Снегурочку имеет дед мороз. Дед Мороз и Снегурочка - кто они? Дед Мороз и Снегурочка: традиционные костюмы

За последние годы интерес к прошлому славянского народа существенно возрос, особенно это касается изучения религии и ее характерных особенностей. Ведь, как известно, именно верования и религия тех времен были основой общества, которое просуществовало не один век. Особенно интересным для изучения является славянский календарь , опираясь на него, наши предки производили уборку, посадку и сбор урожая, веселились и отдыхали, молились богам, а жрецы проводили свои тайные ритуалы, просили о милости и достатке.

Естественно, у древних славян было огромное множество различных и очень почитаемых праздников, но одним из самых любимых и долгожданных славянских праздников для наших предков было 30 января – День Деда Мороза и веселушки Снегурочки. Конечно, сложно не удивиться такому сходству, ведь в современном мире Дед Мороз и Снегурочка, настоящие волшебники и символы самого сказочного праздника в году – Нового Года.

Конечно, не многие догадываются о происхождении этих по-настоящему сказочных персонажей. Вообще многие исследователи и

культурологи сходятся во мнении, что некоторые славянские праздники перешли к нам от наших прародителей, но при этом немного видоизменились, ведь прошло огромное количество времени.

30 января наши предки считали Днем Мороза и Снегурочки, зимнее торжество было весьма долгожданным и веселым в обыденной жизни наших славян. Дед Мороз в эту дату считатеся зимней интерпретацией могучего Велеса, который по верованиям наших предков мог обеспечить богатство и благополучие на весь год.

В современности эти образы Деда Мороза и его внучки обрели более сказочную функцию, нежели у древних славян. Но по-прежнему они являются символами радости, веселья и началом чего-то нового и хорошего в жизни каждого человека.

Вне зависимости от современных суеверий Снегурочка по верованиям предков является дочерью Мороза и его супруги Снежной Царицы, а не внучкой, как мы привыкли думать. Сама же Снежная Царица считается дочкой Мары и Кощея, что совершенно не вписывается в современное восприятие Деда Мороза, как сказочно-доброго и волшебного персонажа.

Чаще всего в день празднования за одним столом собиралось очень много детей от мала до велика, и старшие рассказывали им сказки и легенды об этих персонажах. Одной из самых интересных и довольно противоречивых считается легенда о том, как богиня любви Лель одарила Снегурочку любовью к обычному селянину, и та отказалась покидать любимого и не уехала на Север. После наступления тепла она начала таять, а богиня только громко смеялась.

Всем известна современная история о добродушном Дедушке Морозе и его Снегурочке живущих на далеком Севере, которые под Новый Год дарят волшебство и подарки на земле. Но ведь праздник уходит корнями в древность и суть празднования у славян несколько отличалась от современного торжества.

Наши предки называли славянский календарь — Коло Сварога, представлял он собой круг знаков Зодиака. Сварог же это воплощение Вселенной в мужском обличии, небесный кузнечный мастер, создатель всего живого на планете, хранитель семей и счастья в браке.

В славянском календаре этот праздник был особенным, не только из-за силы Мороза-Велеса, его возможности даровать тепло и богатство на весь года, но и потому что он являлся покровителем всех начинаний в зимний период. Теперь становиться ясно, что данным символам современного новогодних праздников по нескольким тысячам лет, и они имеют свой божественный прототип.
В современности Дед Мороз и Снегурочка – это в большей степени персонажи детских сказок, без которых мы не представляем новогодних праздников, но что подразумевает образ каждого из них.

Древний образ Деда Мороза и его значение для древних славян

У всем знакомого с детства Деда Мороза есть тысячи имен и названий в разных странах — Финляндия – Йоулулукки, Одзи-сан – Япония, Сандерклаас – Нидерланды, Санта Клаус – США, этот список можно продолжать до бесконечности. Естественно, у каждого народа свои версии происхождения и значения имени этого волшебника. Но есть несколько обязательно схожих общих черт, в которых сходятся все культуры мира:

  1. Мороз всегда представляется могучим воплощением бога или духа (в зависимости от культуры), который наделен невероятно мощной силой и магией;
  2. Наши предки изображали его всегда довольно суровым и, как говорится, «с характером» под стать переменчивой зимней погоде — то лютый мороз и буря, то резкая оттепель;

Также во многих культурах мира, в том числе и в славянской, Дед Мороз имел особый внешний вид, но всегда почти идентичный. Вне зависимости от культур и религии его изображали с длинными седыми волосами и бородой, что с древних времен считалось признаком мудрости и владением волшебными знаниями.

Наши предки изображали Деда Мороза с трехпалыми перчатками, что свидетельствовало о божественном начале Мороза. Также на нем всегда одет красный тулуп расшитый различными древнеславянскими орнаментами из золотых нитей, а на голове шапка с лебяжьим пухом, которая расшивалась серебром и жемчугом. Еще одним неизменным атрибутом образа Деда Мороза был хрустальный посох, превращавший в лед все, к чему прикасался, а наконечник его выполнен из серебра и имел форму полумесяца. В свою очередь посох был символом власти, счастья и богатства.

Древний образ Снегурочки и его значение для славян

Снегурочка также имеет множество имен в различных культура мира, но в отличие от Деда Мороза, у нее есть свой автор – Александр
Островский. В одноименной сказке «Снегурочка» мы впервые встречаем некую историю с мифической подоплекой, в которой есть четкое указание, что Снегурка – это дочь Деда Мороза.

Но впоследствии она станет его внучкой, но не из-за ошибки, а для того чтобы дети смогли чувствовать себя «на равных» с ней. Сейчас уже отследить, кто на самом деле была Снегурочка по верованиям наших предков невозможно, по крайней мере, пока, но, тем не менее, она была и остается одним из самых любимых образов всех детей и взрослых.

Стоит отметить, что Снегурочка – помощница Деда Мороза, которая постоянно рядом с ним, существует только в нашей культуре. В остальных культурах есть приблизительно похожие образы, но ни один Дед Мороз мира не может похвастаться такой умницей.

В отличие от современного Нового Года наши предки не дарили друг другу подарки, а делали подношения и молились в этот день Морозу. Просили его о милости и защите, о счастье и здоровье для своей семьи.

Как видим очень многое в праздновании Дня Деда Мороза и Снегурочки древних славян схоже с нашим всем знакомым и любимым праздником Новым Годом.

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©

Приходить к ребятам на новогодние праздники Дедушка с внучкой начали только в конце 19 века.

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее - совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних ёлок, однако это произошло только в конце XIX века. В преданиях наших предков существовал Мороз - повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне - боге зимней стужи. Мороза представляли как старичка маленького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек, щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами. Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздача подарков не была их главной заботой.

Прообраз Деда Мороза – реальный человек из Малой Азии

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован. В 1087 году пираты выкрали его останки из церкви в Демре, где при жизни он служил епископом, и переправили их в Италию. Прихожане церкви были так сильно возмущены, что разразился большой скандал, который, как бы сказали современники, невольно выполнил функцию рекламы. Постепенно из святого, которого знали и ценили только на его родине, Николай стал объектом почитания всех христиан Западной Европы.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

Ниссе. Норвегия.

Так появилась традиция готовить чулки или башмачки для подарков

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.


Узбекский Дед Мороз со Снегурочкой.

Как появился Санта-Клаус

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Популярность доброго рождественского «старика в красной шубе» среди американцев стала весьма высокой. В середине XIX века этот Святой, или Пер Ноэль, стал моден даже в Париже, а из Франции образ Деда Мороза проник и в Россию, где западноевропейская культура не была чужда образованным и состоятельным людям.

Русский Дед Мороз

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).


Русский Дед Мороз.

Откуда у Мороза внучка Снегурочка

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.

Эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка - дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове - так, как увидел ее В.М. Васнецов; или в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее М.А. Врубель; или в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих.


Якутский Дед Мороз.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. А Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

Кстати

Как называют Деда Мороза в разных странах

  • Австралия, США - Санта Клаус. Американский дедушка носит колпачок и красную курточку, курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Австралийский Дед Мороз такой же, только в плавках и на скутере (знаете ли, жарко первого января в стране кенгуру).
  • Австрия - Сильвестр.
  • Алтайский край - Соок-Таадак.
  • Англия - Батюшка Рождество.
  • Бельгия, Польша - Святой Николай. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках - розги для шалунов.
  • Греция, Кипр - Святой Василий.
  • Дания - Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас.
  • Западные славяне - Святы Микалаус.
  • Италия - Бабо Наттале. Кроме него к послушным детям приходит добрая фея Бефана (Ла Бефана) и дарит подарки. Шалунам же достается уголек от злой волшебницы Бефаны.
  • Испания - Папа Ноэль.
  • Казахстан - Аяз-ата.
  • Калмыкия - Зул.
  • Камбоджа - Дед Жар.
  • Карелия - Паккайнен.
  • Китай - Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь.
  • Колумбия - Папа Паскуаль.
  • Монголия - Увлин Увгун, приходит в сопровождении Зазан Охин (Снегурочка) и Шина Жила (мальчик-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода.
  • Нидерланды - Сандерклаас.
  • Норвегия - Ниссе (маленькие домовые). Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.
  • Россия - Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице. Он немного суров на вид. Носит шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков.
  • Румыния - Мош Джерилэ.
  • Савойя - Святой Шаланд.
  • Узбекистан - Корбобо и Коргыз (Снегурочка). В узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает «снежный дедушка» в полосатом халате. Это и есть Корбобо.
  • Финляндия - Йоулупукки. Такое имя ему дано не зря: «Йоулу» означает Рождество, а «пукки» - козел. Много лет назад Дед Мороз носил козлиную шкуру и подарки развозил на козлике.
  • Франция - Дед Январь, Пер Ноэль. Французский «Дед Январь» ходит с посохом и носит широкополую шляпу.
  • Чехия - Дед Микулаш.
  • Швеция - Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен).
  • Япония - Одзи-сан.

Дед Мороз- в таком образе, который знаком каждому из нас, появился в начале ХХ века. Но образ Деда Мороза в своей истории корнями уходит вглубь веков.

Еще в мифологии древних славян родился образ Снежного Деда. Затем он трансформировался в образ Морозко - сурового деда, представляющего собой стихию. Считалось, что Мороз ходит по домам и собирает с людей дань. В том числе он может украсть даже детей. Это объясняется и тем, что при недостаточном обогреве жилищ люди нередко умирали от холода.

На рубеже ХIX и ХХ веков этот образ начал смягчаться. И Морозко представлялся уже как лояльный к людям персонаж.

В советское время,в связи с пропагандой атеизма, появился Дед Мороз, который носил дидактическую - воспитательную и поучительную функцию: дарил подарки детям. Но только послушным!

По сути, это был единственный своеобразный Бог, которого разрешала советская власть.

Снегурочка

Снегурочка, в отличие от Деда Мороза, имеет своего конкретного автора. Это писатель Александр Островский. В его сказке "Снегурочка" впервые рассказано о родственнице Деда Мороза. Только в данном произведении она предстает в роли его дочки. Снегурочка, по сюжету, появлялась перед людьми в лесу. Ее привлекала музыка, которую она слышала в людях.

Позже Снегурочка «перевоплотилась» во внучку Деда Мороза. Это можно объяснить тем, что этот образ куда ближе к детям. Ведь если Снегурочка - его дочь, то, соответственно, она представляется в более старшем возрасте. А если внучка - она сверстница детей, к которым приходит в гости.