Описания картины сурикова взятие снежного городка. Василий Суриков. Взятие снежного городка. Описание картины. Шедевры русской живописи

Взятие снежного городка

Данная работа – одна из ярких позитивных картин русского творчества и неповторимая работа самого художника, где нет, каких либо трагических или конфликтных моментов. Суриков писал ее, находясь у себя в родном краю, где существует любимая игра, - захват снежного города.

Выстраивали город на поляне или же возле речки в крайний день масленицы, организовывали ее захват. Одна команда оберегала город, другая же напротив, захватывала. Бесспорно, увидеть хотело множество людей, и, конечно же, среди них были и дети. Такое представление считалось праздным представлением, его ожидали, к нему подготавливались. Люди приходили красивыми, счастливыми, в ожидании прекрасного и прелестного. Особенно завлекательно было для деток. Все это можно проанализировать на картине художника.

Время, которая посвящена данная работа, происходят в заснеженных краях. Где-то вдалеке виднеются заснеженные холмы. В центре рисунка выстроилась красивая толпа, состоящая из обычных крестьян. Фактически все с удивлением смотрят на наездника в огромной шапке из меха соболи. Всадник прорывается через народ, которые защищают город и вооружены веточками да палочками. Лошадь его вздыблена, слегка напугана количеством людей, и скорее всего еще и потому, что ему предстоит перепрыгнуть сквозь снежный промежуток, разбивая его своими копытами. Следом за казаком идет огромная толпа выигравших, все радуются, ликуют, на душе спокойно и весело. Все понимают, что все в итоге город разрушат, все именно для этих целей он и был построен. Поэтому на лице нет какой-либо грусти или же печали.

Художнику всегда нравилось изображать на картине огромное количество персонажей, и каждому давать своей характер, свою роль. Для него немало важно было и сама одежда, поза, взгляд человека.

Сочинение описание картины Взятие снежного городка Сурикова

Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым. История гласит, что художник написал эту картину, желая отвлечься от недавней смерти жены Анны Шарэ, и ему это вполне удалось. Василий удалился от людской суеты и начал свою гениальную работу над холстом.

Рисование приносило ему желанное облегчение, увлекало и отводило от гнусных мыслей, в принципе это логично, ведь сюжет взят подходящий. На картине изображены казаки, которые резвятся и играют в старинную зимнюю игру. Суть забавы заключается в том, что сиз снега строится некая крепость, а якобы враг, должен ее взять.

На переднем плане художник разместил молодого, удалого казака, верхом на ловком, мощном, вороном коне. Всадник с легкостью и резвостью преодолевает стоящую перед ним преграду, и снежные хлопья рассыпаются в серебряном сиянии. Вокруг главного героя стоит восторженный народ, на лицах людей сияет багрянец румянца, они радостны и веселы, такая зимняя забава пришлась им явно по душе. Касательно, заднего плана все спокойно, там Василий Иванович изобразил спокойный и величественный пейзаж зимних гор. Я думаю, что картина не может оставить кого-то равнодушным и обязательно поднимет настроение, впечатляя зрителя всей радостью русской зимы.

  • Сочинение Описание картины Ужин трактористов Пластова

    Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

У нас есть телевизор и компьютер, спортивные стадионы и клубы. А чем развлекались наши предки?

В современной психологии особо выделяется такой вид деятельности человека как игра. Именно во время игры (или любого другого развлечения) мы не только отдыхаем, но и проявляем свою сущность. А в старинных играх раскрывается менталитет и душа всего народа.

Сейчас мы чаще проводим вечера дома, а раньше наши предки собирались в гости или выходили на улицу на народные игрища. Игры развивали и укрепляли тело, стимулировали умственную деятельность, учили фантазировать и проявлять настойчивость. В них принимали участие стар и млад.

Отличным примером народного развлечения служит военно-спортивное игралище под названием «взятие снежного городка». Эта старинная потеха проводилась в зимнее время, и обязательно – на шестой день масленицы.

Правила игры

Для этого выбирали свободное место и строили на нём из снега две параллельные высокие стены, которые потом обливали водой. От этого стены становились очень крепкими. Посередине ставили высокие ворота, а на их верхних перекладинах устанавливали снежные фигурки различных животных, птиц, солдат и бутылки с рюмкой. Это был «Городок».

Парни и мужчины разделялись на две команды: защитников и штурмующих. Первые проводили атаку верхом на лошадях, а вторые пешими отгоняли их мётлами, ветками, лопатами. Против коней использовали холостые патроны, а против всадников снежки и ледяную воду из ушатов. Перед началом штурма «городничий» или «царь» зачитывал шутливую речь: сказку о Масленнице – прожорливом существе, уничтожившем в деревне всё масло, блины и солёную рыбу. «Царя» сопровождала свита, которая для пущего веселья перебивала его речь кривляньями и шутками. Окончание речи давало сигнал к началу боя.

Задачей штурмующих было прорваться за стены «Городка» через ворота. Защитники должны были продержаться как можно дольше, а после поражения выкупать в сугробах победителей. Потеха завершалась полным разрушением стен, в чём участвовали и защитники, и штурмующие. Иногда в центре «Городка» устанавливался деревянный столб. На его вершине был привязан приз – мешок с вином и жареным гусём. Тот, кто первым прорывался за стены, должен был забраться по столбу за наградой. Вся трудность такого подвига была в том, что столб был смазан жиром.


Посмотреть на игру собиралась вся деревня. Иногда устраивали «матч» между «командами» соседних селений. Незамужние девушки наряжались во всё лучшее и приходили смотреть женихов. Игрища заканчивались массовыми гуляниями. Правда, нередко для кого-нибудь они кончались переломами, вывихами и прочими травмами. Но ничего не поделаешь – народные игры они такие!

Чем же так полюбились эти игры русскому народу? На них удалые парни могли показать свою силу, выносливость и смелость. Работа в команде давала чувство братства. А что может быть лучше для русского человека, чем честная борьба в лихой компании?

История игры

Эта игра была распространена на территории всей дореволюционной России – от Краснодарского края до Сибирской губернии. Последний раз её проводили аж в 1922 году на Енисее. Изначально она была излюбленным развлечением служилых людей: казаков, стрельцов, но быстро захватила массы крестьян.

В 1891 году В. Суриков завершил работу над картиной «Взятие снежного городка». На этом колоритном полотне изображён финал игры. Сюжет картины ярко передаёт ту атмосферу бесшабашного веселья, с которым русский народ любил проводить широкие празденства.



Сейчас эта игра снова набирает популярность на масленичных гуляниях. Проводится она, правда, в более мягких формах, чем прежде.

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка - старинная народная игра . Игра была частью масленичных празднований. Впервые описана этнографом Иоганном Гмелиным .

«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок - одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» - значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз.

В наше время штурм снежного городка - распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы.

Литература

  • Красноженова М. В. Взятие «снежного городка» в Енисейской губернии. Иркутск, 1921.
  • Авдеева Е. А. Очерки Масленицы в Европейской России и Сибири, в городах и деревнях // Отечественные записки. СПб. , 1849.
  • Горбунов Б. В. Традиционные состязания за обладание снежной крепостью-городком как элемент народной культуры русских // Этнографическое обозрение . 1994.
  • Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1915.
  • Зобнин Ф. К. Игры в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа // Живая старина . СПб., 1896.
  • Новиков А. Несколько заметок о сибирской маслянице // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.
  • Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. Составитель А. Макаренко. СПб., 1913.

Ссылки

  • Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1891 года
  • Подвижные игры
  • Картины Василия Сурикова
  • Русские обряды
  • Русские народные игры

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Взятие Тбилиси (627)
  • Взять Тарантину

Смотреть что такое "Взятие снежного городка" в других словарях:

    Суриков, Василий Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суриков. Василий Суриков … Википедия

    Василий Иванович Суриков - Василий Суриков Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Василий Суриков - Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Масленица - «Масленица» … Википедия

    Суриков Вас. Ив - СУРИКОВ Вас. Ив. (1848 1916) живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Суриков - I Суриков Василий Иванович , русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893).… … Большая советская энциклопедия

    Суриков Василий Иванович - (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… … Художественная энциклопедия

    МАСЛЕНИЦА - Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на… … Русская история

    Снежная крепость - Снежная крепость временное «фортификационное» сооружение из снега и льда, элемент детских игр в верхних широтах в зимнее время. В условиях температуры около 0°С снег обладает липкими свойствами, что позволяет сооружать из него различные… … Википедия

    ЗИМА - Время года между осенью* и весной*. В России самое долгое и холодное время года. Календарная зима три месяца: декабрь, январь, февраль. В действительности, зима в России наступает уже в ноябре, а заканчивается в марте. Еще осенью большинство… … Лингвострановедческий словарь

О том, что существовала такая игра, проводившаяся на Масленицу, все знают по одноименной картине Василия Сурикова, написанной в 1891 году (ныне хранится в Русском музее).

Работа над картиной «Взятие снежного городка» проходила на малой родине Сурикова, в городе Красноярске, где художник некоторое время жил после скоропостижной смерти своей жены. Боль утраты он «лечил» работой, пытаясь в родном доме набраться сил и при помощи изобразительного искусства найти смысл жизни.

Работа «Взятие снежного городка», имеющая жанровый характер, была написана Суриковым по этюду. Для картины художнику позировали родственники и близкие друзья.

Николай Николаевич Третьяков говорил на лекциях по русскому искусству в Суриковском художественном институте и во ВГИКе:

«Картины Сурикова кинематографичны. Такой близости к кинематографу, к фотографии, как «Взятие снежного городка», пожалуй, нет ни у какой другой его работы. Показателен момент взятия крепости, когда комья снега летят как камни, град и пепел в «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова. Фрагменты картины удивительны по своей экспрессии, которая очень ценилась в старой Академии художеств, но ее иногда понимали внешне, формально, а здесь она дана документально: в костюмах, головных уборах можно открыть неожиданные этнографические детали, потому что для Сурикова в них выражена история народов Сибири и Азии.

Суриков очень любил в искусстве ракурсы и в этом смысле особенно ценил греческую скульптуру «Лаокоон». Его «замахнувшийся прутом» во «Взятии снежного городка» - своего рода опрокинутая скульптура, хотя руки с хворостинами - момент движения. Картину можно разбить на ряд кадров.

«Взятие снежного городка» является, конечно, преимущественно костюмной работой. Суриков всегда ценил в одежде узорочье, красочность, яркость. И, пожалуй, никто из русских художников так не понимал традиционный костюм, как Суриков, который дал ему и словесную характеристику. Для художника одежда всегда выражает образ жизни человека».

Суриков изучал историю донских казаков, считая, что сибирские казаки, к которым принадлежал его род, вышли с Дона. Он изучал традиции казачьих сел, в том числе народные игры, который проводились на Масленицу. Одной из таких воинских состязательных потех было взятие снежного городка, известного с XVIII века. Первоначально в игре участвовало только служилое население, но позже стали играть все сельские жители. При помощи такого состязания юноши готовились к защите Отечества и семьи.

До революции снежные городки устанавливали в станицах на площадях за две недели до Масленицы, чтобы снег слежался, утрамбовался, окреп, обледенел. Крепости представляли собой большие конусы высотой 8-10 м и около 6 м в диаметре (напоминали высокие стога сена с почти отвесными боками). Вокруг они обносились невысокими, в 1,5 м, снежными валами.


В день, назначенный для взятия городка, на площади собирались все станичники, которые приходили с семьями. Одни принимали участие в состязании, другие - смотрели и болели. В толпе можно было слышать такие разговоры:

А что, папака, будет такой Карс-то, который ты в туретчине-то брал? - спрашивал мальчуган своего отца, вспомнив его рассказ про взятие турецкой крепости Карса и указывая на городок.

Будет! Почитай што такой! - отвечал, улыбаясь, отец.

А Хива?

Ну, Хива будет поменьше Карса…

А коли так, то и я и возьму!

Знамо возьмешь! Как подрастешь малость, то и возьмешь! - отвечал отец, трепля по плечу будущего героя.

Перед штурмом на вершине городка укрепляется флаг и возле него клались призы. Защитники, вооруженные большими деревянными лопатами, а иногда и ружьями, заряженными холостыми патронами, занимали места за валом. Отряд, предназначенный для штурма (в его рядах были и конные, и пешие), отводился от него на 40-50 м и выравнивался.


Когда все было готово, распорядитель (станичный атаман) подавал сигнал «шагом», а затем «карьер». По первому сигналу казаки начинали движение, а по второму с гиком бросались на городок. В тот момент, когда они подскакивали к валу, их встречали выстрелами и массой снега, который залеплял глаза и людям, и лошадям, отчего происходило замешательство. Между атакующими и защитниками завязывалась борьба. Первые стремились проникнуть за вал к городку, а последние старались не пустить их, пугая лошадей и забрасывая снегом. Иногда перед валом в момент атаки зажигалась солома.

Когда атакующие преодолевали вал и оказывались у крепости, то они бросали лошадей и при помощи обломков пик или заостренных колышков лезли на почти отвесные стены городка, стараясь перегнать один другого.

Снег часто не выдерживал тяжести людей, поэтому они падали вниз и снова устремлялись на стены. В то время защитники засыпали их снегом. Тот, кто первым взбирался на вершину, к флагу, тот получал приз.

После взятия городков устраивалась джигитовка, за что ее участники получали от атамана в награду несколько серебряных рублей. Рубли завертывали в платки и бросали на снег. Едва успевали их разбрасывать, как они сразу попадали в карманы молодцов-джигитов, которые живо подбирали их с земли на карьере. За удалое взятие городков и лихую джигитовку казаки и казачата удостоились получить благодарность наказного атамана, после чего в стройном порядке с песнями и взятыми с городков флагами отправились по улицам станицы.

Более подробное описание народной игры см. в источнике: Бердская слобода

Письменные источники:
Журнал «Разведчик» (1896, 18 мая. №292-293).
Журнал «Разведчик» (1895, 1 марта. №229).
«Оренбургская газета» (1899, 4 апреля. № 626).

Сегодня традиции взятия снежного городка возрождаются.

Картина Василия Сурикова наверное одна из картин художника искренне пропитанная оптимизмом и радостью, бесшабашной удалью и безоглядным весельем.
На картине изображена старинная русская забава на масленичных гуляньях – штурм снежной крепости.

К этому праздничному развлеченью готовились за несколько дней – из снега и льда строили крепость или как его называли на родине художника в Сибири, городок. Мужики делились на две группы: одна защищала городок всеми доступными способами, другие, теми же способами, старались захватить его, не редко и в конном строю как изображено на картине.

Художник изобразил на полотне нарядную толпу крестьян, все в ярких праздничных нарядах. Они с восхищением в глазах смотрят на лихого всадника в высокой меховой шапке, наверняка в собольей, который ловко преодолевает снежную стену на вороном коне. Ясно видно, что всаднику не легко досталась эта победа: оба, и всадник и конь взмылены и растрепаны после прорыва сквозь толпу защитников вооруженных палками и ветками. Но по осанке казака и коня видно, что такие пируэты им не в диковину, оба бывалые воины.

На картине ярко заметна одна особенность, скорее очередная загадка художника: посмотрите на глаза всадника и толпы защитников позади него. Во взгляде всадника явно видны острота и злость, почти как в настоящем бою, и совсем не видно радости от лихой победы в удалой игре. А побежденные, наоборот, добродушно улыбаются, как будто это они победили и их это не их крепость через несколько минут сравняют с землей. Они искренне радуются удачно сложившему развлечению, что никто не пострадал в острой забаве.

Василий Суриков на всех своих картинах изображал множество персонажей, каждого из которых наделял своим характером, как будто вдыхая в них душу. Большое внимание художник уделяет позам, выражению лиц, деталям одежды. Для этого он часто посещал рынки и ярмарки, подобные народные гулянья, подмечая как ведут себя люди в разных ситуациях. А эскизы для будущей картины писал со своих знакомых и родственников. Например, на этой картине художник изобразил своего брата, это мужчина на санках под ярким ковром.

Изображая людей, художник отразил на своей картине людей различных сословий. Что придает полотну особый колорит: красные платки женщин, белые с цветными поясами полушубки крестьян и шитый золотом ковер барских саней.

Полотно полно движения и очень живо передает морозную свежесть дня, который уже явно перевалил за полдень. Рядом с картиной буквально чувствуется разлетающийся во все стороны снег. Весь колорит полотна бурлит весельем, с яркими контрастами белого снега с красным, синим и зеленым цветами праздничных одежд персонажей. Картина буквально дышит жизнерадостностью и праздничной, вольной радостью народного гуляния.

Полотно было показано в Санкт – Петербурге, где произвела небывалый для картин Сурикова фурор, а на выставке в Париже художник получил именную медаль.

Сам художник так сказал о своей картине: «Встряхнулся и тогда от драм к большой жизнерадостности перешел». Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи".