Лион фейхтвангер - биография, информация, личная жизнь

Лион Фейхтвангер считается основателем нового литературного направления в исторической романистике. В его произведениях, содержащих размышления о судьбе человечества на разных этапах его развития, прослеживаются явственные параллели с событиями, происходящими в современном мире. Не менее интересна биография писателя, в которой присутствуют и служба в армии, и «книжное аутодафе», и заключение в концлагерь, и многое другое.

Ранние годы

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в немецком городе Мюнхене, в семье богатого фабриканта Зигмунда Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Его отец и мать были и мальчик с юных лет получил глубокие знания о религии и культуре своего народа. Окончив школу, Лион Фейхтвангер поступил в Мюнхенский университет, где обучался по специальностям "литература" и "философия". Затем он переехал в Берлин, чтобы пройти курс немецкой филологии и санскрита.

В 1907 году Лион Фейхтвангер получил степень кандидата наук, защитив диссертацию, посвященную произведению Генриха Гейне «Бахарахский раввин».

Начало карьеры

В 1908 году Фейхтвангер основал культурный журнал «Зеркало». Это издание имело короткую жизнь и после выпуска 15 номеров прекратило свое существование из-за финансовых проблем.

В 1912 году будущий известный писатель женился на дочери богатого еврейского коммерсанта Марте Леффлера. Причем в день свадьбы уже невозможно было скрыть от гостей, что невеста беременна. Спустя несколько месяцев Марта родила дочь, которая умерла вскоре после рождения.

В ноябре 1914 года Фейхтвангера призвали в армию в качестве резервиста. Однако вскоре оказалось, что у него не все в порядке со здоровьем, и писатель был комиссован. После войны, он познакомился с Брехтом, с которым у него завязалась дружба, продлившаяся до самой смерти Фейхтвангера.

Биография до 1933 года

Лион Фейхтвангер оказался одним из первых, кто заметил опасность, исходящую от национал-социализма. Еще в 1920-м году он уже в сатирической форме представил видения Агасфера, в которых описывал проявления антисемитизма. Кроме того, он дал точное описание «коричневого Мюнхена» в романе «Успех», в котором у главного героя Руперта Кутцнера явственно отслеживаются черты Адольфа Гитлера.

После того как некоторые произведения Фейхтвангера начали издаваться за пределами Германии, он стал довольно популярен во многих странах Европы. В результате его стали приглашать для прочтения лекций многие университеты.

В ноябре 1932 года он оказался в Лондоне. Там ему предстояло пробыть несколько месяцев, а затем отправиться в США, где он также собирался выступить с лекциями. Таким образом, на момент прихода к власти нацистов Лион Фейхтвангер находился вне пределов Германии. Вняв доводам друзей, писатель решил поселиться во французском городке Санари-сюр-Мер, где уже была небольшая колония немецких эмигрантов, бежавших из-за преследований по политическим или расовым мотивам. Так как англоязычные переводы книг Фейхтвангера издавались большими тиражами, он вел безбедную жизнь вместе с супругой Мартой, которая была его верной помощницей во всех делах.

Биография Фейхтвангера до начала Второй мировой войны

Тем временем в Германии имя Фейхтвангера оказалось в списке авторов, чьи книги подлежали сожжению, сам он был лишен гражданства, а его имущество конфисковали.

Враждебное отношение к национал-социализму стало причиной интереса писателя к СССР. Сталинская пропаганда не могла упустить такой шанс и пригласила Фейхтвангера посетить Москву, а также совершить поездку по стране с тем, чтобы увидеть своими глазами, каких успехов добилось первое в мире «Государство рабочих и крестьян». В рамках посещения СССР писатель даже взял интервью у Вождя народов.

Вернувшись во Фейхтвангер, книги которого в Советском Союзе сразу же стали издаваться многомиллионными тиражами, опубликовал свою беседу со Сталиным. Кроме того, он написал книгу «Москва. 1937», в которой поделился с европейскими читателями своим видением жизни в СССР. На ее страницах он постоянно делал сравнения между тем, что ему показали, и положением дел в Германии. При этом сравнения большей частью оказывались не в пользу последней.

Побег

В 1940 году немецкие войска вошли во Францию. Лион Фейхтвангер как бывший гражданин Германии был интернирован французами в лагерь, расположенный в местечке Ле Милль. По мере успехов армии Вермахта стало ясно, что большинству заключенных грозит смерть, если они окажутся на оккупированной территории. Тогда часть из них перевезли в лагерь недалеко от Нима. Там Лиону Фейхтвангеру и его супруге помогли сотрудники американского посольства. Они достали им фальшивые документы и, переодев писателя в женское платье, вывезли из страны. При этом Лиону и его супруге пришлось пережить множество приключений, так как сначала они долгое время скрывались в Марселе, а затем были вынуждены пробираться через Испанию и Португалию.

Жизнь в США

В 1943 году Лион Фейхтвангер, книги которого были крайне популярны в США, обосновался на вилле «Аврора» в Калифорнии. Там он много работал и создал свои самые интересные произведения. Кроме того, благодаря большим гонорарам, выплачиваемым книгоиздателями и студиями, экранизировавшими его романы, Фейхтвангер собрал роскошную библиотеку, состоящую из более чем 20 000 томов.

Если нацисты ненавидели писателя из расовых соображений, то в послевоенном США его заподозрили в симпатии к коммунистам. В этот период еще раз проявилась способность Фейхтвангера как предсказателя, так как еще задолго до начала «Охоты на ведьм» он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой высказался против холодной войны и методов ее ведения.

Последние годы жизни

Несмотря на то, что писатель Лион Фейхтвангер не собирался возвращаться в Германию, благодаря своим антифашистским взглядам, он пользовался огромной популярностью в ГДР. В 1953 году ему даже присудили главную премию этой страны в области литературы.

В 1957 году у писателя был диагностирован рак желудка. К лечению Фейхтвангера привлекли лучших врачей того времени, которые сделали ему несколько хирургических операций. Попытки справиться с болезнью не увенчались успехом, и писатель скончался в 1958 году от внутреннего кровотечения.

Довоенное творчество

В ранние годы своей писательской карьеры Лион Фейхтвангер создал множество пьес, которые сам он оценивал как достаточно посредственные. Вслед за этим его заинтересовало написание публицистических статей и рецензий, что позволило как бы со стороны взглянуть на собственное творчество. В этот же период Фейхтвангер впервые задумался о возможности создания реалистичного исторического романа, на что его вдохновили произведения братьев Манн.

При этом, хотя сюжеты относились к разным эпохам, их объединял взгляд на современность сквозь призму истории. В то же время произведения Лиона Фейхтвангера, написанные после Первой мировой войны и Баварской революции, лишены эстетизма и приближены к реализму. В них часто отражается личная трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. В частности, этой теме посвящен первый роман, который написал Лион Фейхтвангер — «Безобразная герцогиня».

Следующим произведением писателя стал роман «Еврей Зюсс», который посвящен событиям, происходящим в Германии 18 века. Он принес ему мировую славу, и в то же время его стали обвинять одновременно в антисемитизме и в еврейском национализме. И то и другое только подхлестнули интерес писателя к истории своего народа. В результате появилась трилогия об которая была издана во многих странах.

Верный своему стремлению отражать современность, отодвигая ее во времени, после вынужденной эмиграции во Францию, писатель создал роман «Лже-Нерон», в главном герое которого многие узнали фюрера.

Творчество в послевоенные годы

После переселения в США писатель продолжал много и активно работать. В частности, в 1947 году появился роман «Лисы в винограднике». Лион Фейхтвангер описал в нем события, происходящие «в закулисье» Войны за независимость. Это было его первое послевоенное произведение, в котором многие усмотрели параллели с организацией Ленд-лиза.

Спустя 4 года писателем было написано его самое знаменитое произведение — «Гойя, или Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер описал в нем жизнь и творчество известного испанского художника. Роман имел огромный успех во всем мире и неоднократно экранизировался.

Даже в последний год жизни уже тяжело больной Фейхтвангер продолжал творить. С утра и до вечера он диктовал стенографистке «Испанскую балладу» о любви короля Испании Альфонсо Восьмого к простолюдинке Фермозе.

ФЕЙХТВАНГЕР ЛИОН

(род. в 1884 г. – ум. в 1958 г.)

Немецкий писатель. Романы «Еврей Зюсс», «Безобразная герцогиня», «Лже-Нерон», «Лисы в винограднике», «Гойя, или Тяжкий путь познания »; «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», «Иеффай и его дочь», «Братья Лаутензак», «Симона»; роман-трилогия: «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день»; роман-трилогия «Зал ожидания»: «Успех», «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), «Изгнание» и др.; пьесы «Сны Симоны Машар», «Вдова Капет» и др.; литературоведческие статьи и эссе.

Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру на своем веку пришлось многое повидать и через многое пройти. Он побывал во многих странах, встречался с разными людьми, радовался успеху и переживал неудачи, перенес арест и эмиграцию, у него бывало и тяжелое, и благополучное материальное положение. Тем не менее, писатель не считал, что внешние обстоятельства оставили глубокий след в его творчестве. И хотя он пробовал свои силы в разных литературных жанрах – поэзии, драме, эпическом романе, комедии, политической сатире, все же настаивал на том, что всегда писал одну книгу – книгу о человеке, вынужденном выбирать между действием и бездействием, между добром и злом, властью и духовностью.

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, в семье богатого еврейского промышленника, человека религиозного и политически консервативного. Лион всегда любил Мюнхен горькой и страстной любовью и не случайно сделал его местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман» (первоначальное название «Семья Оппенгейм»). Этому же городу, богатому культурными событиями, суждено было стать колыбелью германского фашизма, и это превращение Фейхтвангеру довелось увидеть и пережить лично.

После окончания гимназии Лион учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал немецкую филологию и историю литературы, овладел латынью и санскритом, древнегреческим и древнееврейским языками, а также английским и французским. Знание древних и современных языков, творчества античных классиков помогло ему позднее находить материал для исторических романов и пьес. В студенческие годы Фейхтвангер занимался и журналистикой, которую не оставлял в течение всей жизни.

В 1908 году Фейхтвангер основал литературный журнал «Шпигель», а в немецкой периодике тех лет все чаще стали появляться его литературно-критические заметки и рецензии на театральные постановки. Особенно плодотворно было его сотрудничество с журналом «Шаубюне».

Будучи большим приверженцем театра, Фейхтвангер переводил и обрабатывал трагедии Эсхила и комедии Аристофана, переносил на современную сцену произведения древнеиндийских поэтов Шудраки и Калидасы. Пробовал он свои силы и в качестве постановщика. Его друг, крупнейший немецкий драматург XX в. Бертольт Брехт, считал Фейхтвангера одним из своих «немногих учителей». И конечно же, Лион сам сочинял пьесы. Публика ими восхищалась, а властей они пугали. В годы Первой мировой войны цензура запрещала его пьесы «Уоррен Гастингс» и «Военнопленные» за пацифистские мотивы, звучащие в них, – Фейхтвангер был убежденный пацифист и противник всякого военного насилия. Правда, сам писатель не придавал своим драматическим произведениям большого художественного значения, считая их лишь ступенькой к созданию многоплановых эпических произведений.

Летом 1914 года Фейхтвангер отправился в Тунис для сбора материалов к историческим пьесам, но с началом Первой мировой войны был интернирован как германский подданный. С помощью друзей ему удалось вернуться на родину, где его ожидал призыв в кайзеровскую армию. Но воевать Фейхтвангеру не пришлось, по состоянию здоровья он был вскоре демобилизован. Этот период жизни стал переломным моментом в творчестве писателя. Он оставил на время драматургию и приступил к написанию первых романов.

Фейхтвангеру-прозаику повезло гораздо больше, чем драматургу. Его романы «Еврей Зюсс» – о событиях начала XVIII в., и «Безобразная герцогиня», действие которого происходит в XIV в., принесли писателю широкую известность, и хотя их героев (герцогиню Маргариту и Иосифа Зюсса Оппенгеймера) отделяют четыре столетия, у них удивительно много общего. И прежде всего это чувство бесконечного одиночества. Потерпев поражение в попытках устранить зло и жестокость, оба приходят к выводу, что силы добра, разума и силы подлости, мрака и невежества существуют в жизни на всех этапах ее истории в трагическом равновесии. И единственный достойный выход – отказаться от активных действий, уйти в себя, быть «над схваткой», а это означает одиночество.

В 1930 году был опубликован роман «Успех» – первое антифашистское произведение писателя. Прототипом одного из главных героев Руперта Кунцера, ловкого демагога и политикана, начисто лишенного моральных устоев, послужил Гитлер. Роман «Успех» явился первой частью трилогии, объединенной антифашистской темой. В нее вошли также романы «Семья Оппенгейм» и «Изгнание».

Волновала Фейхтвангера и проблема расизма, который проявился в фашистской Германии в обличье антисемитизма, преследования и физического истребления евреев. Герой трилогии Фейхтвангера «Иудейская война», «Сыновья» и «Настанет день» Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен шовинизму и национальному эгоизму.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фейхтвангер эмигрировал из Германии и жил во Франции. Он активно участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Брехтом издававшийся в Москве в 1936–1939 годах журнал «Слово». А летом 1936 года в Амстердаме был опубликован его «Лже-Нерон». В нем автор, пользуясь историческими реалиями Древнего Рима, сатирически изобразил приход к власти гитлеровской верхушки, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха.

В конце 1936 года писатель приехал в СССР, где пробыл несколько недель. В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в нем единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, – говорил Фейхтвангер, – значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

Фейхтвангер встречался и со Сталиным, их беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам писателя, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937», изданная летом 1937 года в Амстердаме и вскоре по личному указанию Сталина переведенная и изданная в СССР.

Но популярным Фейхтвангер был не только в СССР, его любили и в Англии, и в США. По свидетельству Т. Манна, в этих странах «если хотели особо похвалить какую-то книгу, о ней говорили “почти как у Фейхтвангера”». А между тем, в отличие от творческого, жизненный путь писателя никак нельзя было назвать безоблачным. В незавершенной книге «Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического сочинительства», над которой писатель работал в последние годы и которая была издана после его смерти, в 1961 году, он так говорил о себе: «Я познал… много горя и радости, большие успехи и тяжелые поражения, пережил преследования гитлеровских лет, изгнание, сожжение в Германии и бойкот моих книг в некоторых странах, каверзы бюрократии…»

В июле 1940 года войска гитлеровской Германии вторглись во Францию и оккупировали Париж. Фейхтвангер вместе с другими немецкими антифашистами был арестован, ему грозила отправка в Германию и гибель в концлагере. В сентябре 1940 года писатель с женой Мартой пешком перешли через Пиренеи границу с Испанией. Оттуда по фальшивым паспортам они перебрались в Португалию и сумели сесть в Лиссабоне на греческий пароход, на котором в октябре прибыли в Нью-Йорк.

Да, Фейхтвангеру через многое пришлось пройти. Но все же ему было легче, чем, скажем, Зегерс, Цвейгу, Брехту и другим известным немецким писателям, которые испытали в эмиграции горечь унизительных материальных лишений. В отличие от них Фейхтвангер был богат, он имел счета в иностранных банках, его книги продолжали выходить и раскупаться даже тогда, когда немецкие издательства от него отказались. Американского подданства он так и не дождался, но свой американский быт наладил отменно: выстроил настоящий замок в живописном уголке Калифорнии, на самом берегу океана, имел прекрасную библиотеку и роскошный кабинет.

В Америке писатель продолжал упорно и плодотворно работать. В 1942 году он завершил свою трилогию об Иосифе Флавии романом «Настанет день». Через год вышла в свет сатирическая повесть «Братья Лаутензак» – о жизни в Германии перед приходом Гитлера к власти. Событиям Великой французской революции XVIII в. посвящены романы «Лисы в винограднике» и «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо». В 1952 году был написан знаменитый роман «Гойя, или Тяжкий путь познания», а через три года издана «Испанская баллада» – поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к еврейской девушке, красавице Ракели.

Как у всякого писателя, у Фейхтвангера встречались разные по силе художественного изображения романы. Но вместе взятые они выше отдельных произведений и создают общую картину примерно такую же, как в «Человеческой комедии» Бальзака. И по аналогии с ней фейхтвангеровскую прозу можно назвать «Исторической комедией». Уровни обеих эпопей, естественно, разные, но слово «комедия» применительно к Фейхтвангеру имеет тот же смысл, какой в него вкладывал и великий французский романист.

Лион Фейхтвангер скончался 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе в 74-летнем возрасте. С тех пор прошло около полувека, но писатель по-прежнему популярен, его исторические романы читаются и будут читаться во все времена. Лучшее объяснение популярности Фейхтвангера дал его соотечественник Томас Манн, назвавший его произведения «серьезными и развлекательными, глубокими и доступными, занимательными и изящными при всей чистоте их исторического фундамента».

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Л. ФЕЙХТВАНГЕР ИЗ СТАТЬИ «ЛЕНИН И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ» Гуманизм - это совокупность всех благ, возвышающих человека до уровня Человека. Понятие гуманизма неотделимо от таких понятий, как образование, справедливость, мир, демократия, свобода. Но гуманизм также тесно

Из книги Эра Лобановского автора Аркадьев Дэви Аркадьевич

Глава 11. Лион. Май. Победа! Речь пойдет о второй в истории киевского «Динамо» замечательной победе в Кубке кубков. В воспоминания об этом событии всегда наряду с радостью невольно вторгаются и горькие раздумья. Ведь финал Кубка был сыгран в самом начале мая 1986 года, когда

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

Из книги Воспоминания автора

Из книги Фанера над Парижем. Эпизоды автора Анненский Александр

2000-е годы. Бавария (Германия), Лион (Франция), Москва (Россия) Однажды он мне реально пригодился. Я разослал несколько своих резюме и как-то, спустя месяцев пять после одного из них, мне позвонили. Мужской голос говорил по-русски и представился Петром Федоровым, руководителем

Из книги Фурье автора Василькова Юлия Валерьевна

БОРДО, ЛИОН, ПАРИЖ, МАРСЕЛЬ… Очередная командировка в Бордо нарушала все его планы: закупка новой партии товаров заставила отложить надежды на поездку в Париж.Бордо испокон был Меккой крупных купцов и мошенников. Сюда стекались колониальные товары, казалось, со всего

Из книги Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем автора Пирожкова Антонина Николаевна

СНОВА ЛИОН Почта от Мюирона продолжала регулярно приходить и после переезда Фурье в Париж. В начале 1824 года он получил сообщение, что его последователь окончил работу над книжечкой «Краткое обозрение индустриальных методов». Это был своеобразный конспект теории

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Лион Фейхтвангер и другие Лион Фейхтвангер приехал в Москву и пришел к Бабелю в гости. Это был светло-рыжий человек небольшого роста, очень аккуратный, в костюме, который казался чуть маловатым для него.Разговор шел на немецком языке, которым Бабель владел свободно. Я же,

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Путешествие в Лион По дороге в Лион была сделана остановка в Экс-ан-Провансе. 6 ноября 1600 года Марии Медичи представили почти неизвестного поэта Франсуа Малерба. Он подарил государыне Оду на счастливое прибытие королевы во Францию: Народы, наденьте на головы Венки из всех

Из книги автора

Лион Измайлов Лион Моисеевич – человек душевный, открытый, верящий в своё писательское предназначение, и ему хорошо удаётся всегда быть на плаву. Выражу субъективное мнение: недостаток писательского таланта он компенсирует талантом административным. Мне это близко,

Лион Фейхтвнгер (нем. Lion Feuchtwanger) родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель с еврейскими корнями; один из самых читаемых в мире среди немецкоязычных авторов. Создатель множества исторических романов.

Биография

Лион Фейхтвангер родился в 1884 году в семье промышленника Зигмунда Фейхтвангера, ортодоксального еврея, унаследовавшего фабрику по производству маргарина от своего отца. Лион был самым старшим из девяти детей. В юношеском возрасте он поступил в Мюнхенский университет, где получил хорошее образование в области литературы и философии. Затем он продолжил обучение уже в Берлинском университете, где изучал немецкую филологию, философию и санскрит. Уважая семейные традиции, он занялся изучением еврейской истории, что определило тематику многих его произведений. Рано начал заниматься журналистикой и театром, обнаружил интерес к античности. Под его руководством в 1908 году начал выходить литературный журнал «Зеркало», однако вскоре был закрыт из-за денежных проблем.

С 1912 по 1914 годы путешествовал. После начала I мировой войны служил в германской армии, но по состоянию здоровья был демобилизован. Именно Фейхтвангер в 1918 году открыл выдающийся талант Бертольда Брехта, бывшего его другом. Когда в Германии к власти пришли нацисты, биография Фейхтвангера претерпела решительный поворот. В это время он находился за границей и, благодаря увещеваниям друзей, не стал спешить с возвращением на родину. В 1933 году писатель был лишён немецкого гражданства, а его имущество было конфисковано. При этом все его книги подлежали уничтожению.

Когда в 1940 году Франция была оккупирована фашистами, Фейхтвангер был интернирован в концентрационный лагерь во французском местечке Ле-Милль. Свои тяжёлые впечатления о периоде лагерной жизни он выразил на страницах книги «Чёрт во Франции». Чтобы лагерники, бывшие убеждёнными противниками гитлеровского режима, не попали в руки фашистов, их было решено переправить в другой лагерь на юге Франции. Фейхтвангеру удалось бежать оттуда и не без труда переправиться в США. Он поселился на вилле в штате Калифорния. Там он собрал огромную библиотеку из 20 тысяч томов на средства от кинопостановок своих произведений.

Во время II мировой войны писатель создал свои лучшие произведения, разоблачавшие фашистскую идеологию. Его великие заслуги, в том числе по защите идей гуманизма, были отмечены в 1953 году Государственной премией ГДР.

Лион Фейхтвангер скончался в 1958 году в результате тяжёлой болезни. Вилла Аврора, где он провёл свои последние годы, ныне является резиденцией для немецких деятелей искусства.

Литературная деятельность

Основным мотивом творчества Фейхтвангера является размышление о социальных процессах, происходящих в обществе, их направлениях и причинах. Именно судьба человеческого общества является предметом, более всего вдохновлявшим его на духовный и творческий поиск.

Славу писателю принесли его исторические романы. Фейхтвангер не считал их просто описанием имевших место событий, он старался выразить в них борьбу идеологий, столкновение созидающих и разрушающих сил, которые стали корнем всех социальных противоречий современного ему общества. Его можно назвать родоначальником такого типа исторического романа, где за описанием событий ушедшей эпохи угадываются явления современности, словно проводится множество параллелей.

Ранним драматическим произведениям Фейхтвангера свойственна изысканность и преувеличенная утончённость - и в то же время скудность реального содержания. В них он восхищается красотой, личными качествами, при этом пренебрегая нравственностью и относясь к простым людям без особой симпатии. В дальнейшем писатель не слишком гордился этим периодом своего творчества, с иронией отзываясь о нём как не самом плодотворном в духовном плане.

В то же время Фейхтвангер занимался литературной критикой, написанием рецензий и статей на тему драматургии и театральной жизни. Эта составляющая дала гораздо больший толчок для его последующего творческого становления. Именно тогда его заинтересовал реалистический роман, а в особенности такие его представители, как Томас и Генрих Манн, сильно повлиявшие на творчество Фейхтвангера.

В годы I мировой войны писатель стал решительным её противником, не приняв ни идей, ни целей развязанного империалистами кровопролития. Свою антивоенную позицию писатель отразил в пьесе «Мир», вариации на тему древнегреческой комедии и стихотворении «Песнь павших». Во время войны он создал множество произведений. Это как оригинальные пьесы, так и переделки сочинений античных авторов - «Персов» Эсхила, драмы «Царь и танцовщица» Калидасы, «Васантасены» индийского поэта Шудраки. Помимо остросоциальных мотивов, в творчестве этого периода проявляются мрачные настроения обречённости. Лион Фейхтвангер пишет драмы «Еврей Зюсс» и «Голландский купец», драматический роман «Томас Вендт». А в более поздней книге «Англосаксонская трилогия» он с большим мастерством сатирика высмеивает буржуазных политиков.

Биография Фейхтвангера тесно переплетена с событиями двух мировых войн, революционных и контрреволюционных действий в Германии. После всего пережитого писателем, из его творчества исчезает эстетизм, новым художественным направлением его произведений становится реализм. Таковы написанные им роман «1918 год» и пьеса «Военнопленные», где социальная проблематика выходит на первый план.

В 1933 году рейхсканцлером Германии становится Гитлер. Фейхтвангер вынужден эмигрировать во Францию, и уже там, в 1936 году, выходит его роман «Лже-Нерон». В нём иносказательно, под видом лживого и жестокого императора, выводится образ германского фюрера.

Произведения Фейхтвангера приобретают успех у советских читателей, и его приглашают посетить Советский Союз. Там он провёл 2 месяца и смог лично встретиться со Сталиным. После поездки он издаёт книгу «Москва 1937», которая посвящена жизни в СССР и показательным судам, происходившим тогда в стране. У нас она была массово издана, а у мировой публики вызвала крайне неоднозначную реакцию. Популярность писателя в СССР заставляет издавать собрания его сочинений. Но после договора между СССР и Германией и вплоть до начала войны его произведения у нас не печатались.

«Безобразная герцогиня» (1923)

Роман о жизни германской герцогини XIV века Маргариты Тирольской. Это трагический роман, он рассказывает о неприятии жестоким окружением гуманистической личности. Но в нём есть и личная трагедия главной героини, талантливой и деятельной женщины, не находящей своего счастья из-за отталкивающей внешности. Этот роман стал первым в цикле исторических произведений Фейхтвангера.

«Еврей Зюсс» (1925)

Действие романа разворачивается в XVIII веке. Он повествует о судьбе еврейского финансиста, получившего большую власть при герцоге и проводившего разорительную, неприемлемую для народа политику. При этом рассказана история так, словно писатель приводит нравственное оправдание «исторического пессимизма». Этот роман принёс Фейхтвангеру первый широкий успех у публики.

«Успех» (1930)

Произведение «Успех», а также книги «Семья Опперман» и «Изгнание» посвящены событиям современности. Они в достаточно памфлетной форме говорят о событиях в Западной Европе, где на смену рассыпающейся буржуазной демократии стремительно приходит нацистская диктатура. События романа «Успех» происходят в Баварии после I мировой войны. Книга рассказывает о них в довольно сатирической форме. Вся тогдашняя жизнь пронизана упадком: финансовым, моральным, политическим. Главенствует в романе тема «возвышенной справедливости», выраженная в борьбе за освобождение Крюгера, брошенного в тюрьму по ложному обвинению и с явной политической целью.

«Иосиф Флавий» (1932-1945)Данная трилогия продолжает еврейский цикл произведений литератора. Эти книги посвящены жизнеописанию Иосифа Флавия, иудейско-римского историка.

«Испанская баллада» (1954)Эта книга была написана Фейхтвангером в семидесятилетнем возрасте, но её можно назвать самым молодым его произведением. Это поэтическая повесть о любви короля Испании Альфонса VIII к Ракели, красавице-дочери севильского купца.

Поздние годы творчества

В послевоенные годы стиль произведений Фейхтвангера изменяется. Теперь они ещё более пронизаны реализмом, но при этом в них выражены оптимистические настроения. Его поздние книги выражают новую, заключительную для творчества писателя мысль о том, что историю творят народные массы.

Если в начале творческого пути Фейхтвангеру представлялись наивными идеи прогресса в общественной жизни, то на новом этапе они его по-настоящему вдохновляют. Именно прогресс он называет «незримым кормчим истории», бывшим жестоко оклеветанным и отвергнутым двадцатым столетием. Прогресс является истинным героем его поздних произведений, таких как «Иеффай и его дочь» и «Испанская баллада».
Пропаганда холодной войны и процессы по расследованию антигосударственной деятельности («охота на ведьм») заставляют писателя занять жёсткую позицию. Он пишет «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне» пьесу, где разоблачает эти явления.

После окончания войны в течение 10 лет книги Фейхтвангера не выходили в советской печати. Он подвергался решительной и жёсткой критике. Лишь в 1955 году в СССР возобновилось массовое издание его произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Фейхтвангера Лиона представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

нем. Lion Feuchtwanger

немецкий писатель еврейского происхождения; один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов; работал в жанре исторического романа

Краткая биография

Немецкий писатель, один из самых читаемых в мире авторов, писавших на немецком языке, мастер исторического романа, лауреат национальной премии ГДР, драматург, театральный критик, журналист. Его отцом был состоятельный еврейский фабрикант, в семье которого Лион родился 7 июля 1884 г. Семья проживала в Мюнхене.

После учебы в гимназии в 1903 г. Фейхтвангер становится студентом филологического факультета Мюнхенского университета, где он изучал литературу и философию. Затем продолжил образование в Берлинском университете, где изучал еще и философию, древние языки, астрологию. Окончив в 1907 г. это учебное заведение, он в том же году после защиты диссертации становится доктором наук. В 1908 г. предпринимает попытку издания литературного журнала «Зеркало», однако материальные трудности вынуждают его отказаться от затеи.

На протяжении 1907-1914 гг. Фейхтвангер много времени проводил в путешествиях, долго жил во Франции и Италии. В это время он выступал как театральный критик и журналист. Когда началась Первая мировая война, его призвали на службу в немецкую армию, однако из-за неважного здоровья демобилизовали. Критичное отношение к этой войне выразилось в творчестве: Фейхтвангер предпринял переработку двух античных пьес, написал собственную пьесу «Военнопленные» и стихи на антивоенную тематику. В этот период благодаря ему публика познакомилась с начинающим Бертольдом Брехтом, литераторы на долгие годы остались добрыми друзьями.

В 20-ые гг. Лион Фейхтвангер начинает писать романы. Так, в 1920 г. увидел свет «Томан Вендт», в 1923 г. - «Безобразная герцогиня Маргарита Маульштадт», в 1925 г. - « Еврей Зюсс» и др. В мировую литературу Фейхтвангер вошел, в первую очередь, в качестве автора исторических романов, например, «Сыновья», «Лже-Нерон» (1937), «Братья Лаутензак», «Настанет день» (1942) и др.

Когда в Германии пришел к власти Гитлер, Фейхтвангер был за пределами родины и поддался на уговоры друзей пока туда не возвращаться. Книги писателя оказались в запретном списке, их постановили сжечь, а в августе 1933 г. Фейхтвангера лишили гражданства с конфискацией имущества. В том же году он переезжает во Францию, становится участником международного движения в защиту культуры, редактором (совместно с Брехтом) журнала «Ворд», который издавался в Москве на протяжении 1936-1939 гг.

Когда немецкие войска захватили Францию, писатель оказался в концентрационном лагере. Из местечка Ле Милль их перевели в другой лагерь, находящийся в Ниме, и Фейхтвангеру удалось оттуда сбежать. Ценой больших усилий собрав нужные документы, Фейхтвангер и его супруга эмигрировали в США, и с этой страной был связан заключительный период его биографии.

В ноябре 1943 г. они поселились на вилле в Калифорнии. По многим сочинениям Фейхтвангера были поставлены фильмы, что помогло ему не испытывать финансовых проблем и собрать богатейшую библиотеку. В период Второй мировой войны и после нее Лион Фейхтвангер написал ряд произведений, изобличающих идеологию фашизма, ставших украшением его творческого наследия. В 1953 г. стал обладателем Государственной премии ГДР в области искусства и литературы, получив ее как «защитник идей мира и прогресса». В 1958 г. 21 декабря, находясь в Лос-Анджелесе, Лион Фейхтвангер умер. Причиной смерти стал рак почек.

Биография из Википедии

Лио́н Фейхтва́нгер (нем. Lion Feuchtwanger /ˈfɔɪçtvaŋər/, 7 июля 1884, Мюнхен - 21 декабря 1958, Лос-Анджелес) - немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Родился 7 июля 1884 г. в Мюнхене в семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера (1854-1916), унаследовавшего маргариновое производство от своего отца Элькана Фейхтвангера (1823-1902), уроженца Фюрта, сына Зелигмана Фейхтвангера и Фейгеле (Фанни) Вассерман. Мать - Йоханна Боденхаймер (1864-1926). Родители поженились в 1883 году и Лион был старшим из девяти детей. В детстве проявил склонность к изучению языков: древнееврейскому и арамейскому. В 1894 г. изучает латынь в «Вильгельм-гимназиуме». Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1903-1907 годах отвергает материальную помощь родителей и зарабатывает частными уроками; создает общество литераторов «Феб», куда приходят некоторые писатели. В этот период пишет свои первые литературные пробы пера. Вынужден голодать. Но упрямо ищет себя в литературе, увлечён Золя, Толстым и Тургеневым. На последнем курсе Берлинского университета защищает диссертацию по произведению «Бахарахский раввин» Г. Гейне. К Апрелю 1908 г. издает свой первый литературный журнал «Шпигель» о театре и музыке. На пятнадцатом номере издание прекращает работу, так как входит в состав более крупного еженедельника «Шаубюне». К ноябрю того же года является работником этого издания, пишет рецензии на театральные постановки, пробует себя в драматургии. В 1908 году начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал.

Проходил во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.

В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию.Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишён немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки нацистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США с помощью американского священника Уайтстила Шарпа и его жены Марты. С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались нацизм и его идеология.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака желудка.

В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Литературная деятельность

Главный вопрос творчества Фейхтвангера - о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», - говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» - вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

Первый исторический роман Фейхтвангера - «Безобразная герцогиня». История Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века, написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини - энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

Роман «Еврей Зюсс» (1925) посвящён Германии XVIII века. История еврейского финансиста, сделавшегося первым министром у герцога Вюртембергского и проводившего жестокую, разорительную для народа политику, повернута Фейхтвангером так, чтобы «исторический пессимизм» получил моральное и философское оправдание. Роман принес автору мировую известность. Фейхтвангера за этот роман обвиняли как в еврейском национализме, так и в антисемитизме.

Фейхтвангер продолжил работу над еврейской темой в своей трилогии об иудейско-римском историке Иосифе Флавии; первая часть романа - «Иудейская война» - вышла в 1932, вторая - «Сыновья» - в 1935, заключительная часть - «Настанет день» - в 1945 г.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

Фейхтвангер написал ряд романов о современности. Эти вещи глубоко злободневны. Им свойственны публицистичность и памфлетность. В романе «Успех» представлена жизнь Баварии 1919-1923 гг. Послевоенный экономический, политический и моральный кризис. Подготовка и проведение «пивного путча». Фейхтвангер дал сатирический портрет «фюрера» Руперта Кутцнера. В романе - ведущая тема отвлечённой «справедливости», воплощённая в борьбе за освобождение Крюгера, заключённого в тюрьму из политических соображений - на основании лжесвидетельства. В романах «Семья Опперман» (в издании 1933 г., вышедшем в Амстердаме, произведение называлось «Семья Оппенгейм», как и в довоенных советских изданиях романа) и «Изгнание» развёрнута «современная история» Западной Европы - на фоне крушения буржуазной демократии в Германии и установления нацистской диктатуры.

«Москва. 1937»

Писатель-антинацист приобрёл известность в СССР и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе), была издана в Москве массовым тиражом. Причём В. С. Молодцову пришлось по заданию Сталина обеспечить за одни сутки организацию печати книги.

Книга вызвала противоречивую реакцию в мире, подвергалась критике как наивная апологетика сталинского режима. В отличие от Андре Жида, чьи «Возвращение из СССР» и особенно «Поправки к моему „Возвращению из СССР“» вызвали сильнейшее недовольство в Союзе, Фейхтвангер возлагавшиеся на него надежды оправдал. В СССР, где и раньше издавались его произведения (каталог РНБ), было начато издание собрания его сочинений.

Последние годы творчества

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс» .

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма. В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое своё молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза - красавица.

В СССР после 1946 года (Каталог РНБ) книги Фейхтвангера не издавались, а он сам в советской прессе подвергался жесткой критике. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера (Каталог РНБ).

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939.

Семья

  • Брат - Людвиг Фейхтвангер (Ludwig Feuchtwanger, 1885-1947), немецкий юрист и литератор.
    • Племянник - Эдгар Фейхтвангер (Edgar Feuchtwanger, род. 1924), британский историк, мемуарист.
  • Брат - Мартин Фейхтвангер (Martin Feuchtwanger, 1886-1952), немецкий писатель, журналист и издатель.

Библиография

Романы

  • «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin, 1923)
  • «Еврей Зюсс» (нем. Jud Süß, 1925)
  • «Зал ожидания» (нем. Wartesaal, 1930 - 1939)
    • «Успех» (нем. Erfolg, 1930)
    • «Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann, 1933)
    • «Изгнание» (нем. Exil, 1939)
  • «Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus, 1932 - 1945)
    • «Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg, 1932)
    • «Сыновья» (нем. Die Söhne, 1935)
    • «Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen, 1945)
  • «Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero, 1936)
  • «Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack, 1943)
  • «Симона» (нем. Simone, 1943)
  • «Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg, 1946)
  • «Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis, 1951)
  • «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952)
  • «Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo, 1954)
  • «Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter, 1957)

Прочее

  • Джулия Фарнезе (1915)
  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Американец, или Расколдованный город (1921)
  • Будет ли амнистирован Хилл? (1926)
  • Калькутта, 4 мая (1927)
  • Нефтяные острова (1927)
  • Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. Перевод с немецкого «Художественная литература» 1937
  • Статьи журнала «Ворт» (1936-1939)
  • Вдова Капет (1956)
  • Чёрт во Франции (1941)
  • Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне (1948)
  • Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации
  • Дом на Зелёной улице
  • Рассказ о физиологе докторе Б.
  • Верный Петер
  • Второе рождение господина Ханзике
  • Тётя Вруша
  • Кельнер Антонио

Издания на русском языке

  • Полное собрание сочинений. - М.: Гослитиздат, 1938-1939 (вышли только тома 1 и 8)
  • Еврей Зюсс. - Л.: Красная газета, 1929
  • Еврей Зюсс. Книги 1-2. - Рига, 1929
  • Безобразная герцогиня [Маргарита Маульташ]. - Л.: Художественная литература, 1935
  • Семья Оппенгейм. - М.: Гослитиздат, 1935
  • Успех. - Л.: Гослитиздат, 1935
  • Успех. Книги 1-2. - Л.: Гослитиздат, 1935
  • Два рассказа. - М.: Жургаз, 1936 (б-ка «Огонёк»)
  • Еврей Зюсс. - М.: Жургаз, 1936
  • Еврей Зюсс. - Л.: Художественная литература, 1936
  • Калькутта 4 мая. - М.: Жургаз, 1936
  • Семья Оппенгейм. - М.: Гослитиздат, 1936, 374 с.
  • Семья Оппенгейм. - М.: Гослитиздат, 1936, 416 с.
  • Иудейская война. Перевод В. Вальдман. - М.: Жургаз, 1937
  • Иудейская война. Пер. В. Станевич. - М.: Художественная литература, 1937
  • Лже-Нерон. Пер. И. Горкиной и Э. Розенталь. - М.: Жургаз, 1937
  • Лже-Нерон. Пер. В. Вальдман. - Л.: Гослитиздат, 1937
  • Москва. 1937. - М.: Гослитиздат, 1937, 120 с.
  • Москва. 1937. - М.: Художественная литература, 1937. - 96 с.
  • Новеллы. - Л.: Гослитиздат, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Архангельск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Иркутск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Киров, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Красноярск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Новосибирск, 1937
  • Семья Оппенгейм. - Хабаровск, 1937
  • Сыновья. - М.: Гослитиздат, 1937
  • Успех. - Л.: Гослитиздат, 1937
  • Васантасена. Пеп. - Л.: Гослитиздат, 1938
  • Еврей Зюсс. - Хабаровск, 1938
  • Новеллы. - Л.: Гослитиздат, 1938
  • Сыновья. - М.: Жургаз, 1938
  • Изгнание. - М.: Гослитиздат, 1939
  • Симона. - М.: ГИХЛ, 1946
  • Гойя или Тяжкий путь познания. - М.: Изд. иностранной литературы, 1955
  • Гойя или Тяжкий путь познания. - Киев, 1956
  • Мудрость чудака. - М.: Изд. иностранной литературы, 1956
  • Братья Лаутензак. - М.: Гослиздат, 1957 (Роман-газета)
  • Лже-Нерон. - Краснодар, 1957
  • Сны Симоны Машар. - М.: Искусство, 1957 (в соавторстве с Б. Брехтом)
  • Гойя или Тяжкий путь познания. - Таллин, 1958
  • Испанская баллада. - М.: Изд. иностранной литературы, 1958
  • Успех. - Л.: Гослитиздат, 1958
  • Собрание сочинений в шести томах - М.: Художественная литература, 1988-1990

Собрание сочинений в 12 томах + 1 дополнительный, М.: Художественная литература, 1963-1969


Давно уже не читала я книгу так - с чувством, с толком, с расстановкой. И хотя это было не специально, а просто так получилось, но именно так и нужно читать эту книгу, с погружением в эпоху, с возможностью осмыслить и подумать о каждом герое, провести параллели с творческим путем самого писателя и согласиться, или не согласиться с идеей нравственной ответственности художника перед современниками и потомками. Мы же со своей стороны должны задать себе вопрос - имеем ли мы право судить людей прошлого, стали ли мы лучше их, цивилизованнее их? Или и в каждом из нас сидит до поры варвар и злобный демон?
Мы попадаем в Испанию, на дворе конец 18 века, во Франции произошла революция, в науке одно за одним происходят значительные шаги вперед, во всех Европейских странах время сильно ускорилось, но в Испании словно навеки средневековье. Инквизиция проводит свои мрачные аутодафе, уничтожая людей за малейший проблеск ума и свободомыслия, в то время как гранды во главе с королевским двором не знают как еще извратиться в пороках, и думают лишь как упрочить свое положение. Народ тоже не особо страдает нравственностью (в нашем понимании, конечно), да и что можно ожидать, если церковь официально продает отпущение грехов и разбойник, отдавая часть награбленного, искренне верит, что он благороден и чист. Человек из народа тоже считает за честь обмануть и надуть, и живет простыми животными удовольствиями, иногда развлекаясь кровавыми корридой, публичными казнями и сожжениями еретиков. И,впрочем как во все времена, лишь горстка людей искренне озабочена судьбой своей страны и верит в такие вещи, как просвещение и прогресс, и желают вмешиваться в политику не для своего обогащения.
Гойя в начале своего пути познания очень далек от подобного, он хочет лишь писать и зарабатывать на этом, ему нравится богатая жизнь, внимание и почет. Но хочешь-не хочешь, а приближаясь к власть имущим невозможно остаться непричастным. Словно сказочному герою предстоит пройти ему огонь-воду и медные трубы, потерять иллюзии, близких и любовь, здоровье и душевный покой. Дорого достается познание себя, своего времени и терзающих их пороков. Сам Фейхтвангер проделал похожий путь от искусства ради искусства до критического реализма и исторических романов, осмысливающих опять же его современность. Но осмысление это, как и офорты Гойи, доступны не всем. Не зная реалий времени написания можно многое пропустить. Послевоенное переосмысления своей роли в трагедии второй мировой и осуждение пособников фашизма, когда многие люди с совестью спрашивали себя - а все ли я сделал, что мог? и мог ли я что-то сделать? В книге мы тоже можем спросить себя, кто были правы - осторожные друзья Гойи, что говорили, что талант поможет лучше, если будет жив или те, кто гнили в застенках, но не предавали высоких идеалов? Гойя выбирает третий путь - иносказательный путь "всеобщего языка" своих картин, предсказывающих конец старого мира и обличающий его пороки.
В книге нет деления на хороших и плохих, каждый персонаж выписан как живой человек, со своей правдой, со своей болью и своей душевной грязью и чистотой, потому что в каждом есть и то и другое. Мы живем в совсем другое время, но средневековье и нас подстерегает (не потому ли эта тема так популярна в последнее время, что люди неосознанно понимают, что вновь ходят по краю?). Не так важно правдива ли история любви герцогини Альба и Гойи (на мой взгляд нет, по крайней мере не с ее стороны) и прочих исторических моментов, в этой книге главное не кто с кем спал и хороший ли художник и человек Гойя, а возможность поставить себя в подобную ситуацию и задать вопросы к своей совести. Герои книги выбирают различные варианты жизненной программы и мы можем вслед за ними выбрать себе вариант.