Муз занятие в младшей группе летом. Музыкальное занятие для детей второй младшей группы «Непослушные зверята. Открытое музыкальное занятие

Задачи: развивать умение детей младшей группы воспринимать и различать художественные образы (зайчика, медвежонка, ёжика); исполнять песни в удобном диапазоне, естественным голосом, двигаться врассыпную, выполнять элементарные движения в плясках с предметами (платочками).

Материал и оборудование: игрушки медведя и зайца (большие и маленькие), ёжика; дидактические игры «Весёлые ладошки», «Следы зверей»; плоскостные зайчата; платочки, бутафорские деревья, ёлочка, пенёк, избушка для зайчика, берлога для медведя.

Ход музыкального занятия

Дети паровозиком подходят к дверям музыкального зала и гудят. Музыкальный руководитель встречает их у дверей.

Музыкальный руководитель (М.р.). Здравствуйте, ребята! Хотите поехать на прогулку в Страну зверюшек? (Хотим.) А меня возьмёте с собой? (Ответы детей.)

Едут под мелодию песни «Паровоз - Букашка!» (сл. А. Морозова, муз. А. Ермолова).

М.р. Быстро паровоз домчал нас в музыкальный зал! Вот мы и в стране зверюшек, но что-то здесь никого не видно?

В зал под весёлую музыку заходит воспитатель в разноцветном платье с кармашками.

М.р. Дети, а что это с нашей Людмилой Альбиновной?

Воспитатель (В.). Сегодня я не Людмила Альбиновна.

М.р. (удивлённо смотрит на детей). А кто же вы?

В. Я Игрулия Альбиновна! У меня сегодня солнечное настроение, я очень люблю играть с детками, вот и решила так необычно нарядиться.

Рассмотрите мой наряд…

Это вовсе не халат!

Разноцветные кармашки,

Как весёлые ромашки,

По накидке разбежались,

На замки позакрывались.

В каждом домике-кармашке

Музыкальная игра!

Поиграем, детвора?

Чтоб кармашки все открыть,

Надо очень внимательными быть.

Я так рада встрече с вами, а при встрече всегда нужно здороваться. Здороваться - это очень весёлая и интересная игра, она спряталась в кармашке.

В. Ладошки цветные я детям раздам,

Ладошки помогут здороваться нам.

Воспитатель и музыкальный руководитель раздают детям цветные ладошки.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

Доброе утро,

(Машут цветными ладошками.)

Улыбнись скорее,

И сегодня весь день

Будет веселее.

Мы погладим лобик,

(Выполняют движения по тексту.)

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

(Наклоны головы к правому и левому плечу поочерёдно.)

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы!

(Разводят руки в стороны.)

М.р. Давайте, ребята, присядем и посмотрим, что же происходит в сказочном лесочке.

Дети садятся на стульчики. Звучит тихая грустная музыка.

М.р. Горько плачут звери-мамы,

Горько плачут звери-папы:

Потерялись их малыши,

Не могут дорогу домой найти.

Дети, поможем зверятам? Только как нам узнать, по какой дорожке они убежали? (Ответы детей.)

В. Правильно, по следам. А вот какие звери потерялись, вам подскажет музыка и следы (раскладывает их под музыку).

Слушание пьесы «Ёжик» (Д. Кабалевский).

М.р. Догадались, про какого зверька музыка? (Ответы детей.) Правильно, про ёжика.

В. Весь в иголочках зверёк

С головы до самых ног.

Зашуршала вдруг листва -

Ежонок вышел из-за куста.

Я без папочки гулял

И дорогу потерял.

М.р. Вы услышали, как музыка передала осторожные шаги ёжика? (Ответы детей.)

Повторное слушание пьесы «Ёжик».

М.р. Скажите, а ёжик какой? (Маленький, колючий, пугливый.) Правильно, и музыка осторожная, отрывистая, колючая. Давайте постучим пальчик о пальчик самыми кончиками отрывисто, легко и изобразим боязливого ёжика, его колючки.

Сейчас мы поможем ёжику вернуться домой. А где здесь его следы? (Просит ребёнка отыскать по следам домик ёжика.) Кто ещё потерялся в лесу?

Послушайте внимательно музыку (звучит припев песни «Танец с зайчиками», сл. и муз.

М. Картушиной).

Зайчик был один в лесу,

Боялся волка и лису.

М.р. Так кто же потерялся в лесу? (Зайчик.)

В. Ой, вот и наши шалунишки! Ко мне в карман заскочили!

Вместе раздают плоскостных зайчат, воспитатель просит спрятать их у себя за спиной. Музыкальный руководитель напоминает детям, что при пении спину надо держать прямо, ровно, плечи расправить.

Исполнение песни «Танец с зайчиками» (с плоскостными зайчатами).

Музыкальный руководитель просит ребёнка по заячьим следам отнести зайчонка к большому зайцу.

М.р. Вот и зайчонок вернулся домой. Чьи же это следы остались на лесной тропинке? Посмотрите на них, какие они? (Большие.) Наверно, и зверь здесь большой ходил. Чтобы вам было легче угадать, послушаем музыку.

Звучит музыка «Медведь» (В. Ребикова).

М. р. Догадались, кто это? (Ответы детей.) Но я его не вижу. Давайте поищем, где же он? Наверное, уснул?

Медвежонок спит.

Дети ищут медвежонка по залу. Музыкальный руководитель предлагает разбудить его. Дети будят.

Медвеь.

Кто меня разбудил?

Я сердит на вас - да-да,

Разбегайтесь, детвора!

Медвежонок догоняет детей. После игры они садятся на стульчики.

Медвежонок.

Я хочу теперь узнать,

Как умеете плясать.

Пусть сначала девочки

Попляшут, как белочки.

(Девочки выполняют подскоки.)

А теперь пусть мальчики

Попрыгают, как зайчики.

(Мальчики выполняют прыжки на двух ногах.)

В. Солнце светит, пригревает,

Всех на пляску приглашает!

(Достаёт из кармана платочки.)

Медвежонок. Я плясать не соглашусь…

М.р. В чём причина?

Медвежонок.

Я боюсь… стесняюсь и робею,

Потому что не умею…

Дети.

Ничего не бойся, Мишка.

Ты ж медведь, а не трусишка!

Поскорее в круг вставай,

Всё за нами повторяй!

Танец с платочками (по выбору музыкального руководителя).

Медвежонок.

Вот спасибо вам, друзья!

Научили танцевать меня.

Но без папы и без мамы

Грустно мне - о-ё-ёй,

Отведите-ка вы лучше

Поскорей меня домой.

Дети относят медвежонка к берлоге.

М.р. Посмотрите, ребята, все ли зверята вернулись домой?

Дети. Все!

М.р. Какая музыка помогла нам их угадать?

Дети. Песенки про ёжика, зайчика и медведя.

М.р. Какой совет мы дадим зверятам?

Дети.

Теперь мы твёрдо будем знать:

Без пап и мам нельзя гулять.

М.р. Спасибо, Игрулия Альбиновна, что пришла к нам на занятие и тоже помогла нашим зверюшкам. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Тебя мы возьмём с собой. Садитесь в паровозик и поедем.

Муниципальное казёное дошкольное

общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

Открытое музыкальное занятие

во второй младшей группе

«Ознакомление с музыкальными инструментами».

Подготовила и провела:

Музыкальный руководитель

Винникова К. В.

с. Приютное

2015 год

Программное содержание

  • Обучающие задачи :
    • различать тембры музыкальных инструментов;
    • различать характер музыкального произведения, выполнять соответствующие движения;
    • формировать певческие навыки, начинать пение по­сле вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен.
    • формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
  • Развивающие задачи :
  • развивать эмоциональную отзывчивость,
  • сенсорные способности и звуковысотный слух,
  • развивать чувство ритма, мелкую моторику рук.
  • формировать певческий голос и выразительность движений.
  • воспитывать любовь и интерес к музыке;
  • Воспитательные задачи :

Материал к занятию

  • Музыкальный инструмент фортепиано;
  • Музыкальный чентр;
  • Ширма;
  • 3 игрушки (птичка, зайчик, лошадка) и, соответственно им, музыкаль­ные инструменты (треугольник, бубен, деревянные ложки).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под музыку входят в музыкальный зал, становятся полукругом.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель. : А теперь посмотрите на меня.

Ребята, а вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают .

Музыкальный руководитель: Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую разминку.

Буги, Буги (сл. и муз. О. Арсеневской)

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Чтобы они показались, нужно отгадать загадки (Загадки про птичку, зайчика, лошадку).

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...?

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (Зайка)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.
У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.
Шелковиста её грива,
Весела она, игрива.
У неё так шёрстка глАдка,
Это к нам бежит …

(Лошадка.)

Дети отгадывают загадки, музыкальный руководитель показывает игрушки.

Музыкальный руководитель:

Наши гости долго ждали
И немножечко устали.
Надо сними поиграть
И движенья показать.
А что делает птичка?

Дети: Летает.

Музыкальный руководитель: А как мы можем показать?

Дети: Побегать легко, на носочках.

Музыкальный руководитель: А зайчик?

Дети: Подскоки.

Музыкальный руководитель: Лошадка?

Дети: Прямой галоп.

Музыкальный руководитель: А у каждого движения своя музыка, и сейчас я буду играть, а внимательно слушайте, музыка вам подскажет, какое движение нужно выполнить.

Звучит музыка для выполнения легкого бега, подскоков, прямого галопа (на усмотрение музыкального руководителя), дети выполняют соответствующие движения.

Музыкальный руководитель:

Вот как весело плясали
И немножечко устали.
Сядем, отдохнем,
На стульчики пройдем.

Музыкальный руководитель: Ребятки, наши гости пришли сегодня не с пустыми руками. У каждого гостя есть свой любимый музыкальный инструмент, а какой вы поймете, когда узнаете этот инструмент по звуку.

Уходит за ширму, играет на инструментах: Птичка – треугольник, Зайчик – бубен, Лошадка – деревянные ложки.

Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем музыку, и вы мне расскажете какое у нее настроение.

Мы тихонечко сидим и готовим ушки,
Потому что мы хотим научиться слушать.

Музыкальный руководитель исполняет мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени». Дети рассказывают.

Музыкальный руководитель: Что под нее можно делать?

Дети: Плясать.

Музыкальный руководитель: Музыка плясовая, веселая, задорная. Ребята, вы, наверное, заметили, что музыка не всегда одинаково звучала.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Правильно, я играла то тихо, то громко. Сейчас мы возьмем музыкальные инструменты, и будем играть так, как звучит музыка.

Дети играют на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Молодцы! А у нас с вами тоже есть музыкальный инструмент – это наш голос? Что мы делаем с помощью голоса?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Конечно. Но чтобы красиво петь и не навредить голосу, для начала нужно голосок разогреть. Мы споем музыкальную разминку, будьте внимательны, пойте без крика, слушайте музыку и друг друга.

«Музыкальная распевка» , «Дыхательная гимнастика» («Как под горкой, под горой»).

Музыкальный руководитель. Хорошо, разогрели голосок, а узнайте, что за песню я сейчас вам сыграю.

Дети называют знакомую песню по вступлению.

Музыкальный руководитель: Правильно. Давайте споем все вместе.

Песня «Заяц» (муз.)

Музыкальный руководитель:

А сейчас вас, детвора,
Ждет веселая игра.
Раз, два, три, четыре, пять
Надо в круг скорей нам встать.

Игра «Веселись детвора» (эстонская народная песня в обработке Т. Попатенко, рус. текст И. Черницкой)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте восстановим наше дыхание.(идем по кругу).

Музыкальный руководитель. Вам понравилось занятие?

Ответы детей:

Вывод занятия : С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Животными? Какие бывают динамические оттенки?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Теперь можно и пойти погулять. Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания, до новых встреч!

Дети: До свидания!

(Под музыку дети друг за другом выходят из зала.)

Музыкальное занятие с игровой ситуацией для второй младшей группы «Найди кошечку»

1) Обучающие задачи:

Учить двигаться в соответствии с характером музыки легким бегом и острожным мягким шагом;

Учить узнавать знакомые произведения;

Учить начинать движение после вступления и менять движение в соответствии с изменением содержания песни;

Учить детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы.

2) Развивающие задачи:

Развивать чувство ритма;

Развивать вокально-певческие навыки, умение интонировать в пределах октавы, творческие проявления;

Развивать звуковысотный слух;

Развивать восприятие динамических оттенков и правильно реагировать на них.

3) Воспитательные задачи:

Воспитывать доброе отношение к животным;

Воспитывать любовь к музыке, желание петь друг с другом;

Воспитывать культуру общения.

Ход занятия

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.

Музыкальный руководитель . Послушайте, ребятки, мою загадку.

(Поет). Мягкие лапки,

На лапках царапки.

Кто это? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель . Да, кошка. Вы знаете. У меня есть знакомая кошка. Ей стало грустно сегодня, и она попросилась к нам на занятие, поиграть с вами. Но что-то я ее не вижу. Наверное, она спряталась? Давайте поищем ее, а музыка вам подскажет.

Звучит музыка: то громче, то тише. Дети ходят по залу, находят кошку — мягкую игрушку.

Музыкальный руководитель . Нашли кошечку, поздороваемся с ней.

Звучит песенная импровизация «Здравствуй, кошечка».

Музыкальный руководитель . Кошечка хочет узнать, как вас зовут. Пропойте ей свое имя. (Дети поют.) Девочки, а как ходит кошечка? Какие у нее лапки? (Движения под музыку.) А как маленькие котятки резвятся, играют, клубочки по полу катают. (Движения под музыку.)

А теперь послушайте, чья это песенка?

Кто нас зовет?

Проводится музыкально-дидактическая игра «Кошка и котенок». Музыкальный руководитель проигрывает по очереди пары нот: ми-до (кошечка), си-соль (котенок). Дети угадывают и пропевают ответ.

Музыкальный руководитель . А теперь наша кошечка захотела спать. Давайте положим ее на подушечку. И сыграем ей колыбельную песенку. Как нужно петь колыбельную? Погладим кошечку под музыку. От ушей до самого хвостика. (Дети выполняют движения под музыку.)

Исполняется песня «Серенькая кошечка», музыка В. Витмена, слова Н. Найденовой.

Музыкальный руководитель. А теперь разбудим кошечку. Музыка нам в этом поможет.

Звучит вступление к песне «Первый снег», музыка М. Михайловой, слова Я. Акима.

Музыкальный руководитель. Кажется, не проснулась. А вы узнали песенку? (Ответы детей.)

Давайте ее споем, может, тогда киска и проснется.

Дети исполняют песню «Первый снег» с мест.

Музыкальный руководитель . Теперь проснулась наша кошечка и приглашает нас на прогулку. Споем эту песенку сдвижением. Не забудьте на проигрыш комочки слепить из снега и поиграть в снежки с кошечкой.

Исполняется песня «Первый снег» с движением.

Музыкальный руководитель . Как снега много намело! Снег, словно белый пуховый платок, укрыл зеленую травку и дорожки, и мосты.

Любите зиму, детвора? А что вам нравится зимой? (Ответы детей.)

А как мы ласково называем зиму? (Ответы детей.)

А почему наша знакомая песенка называется Зимушка, да еще хрустальная? (Ответы детей.)

Споем песенку «Зимушка хрустальная». Поем ее весело, задорно, покажите, как вы умеете веселиться зимой. Посмотрите глазками, с кем вы будете кататься на саночках

Исполняется песня с движением «Зимушка хрустальная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Бойко, по тексту — в конце — дети поднимают руки вверх.

Музыкальный руководитель . Посмотрите, какую высокую горку мы построили. Обратите внимание: там вдалеке тоже горка есть. Как вы думаете, кто там спит? (Ответы детей.)

Зимой медведь спит в своей берлоге, лапу сосет. Давайте не будем шуметь, а споем про это песенку, но если мишка проснется, мы от него убежим.

Исполняется игра-песня «Снег, снег», музыка Ю. Сионова слова И. Токмаковой.

В финале дети убегают на стульчики.

Музыкальный руководитель. Понравилось вам на занятии? Кто приходил в гости? Вы были хорошими котятками, а кошечка научила вас петь и внимательно слушать музыку. Попрощаемся с ней и с гостями. До свидания.

Дети прощаются и уходят.

Работать с маленькими детьми сложно - это ответственный процесс, требующий больших знаний и навыков. Создание чёткого плана занятий, выбор оригинального подхода, заимствование креативных идей поможет начинающим педагогам быстрее освоиться, а опытным разнообразить свои занятия. Перед музыкальным руководителем стоит много задач, которые необходимо чётко понимать и выполнять. Именно о задачах и способах их реализации вы узнаете из этой статьи.

Цель музыкального занятия в детском саду, конкретные задачи и приёмы

У музыкального руководителя главная цель - доставить своим занятием удовольствие и радость подопечным. Однако каждым уроком он формирует множество навыком, занимается воспитанием культурного восприятия.

Задачи и приёмы обучения детей музыке (первая младшая группа)

Обучающие задачи. Дети должны научиться:

  • ритмично двигаться под музыку;
  • различать настроение и характер музыкальной композиции;
  • извлекать желаемый звук из музыкальных инструментов и играть в оркестре;
  • различать музыкальные оттенки и динамику звука;
  • коллективным танцам.

Танцевать в парах двухлетним малышам непросто, но увлекательно

На музыкальных занятиях необходимо развивать:

  • отзывчивость во время прослушивания музыкальных композиций;
  • подсознательное чувство такта и умение играть на инструментах ритмично;
  • музыкальное мышление;
  • культурное сознание.

Методические приёмы:

  • использование аудиозаписей, чтобы расширить представление детей о видах музыки;
  • использование иллюстраций, чтобы наглядно объяснить то, о чём говорится, или дать возможность сделать это ребёнку.

Задачи и приёмы обучения детей музыке (вторая младшая группа)

Обучающие задачи:

  • учить детей играть на музыкальных инструментах: ложках, барабанах;
  • учить правильно проговаривать все звуки;
  • научить воспитанников интонировать, петь протяжно;
  • учить различать характер музыкальной композиции, жанр;
  • учить хороводному шагу.

Развивающие задачи:

  • развивать желание ребёнка самостоятельно заниматься хореографией и музыкой;
  • развивать культурное сознание;
  • формировать мысль о том, что музыка задействована в разных сферах жизни.

Методические приёмы:

  • индивидуальный подход, «пение по цепочке»;
  • игры музыкального содержания.

Чтобы провести музыкальную игру, к детям на занятие может прийти сказочный персонаж

Как заинтересовать детей занятием: примеры мотивирующего начала

Вводная или вступительная часть - это то, с чего начнётся ваше занятие. Несмотря на короткую продолжительность (от трёх до пяти минут) именно от этой части будет во многом зависеть, насколько сильно музыкальный руководитель заинтересует своих подопечных, как именно они настроятся на занятие. За короткий срок важно сделать следующее:

  1. Важно показать детям, что пришло время занятия. Они должны успокоиться, вспомнить правила поведения во время учебного процесса.
  2. Далее дети могут пропеть песню, если есть такой ритуал, может появиться герой, картинка, заиграть музыка, которая увлечёт детей в процесс обучения. То, как дети настраиваются на занятие очень важно. Это должны быть позитивные эмоции. Если на стихи и песню тратится слишком много время, то все вместе, дети и музыкальный руководитель, могут просто встать в круг и пожелать друг другу что-нибудь приятное, либо просто улыбнуться. Такой ритуал можно периодически менять, но нечасто, именно он на уровне подсознания позволит детям окончательно успокоиться и настроиться на занятие. Этим же ритуалом можно и заканчивать обучение.
  3. Важно обозначить цели этого занятия.

Если ребёнок настроен на занятие, то это ещё не значит, что заинтересован. Игра - самый простой метод привлечения интереса. Приведём несколько примеров мотивирующего начала занятия, которыми музыкальный руководитель может разнообразить обучение:

  • «Помоги игрушке». Решая проблему игрушки, ребёнок достигает цели обучения.
    Детям рассказывают о проблеме игрушки, призывая их помочь. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке. Всегда важно создавать возможность выбора. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. У каждого ребёнка может быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он помогает). При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
  • «История про Ля».
    Перед занятием в комнате «спрятались» ноты Ля (знак ноты с подписью). Вам необходимо обратить внимание на то, что в комнате есть ещё кто-то, побудив детей на поиски. Когда они найдут все ноты - каждому по «Ля» - необходимо вспомнить, что нот всего семь, а так как Ля одна, наверно, ей очень одиноко. Можно потренировать ноту «Ля» на разных инструментах, заменить этим звуком слова песни, проговаривать её во время хоровода, тренировать дыхание, распевая протяжное «Ля», уделяя, таким образом, максимальное внимание ноте. В конце занятия дети могут забрать свою ноту, чтобы и дальше продолжать о ней заботиться.
  • «Помоги мне».
    Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Такой приём подходит, если в гости пришла фея Музыки - любимый герой музыкальных уроков, который часто просит помочь попасть в страну Музыки- или другой сказочный персонаж.Вы сообщаете детям, что герою требуется помощь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчёркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий.
  • «Научи меня».
    Музыкальный руководитель должен или главный герой событий - какой-нибудь сказочный персонаж - должен попросить детей освоить какое-нибудь новое дело, известное же ребёнку или просто для исполнения. Обязательно, чтобы каждый воспитанник внёс свой личный вклад, который также следует отдельно оценить и похвалить.
  • «Незнайка все забыл».
    В гости к детям приходит Незнайка. Он рассказывает о своей проблеме- все сказочные герои смеются над ним, потому что он забыл все песни, которые только есть на свете. Он просит детей помочь ему. Требуется знать и новогоднюю песню, и песню на день рождение, и осеннюю, и летнюю, и хороводную. Детям предлагается самостоятельно выбрать, какой песней они обучат Незнайку, потом каждый выходит к герою, пропивая часть песни, Незнайка начинает подпевать, предлагая и всем остальным последовать его примеру. Песни могут сопровождаться игрой на музыкальном инструменте и танцами.

Уроки музыки очень важны для детей младшего возраста, они способствуют развитию умственных способностей и памяти.

Занятия музыкой обожают все малыши

Тематическое планирование занятий

Тематическое планирование - это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Однако предусматривается, что тема может быть выбрана воспитателем самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы.

Таблица: фрагмент планирования занятий музыкой в первой младшей группе на месяц

Январь
Слушание музыки Учить понимать и различать пьесы разного характера - спокойные, ласковые, веселые и плясовые; побуждать сопровождать прослушивание с соответствующими движениями (укачивать куклу, подражать повадкам зайки, «Маша едет с горки на саночках»). «Заинька, походи» (р.н.п.), «Колыбельная» Е. Теличеевой, «Машенька-Маша» В. Герчек.
Музыкально-дидактические игры Развивать чувства ритма, умение различать быструю и спокойную музыку, сопровождать слушание звучащими жестами (шлёпание по коленям четвертными, постукивание пальчиками восьмыми) «Кукла шагает и бегает» Е. Теличеевой.
Пение Продолжать формировать певческие навыки, приучая подстраиваться к голосу взрослого; учить подпевать спокойно, в умеренном темпе, вступать вместе с музыкой. «Заинька, походи» (р.н.п.), «Машенька-Маша» В. Герчек.
Музыкально-ритмические движения Учить ориентироваться в музыкальном зале с помощью словесных указаний направления движения и по показу воспитателя; развивать способность воспринимать и воспроизводить движения по показу взрослого (двигаться «прямым галопом», легко подпрыгивать); танцевальные движения: ритмичные хлопки, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку, кружение вокруг себя, «пружинку», «фонарики», постукивание каблучком. «Зарядка», «Потанцуем», «Покатаем Машеньку», «Зимняя дорожка», «На прогулке» Т. Ломовой, «Ножками затопали» М. Раухвергер, «Бодрый шаг» В. Герчек.
Пляски Совершенствовать умение выполнять простые танцевальные движения в кругу, врассыпную; приучать двигаться по кругу, держась за руки; тренировать умение быстро брать друг друга за ручки; продолжать учить танцеватьс предметами (со снежками, с куклами). «Полька зайчиков» А. Филиппенко, хоровод «Каравай», «Пляска со снежками» Н. Зарецкой, «Пляска с куклами» А. Ануфриевой.
Игры Учить двигаться по залу стайкой в определённом направлении, останавливаться вместе с окончанием музыки; научить делать «воротики», крепко держась за ручки, проходить в «воротики», не задевая рук. «Зайчики и лисичка» Г. Финаровского, «Догони зайчика» Е. Теличеевой, «Воротики» Р. Рустамова.
Пальчиковые игры Координировать умение выполнять движения пальчиков с текста; побуждать правильно и усердно играть с пальчиками. «Обед», «Ай, качи-качи-качи».
Оздоровительные упражнения Учить основным приёмам выполнения самомассажа лица: поглаживание, постукивание кончиками пальцев, растирание; укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений. Самомассаж:
«Зайка умывается», «Саночки» «Умывалочка».
Оздоровительное упражнение для дыхательных путей
«Горка».
Элементарное музицирование Побуждать активно участвовать в процессе музицирования на колокольчиках и погремушках, сопровождать пение игрой на этих шумовых инструментах. «Петрушка» И. Брамса.

Таблица: пример планирования занятия по музыке в первой младшей группе

Сентябрь, первое занятие: «Ура, детский сад»!»
Форма работы Репертуар Обучающие
задачи
Развивающие
задачи
Методические
приёмы
«Погуляем» Е. Макшанцева Дети учатся ритмично двигаться под музыку. Развивать эмоциональную отзывчивость во время прослушивания музыкальных композиций.
Игра на музыкальных инструментах. Основной инструмент на этом этапе - погремушка. «Тихо-громко мы играем»,
«Во саду ли».
Дети учатся извлекать желаемый звук, стараться играть в такт музыке. Развивать подсознательное чувство такта и умение играть на инструментах ритмично.
Развитие слуха и голоса Игра «Птица и птенчик» Дети учатся различать разные музыкальные оттенки и динамику звука. Развивать музыкальное мышление. Музыкальный руководитель задействован в игре.
Пение «Детский сад» Н. Мурычева Дети учатся петь в унисон, им необходимо получить представление о ритмичном рисунке и прохлопать его. Развивать музыкальный слух.
Слушание «Танец с осенними слисточками» муз. Н. Вересокиной Дети должны понять, что музыка способна передать состояние природы. Развивать культурное сознание. Музыкальный руководитель может подобрать карточки с эмоциями, чтобы ребёнок более точно описать то, что он испытывает во время прослушивания композиции.
Музыкально- ритмические движения «Хоровод грибов» Дети учатся коллективным танцам. Расширять представление о видах музыки, её целях и культуре совместного танца - никого не обгонять, не толкать и т.п. Все движения музыкальный руководитель должен демонстрировать.

Таблица: пример планирования занятия по музыке во второй младшей группе

Октябрь
Месяц: октябрь 7, занятие «Золотая осень»
Форма работы Репертуар Обучающие
задачи
Развивающие
задачи
Методические
приёмы
Музыкально- ритмические движения «Вальс»
Ф. Шуберт.
Дети учатся ритмично двигаться под музыку, передавая её характер. Развивать эмоциональную отзывчивость и желание ребёнка самостоятельно заниматься хореографией. Все движения, реакцию музыкальный руководитель должен демонстрировать.
Слушание «Печальная история» Д. Кабалевский. Дети учатся различать настроение и характер новой композиции. Развивать культурное сознание, общаться с детьми о музыке, пополняя музыкальный словарь. Музыкальный руководитель должен хвалить детей за высказанное мнение.
Развитие
слуха и голоса
«Медвежонок плюшевый»,
О. Боромыкиной.
Дети учатся правильно выговаривать звуки, стараться петь протяжно, а не просто выкрикивать ноты/звуки. Развивать дикцию у детей. Чтобы уделить внимание каждому, музыкальный руководитель может воспользоваться приёмом «пение по цепочке»
Пение «Чайник», Н. Мурычевой
«Песня овощей» Н. Зарецкой.
Дети учатся петь в быстром темпе, хором и индивидуально. Они должны стараться интонировать, передавать характер композиции. Развивать представление о патриотизме через музыку.
Необходимо научить детей получать удовольствие и позитивные эмоции от пения.
Музыкальный руководитель вместе с детьми должен выразительно исполнять песню.
Игра на музыкальных инструментах «Ложки деревенские»
З. Роот.
Дети учатся извлекать желаемый звук и играть оркестром. Развивать заинтересованность детей в игре на музыкальных инструментах. Музыкальный руководитель должен позаботиться об инструментах - по две ложки на каждого ребёнка.
Музыкальный руководитель должен показать, как играть на инструменте, а далее следить за процессом, работая индивидуально с каждым, если потребуется.
Музыкально- ритмические движения Игра «Урожай собирай». Дети продолжают развивать чувство ритма под хороводный шаг. Необходимо формировать мысль о том, что музыка задействована в разных сферах жизнь. Музыкальный руководитель задействован в процессе вместе с детьми.

Пример конспекта занятия

Всегда помните, что кому-то не суждено стать музыкантом или певцом. Это нормально. Такие дети смогут проявить себя в другом, найдите к ним персональный подход, и они раскроют свои лучшие качества.

Музыкальный руководитель самостоятельно может подбирать песни и упражнения, ориентируясь на общий интерес группы и способности детей.

Главное на занятии - положительные эмоции

Занятие по музыке может включать в себя разные задачи: изучение музыкальных инструментов, способности извлекать из них звуки, передача настроения через мелодию.
Например, музыкальный руководитель показывает несколько музыкальных инструментов, прося детей дать характеристику их звучанию. Руководитель напоминает о сказке «Теремок», просит перечислить персонажей. Далее, дети пересказывают сказку звуками, не проговаривая реплики, а озвучивая их на музыкальных инструментах.

  1. Стук в дверь передают деревянные палочки.
  2. Маракасы изображают мышку.
  3. Погремушка с бубенцами озвучивает лягушку.
  4. За зайчика выступает треугольник.
  5. Диалоги лисички обыгрывают бубном.
  6. Басовые бубенчики играют за волка.
  7. Барабан даётся тому, кто будет самым большим героем - медведем.

Таблица: конспект занятия по музыке во второй младшей группе на тему «Осеннее приключение», автор А. Р. Булатова

Этапы НОД Содержание этапа
Задачи
  1. Учить детей держать круг, сужать его дробным шагом.
  2. Обогащать двигательный опыт, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровыми образами.
  3. Развивать слуховое внимание, умение выполнять движение в соответствии с характером и темпоритмом музыки.
  4. Воспитывать интерес, потребность в движениях под музыку.
Вступительная часть - Двери отворяйте,
В зал детей впускайте!
Весёлых ребятишек,
Девчонок и мальчишек!
(Дети входят за воспитателем в зал, двигаясь «как поезд»). Звучит песня «Поезд» Т. Бабаджан - Н. Метлова.
Воспитатель: Вот мы и приехали. Посмотрите на гостей! Давайте мы с ними подружимся.
- Вот выходим мы на луг.
(Шагают на месте).
Я твой друг и ты мой друг!
(Руки вытягивают вперёд и показывают на себя).
К солнцу дружно потянулись.
(Руки тянут с «Солнышку»).
Обнялись и улыбнулись.
(Обнимают друг друга и улыбаются).
Основная часть - Ребятки! Вы приехали сюда на поезде, а теперь я предлагаю вам полетать на воздушном шаре. Наш шар большой, круглый. Вот какой. (Дети берутся за руки и выполняют перестроение в круг).
  • Летит-летит по небу шар,
    по небу шар летит.
    И знаем мы, что этот шар.
    Всю землю облетит.

Летал-летал наш шарик (идут по кругу) и опустился на землю.
Бежала мимо мышка. (Дети бегут по кругу как мышки и пищат «пи-пи-пи»).
Она увидела шарик, подумала, что это сыр, укусила зубками (дети: «ам») и шарик сдулся. (Дети на «дробном» шаге сужают круг).
Мы его заклеим и снова надуем. (Дети имитируют руками, «надувают», отходят назад, расширяя круг).
Вот какой красивый шарик у нас получился.
Полетел наш шарик дальше. Летал-летал, устал и опустился на полянку в лесу.
Бежал мимо ёжик (дети идут как ежи и фыркают: «фыш-фыш»), уколол своей иголочкой (дети: «Ой!»), шарик сдулся.
Мы его заклеим, надуем и отпустим в небо. Помашите ручками нашему шарику на прощание (Дети машут).
- Посмотрите-ка, ребята, сколько листьев упало на полянку, какого они цвета. А почему они разноцветные? (Ответы детей). Правильно, потому что наступила осень. Подул на листочки ветерок, они полетели и закружились в красивом танце.
Исполняется танец с листьями «Покачайся надо мной», в конце дети собирают их в букет.
- Ребята, посмотрите под кустом кто-то сидит. Кто это? (Зайка). А под ёлочкой? (Мишка). А у зайки какие лапки? (Маленькие»). А у медведя? (Большие). Давайте покажем, как ходят большие ноги и маленькие ножки.
Упражнение «Большие и маленькие ножки»
- Устали наши ножки ходить по дорожке
Ляжем, полежим и на солнышко поглядим.
(Дети ложатся на живот и помахивают ногами. Звучит первый куплет «Песенки Львёнка и Черепашки»).
Звучит музыка на ширме появляется кукла Лиса.
Лиса: Ой, как много зайцев здесь. Можно мне любого съесть.
Муз.рук: Не ешь лиса наших зайчат, лучше поиграй с нами.
Танец-игра «Зайчики и лисичка».
В конце игры лисичка «говорит»: Зайки, вы меня не бойтесь. Я ещё хочу с вами поплясать.
Исп. «Парная пляска».
Лиса:

  • С вами весело играть.
    С вами весело плясать.
    В лес ребята мне пора.
    До свиданья детвора. (Убегает)

Наше путешествие тоже подошло к концу. Скоро наступит зима и на прощание давайте споем песенку об осени.
Исп. песню «Осень».

Итоговая часть - Молодцы, ребята. Кого мы встретили на нашем пути? Вам понравилось? А теперь пойдёмте в группу.

Видео: музыкальное занятие у малышей

https://youtube.com/watch?v=n_i-eeuCbGM Video can’t be loaded: Музыкальное занятие у малышей в частном детском саду «Развитие». (https://youtube.com/watch?v=n_i-eeuCbGM)

Если вы решили стать музыкальным руководителем в детском саду, то постарайтесь изучить как можно больше материала, чтобы ваши занятия проходили с максимальной пользой для детей. Яркое начало, продуктивное занятие и тёплая улыбка напоследок позволят ребёнку полюбить музыку. Ваши усилия - это вклад в развитие каждого вашего подопечного.

БДОУ г. Омска «Детский сад № 4»

Музыкально-игровое занятие

во 2 младшей группе

«Музыкальное путешествие»

Составила: Е.А. Кузлякина,

музыкальный руководитель

ЦЕЛЬ:

Развитие эмоциональной отзывчивости детей через различные виды музыкальной деятельности

ЗАДАЧИ:

    Воспитывать интерес и любовь к музыке;

    формировать умение слушать музыку, определять ее характерные особенности,

двигаться в соответствии с характером музыки, слышать её окончание;

    совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег);

    побуждать детей петь весело, радостно, правильно произносить слова, петь согласованно;

    расширять активный словарь детей;

    закреплять умение детей самостоятельно узнавать, называть музыкальные инструменты и подыгрывать на них весёлые мелодии.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал (встают в круг). Музыкальный руководитель встречает их: Доброе утро, ребята! Как я рада вас

видеть! Посмотрите, солнышко уже проснулось, всем ребятам улыбнулось! Подарило нам хорошее и весёлое настроение. А как можно передать всем окружающим хорошее настроение? (Нужно улыбнуться). Давайте улыбнёмся солнышку, друг другу, поздороваемся и пожелаем всем здоровья!

Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

М.р.: Как ещё можно передать хорошее настроение (Сыграть весёлую музыку, спеть) Правильно, нам поможет Музыка! И для этого нам нужны музыкальные инструменты. Я сейчас сыграю на пианино, а О.Г. весело подыграет мне на музыкальных ложках.

Звучит «Ах, ты, берёза!» (неожиданно ломается ложка, музыка прекращается)

Воспитатель: Что же теперь делать? (ответы детей)

М.р.: А я думаю, что помочь нам может только музыкальный мастер, который

изготавливает муз. инструменты, он легко отремонтирует нашу ложку.

Раздаётся гудок паровоза

М.р.: Слышите? Что это? Это весёлый гудок паровозика, который готов отвезти

нас к мастеру. Вы согласны поехать к мастеру? А помощником во всём нам сегодня будет музыка. И сначала она поможет нам дойти до паровозика

Будет музыка играть, детки будут все шагать,

Будет музыка молчать, детки будут все стоять.

Восп.: Вставайте друг за другом. Ручки на пояс поставили, и за мною зашагали, спинка прямая

Упражнение «Ходим-бегаем»:

М.р.: Шагают ножки по ровненькой дорожке,

Топ, топ, топ. Топ, топ, топ – стоп!

Восп.: Ручки на поясе, на носочки встали, друг за другом побежали.

М.р.: Побежали, побежали, побежали ножки,

Побежали, побежали прямо по дорожке. Ля-ля… Стоп!

Молодцы, а теперь ещё раз, а как нужно идти вам подскажет наша помощница - музыка!

Второй раз дети выполняют самостоятельно

М.р: Как вы шли (быстро и медленно), потому что музыка была медленная и быстрая

Гудок

Восп.: Паровозик торопится, машинист Миша ждёт нас, вот и билеты приготовил. Я

раздам вам билеты (раздаёт) они тоже музыкальные, на них вы видите изображение муз. инструментов. Чтобы найти своё место в вагончике, вы должны найти такую же картинку, это и будет ваше место. Занимайте свои места в вагончиках. (Дети рассаживаются, муз. рук. проверяет билеты)

М.р.: Молодцы, каждый правильно нашёл своё место. Всем удобно? Паровозик отправляется!

Гудок

М.р: Вот веселый паровоз. Он вагончики повез.

Путь у него дальний, наш поезд музыкальный

Песня «Паровоз» (с движениями)

М. р.: Как быстро мы доехали с весёлой песенкой. Наш поезд остановился. Прислушайтесь. Что вы слышите? (фрагмент «Плакса») А я слышу чей-то плач.

Восп.: А как вы догадались, что кто-то плачет?

М.р.: По характеру музыки. Ребята, какая музыка звучит? (Грустная, печальная)

Восп.: Кто же плачет? Выходите из вагончиков, пойдём искать.

М.р: А где искать вам снова подскажет музыка.

Игра «Тихо – громко»

(Дети с воспитателем идут на громкое звучание, находят корзинку с котёнком)

Восп.: Так это же маленький котёнок. Что же с ним случилось? Почему он плачет?

(Ответы детей) Наверное, у него плохое настроение. Не грусти котёнок. Ребята, давайте погладим котика, за ушком надо почесать. Котик хочет что-то мне сказать на ушко. Говорит, что не умеет танцевать

М.р.: Ничего, наши ребята тебя научат. Становитесь в круг, покажите котику,

как вы научились танцевать под весёлую музыку, не забывайте улыбаться!

Пляска «Как? Вот так!»

М.р.: Молодцы, ребята! А теперь давайте ещё споём котёнку весёлую песенку.

Хорошо открывайте рот, слушайте меня и старайтесь пропевать каждое слово

Песня «Цап-царап»

М.р.: Вот мы и развеселили котёнка!

Восп.: Котик, нам нужен музыкальный мастер, может ты знаешь, где его найти?

(Наклоняется к котёнку, слушает, достаёт мышку из корзины) Ребята, мышонок покажет нам дорогу, только идти нужно осторожно, как кошечка, чтобы не испугать мышонка, покажите, как вы будете двигаться?

Тише, тише, тише, тише (ходят образно, палец к губам)

Поселились в доме мыши,

И теперь звучит в тиши: ши, ши, ши. Дети: ши, ши, ши.

Если мышку мы поймаем, (разводят руки в стороны, ловя друг др. в объятия)

Очень мышку напугаем.

Ей от нас уж не уйти: пи – пи – пи. Дети: пи, пи, пи.

Воспитатель кладёт мышь на пол, тянет за леску, дети осторожно идут за воспитателем, подходят к домику - на ширме – муз. и плотницкие инструменты)

М.Р.: Вот и домик музыкальный, живёт здесь мастер уникальный.

К домику я подойду и тихонько постучу.

Музыкально-дидактическая игра «Весёлый стук» (быстро, медленно)

В окне ширмы появляется Мастер (игрушка)

Мастер: Кто стучит ко мне в окно?

Дети: Это мы!

Мастер: Вы зачем ко мне пришли? (Дети отвечают) Я вам помогу, быстро ложку

починю!

М.р.: Давайте понаблюдаем, как работает мастер

Видео «Добрый мастер» (фрагмент)

М.р.: Как весело работает мастер, пилит, строгает, а помогает ему наша музыка,

какая?

Появляется Мастер: Вот я починил вашу ложечку, можно и поиграть!

Восп.: Спасибо!

Мастер: Возьмите в подарок от меня и другие инструменты. Как они называются!

(бубны, колокольчики) А вы умеете на них играть?

М.р.: Спасибо, добрый мастер! (Раздают инструменты)

Мастер: Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда и какому

инструменту нужно вступать

Игра на ДМИ « Весёлые инструменты»

Мастер: Молодцы, я вижу, что вы умеете внимательно слушать музыку и играть на

музыкальных инструментах. А чтобы вы не забыли ко мне дорогу, я подарю вам волшебный кубик, который будет напоминать о весёлом путешествии.

Гудок

Восп.: Спасибо тебе добрый мастер, а нас ждёт музыкальный паровозик, нам пора

возвращаться в детский сад!

Мастер: До свидания, счастливого пути!

Восп.: Занимайте свои места, паровозик отправляется!

Звучит Песня - игра «Паровозик с остановками»

Восп: Приехали!

М.р: Вот и закончилось наше путешествие на музыкальном паровозике. Давайте скажем

машинисту спасибо. Какие вы были сегодня молодцы, хорошо занимались, внимательно слушали музыку. А куда мы сегодня ездили на музыкальном паровозике? А какая музыка помогала нам в дороге: Весёлая и.. тихая и … быстрая и … А что мы привезли из путешествия? (Муз. инструменты, кубик) А давайте его рассмотрим.

Игра «Весёлый кубик»

(На каждой грани изображение: кот, мастер, паровозик, ложки, бубны, колокольчики. Ребёнок бросает кубик, воспитатель показывает выпавшую картинку, дети рассказывают, что означает эта картинка)

Восп.: Какая интересная игра, а продолжим играть в группе

М.р.: До свидания, ребята!

Дети: До свидания! (Уходят из зала)