Пабло эскобар поместье. Пабло Эскобар: Босс кокаиновой Наркоимперии. служащих и частный зоопарк

В Президентской академии преподается уникальный курс Great books, или «Введение в критическое мышление», в рамках которого студенты изучают базовые литературные произведения мировой культуры и обучаются по передовым традициям гуманитарного образования.

Курс Great books («Академическое чтение») проходит в в рамках программы многопрофильного бакалавриата Liberal Arts. Это инновационная программа высшего образования, которая доказала свою эффективность в США и получает широкое распространение в европейских странах. Для нашей страны это достаточно новое направление, которое набирает все большую популярность.

Принципиальное отличие Liberal Arts от других программ заключается в том, что студенты могут комбинировать два профиля обучения – основной и дополнительный. Кроме этого, слушатели формируют собственный индивидуальный учебный план и могут выбирать необходимые учебные дисциплины. Большое внимание на многопрофильном бакалавриате уделяется именно гуманитарной подготовке. Высокая роль качественного гуманитарного образования признана как в нашей стране, так и во всем мире.

Курс «Введение в критическое мышление», или Great books проходит для всех студентов многопрофильного бакалавриата Liberal Arts РАНХиГС вне зависимости от направления подготовки. За четыре года они должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений – романов, философских сочинений и документальных книг. Это очень важная составляющая программы, поскольку через классические литературные произведения и их анализ студенты включаются в мировые интеллектуальные традиции.

Подробнее об уникальном курсе Great books рассказали его основатели в Академии, представители Института общественных наук РАНХиГС.

Декан факультета Liberal Arts, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, к. и. н. Евгений Миронов :

«Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги – это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве. Такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается – и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great books, потому что это, действительно, для них новый опыт».

Заместитель заведующего кафедрой общественных и политических коммуникаций ИОН РАНХиГС, старший преподаватель Леонид Клейн :

«Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Образование в рамках Liberal Arts – это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение – это его составляющая. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должны быть базовые гуманитарные знания. Студенты должны уметь читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос, готовы ли они вообще получать высшее образование.

В нашем списке есть как художественная, так и нехудожественная литература. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается, и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет полезен. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому – страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий, который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов».

Книги для изучения в рамках курса Great books Президентской академии:

Великие романы

1. «Дон Кихот», Мигель де Сервантес Сааведра. Испанский роман эпохи Возрождения о приключениях идальго Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы. Находясь под впечатлением героических баллад, главный герой решает возродить рыцарство. На страницах сатирического произведения Сервантеса можно найти отголоски различных течений европейской гуманистической мысли: от неоплатонизма до христианского гуманизма.

2. «Робинзон Крузо», Даниэль Дефо. Классический английский роман о путешественнике и плантаторе Робинзоне Крузо, который в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит 28 лет в дикой природе. Дефо рассказывает историю о нравственном возрождении, бесконечном потенциале человека и его борьбе с враждебным миром. В романе находит отражение идеология раннего капитализма и Просвещения.

3. «Ярмарка тщеславия», Уильям Теккерей. Классическое произведение о нравах британской аристократии в эпоху Наполеоновских войн. Роман с оригинальными иллюстрациями автора публиковался в сатирическом журнале Punch – он занял 20 номеров. Как писал сам Теккерей, «“Ярмарка тщеславия” – это роман без героя»: писатель создал портрет английского высшего общества со всеми его грехами и пороками.

4. «Бесы», Федор Достоевский. Один из самых мрачных романов Достоевского. Писатель рассказывает о рождении и развитии революционных террористических кружков в России. Прообразом сюжета послужило реальное событие – убийство студента Ивана Иванова группировкой Сергея Нечаева «Народная расправа». Одно из немногих произведений, в котором Достоевский не симпатизирует ни одному из героев: он резко критикует революционные и атеистические идеи, изображая нравственное разложение террористов.

Политика

5. «Государство», Платон. Диалог Платона об идеальном государстве, которое по описанию напоминает классическое коммунистическое общество. Платон предлагает классификацию совершенных и несовершенных форм государства (демократию он считает несовершенной), рассуждает о справедливости и воспитании граждан. Помимо прочего, в «Государстве» впервые дается определение деятельности философов. Один из самых значимых отрывков – миф о пещере: пояснение учения Платона об идеях.

6. «Государь», Никколо Макиавелли. Произведение флорентийского философа и государственного деятеля стало руководством умелого правителя. Макиавелли рассказывает о типах государств, способах захвата и удержания власти, методах ведения войны, а также о качествах и поведении успешного правителя. Вместо идеалистических представлений о власти философ дает достаточно прагматичные инструкции.

7. «Общественный договор», Жан-Жак Руссо. Трактат французского мыслителя эпохи Просвещения о происхождении государства. Руссо развивает идею общественного договора в качестве отправной точки государства и предлагает концепцию народовластия (народного суверенитета). Мыслитель невольно стал идеологом Великой французской революции, а идеи его трактата воплотились в Конституции Франции 1791 г.

Психология

8. «Человек в поисках смысла», Виктор Франкл. Книга австрийского психиатра, написанная им во время заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау. Франкл не только описывает опыт жизни в концлагерях, но также анализирует увиденное и пережитое с точки зрения психиатрии. В книге он впервые описывает разработанный им психиатрический метод работы с больными (логотерапию) и поднимает вечные вопросы о смысле жизни, свободе, ответственности, страдании и смерти.

9. «Маленькая книжка о большой памяти», Александр Лурия. Работа советского психолога о человеке с феноменальной наглядной и чувственной памятью. Ученый долгое время наблюдал за ним, чтобы понять природу его особенностей. В книге описаны все данные, полученные в ходе общения с этим «экспериментом природы».

10. «Дизайн привычных вещей», Дональд Норман. Основатель Nielsen Norman Group и бывший вице-президент Apple рассказывает о классических просчетах дизайнеров и требованиях пользователей. Норман предлагает альтернативные решения, не забывая о нуждах потребителей и основах когнитивной психологии.

Социум

11. «Демократия в Америке», Алексис де Токвиль. Трактат французского политического деятеля об американском государстве и обществе. «Демократия в Америке» стала первым глубоким анализом политической жизни США: Токвиль девять месяцев путешествовал по Америке и общался с представителями ее интеллектуальной элиты. Особое внимание автор уделил описанию идеологии народовластия, преимуществам федерализма и изучению влияния демократии на разные сферы жизни общества.

12. «Восстание масс», Хосе Ортега-и-Гассет. Испанский философ и социолог Ортега-и-Гассет создал портрет типичного жителя европейских стран первой половины XX в. – «человека массы». По его мнению, именно «восстание масс» стало причиной политического кризиса Европы. Работа социолога стала одним из первых исследований массового общества и опасностей, которые оно несет миру.

13. «Глобализация. Последствия для человека и общества», Зигмунт Бауман. Британский социолог исследовал глобализацию и ее влияние на состояние современного мира. Бауман заостряет внимание читателей на угрозах, которые влекут за собой глобальные процессы. Но книга не только о политической, экономической, социальной, культурной и религиозной интеграции и унификации – Бауман также рассказывает о жизни обычного гражданина современного индивидуализированного западного общества.

Экономика

14. «Исследование о природе и причинах богатства народов», Адам Смит. Трактат шотландского экономиста стал основополагающим трудом политической экономии. Смит обобщил все идеи ученых за прошлое столетие, а также выработал методы и терминологию экономической науки. Помимо прочего, его концепция роли власти в экономических процессах («государство – ночной сторож») впоследствии стала классической политэкономической теорией.

15. «Капитал», Карл Маркс. «Капитал» – самая известная книга в области политической экономии. В ее основе – критический анализ капитализма. Маркс впервые описал и объяснил процесс образования прибавочной стоимости, показал ее роль в историческом развитии капиталистического производства и изучил отношение товара и денег.

16. «Общая теория занятости, процента и денег», Джон Мейнард Кейнс. Одна из главных работ в области экономики прошлого столетия. В результате анализа экономических процессов начала XX в. (в частности, Великой депрессии 30-х в США) Кейнс заложил основы и терминологию макроэкономики. «Кейнсианство» доминировало в академических и правительственных кругах индустриальных стран Запада вплоть до начала 70-х.

Идеи и идеологии

17. «Протестантская этика и дух капитализма», Макс Вебер. Трактат немецкого экономиста и социолога о том, как религия коррелирует с экономической системой. В частности, Вебер рассматривал Реформацию и протестантизм как предпосылки возникновения капиталистической системы.

18. «Идеология и утопия», Карл Манхейм. Исследование одного из самых влиятельных социологов XX в. и отца-основателя социологии знания. Манхейм дал определение утопическому сознанию и изучил, как люди воспринимают реальность через призму идеологии, а также как сами идеологии влияют на общество, историю и философию.

19. «Структура научных революций», Томас Кун. Книга американского историка о развитии научного знания стала одной из самых цитируемых в области философии науки. Кун ввел понятия «парадигма», «смена парадигм» и «научная революция». Согласно его концепции, научное знание развивается скачкообразно посредством научных революций, в ходе которых происходит смена объясняющих парадигм.

(Пост)современность

20. «Понимание медиа», Маршалл Маклюэн. Книга канадского философа и филолога стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. Маклюэн предложил изучать медиа вне зависимости от их контента. Проанализировав историю развития средств коммуникации, он приходит к выводу, что медиа сами по себе всегда оказывали влияние на человека и общество (The medium is the message).

21. «Состояние постмодерна», Жан-Франсуа Лиотар. Трактат французского теоретика литературы и философа-постмодерниста о состоянии научного знания в эпоху постмодерна. По мнению Лиотара, модернистский подход к науке уже не актуален, поэтому информационное общество требует нового теоретического подхода к его описанию. Ученый разработал функционалистский подход к изучению общества, а в качестве эффективной системы высшего образования предложил двухступенчатую модель (в которой легко узнать бакалавриат и магистратуру).

22. «Текучая современность», Зигмунт Бауман. Текучая современность – это переход от структурированного мира к более текучему и свободному от условий и границ состоянию. Зигмунт Бауман описал это переходное состояние мира постмодерна, создал портрет современного индивида и объяснил, как эта трансформация влияет на жизнь общества и человека.

Liberal Arts: Программа Многопрофильного бакалавриата ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК Президентской Академии

Новый бакалавриат является уникальным для российского высшего образования программой, разработанный на основе принципов Liberal Arts – современного подхода к гуманитарному образованию, ориентированному на управленческие практики.

Зачем делить студентов на отдельные личности

"...серьезная преграда для самостоятельности студентов – сами студенты. Формулировать свои предложения по курсам и темам, ставить себе цели и задачи они не умеют еще со средней школы и поэтому боятся. Нужна функциональная система сопровождения студентов, облегчающая такой выбор. Например, тьюторинга. Тьюторы помогают студентам определиться со своими целями и с тем, какие курсы лучше всего подойдут для их достижения. Профессионализм тьюторов состоит в том, что они видят и каждого из студентов, и образовательное поле целостно."

Эксперты школы управления «Сколково» Андрей Волков и Дара Мельник о том, почему индустриальный подход к высшему образованию должен смениться персонализированным

Почему наше будущее зависит от чтения

Зачем студентам Liberal Arts Академическое чтение? Ответ в том, что умение читать книги - это и есть образование, которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет. "Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство – это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими."

Институт элиты. Первый рейтинг вузов по версии Forbes. Фото | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru

РАНХиГС - на 2 месте в рейтинге российских вузов по версии Forbes. Вузы оценивались по 10 параметрам, разбитым на три группы: качество образования, качество выпускников и фактор Forbes. Вузы проанализированы по десяти метрикам, сгруппированным на три составляющие: качество образования (максимум 50 баллов), качество выпускников (максимум 30 баллов) и фактор Forbes, учитывающий «элитность» учебного заведения и долю предпринимателей в общем количестве выпускников (максимум 20 баллов).

Высшая ступень. Почему невозможно предсказать будущее образования. Фото | Карьера и свой бизнес | Forbes.ru

«Идеальным» сейчас мыслится университет, где одновременно учат (образование), создают новое знание (наука) и немедленно воплощают результат в практическую плоскость (предпринимательство). Это попытка совместить в одном месте чистое знание (1.0) и конвейер по производству кадров (2.0). Но, разумеется, не все так прямолинейно: образование предполагается не конвейерным, но персонализированным, проходящим через всю жизнь, сочетающим онлайн- и офлайн-подходы.

Концепция вуза нового поколения как истребитель - есть общие соображения, но ни одного прототипа. Каким должен быть университет будущего?. Фото

В России открылся первый бакалавриат по урбанистике - Новости образования на Postupi.online

Liberal Arts принял первых бакалавров-урбанистов!

В России открылся первый бакалавриат по урбанистике: Куратором новой программы, которая стартует в Российской академии народного хозяйства и государственного уп....

Борьба системы с одаренностью

В мировой системе образования живет три типа университетов. Бывают исследовательские университеты – обычно очень маленькие. Там главный – ученый, исследователь, не преподаватель. Он занимается своими исследованиями, а рядом с ним стоят студенты и чему-то научаются. Но есть еще две модели. Liberal arts, университеты с широкой подготовкой, где учат всему от истории до математики, потому что неизвестно, что в жизни понадобится. Это дает высокую конкурентоспособность: на программы PhD в Америке поступает больше бакалавров из университетов liberal arts, чем из исследовательских университетов. А есть еще state universities, которые готовят управленческие кадры для регионов, поэтому главное там не исследовательская деятельность и даже не лекции, а практики, которыми овладевают студенты.

Почему в процессе образования российские учащиеся деградируют

Liberal Arts: Ошибаться разрешается

Абитуриенты часто выбирают специальность под влиянием окружающих: мама всю жизнь мечтала, чтобы сын стал врачом, старый друг выбрал профессию пиарщика, в интернете написали, что специальность менеджера очень востребована. И вот уже выпускнику школы кажется, что это он сам захотел быть менеджером. Но как сделать выбор самому, исходя из собственных желаний? Для этого на Liberal Arts работают тьюторы, карьерные консультанты и психологи. При желании с ними всегда можно советоваться и разбираться в своих склонностях и желаниях.

Еще 30 лет назад можно было выбрать профессию, поступить в институт, получить распределение и всю жизнь работать по специальности. Сегодня на это надеяться не прихо....

За стенами Кембриджа: как учатся и учат в одном из лучших университетов Великобритании

В Кембридже знание - это письмо. Через эссе здесь культивируют критическое мышление. Студентам постоянно приходится анализировать и сопоставлять прочитанное и услышанное. Но самая удивительная черта кембриджских студентов - умение чётко отвечать на поставленный вопрос.

Рассказ студентки-преподавателя - с фотографиями!

Культура фейка: ученый Андрей Зорин о том, как проверять факты и каким должно быть образование

Нельзя выбрать профессию на всю жизнь, формула «работать по специальности» давно устарела, обязательных знаний в эпоху интернета не существует, а главная проблема сегодняшних студентов - как отличить факт от фейка, считает литературовед и историк, профессор Оксфордского университета Андрей Зорин.

Интервью с профессором Оксфордского университета.

Институт общественных наук РАНХиГС

О перспективах и возможностях наших студентов)

Италия, Япония, Берлин, Франция и Испания уже ждут тебя!
Опубликлвали новый список зарубежных стажировок для студентов ИОН

Скорее выбирай страну и отправляй заявку: http://ion.ranepa.ru/about/international-cooperation/reallyrelevant-internships.php

Карточка: Глобальные модели компетенций

Как определить и сформулировать компетенции, необходимые растущим личностям в стремительно меняющуюся эпоху? В разных странах рождаются разные типологии: где-то разделяют возможные компетенции одним образом, а где-то - совсем другим. Решить эту проблему стараются международные организации, консорциумы, экспертные группы, которые проводят долгосрочные исследования реформ в разных странах и ищут объединяющие принципы классификации, которые можно было бы использовать в глобальных масштабах.
Вот такие модели компетенций являются на сегодняшний день самым актуальными и масштабными.

Преподаватели Liberal Arts РАНХиГС назвали 22 великие книги из курса «Академическое чтение»

В Президентской академии преподается уникальный курс Great books, или «Введение в критическое мышление», в рамках которого студенты изучают базовые литературные произ...

5 важных тезисов Алексея Кудрина о проблемах российского образования

В компании Apple у примерно 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% - выпускники программ Liberal Arts. Это люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, они умеют создавать удобные для использования продукты. Понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на простой язык. У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки, необычно решить задачу, они открыты.

«Расходы на образование нужно увеличить - на 700 миллиардов рублей в год»

Урбанистика ИОН РАНХиГС

Профессия будущего, которую можно освоить уже сейчас:
Управление городским территориальным развитием

23 января 2018 года в 19:00 ИОН РАНХиГС приглашает абитуриентов на День открытых дверей программы бакалавриата по менеджменту "Управление городским территориальным развитием" Liberal Arts.

Во время мероприятия вы узнаете об особенностях программ и сможете задать все интересующие вопросы об обучении и процедуре подачи документов.

Программа бакалавриата "Управление городским территориальным развитием" - первый в России бакалавриат по урбанистике и управлению территориальным развитием. Программа готовит менеджеров, обладающих навыками проектного управления, городских исследований и практик, а также знанием естественно-научных, гуманитарных, социальных и инженерных дисциплин, связанных с управлением городским территориальным развитием.

ЕГЭ: Русский язык, математика, иностранный язык.
На программе есть бюджетные места.

Дата: 23 января 2018
Начало в 19:00
Место проведения: станция метро "Юго-Западная", Проспект Вернадского 82, корп.2, ауд.229.

Контакты для справок:
+7 968 825 85 57
+7 495 642 93 46

https://goo.gl/NHqE4y

Liberal arts are where we learn how to be citizens

It matters little if one actually wants to be an attorney or an engineer; it’s about following the job market at the time. What if the job market should change?

I remember as an undergrad; so many of my classmates majored in business administration. Why? A business degree at the time appeared to place one on th...

"...серьезная преграда для самостоятельности студентов – сами студенты. Формулировать свои предложения по курсам и темам, ставить себе цели и задачи они не умеют еще со средней школы и поэтому боятся. Нужна функциональная система сопровождения студентов, облегчающая такой выбор. Например, тьюторинга. Тьюторы помогают студентам определиться со своими целями и с тем, какие курсы лучше всего подойдут для их достижения. Профессионализм тьюторов состоит в том, что они видят и каждого из студентов, и образовательное поле целостно."

Эксперты школы управления «Сколково» Андрей Волков и Дара Мельник о том, почему индустриальный подход к высшему образованию должен смениться персонализированным

В России открылся первый бакалавриат по урбанистике: Куратором новой программы, которая стартует в Российской академии народного хозяйства и государственного уп....

Италия, Япония, Берлин, Франция и Испания уже ждут тебя!
Опубликлвали новый список зарубежных стажировок для студентов ИОН

Скорее выбирай страну и отправляй заявку: http://ion.ranepa.ru/about/international-cooperation/reallyrelevant-internships.php

19/02/2018
Карточка: Глобальные модели компетенций

Как определить и сформулировать компетенции, необходимые растущим личностям в стремительно меняющуюся эпоху? В разных странах рождаются разные типологии: где-то разделяют возможные компетенции одним образом, а где-то - совсем другим. Решить эту проблему стараются международные организации, консорциумы, экспертные группы, которые проводят долгосрочные исследования реформ в разных странах и ищут объединяющие принципы классификации, которые можно было бы использовать в глобальных масштабах.
Вот такие модели компетенций являются на сегодняшний день самым актуальными и масштабными.

31/01/2018
5 важных тезисов Алексея Кудрина о проблемах российского образования

В компании Apple у примерно 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% - выпускники программ Liberal Arts. Это люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, они умеют создавать удобные для использования продукты. Понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на простой язык. У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки, необычно решить задачу, они открыты.

«Расходы на образование нужно увеличить - на 700 миллиардов рублей в год»

Особое внимание уделяется курсу вдумчивого чтения: студенты разных специальностей и профилей за четыре года должны прочитать и проанализировать около двух десятков произведений - романов, философских сочинений и документальных книг. «Теории и практики» поговорили с создателями уникального курса Great Books, разработанного специально для РАНХиГС, и публикуют список книг, которые нужно прочитать полностью, чтобы считаться образованным человеком.

О мощной гуманитарной базе, мировой культуре и общении с бывшими одноклассниками

Леонид Клейн старший преподаватель, заместитель зав. кафедрой общественных и политических коммуникаций в ИОН РАНХиГС

Главная проблема школьного образования в том, что оно принципиально фрагментарно. Учеников заставляют бездумно готовиться к ЕГЭ или к написанию сочинения. У них нет времени просто поговорить о тексте. Мы же на один роман тратим от шести до восьми пар. Конечно, это не много для филфака, этого недостаточно для написания научной работы, но это дает возможность использовать текст в качестве источника аргументов.

Вообще, образование в рамках Liberal Arts - это мощная гуманитарная база для студентов, а академическое чтение - это часть идеологии. Вы можете быть управленцем, журналистом, политологом и так далее, но у вас в любом случае должна быть гуманитарная подушка. Курс помогает убедиться, что студенты могут читать большие тексты в полном объеме. Иначе возникает вопрос: готовы ли они вообще получать высшее образование, если они не состоянии осилить 400 страниц?

В нашем списке есть как фикшн, так и нон-фикшн. На первых курсах мы даем художественные произведения, потому что они в любом случае легче философии. Например, первокурсникам мы предлагаем два художественных романа: «Ярмарка тщеславия» и «Бесы» либо «Дон Кихот» и «Робинзон Крузо». Дальше планка повышается и появляются более серьезные произведения: «Государь» Макиавелли, «Государство» Платона, «Об общественном договоре» Руссо. Если студент честно прочтет эти пять книг, то он уже будет на голову выше тех, кто не прочел. Даже если после прочтения он ничего не поймет, этот опыт все равно будет ему на руку. После первого года академического чтения некоторые наши студенты признаются, что им тяжело общаться с одноклассниками, которые таких книг не читали.

Книги, которые мы называем Great Books, дают понимание мировой культуры. Еще Пастернак писал: «Он управлял теченьем мысли, и только потому - страной». Это теченье мысли как раз можно найти только в текстах, именно на нем будут строиться все размышления. Не так давно мы запустили лекторий , который базируется на трех китах: тексты, эпохи, институты. Мы рассказываем и дискутируем о важных произведениях, стараясь показать, что любая культура выстраивается вокруг текстов.

Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка


Евгений Миронов заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС, кандидат исторических наук

Мы пытаемся воспитать у наших студентов интеллектуальный вкус к чтению качественных текстов, чтобы они сами понимали, какие книги заслуживают внимания. Важно, чтобы студенты не заучивали основные идеи автора, а анализировали их. Мы ведь читаем конкретных авторов не потому, что они правы, а потому, что они задали вопросы, ответы на которые до сих пор не найдены. Но это, конечно, и прикладные навыки: умение сопоставлять разные концепции, систематизировать знания, вырабатывать свою точку зрения.

Курс устроен следующим образом: мы читаем примерно по одной книге в месяц. В итоге получается около 20 книг за весь период обучения. Внутри курса возможна вариативность: студенты в начале обучения самостоятельно выбирают, какие книги им хотелось бы изучить. Мы сделали курс на четыре года, чтобы для студентов академическое чтение стало постоянным процессом, своего рода интеллектуальным спортом. Чтобы они привыкли, что у них в руках всегда должна быть такая умная книга. Практически рефлекс: нет с собой книги - это неправильно. Тут дело даже не в количестве чтения, а в его качестве: такой опыт формирует масштабность и системность мышления. Хотя регулярность также влияет на формирование такой привычки.

Список, конечно, разрастается - и благодаря студентам, и благодаря новым преподавателям. Ведь у любого хорошего вузовского преподавателя есть список книг, которые, по его мнению, необходимо прочитать, чтобы лучше понимать тот или иной предмет. Наш список сформировался еще пять лет назад. Этому, естественно, предшествовала большая дискуссия. Путем диалога и экспертного обмена мы выбрали тот минимум, который, на наш взгляд, должен быть знаком образованному человеку. Конечно, любой такой список ущербен: можно добавлять туда произведения бесконечно.

После первого курса мы опрашиваем студентов, чтобы узнать, что им нравится больше всего. Как правило, им нравится, что обучение совсем не похоже на то, что было в школе. Мне кажется, этот эффект во многом вызван курсом Great Books, потому что это, действительно, для них новый опыт и они больше не чувствуют себя школьниками.

Великие романы

«Дон Кихот»

Испанский роман эпохи Возрождения о приключениях идальго Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы. Находясь под впечатлением героических баллад, главный герой решает возродить рыцарство. На страницах сатирического произведения Сервантеса можно найти отголоски различных течений европейской гуманистической мысли: от неоплатонизма до христианского гуманизма.

«Робинзон Крузо»

Классический английский роман о путешественнике и плантаторе Робинзоне Крузо, который в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров и проводит 28 лет в дикой природе. Дефо рассказывает историю о нравственном возрождении, бесконечном потенциале человека и его борьбе с враждебным миром. В романе находит отражение идеология раннего капитализма и Просвещения.

«Ярмарка тщеславия»

Классическое произведение о нравах британской аристократии в эпоху Наполеоновских войн. Роман с оригинальными иллюстрациями автора публиковался в сатирическом журнале Punch - он занял 20 номеров. Как писал сам Теккерей, «Ярмарка тщеславия» - это роман без героя»: писатель создал портрет английского высшего общества со всеми его грехами и пороками.

«Бесы»

Один из самых мрачных романов Достоевского. Писатель рассказывает о рождении и развитии революционных террористических кружков в России. Прообразом сюжета послужило реальное событие - убийство студента Ивана Иванова группировкой Сергея Нечаева «Народная расправа». Одно из немногих произведений, в котором Достоевский не симпатизирует ни одному из героев: он резко критикует революционные и атеистические идеи, изображая нравственное разложение террористов.

Политика

«Государство»

Диалог Платона об идеальном государстве, которое по описанию напоминает классическое коммунистическое общество. Платон предлагает классификацию совершенных и несовершенных форм государства (демократию он считает несовершенной), рассуждает о справедливости и воспитании граждан. Помимо прочего, в «Государстве» впервые дается определение деятельности философов. Один из самых значимых отрывков - миф о пещере: пояснение учения Платона об идеях.

«Государь»

Произведение флорентийского философа и государственного деятеля стало руководством умелого правителя. Макиавелли рассказывает о типах государств, способах захвата и удержания власти, методах ведения войны, а также о качествах и поведении успешного правителя. Вместо идеалистических представлений о власти философ дает достаточно прагматичные инструкции.

«Общественный договор»

Трактат французского мыслителя эпохи Просвещения о происхождении государства. Руссо развивает идею общественного договора в качестве отправной точки государства и предлагает концепцию народовластия (народного суверенитета). Мыслитель невольно стал идеологом Великой французской революции, а идеи его трактата воплотились в Конституции Франции 1791 года.

Психология

«Человек в поисках смысла»

Книга австрийского психиатра, написанная им во время заключения в нацистских концентрационных лагерях Освенцим и Дахау. Франкл не только описывает опыт жизни в концлагерях, но также анализирует увиденное и пережитое с точки зрения психиатрии. В книге он впервые описывает разработанный им психиатрический метод работы с больными (логотерапию) и поднимает вечные вопросы о смысле жизни, свободе, ответственности, страдании и смерти.

«Маленькая книжка о большой памяти»

Работа советского психолога о человеке с феноменальной наглядной и чувственной памятью. Ученый долгое время наблюдал за ним, чтобы понять природу его особенностей. В книге описаны все данные, полученные в ходе общения с этим «экспериментом природы».

«Дизайн привычных вещей»

Основатель Nielsen Norman Group и бывший вице-президент Apple рассказывает о классических просчетах дизайнеров и требованиях пользователей. Норман предлагает альтернативные решения, не забывая о нуждах потребителей и основах когнитивной психологии.

Социум

«Демократия в Америке»

Трактат французского политического деятеля об американском государстве и обществе. «Демократия в Америке» стала первым глубоким анализом политической жизни США: Токвиль девять месяцев путешествовал по Америке и общался с представителями ее интеллектуальной элиты. Особое внимание автор уделил описанию идеологии народовластия, преимуществам федерализма и изучению влияния демократии на разные сферы жизни общества.

«Восстание масс»

Испанский философ и социолог Ортега-и-Гассет создал портрет типичного жителя европейских стран первой половины XX века - «человека массы». По его мнению, именно «восстание масс» стало причиной политического кризиса Европы. Работа социолога стала одним из первых исследований массового общества и опасностей, которые оно несет миру.

«Глобализация. Последствия для человека и общества»

Британский социолог исследовал глобализацию и ее влияние на состояние современного мира. Бауман заостряет внимание читателей на угрозах, которые влекут за собой глобальные процессы. Но книга не только о политической, экономической, социальной, культурной и религиозной интеграции и унификации - Бауман также рассказывает о жизни обычного гражданина современного индивидуализированного западного общества.

Экономика

«Исследование о природе и причинах богатства народов»

Трактат шотландского экономиста стал основополагающим трудом политической экономии. Смит обобщил все идеи ученых за прошлое столетие, а также выработал методы и терминологию экономической науки. Помимо прочего, его концепция роли власти в экономических процессах («государство - ночной сторож») впоследствии стала классической политэкономической теорией.

«Капитал»

«Капитал» - самая известная книга в области политической экономии. В ее основе - критический анализ капитализма. Маркс впервые описал и объяснил процесс образования прибавочной стоимости, показал ее роль в историческом развитии капиталистического производства и изучил отношение товара и денег.

«Общая теория занятости, процента и денег»

Одна из главных работ в области экономики прошлого столетия. В результате анализа экономических процессов начала XX века (в частности, Великой депрессии 30-х в США) Кейнс заложил основы и терминологию макроэкономики. «Кейнсианство» доминировало в академических и правительственных кругах индустриальных стран Запада вплоть до начала 70-х.

Идеи и идеологии

«Протестантская этика и дух капитализма»

Трактат немецкого экономиста и социолога о том, как религия коррелирует с экономической системой. В частности, Вебер рассматривал Реформацию и протестантизм как предпосылки возникновения капиталистической системы.

«Идеология и утопия»

Исследование одного из самых влиятельных социологов XX века и отца-основателя социологии знания. Манхейм дал определение утопическому сознанию и изучил, как люди воспринимают реальность через призму идеологии, а также как сами идеологии влияют на общество, историю и философию.

«Структура научных революций»

Книга американского историка о развитии научного знания стала одной из самых цитируемых в области философии науки. Кун ввел понятия «парадигма», «смена парадигм» и «научная революция». Согласно его концепции, научное знание развивается скачкообразно посредством научных революций, в ходе которых происходит смена объясняющих парадигм.

(Пост)современность

«Понимание медиа»

Книга канадского философа и филолога стала одним из первых исследований в области экологии средств массовой информации. Маклюэн предложил изучать медиа вне зависимости от их контента. Проанализировав историю развития средств коммуникации, он приходит к выводу, что медиа сами по себе всегда оказывали влияние на человека и общество («The medium is the message»).

«Состояние постмодерна»

Трактат французского теоретика литературы и философа-постмодерниста о состоянии научного знания в эпоху постмодерна. По мнению Лиотара, модернистский подход к науке уже не актуален, поэтому информационное общество требует нового теоретического подхода к его описанию. Ученый разработал функционалистский подход к изучению общества, а в качестве эффективной системы высшего образования предложил двухступенчатую модель (в которой легко узнать бакалавриат и магистратуру).

«Текучая современность»

Текучая современность - это переход от структурированного мира к более текучему и свободному от условий и границ состоянию. Зигмунт Бауман описал это переходное состояние мира постмодерна, создал портрет современного индивида и объяснил, как эта трансформация влияет на жизнь общества и человека.

Превью: Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167-1185).

О многопрофильном бакалавриате Liberal Arts

Программы Liberal Arts получили широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века и стали основным фактором выхода американского высшего образования на лидирующие позиции в мире. В настоящее время происходит активное распространение программ Liberal Arts в европейских странах.

Принципиальное отличие Liberal Arts от традиционных университетских программ – возможность комбинации двух профилей обучения (специализаций): основного (major) и дополнительного (minor) из списка, предлагаемого Факультетом. Возможность такого выбора отражена в русскоязычном названии программы – Многопрофильный бакалавриат. При этом выбор профиля осуществляется не в момент поступления в вуз, а после изучения общего блока дисциплин.

Такая структура программы позволяет студенту сформировать по-настоящему индивидуализированную программу обучения, обеспечивающую выпускника уникальным набором компетенций.

Научный руководитель программы – профессор Оксфордского университета (Великобритания), академический директор программ Факультета государственного управления РАНХиГС, член редколлегии журналов «Новое литературное обозрение», «Slavic Review» (США), «Cahiers de Monde Russe» (Франция) Андрей Леонидович Зорин.

Часто задаваемые вопросы

1.Прошла ли программа Многопрофильного бакалавриата аккредитацию ?

Все направления обучения, предлагаемые в рамках программы Многопрофильного бакалавриата в качестве основных профилей – а именно они записываются в государственной диплом – аккредитованы по всем правилам.

При этом важно учитывать, что указом президента РФ РАНХиГС дано право самостоятельно разрабатывать и аккредитовать образовательные стандарты. Разработчики программы Многопрофильного бакалавриата воспользовались этим правом и внесли в существующие стандарты некоторые изменения, соответствующие принципам Liberal Arts Education. Эти изменения не коснулись объемов и наполнения обязательной части профессионального блока дисциплин – они полностью соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

2.Увеличивает ли изучение дополнительного профиля нагрузку на студента ?

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов четырехлетняя программа бакалавриата должна «укладываться» в 240 зачетных единиц, при том, что 1 зачетная единица равна 36 академическим часам. Программа многопрофильного бакалавриата полностью соответствует этим требованиям. При этом любой государственный стандарт фиксирует только часть курсов, оставляя вузу свободу определять, чем будет наполнена остальная часть учебного плана. В программе Многопрофильного бакалавриата эта возможность использована для формирования «пакета» курсов дополнительного профиля. Таким образом, изучение двух профилей не увеличивает нагрузку на студента.

3.Не идет ли изучение дополнительного профиля в ущерб основному ?

Все требования Федерального государственного стандарта к изучению обязательной части блока профессиональных дисциплин полностью выполняются в рамках программы Многопрофильного бакалавриата. Студенты традиционных программ могут в дополнение к обязательной части изучать курсы по выбору и факультатива, дополняющие и уточняющие обязательные дисциплины. Вместо этого в программе Многопрофильного бакалавриата предлагаются уникальные курсы Общего блока (Введение в критическое мышление, Great books и др.) и курсы дополнительного профиля. Комбинация общего блока, основного и дополнительного профиля формирует гибкое и креативное мышление и увеличивает профессиональные и карьерные возможности выпускника.

4.Что будет записано в дипломе выпускника программы Многопрофильного бакалавриата ?

В государственном дипломе установленного образца выпускника программы Многопрофильного бакалавриата будет записана степень бакалавра по направлению обучения, соответствующего основному профилю. В приложении к диплому будут перечислены все изученные курсы, в том числе, и курсы дополнительного профиля. Кроме того, выпускники программы получат сертификат РАНХиГС, в котором будут прописаны основной и дополнительный профиль отдельно.


Особенности

  1. 1

    Этапность обучения:

    (1) освоение общего обязательного набора дисциплин в течение первых двух семестров,
    (2) выбор основного профиля после 2 семестра и
    (3) выбор дополнительного профиля после 5 семестра.
  2. 2

    Тьюторское сопровождение учебного процесса

    Тьюторы помогают студентам адаптироваться к нормам и ценностям академической жизни и сформировать индивидуальный учебный план, консультируют по вопросам, возникающим в ходе выполнении самостоятельной работы, планировании дальнейшего обучения, построении профессиональной карьеры.
  1. 3

    Уникальные курсы

    • Четырехлетний курс «Greatbooks» («Академическое чтение»), в ходе которого студенты читают и обсуждают с преподавателями наиболее значимые для мировой культуры произведения. За 4 года обучения студенты смогут таким образом проработать 25-30 книг по философии, экономике, социологии, политологии, истории.
    • Критическое мышление,
    • Профессиональные мастерские
  2. 4

    Международная мобильность

    Важной частью программы является академическая, в том числе, международная мобильность. Речь идет о возможности обучения студентов и прохождения практики в других программах или вузах (в России или за рубежом), с последующим учетом зачетных единиц («кредитов»).

Зарубежные партнеры

Партнеры Факультета «Liberal Arts»:

George Mason University (Вашингтон, США)
- University of Manchester (Манчестер, Великобритания)
- University of British Columbia SALA (Ванкувер, Канада)
- Huazhong University of Science and Technology (Ухань, Китай)
- Manchester Metropolitan University, Faculty of Interdisciplinary Studies (Манчестер, Великобритания)
- Bath Spa University (Бат, Великобритания)
- Parma University (Парма, Италия)
- Communication University of China (Китай, Пекин)
- Universidad Finis Terrae (Чили)
- Рижская Международная высшая школа
экономики и делового администрирования (Рига, Латвия).
- National University of Public Service (Будапешт, Венгрия)
- Университет Риеки (Риека, Хорватия)
- Университет Ариэль (Ариэль, Израиль)
- Шэньянский Педагогический Университет (Шэньян, Китай)