудили по подозрению в измене, в «участии в замыслах» Пугачева, осудили на основании ложного доноса. Я подчеркиваю: формула приговора – «участие в замыслах бунтовщиков» – основана на показаниях Швабрина, что Гринев был у Пугачева шпионом, что он изменил присяге и служил самозванцу. Пушкин не только раскрывал глубокую несправедливость царского суда, но еще и связал воедино ложный донос Швабрина и действия судей; грубая клевета подлого человека и предателя оказалась облаченной в форму приговора суда.