Китайские пейзажи картины. Жанр пейзажа в китайской традиционной живописи. Некоторые общие сведения. Даосский парк Небесные гроты

Предназначение китайских художественных картин состоит в том, чтобы выразить суть предмета, а не одно лишь внешнее сходство. Китайские мастера рисовали не реальные пейзажи, а воображаемые, идеальные миры.

Такая картина, выполненная в традициях китайской живописи, побуждает думать о высоком.

Китайская пейзажная живопись — это своего рода сюрреалистичные произведения искусства, сравнимые с картинами Дали в европейской живописи.

Но, в отличие от многих европейских картин, творения китайских художников исполнены глубокого смысла, символичны и обладают особой энергией. Манера их письма также сильно отличается от европейской.

Это очень древнее искусство, которое со временем становилось все более совершенным. До сих пор китайские художники остаются верны традициям прошлого.

Когда мастер рисует картину, он никогда не станет ее поправлять. Из-за этого его работу можно назвать спонтанным произведением искусства.

Но гораздо интересней та предварительная работа, что совершает художник перед тем, как нарисовать картину. Эта работа называется «нахождение ци». Чтобы поймать энергию жизни, что распускает по утрам цветы, и чтобы выразить ее в сюжете картины, художник должен сначала слиться с сюжетом.


У картин китайских мастеров всегда созерцательный настрой.

Спокойное мысленное созерцание сюжета и различение в нем прекрасного — вот практика, к которой прибегают истинные мастера кисти.

Традиционные сюжеты китайских картин — это птицы и цветы, пейзажи, портреты и животные.

Картины природы

Веками пейзажи составляли основную долю китайской живописи. Они знакомы всем, кто считает себя любителем китайского искусства. Созерцательные, загадочные и озадачивающие, они всегда будоражили воображение людей Запада и писались китайскими мастерами в своем первоначальном виде тысячелетиями.

Суровые горы этих картин просты по природе, но, чтобы понять такую картину, требуется время и усилие.

Основными элементами китайских картин являются горы, водопады и реки. Сами китайцы называют такую живопись горно-водной.

Гора — это сердце китайского пейзажа. Она находится в центре обширного ландшафта, устремляясь вершиной вверх, к небесам. В других картинах горы представляют собой крутой монолит зелени, покрытый скалистыми породами и хребтами.


Туман, окружающий горы, символизирует духовное пространство,которое предстоит заполнить зрителю.

Окружающий гору пейзаж приглашает зрителя принять участие в его красоте и поразмышлять над значением горы или иногда над огромной пустотой вокруг нее.

Туман, окружающий гору, — это духовное измерение, которое предстоит заполнить зрителю, созерцая пейзаж.

Согласно традиционным китайским верованиям горы считаются священными. В них живут бессмертные, и их глыбы так близки к небесам, как в духовном, так и в физическом смысле.

Чувство равновесия в картину привносят другие элементы пейзажа — тропы и реки. Они бороздят пространство картины, направляя созерцающего к горе.

Иногда, несмотря на то, что в центре картины находится гора, настоящей душой произведения будут звезды и Луна. Часто на горно-водных пейзажах присутствуют такие элементы, как лодки, камни, деревья, здания, люди, солнце, храмы. Они лишь крохотная часть огромного пейзажа.

Также на картинах природы может присутствовать каллиграфия. Это стихи. Они дополняют пейзаж и поясняют его.


Созерцание такой картины действительно наводит на мысль о том, как малы люди в огромном и великом пространстве вселенной.

Китайская пейзажная живопись тесно связана с

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи , дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко » первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Один из самых известных китайских художников XX века 齐百石 (1 января 1864 - 16 сентября 1957) - настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

(张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 -1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге.

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

Пейзажная живопись в Китае появилась намного раньше, чем в других странах и пронесла свои традиции сквозь многие века. Еще в древности в стране полноводных рек и высоких гор сложилось особенное отношение человека к природе, которое не могло не проявиться и в искусстве. На заре Средних веков в Поднебесной была открыта связь живописи с миром и глубокими духовными идеалами. Природа давала жителям Китая пищу, жилище и тепло. В тоже время она могла быть и грозной властительницей их жизней. Само название китайского пейзажа «шань-шуй», воплощает ландшафты этой страны и происходит от иероглифов: «шань», обозначающего гору, и «шуй», обозначающего воду.

На сохранившихся самых ранних свитках, созданных еще до зарождения китайской пейзажной живописи, присутствуют лирические мотивы и изображения природы. В качестве фона картин пейзажные мотивы встречались в произведениях IV-V веков, хотя как самостоятельный жанр китайский пейзаж сформировался лишь к VII веку, а широкое распространение получил только к VIII-X векам.

Первоначально образы природы в китайских пейзажах были отвлеченными и символическими, однако, постепенно они усложнялись и развивались, становились более одухотворенными. Китайские художники, тонко чувствующие особенности национальной природы выработали собственные неповторимые приемы живописи.

Китайские пейзажи рисовались на лентообразных картинах-свитках, ориентированных вертикально или горизонтально. Пейзажи писались кистью, минеральными водорастворимыми красками и тушью. Художники работали быстро, обычно без всяких правок. У каждого мастера были свои особенности каллиграфической линии. В китайской живописи вообще широко применяется каллиграфия, различные символы и текстовые вставки, наполненные глубоким философским смыслом, а написание пейзажных картин приравнивалось к священнодействиям.

Китайские пейзажи «шань-шуй» с натуры никогда не рисовались и не являются изображением какой-либо конкретной местности. Китайский пейзаж ближе к поэтическому образу, показывающему восприятие природы глазами художника. Обычно внизу ближнего плана картин китайских пейзажей четко прорисовывались детали: камни, деревья и кустарники, которые от дальнего плана отделяются пеленой тумана, облаками или водой, создающей ощущение простора. В композицию включаются крошечные фигурки путников, несущих свою поклажу, рыбаков, прозябающих в лодках или бредущих по извилистой горной тропинке отшельников. Живописными приемами в китайском пейзаже передаются крики улетающих птиц, осенняя тишина и весеннее оживление природы. Композиция свитков китайского пейзажа не имеет четких границ, и зрителю предлагается домысливать подсказки художника.

Эти бумажные или шелковые, иногда многометровые полоски, после окончания работы клеили на плотную бумагу и сворачивали в рулон вокруг валика из дерева. Хранились свитки пейзажей в специальных футлярах, а вынимались из них только для просмотра. Картины постепенно разворачивались в руках и подобно рассказам читали, вживаясь в сюжет.

Провинция Ганьсу на северо-западе Китая по размеру примерно такая же, как Калифорния. Разнообразные местные ландшафты и драматические пейзажи провинции Ганьсу включают части пустыни Гоби, разноцветные горы, остатки Шелкового Пути и части .

Почему «поют» песчаные дюны - загадка, которая уже много веков пугает и притягивает человека. Удивительные песни дюн можно слышать лишь в некоторых регионах земного шара. Таинственные и пугающие звуки описывались многими знаменитыми путешественниками - Чарльзом Дарвином, Марко Полом и другими. Экспериментальным путем ученые подтвердили, что звук появляется когда песок осыпается вниз с гребня дюны.

Когда песок различного диаметра скатывается с поверхности, то создается вибрация песка, которая «выталкивает» звук, как мембрана динамика выталкивает воздух. Тысячи вибраций песчинок различного диаметра создают звуки разной высоты, которые и складываются в монотонный гул. (Фото Feng Li):

Ученые Симон Дегоэ-Бюи со своими коллегами занялся этим вопросом. Он записал звуки нескольких дюн и определил, что все они звучат на одной частоте - 105 Гц, иногда опускаясь до 90 Гц, или поднимаясь до 150Гц.

Как поют дюны, можно посмотреть в этом коротком ролике.

2. Рапсовые поля в провинции Ганьсу, Китай, 14 июля 2015. (Фото SIPA Asia via ZUMA Wire | Wangjiang | Corbis):

4. Майцзишань или «Пшеничная гора» - один из крупнейших буддийских пещерных монастырей Китая в форме муравейника 142-х метровой высоты. Начало монашеской жизни и строительства первых пещер относят к периоду династии Поздняя Цинь (384 — 417). (Фото Imaginechina | Corbis):

5. Всего в горе расположено 194 грота: 54 – на востоке, 140 – на западе. Они высечены на южном склоне горы, на высоте 80 м от подножья. Внутри находится более 7 200 глиняных и каменных скульптур, свыше 1300 кв.м. фресок, которые были созданы с 4-го по 19-й век. Здесь можно проследить этапы развития скульптурного искусства в Китае. Самая высокая скульптура достигает высоты 16 м. (Фото Imaginechina / Corbis):

6. Здесь проходит часть . (Фото Jason Lee | Reuters):

7. Осенние пейзажи на горе Дуншань в провинции Ганьсу, 7 октября 2015 года. (Фото Chen Yonggang | Xinhua | Corbis):

8. Лабранг - монастырь в посёлке Лабранг. Помимо всего прочего, монастырь является крупным образовательным центром буддизма - университетом с шестью факультетами. (Фото Carlos Barria | Reuters):

9. А вот и драматические пейзажи Китая. Это Национальный геологический парк Ядан расположен на месте бывшего русла реки на расстоянии в 185 км от города Дуньхуан. Протяженностью 25 км, парк состоит множества разрушенных ветром бесплодных пригорков причудливой формы.

Это один из самых редчайших парков, такие панорамы вы вряд ли увидите в другом месте. С наступлением сумерек, когда в полной тишине слышны лишь редкие завывания ветра, песчаные фигуры как будто оживают. (Фото Wang Song | Xinhua Press | Corbis):

10. Ландшафтом Данься в Китае называют уникальный тип земной поверхности, для которого характерны песчаники красного цвета и крутые скалы, созданные природой. Под звездным небом, снятым на длинной выдержке, ландшафт становится особенно загадочным. (Фото Zhang Zirong | Imaginechina | Corbis):

11. Сбор соли. (Фото Wang Jiang | Imaginechina | Corbis):

12. Солнечное затмение над Великой китайской стеной, 1 августа 2008. (Фото David Gray | Reuters):


13. Сельскохозяйственные террасы. Пластиковые щиты - защита культур для сохранения тепла и влаги. (Фото Sheng Li | Reuters):

14. Моторные лодки на «Желтой реке». (Фото Jose Fuste Raga | Corbis):

15. Бескрайняя пустыня Гоби - один миллион триста тысяч квадратных километров покрытые песком. Недалеко от Дуньхуаня находится одна из святынь Буддизма - Озеро Полумесяца. Оно удивительным образом расположено в самом центре поющих песков в низине, которая вот уже много веков, каким то чудом оберегается от наступающих со всех сторон огромных барханов.

Озеро по форме действительно похоже на полумесяц. Размером оно небольшое, около 150 метров в длину, глубина не более 5 метров, но вода в нем настолько прозрачна, что оно выглядит как драгоценный камень.

Раньше Дуньхуан являлся центром Шелкового пути и центром торговли между Китаем и Западом, сейчас же Дуньхуан в зависит от туризма. (Фото Ed Jones):

17. Ландшафты Данься - песчаники красного цвета и крутые скалы, созданные природой. (Фото Fan Peishen | Xinhua Press | Corbis):

18. Национальный геопарк Чжанъе Данься. Известный своими красочными скалами, парк был признан китайскими СМИ одним из самых красивых ландшафтных образований в Китае. (Фото Imaginechina | Corbis):

20. Пастух и древний город Yongtai. (Фото China Daily | Reuters):

21. Сельскохозяйственные террасы в провинция Ганьсу, 4 июля 2014. (Фото Wang Song | Xinhua Press | Corbis):

22. Тибетские монахи в монастыре Лабранг, о котором мы упоминали выше. (Фото Andy Wong):

23. Национальный геопарк Чжанъе Данься. Он известен своими необычными цветами скал, являющихся гладкими, острыми и достигающими высоты нескольких сотен метров. Они образованы отложениями песчаника и других полезных ископаемых, которые сформировались здесь в течение 24 миллионов лет. (Фото Sheng Li | Reuters):

24. Разноцветные горы в Китае встречаются на территории нескольких провинций в юго-восточной и юго-западной частях страны. Всемирно известный ландшафт Данься является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. (Фото Wang Song | Xinhua Press | Corbis):

Также смотрите « » и « » - места, недоступные взорам туристов.