Музей-заповедник малые корелы. Музейный комплекс «Усадьба М.Т.Куницыной». Адрес музея и как добраться

  1. Музей деревянного зодчества "Малые Карелы"

    Столетиями рубили на севере умельцы из сосны да лиственницы избы-великаны, баньки и амбары, ветряные мельницы, возводили островерхие громады шатровых храмов и маленькие часовни - “церковки-грезы”, упирали в небо столпы колоколен. Талант северян проявился не только в песнях и былинах - отмечены им почти все предметы быта крестьянского: от узорчатых (браных) полотенец до прялок да утвари на столе. А деревянное зодчество русского Севера по праву считается вершиной народной архитектуры. Чтобы сохранить памятники этого искусства, показать все его многообразие, а также жизнь и быт северного крестьянства в прошлом, и был создан в Архангельске музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Карелы».
    Знаменитый музей деревянного зодчества, внесенный во все каталоги ЮНЭСКО и прочие списки чудес света. Музей расположен в 25-ти километрах восточнее Архангельска по правому берегу Северной Двины.
    На протяжении 30-ти лет в Малые Карелы свозились предметы деревянного зодчества из всех деревней Архангельской области.


    Площадь музея (78 гектаров) разделена на несколько секторов. Каждый из них представляет собой определенный тип северной деревни, со своеобразием архитектуры, характерной планировкой, воссозданными интерьерами изб, выставками, отражающими занятия, промыслы и быт различных социальных слоев крестьянства основных этнографических районов Архангельской области.

    Территория, занимаемая музеем, разнообразна по ландшафту. Здесь есть равнины, возвышенности, поля, овраги, болотистые низины, речка с обрывистым и пологим берегами, встречаются различные сочетания лиственных и хвойных деревьев, разнообразные кустарники. Все это позволило поместить каждый памятник народного зодчества в наиболее удачное для него природное окружение.

    Первые постройки (шатровая колокольня XVI века из села Кулига-Дракованово и мельница конца XIX века из деревни Бор) были привезены сюда в 1968 году. Музей был открыт для посещения в июне 1973 года, а через два года здесь появились первые интерьеры и выставки. Сейчас в шести секторах музея: Каргопольско-Онежском, Северодвинском, Мезенском, Пинежском, Важском и Поморском - размещено более 90 построек.

    Хронологические рамки экспозиции - вторая половина XIX - начало XX века. Все жилые и хозяйственные постройки и интерьеры в музее относятся к этому времени. Органично вписались в общий вид северной русской деревни конца прошлого века уникальные памятники деревянного зодчества XVI-XVIII веков.

    Архитектурный ансамбль Каргопольско-Онежского сектора организует кубоватая церковь Вознесения (1669 год) из села Кушерека Онежского района. Куб - сложная форма покрытия храма, напоминающая обрезанную с четырех сторон луковицу. С востока к двухэтажной церкви Вознесения примыкает алтарный прируб, увенчанный “бочкой”. Вытянутые вверх луковицы пяти глав и куб, покрытые резным осиновым лемехом, тщательно проработанные детали крыльца, стройный силуэт сруба придают всему сооружению законченность и изящество.

    Архитектурной доминантой Северодвинского сектора стала Георгиевская церковь (1672 год) из села Вершина Верхнетоемского района, одна из жемчужин северного русского зодчества. Она представляет собой распространенный на русском Севере тип шатровых храмов. Мощный восьмигранный сруб этой церкви словно вырастает из широкой крытой галереи с примыкающим к ней резным крыльцом. Высокий шатер, венчающий храм, имеет старинное покрытие городчатым лемехом. Восемь крестьянских усадеб из разных районов Северной Двины составили вместе с Георгиевской церковью основу сектора, воссоздающего большое село с ярмаркой, школой и волостным правлением.

    В музее собраны все типы деревянных ветряных мельниц и толчеи, встречавшихся в России, - так богат ими был русский Север. Распластанные крылья разнообразных шатровок, столбовок на раме, на реже, на стойках - непременная деталь пейзажа северной деревни. Широко представлены хозяйственные постройки: амбары, бани, кузницы.

    Пожалуй, не встретишь на Севере две избы, похожие одна на другую. Всегда видны отличия и в постановке, и в элементах конструкции, деталях, украшениях. Неповторимость образа постройки в целом при известной повторяемости традиционных черт - вот характерная особенность русской деревянной архитектуры. Она воплотилась как в уникальных памятниках зодчества, так и в обычной северной избе. Типы изб (домов-дворов) отразили этнографическую специфику различных регионов архангельского Севера. Здесь и пятистенок, получивший в XIX веке распространение едва ли не по всему краю, тут и четырехстенные каргопольские курные избы, топившиеся “по-черному”, и вычегодские шестистенки на высоком подклете, двинские двухэтажные (“двужирные”) избы с широкими взвозами для въезда телег и саней прямо на второй этаж. Величина северной избы оправдана. Мощные сосновые бревна ее защищали человека от морозов в студеные зимы. Все хозяйство: жилье, скот, продукты, орудия труда - располагалось под одной крышей. А иной хозяин строил избу еще и с запасом, рассчитывая на рост семьи.

    Не случайно русская пословица гласит: „Дай крестьянину топор и он починит даже часы". О высоком профессионализме „крестьянских" архитекторов говорит наличие в средневековой Руси „щепных" базаров. На этих деревянных базарах можно было купить в разобранном виде амбар, избу и даже церковь. Оставалось только перевезти и собрать постройку на месте. Именно этот принцип разборности и монтажности деревянных строений дал возможность создать музей деревянного зодчества под Архангельском.

    Дорога к каждому памятнику лежит через совместный труд научных сотрудников, архитекторов и реставраторов. За 20 лет существования в архитектурной экспозиции музея собраны уникальные памятники деревянного зодчества, редко встречающиеся малые архитектурные формы. Критерии отбора при перевозке памятников в музей очень высоки, здесь учитываются архитектурно-художественные достоинства, этнографическая и историческая ценность, типология; а также сохранность - при утрате старой древесины более 50% памятник не подлежит перевозке в музей

    Сооружений очень много и разных: дома крестьян разного достатка (кулак, средняк, бедняк), деревянные церкви и часовни, ветряные и водяные мельницы, бани и амбары, избушки охотников и рыболовов, колодцы и памятные кресты… Даже бегло все обойти нужно не меньше часа.

    Первое, что мы видим, попав в сей сказочный мир - это убегающая вдаль дорога и колокольня, притулившаяся справа от нее.

    Колокольня Колокольня из д. Кулига Дракованово Красноборского района (конец XVI в.) является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах.

    В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни. Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни. Основанием служит приземистый четверик, на который поставлен мощный восьмигранный сруб, завершающийся резными лопатками-„полицами". Затем следует ярус звона с колоколами. Венчает колокольню шатер строгих пропорций, на который, минуя барабан, насажена миниатюрная главка, крытая лемехом. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Эта колокольня - самый древний памятник в музее

    Георгиевская церковь 17 век

  2. Слева - затерянная в бескрайних полях старинная ветряная мельница. Когда то она еще и работала: молола зерно.

    Конструктивный принцип, заложенный в основу Мельницы-шатровки из д. Бор Холмогорского района (начало XX в.) , имеет немало преимуществ перед столбовками. Это прежде всего неподвижность и устойчивость основного корпуса мельницы. Поворачивается верхняя часть, похожая издали на шляпку гриба, она освобождена от тяжелого мелющего оборудования, расположенного в мельничном амбаре.

    Мельница из дёр. Бор - с двумя поставами (парами жерновов), находящимися в нижней четырехгранной части амбара, верхняя часть мельницы имеет усеченную форму.

    В мельнице сделано много приспособлений, механизмов, взятых из кораблестроения. Верхняя часть мельницы поворачивалась с помощью особого устройства - штурвала.

    Холмогорская мельница - самый первый архитектурный экспонат музея, ее перевезли в 1968 году.

    Пройдя по дороге, мы попадаем на центральную площадь Малых Карел, и перед нашими глазами встает еще одна колокольня, заметно, кстати, отличающаяся от той, которую мы видели в начале.

    А вот и главная достопримечательность Малых Карел - церковь Вознесения. Церковь, построенная в 1669 году, представляет широко распространенный в Каргополье, Онеге и на побережье Белого моря тип кубоватого храма. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. На вершине и ребрах куба разместились пять глав, у основания которых - ажурные „кокошники" с резными навершиями. Храм двухэтажный, с крытой галереей с южной и северной сторон. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

    Рядом с Вознесенской церковью шатровая колокольня (1854 год), которая вместе с храмом формирует живописный и величественный ансамбль северного деревенского погоста. Наверное ни одна свадьба в Архангельске не обходилась без фотографии на ее теремчатом крыльце.

    Этот памятник представляет наиболее архаичное крестьянское жилище Русского Севера - курную или черную избу. Передняя, жилая часть дома на высоком подклете соединена сенями с массивным двухэтажным двором. Первый этаж - хлев для скота, второй этаж - просторная поветь для хранения сена. Такой прием соединения под одной крышей жилых и хозяйственных служб, расположенных друг за другом по одной продольной оси, носит название „брус". Главное жилое помещение - курная изба. Дым при топке большой глинобитной печи поднимался под высокий, сводчатый потолок, опускался на полки-воронцы, идущие по периметру всей избы, а затем вытягивался через резной дымарь на крыше. В памятнике восстановлены интерьеры курной избы, горенки, повети.

    Шатровая Георгиевская церковь из с. Вершина Верхнетоемского района, 1672 год. Настолько большая, что даже в кадр вся не влезает. И все это без единого гвоздя. Церковь представляет наиболее древний тип севернорусских шатровых храмов. Ее композиция необычайно проста: это огромный восьмерик, идущий прямо от земли с восточными и западными прирубами для алтаря и трапезной, увенчанный мощным шатром.

    Интересно назначение трапезной в северных церквях. Здесь устраивались общественные трапезы - „братчины", зачитывались царские указы и грамоты, заключались торговые сделки, народ собирался сюда на мирские сходки. Крытая консольная галерея (консоли - выступы бревен) охватывает церковь с трех сторон. На западе к галерее примыкает крыльцо боярского типа. Кровлей для крыльца служит килевидная бочка, напоминающая женский головной убор - „кокошник". Внутри церкви восстановлен резной с позолотой иконостас в стиле „барокко".

    В облике мезенских деревень ярко проявились находчивость и сметка крестьян в борьбе с суровыми природными условиями северного края. Селения располагались по высоким берегам реки. Крутые берега легко размывались при таянии снега, затяжных дождях. Чтобы укрепить их, мезенские плотники рубили подпорные стенки, на них стлали мостки. На эти своеобразные деревянные набережные ставили амбары, ледники, ближе к воде - бани. В мезенском секторе выполнена реконструкция подпорной стенки с подлинными хозяйственными постройками.

    Небольшая часовенка перед долгими спусками и подъемами по знаменитым мало-карельским деревянным лестницам. Клеть часовни с трех сторон обнесена галереей - гульбищем.

    Звонница с остроконечным шатром и главка крыты лемехом (деревянной осиновой черепицей). Точеные столбики галереи, широко расставленные столбцы крыльца делают часовню праздничной и гостеприимной. С внешним обликом часовни гармонирует ее внутреннее убранство. Это двухрядный тябловый иконостас и „небо" - расписной потолок.

    Перед нами Дом Пухова из деревни Большой Халуй Каргопольского района, нач. XIX века - один из самых древних и интересных крестьянских домов в архитектурном собрании музея.

    Жилая часть, состоящая из двух срубов (местное название дом - „о двух стопах"), развернута длинной стороной к улице. Хозяйственный двор примыкает с противоположной стороны избы, прямо против сеней. Это „поперечная связь - крытый двор", или Т-образная связь. Подобная планировка позволяла сделать большое количество жилых помещений, что соответствовало статусу многочисленной и зажиточной крестьянской семьи.

    Особую красоту фронтону дома придают доски - причелины. На их стыке „светит деревянное солнце - „ветринница". Солнце под крышей крестьянского дома - своеобразный оберег, пожелания счастья и благополучия семьи.

    В музее в памятнике находятся экспозиции гостевой избы, лавка крестьянских ремесел, выставка-хранение „Архитектурные детали".

    Дом Русановых из д. Кондратовская Верхнетоемского района является одним из самых интересных по декоративному убранству в архитектурной экспозиции музея. Жилая часть - маленький, без подклета пятистенок. К нему сзади примыкает значительно превышающий его по высоте двухэтажный хозяйственный двор. Над жильем и двором возвышаются два конька. По древним верованиям, кони на крыше жилища оберегали семью от злых духов, болезней, неурожаев.

  3. Художественный облик дома отличается нарядностью, пропорциональностью, изящными и редкими декоративными элементами, например, древней формой наличника - „очелье". Этот дом в прошлом принадлежал старообрядцам, и сейчас здесь восстановлен интерьер крестьян-старообрядцев.
    Дом Щеголева из д. Ирта Ленского района, (1826 год) представляет наиболее распространенный тип жилища на реке Вычегде - шестистенок с заулком. Обычно заулок используется как клеть, кладовка, жилая комната. Одно из проявлений уникальности в архитектуре - это сочетание устоявшихся, традиционных форм с новыми неожиданными решениями. В данном случае заулок служит сенями, а крыльцо с бокового фасада вынесено на главный. Такое расположение крыльца не только украшает избу, но и напрямую связывает избу с улицей, с деревней.Это проявилось в устройстве высокого „боярского" крыльца с главного фасада дома. Архитектуре крыльца северные плотники всегда уделяли большое внимание.

    Одностолбное крыльцо дома Щеголева - наиболее сложное по конструкции и технологии изготовления - привлекает своей архитектурной выразительностью; построить такое крыльцо могли плотники очень высокой квалификации.Уникальность и своеобразие пинежской лесной Троицкой часовни из д. Вадьтево Пинежского района (1728 год) - в гармонии архитектуры и природы. Она стоит вдали от жилых и хозяйственных построек в окружении густого хвойного леса.

    Часовня отличается необычными пропорциями и состоит из 2-х частей: молельного помещения, устремленного вверх, и горизонтального, распластанного прируба на консолях. С западной стороны к часовне примыкает живописное одномаршевое ассиметричное крыльцо. Края крутой двускатной кровли обрамлены резными лопатками - полицами.

    Крупный лемех главки и шейки, необычные пропорции часовни создают неповторимость ее облика. Она была построена в период, когда официально строительство часовен было запрещено. Ее срубили и украсили по своему вкусу, не считаясь с канонами, и видимо поэтому в ее облике особенно ярко проявился талант северных плотников.

    Сенокосное поселение Хорнемское из Верхнетоемского района привезено в музей с верховьев реки Пинега. Миниатюрные избы, топившиеся по-черному, в несколько раз меньше размеров обычного жилища. Здесь представлены три разных типа сезонных жилых построек. Это очень архаичная изба без сеней. Второй тип - изба с сенями и, более совершенный, - изба с сенями и хозяйственным двором, крытый односкатной кровлей - „лабазом".

    Рядом с жильем маленькие амбары на столбиках-гребешках, высоко поднятые над землей - для хранения провизии.
    Крестьянские поселения на Пинеге ставились лицом „к солнцу", „в порядок". Здесь, в отличии от других регионов Русского Севера, амбары не входили в усадьбу, а располагались за деревней, образуя своеобразные амбарные улицы или городки. Так в музее появился амбарный городок XIX века из Пинежского района.

    В амбаре крестьяне хранили самое ценное - зерно, праздничную, зимнюю одежду.
    Пинежские амбары поставлены на высокие столбики, сделанные в форме гриба, чтобы грызуны не могли попасть внутрь помещения. Над передней стенкой амбара нависает козырьком фронтон-залобник, служивший навесом от дождя и снега.

    Будучи значительно меньше и в то же время походя на него, амбары Амбарного городка Пинежского района вносят ощущение масштаба в силуэт деревенской улицы, делают его более живым и свободным.

    Мезенские поселения невозможно представить без стройных ветряных мельниц. В основании мельницы - столб, врытый в землю. Столб окружен мощным бревенчатым режем - высоким срубом, суживающимся в верхней части. Чтобы уловить направление ветра, за наклонное бревно - воротило - вращали корпус мельницы. Весь внутренний механизм мельницы сделан из дерева, только жернова вытесаны из камня-песчаника. Такие мельницы представлены в музее Мельницей из д. Целигора Мезенского района, конца XIX века

    Обетные кресты на Русском Севере возводились по „обещанию" - по обету. Их ставили в память о каком-либо событии, это своего рода благодарность богу. На некоторых крестах можно было увидеть пелены, своего рода символы даров или знаки обета, в этом проявились отголоски языческих верований славян. Разнообразна была и постановка крестов. Одни ставились за околицей, другие среди полей, чтобы оберегать посевы, третьи - на берегу реки или моря.

    Обетный крест из Кельчемгоры Лешуконского района конца XIX в.- это памятник народной монументальной скульптуры, с прекрасно выполненным распятием, высота - 3,86 м. Мастер с наивной конкретностью постарался изобразить тело Христа анатомически точно. И от этого оно приобретает особую убедительность.

    В деревнях по реке Мезень зафиксировано редко встречающееся, но интересное явление - установка столба основания деревни.
    Столб основания деревни Березник Лешуконского района вырезан из лиственницы и был установлен в 1879 году, о чем свидетельствует надпись: „сия деревня основана в 1879 г. САО". (Ситниковым Федором Антипычем). На боковой грани столба вырезана более поздняя надпись: „СИП, СПП, СМП 24/VI-1941 рожд. 1922". Предположительно, трое братьев или близких родственников 1922 г. р., ушли на фронт во время Великой Отечественной войны 24 июля 1941 г. Копию столба предполагается установить в Мезенском секторе музея.

    Музей деревянного зодчества – это выразительный образ, символ Русского Севера. Так он и воспринимается северянами. Он кажется монументальной легендой, но хранит для каждого свое, родное, теплое – память о Малой Родине. Побывайте в музее, только здесь вы увидите так много невест и женихов. Молодые пары считают своим долгом не только положить цветы к Вечному огню в центре города, они едут за 30 километров в музей, чтобы самый памятный день в их жизни был ознаменован прикосновением к великой народной традиции.

    Интернет - источник

Музеев под открытым небом существует не так много, и, как правило, они создаются для того, чтобы посетитель смог наглядно увидеть жизнь народов, которые проживали в определенном месте или увидеть экспонаты, которые смогли создать люди в прошлых веках, то, что поистине стало достоянием. Так, например, существует очень интересный Архангельский музей деревянного зодчества "Малые Корелы". В Новгородской области есть музей "Славянская деревня Х века", а в Тольятти открыли технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Но более подробно будет описан музей Архангельской области. Желаем приятного чтения!

Описание и месторасположение

В приморском районе Архангельской области, а точнее, в Уемском сельском поселении, расположился музей под открытым небом, в 25 км от административного города области.

Площадь архангельского музея "Малые Корелы" составляет 139 га, где можно увидеть жизнь прежнего севера, и это является фактически единственным местом, рассказывающим о жизни прежних народов. Весь музей поделили на несколько секторов, и экскурсии часто проходят по частям территории, как, например, Мезенский или Каргопольско-Онежский сектор.

История

Архангельский Государственный Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" появился не так давно, а точнее в 1963 году по инициативе архитектора Лапина. Однако открытие его состоялось только спустя 10 лет, потому что воссоздать все, что сегодня представлено, было непросто. К созданию музея были привлечены не только архитекторы, но и зодчие, художники, реставраторы, этнографы, для которых было очень важно сохранить национальное достояние севера России и показать это туристам, которые приезжают со всех уголков нашей страны и не только.

Например, из отдаленных районов области, из деревень и поселков, были привезены некоторые здания, которые несли историческую ценность и сохранились до настоящего времени.

В 1983 году музей вошел в список Европейских музеев под открытым небом, а в 1996 году его включили в свод важных исторических и ценных объектов РФ.

Происхождение названия

Отдельно стоит упомянуть о происхождении названия, которое получил музей благодаря находившейся неподалеку деревни, Малые Карелы, а чуть дальше есть и Большие Карелы.

Часто возникают споры, как же правильно пишутся Карелы, через а или о, и откуда вообще появилось данное слово. Когда-то, в XII—XIV веках, на территории Беломорья проживали такие народы, как корелы угро-финского племени. Следует сказать, что это один из факторов, что слово Корелы нужно писать через "о", также в пользу данной версии стоит отметить и реку, протекающую недалеко от музея, которая носила названия Корелка, а сейчас Корелы.

Почему же возникают споры? А потому, что в процессе аканья безударный звук "о" превратился в "а", что наложило определенный отпечаток.

Обзорные экскурсии

Музей "Малые Корелы" в Архангельске, а точнее недалеко от него, может посетить каждый желающий. Здесь можно просто прогуляться, либо взять интересную экскурсию, которых насчитывается немалое количество.

Экскурсия "Северная Деревня" - захватывает несколько секторов музея и длится около 3-4 часов. Здесь можно узнать о культуре Русского севера, познакомиться с памятниками зодчества и образом жизни крестьян области. Например, гости смогут увидеть часовню святого Макария, мельницу из деревни Азаполье, дом Тропина из деревни Семунинская и многое другое. О стоимости можно узнать в кассе музея, такая экскурсия подойдет как взрослым, так и детям.

Экскурсия "Путешествие по Каргополью" займет около одного часа, где можно будет познакомиться с культурой Русского Севера и увидеть такие строения, как дом Третьякова, архитектурный ансамбль из села Кушерека, дом Пухова. Эта экскурсия является частью первого осмотра, поэтому возможно лучше взять обзорную, чем такую маленькую. Также частью являются и такие экскурсии, как "Путешествие по Двине" и "Путешествие по Мезени".

Есть очень интересная тематическая экскурсия для школьников в музее «Малые Корелы», фото которого можно увидеть в интернете, называется "В гости к Дарьюшке", продолжительность которой составит 1 академический час и очень понравится детям, где хозяйка будет рассказывать о том, как проживали местные народы, каков был их уклад, какие были постройки и во что играли с детьми.

Другой интересной тематической экскурсией является "Небывальщина-неслыхальщина", которая подойдет не только школьникам, но и студентам и взрослым. Здесь можно познакомиться с традициями Архангельского края, увидеть колокольню из села Кулига-Дракованово, дом Попова, дом Третьякова и амбар из деревни Кондратовская. Экскурсия будет проводится в народных костюмах и займет один час.

Есть и такие тематические экскурсии, как «Завивайся березка, завивайся кудрявая», «Северное летечко», «Деревня наша города краше», а также очень интересная экскурсия «Свадьба в Северной Деревне».

Мероприятия

На территории Архангельского музея деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, и сотрудники музея заранее просят ознакомятся с календарем, чтобы выбрать для себя наиболее понравившееся событие. Есть мероприятия, которые всегда проходят в музее, повторяясь из года в год, как например, Новогодние каникулы, Масленичная неделя или Троицкие гуляния.

В сентябре, например, проходит День лошади или Праздник святых Флора и Лавра, или Праздник Хлеба, 10 сентября.

Несколько интересных событий, которые проходили летом 2017 года:

  • 30 мая "Огонь в мерцающих сосудах", где была представлена коллекция приборов, которые использовались в прошлых столетиях, как керосиновые лампы, свечи, переносные фонари, фаянсовые лампы и т.д.
  • 25 июня - Праздник Усадьбы Куницыной, где можно было познакомиться с этим домом, с семьей Куницыных, принять участие в забавах.
  • В середине августа мероприятие "Ожившие ремесла", где можно было ознакомиться с тем, как раньше люди работали и проводили свое свободное время: вязание, роспись, плетение из бересты, резьбы по дереву и т.д.

Ближайшее событие, которое пройдет в сентябре - это мероприятие под название "Оставь город будням", где пройдут различные мастер-классы, народные игры и выступление различных коллективов.

Прежде чем отправиться в музей, обязательно загляните на официальный сайт, так как там можно немного познакомиться с музеем и прочитать полезную информацию, в том числе и о том, как добраться и сколько будет стоить посещение.

Следует помнить, что Архангельский Музей деревянного зодчества "Малые Корелы" находится под открытым небом, поэтому важно одеться по погоде, особенно если это будет зимой или ранней весной. Если же будет желание посетить музей летом, то следует не забыть прихватить с собой средство от комаров. А в зимний период лучше запланировать посещение на первую половину дня, пока светло.

Заранее изучите какие выставки и мероприятия будут проходить, может что-то будет не интересно и лучше перенести посещение. На сайте заранее выставляется график работы на месяц вперед и указывается, какие выставки временные, а какие постоянные. Например, выставка "Дома Пухова" постоянная, а выставка «Крестовый образ Русского Севера» временная и возможно уже в октября нельзя будет ее посетить.

Если вы отправляетесь на машине, то около входа музея есть стоянка, где можно будет оставить машину и не волноваться за парковочное место.

Что зимой, что летом, вы останетесь под впечатлением от музея под открытым небом и будете каждому его советовать, как обязательное посещение, если окажетесь в Архангельской области.

Режим работы музея "Малые Корелы"

Прежде чем отправиться в музей, зайдите на официальный сайт, и прочитайте необходимую информацию не только о времени работы музея, но и о том, когда состояться интересующие мероприятия.

Но для всех музей работает ежедневно. Стоит отметить, что только время посещения меняется в зависимости от сезона. Так, с июня по сентябрь, музей можно посетить с 10.00 часов до 20.00 часов, а с октября по май музей работает с 10.00 до 18.00.

Стоимость билета

В Архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" проходит очень много различных мероприятий, о которых можно узнать, зайдя на официальный сайт, или позвонив по телефону. Соответственно стоимость на них может быть различной.

На обзорные экскурсии устанавливается своя фиксированная цена. Так, например, чтобы осмотреть деревню с экскурсией, где набралось больше 6 человек, нужно заплатить 150 рублей взрослым, для пенсионеров, студентов и школьников цена билета составит 100 рублей. Цена будет другой, если наберется группа менее 5 человек, а также возможна индивидуальная экскурсия.

Стоимость билета для посещения храмового комплекса в селе Ненокса или посещения "Дома Коммерческого собрания" либо "Усадьбы Куницыной" составит 150 рублей для взрослых и 100 рублей для льготной категории. На каждое посещение нужно покупать отдельный билет, либо возможно приобрести единый билет, стоимость которого составит 500 рублей.

Адрес музея и как добраться

Музей "Малые Корелы", как было сказано выше, находится в Архангельской области, в Приморском районе, в деревне Малые Корелы, в 25 км от Архангельска.

Добраться до него можно как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте, а точнее на автобусе № 104, который отходит из Архангельска, от железнодорожного вокзала. А также от автовокзала идет другой автобус под №108.

Музей "Малые Корелы": последние отзывы

В Интернете можно прочитать много отзывов о том, как люди посетили данный музей и остались очень довольны. Кто-то приезжает из Архангельска или соседних городов и сел, кто-то приезжает издалека, но все посетители оценивают высокий уровень обслуживания, хороших экскурсоводов, которые рассказывают много интересного, а также отмечают, что не только взрослым интересно посетить данное место, но и дети в восторге от музея.

В 25 километрах от Архангельска на крутом правом берегу Северной Двины находятся Малые Корелы - уникальный музей под открытым небом, где собраны более 100 различных деревянных строений из разных регионов Русского Севера.

На рубеже XIX-XX веков сельское население Архангельской области было значительно более многочисленным, чем в наше время. В XX веке в силу ряда причин и событий в нашей стране начался активный отток жителей в города, многие далёкие деревни становились либо совсем заброшенными, либо численность жителей в них уменьшилась в разы. Но эти далёкие уголки Русского Севера сохранили много уникальных памятников старины, быта и традиционной русской культуры - экспозиция музея деревянного зодчества Малые Корелы разделена на четыре сектора по тем местам, откуда были перевезены строения: «Каргопольско-Онежский», «Двинской», «Мезенский» и «Пинежский». Крестьянские и купеческие избы, амбары, ветряные мельницы, деревянные церкви перед перемещением сюда разбирались по брёвнам и заново собирались уже на территории музея-заповедника. Музей был основан в 1964 году, но его экспозиции продолжают обновляться - так, в настоящее время создаются «Поморский» и «Важский» секторы.

1. Для начала - несколько общих фотографий Малых Корел со стороны.

5. Начнём с Каргопольско-Онежского сектора и ветряных мельниц.

8. Дом-двор И.Е. Кириллова был перевезен в Малые Корелы из деревни Киселёво Каргопольского уезда и представляет собой типичный образец дома с двухрядной связью хозяйственной и жилой частей. Жилая часть дома представляет собой двухэтажный четырёхстенок под двускатной кровлей, на первом этаже которого расположены зимняя изба и подклет для хранения продуктов. На втором этаже - две летние избы, соединённые проходной комнатой. Вход в хозяйственный двор устроен на первом и втором этажах дома. На поветь ведёт крытый взвоз. Это типичная конструкция деревенских домов Русского Севера.

9. На главной площадке Каргопольско-Онежского сектора находятся колокольня и Вознесенская пятиглавая церковь 1669 года из древнего села Кушерека Онежского уезда. Кушерека было очень крупным селом, центром одноименной волости - к 1905 году население его составляло 1679 человек, в 1920 году было 1286, а сейчас - 11… К сожалению, такая же судьба постигла в XX веке многие деревни Севера.

13. Шатровая колокольня из села Кулига Дракованова является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Возможно, прообразом колоколен такого типа явились сторожевые башни, стоявшие в старину на подступах к городам и сёлам.

14. Пересекаем по мосткам болотистую ложбинку и оказываемся Двинском секторе.

15. Георгиевская шатровая церковь датируется XVII веком и была перевезена в музей из села Вершино Верхнетоемского района.

16. Дом-двор А.В. Щёголева 1826 года постройки был перевезен в Малые Корелы из деревни Ирта Яренского уезда Вологодской губернии. В жилой части дома находятся два жилых помещения: летняя и зимняя избы. Над избами прямо под крышей располагается светелка (летнее жилое помещение). Окна украшены наличниками в форме гребешков, а крыльцо установлено с главного фасада и устроено на массивном столбе, украшенном витиеватой, объемной резьбой.

19. Ещё один жилой дом XIX века - из деревни Семушинская Красноборского района.

20. Осмотрим внутренние помещения.

21. Вход-въезд в хозяйственную часть, традиционно для деревень Русского Севера располагавшуюся под одной крышей с жилыми строениями.

22. В заключение прогулки по Двинскому сектору посмотрим кузницу.

23. По соседству с Двинским расположены Пинежский и Мезенский сектора Малых Корел - здесь также представлены деревенские избы, ветряные мельницы, часовни, различные хозяйственные строения.

25. Троицкая часовня датируется началом XVIII века и находилась в деревне Вальтево Пинежского района.

26. Переместимся в Мезенский сектор и немного отдохнём… :)

27. С крутого обрыва открывается замечательный вид на окрестные леса и луга, вдалеке просматривается широкая лента Северной Двины, за которой виднеется индустрия Новодвинска.

О быте и жизни людей в прежние века мы можем узнать из старинных легенд и преданий, а также по артефактам, сохранившимся в музеях. А как вам идея отправиться на выходные в настоящую северную деревню XVI-XIX веков? Такое место есть, и находится оно совсем недалеко от крупного современного города Архангельска. Архитектурно-музейный комплекс «Малые Корелы» располагается на огромной территории и является одним из крупнейших в стране.

Начало масштабной реконструкции

Еще в 1963 году архитекторов волновал вопрос сохранения древних памятников русского зодчества. Уникальные и необычные постройки сохранились во многих местах, где издревле жили люди. Однако проблема состояла в том, что обычно это одиночная церковь или жилой дом в удаленной деревне. В таком случае объект не охраняется должным образом, своевременно не реставрируется, в результате чего просто ветшает и разрушается.

Главный архитектор Архангельской специализированной научно-производственной мастерской занялся созданием уникального музейного комплекса. Было выбрано живописное место, и обследованы практически все окрестности города Архангельска в поисках памятников русского зодчества.

В 1974 году музей «Малые Корелы» был открыт, и его первые посетители могли увидеть сразу 11 старинных построек различного назначения. Свое название комплекс получил в честь деревни, располагающейся неподалеку.

История развития музея

Сегодня музейный комплекс является членом Ассоциации европейских А в 1996 году «Малые Корелы» были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Примечателен в истории музея и 2012 год, тогда он получил престижную премию «Достояние Севера».

На сегодняшний день в состав экспозиции входит около 120 строений различного типа и назначения. Есть среди них и жилые дома, и хозяйственные постройки, и величественные храмы. Объединяет экспонаты то, что все они построены из дерева и без единого гвоздя. Все памятники архитектуры были созданы в XVI-XX веках, полностью разобраны для транспортировки, после чего отреставрированы и собраны на территории музея.

Памятники архитектуры

На сегодняшний день общая территория музея составляет около 139,8 га. Уникальность его заключается не только в масштабности, но и в организации. Все памятники архитектуры вписаны в окружающий ландшафт и выглядят максимально естественно. Для удобства туристов «Малые Корелы» делятся на несколько секторов (мини-деревень): Мезенский, Пинежский, Двинской, Каргопольско-Онежский. Во время посещения музея можно полюбоваться не только архитектурными формами, но и узнать больше о жизни наших предков. В некоторых постройках восстановлено внутренне убранство, в храмах проходят службы, и даже с колоколен время от времени слышится звон.

Помимо крестьянских усадьб, амбаров, церквей и часовен, гордость комплекса - ветряные мельницы, всего их насчитывается 7 штук, а одна имеет восстановленный рабочий механизм. Также в музее можно увидеть колодцы, старинные транспортные средства, скамейки и ограждения - такие, какими пользовались наши предки. Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» регулярно проводит разнообразные фестивали и народные гуляния по большим праздникам, с неизменным истинно русским колоритом и погружением в ушедшую эпоху.

Режим работы и стоимость посещения

Посетить музей можно в любое время года. Открыт он для туристов ежедневно с 10:00, закрывается в летний период - в 19:00, а в зимний - 17:00. Можно осмотреть памятники архитектуры самостоятельно или в сопровождении экскурсовода в составе организованной группы. Для гостей предлагается несколько программ экскурсионного обслуживания, отличающихся тематикой, продолжительностью и стоимостью. Цена взрослого билета составляет 100-150 рублей, предусмотрены скидки для студентов, пенсионеров и детей.

Как попасть в музей «Малые Корелы»?

Архитектурно-исторический комплекс находится в 25 километрах от Архангельска. Добраться до него можно на личном или общественном транспорте. Ориентироваться следует на деревню Малые Корелы - именно возле нее находится заповедник с одноименным названием. До нужного населенного пункта следуют автобусы № 104, № 108, № 111. Многие туристические агентства города предлагают экскурсии с трансфером до музея и обратно в город. Если же вы едете на личном автомобиле - удобней всего воспользоваться навигатором или ориентироваться на указатели. Если место вашего отдыха или рабочей командировки - Архангельск, «Малые Корелы» - место, обязательное для посещения. Только здесь вы сможете насладиться всем великолепием северной архитектуры в ее первозданном виде. Посещение этого музея будет интересно каждому, но если вы сомневаетесь - приезжайте сюда на праздник или один из фестивалей.

В 30км от архангельского Города, на правом берегу Северной Двины расположен знаменитый музей деревянного зодчества Малые Корелы. В России он входит в число крупнейших и лучших музеев под открытым небом - например, Кижи он превосходит по числу объектов в полтора раза.
А еще в 8км от Малых Корел находится деревня Лявля, в которой стоит 400-летняя деревянная церковь. И хотя формально эта церковь числится за музеем, а добраться туда легко, путешественники там бывают нечасто.
В общем, этот пост - то ли о дороге на Лявлю через Малые Корелы, то ли о Малых Корелах, включая Лявлю. Фотографии будут очень разного качества, так как погода и освещение менялись по несколько раз за час.

И в Малые Корелы, и в Лявлю легко доехать из Архангельска: до Корел есть рейсы городского автобуса №№ 104, 108, 111 от ЖД-вокзала и МРВ, а в Лявлю можно доехать автобусами на Хорьково и Боброво (через Корелы они тоже проходят). За мостом через Северную Двину начинаются посёлки, в том числе 1-й лесозавод (в недавнем посте о Новодвинской крепости я писал - нумерация лесозаводов возрастает вниз по течению Двины).
В 500 метрах от моста - Ильинский кафедральный собор (1801-1809), который я не успел заснять.
А еще дальше, в нескольких километрах - современная Церковь Адвентистов Седьмого Дня, которую я заснял из окна автобуса.

Адвентисты Седьмого Дня (не путать с адвентистами-пятидесятниками!) - это не сектанты, а протестанты. Удивительный всё-таки город Архангельск! Здесь есть как минимум три церкви разных протестантских конфессий: лютеранская в центре, англиканская в Соломбале и адвентистская здесь. Причем только последняя действует.

Далее дорога весьма интересна, но ничего толком заснять я не успел из-за сильного дождя по дороге туда и тонированных стёкол по дороге обратно. От Города еще километров на 15 тянутся посёлки - то деревянные, то многоэтажные, то заводские, то рыбачьи. Здесь много интересных артефактов вроде 100-метровой надписи "Архангельск - Город Рыбаков" отдельно стоящими вдоль улицы буквами, новодельной деревянной церкви, автодорожного моста или гигантских арочных кранов на лесозаводах. Немного выше Архангельска Северная Двина разливается до 5 километров, превосходя шириной и Обь, и волжские водохранилища.

И вот мы достигаем Малых Корел. С одной стороны от дороги - туристическая деревня, с другой - собственно музей. В Малых Корелах был снят и вводный кадр поста.

Малые Корелы - место легендарное, а потому не в меру туристическое. Хотя фотографий я тут отснял на 3 поста, не вижу нужным рассказывать о Корелах подробно: информации об этом огромном (более 100 построек) скансене в Сети много, много и профессиональных фотографий, не говоря уж о том, что Малые Корелы - это музей, и если уж Вы туда приехали - сориентируетесь без проблем.

К тому же в Корелах очень много туристов самого разного происхождения: буржуи, школьники, студенты, автомобилисты и самостоятельные путешественники... Я ограничусь кратким обзором - хотя среди экспонатов Малых Корел есть подлинные сокровища деревянной архитектуры Русского Севера.

Такие как колокольня из села Кулига-Дракованово конца 16 века - старейшая деревянная колокольня России:

Или Вознесенская церковь (1664) из деревни Кушерека - один из эталонов северного деревянного храма.

Или 200-летний дом Пухова - возможно, примерно так выглядели допетровские деревянные палаты и терема:

Малые Корелы разделены 4 сектора: Каргопольско-Онежский (оттуда все объекты на кадрах выше) и отделенные от него глубоким оврагом Мезенский, Двинский и Пинежский сектора - в каждом воссоздан облик деревни соответствующего исторического региона.
Причем, мне кажется, "заовражные" сектора получились намного эффектнее основного.

Скажем, Мезенский сектор очень красиво стоит на высоком берегу - как и села самой Мезени. Увы, кадр снят сквозь стекло под проливным дождём.

Вид в обратную сторону. На горизонте - трубы ЦБК в Новодвинске. По утверждению af1461 , не считая этих труб здесь правильное мезенское село.

Удивительной красоты поморские избы с характерными украшениями:

И целый комплекс разного рода амбаров, спускающийся по склону извилистой улочкой:

Поклонный крест - для Мезени такие кресты более характерны, чем церкви и часовни. Говорят, в некоторых деревнях их могут быть десятки.

А избы мне запомнились больше изнутри, чем снаружи - коллекциями предметов поморского быта. Лодки (морские карбасы, речные мелководные долблёнки), рыболовное снаряжение... Например - вот здесь грузила и поплавки, а дощечка с рисунком внизу отмечала место, где поставлена сеть и кому эта сеть принадлежит.

Поморы всегда отличались честностью. Еще 100 лет назад они не вешали замков на двери. И уж тем более не прятали друг от друга сетей.
А нынешняя Мезень - место не от мира сего . Настоящий, ЖИВОЙ Русский Север. Но добраться туда очень трудно, а самый известный архитектурный памятник - Одигитриевская церковь в Кижме, пока разобрана для реставрации.

Георгиевская церковь - в соседнем Двинском секторе. На Мезени церкви строили иначе.

А сам Двинский сектор (в основном верхнее и среднее течение Северной Двины) мне запомнился улицами гигантских изб:

Но хотя эти избы размером крупнее многих городских особняков, их жилая часть ужасающе тесная. 9/10 объема избы - хозяйственные постройки: овин, гумно, хлев, амбар и т.д. под одной крышей. Так рациональнее в северном климате.

Детали украшений:

Хотя Двинский сектор мне не очень понравился - он самый... пресный, что ли.
А в дальней части музея, на окруженной лесом поляне находится Пинежский сектор. Пинежье - глухой угол в стороне от моря, крупных рек и дорог, между Двиной и Мезенью.

На соседней укромной поляне - Троицкая часовня (1724) из деревни Вальтово, сама по себе невзрачная, но очень эффектная в окружении высоких деревьев.

Помимо собственно изб, интересен тут и уникальный тематический комплекс - сезонная деревня-сенокос:

Домик слева - это изба. Она только кажется смешной рядом с обычными избами. На самом деле жилая часть северной избы немногим крупнее. Просто в летней деревне нет нужды все держать под одной крышей.

Ну а мы покидаем Малые Корелы и направляемся в Лявлю. Совсем недалеко от музея стоит странное сооружение - то ли недоделанная мельница, то ли деревянный маяк.

От Малых Корел в Лявлю я ехал автостопом. Просто вышел на стоянку перед музеем, подошел к первым же мужикам, садившимся в машину и спросил, куда едете? Мужики ответили - сначала в Город, а потом на Белое море, отдохнуть. Я им рассказал про Лявлю, что дотуда всего 8 километров, и что там тоже красиво, и вскоре мы уже ехали туда.

Мужики оказались предпринимателям откуда-то из Черноземья, в Архангельск приехали по делам, а выпавший свободный денёк решили покататься по окрестностям. В Лявлю мы доехали довольно быстро, и последнюю пару километров дорога шла по крутому берегу Северной Двины, над которой собирались тучи.

Оттуда уже была хорошо видна Лявля:

Как и уже показанное сегодня Рикасово, Лявля - это часть "куста деревень" (общее название села, если я не ошибаюсь, Зачапино) и полудеревянный погост. В ее состав входят две церкви - деревянная шатровая Никольская (1582) и каменная Успенская (1805).
Между этими двумя церквями - полсотни метров и 200 лет.

Успенская церковь недавно восстановлена. Внутри скромное убранство - но очень светлая атмсофера.

А Никольская церковь - одна из старейших деревянных церквей в России. Она закрыта и формально является филиалом Малых Корел.

Необычная тяжеловесная форма - результат перестроек 18-19 века: нижняя часть церкви была попросту ликвидирована, а верхняя "приземлена", и теперь церковь будто растет из земли, как огромное дерево.

За церковью - родник, где, по словам смотрительницы, бывал Петр Первый... Наверное, легенда, а всё же?
От церквей хорошо виден новодельный монастырь за оврагом, в Зачапине. Три церкви на село - немало!

Но едва ли не сильнее, чем храмы, впечатляют виды от Лявлинского погоста. Плёс Северной Двины с надвигающейся тучей... Я поймал удачный момент за 2 минуты перед тем, как туча закрыла Солнце.

На горизонте дымят заводы Новодвинска - промышленного пригорода Архангельска в 10км выше по течению Двины (не путать с Новодвинской крепостью, которая ниже по течению!).

А в другую сторону - тишь да Божья благодать! Водяное пространство, лес на том берегу, православный крест да моторная лодка...

Красиво все-таки на Севере! По крайней мере если везёт с погодой... У меня такое везение на Севере было первый раз - и очень надеюсь, что еще не последний.