Махмуд Эсамбаев: Моя еврейская мама. Забытые имена. Махмуд Эсамбаев-чародей танца. Актёрские работы - фильмография

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Как будет отмечаться юбилей на родине легендарного танцовщика, рассказала «ВМ» Роза Ташаева, начальник отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Чеченской Республики:

– У нас сейчас идет Рамазан, не очень принято в это время устраивать мероприятия, но в такой день, 15 июля в Грозном, в одном из домов культуры, даст концерт детский ансамбль песни и танца, который носит имя Махмуда Эсамбаева. А основные крупные мероприятия, связанные с 90-летием танцовщика, пройдут в столице Чеченской Республики осенью. VI ежегодный международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 20 октября, мы посвящаем памяти великого артиста. Он проходит ежегодно, к нам приезжают артисты из разных стран и со всей России. У нас всегда на конкурсе работает компетентное жюри, куда входят российские и зарубежные хореографы. Когда основная часть конкурса закончится, 19 октября состоится большой гала-концерт – вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Кроме того, с апреля 2014 года у нас проходит конкурс изобразительного искусства, посвященный нашему прославленному земляку. Лучшие работы участников в жанрах скульптура, живопись, графика, прикладное искусство – будут показаны в Грозном с 18 сентября по 20 октября на выставке, посвященной творчеству Эсамбаева. Мы пропагандируем творчество и имя этого человека, его вклад в хореографию.

У Абдуллы Эсамбаева, племянника артиста, корреспонденты узнали, что в Москве вечер памяти также переносится на осень:

Юбилейный вечер, посвященный памяти Махмуда Эсамбаева, пройдет в Москве 26 сентября в концертном зале «Россия» в Лужниках. Большой концерт будут вести народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист России, известный диктор Владимир Березин. Среди участников не случайно Иосиф Кобзон и Юрий Антонов: они работали в Чечено-Ингушской республике и стали там заслуженными артистами. Начало их пути к славе было проложено там и при помощи Махмуда Эсамбаева. Например, Иосиф Давыдович называл Махмуда Эсамбаева старшим братом, он об этом написал в своей книге. Его мама попросила, когда Иосиф Давыдович не был еще таким знаменитым, чтобы Махмуд как за братом за ним смотрел. У чеченцев если дано слово – значит до конца. Еще в концерте примут участие Сосо Павлиашвили, Тамара Гвердцители и многие другие популярные исполнители.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Алисултановича:

– Рано утром 15 июля я еду на кладбище. Там в этот день по традиции собираются поклонники отца из Москвы, Петербурга и других городов страны. Я продолжаю с ними общаться, они мне звонят, пишут, помнят его и не перестают любить, для них он – живой. Удивительно, но у отца, несмотря на всю его занятость, гастроли, всегда находилось время для поклонников. Всегда и всем доставал контрамарки. Но на письма не мог всем ответить – отвечала мама. Она ему рассказывала, что пишут, а он говорил, что кому ответить. Знаете, когда отца не стало, поклонники очень тяжело переживали его смерть…
Я совсем недавно в книжном магазине открыла книгу и меня поразило, что Махмуд в переводе с персидского означает «сверкающий». Имя ему удивительно подходит. Отец был не только удивительный артист, но и жизнерадостный человек. Всегда говорил: «Никогда не делайте ничего плохого. Даже если вас обидели, никогда не отвечайте злом». Я должна написать о нем книгу, потому что он этого достоин. Он был трудоголик, всю жизнь посвятил искусству. Но мне пока тяжело…

Из биографии Махмуда Эсамбаева

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 - в Пятигорском театре музкомедии. Юность Эсамбаева пришлась на годы Великой Отечественной войны, и он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях. В 1944–1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (поскольку семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие семьи чеченцев), где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Затем артист оставил академическую сцену и выбрал главным делом жизни народный танец, став в 1957 года солистом филармонии Чечено-Ингушской АССР. Много гастролировал по стране и за рубежом и всюду имел грандиозный успех, создал свой коллектив и первую сольную в СССР программу «Танцы народов мира».

Народный артист СССР Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в городе Грозный построены новые здания драматического театра и цирка.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. В 2007 году в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области установлен памятник артисту. С 2009 года проспект Революции в Грозном носит имя артиста. В 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев».

Знаменитые танцы Махмуда Эсамбаева: «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), «Танец огня», «Ля-коррида» (испанский).

Факт

Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды пошутил: «Самые неудобные места в зрительном зале – это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе».

Махмуд Эсамбаев: Моя еврейская мама

Махмуд Эсамбаев с дочерью Стеллой

«Мой отец - чеченец и мама - чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.

Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне.Ее и только ее я всегда называю мамой . Она звала меня Мойше.

Мойше, - говорила она, - я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили В Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
- Мойше! - кричала она. - Иди сюда.
- Что, мама?
- Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдешь.

Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец.

Артист в детстве. Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне . Она ходила в гости к своим знакомым одесситам - Фире Марковне, Майе Исаaковне - они жили побогаче, чем мы. И приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
- Мойше, это тебе.
- Мама, а ты ела?
- Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши.

Она умела из ничего приготовить вкусный обед . Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селедку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: «Миша! Как ваша мама кормила нас всех!»

Но сначала мы жили очень бедно . Мама говорила: «Завтра мы идем на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше».

Я уже хорошо танцевал и пел «Варнечкес». Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела «Варнечкес».

Мама говорила: «На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать».

Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите, какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски».

Была моей мачехой и цыганка . Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: «Жиденок, иди сюда, петь будем».

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.

Мама спросила меня:
- Мойше, скажи мне: русские - это народ?
- Да, мама.
- А испанцы тоже народ?
- Народ, мама.
- А индусы?
- Да.
- А евреи не народ?
- Почему, мама, тоже народ.
- А если это народ, то почему ты не танцуешь еврейский танец? В «Евгении Онегине» ты танцуешь русский танец, в «Лакме» - индусский.
- Мама, кто мне покажет еврейский танец?
- Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
- Как ты покажешь?
- Руками.
- А ногами?
- Сам придумаешь.

Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его еще называют «Семь сорок» . В 7:40 отходил поезд из Одессы на Кишинев. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец «А юнгер шнайдер». Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я все это обыграл в танце. Этот танец стал у меня «бисовкой». На бис я повторял его по 3-4 раза.

Мама говорила: «Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец».

В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?» Я отвечал: «Я сам себе разрешил» .

У мамы было свое место в театре. Там говорили: «Здесь сидит Мишина мама».

Мама спрашивает меня:
- Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
- Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
- А разве это не народ носит?
- Нет. Родственники.

Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
- Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
- Мойше, - говорит она из-под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бечевкой.
- Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
- Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так.

Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идет занавес. Я фактически еще не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это - мамочка. Спектакль шел в четырех актах. Значит, и после четвертого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: «Подумайте, Эсамбаева забросали цветами».

На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.

Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
- Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
- Мойше, - говорит она. - Я не вставала. Я не могу встать.
- Откуда же цветы?
- Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию как свою родину. Ко мне там отнеслись как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
- Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют еще дальше. Там уже строят бараки.
- Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.

Когда умер Сталин, она сказала: «Теперь будет лучше».

Нина Эсамбаева. Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила: «Скажи, Мойше, она тебя кормит?» (Это было еще в годы войны).
- Нет, - говорю, - не кормит.
- А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана...
- Мамa, у нее худые ноги.
- А лицо какое красивое, а волосы... Подумаешь, ноги ему нужны.

Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.

Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
- Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
- Нина, - говорю, - как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у нее есть такие часы.

Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: «Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше». Это единственное, что она сказала в ее адрес.
У меня родилась дочь. Мама брала ее на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: «Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая . И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо - она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать». Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил нескольких жен. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: «Мойше, твой отец привел новую никэйву. Пойди посмотри». Я шел.
- Мама, - говорю, - она такая страшная!
- Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У нее была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у нее: «Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадет месяц-другой без тебя». Как я ее отговаривал: «Там же другой климат. В твоем возрасте нельзя!» Она говорит: «Мойше, я погощу немного и вернусь». Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять".

Как будет отмечаться юбилей на родине легендарного танцовщика, рассказала «ВМ» Роза Ташаева, начальник отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры Чеченской Республики:

– У нас сейчас идет Рамазан, не очень принято в это время устраивать мероприятия, но в такой день, 15 июля в Грозном, в одном из домов культуры, даст концерт детский ансамбль песни и танца, который носит имя Махмуда Эсамбаева. А основные крупные мероприятия, связанные с 90-летием танцовщика, пройдут в столице Чеченской Республики осенью. VI ежегодный международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаева, который пройдет с 15 по 20 октября, мы посвящаем памяти великого артиста. Он проходит ежегодно, к нам приезжают артисты из разных стран и со всей России. У нас всегда на конкурсе работает компетентное жюри, куда входят российские и зарубежные хореографы. Когда основная часть конкурса закончится, 19 октября состоится большой гала-концерт – вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Кроме того, с апреля 2014 года у нас проходит конкурс изобразительного искусства, посвященный нашему прославленному земляку. Лучшие работы участников в жанрах скульптура, живопись, графика, прикладное искусство – будут показаны в Грозном с 18 сентября по 20 октября на выставке, посвященной творчеству Эсамбаева. Мы пропагандируем творчество и имя этого человека, его вклад в хореографию.

У Абдуллы Эсамбаева, племянника артиста, корреспонденты узнали, что в Москве вечер памяти также переносится на осень:

– Юбилейный вечер, посвященный памяти Махмуда Эсамбаева, пройдет в Москве 26 сентября в концертном зале «Россия» в Лужниках. Большой концерт будут вести народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист России, известный диктор Владимир Березин. Среди участников не случайно Иосиф Кобзон и Юрий Антонов: они работали в Чечено-Ингушской республике и стали там заслуженными артистами. Начало их пути к славе было проложено там и при помощи Махмуда Эсамбаева. Например, Иосиф Давыдович называл Махмуда Эсамбаева старшим братом, он об этом написал в своей книге. Его мама попросила, когда Иосиф Давыдович не был еще таким знаменитым, чтобы Махмуд как за братом за ним смотрел. У чеченцев если дано слово – значит до конца. Еще в концерте примут участие Сосо Павлиашвили, Тамара Гвердцители и многие другие популярные исполнители.

Стелла Эсамбаева, дочь Махмуда Алисултановича:

– Рано утром 15 июля я еду на кладбище. Там в этот день по традиции собираются поклонники отца из Москвы, Петербурга и других городов страны. Я продолжаю с ними общаться, они мне звонят, пишут, помнят его и не перестают любить, для них он – живой. Удивительно, но у отца, несмотря на всю его занятость, гастроли, всегда находилось время для поклонников. Всегда и всем доставал контрамарки. Но на письма не мог всем ответить – отвечала мама. Она ему рассказывала, что пишут, а он говорил, что кому ответить. Знаете, когда отца не стало, поклонники очень тяжело переживали его смерть…
Я совсем недавно в книжном магазине открыла книгу и меня поразило, что Махмуд в переводе с персидского означает «сверкающий». Имя ему удивительно подходит. Отец был не только удивительный артист, но и жизнерадостный человек. Всегда говорил: «Никогда не делайте ничего плохого. Даже если вас обидели, никогда не отвечайте злом». Я должна написать о нем книгу, потому что он этого достоин. Он был трудоголик, всю жизнь посвятил искусству. Но мне пока тяжело…

Из биографии Махмуда Эсамбаева

Махмуд Эсамбаев родился 15 июля 1924 года в предгорном селении Старые Атаги (ныне Грозненский район Чеченской республики). В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 - в Пятигорском театре музкомедии. Юность Эсамбаева пришлась на годы Великой Отечественной войны, и он танцевал во фронтовой концертной бригаде на передовой, выступал на строительстве оборонительных сооружений, в госпиталях. В 1944–1956 годах был солистом Киргизского театра оперы и балета в городе Фрунзе (поскольку семья была выслана в Среднюю Азию, как и другие семьи чеченцев), где исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица».

Затем артист оставил академическую сцену и выбрал главным делом жизни народный танец, став в 1957 года солистом филармонии Чечено-Ингушской АССР. Много гастролировал по стране и за рубежом и всюду имел грандиозный успех, создал свой коллектив и первую сольную в СССР программу «Танцы народов мира».

Народный артист СССР Эсамбаев избирался депутатом Верховных Советов Чечено-Ингушской АССР, РСФСР и СССР. Был президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства, академиком Международной академии танца. При его активной поддержке в городе Грозный построены новые здания драматического театра и цирка.

В честь Эсамбаева назван астероид 4195, открытый в 1982 году. В 2007 году в пансионате «Лесной городок» в Одинцовском районе Московской области установлен памятник артисту. С 2009 года проспект Революции в Грозном носит имя артиста. В 2011 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга А. Н. Мусаева «Махмуд Эсамбаев».

Знаменитые танцы Махмуда Эсамбаева: «Воин» (башкирский), «Золотой бог» (индийский), «Танец огня», «Ля-коррида» (испанский).

Факт

Эсамбаев был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе. Композитор Никита Богословский однажды пошутил: «Самые неудобные места в зрительном зале – это за колонной и за Махмудом Эсамбаевым в его неизменной папахе».

Сегодня в киноконцертном зале "Россия" пройдет вечер памяти Махмуда Эсамбаева. Представлять этого человека нет необходимости. Эсамбаев первым на советской сцене создал сольную программу "Танцы народов мира" и объездил с ней почти весь земной шар. В тридцать лет получил всемирное признание и славу. Но при этом запомнился скромным и веселым человеком, с настежь открытой душой. В этом году маэстро исполнилось бы 80 лет. О своем отце рассказывает дочь великого артиста Стелла ЭСАМБАЕВА.

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: "Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете".

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть "на Эсамбаева".

Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта "Танцы народов мира". Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: "Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха".

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и "Макумбу"?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: "Почему этот мальчик все время молчит?" Директор отвечает: "Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать".

"Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей".

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал "Макумбу" для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: "Махмуд…" А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – "Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят". Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. "Аллах должен быть в душе", – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину "Танцующий дипломат", подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале "Россия". А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

Беседовал САИД БИЦОЕВ