Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок. Александр Пушкин — Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях: Стих


За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». - «Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало,-
Яцаревны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». - «Братец мой, -
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На сторо́же я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала - «Как обидно!» -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». - «Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Подборка подготовлена Главным библиотекарем инновационно-методической службы МОБ Нелей Жамалетдиновой.

Серьезные книжки малышам и малышкам

Ребенку 4-5 месяцев. Он, конечно, малыш, но уже не лялька. Настало время серьезной литературы - стихов поэтов-классиков (тем более что вокруг так много предметов и явлений, о которых они писали).

Если ребенок «спутал ночь и день» и не спит допоздна, возьмите его на руки и подойдите к окну:

* * *
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
везды смотрят на тебя...
(А. С. Пушкин отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

Если на улице осенняя непогода и нельзя пойти гулять, опять же подойдите с малышом к окну:

* * *
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме Бога одного...
(А.С. Пушкин отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

Если вы купаете ребенка и купаете в ванне с корабликом:

КОРАБЛИК
Плывет, плывет, кораблик,
Кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки,
Подарки нам с тобой.
... Плывет, плывет, кораблик
На запад, на восток.
Канаты - паутинки,
У маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик
Полфунта леденцов...
(С. Маршак)

* * *
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят...»
(А. С. Пушкин отрывок из «Сказки о царе Салтане»)

Если вы вышли на прогулку в чудесный летний день:

* * *
Ты, Себяка-карапуз,
Надевай большой картуз,
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба.
(Русская народная песенка)

* * *
Совушка-сова,
Большая голова,
На дубу сидит,
Головой вертит.
(Русская народная песенка)

ГОРИ-ГОРИ ЯСНО!
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно,
В небе рыбкой поплыви,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови!
(А. Благинина)

* * *
Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой...
(А. С. Пушкин отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».)

СОЛНЫШКО
СОЛНЫШКО, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка,
Яблочков немножко.
(Русская народная песенка)

Если дождь мешает вам пойти погулять, можно подойти с малышом к окну и попросить тучу скрыться:

* * *
Солнышко-вёдрышко,
красное колесушко,
Вывесь из-за облушка
золотые косушки!
Солнышко, выгляни,
красное, высвети!
К нам на нивку ты иди
ладишь косы да серпы.
Солнышко, солнышко,
загляни в оконушко!
Выйдут дети погулять,
будут бегать да играть.
(Русская народная песенка)

* * *
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал...
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал...
То снова он помчался вскачь.
То будто бы уснул...
Увидел речку - прыг туда
И сразу утонул!
(И. Токмакова)

* * *
Дождик за окном стучит:
«Тук-тук-тук»,
И под нос себе ворчит:
«Бурк-бурк-бурк».
Лес зашелестел в долине:
«Ши-ши-ши»,
А вокруг болота вижу
Ка-мы-ши.
(Катя Зевахина, школа № 12, 6 класс)

Русское народное творчество:
«Пошел кот под мосток», «У Аленки в гостях», «Наши уточки», «Ой, ду-ду», «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Котик серенький», «Киска, киска», «Пошел котик на торжок», «Кисонька-Мурысенька», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Водичка-водичка», «Наша Маша», «Дедушка Ежок», «Заяц Егорка», «Заинька» и др.

Фольклор народов мира:
«Соловей-соловушка» (лат.), «Горкой, горкой» (белорусок.), «Ласковые песенки» (азерб.), «Ой, как весело» (эст.), «Ой, в зеленом бору» (укр.), «Едем, едем на ладошке» (шведок.), «Курица» (англ.), «Топ, топ» (польск.), «Рыбки» (фр.), «Я козочка» (лит.) и др.

Произведения русской классической литературы:
А. Пушкин «Ветер по морю гуляет»; В. Жуковский «Котик и козлик»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря»; А. Плещеев «Травка зеленеет»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»; А. Кольцов «Дуют ветры буйные»; С. Черный «Жеребенок»; И. Никитин «На дворах и домах снег лежит полотном».

Произведения современной русской и зарубежной литературы:
К. Чуковский «Цыпленок», «Закаляка»; А Барто «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка»; Е. Благинина «Аленушка», «Дождик»; И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «Глубоко ли, мелко»; М Карем «Мой кот»; Д. Биссет «Га-га-га».

В представленном материале также использованы произведения юных авторов альманаха лауреатов городского фестиваля детского литературно-художественного творчества «Дебют».

«Сказки Пушкина 2 класс» - В старину: воин, богатырь. Закачалось деревцо. В презентации использовали материалы: Какие сказки Пушкина вы прочитали самостоятельно? Такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Анаграмма. Лукоморье. То же, что и морская лука. Ветер, тише, тише, тише… Дол. Составим синквейн. Дует ветер нам в лицо.

«Викторина по сказкам А.С.Пушкина» - Сказка о царе Салтане. Белочка. За какую плату согласился работать Балда. Старуха предстала столбовою дворянкой. Закажи балде службу. Как работал Балда. Викторина подошла к концу. Тридцать лет и три года. Новый год. Поделом тебе, старый невежа. Царь Салтан. Кем предстала старуха. Добрый ужин был бы нам, однако, нужен.

«Игра-викторина по сказкам Пушкина» - Сказки А.С.Пушкина. Рост сына царя Салтана. Сказка о рыбаке и рыбке. Счастливый вопрос. Дьяк. Неудача. Иллюстрация. Сказка о золотом петушке. Сказка о попе и работнике его Балде. Ветер. Правила игры. Аршин. Выбери свой вопрос. Обежать вокруг моря. Сказка о царе Салтане. Семь богатырей.

«Вопросы по сказкам Пушкина» - Ты могуч…». Общие вопросы по сказкам А.С. Пушкина. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Как Балда перехитрил бесёнка? Просим оба разрешенья, Твоего благословенья». Сказка о золотом петушке. «Царь к востоку войско шлёт…». «Волю первую твою Я исполню, как мою.». Опечалился чему?». Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

«Викторина по сказкам Пушкина» - Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка. Остров, на котором жил князь Гвидон. Пошел, сел у берега моря. Какие слова кричал золотой петушок. Сколько раз закидывал старик в море невод. Солнце. Что поп велел собрать с чертей. Соревнования между Балдой и чертенком. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка.

«Сказки Александра Пушкина» - "Беседка сказок" - место создания произведений для детей. "Сказка о медведице". поэма "Руслан и Людмила". Александр Сергеевич Пушкин. В музыке В мультипликации В кинематографе. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Сказки А.С. Пушкина в искусстве. Какие предметы были на столе поэта?

Из книги «Велосипед с прицепом»

О чем сегодня будем говорить?
- О Луне. Видишь, какая она огромная выползла из-за соседнего дома?
- Так сегодня полнолуние, яркое астрономическое событие. Так называемые лунные народы придают этому особое значение и их календари связаны с фазами Луны.
- Турки в нашем доме что-то празднуют. Днём не едят, оставляют всё на полночь. С десяти часов вечера гремят тарелками. И этот шум будет до трёх ночи. В Германии нет необходимости скрываться от солнца, но турки демонстрируют свою исключительность. Они люди трезвые, живут большими семьями, у них много детей. У них стариков не сдают в альтенхаймы, и я не встречал никого из стариков, кто жил бы и мучился один в квартире. Как правило, они снимают по несколько квартир. Во время Рамаданов и пятничных намазов они особенно дружны. Турки – народ лунный, развивающийся, а немцы – вроде бы должны быть солнечными, но затухают, много у них, немцев, массовых праздников, карнавалов, октоберфестов, пивных праздников, но всё какое-то показушное, что ли? Не настоящее. Бутафорское.

На основании чего такой вывод? Германия - одна из лучших стран мира, богатая, обустроенная, с высоким уровнем доходов и социальной защиты.

Согласен, всё так, но она уже давно не такая, какой была. И местные жители это особо чувствуют. Жизнь для многих из них стала скуднее. Многое идёт по инерции. Но скрепы большого народа уже разрушены, очень мало детей, немецких детей мало, турецкие, арабские, негритянские – это, согласитесь, не будущие немцы. Традиционной немецкой семьи нет, имеется ввиду семья, где несколько поколений, где бабушки-дедушки передают жизненный опыт внукам и правнукам…

Но при таком подходе и в России семьи нет…

Семья в России пока держится, хотя проблем много. Посмотрите в Германии на переселенцев из России. Они же цепляются за родственников, поддерживают родственные отношения, не отказываются от стариков, хотя это и очень трудно. И если уж говорить про Россию, то там искренняя вера поддерживается. А в Германии церквей много, сект огромная масса, есть молельные дома, а веры у людей нет, по сути и религии нет, так только былая видимость: звон колокольный есть, а будущего уже нет. И меня удивляет, неужели этого не чувствуют те, кто сегодня у власти? Или они продались с потрохами за бумажные деньги, которые над всеми верховодят, и служат им подстилками, и выполняют волю этого никчёмного меньшинства?

Не будем о плохом. Продолжим о луне.
А тебе известно, как родилась Луна.

Конечно, известно. Не всё, но многое. Луна родилась на Земле. Это однозначно. Луна состоит из тех же элементов, что и Земля. Никто ниоткуда её притащить и встроить в систему с Землёй и Солнцем не мог. Натаскать откуда-то со стороны такую массу никто не мог. Оторваться огромным куском от Земли она тоже не могла, хотя об этом пишут фантасты, ибо она создана или теми, кто запустил Солнечную систему, или землянами, если их цивилизация до похолодания была более могущественной, чем наша.

А может ли наша планета обойтись без приливов и отливов? Может, это механизм сдерживания скорости или, наоборот, ускорения?

Похоже, сдерживания. Циркумполярное Течение западных ветров действует с запада на восток. Если бы Луна по отношении к Земле шла в том же направлении, то движение ее ускорялось бы. Значит, система Земля-Луна предназначения для замедления вращения нашей планеты. Той же цели служат и приливы и отливы, ведь это реакция на приближение спутника. Не будет Луны, не будет и приливов.

В период новолуния и полнолуния солнце, луна и земля выстраиваются в одну линию. Именно в этот период часто возникают ураганы и цунами. Происходят землетрясения и извержения вулканов. Значит, не всё так просто.
Может быть, система солнце-земля-луна каким-то образом уравновешивает что-то в небесной механике, является балансиром, хотя странный этот балансир: с одной стороны гигантское Солнце, с другой – крошечная Луна с коротким рычагом до Земли, точнее от Земли.

Удаляется ли Луна от Земли?

В соответствии с замыслом Создателей она должна удаляться. Всё в наше Вселенной удаляется от точки своего зарождения, всё участвует в процессе расширения.

А если не удаляется?

Если не удаляется Луна от Земли, то это значит одно: земляне прошлых цивилизаций оказались умнее и не воевали между собою, как сейчас, а разгадали Замысел Божий и противопоставили ему свой расчёт. Видимо, они создали незримый механизм, который удерживает спутник возле планеты, как праща держит камень или снаряд.

А что такое праща? Как образовано это забытое слово праща? Может, тут кроется секрет?

Слово праща не забыто. Есть популярное стихотворение Александра Пушкина о Вещем Олеге, где старый кудесник пересказывает князю Олегу его собственную судьбу:

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
и ПРАЩ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной бронёй ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

В словаре Даля даны три варианта этого слова: пращ – мужского рода, пращица и праща – женского рода, предположительно образованы от ныне забытого глагола прать (пру, прёшь, прём), то есть жать, переть, выдавливать, давить, напирать. Праньё – борьба, ратование, бой, битва, сражение, состязание. Похоже, все эти слова – праща, прать, праньё – одного корня с группами таких слов, как правый, правило, править, направлять, выправлять и другими, все эти слова с древним забытым корнем, указывающем на солнце Ра. Солнце утром всходит и движется по небу слева направо. В русском языке это всегда подчёркивается.

А вот немецкий аналог слова праща - Schleuder, на мой взгляд, указывает на движение влево, ведь leu – записанный на латиницу корень лев (левый), буквально - влево.

Пращу в качестве оружия держали в правой руке (или двумя руками) и раскручивали справа налево, то есть против часовой стрелки. Именно при таком движении камень, шар или иной снаряд, запущенный из пращи, летит дальше и имеет большую боевую силу, поскольку у большинства людей в правой руке силы больше, чем в левой.

А теперь наложите действие пращи на движение, на вращение нашей планеты. И мы сразу заметим, что праща будет гасить вращение планеты, а не усиливать или ускорять.

Что это значит?

Это значит, что система Земля-Луна создана для того, чтобы замедлить вращение Земли. Не ускорить, а замедлить.

Зачем это делать? В чём выигрыш от замедления движения планеты?

Давай вместе подумаем. Ведь если Земля ускоряется, она быстрее проходит то расстояние, которое благоприятно для развития жизни. А если стоит задача, чтобы Земля как можно дольше проходила через зону наилучшего благоприятствования, то нужно замедлить ее движение.

В этом, думается, есть логика: замедление движения, вращения продлевает жизнь на Земле.

Известный принцип «Тише едешь – дальше будешь» здесь тогда действует абсолютно. В этом случае замедление необходимо, чтобы Земля медленнее удалялась от Солнца. Значит, при замедлении Земля может получать больше солнечного тепла и в более длительной перспективе.

Так мы можем договориться до того, что обязаны своей жизнью тем, кто додумался замедлить вращение Земли с помощью спутника Луны. Может быть, благоприятный период для Земли давно бы уже закончился.

Откуда родилась Луна?

Конечно, из Земли. Помните академика Владимира Обручева и его фантазии на тему «Земли Санникова»? Он разместил эту уникальную землю где-то на Крайнем Севере. Похоже, там и могло произойти рождение Луны. При всей исследованности Арктики белых пятен предостаточно.

То есть там и нужно искать пуп Земли?

Разве из пупа человек рождается?

Действительно.

А в Израиле туристам показывают Пуп Земли…

Это скорее чирей, который может вскочить где угодно. А через пуп идёт подпитка зародыша, пока он не появился на свет Божий.

Постой. А гигантский кратер затухшего вулкана на территории США? Время от времени поступают сообщения, что он вот-вот взорвётся, животные мигрируют. Потом всё затихает. Похоже, это временные колебания. Не из недр ли этого вулкана произошло рождение Луны?

Рождение Луны могло пойти по двум сценариям. Если это творение землян, то делалось это в цехах, лабораториях, на полигонах, скорее всего по частям, по кускам. А потом собиралось на орбите. Частично эта технология уже и сейчас освоена: и модули собираются, и орбиту научились рассчитывать и поддерживать. В пользу этой версии и многочисленные сообщения, что гигантский каньон рек Колорадо и Аризона в США – это карьеры по добыче полезных ископаемых. Не исключено, что именно здесь всё и создавалось, чтобы потом запустить на высокую орбиту вокруг Земли искусственный спутник, который назван Луной.

А если это замысел Создателей, промысел Божий?

То формирование будущей Луны как живого организма шло в лоне Земли, в кипящей плазме, а потом состоялось рождение головой вперёд,.. Может быть, на той же площади Элоустонского кратера.
Попутно об одном совсем не научном эксперименте. Нет, не эксперименте, просто игре.
В пионерском лагере шло соревнование команд – КВН. Каждой команде дали мяч, одной сказали, что это девочка, другой - это мальчик. На девочку головной платок. Вторая команда к большому мячу приложила в нужное место маленький мячик – мальчик. Всех это устроило. Было весело. А если подобное предложить с географическим глобусом, естественно, перевёрнутым. На каких широтах окажутся признаки, различающие мальчиков и девочек? Уверен, что эти признаки будут колебаться между 30 и 45 градусами северной широты, это широты Эвереста в Гималаях и Элоунстона в Северной Америке.
Хочу обратить внимание, что слова Вселенная, Солнце, Луна, планета, плазма, пламя, лоно, лён, плена, пелена, пелёнки, плацента имеют общие корни.

Сюда можно добавить и названия Лондон, Вавилон, Барселона, Цейлон…

А ещё слова баллон, галлон, эталон, шаблон… Широкий спектр терминов и понятий.

А вот есть такие понятия, как нарастающая луна и убываюшая. Сама же луна не меняется, всегда одна и та же…

Но освещённость её при виде с земли меняется. И со всеми планетами так происходит, они сами не светятся, они отражают солнечный свет, и яркость их меняется. Яркость увеличивается, если солнце справа от луны или планеты. И яркость становится меньше, когда светило слева от них. У русских есть приём для запоминания. Если серпик луны или венеры походит на букву с – освещённость сокращается, фаза убывающая, старая. С – старая. Говорят, что старая луна, старая венера. А если солнце слева – фаза нарастающая, прибывает освещенность. Условно к серпику можно добавить прямую вертикальную черту, чтобы получить условно букву р. Р – рождающаяся. В таком взгляде есть убедительная логика. Когда Луна, планеты идут за солнцем – наполняются, их освещённость увеличивается. А когда впереди солнца, их освещенность снижается.

Иначе говоря, при закатном солнце луна наполняется, при рассветном – убывает.

Да, всё верно. Но это с точки зрения наблюдателя в северном, марсианском полушарии. С точки зрения наблюдателя в южном, солнечном полушарии всё будет выглядеть иначе. Наши предки до раскола великой империи знали об этом лучше, они создали науку астрологию, где при составлении гороскопов имела значение освещенность планет и их положение по отношению к солнцу, а сейчас это ложная теория о влиянии света звёзд на характер людей. Сплошной обман.

А можно ли увидеть голову у шара, у мяча? Есть ли голова у планет? Есть ли голова у солнца? Где голова у Луны?

Русский язык даёт ответ. Голова – главная, основная часть любого живого организма. Солнце и планеты – живые и развивающиеся. И голова – главная часть и солнца, и луны, и земли. У Земли – голова в Антарктиде. Это мы уже обсудили. В день новолуния или полнолуния нужно встать лицом на юг. В момент восхода Луна будет на востоке почти в то же самое время, когда на западе будет солнечный закат. Та часть шара, которая обращена к югу у Земли, у Луны и у Солнца укажут направление движения всей Солнечной Системы, в этих частях и надо указывать головы планет, начало, ветровые стекла, если сравнивать с автомобилем, поездом, ракетой или самолётом.

А что сзади остаётся, если сравнить полёт планет с движением по автостраде?

А сзади – всё, что на севере, звёздные системы, которые мы видим вокруг Полярной звезды. Мы видим, как они вращаются вокруг… Это вращение Земли. В звёздные ночи из окна моей спальни в Дюссельдорфе я могу наблюдать Полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведиц, Кассиопеи, Дракона, Лебедя. Жаль, что не всегда их можно видеть, мешают иногда огни соседнего депо, вокзала или аэропорта.

Любишь следить за звёздами?

Вообще-то люблю, только с годами всё меньше возможностей. В детстве звёзды чаще смотрел. Чаще приходилось быть в лесу, меньше было освещённых городов. Мать одно время работала сторожем возле магазина. Караулки не было, потому с ружьём ходила вокруг. Годы были неспокойные, послевоенные, случались нападения на магазины. Ей, слава Богу, повезло, никто не нападал, разве что зимой по льду заводского пруда волки из леса в гости приходили к самому магазину. Я их там тоже видел, но позднее, когда караулку построили. Так вот по Полярной Звезде и Большой Медведице она могла определить время. Она объясняла, но я не запомнил. Бывало, возвращаемся из леса по темноте, она посмотрит на небо и называет время с точностью до получаса.

Мудрой женщиной была…

Да, я с годами всё больше убеждаюсь в этом. Вообще, люди старшего поколения были ближе к природе, знали много такого, что нам просто недоступно. В моей библиотеке масса книг по географии, астрономии, карты Земли, Луны, некоторых планет, глобус. При необходимости я обращаюсь к ним. Нынешним летом были две ночи, когда я видел Полярную звезду и другие созвездия марсианского направления из окна своей квартиры. Я достал карту звёздного неба и смог вычислить время наблюдения. Правда, у меня не сошлось на один час. Потом я понял, что стрелки летом переводятся в Германии на час вперёд. У матери, у деда таких карт не было, но, как мне кажется, они знали об этом немало. Зато сейчас можно встретить молодых и не очень молодых людей со средним или высшим образованием, которые не могут с точностью сказать, где запад, где восток, на небо почти никогда не глядели, ни одного созвездия не покажут…

А перспективы могут стать ещё хуже.

Да, растут поколения потребителей, думающих через желудок… Разве их встревожат вопросы Вселенной?

Какие, например?

Вот вселенский вопрос. Чем меньше планета, тем с большей скоростью ей приходится преодолевать встречный поток (чего поток?) воздуха? Нет. Наверное, эфира. От этого понятия многие отказываются. По-моему, зря отказываются. Жил в Челябинске философ-самоучка Николай Николаевич Чежин, мудрый человек, работал плотником в научно-исследовательском институте, но кандидаты и доктора наук приходили к нему советоваться по своей тематике. Его книгу, изданную за три года до его смерти, прислали мне в Дюссельдорф. Он был ярым сторонником теории эфира и считал, что наука много потеряла, отказавшись от этой теории.

А вы в детстве много знали о звёздах?

Я жил в самое звёздное время, мои ровесники мечтали стать космонавтами, ведь Гагарин полетел в космос, когда мы учились в седьмом классе. Сам я космонавтом не стремился стать, меня привлекали больше гуманитарные науки, но почему-то был уверен, что космонавтика достигнет таких вершин, что я смогу гостем полететь на другую планету. Мечты затухли. И не только у меня, у многих поколений, а ведь предназначение человечества – обустраивать Вселенную. А люди об этом забыли, их воспитывают через желудок, а не через тернии к звёздам. Наши предки знали, что человек смертен, а душа вечна. Не верю я, что создатели не предусмотрели вечного разума и вечных носителей разума из числа биологических существ. Мы просто много не знаем об окружающем нас мире.

А вы могли бы прямо сейчас, без подготовки, провести небольшой ликбез?

Сейчас – да. Наши беседы даром не проходят. Что отметить?
В Солнечной Системе девять больших планет и куча – до двух тысяч – малых. Не у всех больших планет есть спутники. У Плутона, похоже, их нет. Американский спутник не заметил их. Возможно, Создатели ещё не научились их делать. У Нептуна два спутника. У Урана – пять, у Сатурна – девять, у Юпитера -12 спутников, по числу апостолов у Иисуса. А потом, видимо, с новой планетой произошла мощнейшая катастрофа, об этом напоминает широчайший пояс астероидов и малых планет.

А может быть, обитатели этих планет что-то не поделили между собой и уничтожили себя и свои планеты?

Может быть. Ведь у многих народов, находящихся в первобытном состоянии, есть какие-то легенды о звёздных войнах. Надо будет эту тему поизучать…

Продолжим про Солнечную Систему. У Марса два спутника.
У Земли один большой – Луна и множество рукотворных, плюс огромное количество космической грязи, или космического мусора от деятельности людей. Можно предположить, что в недрах нашей планеты что-то рождается. Время от времени появляются сообщения о странном поведении животных на территории Yellowstone National Park на севере США, словно самый большой в мире кратер снова может превратиться в действующий вулкан. Однако чувствуя, какой огромный объём земляных работ проведен по руслам американских рек Колорадо, Yellowstone River, Миссури, Аризона и многих других, начинаешь осознавать, что всё это не случайно. Не вынут ли этот грунт, чтобы отправить его на строительства спутника Земли? Масштабы работ поистине космические. И ещё закрадывается каверзный вопрос: а не создаётся ли в недрах Земли в этом регионе второй спутник земли лунных масштабов?
У Венеры и Меркурия спутников нет. Они еще не дожили до «детородного» возраста, у них всё впереди. Поживём – увидим.

У поэта Сергея Острового я встретил ещё в молодости строки.

Весь шар земной я на себе ношу
Прилив-отлив – ведь это я дышу.

Островой думал масштабами Вселенной и практически во всём был сторонником справедливости, редкое качество для нынешнего времени. Для людей с галактическим мышлением справедливость - это не пустой звук.

А у Сергея Орлова есть тоже стихи вселенского масштаба. Помните?

«Его зарыли в шар земной».

Сильно сказано. Но есть люди, которые никогда не поймут это.