Натурщица должна быть исполнительной и не капризничать. Как я позировала незнакомцам голой

Хотя профессиональным моделям за час позирования в обнаженном виде художники платят более ста долларов

При слове «натурщица» в памяти невольно всплывает романтический образ женщины с роскошными формами и томным взглядом. Сразу вспоминаются классические шедевры древних греков, знаменитая Гала Сальвадора Дали, агрессивные и воинственные богини Валеджио. Однако вся эта неземная красота создана художниками, которым позировали вполне реальные, земные женщины. »ФАКТЫ» уже рассказывали о професии натурщиков, где они представлялись в несколько романтическом свете. Но не всегда работа натурщицы овеяна романтикой. В этом пришлось убедиться, выслушав рассказ девушки, которая несколько лет зарабатывала на жизнь, позируя художникам, студентам художественных вузов и прочим любителям мольберта и кисти.

«Женщины с модельными формами художникам неинтересны»

Внешность моей собеседницы далека от классической -- худенькая, немного угловатая фигура, округлости груди едва просматриваются под одеждой. В моем же представлении натурщицы -- женщины совсем с иными формами и параметрами.

Как я понимаю, в натурщице классические формы -- не главное?

Если бы на натуру подбирали девушек с модельными формами, то на них такой дефицит был бы! -- рассказывает Татьяна. -- В качестве натурщиц и натурщиков для работы в различных творческих мастерских подходят практически все желающие. У нас в городе есть несколько мест, где собираются те, кто хочет предложить свои услуги в качестве натуры. Туда же приходят и те, кто их выбирает -- художники, ассистенты из художественных факультетов, подмастерья. Эта неформальная тусовка напоминает своеобразный рынок. Здесь людей рассматривают, оценивают, расспрашивают, словно выбирают вещь. При этом никто ни на кого не обижается, понимая, что это изнанка профессии. Особо тщательно выбирают себе натурщиков художники и скульпторы. Правда, более известные из них подбирают натуру уже не на рынке. А для студентов вузов подбор происходит буквально в считанные минуты. Не кривой, не косой, чистый, опрятный -- годится.

Многие соглашаются попробовать себя в роли натурщицы, получая предложения через знакомых и друзей. Я именно таким образом нашла эту работу. Было интересно, да и деньги хорошие -- я начинала позировать в частных мастерских. На рынке побывать в качестве товара, слава Богу, не пришлось. Зато общалась с людьми, получившими работу натурщиков через рынок, и все признавались, что чувствовали себя там неуютно. Кстати, там можно встретить совсем молоденьких девочек -- 16-17 лет. Среди них в основном иногородние, приехавшие подзаработать.

Что, натурщикам так хорошо платят, раз многие не боятся показать публике свое не всегда совершенное тело?

У каждого свои причины. Для некоторых молодых людей это способ поступить в художественный институт, поскольку за время работы парни и девушки имеют возможность познакомиться с преподавателями, получше разузнать обстановку в вузе. Не секрет, что и личные симпатии могут сыграть свою роль. Особенно это касается девушек. Поэтому многие готовы часами позировать и соглашаются на любую натуру, лишь бы чаще мелькать перед преподавателями. Другая причина -- деньги. Когда я начинала позировать (а было это лет пять назад), то за час позирования перед студентами в вузе платили 8-10 гривен. Сейчас, говорят, в два раза больше. Что ж, многим это выгодно.

Обычно натура, как называют занятия, длится три-четыре часа. А в мастерских и того больше: мне однажды пришлось позировать пять часов подряд, лишь один раз прервавшись на перерыв. Но ведь среди натурщиков много и пожилых людей. Так что эти деньги достаются некоторым не так уж просто. Кстати, в одной телепередаче я видела сюжет о том, как пожилой мужчина, позировавший в мастерской в лежачей позе, умер прямо во время натуры.

«Неприятно, когда кто-то посмеивается над твоим телом»

Складывается впечатление, что эта работа не всегда по душе самим натурщикам?

Вы правы. Ну, кому может нравиться часами находиться в неподвижной позе, причем под пристальными взглядами большого количества людей? Многие мои коллеги испытывают еще и моральный дискомфорт. Не раз слышала от девушек, что они ненавидят свою работу, потому что никак не могут избавиться от стыда и неловкости. Ведь натурщики, в основном, не профессиональные модели. И если ты молодая и симпатичная, еще полбеды. А когда женщине лет сорок пять, у нее дети -- сверстники студентов, ей трудно избавиться от неприятных ощущений. Стыд все-таки присутствует, что бы там ни говорили. Очень неприятно, если кто-то в уголке посмеивается над твоим телом. Причем особенно неприятно, когда это делают девушки. Так что могу вам сказать, что среди моих коллег было очень мало тех, кому бы действительно нравилась эта профессия. Женщин среди них, пожалуй, и вовсе не было.

Другое дело -- мужчины. Им легче во всех отношениях: они и реже полностью раздеваются, и менее болезненно относятся к изъянам своей фигуры. К тому же не всегда для натуры нужна хорошее телосложение. Есть потребность и в толстых, и в худых. Все зависит от задачи, которую ставит преподаватель перед студентами, или от идеи художника. Бывает, что берут первого попавшегося. Особенно часто так происходит в учебных заведениях. Говорят: срочно нужна натура. И выбирают модель из того, что есть в данный момент.

Но главное, как говорят художники и преподаватели, в любой фигуре надо попытаться найти что-то красивое, какие-то необычные, присущие только этому человеку черты и передать это. Когда я позировала студентам, не раз слышала высказывания педагогов, что нельзя научиться достоверно передавать красоту гармоничного тела, не научившись рисовать то, которое далеко от совершенства. Это, как в рекламе: нужно почувствовать разницу.

Как вы уже говорили, натурщиками становятся люди разных возрастов.

Как правило, совсем молодых очень мало -- молодежь вытесняют люди более опытные. Средний возраст -- 25-30 лет. Хотя встречаются 40-летние и 50-летние. Понятно, что зачастую их фигуры весьма далеки от совершенства. Иногда среди натурщиков можно увидеть совсем дряхленьких мужичков.

«Сексуальность натурщиков никого не интересует»

Тебе часто приходилось позировать полностью обнаженной?

Если позируешь в учебном заведении, то все зависит от программы. Для третьекурсников я позировала в полуобнаженном виде -- с оголенным верхом. Когда работала со студентами четвертого и пятого курсов, то обнажалась полностью, принимая различные позы. Иногда очень откровенные, поэтому приходилось слегка прикрываться. В частных мастерских, где я тоже много работала, обычно позировала абсолютно раздетой. А вот мужчины чаще позируют в плавках. Рисовать совершенно голого мужчину не принято. Представители сильного пола полностью обнажаются лишь в тех случаях, когда его нужно рисовать сзади. Так что мужчинам в этом отношении проще.

А как складываются взаимоотношения между натурщиками и студентами, преподавателями, художниками?

Дружба между ними -- большая редкость. Скорее даже можно сказать, что они относятся друг к другу с неприязнью. Особенно недолюбливают студентов опытные натурщики. А бывают среди них и особе заносчивые личности, считающие, что раз они позируют художникам, то являются эталоном красоты. С преподавателями обычно складываются чисто деловые отношения. И учителя, и студенты воспринимают модель в первую очередь как объект своей работы. Точнее сказать, стараются воспринимать. Хотя мне и другим натурщицам не раз приходилось слышать от студентов шуточки, мол, не хочу ли я попозировать в более интимной обстановке… Правда, дальше слов никогда дело не доходило.

Кстати, женщины-натурщицы, в отличие от своих коллег мужского пола, ужасно нервничают, когда преподаватель предлагает студентам подойти поближе к ним, чтобы получше рассмотреть тело и передать какие-то детали. Это происходит не на каждом занятии, но, когда все-таки наступает такой момент, многие натурщицы начинают сильно нервничать. Есть тут некий психологический момент. Когда к тебе подходят близко, некуда отвести глаза. А в столь пикантной ситуации, если не можешь отвести взгляд в сторону, то чувствуешь себя неуютно. Ведь для натурщика важно то, что он может не пересекаться взглядом с аудиторией. Он отключается от этой среды и поэтому спокойнее переносит происходящее.

Существуют ли какие-то нормы, правила поведения натурщиков и тех же студентов?

Во время натуры студентам запрещено разговаривать с моделями. Другое дело, когда работаешь в частной мастерской, позируя двум-трем художникам, -- там разговоры обычно ведутся. Как правило, если натурщица работает для студентов, то по окончании натуры она сразу удаляется в другую комнату, чтобы ни с кем не пересекаться. Кто-то не стесняется и может, едва прикрывшись, переброситься парой фраз и со студентами, и с преподавателем. Правда, бывают непредвиденные ситуации. Как-то знакомая девушка рассказывала мне, как ее наняли в творческую мастерскую, и там среди учеников художника она узнала своего давнего знакомого. В такой ситуации это всегда неприятно. Неспроста, наверное, так много среди представителей нашей профессии приезжих. Вообще, о натурщицах и художниках много разных слухов ходит. Рассказывают, как одна натурщица вышла замуж за студента, который ее рисовал, а преподаватель, увлекшись симпатичной натурщицей, ушел из семьи.

В вашей работе без курьезов, наверное, не обходится?

Всякое бывает. Как-то работала одна молодая натурщица. Она позировала несколько часов, практически не шелохнувшись. К концу второго часа девушка стала суетиться, закусывая губы. Оказалось, ее никто не предупредил, что стоять, как мумия, на натуре не обязательно. Если мышцы затекают, то каждые 20-30 минут можно слегка подвигаться, чтобы размяться. Другой натурщице не нравились позы, которые ее заставляли принимать. Ей все хотелось выглядеть более пикантно, откровенно, чтобы она вызывала у окружающих определенные чувства, что, естественно, никому не нужно. По большому счету, когда позируешь для студентов, поза не должна выражать ничего. Вот когда работаешь с художником, тогда включаешь и романтизм, и сексуальность.

Как насчет частных заказов? Говорят, у художников гонорары повыше? Правда, и риск побольше, ведь обстановка более интимная, чем в аудитории.

Мне несколько раз приходилось позировать частным образом для скульпторов и художников. Платят они действительно неплохо. Средняя такса -- 25-30 долларов в час. Есть, правда, и очень высокооплачиваемые натурщики (особенно много среди них женщин), которые специализируются именно на частных заказах и этим хорошо зарабатывают -- более 100 долларов в час. Что касается возможности каких-то непредсказуемых действий, то это практически исключается. По крайней мере, ни со мной, ни с моими знакомыми такого никогда не происходило. Художники люди интеллигентные. У них бывают свои причуды: кто-то не подходит к холсту, не выпив пару рюмок конька или не выкурив травки, но сексуальными домогательствами они не балуются. Конечно, нельзя исключать, что какой-то художник может завести себе любовницу-натурщицу. Но это уже, как вы понимаете, частный случай. А в целом никому не хочется портить репутацию. Ведь слухи в этой среде распространяются со скоростью огня.

Всю жизнь я занимался наукой, но когда вышел на пенсию в 50 - заскучал. Тогда мой друг из Академии художеств предложил попозировать для студентов. Внешность у меня колоритная: в молодости был похож на Фиделя Кастро, а теперь то на Солженицына, то на Толстого в зависимости от длины бороды.

Натурщиками, а точнее «демонстраторами пластических поз», в основном становятся студенты и студентки, чтобы поправить свои денежные дела. Но на позировании много не заработаешь: 90 рублей в час за портрет, за обнаженку - от 160. Отнимите от этого ещё 13 % подоходного налога - и получится вообще смешная сумма: на проезд потратишь больше половины. Так что многие работают за идею и из любви к искусству. В последнее время стало много натурщиц-домохозяек: времени у них полно, заняться нечем.

Есть преподаватели, которые входят в положение и доплачивают - вскладчину со студентами. У меня в месяц получается не больше 20 000. Но мой коллега, бывший танцовщик Мариинки, после выхода на пенсию смог скопить на квартиру.

Типажи

Базы натурщиков, конечно, есть при вузах, но ими мало кто пользуется. Чаще нужный типаж ищут через друзей или в социальных сетях. В качестве отборщика выступает сам преподаватель или художник, ищет в зависимости от темы постановки. Например, студентам необходимо научиться рисовать костюм - нас наряжают; когда те проходят анатомию, приглашают спортсмена; изучают движения - ставят в какую-нибудь закрученную позу, а потом ещё и коня пририсовывают впридачу. Но если преподаватель нерадивый, то студенты на протяжении всего курса одну 50-летнюю тётю рисуют. Кстати, таких натурщиц не слишком много: после сорока у женщин резко появляются комплексы и почти все уходят. Показывать нечего больше, говорят. Я им сразу напоминаю про Кустодиева и его картины с пышнотелыми солидными барышнями, но на них это не действует. Мужчины обычно проще в этом отношении.


Вообще, надо сказать, с эпохи Ренессанса мало что поменялось: женщин художники по-прежнему любят фигуристых, чтобы было что рисовать, а мужчин - атлетичных, с ярко выраженными анатомическими деталями. Тут современные стандарты красоты не действуют. На портреты вообще часто уродцев всяких ищут или дураков, поколоритнее. Меня, ясное дело, берут на роли стариков. То я Сократ, то Толстой, то король Лир. Иногда тематические роли предлагают: пьяница, гармонист. Бывает, требуют стричься определённым образом или бороду отращивать. Однажды чисто машинально сбрил её, слава богу, к тому времени большая часть студентов уже дорисовала меня.

Обнажёнка

До революции и мужчины, и женщины позировали совершенно голыми. Потом нравы поменялись, правда, только в отношении мужчин. C тех пор натурщиков обязали надевать плавки, а вот женщины так и остались без одежды. Это негласное правило работает до сих пор, хотя платят и тем и другим одинаково.

Натурщикам, а особенно натурщицам, которые никак не связаны с искусством или творчеством, вливаться в процесс тяжело: стесняются. Но надо встать и отрешиться. Многие успокаивают себя причастностью к высокому, им льстит, что их лица или тела окажутся на выставках или просто в эскизниках художников. Хотя многие натурщики уж слишком себя спокойно чувствуют во время урока: начнут историю своей жизни рассказывать, поют или вообще с советами по рисунку к художнику лезут.

Тех, кто приходит, чтобы похвастаться своим телом, в вузах мало. Такие идут к частным художникам. Те их рисуют для своих нужд, а девушки забирают себе наброски: дома на стеночку повесить, подружкам показать.

Требования

Работа достаточно жёсткая: тебя ставят в нужную позу, и ты стоишь не двигаясь несколько часов. Перерывы обычно делают раз в 45 минут, разрешают размяться. Из-за статичности позвоночник болит постоянно. Сидишь - болит, стоишь - болит. Некоторые не выдерживают и просто уходят посреди урока. Приходится оперативно искать замену.

Набор поз у натурщиков достаточно стандартный. Самая популярная - контрапост, как у Венеры Милосской и Давида. Это когда вес тела переносится на одну ногу, а плоскости таза и плеч расходятся. Затем идут позы сидя и полулёжа. Это тоже крайне неудобно.


Групповые постановки сейчас рисуют редко. Слишком дорого и долго собирать людей и строить декорации. Обычно за раз приглашают двух-трёх натурщиков, делают эскизы, а потом совмещают с остальными на холсте. Но недавно было несколько групповых сцен: в одной были ученики Христа, в другой я был Моисеем.

Иногда с животными приходится позировать: для скульптуры я в обнимку с лошадью несколько дней подряд простоял. Во дворе Академии есть так называемая стекляшка, где содержат разных животных: куриц, коней, коз. Но чаще всего зверей ходят рисовать в зоопарк.

Травмы и искусство

Травмы для натурщиков - дело привычное. Ты стоишь полдня на высоченной тумбе уставший, в помещении душно. Неудивительно, что, отработав с 9 утра до 7 вечера, падаешь в обморок. Как-то я упал, а студенты смотрят на меня и спрашивают: «Продолжать будем?» Вызываем скорую - два сломанных ребра. Алкоголем перед постановками тоже злоупотреблять не стоит, а то одна вон подвыпила и в ванну с глиной упала.

Воздух в помещениях не самый свежий: комнатки маленькие, студентам вечно холодно, приходится уайт-спиритами и красками дышать. На скульптуры вообще месяцами позируем, от ста часов и больше. Но там хотя бы химикатами не воняет. От физиологии тоже никуда не убежишь. Захочешь в туалет - и бежишь в одном халатике по институту. Или уснёшь на портрете, а студенты кричат «Откройте глаза, нам их нарисовать нужно».

Студенты и художники

Все думают, что натурщик - это обязательно обнажёнка. Моя первая постановка вообще в каракулевой шубе при +20 была. Студенты первых курсов начинают с портретов, рук и лица, потому что сразу голое тело им рановато показывать. Садишься вот так за стол, кладёшь на него руки и сидишь. Они подходят, рассматривают, что-то замеряют. Когда дело доходит до тела, они уже подготовлены: никто не хихикает. А вообще, студенты к голым натурщикам мало интереса проявляют. Иногда приходишь позировать, а из 15 студентов на пару явилось всего двое. С художниками в этом плане проще: они заранее расписывают все планы и позы, берут от тебя максимум, заключают настоящий трудовой договор, ну и, конечно, платят больше.

Я люблю над студентами пошутить. Прихожу на постановку и говорю им: «Слушайте, ребята, плавки я дома забыл, а трусы у меня грязные. Буду без всего позировать». Девочки начинают представлять меня, 80-летнего дедушку, нагишом: сразу кто побледнел, кто покраснел. Выхожу на подиум в тельняшке по колено и спрашиваю: «Ну что, готовы? Ну поехали!» Сдёргиваю тельняшку, а там трусы, конечно.


Правообладатель иллюстрации Olivia Howitt

В рамках нового международного проекта все желающие приглашаются позировать художникам в обнаженном виде. Танис Тейлор занималась рисунком и живописью 20 лет, а теперь решила поучаствовать в этом процессе с другой стороны мольберта. И вот что она рассказала читателям .

Посмотрев, как человек раздевается, можно сказать о нем многое. Натурщицы часто носят шелковые халаты и, перед тем, как принять позу, позволяют им грациозно соскользнуть с плеч. Некоторые спокойно выходят из туалета голышом, болтая по дороге с учениками-художниками. Другие прячут глаза. Помню и натурщицу, которая снимала одежду предмет за предметом и потом лучезарно улыбалась нам со своего барного стула в течение целого часа.

Я задумалась: а что будет, когда пробьет мой час? Как я покажу мое среднестатистическое, обнаженное 40-летнее тело полному классу незнакомцев? А как бы к этому подошли вы?

Предыдущий натурщик только что покинул подиум. Он молод, бородат, зататуирован и "дает пять" художникам, мимо которых проходит. На скромнягу он не похож. Я иду в туалет, наношу на тело матовую пудру – в ближайшие полчаса она будет заменять мне одежду. Пудра не скрывает яркий румянец, который распространяется с моих щек к месту, где было декольте, когда на мне было платье. Что дальше? Дальше я вхожу в студию, где ждут восемь мужчин и две женщины, здороваюсь и извиняющимся жестом сбрасываю сорочку.

Я участвую в международном эксперименте иллюстратора Майка Перри, который обратился к широкой публике с призывом "Разденьтесь, и вас нарисуют" . В разных городах мира он собирает художников и иллюстраторов, чья работа ему нравится, и через социальные сети организует мероприятия, в ходе которых позируют обычные люди.

"Все началось в 2011 году. Я хотел вернуться к рисованию живой натуры, но терпения ходить на обычные курсы у меня не хватало, - вспоминает Перри. - Я подумал: надо посмотреть, согласятся ли позировать какие-нибудь случайные незнакомцы. Для пробы мы организовали одну такую сессию через Twitter. Честно говоря, мы не думали, что кто-то придет, но отклик был феноменальный. Да и рисунки получились отличные, куда лучше, чем с профессиональными натурщиками".

Проект обрел популярность, добровольцы собирались на вечера позирования в Нью-Йорке, Амстердаме и Лондоне. Среди натурщиков была пара, пришедшая на свое первое свидание; мучимая бессонницей мать двоих детей; группа друзей, приехавших на холостяцкую вечеринку; и девушка, которой сходить на сессию посоветовал психолог – чтобы избавиться от фобии по поводу ее лобковых волос.

Правообладатель иллюстрации Olivia Howitt Image caption Художник Кайл Плэттс на мероприятии "Разденьтесь, и вас нарисуют" в Лондоне

"Приходят самые разные люди. Некоторые чувствуют себя как рыба в воде, некоторые где-то посередине ("ну да, мне некомфортно, но лишь потому, что я раньше этого не делал"). Но есть и такие, которым крайне, до болезненности неуютно, и они будто пытаются сами себе что-то доказать. Сразу чувствуется, что им пришлось как следует собираться с духом, и видно, что они хотят пройти через это испытание", - отмечает Майк Перри.

Заметил ли он какие-нибудь национальные особенности? Британскую чопорность? Американский эксгибиционизм? Спокойное отношение голландцев к наготе? "Нет, ничто не бросается в глаза, - говорит Майк. - Люди как люди, такие же, как везде". Он лишь деликатно намекает, что мы, европейцы, пожалуй, более волосаты, чем американцы – и речь тут не о моде на бороды.

Не родись красивым

Бородачей на нынешней сессии, организованной при поддержке журнала It’s Nice That’s Printed Pages , хватает. Я сижу голышом, с растрепанными мыслями, в студии на востоке Лондона. Чтобы не смущать прохожих, окна занавешены белыми шторами. Собравшиеся рисуют на цветных листах A4 ручками и тушью и, принимая определенные позы, я хорошо вижу их наброски. На одном из них мой живот выпирает дальше груди.

Я пялюсь на горшок с цветком и говорю себе, что это пустяки, что я справлюсь. В конце концов, я провела больше 20 лет с другой стороны мольберта и знаю, что я сейчас нахожусь в священной, неприкосновенной зоне. Рисунок с натуры – дисциплина не оценочная, здесь нет места снобизму. Складка у груди, округлость живота – это друзья художника. Вспомните усыпанную неровностями плоть на картинах Люсьена Фрейда или Дженни Сэвилл. Лучшие модели, с которыми мне приходилось работать, не имели точеных балетных фигур, они были обычными людьми с со своими обычными особенностями – полосками от бюстгальтера, плоскостопием от плохой обуви. Я люблю рисовать такие детали.

Я сажусь в позу, которая кажется мне интересной и при этом не откровенной. Дыхание перехватывает, живот свело. Майк просит немного переместиться, и я молча повинуюсь. Я надеюсь, что все делаю правильно. На каком-то этапе мне начинает казаться, что один из художников заскучал. Я вдруг понимаю, что, хотя в этой студии меня никто не оценивает, я оцениваю себя сама. Сказываются 40 лет привередливого наблюдения человеческого тела и британская стыдливость.

Правообладатель иллюстрации Olivia Howitt Image caption Художник Уилл Эдмондс за работой

Я пытаюсь экспериментировать. Через шесть минут после начала сессии, в закрытой стоячей позе (голова склонена, ноги скрещены), я решаю посмотреть на собственное тело с самым обычным любопытством. Я отмечаю очертания моей фигуры – набор соединенных вместе форм – и разные оттенки кожи. Это интересно, и не более. Но я начинаю дышать спокойнее, вдруг слышу, что в помещении играет музыка. Я поднимаю взгляд от цветочного горшка на одного из художников и медленно, постепенно, начинаю контролировать занимаемое мной пространство.

Голая правда

Есть неписаные социальные правила на предмет того, каким образом мы – и в первую очередь женщины – должны привлекать к себе внимание. Слишком открыто требовать его считается бестактным. Но оставаться в тени и быть незаметной тоже очень неприятно. Я всегда пользовалась набором второстепенных приемов: демонстрировать ум, чувство юмора, слегка жеманничать. Декольте, каблуки, флирт.

Отбросить все это на полчаса, оказаться в положении, где меня ценят лишь за форму тела – непривычное ощущение. Есть некая особая свобода в том, чтобы стоять в собственном, неидеальном и стареющем теле на глазах незнакомцев. Это вам не селфи без макияжа.

Чопорность и отстраненность постепенно уходят, и я чувствую себя полностью вовлеченной в процесс, ощущаю себя притягательной, любознательной и интересной. Никакой эротики в этом нет. Я вижу, как заинтересованы мной художники – глаза смотрят на мое тело, ручки шуршат по бумаге, передавая изгибы и ложбинки моих округлостей. Я кажусь себе похожей на предмет архитектуры.

По окончании сессии я натягиваю на себя сорочку и тем самым возвращаюсь в рамки социальных условностей (и сексуальных сдерживающих факторов), отброшенных мной на минувшие полчаса. Но в последующие недели я продолжаю ощущать отголоски этого опыта. Оказаться будто в огнях рампы, чувствовать на себе пристальные взгляды, а потом осознать, что взгляды эти доброжелательные – все это показалось мне простым и честным способом привлечения к себе внимания, и нечто подобное я могу практиковать в повседневной жизни без всякой необходимости снимать одежду.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service Image caption Рисунок Уилли Эдмондса

Терапевтический эффект чужого внимания, лишенного оценочной составляющей, был неоднократно описан. Фотографы наподобие Эллен Фишер Турк пытаются при помощи снимков ню изменить традиционно сложившееся представление о женском теле и просят моделей описывать их ощущения в дневниках.

Ну а я после сессии позирования купила небольшой рисунок себя. Мне он нравится. Изображение не похоже на меня, но в нем передано какое-то чувство, находящее во мне отклик.

Художники, даже если они рисуют кого-то еще, всегда по сути рисуют самих себя. Люсьен Фрейд заявил, что натурщики и натурщицы играют для художника "очень интимную роль, давая стартовую точку эмоциям". Я бы сказала, что эмоции испытывает не только художник: когда на тебя смотрят, а не наблюдают, это очень помогает. Рекомендую.

Обнажённый мужчина пенсионного возраста, задумчиво восседающий на гипсовом кубе, полуобнажённая девушка с тарелкой фруктов, будто застывшая в танце. Такие «живые статуи» можно встретить в любом вузе, где изучают изобразительное искусство. Зимой и летом, в жару и в лютый холод, невзирая на затёкшие мышцы и превозмогая боль, натурщики трудятся на благо искусства. Возможно, уже через несколько лет портреты этих «профессиональных муз» появятся в известных музеях, а пока в перерывах между парами они разминают затёкшие конечности и пьют чай.

Профессия натурщика - одна из древнейших, она ровесница античного искусства. Во многих западноевропейских академиях изобразительного искусства, чтобы стать натурщиком, нужно пройти конкурсный отбор. В Советском Союзе, как впрочем, и в современной России, профессия «демонстратора пластических поз» никогда не принадлежала к разряду престижных и высокооплачиваемых. Поэтому ввиду нехватки кадров в натурщики принимают всех желающих: от студентов до пенсионеров, независимо от внешних данных.

Дороги, которые их выбирают

Дороги, ведущие в храм искусства, у всех разные: кого-то на этот путь толкает тяжелая финансовая ситуация, для других это способ самореализации, третьих приводит любовь к искусству, нарциссизм или же, наоборот, желание избавиться от комплексов. Соответственно, кому-то важнее процесс, кому-то результат, а кому-то - финансовая сторона вопроса.

В разное время натурщиками подрабатывали такие известные личности как Мадонна, голливудский актёр Шон Коннери, писательница Мария Арбатова, рок-музыкант, лидер группы «Алиса» Константин Кинчев.

Обнажённая натура против «острой финансовой недостаточности»

Впрочем, редко у кого из натурщиков в трудовой книжке красуется запись «демонстратор пластических поз», в основном это всё-таки подработка. Нина Ивановна из Украины (фамилию просила не указывать) натурщицей стала неожиданно для самой себя после выхода на пенсию. Сначала женщина мыла полы в художественном училище, а однажды её попросили попозировать студентам: «Долго уговаривали, и я всё-таки согласилась, хорошим людям почему бы и не помочь. А сейчас вот уже четвёртый год несколько раз в неделю в первой половине дня позирую». Правда, признаётся Нина Ивановна, работа «не сахар», стоять без движения в одной позе очень трудно. Профессиональные болезни натурщиков - остеохондроз и варикоз, после трёх часов позирования (академический час 45 минут, после которого следуют 10 минут перерыва) ощущение такое, будто тебя «долго били - болит всё». Зато при её небольшой пенсии каждая копейка нелишняя. Обнажённой Нина Ивановна позировала всего пару раз, в основном работает в одежде, да и работать стоя больше не соглашается: «тяжело, да и возраст всё-таки уже не тот».

Принципиальная обнажёнка

Дмитрий Солнцев из Москвы - выпускник романо-германского отделения МГПУ, позирует уже двенадцать лет. У Дмитрия есть основная работа, но и на любимое хобби время у него находится: он позирует в Москве в частных студиях, кружках и в Строгановке: «Дело в том, что я позирую только полную обнажёнку, в Строгановке это разрешается, а в других учебных заведениях, например, в Суриковском, есть некоторое ханжество в этом вопросе и не разрешают позировать голышом».

На самом деле, мужчины в виду особенностей анатомии и связанных с ними физиологических процессов как раз позируют в основном в телесного цвета стрингах с гелевыми застёжками по бокам, что создаёт ощущение обнажённой натуры и надёжно прячет всё, что может отвлечь художников от творческого процесса.

Впрочем, для Дмитрия это вопрос принципиальный, он пробовал позировать одетым, но процесс ему не понравился «неудобно как-то и постоянно жарко», в плавках «тоже неудобно, всё стягивает». Так что молодой человек нашёл своё призвание в том, чтобы «помогать изучать анатомию человека студентам, абитуриентам и художникам». Позирует он в основном для набросков по 5-15 минут, больше тяжело: «В какой бы позе ни находился, хоть в самой удобной, хоть лежишь, через двадцать минут всё равно всё затекает». Натурщиком, по словам Дмитрия, много не заработаешь, платят в среднем от 200 до 400 рублей в час, больше трёх часов в день редко кто выдерживает, да и работа бывает не каждый день. Но он этим занимается не ради денег, а исключительно для души, это его личная «жизнь в искусстве».

Прирождённая муза

Петербурженка Алёна Рафаэль позирует для рисунка и скульптуры уже восемь лет. Алёна начала позировать своему другу, который учился в Мухинском в Москве. Ему нужна была натурщица, и он предложил ей работу. Позировать надо было обнажённой. До этого девушка уже работала моделью, но только для фото и в одежде. Но с тем, чтобы обнажиться полностью, проблем у Алены не возникло. Девушка признаётся, что для неё было естественным позировать в мастерской, поскольку она привыкла к среде творческих людей: «Процесс мне понравился своей независимостью, артистичностью и тем потрясающим ощущением, когда словно чувствуешь прикосновение к коже рук художника, когда он рисует меня. Это для меня и хобби, и искусство, и определённый образ жизни, приносящий доход».

Кто знает…

Никто не знает, каким войдёт в историю 2012 год: как год Олимпиады в Лондоне или несостоявшегося конца света. Или как год, когда Испания второй раз подряд стала чемпионом Европы, а художник N написал свою культовую картину X, для которой ему позировал экстравагантный натурщик Z или одна из знаменитейших натурщиц XXI века, незабываемая Y.

Как зарабатывают натурой

Искусство, как известно, требует жертв. Иногда - материальных. За удовольствие видеть в стенах своей мастерской обнаженную музу художникам сегодня приходится платить рублем. Так что для тех, кто не прочь оголиться перед аудиторией и жаждет стабильного заработка, ремесло натурщика - просто находка.

Как стать материалом для гения и где музам в стиле “ню” платят больше, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.

Холст для олимпийца

Двадцатилетний Володя Андреев регулярно встает в позу. Художественную. Такая у него работа: студенты Московского художественного училища отрабатывают на Владимире приемы зарисовки различных частей человеческого тела три раза в неделю. Заработанных денег молодому человеку вполне хватает на карманные расходы. Кроме прочего ему удается совмещать подработку натурщиком с двумя основными занятиями по жизни - боксом и учебой на экономическом факультете в МГУ.

Идею подработать натурщиком мне подкинул друг - бывший боксер, - признается Володя. - Он и сам в прошлом, когда был студентом, позировал для портретистов. Мне рассказал, что спортивные ребята нужны в художественных училищах и университетах. Я попробовал и остался очень доволен: никаких особенных талантов не нужно. Стоишь себе - а деньги идут.

Людей, имеющих прямое отношение к спорту, среди тех, кто торгует обнаженной натурой, немало. Идеальные формы отлично укладываются на академический рисунок. Кроме того, спортсмены хорошо справляются с тяжелой физической нагрузкой - долгим стоянием в одной позе. Они умеют грамотно настроить свое тело на длительную неподвижность, разрабатывают специальные комплексы растяжек, которые делают в перерывах и, соответственно, могут дольше продержаться на подиуме.

В натурщики идут также будущие фотомодели и даже стриптизеры - благо им есть чем гордиться и что продемонстрировать миру. Однако слишком тощих красавиц и субтильных юношей в художественных мастерских не любят: привычные модельные параметры слишком далеки от академических представлений о женской красоте. Натурщица должна быть женщиной не полной, но все же “в теле”.

Седовласым музам посвящается

И все же художников вопреки всеобщим представлениям интересуют не только молодые пышногрудые красотки и статные юноши в расцвете лет. Сегодня в этой профессии востребованы люди самых разных возрастов - от маленьких детей до демонстраторов преклонного возраста.

Одной из натурщиц, с которой мне приходилось работать, было 72 года, - рассказывает художник Андрей. - Эта женщина - профессионал своего дела. Живописцы отводят ей на полотнах роль деревенской старухи. Еще она позирует в образе уличной торговки.

Впрочем, пожилые натурщики привлекаются к работе не столько частниками, сколько многочисленными учебными заведениями.

Вузовская программа включает в себя очень подробное изучение человеческой анатомии, - поясняет специалист отдела натуры художественного училища Наталия Бочкарева. - А морщины - то, что передать наиболее трудно. Вот и привлекаем пенсионеров к работе: для них гонорары натурщика - всегда подспорье.

Откуда приходит нагота

Нагие музы редко попадают в художественные мастерские с улицы. Вакансии для представителей этой редкой профессии не найдешь в газетных объявлениях и на сайтах поиска работы.

Как же угодить в демонстраторы пластических поз новичку? Очень просто. Достаточно найти по телефонному справочнику телефоны всех художественных учебных заведений в вашем городе. Обратиться можно в любое училище или университет. Как правило, в каждом есть отдел натуры, который и занимается отбором кадров на нагую демонстрацию.

С художниками-частниками работают либо их близкие друзья, либо люди, уже не первый год служившие натурой в профессиональных училищах и художественных вузах, - рассказывает Володя Андреев. - Поэтому обывателю, желающему приобщиться к искусству “натурально”, начинать надо именно с учебных заведений и студентов.

Всегда рады видеть демонстраторов пластических поз в знаменитой Строгановке, Институте им. Сурикова.

Работать со студентами иногда бывает трудно, - делится опытом натурщик с 18-летним стажем Игорь Фомин. - Первые курсы хихикают, пальцем на тебя показывают.

Харизма “обнаженке” не помеха

По словам профессионалов, хороший натурщик должен обладать всеми качествами музы. Развлекать творца сладкими речами - основная его задача.

Приходит в гости ко мне натурщица, а с ней и поговорить-то не о чем, - жалуется Сергей Федоров. - А ведь в моей работе мне важно передать не столько внешность, сколько характер. У натурщика должна быть аура, которую художник может почувствовать.

И в то же время, чрезмерная болтливость натурщика может помешать творческому процессу.

Демонстратор не должен быть болтуном, это другая крайность, - говорит Игорь Фомин. - Но чтобы самому не заснуть во время работы, ему просто необходимо общаться с аудиторией или художником, который его пишет. Ведь если вы нечаянно заснете и нарушите позу, которую довольно трудно воспроизвести, может быть сорван целый сеанс работы.

Безыскусные извращенцы

В натурщики идут по разным причинам. Кого-то интересуют деньги, кого-то - сам процесс.

Среди желающих позировать в стиле “ню” много тех, кто буквально одержим желанием показать как можно большему количеству народа свои “прелести”.

Эксгибиционистов и желающих завести знакомство с противоположным полом в рядах голых натурщиков сегодня хватает, - рассказывает художник Сергей Федоров. - Для них высшая степень наслаждения - чтобы ими любовались. Они строят глазки, пытаются заигрывать с живописцами. Художник же хочет спокойно работать и, как правило, не настроен вступать ни в какие любовные связи: для него это труд, а не эротическое представление. Поэтому такие люди с явно выраженными сексуальными интересами, как правило, на работе долго не удерживаются.

Стриптиз-терапия и превратности климата

Впрочем, желание поскорее раздеться у многих демонстраторов вовсе не связано с эротическими переживаниями. Просто за демонстрацию поз в обнаженном виде сегодня платят больше, чем за позирование в одежде.

Кстати, позирование обнаженным полезно не только для кошелька, но и для здоровья натурщика.

Одежда сковывает движения и не дает крови в жилах нормально циркулировать, - говорит Игорь Фомин. - Когда сидишь или лежишь неподвижно много часов подряд, кровь и так застаивается. А если на тебе еще хоть одна тряпочка, это усугубляет ситуацию. Особенно вредны для позирующего плавки - толстые резинки пережимают важные артерии, что может негативно сказаться на общем самочувствии демонстратора.

Правда, нагота может стать не только полезной, но и вредной для здоровья. Особенно в холодное время года.

В зимнюю сессию работать в студенческих мастерских раздетым совершенно невозможно, - объясняет Игорь. - Топят отвратительно. Художники сидят в верхней одежде, изо рта у них пар валит, а ты стоишь совершенно раздетый. Разве что греет подсветка, да и то не всегда. Так и заболеть нетрудно. Спасают только обогреватели и витамины.

Точка опоры

Независимо от того, насколько раздет демонстратор, в его работе еще немало сложностей, преодолеть которые достаточно сложно. Простоять несколько часов без дела в одном и том же положении - задача, по словам демонстраторов пластических поз, довольно непростая не столько в моральном, сколько в физическом плане.

Редко когда демонстратор принимает удобную для себя позу, - сетует натурщик Игорь. - Заставили тебя изобразить, например, пахаря или метателя дисков. Вот и стой с какой-нибудь косой или булыжником в руках. Да через 15 минут уже взвоешь.

Позировать одинаково сложно в разных положениях. Сидеть, как правило, приходится не на стуле со спинкой, а на твердом гипсовом кубе. Для позвоночника выдержать ходя бы 30 минут в таком положении - задача не из легких. Что уж и говорить о тех трех-четырех часах, которые вам предстоят. Простое вертикальное положение - тоже настоящее испытание.

Одна нога всегда опорная, - объясняет Игорь. - Соответственно, она все время затекает. У многих профессиональных демонстраторов от таких постоянных нагрузок развивается профессиональное заболевание - варикозное расширение вен.

Рекорд самого Игоря - 8 часов работы с перерывами. Экспериментировать дальше он не решился: после 7-го часа он чуть не упал в обморок.

Лицо с булыжник

Позировать для портрета тоже непросто. Вот уж где точно придется постараться. На лице натурщика в этот момент должна застыть маска - одно и то же выражение лица, менять которое нельзя в течение долгих часов.

Во время мимических демонстраций нельзя говорить, моргать… - делится впечатлениями от собственного опыта Владимир Андреев. - В общем-то, на мой взгляд, это самая сложная задача для натурщика. Кроме того, ты постоянно должен смотреть в одну точку, чтобы настроение портрета не менялось… Пытка адская, а платят за это так же, как и за остальную работу.

Чем сыт герой натурального ремесла

При всей сложности профессии доходы современных натурщиков не так велики, как хотелось бы.

Стеснительным позерам, предпочитающим работать в одежде, приходится особенно туго. В вузах за академический час демонстрации (45 минут) в одежде платят не больше 60-150 рублей. Для раздетых муз ставка выше: им достается от 150 до 300 рублей.

Как и преподаватели в институтах, натурщики получают зарплату не на руки, а через кассу. С условием, что каждый из них может работать по нескольку часов раза три в неделю, выходит, что месячный оклад штатного натурщика в художественном училище составляет от 6 до 10 тысяч рублей.

Впрочем, вузовские гонорары ни в какое сравнение не идут с оплатой в частных художественных мастерских. За час демонстрации натуры тут могут заплатить от 100 до 200 долларов.

Как-то раз мне пришлось 2 часа позировать в школе искусств для новых русских, - рассказывает Игорь Фомин. - Мой гонорар составил 30 тысяч рублей. Мало того, одна из художниц подарила мне свой браслет, который, как ей показалось, очень мне подошел.

Кстати, гонорары у частных художников, как правило, тоже высокие - от 20 до 50 долларов за час. Но в карман к натурщику они попадают лишь после продажи собственно холста с его изображением.

НАТУРАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ ЗВЕЗД

Поработать натурщиками в разное время успели многие известные люди. Среди них голливудские звезды Мадонна, Шон Коннери, а также отечественные именитые персоны - Константин Кинчев, Мария Арбатова и даже когда-то сам классик Андрей Платонов.

СРАМ В НОСКЕ

Некоторые преподаватели в вузах считают демонстрацию обнаженной натуры делом весьма неприличным. Как могут, они стараются оградить своих подопечных от удовольствия срисовывать гениталии с натуры. Именно поэтому модели во время работы надевают на себя накидки и тряпочки, прикрывающие самые пикантные места. Но иногда сами натурщики отказываются от одежды из эстетических соображений.

Однажды меня пригласили рисоваться в один колледж, - рассказывает натурщик Игорь. - “Как, неужели вы будете позировать абсолютно голым?” - спросила меня строгая преподавательница в очках, когда я разделся и приготовился выйти к студентам. Я спросил, разве не это от меня требуется. Она поинтересовалась, нельзя ли чем-нибудь прикрыть гениталии. От трусов я, конечно, отказался: губительные резинки совершенно нарушили бы кровообращение. Тогда изобретательная дама предложила мне в качестве “фигового листочка”… старый носок, который она извлекла из своего рабочего стола. Я долго смеялся, но от прикрытия все-таки отказался. В результате занятие прошло как надо - абсолютно все студенты срисовали с натуры.

СТЕСНИТЕЛЬНАЯ НАТУРА

Несмотря на внешнюю раскрепощенность, натурщики - вовсе не нудисты. Щеголять своим обнаженным телом перед посторонними они не готовы. При работе художники воспринимают обнаженную натуру так же, как гипс, слепок, натюрморт: их интересует прежде всего свет, форма, тени и полутени, строение. Поэтому натурщицы в их присутствии чувствуют себя совершенно нормально. А вот появление в студии чужого человека может смутить любого демонстратора, вставшего в позу.

Однажды я позировала обнаженной в одном из вузов, - рассказывает натурщица Дарья Веллер. - Какие-то ребята, видимо, ошиблись дверью и случайно зашли в мастерскую. Ощущение было такое, как будто меня застукали в душе. С тех пор я всегда держу простыню к себе поближе, чтобы в случае чего быстренько в нее завернуться.

СНОВА ГОЛОДНЫЙ

Терпение - то, на чем горят новички “натурального” дела. По словам бывалых, именно во время демонстрации всегда больше всего хочется почесаться то там, то тут. А делать этого ни в коем случае нельзя - собьешь композицию. И главное, как назло, именно в это время разыгрывается зверский аппетит.

Каждый раз стоишь в аудитории, пока тебя рисуют, и думаешь, что съел бы и кобылу, - рассказывает опытный натурщик Виктор. - Иногда есть хочется так, что напряжение, кажется, доходит до предела: вот-вот упадешь в обморок (что, кстати, нередко случается с натурщиками от перенапряжения). И вот как-то я решил положить мучениям конец и стал плотно кушать перед каждой демонстрацией. Только вот парадокс: чем больше я ел, тем больший голод меня разбирал во время работы. Тогда я решил вопрос по-другому. Через час после начала демонстрации я обязательно делаю перерыв на обед.

Сколько стоит себя показать

Демонстрация пластических поз в одежде (государственные вузы, колледжи) 60-150 руб./ч

Демонстрация пластических поз в обнаженном виде (государственные вузы, колледжи) 150-300 руб./ч

Демонстрация в частных мастерских 100-200 долл./ч

Работа с художником 50-70 долл./ч