Как мозг определяет, что красиво, а что уродливо. Картины, которые успокаивают

В идеальном мире мы убежали бы от стресса на урок йоги или спрятались в теплую ванну, чтобы смыть в ней напряжение трудного дня. Но когда это физически невозможно, есть более быстрые способы поймать дзен, отвлечься, дать передышку уставшему мозгу – посмотреть на картинки, которые расслабляют наш ум.

Ниже приведены пять таких фотографий, которые в любой момент подарят вам необходимый отдых.

1. Зеленый лес или поле

Городские жители, которые живут рядом с зелеными зонами, психически более устойчивы. Но вам не нужен вид на парк или джунгли, чтобы испытать успокаивающее воздействие природы. Многочисленные исследования показали, что даже фотография зелени способна успокоить. В 2012 году в ходе эксперимента в голландской больнице стены некоторых палат были обклеены фотообоями с видом леса, а в холле соорудили «живые стены» из комнатных растений. Пациенты, которые находились в палатах с фотообоями и каждый день видели зелень, испытывали меньше стресса и быстрее шли на поправку.

2. Морская гладь

Шум разбивающихся о причал волн – самый популярный звук в генераторе белого шума (аппарат для лечения бессонницы и стресса, воспроизводящий звуки, которые успокаивают. – Прим. ред.). Но не только шум моря, а даже вид его оказывает расслабляющее действие на человека. Эксперты полагают, что море вызывает у нас чувство безопасности, так как мы – часть единого мирового океана. К тому же вид гладкой бескрайней поверхности расслабляет мышцы глаз. Вид гладкого ландшафта успокаивает глаза так же, как если бы мы их закрыли. Так что, глядя на изображение синей глади, вы будто лежите с закрытыми глазами.

3. Природные фракталы

Фракталы – геометрические формы с повторяющимся рисунком или узором. В природе они встречаются практически везде: в скорлупе орехов, цветах, листьях, песчаных дюнах, снежинках, дельтах рек. Кочан цветной капусты – фрактал, потому что, если отломить кусочек соцветия, он будет повторять целое. Вены нашего тела – фракталы, так как повторяют самих себя.

Успокаивающий эффект, возможно, связан с тем, что наш мозг проделывает в тот момент, когда интерпретирует их. В процессе эволюции наша зрительная система сформировалась так, чтобы мы могли эффективно обрабатывать визуальные модели фракталов, которые широко распространены в природе. Поэтому, когда мы их видим, мозг в этот момент не напрягается, чтобы передавать изображение на сетчатку. Глаза легко их воспроизводят, что помогает мозгу расслабиться.

4. Рукотворные фракталы

Фрактальные конструкции, сделанные человеком, работают подобным же образом, что и естественные, хоть и отличаются от них. Большинство искусственных фракталов называется так только потому, что они в точности повторяют природные. Архитектура на основе фрактальной геометрии воздействует на нас сродни гипнозу. На это обращал внимание еще Леонардо Да Винчи, увидевший в творениях природы принцип золотого сечения. По этому принципу созданы все великие архитектурные сооружения – от египетских пирамид до современных футуристических зданий Захи Хадид.

Убедиться в «магическом» воздействии фракталов можно, посмотрев на мозаику или расписанные купола храмов и мечетей, глядя на луковки православных соборов или на башни католических храмов, на Эйфелеву башню, узоры на коврах, мандалы. Можете поставить на рабочий стол вместо обоев изображение фрактала, созданного компьютером, и каждые 20 минут давать отдых глазам. Это поможет сохранить зрение тем, кто много времени проводит за экраном.

Оказывается, английское выражение «чувствовать синий» – «хандрить, грустить» – лучшее описание для этого цвета. Исследования показали, что прохладные оттенки оказывают хорошее психологическое воздействие на нас. Например, в одном исследовании психологи спросили студентов, какие ассоциации у них возникают в связи с различными цветами. Синий вызвал наибольшее количество положительных эмоциональных реакций, таких как чувство спокойствия, счастья, умиротворения, надежды и комфорта.

Меньше всего респондентов связывали с этим цветом отрицательные эмоции, такие как печаль и депрессия. Более того, люди, выполняющие сложные задачи, после работы чувствовали себя менее тревожными, посмотрев на картинки успокаивающих оттенков синего. Так что найдите минуту, чтобы взглянуть на что-нибудь «холодное», прежде чем вернуться к своему списку тысячи и одного дела.

Сегодня будем успокаиваться картинками для рабочего стола , найденным на просторах интернета, в HD качестве. Чтобы скачать картинку, которая вам понравилась, в полном разрешении — нажмите на нее, а потом еще раз, чтобы увеличить. Затем правой копкой на картинке, и в контекстном меню выбрать «Сохранить изображение как…», или что-то похожее.

Вековая роща, для рабочего стола, 1920 x 1200

Вечер на островах, для рабочего стола, 1920 x 1080

Морской причал, для рабочего стола, 1920 x 1080

Зелёные горы, на рабочий стол, 2560 x 1600

Мост, утонувший в тумане, для рабочего стола, 1920 x 1080

Для рабочего стола, 1920 x 1200

Скамейка в заснеженном парке, на рабочий стол, 1920 x 1200

Море, небо и песок, на рабочий стол, 1920 x 1200

Парк Нью-Йорка зимой, 1680 x 1050

Что помогает от нервов?

Иногда надо просто приостановиться, развернуть картинку на весь экран, и вдумчиво её созерцать. Постепенно проблемы отступят на задний план, их вытеснят мысли о вечном. Ведь мы рожены не для того, чтобы сидеть в клетке.

Успокаивающие картинки. Используем статику

Чем отличаются успокаивающие картинки и фото от любых других? Фотографы, владеющие визуальным языком, понимают правила использования форм и объектов в изображении. Для создания атмосферы спокойствия нужна статика. Это значит — больше вертикальных и горизонтальных линий: такие объекты создают ощущение неподвижности.

Представьте, например, вертикальный столб или линию горизонта. Они ассоциируются у вас с неподвижностью, спокойствием? Думаю, да. Напротив, диагональных линий следует избегать, поскольку они создают эффект неустойчивости. Что удержится на столе, который наклонили на 45 градусов? Если для создания динамичных сюжетов диагонали оправданны, то в успокаивающих фото им не место.

То же самое можно сказать о смазывании. Смазывание (на профессиональном языке фотографов — шевелёнка), может создаваться с умыслом, для художественного эффекта движения, динамики. При осознанном и целевом применении эффекта можно создавать фотографии, глубоко воздействующие на зрителя. Но успокаивающими такие картинки, конечно, не назовёшь.

На этой странице для вас собраны именно успокаивающие картинки в высоком разрешении. Чтобы просто отдохнуть и насладиться красивыми видами. Качество картинок позволяет установить их в качестве обоев для рабочего стола.
Надеюсь, вам понравились некоторые из подобранных работ.

Цветовая палитра в успокаивающих фотографиях

Второй момент, это выбор цветовой и оттеночной палитры. Не секрет, что есть цвета успокаивающие, а есть раздражающие. Традиционно к успокаивающим относят оттенки белого и серого, зелёные и синие цвета, которые относятся к холодным.

Опять же, холодность — это уровень ассоциаций. Представьте себе скованную морозом деревушку, густо засыпанную снегом. Или затянутые туманом горные вершины. Тем не менее теплые оттенки — жёлтый, оранжевый, с успехом могут использоваться в успокаивающей фотографии, но в сочетании с холодным. Вряд ли вас будет раздражать поле жёлтых одуванчиков, веди они желтеют на зелёном ковре травы.

Тот же зелёный и синий могут быть не такими уж и холодными — всё зависит от оттенка. Ведь в палитре настоящих красок для художников, зелёный цвет можно получить смешивая синий и жёлтый, и оттого, в какой пропорции они смешаны, цвет становится теплее или холоднее.

В общем случае, использование тёплого для создании атмосферы спокойствия вполне уместно. Более того, именно контраст тёплого и холодного позволяет вызвать ассоциацию с уютом: представьте светящиеся жёлтым или оранжевым окна деревянного домика в густой синеве ночи. А вот горячие цвета не помогут создать успокаивающую картинку. Красный, как ни крути — активный, раздражающий воображение цвет. Разве что, его будет очень-очень мало относительно остальной площади изображения. Маленький красный спасательный круг с высоты 20 метров в бескрайнем синем море, вид сверху? Примерно так:)

По возможности, оцените качество страницы, нажав на звёздочки, или напишите в комментариях, есть ли здесь картинка, которая вам приглянулась, или скажите, на какую тему хотели бы видеть фотографию. Возможно, добавлю такую впоследствии.

Обратите внимание:

Двадцатый век, кроме технологического прорыва, подарил нам и свою чуму - стресс. Бесконечная гонка за эфемерным результатом, неуверенность в завтрашнем дне, толпы равнодушных к тебе людей - все это заставляет раз за разом чувствовать себя некомфортно на этом свете.

Конечно, можно вернуться к сохе или в лес, купить свой остров и поселиться у моря, но эти методы слишком кардинальные и подходят не каждому. А бороться с каждодневным напряжением можно и более простыми способами, например, украсив свое окружающее пространство успокаивающим картинами. И речь не идет о каких-то целебных полотнах адептов забытой, но возрожденной религии, а о самых обычных репродукциях картин известных художников. Ведь никто не будет спорить с тем, что любое художественное произведение несет своему зрителю какое-то настроение или эмоцию, а влияние цветов на человеческую психику научно обосновано. Конечно, нельзя сказать, что есть конкретные картины, которые всех успокаивают и настраивают на доброжелательный лад - любой человек реагирует на воздействие по-своему, однако есть полотна, способные подарить умиротворение большинству из нас.

«Тихая обитель» И. Левитан.

Этот пейзаж можно было поместить в список, только из-за названия. Но сама картина - просто квинтэссенция умиротворенности и спокойствия. Тихий летний вечер, спокойная гладь река, тропика, ведущая к монастырю, величавый лес, преобладание зеленых и голубых оттенков - все дышит покоем.

«Дубовая роща» И. Шишкин.

Вообще-то здесь может быть практически любой пейзаж этого прекрасного мастера: «Рожь», «Березовая роща», «Лесные дали», «Ручей в березовом лесу» - кому что ближе. Но именно «Дубовая роща», искрящаяся нагретым на летнем солнце зеленым цветом, дарит своеобразное чувство стабильности. Эти многовековые исполины словно растут здесь с начала времен и будут расти вечно, а именно этого ощущения стабильности так порой не хватает.

Этот неоконченный пейзаж считается прощальной картиной художника. А по настроению его можно сравнить только с колыбельной: тепло летней южной ночи, приглушенные полутона, бесконечные просторы, идеальная гладь реки - все это навевает сладкую негу сна и говорит: «завтра все пройдет».

Эта картина нехарактерна для творчества художника, который любил яркие краски, кипучие эмоции, размах сюжета. Здесь же, все это преобразуется в какое-то спокойное русло. Сама картина напоминает иллюстрацию рассказа русского классика о первой юношеской любви - весенний вечер, река, гитара, и объект этой первой любви. И весь мир, вся вселенная сосредоточена вокруг тебя! четко, но при этом деликатно говорит: «Как хорошо быть молодым!».

Люди по-разному относятся к осени. Кто-то ее любит, кто, наоборот, считает самым ужасным временем года. Но и те, и другие согласятся, что это самый спокойный сезон. Яркий багрянец листьев, прохладное солнце, моральная подготовка к «зимней спячке» - все это умиротворяет и привносит в сознание легкий привкус печали. Всеми этими эмоциями пропитана картина «Парк осенью» , который, к сожалению, малоизвестен широкой публике. Вообще, любой пейзаж этого художника будет оказывать расслабляющее действие на человека.

Как уже было сказано выше, при выборе картины для релаксации нужно учитывать только свои ощущения. Правда, есть несколько негласных правил:

  1. нежелательные жанры - историческая, бытовая, жанровая, батальная живопись, натюрморт, нужно быть осторожным с портретами и маринами, лучший выбор - это пейзаж.
  2. Оптимальная цветовая гамма - зеленая, голубая и синяя, нежелательно много красного, оранжевого и черного.
  3. Обратите внимание на работы французских импрессионистов (в меньшей мере на и ) - эти люди любили жизнь и окружающий мир как ни кто.

В организме влюблённого и почему отвратительное запоминается лучше приятного. Но как мозг определяет, что красиво, а что нет? Look At Me рассказывает о нейроэстетике, молодой науке, которая разбирается в вопросах прекрасного.

Как философия подготовила появление нейроэстетики

Зачем человеку вообще думать о прекрасном? Помогает ли это выжить? Как без этого обходятся остальные виды животных? Ответ пытались найти философы, эволюционисты и антропологи. Согласно одной из гипотез (она и многие другие описаны в книге «The Biological Origins of Art»), наш вид потому и смог выжить и вытеснить неандертальцев, что был более восприимчив к эстетике и творению вообще.

Мозг современного человека заточен под то, чтобы творить, а потом анализировать полученное. Подтверждение этому - хотя бы существование мифов и сказаний. По большей части в них вроде бы нет практической ценности, но при этом тех, кто может придумать и занимательно изложить сказочный сюжет, ценили и будут ценить. Оказывается, умение создавать истории весьма полезно в практическом плане. Можно не разыгрывать проблемную ситуацию на месте, а мысленно смоделировать её, сохранив себе жизнь и спокойствие. Создание картин - это тоже моделирование ситуаций, только невербальное.

Как голуби помогли основать нейроэстетику


Научный подход к прекрасному начали применять в 1990-х годах. Известные исследователи зрительного восприятия, Семир Зеки и Вилейанур Рамачандран , предположили, что сознание разделяет художественные образы так же, как зрительный анализатор «разделяет» изображения объектов, поступающих на сетчатку глаза, по свойствам: яркости, цвету, скорости и направлению их движений.

В то же время японский исследователь поведения животных Сигэру Ватанабэ провёл одно из самых известных исследований, которое, пожалуй, можно причислить к протонейроэстетике. Ватанабэ вместе с коллегами доказал, что голуби способны отличать творения Пикассо от картин Моне, за что был номинирован на Шнобелевскую премию по психологии в 1995 году. Семь лет спустя появилось понятие «нейроэстетика»: её определили как изучение нейронных основ создания и созерцания произведений искусства.

Те самые большие полушария, чей размер так отличает нас от других млекопитающих, развились во многом благодаря обонянию. Большинство зверей полагаются в первую очередь на него, а вот видят плохо, да и цветов различают не очень много. А вот приматы (и люди среди них) с обоняния в основном переключились на зрение. Логично предположить, что и красоту мы воспринимаем в основном через него. Поэтому основная часть работ по нейроэстетике посвящена визуальной оценке прекрасного. Сейчас из отдельных исследований постепенно выстраивается примерная картина, как именно это происходит. Тем не менее наши нейроэстетические знания ещё долго не будут полными.

Как мозг реагирует на величественные пейзажи


Выяснить, почему вкусы отличаются так сильно, что о них лучше не спорить, пока не удалось. Однако общие закономерности потихоньку изучают. Например, в 2014 году Семир Зеки и его коллега Томохиро Исидзу выяснили с помощью фМРТ, что мозг по-разному воспринимает просто красивые картины и величественные пейзажи. 21 добровольцу показывали фотографии красот природы, которые сначала надо было оценить по шкале возвышенности, присвоив каждой картинке оценку от 1 до 5. Потом тем же людям предъявляли 5 изображений - от самого возвышенного (средняя оценка 5) до самого обыденного (средняя оценка 1).

Оказалось, что в ответ на величественные пейзажи активируются совсем другие области коры мозга, нежели когда человек разглядывает красивые, но не вызывающие благоговения виды природы. Просмотр возвышенных картин заметно активирует нижнюю височную кору, гиппокамп, мозжечок и головку хвостатого ядра. Эти части мозга отвечают за такие умственные процессы, как память, ненависть и удовольствие. Если испытуемый смотрит на эстетичный, но не вызывающий благоговения пейзаж, у него активируются другие области, например, медиальная орбитофронтальная кора и тело хвостатого ядра. Конечно, сложно дать определение понятию «возвышенный». Однако, по всей видимости, мозг каким-то образом справляется с этой задачей.

Какие картины успокаивают людей


Помимо благоговения, возникающего от картин с возвышенным содержанием, наблюдатель может испытывать и другие чувства. Одно из них - спокойствие. Успокаивающим эффектом однозначно обладают пейзажи в традиционной китайской технике. Специалисты по нейроэстетике выяснили , как такие картины влияют на способность наблюдателя расслабиться и оставаться в таком состоянии, и какие объекты живописи лучше помогают человеку отбросить все тревоги: китайские пейзажи или реалистичные европейские картины. После предварительного просмотра пейзажей испытуемых помещали в МРТ-сканер, где изучали активность участков мозга в момент любования картиной. Испытуемых, посмотревших на каждый пример, просили оценить верность утверждений:

Мне понравилась эта картина.

Я был поглощён просмотром этой картины.

Я чувствовал спокойствие во время просмотра этой картины.

Моё внимание было рассеяно во время просмотра этой картины.

Я распознал множество отдельных объектов на этой картине.

Оказалось, что пейзажи в китайской технике действительно сильнее расслабляют. Однако они же и рассеивают внимание. И анализ ответов участников, и результаты их фМРТ говорили о том, что после просмотра китайских картин переключаться на что бы то ни было сложнее, чем после просмотра европейских. К тому же последние поддерживают внимание к деталям, и, когда испытуемые смотрят на работы европейских мастеров, они замечают гораздо больше особенностей рисунка, а значит, лучше управляют своим вниманием.

Вкусами можно управлять


Транскраниальная стимуляция мозга, когда кору головного мозга стимулируют магнитными или электрическими импульсами, - провокационная тема. С одной стороны, эта техника безопасна, потому что не требует проникновения в тело, наркоза, надрезов и тому подобного. Устройства, которые генерируют импульсы, помещают вблизи головы, и испытуемый не чувствует боли. Однако, с другой стороны, с помощью этой методики теоретически можно сильно влиять на поведение животного или человека. Один из таких способов, пусть и безобидный, исследовали европейские психологи.

Известно, что при восприятии живописи активируется дорсолатеральная префронтальная кора. Этот участок лобной доли мозга также участвует в мыслительных процессах, связанных с планированием. Учёные решили воздействовать с помощью транскраниальной стимуляции на эту зону у испытуемых, когда те рассматривали классические пейзажи. Предварительно психологи выяснили, насколько каждому участнику близки подобные картины.

Шесть мужчин и шесть женщин рассматривали не только классические картины, но и фотографии и работы абстракционистов. Все увиденные на экране изображения нужно было оценить по степени их красочности (оценка цветности) и привлекательности (эстетическая оценка), поместив курсор мыши в желаемое место шкалы (она тоже была на экране). Во время просмотра некоторых изображений мозг испытуемых стимулировали очень слабым постоянным током. Чтобы этот факт не изменял восприятие картин, иногда вместо настоящей стимуляции проводили ложную: аппарат-стимулятор был включен, но на самом деле не производил никакого сигнала. Испытуемые не ощущали ничего особенного и не знали, когда стимуляция происходит, а когда нет.

Оказалось, что люди будут воспринимать классику лучше, если использовать на них транскраниальную стимуляцию. Картины и фотографии, увиденные во время этой процедуры, воспринимали как более красивые и приятные, а на абстрактные картины изменение вкусов не распространялось. Правда, различие было не слишком заметным: общая оценка картин поднималась
на 3 %.

Чем опасна нейроэстетика


Стало ли человечество более чёрствым и циничным с развитием нейробиологии? Возможно, хотя с той же долей вероятности это может быть следствием общего технического прогресса. Как бы то ни было, критики считают, что изучение души по принципу «разрезать и посмотреть, что внутри» или «сломать что-то в мозге и понаблюдать, что изменится» убивает эту самую душу. Примерно так же дело обстоит и с нейроэстетикой. Ряд философов (и не только) считает , что попытки выявить нейронную природу красоты приведут к тому, что эта красота исчезнет. Скорее всего, говорят они, универсального рецепта красоты не существует. А если он и есть, то, найдя его, мы утратим интерес к эстетике вообще, потому что интересно только то, что незнакомо и неизвестно.

Однако такие аргументы вовсе не означают, что учёные должны прекратить заниматься нейроэстетикой. Уровень современных знаний о мозге хотя и высок, но всё ещё невероятно далёк от полного понимания всех нейронных процессов. То же касается и нейронауки о красоте. Неразгаданное в ней кончится ещё очень не скоро, а до тех пор интерес человечества к тому, как устроен и как работает мозг, не угаснет.