Конспект урока осеннее многоцветье земли в живописи

Творческая работа: Нарисуй, какой ты видишь землю своего города (деревни, поселка) осенью.
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры и по памяти (акварель, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.
2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.
3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: определять линию горизонта, применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы пейзажа.

Примерный ход урока

1. Беседа «Многоцветье земли в живописи». Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет. Природа и художник. Природа и ты (У., с. 9-11, Т., с. 6-7; А. 1, Т. I, 11).
2. Экспериментирование с кисточкой и красками: с помощью удлиненного раздельного мазка получи художественное изображение (У., с. 12-13).
3. Сравнение композиционных схем с пейзажами в учебнике (с. 9-11) и в тетради (с. 6). Представление о высоком и низком горизонте.
4. Рисование с натуры и по памяти: «Нарисуй, какой ты видишь землю своего города (деревни, поселка) осенью» (Т., с. 7).
5. Итоги: отмечаем в детских работах, как средствами цвета передано настроение в осенней природе и по-разному изображены главные элементы композиции (земля, небо) и как при этом сочетаются с ними дополнительные элементы (дерево, дом, кустарники, вода и т. п.); применены ли выразительные возможности приема раздельного мазка (цвет, направление).

В отличие от предыдущего урока, посвященного красочным картинам летней природы, на данном занятии учащиеся любуются осенним пейзажем. Но в центре внимания теперь не золотая осень (1 класс), а поздняя. Родная земля предстает в новом варианте многоцветья. В картине З. Попова «Осенняя уборка» коричнево-шоколадный цвет земли оттеняет серебристо-серый цвет неба и речки, а также багряно-рыжий цвет редкой листвы. Мягкое сияние золотистых холмов контрастирует с хрустально-холодным цветом реки и неба в пейзаже Ю. Земского «Северная деревня». В произведениях М. Малютина «Обезово» и Т. Мавриной «По дороге в Александрову слободу» красота убранных полей отражена в сближенных цветовых оттенках пахоты, луга, перелесков.
Мы, зрители, вновь ощущаем радость оттого, что художники открыли красоту в обыденном, в родных просторах. Не ограничиваясь работой по вопросам в учебнике, учитель формулирует дополнительные, при ответе на которые второклассники раскрыли бы способности выявлять эмоционально-эстетическую связь между природными явлениями и художественным образом - картиной природы. Это отразилось бы и в особенностях восприятия детьми картин и пейзажа своего города, деревни, поселка.
Второклассники осваивают художественный материал и приемы работы с ним осуществляют на уроке в эксперименте с длинным раздельным мазком, как показано в учебнике. Важно, чтобы они отметили, что раздельные красочные мазки, пятна, в зависимости от их ритма и расположения, могут ассоциироваться с природными явлениями: «Лес», «Солнце», «Поле», «Облака» и др. Упражнение выполняется в быстром темпе.
После того как рассмотрены композиционные схемы в сравнении с пейзажами и уточнено представление о линии горизонта, о том, как по-разному изображены главные элементы в композиции пейзажей (земля, небо, вода), как переданы смысловые связи между объектами композиции, второклассники приступают к самостоятельной творческой работе.
В рисовании кистью используются импровизация и выразительные свойства раздельного мазка, контраст и нюанс. Отметим, что общим в работе с натуры и по памяти является то, что изображение выполняется на основе реально существующей, конкретной действительности.

Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные (1 ч)

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Роль контраста в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Тёплые и холодные цвета.

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет (1 ч)

Наблюдение природы, природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Пейзажи родной природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание. Роль контраста в композиции. Тёплые и холодные цвета. Эмоциональные возможности цвета.

Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы (1 ч)

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамиживописи. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет.

В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор (1 ч)

Знакомство с несколькими яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Природные формы. Простые геометрические формы. Многообразие линий и их знаковый характер.

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень (1 ч)

Жанр натюрморта. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы и предметов, выраженные средствами рисунка и живописи. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Форма. Силуэт. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт (1 ч)



Пейзажи родной природы. Композиция. Роль контраста в композиции. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц: общие и характерные черты. Форма. Силуэт. Натюрморт. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст (1 ч)

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Композиция. Практическое овладение основами цветоведения.

В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров (1 ч)

Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Цвет. Линия. Ритм.

Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов (1 ч)

Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Эмоциональные возможности цвета

Аннотация

Учебник знакомит с творчеством выдающихся деятелей национальной культуры России, стран Западной Европы и Востока. Содержащиеся в нем художественно-творческие упражнения и задания направлены на развитие у учащихся способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений искусства, на освоение первоначальных знаний о пластических искусствах и их роли в жизни человека и общества, а также на выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Количество страниц: 176
Класс/Возраст: 2 кл.
Предмет: Изобразительное искусство
Линия УМК: Изобразительное искусство. Шпикалова Т.Я. (1-4) (Перспектива)
Серия: Перспектива

Пример из учебника

Конструируем сказочный город.
Попробуй из бумаги построить город для маленьких человечков. В этом тебе поможет Мастер Постройки. Чтобы постройки-домики были сказочными, приклей к ним лесенки, завитки, различные полоски бумаги. Около домиков могут вырасти бумажные деревья, цветы, появиться ажурные заборчики и детские площадки.

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная 5
Урок 1. Тема лета в искусстве
Сюжетная композиция: композиционный центр 6
Урок 2. Осеннее многоцветье земли в живописи
Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет 12
Урок 3. Самоцветы земли и мастерство ювелиров
Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы 18
Урок 4. В мастерской мастера-гончара
Орнамент народов мира: форма изделия и декор 25
Урок 5. Природные и рукотворные формы в натюрморте
Натюрморт: композиция, светотень, линия, пятно, штрих 30
Урок 6. Красота природных форм в искусстве графики Живая природа.
Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт 33
Урок 7. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте
Цветовой круг: основные и составные цвета 38
Урок 8. В мастерской мастера-игрушечника
Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров 44
Урок 9. Красный цвет в природе и искусстве
Декоративная композиция с вариациями знаков-символов 47
Урок 10. Найди оттенки красного цвета
Натюрморт: расположение объёмных предметов на плоскости, композиция, цвет 50
Урок 11. Загадки белого и чёрного
Графика: линия, силуэт и симметрия 54
Страница для любознательных Графика. Живопись. Фотография 59
В гостях у чародейки зимы 63
Урок 12. В мастерской мастера гжели
Русская керамика: форма изделия и декор. Кистевой мазок 64
Урок 13. Фантазируй волшебным гжельским мазком
Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы и цвет 68
Урок 14. Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица
Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски 72
Урок 15. Цвета радуги в новогодней ёлке Декоративная композиция 78
Урок 16. Храмы Древней Руси
Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм 82
Урок 17. Измени яркий цвет белилами
Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет 88
Урок 18. Зимняя прогулка
Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении 94
Урок 19. Русский изразец в архитектуре
Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца 98
Урок 20. Изразцовая русская печь
Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок 103
Урок 21. Русское поле. Воины-богатыри
Сюжетная композиция: фигура воина на коне - 108
Урок 22. Русский календарный праздник Масленица в искусстве
Народный орнамент. Узоры - символы
возрождения природы: импровизация 113
Урок 23. Натюрморт из предметов старинного быта
Композиция: расположение предметов на плоскости 117
Весна-красна! Что ты нам принесла? 121
Урок 24. «А сама-то величава, выступает, будто пава …» Образ русской женщины
Русский народный костюм: импровизация 122
Урок 25. Чудо палехской сказки
Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки 125
Урок 26. Цвет и настроение в искусстве
Декоративная композиция Пейзаж: колорит весеннего пейзажа 130
Урок 27. Космические фантазии
Пейзаж: пространство и символическое изображения 135
Урок 28. Весна разноцветная
Пейзаж в графике: монотипия 137
В гостях у солнечного лета 141
Урок 29. Тарарушки из села Полховский Майдан Народная роспись: повтор и импровизация 142
Урок 30. Печатный пряник с ярмарки
Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок 145
Урок 31. Русское поле. Памятник доблестному воину
Скульптура: рельеф, круглая скульптура 150
Урок 32. Братья наши меньшие
Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму 153
Урок 33. Цветы в природе и искусстве
Орнамент народов мира: форма изделия и декор 157
Урок 34. Наши достижения
Я умею. Я могу.
Haш проект «Доброе дело само себя хвалит» 160
Страница для любознательных
Сокровища России: музеи Москвы и Санкт-Петербурга 167

Вместе с этим также читают:

Поурочные разработки, Математика 1 класс, К учебнику Моро – Бахтина

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Высказывать своё суждение об этих произведениях. Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Объяснять , как орнамент в одном случае подчинён плоской поверхности тарелки, а в другом подчёркивает силуэтность, объёмность вазы. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств создания декоративного образа (силуэт, симметрия, ритм, цвет, образ-символ) в орнаментальном искусстве. Приводить примеры орнаментального искусства народов России. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы орнаментов народов мира. Определять общее в выразительных средствах орнаментальных мотивов народов мира (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет). Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта.

Украшать его. Использовать выразительные средства орнамента народов мира. Выражать в творческой работе своё отношение к традициям орнаментального искусства разных народов мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. Использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём), декоративно-прикладного и народного искусства (композиция, связь декора с формой украшаемого предмета, ритм, орнамент, симметрия - асимметрия, статика - динамика, тоновые и цветовые контрасты и нюансы, национально-региональное своеобразие) для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека (передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека). и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,скульптуре, графике. Выбирать творческую группу («Художники-пейзажисты», «Художники-графики», «Игрушечных дел мастера», «Знатоки натюрморта», «Искусствоведы», «Знатоки изображения ратных подвигов») для участия в оформлении одного из разделов итоговой выставки работ сверстников. Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обсуждать и оценивать коллективную работу. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального российского искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений, животных. Называть ведущие художественные музеи России (Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в Москве, художественные музеи своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения разных видов изобразительного искусства

В гостях у осени. У знай, какого цвета земля родная (11 ч )

1. Т ема лета в искусстве. Сюжетная ком- позиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные (1 ч )

Восприятие красоты летней поры в при- роде и в произведениях изобразительного

Рассматриват ь произведения живописи, в кото- рых художники отобразили жизнь природы и челове-

искусства (сюжетных живописных карти-


нах А. Дейнеки, А. Мыльникова, живопис-

ном натюрморте Б. Шаманова, росписи на-

родного мастера из Палеха И. Баканова).

Основные содержательные линии. Чело-

век, мир природы в реальной жизни: обра-

зы человека, природы в искусстве. Выбор

средств художественной выразительности

для создания живописного образа в соот-

ветствии с поставленными задачами. Эле-

ментарные приёмы композиции на пло-

скости и в пространстве. Роль контраста

в композиции. Композиционный центр (зри-

тельный центр композиции). Главное и вто-

ростепенное в композиции. Тёплые и хо-

лодные цвета.

Работа по художественно-дидактическим таблица м «Оттенки тёплых и холодных цветов», «Композиционные схемы располо- жения фигур человека в сюжетной компо- зиции».

Диало г об искусстве. Выразительные сред- ства языка живописи в представленных произведениях: композиционный центр, цвета тёплые и холодные, характерные чер- ты облика человека.

Творческо е задани е с использованием средств выразительности языка живописи. Материалы: акварель, гуашь, кисть, бу-

Советы мастера.

ка летом. Высказыват ь суждение о том, как по-

разному художники отразили жизнь природы и че-

ловека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюр-

Сопоставлят ь произведения живописи и народного

мастера о лете. Находить в них тёплые и холодные цве-

та, цветовой контраст, композиционный центр, разли-

чать по размерам фигуры человека и предметов на раз-

ных планах композиции, свет и цвет.

Работат ь Распределять цвета по группам (тёплые и холодные), прослеживать , как один цвет переходит в другой. Ана- лизировать различное расположение героев на компо- зиционных схемах и находить соответствия им на кар- тинах художников.

Участвовать в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета, их сю- жетов, художественно-выразительных средств.

Объяснять смысл понятий контраст, многосюжет- ное произведение.

Отбирать сюжет из летних впечатлений и наблюде- ний для своей творческой работы. Решать , что войдёт из них в композицию «Мой летний отдых». Опреде- лять главных и второстепенных героев и сюжеты, со- ставлять композиционную схему. Намечать в рисунке

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

размер фигуры главного героя, его действия и место в многосюжетной композиции. Выделять цветом глав- ное и передавать с помощью контраста тёплых и хо- лодных цветов радость и тепло летнего дня. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию

«Мой отдых летом», использовать в работе живопис- ные материалы и художественные выразительные сред- ства, композиционный центр, тёплые и холодные цве- та и их оттенки, цветовой контраст. Выражать в твор- ческой работе своё отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи.

Подведение итогов Обсуждать да- вать


2. Осеннее многоцветье земли в живо- писи. Пейзаж: пространство, линия го- ризонта и цвет (1 ч )

Восприяти е красоты осенней природы в натуре, в пейзажах современных живо- писцев З. Попова, Ю. Земскова, М. Милю- тина, поэтических произведениях К. Баль- монта, Н. Рубцова и особенностей переда- чи её в изображении природы разных географических широт России.

Основные содержательные линии.

Наблюдение природы, природных явле-

ний, различение их характера и эмоцио-

Наблюдать природу и природные явления, различать

их характер и состояние.

Рассматриват ь произведения художников-пейзажи-

стов и выражать своё отношение к ним. Находить при-

знаки реальной природы в художественном воспроиз-

ведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и

холодных цветов в пейзажах живописцев.

Рассказывать о происходящих переменах в природе

по мере наступления осени, о цветовом богатстве род-

ной земли.

нальных состояний. Живопись. Пейзажи


родной природы. Элементарные приёмы

композиции на плоскости. Понятия: линия

меньше, загораживание. Роль контраста

в композиции. Тёплые и холодные цвета.

Эмоциональные возможности цвета.

Диало г об искусстве. Средства художе- ственного образного языка живописи (цвет, оттенки, линия горизонта - высокая, низ- кая, пересечённая) в изображении приро- ды родного края, родной земли. Колорит и линия горизонта в создании образа родных просторов Отечества на картинках худож- ников.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Линия горизонта в пейзаже»,

«Раздельный удлинённый мазок по направ- лению».

Творческо е задани е с использованием средств выразительности языка живописи.

Материалы: акварель, кисть, бумага.

Советы мастера.

Сопоставлять изображения природы в пейзажах жи-

вописцев. Определять , что преобладает в их компози-

ции - широта земного пространства или небо.

Объяснять смысл понятия линия горизонта.

Участвоват ь в обсуждении содержания и художествен- но-выразительных средств пейзажей художников.

Работат ь по художественно-дидактическим таблицам. Определять расположение линии горизонта на компо- зиционных схемах пейзажей и находить соответствие им на картинах художников. Исследовать возможно- сти живописи в освоении приёмов раздельного мазка по форме, по виду (удлинённый, точка) и по направле- нию (горизонтальное, вертикальное, наклонное) с по- мощью таблицы.

Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью. Использовать в рисунке высокую линию горизонта, пе- редавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью уд- линённого раздельного мазка, разного по направлению. Создавать живописными средствами композицию осен- него пейзажа согласно заданной теме и условиям ис- полнения. Выражать в творческой работе своё осознан- ное уважение к Отечеству, родной земле, родному дому.

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


3. Самоцветы земли и мастерство юве- лиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цве т , нюансы (1 ч )

Восприятие сказочно-фантастических об- разов героев фольклора и сокровищ земли в произведениях живописцев В. Васнецо- ва, Н. Рериха, старинных элементов тра- диционного национального костюма (бар- мы, головной убор - венец или корона), украшенных самоцветами, обработанными ювелирами, на фотографиях.

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Красо- та и разнообразие природы, человека, зда- ний, предметов, выраженные средствами живописи. Представления народа о муж- ской и женской красоте, отражённые в изо- бразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Компо- зиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет.

Диалог об искусстве. Особенности пере- дачи блеска цветовых переливов в живопи-

Рассматриват ь драгоценные камни и минералы в при- роде, произведения изобразительного и декоративно- прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним.

Определять оттенки цвета в самоцветах в произведе- ниях живописцев и на примере слов (изумрудный, ли- ловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме само- цветов (симметричный, многогранный и т. п.).

Объяснять смысл понятий сближенные цвета, нюан- сы, симметрия, ритм, силуэт.

Участвовать в обсуждении приёмов растяжения цве- та, использования его оттенков и нюансов живописца-

си; цвет как главное выразительное сред-

ство живописи и декоративной компози-

ции. Гармонические цвета в живописи:

цвет, его оттенки, нюансы. Растяжение цве-

та. Тёмное и светлое.

Работа по художественно-дидактической таблице «Нюансы (сближенные цвета)».

Творческо е задани е с использованием ню- ансовых цветовых сочетаний и известных выразительных декоративных средств в соз- дании узора.

Материалы: акварель, гуашь, кисть, бу- мага.