Сочинение: Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»? Недоросль последняя финальная фраза

(423 слова) Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» — свидетельство того, что проблема злонравия является старожилом в русской литературе. Каждый писатель-реалист так или иначе затронул ее в своем творчестве. Однако самым известным произведением, где в центре внимания находится именно злонравие, была и остается комедия Фонвизина. Пьеса даже заканчивается фразой: «Вот злонравия достойные плоды». Именно она указывает на то, что финал «Недоросля» трагичен, а не смешон. После всего того, что произошло с Простаковой, Стародуму только и остается констатировать факт — последствия безнравственности всегда достойны ее самой, она же не смешна, а трагична.

Что читатель видит в финале пьесы? Госпожа Простакова после неудачной попытки похитить богатую невесту для своего сына получает прощение, но тут же объявляет о своем намерении отомстить слугам за неудачу. Тогда же чиновник Правдин говорит о цели своего визита: он уполномочен взять крестьян Простаковых под опеку и лишить господ права управлять ими. На этот раз мольбы не помогают, и героиня остается у разбитого корыта. У нее остается один стимул к жизни — безумно любимый сын Митрофан. Но он отвечает ей: «Да отвяжись, матушка». В трудную минуту герой отворачивается от семьи и равнодушно принимает приглашение на службу: «По мне, куда велят». Поведение Митрофана так жестоко, что даже Правдин упрекает его за грубость. Простакова же после таких слов падает в обморок. Когда она приходит в сознание, то говорит:

Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Разве такой финал можно назвать смешным? Нелепым и абсурдным казалось описание быта и нравов этого семейства, но финал пьесы уже не кажется поводом для веселья и даже сарказма. Это драма в чистом виде. Грубая и жестокая Простакова искренне любила сына и возлагала на него все свои надежды. Ради него она переступила через закон, ради него тратила деньги на учителей. Но после всего этого сын отказался от нее. То есть вся жизнь этой женщины оказалась напрасной, все ее жертвы — тщетными, все ее действия — ничтожными, раз она, мать, не смогла воспитать своего ребенка. Если потеря власти в доме кажется справедливым наказанием для нее, то предательство сына — незаслуженным ударом. Неблагодарность и бесчувственность Митрофана ранят не только ее сердце, но и читателя, который впервые видит в недоросле не только невежество, но и бесчеловечную жестокость. Значит, только ее он и перенял от матери. Вот, что Стародум назвал «плодом злонравия».

Финал пьесы «Недоросль» не смешон, а трагичен. В последнем явлении образ Простаковой впервые вызывает сочувствие, а не осуждение. Нам жалко мать, лишившуюся поддержки горячо любимого сына, и совсем не весело наблюдать, как Митрофан из глупца превратился в грубого эгоиста. Печально, что плоды злонравия полностью ему соответствуют: они такие же горькие и вредные.

Драматург Денис Фонвизин был проницателен и видел, что крепостное право разрушает не только жизни крестьян, но и уродует души помещиков. Крепостные становятся невольными рабами, безмолвными и бессильными, а крепостники – деспотами. Получив неограниченную власть, немногие могли совладать со своими страстями. Так случилось и с героями комедии : госпожой Простаковой и ее братом Скотининым. Они владели деревнями, обирали крестьян до нитки. Смешным и одновременно ужасным выглядит диалог брата и сестры о том, как нужно взимать поборы с крепостных. Скотинин в этом преуспел больше и хвалится, что сдерет «со своих же крестьян, так и концы в воду». Простакова жалуется ему, что с тех пор, как все отобрали у крестьян, больше ничего не могут у них забрать.

Автор был приверженцем идей Просвещения и верил, что за пороки люди получат наказание. И часто это наказание таится в плодах их же поступков. Именно так и случилось в последнем явлении комедии «Недоросль».

Здесь участвуют , Стародум, Правдин, Софья, Милон, Еремеевна. Стародум обращается к Правдину с просьбой пожелать счастья Софье и Милону пред их отъездом. Госпожа Простакова в это же время бросается к Митрофану, но тот ее отталкивает и говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» После того, как Правдин отстранил госпожу Простакову от управления имением из-за ее жестокого обращения с крепостными и Софьей, она утратила свою власть. И Митрофан больше не нуждался в ней.

Так сын, которого героиня считала единственной отрадой, предал ее. Брат Скотинин быстро ретируется, оправдывая свою фамилию. Простакова теряет сознание, и на помощь к ней приходят и Еремеевна – те, кого она раньше обижала. Вот что значит настоящая доброта. И Софья, и Стародум даже готовы простить Простакову, однако господин Правдин не преклонен в своей строгой справедливости. Но он так же укоряет Митрофана, говоря, что он поступает не честно по отношению к матери. Тот же реагирует презрительно, не понимая своего поступка. Правдин принимает решение забрать Митрофана на службу. Возможно, автор намекает читателю, что там смогут «исправить» воспитание недоросля. Митрофан и на это реагирует равнодушно. Последняя фраза звучит из уст Стародума, как из уст самого автора: «Вот злонравия достойные плоды!»

Финал комедии выглядит гротескным: одновременно смешным и ужасным. Героиня олицетворяет собой странную смесь наглости и растерянности, грубости и подобострастия – все это выглядит так жалко, что Софья и больше не злятся на нее.

Простакова стала заложницей своих страстей, всегда думая, что она имеет право на все. И когда справедливо наказывает героиню, она не знает, как теперь смотреть людям в глаза, ведь она с ними плохо обошлась.

Прочитаны последние строчки комедии. Чувствую в душе какое-то смятение. Отчего бы это? Ведь финал закономерен: предупреждал же Правдин, что такое может случиться. Зло должно быть наказано - об этом мы еще с детства знаем из сказок. Почему же к удовлетворению от восстановления справедливости примешивается другое чувство - жалости? Да еще к Простаковой?! Все понятно и просто: я человек, и мне жаль другого человека, которому плохо. Понимаю, что Простакова меньше всего заслуживает жалости, а мне ее все равно жаль. Хотя бы потому, что самую большую обиду, самую большую рану наносит ей сын, ради которого она жила, которому хотела устроить жизнь и ради которого терпит крах. Ее могли осуждать слуги, крестьяне, которых Она притесняла и унижала, имели право суда над ней Стародум и Правдин, но только не Митрофан. Это предательство и жестокость по отношению к матери. Может, поэтому я все-таки жалею Про-стакову.

Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать примеры жестокости, бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми. Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом. Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» - все это адресовано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что там слуги! Проста-кова брата родного готова сгубить, когда он становится на ее пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это слепая любовь, страшная, безумная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой. Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и богатство. Но указы царя заставляют дворян учить детей - вот и учит она своего Митрофана уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей. А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула. Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и принципами. Она виновата в том, что своим воспитанием убила все человеческое в Митрофанушке, сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин предупреждает о наказании.

Говорят: «совесть заговорила», «совесть подсказала». Но Простаковой совесть уже не помощница. «Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает», - учил Стародум Софью. Не могла совесть предостеречь Простакову, потому что она давно уже глуха к любому нравственному чувству. Все идет к закономерному финалу, потому что произвол помещицы не знает меры, а ее невежество - стыда.

Госпожа Простакова наказана сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды злонравия, за которые ей суждено расплатиться. В этом состоит урок комедии «Недоросль», которая учит и предостерегает всех, кто хочет стать на путь Простаковой. И мне ее уже не жаль.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

1. Назовите первую пьесу Д. И. Фонвизина. («Бригадир», 1769)

2. Что сказал Д. И. Фонвизин, побывав за границей? («Славны бубны за горами».)

3. Как называется «грамматика» Д. И. Фонвизина? («Всеобщая придворная грамматика».)

4. Герои каких пьес Фонвизина носят одинаковые имена? (Софья В «Бригадире» и Софья в «Недоросле».)

5. Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? (Петербург, 1782)

6. Премьера пьесы «Недоросль»: «Когда упал занавес, раздался гром аплодисментов, на сцену полетели...» Что полетело на сцену? (Кошельки.)

7. Кто был прототипом Митрофанушки в «Недоросле»? (А. Н. Оленин, 18 лет, впоследствии президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки в Петербурге.)

8. Кому в пьесе «Недоросль» принадлежат слова:

«В большом свете водятся премелкие души ».

«Золотой болван - все болван».

«Наличные деньги - не наличные достоинства».

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

(Стародуму.)

9. Какая фраза звучит в финале комедии «Недоросль»? Кому она принадлежит? («Вот злонравия достойные плоды», Стародуму.)

10. Кто сказал, что в «Недоросле» «сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной»? (А. С. Пушкин.)

11. Какой персонаж пьесы «Недоросль» упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» среди гостей Лариных?

(Скотинины, чета седая

С детьми всех возрастов...)

Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины».

Стародум

Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.

Вот злонравия достойные плоды.

Начинаются чины - перестаёт искренность.

Невежда без души - зверь.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница - жалкая тварь.

Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Для прихотей одного человека всей Сибири мало.

Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»

Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.

Наличные деньги - не наличные достоинства

Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Честный человек должен быть совершенно честный человек.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Бог дал тебе все приятности твоего пола.

При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.

Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.

Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.


Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло

Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.

Льстец - ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.

Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?

Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.

Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.

Правдин

Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.

Прямое достоинство в человеке есть душа.

Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.

Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.

Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.


Злонравие в благоучреждённом государстве терпимо быть не может…

Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.

Я прошу извинить меня, что вас оставлю…

Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…

Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..

Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…

Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Милон

Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.

В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…

Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.

А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…

Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.


Денис Иванович Фонвизин

Недостойные люди!

Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…

Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.

Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…

Я влюблён и имею счастие быть любим…

Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…

Софья

В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.

Как наружность нас ослепляет!

Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…

Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…

Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…


Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть…

Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?

Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.

Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…

Отрицательные

Простакова

Госпожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.

Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.

Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.

А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..

Без наук люди живут и жили.


Госпожа Простакова. Кадр из фильма «Недоросль»

Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..

Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..

Да ныне век другой, батюшка!

Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.

Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.

Митрофан

Митрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.

Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Гарнизонная крыса.

Ты так устала, колотя батюшку.

По мне, куда велят.


Не хочу учиться - хочу жениться

Белены объелся.

Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка.

Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!

Побегу-тка теперь на голубятню, так авось – либо…

Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю.

Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя…

Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.

Всякая вина виновата.

На своё счастье грех пенять.

Ученье – вздор.

Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.


Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.

Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет.

Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же.

Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.

Еремеевна

Няня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.

У меня и свои зацепы востры!

Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка!

Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.


Избави бог напраслины!

Да хоть пять лет читай, лучше десяти тысяч не дочитаешься.

Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…

По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день.

Ох ты чушка проклятая!

Цыфиркин

Цыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике.

В комедии Фонвизина — "открытый" финал, хотя поучительное наставление Стародума внешне замыкает ситуацию (и действие в целом) необходимым дидактическим результатом. Герои, возглавляемые Простаковой, обладают, кроме видимого, еще и потенциальными, "свернутыми" личностными значениями, той намеченной, угадываемой энергией, которая словно устремлена за пределы придуманных ситуаций, в реальное историческое время.

Вот Скотинин перед отъездом в свое имение получает наставление от Правдина рассказать окрестным помещикам о происшедшем в доме Простаковой, чтобы те знали, "чему они подвержены". Скотинин (он только что произнес "сестрину" фразу: "Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?") отвечает Правдину с двусмысленной и лукавой готовностью: "Как друзей не остеречь!"

"Остеречь друзей" — это усвоенный урок, переплавленный в опыт коллективной борьбы. Это утверждение в правомерности тиранического обращения с подданными, которое должно быть лишь более скрытым от глаз правительственных чиновников. И с какой иронической многозначительностью дает он обещание Правдину: "Повещу им, чтоб они людей…". Правдин чуть ли не услужливо подхватывает, рифмуя предполагаемое "били": "Побольше любили или бы по крайней мере…".

При внимательном чтении этой сцены не покидает ощущение, что Скотинин снисходительно "подыгрывает" Правдину. Только в реалистической драматургии, которая имеет дело с развивающимся, "текучим" характером, со скрытым значением намерения или поступка, возможен такой диалог.

Скотинин, в отличие от своего всесильного собеседника, не подхватывает его фразу, не присочиняет ей елейного окончания. Он с мрачной требовательностью ждет продолжения: "Ну?..." И Правдин, всесильный Правдин, который представляет здесь правительство и только что своим "важным голосом" и суровым указом поверг семейство Простаковых в ужас и смятение, неожиданно капитулирует. Он произносит слова, которые явственно "снимают" все его предыдущие высокопарные рассуждения со Стародумом: "Хоть не трогали". Тот поучительный спектакль, который можно было разыграть "от имени правительства" перед одним семейством, ровно ничего не значит перед "Скотининым с друзьями", то есть перед русским поместным дворянством как классом, сплоченным единством собственнических интересов. Тревожная мысль писателя устремлена прежде всего туда, в сторону исторического "отбывания" Скотинина. Туда, где товарищи по классу, "свои люди", объединяются ненавистью к просвещению, жестокостью, животным эгоизмом и корыстолюбием для того, чтобы отстоять свои позиции в жизни.

Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995