Кнут гамсун - краткая биография. Гамсун кнут

В истории литературы немало великих мыслителей и художников, чьи произведения остаются непризнанными. Есть писатели, которых просто не читают. Жребий других – издавать свои книги сотнями тиражей, но оставаться в забытьи. Есть авторы, чье поведение или взгляды оскорбительны для читателя, но он читает их произведения и возвращается к ним снова и снова.

К таковым, пожалуй, и можно отнести Кнута Гамсуна, норвежского писателя. Один из самых противоречивых творцов прошлого века, он открыто поддерживал нацистов и, в то же время считался одним из величайших романистов.

Об авторе

Настоящее имя писателя Кнуд Педерсен, он сын портного из Норвегии. Родился в 1859 году в сельской местности, в Гудбрандсдалене. Три года спустя семья переехала в Хамарой, чтобы работать в Хамсунне, на ферме своего родственника.

Гамсун до девяти лет не посещал школу. Его дядя, в доме которого они жили, был властным, к тому же «скупым и вспыльчивым», как писал сам Гамсун, человеком; мог оскорбить и избить по любому поводу. Но он также заведовал и местной библиотекой, где Кнут самостоятельно обучался читать и писать.

Несмотря на скромное происхождение и отсутствие формального образования, две неуклюжие истории, принадлежавшие перу юного писателя-фермера, в малоизвестных изданиях, но были опубликованы. И Гамсун Кнут попросил у богатого норвежского купца Э. Захла финансовую поддержку.

Жизнь в Америке

Гамсун отправился в Копенгаген и изо всех сил пытался выжить. В 18 лет он перебрался в Америку. В Нью-Йорке он был потрясен воздушной железной дорогой, которая шла «по воздуху, над домами», но жил будущий писатель в основном в Висконсине и Миннесоте. Восемь месяцев в Чикаго, где работал на канатной дороге, потом на ферме в Дакоте. Он восхищался принципами, изложенными в «Декларации независимости», Марком Твеном, лекции которого посещал в Нью-Йорке.

Гамсун брался за любую работу, голодал, доводил себя до нервного истощения, но вынужден был вернуться на родину. Несколько статей, которые ему удалось опубликовать, не улучшили его материального положения. И он второй раз едет в Америку – работает кондуктором трамвая, батрачит, выступает с лекциями по литературе. В 1877 году вышла первая книга - «Загадочный человек». Через год – баллада «Свидание» и повесть «Бьергер». В 1888-м он вернулся в Европу и обосновался в Копенгагене. Вскоре в одном из журналов выходят несколько глав романа «Голод».

Возвращение в Норвегию

Гамсун считается самой эпатажной фигурой в литературе того времени. В биографии Кнута Гамсуна много поступков, которые шокировали современников. Например, разъезжая по стране с лекциями, он откровенно провоцировал своими заявлениями норвежских классиков. Однажды пригласил Ибсена на свою лекцию в Осло и при всех обвинил, что тот не пишет, а «царапает дрожащими руками» и несет свое «грубое и ложное» психологическое понимание в массы. Самой шокирующей его выходкой считается заявление в адрес Ибсена: «Вам пора уходить!»

Откровенно говоря, своим поведением он приводил в шок и раньше. Когда он жил в Америке, его сосед по комнате вспоминал, что однажды ночью вернулся домой, Гамсун уже спал, лампа на столе все еще горела, а на столе лежала сигара, нож и записка: «Выкури сигару и воткни нож в мое сердце. P. S. эта записка станет твоим оправданием в суде». А на потолке был нарисован ангел смерти.

Кнут Гамсун не один раз поджигал занавески своего домовладельца и раскалывал голыми руками керамическую плитку. Когда умер отец, Гамсун отказался идти на похороны, а написал вместо этого статью, где утверждал, что четвертая заповедь «устарела» и родители должны чтить своих детей.

Личная жизнь

Поведение Гамсуна отличалось от общепринятого в обществе, он и не старался скрывать свои недостатки. И некоторые проступки, которые порядочный человек просто не мог позволить себе, казались мелкими по сравнению с тем, что Гамсун мог «выкинуть». История его первого брака с Берглиот Бех в 1898 году долгие была поводом для обсуждения. Берглиот была замужем много лет, у нее была дочь. Но Гамсун уговорил ее оставить мужа.

Они прожили вместе восемь лет, и тут их знакомые стали получать клеветнические письма, в которых было предостережение женщинам от какой-либо связи с Гамсуном. Он обвинил в этом супругу и сказал, что не хочет иметь с ней ничего общего. Но при этом забрал все ее деньги и оставил в Бельгии. Он не скрывал этого и признался, что поступил не как «самый порядочный человек», а позже обвинил во всем Бога: «Он меня сделал тем, кто я есть, и несет ответственность».

Второй раз Гамсун женился на красавице Мэри Андерсен в 1909 году. Мэри оставила карьеру актрисы и оставалась с ним до конца жизни. Как бы там ни было, книгами Гамсуна Кнута восхищался весь мир, и сложный характер не помешал ему создать великие произведения.

Мировоззрение писателя

Прежде чем познакомиться с произведениями Гамсуна, нужно немного сказать и о его мировоззрении. Эту тему невозможно обойти, потому что его отношение к Гитлеру подверглось критике тогда и осуждается сейчас. Было бы неправильным утверждать, что писатель был безоглядно предан идеям нацизма. В характере Гамсуна всегда присутствовал некий природный цинизм. Он был уверен, что за его произведения ему все обязаны помогать и финансово, и протежируя его сочинения. Что, собственно, и делали представители как норвежской, так и мировой культуры, понимая, насколько Гамсун важен для них.

В своих статьях и лекциях Гамсун Кнут неоднократно предостерегал читателей и слушателей от пацифизма, утверждая, что война не нечто неестественное. Война ради потребностей - это часть жизни. В пример приводил крестьян, которые убивают животных по необходимости, и назвать это жестокостью может только городской житель, который не жил в деревне. Гамсун был уверен, что мир очистится от всей этой шелухи, которая пришла с Запада. Он без оглядки злословил в адрес Америки и Англии, и считал, что в этот затхлый мир придет новое время, благодаря молодой Германии.

Гамсун был искренен в своих утверждениях и верил, что Норвегия расцветет только под руководством Германии. Оккупацию он считал недоразумением, но был непоколебимым сторонником Третьего Рейха. Свою Нобелевскую медаль, которую получил за роман «Плоды земли», он в 1943 году передал Йозефу Геббельсу. Гамсун встречался с Гитлером, а когда фюрер покончил жизнь самоубийством, написал некролог, где назвал лидера нацистов «борцом за права народов».

Судебный процесс

После войны, на суде, Гамсун Кнут говорил, что ничего не знал о преступлениях фашизма, а был лишь затворником в рабочем кабинете своего дома. На самом деле с 1938 года он не написал ни строчки. Норвежские министры требовали судить военных преступников по всей строгости закона. Но Молотов (дело Гамсуна решалось в Москве) сказал, что надо сохранить жизнь автору «Пана» и «Виктории», создателю лучших произведений Кнуту Гамсуну, и нельзя его судить, как остальных.

На суде Гамсун рассказывал, как горячо любит Норвегию, и все делал для ее блага. Сказал, что ничего не слышал о войне и не заслуживает наказания. И в то же время не принес никаких извинений и не отказался от своих воззрений. Суд признал его виновным в пособничестве фашистам и приговорил к большому штрафу - 425 000 норвежских крон. Гамсун лишился состояния, но остался свободен.

Последние годы жизни

Судебный процесс он описал в своей последней книге «На заросших тропинках», над которой начал работать в психиатрической лечебнице, а продолжил в доме престарелых. Трудно было найти издателя, который бы решился на публикацию. Имя Гамсуна на обложке не принесло бы ничего хорошего. Многие были уверены, что его поддержка нацистов – это оскорбление всего народа.

Кто-то утверждал, что его поведение в военное время нельзя судить столь строго, потому что это поведение старика и безумца, человека, глухого к реальности. Гамсун поставил на карту все свое состояние, оставшееся после суда, и выиграл. Книга была опубликована еще при жизни писателя в 1950 году, имела большой успех, и всем стало ясно, что ни о каком слабоумии писателя не может быть речи.

Личность этого человека не умещается в обычные рамки. Удивительно, но умирающие от голода люди, находившиеся в еще худшем положении, чем герой книги «Голод», не перестали его читать. Книги Гамсуна издавались в СССР и во многих других странах. Конечно, есть режиссеры, которые отказываются от его пьес, читатели, которые не покупают книг Гамсуна.

Кто-то пытается разделять его личность на писателя и политика. Примирить злодея с художником. Но те, кому не безразлична история европейского романа, история литературы, соглашаются, что Гамсун – писатель, без которого трудно представить модернизм в литературе. Кнут Гамсун изобрел новый вид письма – «психологический» роман. Интерес к его творчеству не иссякает и после смерти писателя. Умер Гамсун в феврале 1952 года.

Экранизации Кнута Гамсуна

  • Первые фильмы по книгам Гамсуна были сняты в России актерами МХАТа. Они долго присматривались к совершенно новому искусству и в 1916 году во главе с Б. Сушкевичем взялись за создание фильма «Рабы любви», в 1917-м была снята кинолента «Виктория» под руководством О. Преображенской. Эти постановки не оказали большого влияния на российский кинематограф. Фильмы были немые, и ни один из них не сохранился.
  • В 1921 году в Норвегии выходит фильм по роману «Соки земли», он стал не только первым по произведениям Гамсуна, но и одной из первых немых кинолент Норвегии. Режиссером фильма стал датчанин Г. Соммерфельдт. Премьера пришлась на рождественские праздники и стала важным событием в культуре Норвегии. Этот фильм долгое время считался частично утерянным, но в честь 150-летия писателя в 2009 году он был восстановлен.
  • Новая экранизация по роману Гамсуна «Пан» выходит в Норвегии в 1922 году. Эпилог фильма снимали в Алжире, чем еще больше подогрели интерес публики. В этом же году в Чехословакии выходит кинолента «Последняя радость».
  • В 1923 году в Швеции снимают картину «Сильные волей» по роману «Телеграфист» («Мечтатель»). Над созданием фильма работал профессиональный режиссер, и премьера имела огромный успех.
  • Первый звуковой фильм «Виктория» вышел в Германии в 1935 году, режиссером был известный кинооператор К. Хоффман.
  • В 1937 году в Германии режиссер О. Фьорд снимает фильм по роману «Пан».
  • Очередная кинолента «Последняя глава» по роману Гамсуна выходит лишь в 1961 году в Германии. Режиссером фильма стал В. Лейбнер. Съемки проходили на родине писателя.
  • В 1962-м в Швеции под руководством режиссера Б. Хеннинга выходит фильм «Короткое лето» по роману «Пан».
  • В 1966 году выходит фильм «Голод» режиссера Х. Карлсена, в главной роли с П. Оскарссоном, за которую он получил приз в этом же году на Каннском фестивале, а фильм - «Золотую пальмовую ветвь».
  • Следующая экранизация - «Ледниковый период» - выходит в 1973 году в Германии. Фильм был снят по пьесе Т. Дорста «Толлер», которая была основана на последней книге - «По заросшим тропинкам».
  • В 1989 г. выходит экранизация «Бродяги» режиссера О. Солума.
  • В 1989 г. выходит фильм латышского режиссера О. Дункерса «Виктория».
  • В 1994 г. «Телеграфист» Э. Густавсона по сценарию Л. Кристенсена.
  • В 1995 г. снят фильм Х. Карлсена «Пан».
  • В 1999 г. снимают три короткометражных фильма по рассказам Гамсуна.
  • А в 2007 году появился мультфильм «Муха» С. Эльвестада по рассказу писателя «Обыкновенная муха».

Творчество Гамсуна

Писатель с легкостью играет с читателем, вызывая бурю самых разнообразных эмоций и мыслей, воздействуя на его чувства и сознание. При этом пишет он довольно просто, не пытается приукрасить язык, а порой намеренно добавляет «неотесанные», грубоватые фразы. Вот этим, собственно, он и упрекал тех писателей, которые заботились о вычурности своих сочинений. Он критиковал их за увлечение стилистическими изысками и за отсутствие личностных портретов.

Ранние произведения

Творчество Гамсуна удобно подразделять на периоды. Произведения, относящиеся к раннему творчеству, – «Бьергер», «Свидание», «Загадочный человек», написанные им еще в подростковом возрасте, привлекают внимание скорее с точки зрения эволюции писателя. Здесь тема странствий, любовь к природе, крестьянская жизнь.

К творчеству, богатому любовными историями, человеческими отношениями и психологизмом, можно отнести произведения «Виктория», «Пан», «Мистерии», «Голод». Они принесли автору мировую известность и буквально «разобраны» на цитаты.

Кнут Гамсун больше не коснется тем, затронутых в этих романах, они никогда его не привлекут. Критики скажут, что на это повлияли его убеждения и личностные изменения, которые произошли с ним: он невзлюбил городскую жизнь, технократические процессы, происходившие в то время, и все отчетливее ощущал неприязнь к английской цивилизации.

  • «Мистерии», опубликованные в 1892 году, обозначили новый виток в его творчестве. Сюжет, положенный в основу произведения, был отмечен оригинальностью и новизной. Если норвежские классики Ибсен и Бьернсон, стремились предельно ясно выявить суть характера человека, то в «Мистерии» у Гамсуна чувствуется какая-то недосказанность и недоговоренность.
  • В произведении «Пан» (1894) отчетливо заметно, в каком направлении писатель будет двигаться в дальнейшем. В этом романе Гамсун подошел к человеку как к неотъемлемой части природы. Лейтенант Глан, главный герой, живет в лесу и ощущает свободу и счастье лишь наедине с северным летом, вслушиваясь в дыхание природы. В цивилизованном мире ему неуютно и неловко.
  • «Виктория» (1898) – одно из значительных сочинений мировой литературы, посвященных теме любви. Простой и драматичный сюжет произведения рассказывает о двух людях, об их глубокой и несбывшейся любви, разделенной ложной моралью, имущественными интересами и сословными преградами.
  • Роман «Голод» во многом автобиографический. Он повествует о жизни молодого интеллигента, который пытается заработать на жизнь публикацией своих статей. Гамсун настолько ярко передал сложные настроения своего героя, его отчаяние, гнев и состояние эйфории, что читатель невольно страдает вместе с ним от недоедания, переживает, надеется и мечется в поисках.

В последнем романе есть сходство с произведениями Достоевского. Автор и сам много говорил о русской литературе.

Поздние романы

После многих лет работы над собой, отчаянной борьбы с голодом и бедностью, самоучка, который учился в школе меньше года, Гамсун становится профессиональным писателем. Его более поздние работы поражают широким кругозором автора и свидетельствуют о его прекрасной осведомленности в области истории, философии, культуры, религии и т. д.

  • В работах «Под осенней звездой» (1906) и «Странник, играющий под сурдинку» (1909) появилось что-то новое: героем своих романов становится сам писатель. Он говорит от первого лица, скитается по Норвегии: то уходит в леса, то возвращается в общество, где его ожидает разнообразие человеческих отношений.
  • В 1908 году, в романах «Роза» и «Бенони», Гамсун вернулся к героям произведения «Пан», словно не в силах расстаться с молодостью.
  • «Дети века» и продолжение романа «Местечко Сегельфосс» (1915) раскрывают особенность человеческих отношений. Гамсуну всегда казалась важной тема закрытости, неспособность любящих друг друга людей прорваться через стену непонимания.
  • Роман «Соки земли», за который писатель был удостоен Нобелевской премии в 1920 году, - это гимн крестьянскому труду. Герой произведения Исаак превращает в плодородную землю дикий лесной край.
  • «Женщина у колодца» - произведение, опубликованное в 1920 году, - проникнуто горечью и печалью. Оливер Андерсен, герой романа, - это отражение городской жизни. В прошлом бойкий матрос, он возвращается домой калекой. Так и идет по жизни, искалеченный не только физически, но и духовно.
  • В романе «Последняя глава» (1923) сказалось скептическое отношение Гамсуна к западной цивилизации. Действие произведения протекает в санатории, уменьшенном подобии общества. Здание дало трещину, как и весь мир, над которым пронесся ураган революции и войны. Завершается роман апокалиптической картиной: пожар в санатории уносит жизни всех его обитателей.
  • Время не стоит на месте, и меняется все: человеческая психология и отношения, города, деревни. Все становится другим. Автор пытается уловить то, что меняет историю, и предстает перед читателем в облике предприимчивого Августа – главного героя трилогии «Скитальцы» (1927-1933 гг.).
  • «Замкнутый круг» (1936) – это книга, которой завершилась творческая деятельность писателя. Главный герой страдает не от голода и нищеты, а от обеспеченной жизни. Он не может жить в роскоши, бессмысленно тратит деньги, живет в долг, ему не нравится оседлость, его стихия – это скитания и бродяжничество.
  • Последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» была опубликована в 1949 году. Написал он ее в возрасте 90 лет, но она была, по мнению критиков, «по-прежнему живой и яркой».

Долгое время талант писателя оставался непризнанным на родине – в Норвегии. Музей Кнута Гамсуна, первый в мире, открылся лишь в 2009 году в местечке Хамарой, к 150-летию со дня его рождения. Несмотря на противоречивые элементы биографии этого автора, его произведения достойны прочтения. Достаточно прочесть хотя бы одно из них, чтобы ответить на вопрос, который несколько десятков лет волнует многих, - «Кто такой Гамсун?».

Удивительны даже даты рождения и смерти Гамсуна (1859-1952): он начал писательскую карьеру, когда ещё были живы Достоевский и Толстой , Ибсен и Бьернсон , перешагнул рубеж XX века, свято верил в Третий рейх и пережил его падение, голодал, купался в деньгах, получил Нобелевскую премию, был всеми забыт и не дожил всего 5 лет до запуска первого спутника Земли. АиФ.ru вспоминает историю жизни великого норвежского писателя.

Гениальный выскочка

Кнут Гамсун родился в нищей крестьянской семье. Очень рано мальчику пришлось работать, помогая матери, и поэтому школу он закончить не смог. Всё образование, которое он получил за свою жизнь, состояло из 252 школьных дней (примерно одного класса).

Жизненный опыт, давший ему материал на всю дальнейшую жизнь и сформировавший писательскую личность, он получил во время голодных скитаний по Америке и Норвегии, где он занимался физическим трудом. Наряду с Горьким Гамсун становится одним из первых писателей новой формации, «поднявшихся со дна» общества. В конце XIX - начале XX века такая биография для художника была идеальной. Поздний успех (Гамсуну было уже около тридцати) пришёл к нему после публикации романа «Голод», который сразу же сделал его одним из главных писателей своего времени. Во многом успех книги был связан с темой: в романе Гамсун описал свою нищенскую жизнь в столице Норвегии, состояние психики человека, который находится на грани голодной смерти.

Гамсун был одной из самых эпатажных фигур в литературе конца XIX - начала XX века. Долгое время он разъезжал по Норвегии с лекциями, в которых рассказывал, чем отличается современная литература от литературы устаревшей. Он проповедовал глубинное проникновение в душу героев, психологизм и предельный реализм. «Вам пора уходить!» — говорил он прямо в лицо норвежским классикам Ибсену и Бьернсону, которые сидели в первых рядах. Удивительно, но за это ему никто не проломил голову (хотя некоторые критики призывали к этому). Какими бы сложными ни были отношения Гамсуна со старшими товарищами по писательскому цеху, он всегда считал, что они обязаны помогать ему, как финансово, так и протежируя его произведения. И они делали это, понимая, насколько важен Гамсун для норвежской и мировой культуры.

В 1920 году он получил Нобелевскую премию по литературе со следующей формулировкой комитета: «За монументальное произведение «Плоды земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям». За свою жизнь он написал более 30 романов, бесчисленное количество рассказов, статей, эссе, и за всё это время — ни одного провала, ни одной проходной книги.

Крестьянский фашизм

Гамсуновские герои страстны, но страсть эта имеет и тёмную сторону. В их характерах есть некий наивный, природный цинизм. В своих публикациях он неоднократно предостерегал читателей от пацифизма, считая, что война не является чем-то неестественным. По мнению Гамсуна, война ради жизненных потребностей является частью самой жизни. В этой позиции отражаются крестьянские корни, которыми он так любил хвастаться. Убийство домашнего скота для крестьянина является необходимостью. Назвать такие взаимоотношения с живыми существами жестокими может только городской житель, который никогда не жил в деревне. Гамсун отвергал прогресс, считая, что новый мир очистится от всей наносной шелухи, которую привнесла в него западная цивилизация. Он верил, что спасение может принести только жестокая правда, но не комфортная ложь.

Фото: Википедия

Гамсун без оглядки поносил Англию, Америку и весь Старый свет, считая, что скоро должно прийти новое время, и принесёт его в этот затхлый мир молодая Германия. Стремление Гамсуна к «новому» в начале XX века можно понять. Эпоха гуманизма ушла вместе с XIX веком, и таким писателям, как Толстой, Чехов и Достоевский, определённо повезло не дожить до революции и мировых войн. Чтобы чувствовать под ногами почву, требовалась новая философия, способная оправдать всё то, что творилось в мире в первую половину XX века, и идея Ницше о сверхчеловеке подошла как нельзя лучше. Оказалось, что идею эту можно применить к каким угодно тоталитарным режимам, пусть даже противоположным по сути своей. Так, Горький верил в то, что нового человека создают в СССР, а Гамсун, в свою очередь, считал, что новых людей делают Гитлер с Геббельсом.

Однако искать в ницшеанстве корни привязанности Гамсуна к Германии было бы слишком просто, потому что ницшеанские идеи Гамсуна были так же далеки от идей национал-социализма, как идеи национал-социализма были далеки от воззрений евреев на роль своего народа в истории. Говорить с полной уверенностью, почему Гамсун предпочёл именно Германию, было бы верхом самонадеянности. Чем больше даёшь ответов, связанных со взаимоотношениями между Гамсуном и Германией, тем больше появляется вопросов.

Гамсун был искренен в своих убеждениях и на полном серьёзе верил в светлое будущее Норвегии под руководством Германии, а кровавую оккупацию, которую возглавил Квинслинг, считал недоразумением. Именно эта тема была главной на единственной встрече Гамсуна с Гитлером, и именно настойчивость писателя в этом вопросе вызвала ярость фюрера. Понять, пошатнулась ли после этого его вера в Рейх, довольно сложно. Стоит, однако, отметить и ещё один, казалось бы, незначительный, но важный факт в его биографии. Первое время он черпал вдохновение в идеях фашизма, но с 1938 года и вплоть до конца войны не мог написать ни строчки прозы.

Фото: www.globallookpress.com

Многие связывали его отношение к Гитлеру с «вредностью» писателя: он всегда шёл наперекор обществу. Когда в конце войны стало известно, что Гитлер совершил самоубийство, Гамсун написал на него некролог, в котором назвал фюрера «борцом за права народов», хотя все близкие люди умоляли его не делать этого: было ясно, что режим Квинслинга в Норвегии падёт через несколько дней. Позже он так объяснил мотивы своего поступка сыну: «…из чистого рыцарства, сынок, из чистого рыцарства».

Вы так мягки, мистер Молотов!

На суде после войны Гамсун врал, рассказывая, что он ничего не знал о преступлениях фашистов, а был затворником рабочего кабинета на втором этаже своего дома. Он не отказался от своих убеждений, не признал себя виновным, несмотря на то, что ему были показаны кадры из немецких «лагерей смерти». Он хотел этого суда, в отличие от властей, пытавшихся спустить дело «на тормозах» и инсценировавших психиатрическую экспертизу, результатом которой стал диагноз «старческое слабоумие».

По иронии судьбы, исход дела Гамсуна решался в Москве. За день до оглашения приговора было сформировано новое коалиционное правительство Норвегии, и все в этом правительстве знали, что было сказано в Москве в ноябре 1944 года. Тогда норвежские министры в изгнании, Трюгве Ли и Терье Волд , встретились с Молотовым , который требовал, чтобы всех военных преступников, поддерживавших фашистский режим, судили по всей строгости закона. Но когда речь зашла о Кнуте Гамсуне, суровый Молотов изменился в лице. Позднее Ли так вспоминал эту встречу: «Когда Волд сообщил Молотову, что Гамсуна в Норвегии рассматривают как нациста и намереваются судить, то Молотов выдержал долгую паузу. Он был явно взволнован. Он заявил, что надо сохранить Гамсуну жизнь. Писатель, который создал «Викторию» и «Пана», — это великий художник, и его нельзя судить, как обычных нацистов. Великий художник должен спокойно дожить свой век», — добавил Молотов. Тут в разговор вмешался министр юстиции, который произнёс свою знаменитую фразу: «You are too soft, mr. Molotov!»

Речь Гамсуна, которую он произнёс на суде, была призвана в первую очередь окончательно запутать всех, кто не был равнодушен к его творчеству. Эта речь была его последней и блистательно сыгранной ролью. Гамсун в очередной раз выскользнул из рук рыбака, как скользкая рыба, и скрылся в мутном течении. Он долго говорил о том, что любит Норвегию, что все его действия направлены только на её благо, признавался, что ничего не слышал о войне, предполагал, что не заслуживает наказания. С другой стороны, он не отказался от своих воззрений и не принёс извинений пострадавшим от фашизма соотечественникам.

Одна из норвежских газет так отозвалась о выступлении писателя: «Вот какое впечатление оставляет суд над Гамсуном: старый и слепой великан пробирается по лесу, идёт по одному ему известному пути, в то время как его тяжёлой поступи мешает путающийся под ногами мелкий кустарник. Быть может, именно так он пробирался во время войны, когда нанёс нам этот невероятный ущерб? Мой ответ — однозначное «да». Его собственная эффектная защитительная речь, кажется, свидетельствует против него, но я считаю, она подтверждает моё мнение. Все его фразы, его паузы обладают той же драматической силой, что и его газетные статьи и сентенции, которыми так ловко пользовались нацисты в своей пропаганде. Каков, собственно говоря, мой вывод из всего этого: Гамсун, этот слепой великан, так же продирался по лесной чаще во время войны, и мы не можем считать его недееспособным и морально осуждать. Для самого Гамсуна сложившаяся ситуация — это трагедия, но для истории литературы — это драма, которая завершилась значительно лучше, чем мы ожидали». Суд признал Гамсуна виновным в пособничестве врагу, но наказание оказалось удивительно мягким: писатель был обязан выплатить в штраф в размере 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Таким образом, он остался на свободе, но в то же время лишился состояния.

На заросших тропинках

В последние годы сознательной жизни все усилия Гамсуна были направлены на издание своей последней книги, которую он начал писать в психиатрической лечебнице, а закончил в доме престарелых, куда его отправили после выписки. Все, кто навещал его, говорили, что Гамсун, сидя в бедной комнате, наполненной клопами и старческим запахом, был счастлив. Он снова мог писать. Он использовал все имеющиеся у него возможности для того, чтобы издать эту книгу до своей смерти, хотя издатель настаивал на том, чтобы это случилось только после того, как писатель отправится на тот свет: имя Гамсуна на обложке не сулило ничего хорошего для имиджа издательства. Поставив на карту всё оставшееся у него имущество и влияние, Гамсун выиграл эту последнюю в своей жизни битву. Книга «На заросших тропинках» была издана при его жизни и имела успех. После её публикации всем стало понятно, что ни о каком слабоумии в отношении Гамсуна речь не идёт.

Личность Гамсуна не умещается в привычные рамки, и особенно сложное отношение к нему в России — стране, победившей фашизм. В «Блокадной книге», среди дневников умирающих от голода людей, есть заметки директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева. В ноябре 1941 года он пишет: «…страшное известие промелькнуло в газетах. Кнут Гамсун, замечательный норвежский писатель, пришёл к заключению о невозможности для Норвегии быть независимой страной и склонился на сторону квинслинговцев, то есть к полному сотрудничеству с национал-социалистами».

Вот так, ни тени ненависти. Только «страшное известие» о том, что «замечательный писатель» примкнул к фашистам. Люди, находившиеся в ещё более ужасном положении, чем герой книги «Голод», не прокляли писателя. Гамсун продолжал издаваться в Советском Союзе после войны. Интересно, что в Норвегии отношение к Гамсуну остаётся более прохладным, чем в России.

До сих пор многие режиссёры отказываются от постановки его пьес, а читатели — от покупки его книг. Другие пытаются разделить личность Гамсуна на творца и политика, но получается это далеко не всегда. Но интерес к «писателю с далёкого севера», как он любил называть себя сам, не иссякает вот уже более полувека после его смерти.

Гамсун Кнут Га́мсун Кнут

(Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспел труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 20-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920, «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. В творчестве Гамсуна - сложное переплетение реализма, иррационализма и мистики. Нобелевская премия (1920).

ГАМСУН Кнут

ГА́МСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).
* * *
ГА́МСУН (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом - 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.
Детство и годы странствий
Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 - на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.
Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения - повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном (см. БЬЕРНСОН Бьернстьерне Мартиниус) , но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».
В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже - помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.
«Голод»
Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.
«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния - чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души - единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.
Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) , влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» - прежде всего в более объективной манере повествования.
«Мистерии» (1892)
Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал - цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости - это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.
«Пан»
В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу - повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву - оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна - не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.
Виктория
В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви - это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы - мертва.
Завершение романтического периода
Романы и повести 1890-х гг.: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» - это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они - лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений - драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).
Старость
В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, - старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его - Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами - он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции - ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).
«Мне не остановить чумы»
С конца 1910-х гг. писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», - против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека - патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев - в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.
Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса - в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август» , 1930; «А жизнь идет», 1933) - панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания - Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.
«Англосаксы пустили жизнь под откос»
Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга (см. КВИСЛИНГ Видкун) , Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».
На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное - стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.
26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.
«По заросшим тропам»
В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Гамсун Кнут" в других словарях:

    Гамсун, Кнут - Кнут Гамсун. ГАМСУН (Hamsun) (настоящая фамилия Педерсен) Кнут (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах “Голод” (1890), “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГАМСУН (Hamsun) Кнут (1859 1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских… … Лермонтовская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Кнут. Кнут Гамсун Knut Hamsun … Википедия

    Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в… … Большая советская энциклопедия

    - (Hamsun, Knut) (1859 1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с… … Энциклопедия Кольера

    - (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    ГАМСУН Кнут - ГАМСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. Ром. «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), «Под осенними звездами» (1906), «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку»… … Литературный энциклопедический словарь

Кнут Гамсун (настоящая фамилия - Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь. В 1877-1878 годах Гамсун опубликовал первый сборник стихов и первые рассказы. Не получив на родине признания как писатель, он несколько лет провел в Америке - был водителем конки, рабочим на ранчо. В США Гамсун познакомился с Твеном. Его впечатления от поездок в Америку нашли свое отражение впублицистике. Успех писателю принесла повесть "Голод", впервые опубликованная в Дании. Неоромантические мотивы звучат в его романах "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1901). В 1906 году роман "Под вечерними звездами" открыл ряд произведений Гамсуна из жизни норвежского Севера - "Бенони", "Странник играет под сурдинку" и другие. В романе "Соки земли", за который писатель в 1920 году получил Нобелевскую премию, воспроизведена будничная крестьянская жизнь, чей уклад близок к естественному круговороту природы. В последнем романе "Кольцо замыкается" ("Круг замкнулся") преобладают настроения одиночества, обреченности и беспомощности человека. Мечты Гамсуна о возрождении былого величия скандинавов привели к тому, что во время Второй Мировой войны приоккупации Норвегии он, увидев в речах Гитлера надежду на возвышение нордических рас, публично поддержал правительство коллаборациониста Квислинга. И хотя вскоре он понял свою ошибку и пытался заступаться за тех, кого преследовали фашисты, норвежцы не простили Гамсуна, и после разгрома нацистской Германии писатель был отдан под суд и подвергся бойкоту со стороны общественности. Годы ожидания суда (1945-1948) были описаны им в книге очерков "По заросшим тропам" (1949), в которой размышлял о своих трагических заблуждениях. Скончался Кнут Гамсун 19 февраля 1952 года в своем любимом поместье Норхольм, которое он приобрел еще в 1918 году. В Норвегии его произведения начали печататься только с 1962 года.

Гамсун (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) — ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) — мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).

Гамсун (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом — 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.

Детство и годы странствий

Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 — на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.

Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения — повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном, но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».

В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже — помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.

Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.

«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния — чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души — единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.

Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» — прежде всего в более объективной манере повествования.

«Мистерии» (1892)

Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал — цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости — это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.

В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу — повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву — оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна — не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.

Виктория

В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви — это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы — мертва.

Завершение романтического периода

Романы и повести 1890-х годов: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» — это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они — лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений — драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).

Старость

В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 году он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, — старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его — Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами — он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции — ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).

«Мне не остановить чумы»

С конца 1910-х годов писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», — против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека — патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев — в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.

Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса — в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август», 1930; «А жизнь идет», 1933) — панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания — Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.

«Англосаксы пустили жизнь под откос»

Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга, Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».

На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное — стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.

26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.

«По заросшим тропам»

В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает, если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.

Из книги «В сказочной стране»

Knut Hamsun , настоящее имя Кнуд Пе́дерсен (норв. Knud Pedersen ); -) - норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год .

Биография

О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины» .

После войны Гамсун некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.

Год Оригинальное название Название Жанр
норв. Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland
под именем Кнуд Педерсен (норв. Knud Pedersen )
«Загадочный человек. Любовная история из Нурланна» повесть
норв. Et Gjensyn
норв. Knud Pedersen Hamsund )
«Свидание» баллада
норв. Bjørger
под именем Кнуд Педерсен Гамсунд (норв. Knud Pedersen Hamsund )
«Бьергер» повесть
норв. Lars Oftedal. Udkast
(11 статей, которые ранее печатались в Dagbladet (англ.) русск. )
норв. Fra det moderne Amerikas Aandsliv «Духовная жизнь Америки»
норв. Sult «Голод » роман
норв. Mysterier «Мистерии» роман
норв. Redaktør Lynge «Редактор Люнге» роман
норв. Ny Jord «Новые всходы» роман
норв. Pan «Пан» повесть
норв. Ved Rigets Port «У врат царства» пьеса
норв. Livets Spil «Игра жизни» пьеса
норв. Siesta «Сиеста» рассказы
норв. Aftenrøde, Slutningsspil «Вечерняя заря» пьеса
норв. Victoria. En kjærlighedshistorie «Виктория» роман
норв. Munken Vendt. Brigantines saga I «Мункен Вендт» («Монах Вендт») пьеса
норв. I Æventyrland. Oplevet og drømt i Kaukasien «В сказочной стране» путевые заметки
Dronning Tamara Царица Тамара
Kratskog
Det vilde Kor Дикий хор
Sværmere Мечтатели
Stridende Liv. Skildringer fra Vesten og Østen
Under Høststjærnen. En Vandrers Fortælling Под осенними звёздами
Benoni Бенони
Rosa. Af student Pærelius" Papirer Роза
En Vandrer spiller med Sordin Странник, играющий под сурдинку
Livet i Vold Воинствующая жизнь
Den sidste Glæde
Børn av Tiden Дети века
Segelfoss By Местечко Сегельфосс
Markens Grøde Плоды земли
Sproget i Fare
Konerne ved Vandposten Женщины у колодца
Siste Kapitel Последняя глава
Landstrykere I Бродяги / Скитальцы
August Август
Men Livet lever А жизнь идёт
Ringen sluttet Круг замкнулся
Paa gjengrodde Stier По заросшим тропам

Киновоплощения

  • Макс фон Сюдов («Гамсун (фильм) (англ. )», Дания-Швеция-Норвегия-Германия, ).

Библиография

  • Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в пяти томах.. - «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г..
  • Кнут Гамсун. Соки земли.. - «Красная новь», 1923 г..
  • Кнут Гамсун. Избранные произведения в двух томах.. - Москва.: «Художественная литература», 1970 г..
  • Кнут Гамсун. Избранное.. - Ленинград.: «Лениздат», 1991 г.. - 608 с. - ISBN 5-289-00946-9 .
  • Кнут Гамсун. Собрание сочинений в шести томах.. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000 гг..
  • Кнут Гамсун. На заросших тропинках.. - «Старт», 1993 г.. - ISBN 5-85215-023-1 .
  • Кнут Гамсун. Скитальцы.. - «АСТ, Астрель», 2011 г..

Напишите отзыв о статье "Гамсун, Кнут"

Примечания

Литература

  • Ерхов, Б. Фиорды: Скандинавский роман XIX - начала XX в. : [Переводы / Послесловие: Б.Ерхов]. - М. : Московский рабочий, 1988. - 528с. : цв.ил. - (Однотомники классической литературы: ОКЛ) Содерж.: Нильс Люне / Й. П. Якобсен; Тине / Г.Банг; Пан; Смерть Глана; Виктория / К.Гамсун; Доктор Глас / Я.Сёдерберг.
  • Гамсун, Т. Спустя вечность. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006.
  • Будур Н. Гамсун. - М.: Молодая гвардия, 2008.

Ссылки

  • Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Гамсун, Кнут

– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.