Фрунзик мкртчян биография семья. Фрунзик Мкртчян: грустная судьба смешного человека. Краткая биография Фрунзика Мкртчана

На протяжении жизни Фрунзик Мкртчян записывал свои мысли на магнитофон – перед смертью он попросил передать запись единственной наследнице.

Внучка знаменитого советского актера Ирэна Тертерян расшифровала уникальную аудиозапись с посланием любимого деда. Откровения «клоуна с осенью в сердце» будут опубликованы в виде книги.

Внучка Ирэна Тертерян, единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, вернулась на родину в Ереван только через 13 лет, чтобы почтить память своего знаменитого деда.

Она приехала из далекой Аргентины, куда эмигрировала еще ребенком. Ирэна вернула Родине «завещание» великого актера.

– О таинственной аудиозаписи мне рассказала мама, дочь Фрунзика Мкртчяна Нунэ, – рассказывает в интервью «Жизни» Ирэна. – Она говорила, что дед хотел написать книгу и потому записывал свои мысли. Мама мечтала опубликовать записи деда, но болезнь подкосила ее…

Мкртчян обожал сына Вазгена и так страдал из-за его болезни

После неудачной операции дочь Фрунзика Нунэ умерла. Ирэне тогда исполнилось 13 лет.

– Спустя годы я осознала важность возложенной на меня миссии, – говорит Ирэна. – Я единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, и в моих руках его душа, все, что он хотел передать потомкам. И тогда я решила завершить дело дедушки и моей мамы и опубликовать книгу…

Сегодня в ереванском издательстве уже работают над обложкой книги. Двести страниц откровений великого актера на армянском языке планируется выпустить к концу июля.

– Помню, как дед учил меня рисовать, – вспоминает Ирэна. – Он говорил, что искусство может быть подвластно человеку: если уголки губ у нарисованного человечка поднять вверх, то он будет улыбаться, вниз – плакать. Каждый человек – тоже рисунок, только он – изображение его судьбы, и пока она машет своей кистью, он живет…

Судьба

Доля самого комического актера с отпечатком неизгладимой грусти на лице Фрунзика Мкртчяна незавидна. Неудивительно, что пережив на склоне лет клиническую смерть, Фрунзик не хотел возвращаться. «Зачем вы меня вернули, там так хорошо!» – говорил Фрунзик Мушегович врачам, которые и не предполагали, что актер выживет.

– Я был рядом в тот момент, – рассказывает «Жизни» родной брат актера, режиссер Альберт Мкртчян. – Фрунзик, очнувшись, сказал мне: «Там все серебряное, так спокойно».

Личная жизнь актера не сложилась. Болезнь первой жены, нездоровье сына, отдаленные отношения со второй семьей. Родные говорят, что к тому моменту, когда Мкртчяна настигла болезнь, он был глубоко уставшим человеком. Бесконечные съемки. Он жил в самолетах, ел в самолетах – всю его жизнь заполняла работа. Но она и спасала его от тяжелых раздумий о своей не очень счастливой судьбе…

Супруги Донара и Фрунзик сыграли самих себя в комедии «Кавказская пленница»

– Фрунзик был моим сердцем, – признается «Жизни» брат актера. – Я готов был сделать все для него. Но я не люблю, когда о нем говорят как о человеке несчастном. Бог даровал ему такой талант, поэтому на судьбу Фрунзик никогда не обижался… Он по-настоящему любил жизнь. Но она не отвечала ему взаимностью. Умер актер в 63 года. Его сердце отказалось работать.

Семья

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была сложной и поэтому особо скрытной. С первой женой Донарой они сошлись благодаря профессии. Красивая девушка тоже была родом из родного Фрунзику города Ленинакана. Прежде чем поступить в театральное училище, Донара обратилась за помощью к знаменитому земляку. А через некоторое время они поженились. Актрису Донару Мкртчян зрители запомнили в роли жены товарища Джабраилова (героя Фрунзика Мкртчяна) в фильме «Кавказская пленница».

– Они прожили вместе достаточно долго, – говорит «Жизни» Альберт Мкртчян, – у них было двое детей Нунэ и Вазген. Донара очень ревновала мужа. Оттого частыми в доме были скандалы, а позже на нашу семью свалились настоящие несчастья…

Донара становилась неадекватной – частое отсутствие мужа она трактовала как измену и предательство. Родственники стали замечать, что поведение женщины иногда бывает просто непредсказуемым. Врачи поставили диагноз – шизофрения. Вскоре Донара перестала узнавать даже родных детей. На том несчастья актера не закончились, у сына Вазгена стали проявляться те же симптомы – несчастный Фрунзик был просто потерян…

– Донара тогда уже находилась на постоянном лечении в клинике, - говорит Альберт. – Последние годы актер и его сын жили вдвоем. А позже Вазгена тоже поместили в больницу.

Счастье Тамар и Фрунзика было коротким

После смерти Фрунзика Мкртчяна о существовании Донары просто забыли. В прессе появились публикации о ее смерти. Но как оказалось, первая жена актера до сих пор жива.

– Моя бабушка живет в пансионате под Ереваном, – рассказывает «Жизни» Ирэна Тертерян. – В прошлом году мы с ней встретились впервые после 13 летней разлуки. Чувствует она себя хорошо, даже узнала меня. Правда, сказала, что я ее дочь – Нунэ… Она до сих пор думает, что ее дети живы. А ведь дядя Вазген умер через несколько лет после смерти дедушки, ему было 33 года. Бабушка Донара по сей день живет воспоминаниями. Когда я зашла к ней попрощаться перед отъездом, нам пришлось вновь знакомиться – в этот раз она меня не узнала…

Любовь

– Фрунзика обожали женщины, – улыбается Альберт Мкртчян, – несмотря на огромный нос, в нем было столько обаяния, что не каждая могла устоять. Помню такой случай. Катались мы с Фрунзиком на машине по Еревану. Он тут решил «пятаки» покрутить. Даже милиция на его забавы реагировала спокойно. Тут брат увидел женщину необыкновенной красоты. Мы приблизились. Фрунзик открыл дверь машины, пригласил сесть. Женщина растерялась, но ответила достойно: «Я бы с радостью, уважаемый Фрунзик, но в городе Он». Мы часто вспоминали с братом этот случай и смеялись…

Актеру удалось покорить сердца только двух женщин –Донары и Тамар.

Вторая супруга Фрунзика, женщина необыкновенной красоты и талантливая актриса, Тамар Ованесян работала в том же театре им. Г. Сундукяна, что и сам Мкртчян.

– Вместе они прожили около четырех лет, – вспоминает Альберт. – Ничего хорошего из этого не получилось, к тому же у них была большая разница в возрасте – 15 лет…

– У них были довольно сложные отношения, – рассказывает знакомая Тамар Жанна. – Два сильных, талантливых человека – они не могли порой найти общего языка. В творчестве они удивительно дополняли друг друга. А в жизни что-то получалось не так. Жили в разных квартирах, но были официально зарегистрированы как супруги. Женились, разводились и снова сходились. Многие обвиняли Тамар в смерти Фрунзика, считая, что она довела актера до инфаркта своим своенравным характером. Тамар очень переживала, что не родила от Фрунзика ребенка…

Вот уже 13 лет Тамар Ованесян живет в Америке. Сегодня даже родные не знают, как сложилась ее судьба.

– Там она устроилась работать в армянском театре, – рассказывает брат Тамар. – С годами связь потеряли. О том, как она живет сегодня, мне ничего не известно…

Ирэна

Похоронив отца, дочь Фрунзика Нунэ покинула Армению. Внучке Ирэне было тогда всего девять лет.

– Она мне такая же внучка, как и Фрунзику, – ревниво подчеркивает Альберт Мкртчян. – На некоторое время мы потеряли всякую связь. Она росла в Аргентине, можно сказать, что ее воспитанием занимался отец. Ведь дочь Фрунзика Нунэ ушла из жизни, когда ее Ирэночка была еще подростком. Это случилось через пять лет после смерти Фрунзика…

Связь с единственной наследницей Фрунзика наладил его брат. Режиссер Альберт Мкртчян как-то приехал в Аргентину на демонстрацию своего фильма.

– Я знал, что там живет Ирэна, пытался найти ее, – говорит Альберт. – Но встретились мы позже уже в Ереване…

Лучезарная улыбка Ирэны удивительно похожа на улыбку любимого дедушки

Ирэна и ее двоюродный дед Альберт Мкртчян виделись всего несколько часов.

– Мы почти не знаем друг друга, я помню ее совсем маленькой, а теперь она такая красавица стала, есть в ней что-то от ее матери Нунэ…

Сегодня 23 летняя Ирэна мечтает связать свою жизнь с литературой.

– С детства она была удивительно одаренной девочкой, – рассказывает бабушка Ирэны со стороны отца Ирина Тертерян. – Она могла бы быть и замечательной актрисой, как ее дед Фрунзик, и найти свое место в музыке, как ее дед Авет Тертерян, известный армянский композитор. Но куда ее выведет судьба, пока неизвестно.

Марина Русских

в городе Ленинакане (ныне Гюмри, Армения) в многодетной семье рабочих текстильного комбината. У актера было два имени: Мгер (так его звали дома) и Фрунзик, которое ему дал отец в честь известного полководца Михаила Фрунзе.

Отец хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок.

Фрунзик Мкртчян окончил школу и начал работать на заводе, в свободное время посещал репетиции самодеятельного театра. Несколько лет выступал на сцене Ленинаканского театра имени Мравяна.

В 1956 году окончил Ереванский театрально-художественный институт (ныне Ереванский государственный институт театра и кино) и был принят в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. За годы работы в театре Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.

Кинодебютом Мкртчяна стала роль музыканта Арсена в фильме Генриха Маляна и Генриха Маркаряна "Парни музкоманды" (1960).
В 1965 году он сыграл роль профессора Берга в комедии "Тридцать три" режиссера Георгия Данелии.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова "Айболит-66". Актер вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

В том же году на экраны СССР вышла комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница", в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине роль его экранной жены сыграла его настоящая супруга - актриса Донара Мкртчян.

В 1967 году на экраны вышел фильме "Треугольник", за участие в котором в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР.

Новому витку популярности Мкртчяна во второй половине 1970-х годов способствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии "Мимино" (1977), в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Актер снимался в фильмах "Солдат и слон" (1977) Дмитрия Кесаянца, "Суета сует" (1979) Аллы Суриковой, "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (1979) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) Самсона Самсонова и др.

Мкртчян играл в картинах своего младшего брата режиссера Альберта Мкртчяна "Каменная долина" (1977), "Крупный выигрыш" (1980), "Песнь прошедших дней" (1982) и "Танго нашего детства" (1984).

В 1986 году в Ереване актер основал собственный театр (ныне — Артистический театр ""Мгер Мкртчян"). На открытии театра была представлена постановка ""Жена пекаря"" Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.

29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян скончался. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване в Армении.

В 1971 году Фрунзику Мкртчяну было присвоено звание народного артиста Армянской ССР, в 1984 году - народного артиста СССР. Он также имел звания заслуженного артиста Дагестанской АССР (1972) и заслуженного артиста Грузинской ССР (1980).

Мкртчян был удостоен Государственной премии Армянской ССР (1975), Государственной премии СССР (1978). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актерскую работу" за 1978 год.

В 2001 году посмертно Фрунзик Мкртчян был награжден армянским орденом Святого Месропа Маштоца.

Памятник артисту был установлен на его родине в Гюмри . Там же открыт музей Фрунзика Мкртчяна.

Именем известного артиста названы площадь и одна из центральных улиц в Ереване, улицы в других городах Армении.

Памятник героям фильма "Мимино", в том числе Фрунзику Мкртчяну, работы Зураба Церетели был открыт в центре Тбилиси.

Памятник-фонтан, посвященный героям "Мимино", работы Армена Варданяна был установлен в курортном городе Дилижан на севере Армении.

Фрунзик Мкртчян был трижды женат. Первый брак с сокурсницей Кнарой быстро закончился разводом. Второй раз его супругой стала актриса Донара Мкртчян, которая родила актеру двух детей, но вскоре тяжело заболела душевным недугом и десятки лет провела психиатрической лечебнице. Третьей его женой была Тамара - дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.

Дочь Фрунзика Мкртчяна от второго брака Нунэ скончалась спустя пять лет после смерти отца. Через некоторое время после сестры умер сын Вазген, унаследовавший душевную болезнь матери.

Скончалась Донара Мкртчян, запомнившаяся зрителям по сыгранным ролям в картинах "Кавказская пленница", "Хатабала", "Помада №4", "Приключения Мгера".

Брат Фрунзика Мкртчяна - режиссер и сценарист Альберт Мкртчян является художественным руководителем Артистического театра "Мгер Мкртчян" мэрии города Еревана.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мкртчян Фрунзик Мушегович

Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фрунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей и не стеснялись аплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт и, еще будучи студентом второго курса института, получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим: бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - в небольшом эпизоде в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан». А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году - в фильме Г.Маляна и Г.Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине также сыграла и его настоящая супруга, актриса Данара Мкртчян.

После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности, к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».

Жизнь Мкртчяна складывалась успешно. Вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».

В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине семидесятых вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине семидесятых годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Много смешных реплик, ставших позже крылатыми - «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» и другие, - Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»

После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.

Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой - министром иностранных дел, третий - членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»

Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное». А Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».

Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу. Он остался один с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, - три дня он превращался в старика-инвалида».

В середине 1980-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.

С середины восьмидесятых годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.

Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчян повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».

Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар: умер его близкий друг - народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».

Последние месяцы Фрунзик Мкртчян жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчяна собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».

Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.

На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.

Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.tvkultura.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Текст статьи «Слушай, как я думал, что я - один?», автор И.Вердиян
Текст статьи «Фрунзик Мкртчян: грустное солнце», автор И.Изгаршев
Текст статьи «Фрунзик по имени Солнце», автор В.Рамм

Фильмография:

1955 «В поисках адресата»
1956 «Из-за чести»
1959 «О чем шумит река»
1960 «Парни музкоманды»
1965 «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
1965 «Тридцать три»
1966 «Айболит-66»
1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
1966 «Формула радуги»
1967 «Из времен голода»
1967 «Треугольник»
1968 «Белый рояль»
1969 «Адам и Хева»
1969 «Мы и наши горы»
1969 «Не горюй!»
1969 «Вчера, сегодня и всегда»
1970 «Взрыв после полуночи»
1972 «Хатабала»
1972 «Мужчины»
1972 «Айрик» («Папа»)
1972 «Памятник» (короткометражный)
1977 «Мимино»
1977 «Наапет»
1977 «Солдат и слон»
1978 «Суета сует»
1979 «Добрая половина жизни»
1979 «Приключения Али-бабы и сорока разбойников»
1980 «Пощечина («Кусок неба»)
1981 «Крупный выигрыш»
1982 «Песнь прошедших дней»
1983 «Одиноким предоставляется общежитие»
1983 «Пожар»
1984 «Легенда о любви»
1985 «Танго нашего детства»
1987 «Как дома, как дела?»

Почти все фильмы, в которых сыграл всенародный любимый актер, стали классикой советского кинематографа. За свой талант он получил звание народного артиста СССР, стал лауреатом Госпремии. Однако личная жизнь Фрунзика Мкртчяна складывалась не так гладко, как его карьера, и, возможно, бытовые неурядицы приблизили его конец - причиной смерти актера стал инфаркт, случившийся накануне нового 1993 года.

Краткая биография Фрунзика Мкртчана

Он родился 4 июля 1930 года в Ленинакане в семье, где кроме него было еще трое детей. Родители Фрунзика работали на текстильном комбинате, и, чтобы прокормить семью, отец пошел на преступление - украл пятиметровый кусок ткани. За это Мушега Мкртчяна на десять лет отправили в лагеря, а мать на свою мизерную зарплату старалась прокормить четверых детей.

В детстве у Фрунзика обнаружился талант к рисованию, и отец хотел, чтобы он выучился на художника, но любовь к рисованию оказалась меньше, чем увлечение театром, зародившееся в душе Мкртчяна, когда в десять лет он стал заниматься в школьном драмкружке.

Прежде чем поступить в Театрально-художественный институт, Фрунзик Мушегович несколько лет проработал помощником киномеханика в клубе, занимался в студии при драмтеатре в родном Ленинакане.

С самого начала педагоги рассмотрели в Мкртчяне незаурядный талант, а уже на втором курсе он начал играть на сцене Ереванского театра им. Сундукяна. Он быстро обрел популярность, и зрители шли в театр, чтобы посмотреть на игру Фрунзе Мкртчяна.

Кинематографическая биография Фрунзика Мкртчяна началась с маленькой роли в фильме «Тайна озера Севан», потом, в 1960 году он снялся в картине «Парни музкоманды».

После пятилетнего перерыва Мкртчяна пригласили в комедию «Тридцать три», но настоящим прорывом в карьере артиста стала кинокомедия «Кавказская пленница», открывшая талантливого актера для всего Советского Союза.

Личная жизнь актера

В первый раз узами брака Фрунзик связал себя еще во время учебы - избранницей Мкртчяна стала его однокурсница Кнара. Однако студенческая семья не выдержала испытания безденежьем и сложностями быта, и вскоре распалась. Вторая жена Фрунзика Мкртчяна Донара Пиносян была моложе его на одиннадцать лет.

Они познакомились, когда Донара приехала поступать в театральный вуз, а сам Фрунзик уже работал в театре. Они поженились, в семье родилась дочь Нуне, а спустя тринадцать лет - сын Вазген.

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна в первые годы брака складывалась удачно - они с женой работали в театре, у них подрастали дети, а потом обнаружилось, что Донара серьезно больна - по наследству ей передалось тяжелое психическое заболевание, вылечить которое так и не удалось - даже лучшие специалисты, которым показывал жену актер, оказались бессильны.

Семейная жизнь для Мкртчяна превратилась в настоящий ад - жена стала патологической ревнивой, не отпускала мужа ни на шаг, устраивала ужасные скандалы. Это повлияло на карьеру актера - долгое время он не выходил на театральную сцену и не снимался.

Донару поместили в психиатрическую клинику, в которой она провела последние двадцать пять лет своей жизни. Между тем Фрунзик остался один с дочерью и сыном, который, как оказалось позже, был болен той же наследственной болезнью, что и его мать, и это стало еще одним ударом для Мкртчяна.

В начале восьмидесятых Фрунзик познакомился с Тамарой Оганесян, дочерью председателя Союза писателей Армении, которая была на двадцать пять лет моложе него. Ради Мкртчяна она бросила мужа, но брак с Фрунзиком оказался недолгим - через несколько лет они разошлись, и актер снова остался один.

В последние годы актер отказывался от приглашений сняться в том или ином фильме, и все силы отдавал созданию собственного театра, но так и не успел в полной мере насладиться плодами своего труда.

Центр» - "Фрунзик Мкртчян. Трагедия смешного человека "(13.30), а «Россия К» - фильмы "Мужчины " (15.20) и "Печальная история последнего клоуна. Фрунзе Мкртчян " (16.30).

Фрунзик Мкртчян родился в Армении, в городе Ленинакане (теперь называется Гюмри). Его родители - отец Мушег и мать Санам - работали на текстильной фабрике. Фрунзик с детства отлично рисовал. Отец хотел, чтобы он стал художником, но мальчик неожиданно заболел театром. Он вывешивал покрывало на лестничной клетке (квартира была на втором этаже) и устраивал спектакли, на которые приходили и детвора, и взрослые соседи.

Родители назвали его Фрунзиком, - вспоминал младший брат актера Альберт Мкртчян, - в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В 30-х годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена. А когда много лет спустя Театр имени Сундукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгер. Это библейское имя, которое в переводе обозначает «Солнце», весьма приглянулось брату.

Солнечный мальчик

Фрунзик и на самом деле был светлым, солнечным ребенком – нежным, доверчивым и очень добрым. Любил шутить и озорничать. Правда, уже в детстве он поражал всех своими печальными глазами. Казалось, ему уже тогда была наперед известна вся его жизнь – непростая, трагическая. Кто знает, если бы он не связал себя с актерской профессией, может, все сложилось бы иначе?

В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. И вдруг выяснилось, что Бог дал ему огромный актерский талант, - рассказывал Альберт Мкртчян.

Маленький Фрунзик любил Чарли Чаплина и часто сравнивал себя с ним.

Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества, - говорил актер. - Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием сыграть в кино. Это была чистая правда. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства.

Когда началась война, отец Фрунзика ушел на фронт, мама работала посудомойкой, а Фрунзик целыми днями просиживал в будке киномеханика в фабричном Доме культуры. До этого, бросив школу в тринадцать лет, он побывал и учеником сапожника, и кукольных дел мастером, и даже закройщиком одежды. Киномеханик отвел мальчика в театральную студию, его взяли. И скоро он вышел на сцену самодеятельного театра. В первом своем спектакле Фрунзик должен был сказать: «Вам письмо от князя!». Но едва он появился на сцене, как зрители стали смеяться. Фрунзик посмотрел в зал и произнес: «Знаете, сами передавайте князю это письмо - мне некогда, у меня дела». Сказал - и убежал за кулисы, где тоже стоял оглушительный смех. Фрунзик расстроился, но через годы понял, что смех в зрительном зале – признак хорошей игры. А тогда, уходя из Дома культуры, он уяснил для себя другое, что жить без театра он уже не сможет.

«Я тут так хохотался!»

В 1956 году Мкртчян окончил Ереванский театрально-художественный институт и сразу был принят в Академический театр имени Сундукяна в Ереване. В это же время он сыграл свою первую роль в фильме «В поисках адресата ».

Театральный триумф начался у Фрунзика с первых же ролей, - рассказывал Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сундукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Затем были фильмы: «33 » Георгия Данелия ,

«Айболит-66 » Роллана Быкова ,

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика » Леонида Гайдая .

Но настоящую популярность Мкртчяну принесла роль водителя Хачикяна в картине Данелия «Мимино ».

Фразы героя Мкртчяна из «Мимино» стали народными: «Вы почему кефир не кушаете? Что, не любите?», «Спасибо, я пешком постою!», «Валико-джан, я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!», «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?»… Всех их актер придумал сам.

Данелия давал ему возможность полной импровизации. Так, например, Фрунзик уговорил режиссера снять эпизод, в котором его Хачикян и герой Кикабидзе едут в лифте вместе с двумя совершенно одинаковыми японцами. В кадре один японец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга!». Но, к сожалению, по соображениям цензуры эта сцена в фильм не вошла.

К слову, за эту роль актер единственный из киногруппы «Мимино» получил Государственную премию СССР.

Во время работы над этой лентой актер стал пить, срываться из-за проблем в семье. Данелия долго терпел, а потом поставил ультиматум – будешь пить, не буду снимать! Около недели Фрунзик приходил на съемочную площадку трезвым. И как-то подошел к Данелия и произнес с грустью: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».
Через несколько дней после этого одну из сцен «Мимино» снимали в ресторане гостиницы «Россия». Герои Кикабидзе и Мкртчяна пытаются друг друга перетанцевать. Фрунзик пришел на эту съемку немного выпившим, но, несмотря на это, прекрасно плясал. Однако у него никак не получалось сесть на шпагат и поднять носовой платок, лежавший на полу. Один дубль, второй, пятый… Все уже устали от хохота, да и красного от напряжения Мкртчяна было жаль. Тогда Данелия подозвал Кикабидзе и попросил выхватить из-под ног Мкртчяна платок. Вахтанг Константинович блестяще справился с задачей, а Мкртчян, догадавшись, что его обхитрили, поднял голову и посмотрел на всех таким обиженным взглядом, что на съемочной площадке вновь разразился хохот.

Донарин пленник

Легенда гласит, что у Мкртчяна было два паспорта: один - на имя «Фрунзик Мкртчян», а второй – «Мгер Мкртчян». Правда, по слухам, он умудрился их потерять и отлично жил без документов. Ведь у актера была феноменальная популярность, его любили в каждом уголке Советского Союза.

Однако, несмотря на всеобщее обожание, личная жизнь Мкртчяна не складывалась. Его первый брак был очень скоротечным. Затем он познакомился с красивой девушкой по имени Донара , влюбился. Когда они встретились, ему было за тридцать, ей восемнадцать. Он был известным актером, она студенткой театрального училища. Вскоре Донара стала его женой, ей и суждено было сыграть роковую роль в жизни Мкртчяна.

Поначалу все складывалось хорошо. Донара сыграла вместе с мужем в «Кавказской пленнице ». (В картине она исполнила роль жены водителя товарища Саахова, которая с горечью рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.)

А потом у супругов родились сын Вазген и дочь Нунэ. Фрунзик боготворил детей, задаривал игрушками, которые тоже, кстати, любил.
- Ему все было интересно, - рассказывал Альберт Мкртчян, - как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно.

С годами в поведении жены Мкртчяна начали появляться странности. Донара старалась не отпускать мужа ни на шаг. Она стала патологически ревнивой, устраивала супругу страшные сцены ревности. Друзья посоветовали Фрунзику показать ее психиатру, тот поставил неутешительный диагноз - шизофрения. После лечения в Армении он перевез жену в одну из французских психиатрических клиник. Но все усилия были напрасны, Донара умерла. Фрунзик запил.

Когда ему было 54, он вновь женился. Его избранницей стала дочь председателя Союза писателей Армении Тамара Оганесян – видная девушка, на 25 лет моложе Мкртчяна.

По воспоминаниям друзей, когда его кто-то спросил, какой это у тебя по счету брак, актер шутливо ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?»
К сожалению, и этот брак не сделал жизнь Мкртчяна счастливее (Тамара напоминала по характеру и темпераменту прежнюю супругу), и он скоро распался.
Фрунзик, который всегда находился среди людей, теперь полюбил одиночество.

Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один, - вспоминал его младший брат. - Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…

Дети тоже не стали отрадой для Фрунзика. После замужества дочь актера Нунэ переехала в Аргентину. А у сына Вазгена тоже, как и у его матери, начались странности. Фрунзик показывал его лучшим психиатрам, но все они ставили сыну тот же диагноз, что и жене. Увы, шизофрения передается по наследству - избавиться от нее невозможно.

Жажда смерти

В последние годы Фрунзик отказывался от ролей в кино. «В моем возрасте уже не играют», -горько замечал он. Он мечтал о своем театре и тратил на его создание все свои силы. Однако полностью насладиться своим детищем он не успел...

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Телефон Фрунзика был неисправен. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что его больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт...

Фрунзику Мкртчяну было 63 года…

Он желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты, - говорил его младший брат. - Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе.

Его похоронили под Новый год, 31 декабря, в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.
Почему на долю гениального актера выпало столько испытаний и бед? Что это - рок, висевший над его судьбой, или плата за неимоверный талант?

Дочь Фрунзика Нунэ умерла через пять лет после смерти отца, затем не стало его сына Вазгена. А два года назад умер и его младший брат Альберт, который до последнего дня был художественным руководителем Театра Мгера (Фрунзика) Мкртчяна…

Дмитрий Сергеев