Искусство начинается с чуть-чуть

Русский живописец и рисовальщик.

Карл Брюллов получил первые уроки рисования от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло.

«… упомянем детские годы, омрачённые крутым нравом отца, который не гнушался рукоприкладством, так что одна из пощёчин, отпущенная за какой-то пустяк, пожизненно сделает Карла глухим на левое ухо».

Рассадин С.Б., Русские, или из дворян в интеллектуалы, М., «Книжный сад», 1995 г., с. 269.

Самое известное произведение: картина-катастрофа «Последний день Помпеи».

«По свидетельству Г.Г. Гагарина, «успех картины «Гибель Помпеи» был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художников. Это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм. Города, где картина была выставлена, устраивали художнику торжественные приёмы; ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами... Везде его принимали с почётом как общеизвестного, торжествующего гения, всеми понятого и оценённого».

Бочаров И.Н., Глушкова Ю.П., Карл Брюллов. Итальянские находки, М., «Знание», 1984 г., с. 17.

«Не раз пережив тяготы вельможного самоуправства, Карл Брюллов , в отличие от многих других художников, один из первых смог поставить себя на равную ногу с аристократическими заказчиками. Со всей Европы в мастерскую Брюллова с просьбой написать портрет стекались канцлеры, великие князья, высшая титулованная аристократия. И что уже было совсем ново для прежних порядков - неоднократно к Брюллову приезжал сам Николай I в связи с написанием художником портрета императрицы. О том, насколько уверенно ощущал себя мастер, говорит, например, тот факт, что Брюллов однажды уехал со встречи, не дождавшись Николая I , опоздавшего на 20 минут. Заметим, что портрет императора впоследствии им так и не был написан».

Кривцун О.А., Русский художник первой половины XIX века: сфера общения и досуга, в Сб.: Человек в мире чувств, Очерки ппо истории частной жизни в Европе и некоторых страна Азии до начала Нового времени / Под ред., Ю.Л. Бессмертного, М., Изд-во РГГУ, 2000 г., с. 525.

Чтобы выкупить в 1838 году крепостного художника и поэта Тараса Шевченко Карл Брюллов «… пошёл к поэту Василию Жуковскому и написал его портрет. Портрет тут же продали - Академии художеств. И на полученные деньги как раз выкупили ученика. С тех пор и пошло: один портрет - один ученик».

Лазарев А. В., Жизнь замечательных людей. Художники: анекдоты, курьезы, истории, М., «Аст»; «Астрель», 1999 г., с. 49.

«Брюллов любил писать портреты людей искусства и науки. Ему они были сродни. Он умел уловить и передать вдохновение, душевное волнение, творческое горение художника или учёного, приобщить зрителя к тайне рождения нового художественного образа или смелой научной мысли, показать всемогущую силу человеческого разума».

Бочаров И.Н., Глушкова Ю.П., Карл Брюллов. Итальянские находки, М., «Знание», 1984 г., с. 93.

«Я уже приводил где-то глубокое изречение русского живописца Брюллова об искусстве, но не могу не привести его ещё раз, потому что оно лучше всего показывает, чему можно и чему нельзя учить в школах. Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. «Вот, чуть-чуть тронули, и всё изменилось», сказал один из учеников. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть », сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства. Замечание это верно для всех искусств, но справедливость его особенно заметна на исполнении музыки».

Толстой Л.Н. , Что такое искусство? / Собрание сочинений в двадцати двух томах, М., «Художественная литература», 1983 г., с. 143.

«… в Академии жил и работал Карл Брюллов , ученики которого не только работали вместе с ним в его мастерской, но и были частыми гостями у него дома, где в дружеской обстановке вели бесконечные беседы о литературе и искусстве. Брюллов буквально пестовал молодые таланты, помогая развитию своеобразного дарования каждого из них. Не случайно из его мастерской вышли художники такой яркой индивидуальности, как Федотов, Шевченко, Агин. Но прошло каких-то 20 лет, и ничего равного мастерской Брюллова в Академии нельзя было встретить...»

Прибульская Г.И., Репин в Петербурге, Л., «Лениздат», 1970 г., с. 27.

«… его питомцы в своих воспоминаниях подчеркивают, что «Брюллов первый из мастеров требовал, чтобы ученики ему не подражали, а старались развивать себя по-своему». Творческая независимость, индивидуальное восприятие сюжета в картине должны были воспитываться, по его мысли, в учащемся с самых первых шагов. И Брюллова можно с полным правом отнести к числу первых, кто провозгласил свободу для молодого художника в выборе сюжета и кто этой свободы строжайшим образом придерживались в своей мастерской».

Молева Н.М., Выдающиеся русские художники-педагоги, М. «Просвещение», 1991 г., с. 199-200.

Карл Брюллов ввёл в русский язык новое слово: «отсебятина».

Школах искусства, и обучение это не только не содействует распространению истинного искусства, но, напротив, распространяя подделки под искусство, более всего другого лишает людей способности понимать истинное искусство.

В словесном искусстве людей обучают тому, чтобы они умели, не желая ничего сказать, написать во много страниц сочинение на тему, о которой они никогда не думали, и написать так, чтобы это было похоже на сочинение авторов, признанных знаменитыми. Этому учат в гимназиях.

В живописи главное обучение состоит в том, чтобы рисовать и писать с оригиналов и с натуры преимущественно голое тело, то самое, которое никогда не видно и почти никогда не приходится изображать человеку, занятому настоящим искусством, и рисовать и писать так, как рисовали и писали прежние мастера; сочинять же картины учат, задавая такие темы, подобные которым трактовались прежними признанными знаменитостями. Также и в драматических школах учеников обучают произносить монологи точно так, как их произносили считающиеся знаменитыми трагики. То же самое в музыке. Вся теория музыки есть не что иное, как бессвязное повторение тех приемов, которые для сочинения музыки употребляли признанные мастера композиции.

Я уже приводил где-то глубокое изречение русского живописца Брюллова об искусстве, но не могу не привести его еще раз, потому что оно лучше всего показывает, чему можно и чему нельзя учить в школах. Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой, мертвый этюд вдруг ожил. "Вот, чуть-чуть тронули, и все изменилось", сказал один из учеников. "Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть", сказал Брюллов, выразив этими словами самую характерную черту искусства. Замечание это верно для всех искусств, но справедливость его особенно заметна на исполнении музыки. Для того, чтобы музыкальное исполнение было художественно, было искусством, то есть производило заражение, нужно соблюдение трех главных условий (кроме этих условий, есть еще много условий для музыкального совершенства: нужно, чтобы переход от одного звука к другому был отрывистый или слитный, чтобы звук равномерно усиливался или ослаблялся, чтобы он сочетался с таким, а не другим звуком, чтобы звук имел тот, а не другой тембр, и еще многое другое). Но возьмем три главных условия - высоту, время и силу звука. Музыкальное исполнение только тогда есть искусство и тогда заражает, когда звук будет не выше, не ниже того, который должен быть, то есть будет взята та бесконечно малая середина той ноты, которая требуется, и когда протянута будет эта нота ровно столько, сколько нужно, и когда сила звука будет ни сильнее, ни слабее того, что нужно. Малейшее отступление в высоте звука в ту или другую сторону, малейшее увеличение или уменьшение времени и малейшее усиление или ослабление звука против того, что требуется, уничтожает совершенство исполнения и вследствие того заразительность произведения. Так что то заражение искусством музыки, которое, кажется, так просто и легко вызывается, мы получаем только тогда, когда исполняющий находит те бесконечно малые моменты, которые требуются для совершенства музыки. То же самое и во всех искусствах: чуть-чуть светлее, чуть-чуть темнее, чуть-чуть выше, ниже, правее, левее - в живописи; чуть-чуть ослаблена или усилена интонация - в драматическом искусстве, или сделана чуть-чуть раньше, чуть-чуть позже; чуть-чуть недосказано, пересказано, преувеличено - в поэзии, и нет заражения. Заражение только тогда достигается и в той мере, в

23 декабря 2014 года исполняется 215 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова .

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», - говорил Карл Павлович Брюллов. Это выражение стало крылатым после одного случая. Как-то Карл Павлович, поправляя этюд ученика, в нескольких местах чуть тронул его, и мёртвый этюд вдруг ожил. «Вот чуть-чуть тронули, и всё изменилось», - изрёк ученик. В этом чуть-чуть и заключается самая суть искусства. Собственное «чуть-чуть» художника взошло на небосклоне «золотого века» русской культуры наравне со звёздами , Гоголя, Глинки, Кипренского, Тропинина.

Судьба преподнесла Карлу Павловичу сюрприз – он родился в один год с Александром Сергеевичем Пушкиным. И вот уже два с лишним столетия русская культура изъясняется на языке этих выдающихся личностей. В их биографиях есть много поразительных совпадений: оба имели в роду иностранцев, но твёрдо считали себя истинно русскими людьми. Оба ушли коротким жизненным путём в расцвете сил и творчества, оставив потомкам непостижимое наследство прекрасного, удивительного, вечного.

Настоящая фамилия отца художника звучала как Брюлло, поскольку была унаследована от прадеда-француза. В XVIII веке Георг Брюлло приехал в Петербург и поступил лепщиком на фарфоровый завод. Его внук занимался резьбой по дереву и миниатюрной живописью и благодаря своим успехам стал академиком петербургской Академии художеств. Павел Иванович Брюлло был дважды женат. От первого брака имел сына Фёдора, а от второго брака с дочерью придворного садовника Марией Ивановной Шредер появились на свет четыре сына – Александр, Карл, Павел, Иван и две дочери – Мария и Юлия. Все сыновья выучились в Академии художеств, а Юлия вышла замуж за известного акварелиста Петра Фёдоровича Соколова.

Карл пристрастился к рисованию с раннего детства. Поскольку слабое здоровье не позволяло ему заниматься подвижными играми, рисование стало идеальным развитием творческих способностей мальчика. Учитель рисования был строг: пока ребёнок не выполнит положенное задание, ему не давали завтрак. Отец Карла не терпел сантиментов, поговаривают, что своего сына Карла он поцеловал лишь единожды, когда надолго уезжал за границу.

В Академии художеств Карл начал учёбу в десять лет. За рисунок, живопись, скульптуру получал только высшие оценки и не раз премировался золотыми и серебряными наградами. Уже в раннем возрасте проявился его индивидуальный взгляд на вещи, он часто отступал от традиционных канонов живописной школы, за что получал нарекания от преподавателей. Окончив Академию, он отказался от дальнейшей стажировки в её стенах, а принял предложение Общества поощрения художников на должность её пенсионера в Италии. Именно тогда и Карл, и его брат Александр видоизменили фамилию, добавив к ней окончание «ов». За пределами Отечества художники хотели именоваться Брюлловыми.

Карл Брюллов не случайно в одной из сепий изобразил себя «Отъезжающим рыцарем»: за много лет он объездил все страны Европы, ближний Восток, и даже мечтал попасть в Бразилию! Всё свободное время художник посвящал самообразованию, изучая исторические документы и произведения искусства Римской империи. Творения Ренессанса – фрески Микеланджело и Рафаэля – поражали его божественной прозорливостью и страстностью в осознании финала человеческой комедии и драмы. Вслед за Леонардо да Винчи Брюллов повторял: «Живописец должен уметь писать всё». Перед художником из России распахнули двери творческие мастерские Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана. Его творчество впитало достижения мирового искусства, а картины стали откровением, равным по силе и масштабу творениям великих живописцев.

Карл Павлович был необычайно обаятельным человеком. Внешними данными – крепким телосложением, невысоким ростом, шапкой вьющихся волос, лбом – он напоминал античного бога Апполона. Но всегда и всюду, в любой гостиной и на любой выставке собеседников и окружающих притягивали его эрудиция, несомненный ум, изобилующая афоризмами и цитатами образная речь. В споре он всегда был убедителен, основателен, мыслил логически, в хорошей компании любил пошутить и с пиететом относился к меткому слову в свой адрес.

Возвратившись в Москву из-за границы, где была написана самая масштабная картина «Последний день Помпеи», Карл Павлович познакомился с Пушкиным, посвятившим картине стихотворение «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом». Пушкину было близко мироощущение художника, его страсть к вольнодумию, правдивость чувств в кульминационных моментах, нежелание жить по инерции. И это вполне логично и оправдано: поэт видел свои личные качества в свободолюбивой натуре художника, близким Александр Сергеевич прямо признавался, что художник Брюллов ему очень нравится.


"Последний день Помпеи" Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, Под каменным дождём, под воспалённым прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон. (А.С.Пушкин)

Индивидуальность творчества Карла Брюллова заключалась в том, что он окончательно разрушил границы между стилями в живописи – классицизмом, романтизмом и реализмом. Его увлекала идея синтеза живописи с другими видами искусства – скульптурой, архитектурой, театром. Сегодня он входил в восточный гарем сластолюбивого хана Гирея, в сад царя Давида, где нежилась обнажённая Вирсавия, а завтра его можно было найти на площади Форума, разрушенного воинственным полководцем Гензерихом или на празднике урожая с весёлым мотивом тарантеллы. Картины Брюллова – это жизнеописание нравов народов в различные эпохи. Его герои – и гений античности, любующийся лавровым венком, и скупец, подбирающий монету у входа в ад, и знойная красавица, тянущаяся губами к ягодам винограда, и малютка, уронившая туфельку с пухлой ножки, живут настоящей, а не нарисованной жизнью, настолько тонко и чувственно выписаны их образы на полотнах.

Брюллов был отличным экспериментатором в бытовом и пейзажном жанрах, занимался иллюстрированием, непременно находя во всём свою особую технику. Ему не было равных в виртуозном владении графитным карандашом, в ювелирно точном и красочном акварельном мазке и в мягкой пластике сепии. Он наслаждался масляной живописью – то скульптурно объёмной, то интенсивно контрастной, но всегда изысканно отточенной; с мастерством выполнял монументальные росписи, увлекался лепкой и гравированием.

Карл Павлович бы женат на Эмилии Тимм, но брак оказался неудачным и продлился всего несколько месяцев. У него не было детей, а продолжением таланта великого живописца стали его ученики. Будучи профессором Академии художеств, он старался развить в них всё то, что щедро отмерено природой. Несхожими путями в изобразительном искусстве пошли маринист Айвазовский, жанрист Федотов, философ Ге, лирик Шевченко, но главное наставление учителя каждый из них усвоил навсегда: «Не упускайте ни одного дня, не приучая руку к послушанию. Делайте с карандашом то, что делают настоящие артисты со смычком, с голосом – только тогда можно сделаться вполне художником… Душа художника, как зеркало, должна отражать в себе всю природу; образованный вкус выберет из неё прекрасное, а талант передаст в картине».

Карл Павлович умер в июне 1852 года вдали от родины в местечке Манциана близ Рима, где проходил лечение.

Похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Надгробие на могиле Карла Брюллова

По разным странам и континентам разошлись произведения великого русского живописца. Они хранятся в коллекциях Италии и Америки, в лучших музеях и галереях нашей страны. Наше национальное самосознание впитывает незыблемые ценности гуманизма, которые несут картины художника, и каждый из нас остро чувствует свою сопричастность сохранению планеты земля от людской жестокости, ненависти, бунта стихий и человеческих страстей.

Интересные факты из жизни художника:

Карл Брюллов поправлял рисунки друзей перед экзаменами, взамен этого им предлагалось отвозить его на закорках в столовую и доставлять прямо в постель ситник с икрой или мёдом;

За картину «Итальянский полдень», написанную в пару к картине «Итальянское утро», художник подвергся обструкции со стороны членов Общества поощрения художников, которые не только высказали полное неприятие, но и лишили Карла Брюллова права на получение дальнейшей стипендии. Ему было надменно замечено, что «изящные соразмерности не суть удел известного класса».

"Итальянское утро" "Итальянский полдень"

Картину «Смерть Инессы Де Кастро» (1834) художник создал всего за 17 дней. Допущенный в пустую комнату в Брерском дворце, где творил художник, профессор миланской академии Джиованни Серви говорил, что живописец доходил до состояния, когда глаза сами закрывались. Тогда он буквально падал в вольтеровское кресло, а после двадцатиминутного отдыха вновь принимался за работу.


"Смерть Инессы Де Кастро"

Перед тем, как приступить к самому грандиозному историческому полотну «Последний день Помпеи», Карл Брюллов в течение нескольких лет изучал архивные документы, связанные с гибелью Помпеи во время извержения Везувия в I веке нашей эры. Также его внимание привлекли свидетельства очевидца Плиния Младшего об исчезнувшем городе на юге Римской империи в 79 году нашей эры. Художник исследовал руины разрушенного города и даже скелеты людей, найденные во время раскопок. Работа над картиной размером четыре с половиной на шесть с половиной метров продолжалась в течение шести лет – от первых замыслов 1827 года до её окончания в 1833 году. За это полотно в 1834 году на выставке в Лувре художник получил золотую медаль, а Академия художеств Петербурга присвоила ему звание почётного вольного общника и право носить мундир старшего профессора. Художник получил орден св. Анны III степени, а картина была признана лучшим произведением живописи XIX века.

В Москве Карл Павлович отказывался от богатых заказов: «Я теперь не за деньги работаю, а работаю даром для моих московских друзей».

При написании «Портрета княгини Елизаветы Салтыковой» художник прибегнул к маленькой хитрости. Он попросил ученика купить сусальное серебро для росписи кружков павлиньих перьев. «Наложив серебро, он прикрыл его слегка прозрачной краской и таким образом достиг того металлического блеска, какой видел в этих прелестных перьях», - вспоминал художник Мокрицкий.


"Портрет княгини Салтыковой"

Вместе с другими художниками Брюллов принимал участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Перед мастером была поставлена задача расписать плафон и барабан изображениями двенадцати апостолов. Настенным росписям в технике масла предшествовали станковые этюды ликов учеников Христа, несущих верующим Слово благодати и послушания.

~~~

(При подготовке статьи использованы материалы Г.И.Пикулевой из альбома «Брюллов».

Изд-во ОЛМА Медиа Групп, 2008 год )

: Искусство балансирует между двумя пропастями - легкомыслием и пропагандой.

Карл Краус :
Любовь и искусство заключают в свои объятия не прекрасное, а то, что становится прекрасным благодаря им.
Карл Брюллов :
Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть.
А.Л. Чижевский :
Сделать человека человеком – вот всепоглощающая цель искусства.
А.Л. Чижевский :
Истинное искусство всегда нравственно.
Иосиф Бродский :
Возможно, искусство есть просто реакция организма на собственную малоемкость.
Андрей Тарковский :
Религию, философию, искусство - эти три столпа, на которых удерживался мир - человек изобрел для того, чтобы символически материализовать идею бесконечности, противопоставить ей символ возможного ее постижения.
Андрей Тарковский :
Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделав ее способной обратиться к добру.
Андрей Тарковский :
Главная задача искусства - это разрешение духовного кризиса, царящего во всем мире.
Андрей Тарковский :
Именно в искусстве можно всерьез говорить о сочетании идеализма и реализма.
Андрей Тарковский :
Искусство существует лишь потому, что мир плохо устроен.
Оноре де Бальзак :
Искусство - это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников.
Владимир Кличко :
Искусство - это своеобразный массаж души, только через глаза.
Томас Элиот :
Создание произведения искусства - это взаимопроникновение личности автора и личности его героя.
Эйзенштейн :
Искусство дает возможность человеку через сопереживание фиктивно создавать героические поступки, фиктивно проходить через великие душевные потрясения.