Если грузин говорит что любит. Отношение грузин к русским. Авиабилеты в Грузию

Все люди по своему внешнему виду делятся на типажи. В Грузии это особенно заметно, причем больше это касается мужчин. В разных уголках Грузии вам придется иметь дело с разными типами грузин: лысыми и темноволосыми, худощавыми и коренастыми, пузатыми и тощими, широкоскулыми и похожими на «итальянцев» или на «армян».

Сколько в Грузии регионов

В Грузии 12 регионов. Люди этих регионов отличаются характером, внешностью, кухней и фамилиями. Представители одних регионов подшучивают над другими, но вовсе не со зла.

Самый популярный регион по количеству шуток − это Сванетия.
Этническая группа сванов довольно малочисленна и обособленна. В шутку сванов называют «деревянно-головыми», логику поведения сванов понять очень сложно, часто упрямство в крайней степени перекрывает логику. Про них придумана масса анекдотов, порой даже обидных.

А еще сванов многие бояться, точнее, остерегаются с ними связываться, поскольку они вспыльчивы, конфликтны, а в их жилах, вместо крови течет дух «кровной мести».

Фамилия и них похожи на итальянские и заканчиваются на —ина , как, например, известный альпинист Хергиани, правитель Сванети Дадиани, Иоседиани и т.д.

Сваны имеют свой язык, а сванская кухня славится лепешками с мясом «кудбари», «чвиштари» и сванской солью.
Сваны всегда славились храбростью. Отважные воины отличались широкими плечами и высоким ростом. Не будучи никем никогда завоеванными, они сохранили первоначальный генотип со светлыми волосами и глазами.

Мегрелия

Мегрелы − ближайшие соседи сванов. Их называют «грузинскими евреями». По натуре они весьма предприимчивые и хитрые. Из них получаются неплохие бизнесмены, торгаши и просто предприниматели.

У этой этнической группы так же есть свой язык, как и сванский непонятный никому другому. Мегрелы отличаются от грузин из других регионов внешне, они светлые, рыжие, голубоглазые, высокие и стройные.

Считаю себя чистокровными и предпочитают не смешиваться с другими нациями, в том числе с грузинами из других регионов. Мегрелы очень трудолюбивы и называют сами себя «грузинской элитой».

Фамилии мегрелов заканчиваются на -ия, как, например, Берия, Гамсахурдия, Данелия и т. д. Кстати, иногда мегрелов называют менГрелами, а Мегрелию МенГрелией.
Из мегрельской кухни в общегрузиснкую попали такие блюда как гоми, эларжи, мегрельские кучмачи, мегрельский харчо и хачапури. Обычно мегрельская кухня очень вкусная и немного острая.

Рача

Рачу называют маленькой Швейцарией. Горы, озера, леса, водопады… Природа этого края удивительно красива. Люди спокойные и добрые. Здесь не существовало кровной мести, как в соседней Сванетии. Рача, расположенная вне основных торгово-военных путей никогда никем не была завоевана.

В Раче живут рачинцы. Рачинцы самые медленные из всех известных грузин, но и самые веселые. В народе над ними смеются и называют «тормозами». На тему их медлительности в советские времена был снят фильм под названием «Самые быстрые в мире». Посмотрев его можно понять характер рачинцев.

Рачинцы известны как отличные поварами. Вам крепко повезет, если вы попадете к рачинцам на застолье, которое не обходится без песнопения и традиционных рачинских блюд: рачинской ветчины, лобиани, шкмерули и, конечно, без знаменитой «Хванчкары».

Аджария

Аджарцы живут у Черного моря. Батуми − столица Аджарии. Кто только не пытался завоевать этот лакомый кусочек, порт, выход к морю. Греки и римляне, персы и турки постоянно претендовали не только на прибрежные территории, но и на горные участки.

Аджарцам пришлось уживаться с разными соседями, терпеть завоевателей, три века оставаться под властью турок и даже поменять веру.

Танцы, песни и кухня в Аджарии сильно отличается от всех остальных регионов. А из блюд самым известным и любимым у гостей стал «аджарский хачапури» в форме лодочки с яйцом, которое напоминает солнышко этого теплого края. В остальном аджарская кухня очень жирная, тяжелая, с присутствием топленого масла почти во всех блюдах.

Имеретинцы

Имеретинцы живут в Имерети. Столица Имерети − Кутаиси. Кстати, один из самых древних постоянно заселенных городов Европы. Имеретницы гордятся своей славной историей, ведь они потомки колхов − жителей знаменитой Колхиды.

Импритинцы голубаглазые, нос с горбинкой или мясистый. Имеритицев называют сладкоязычные. Они всегда говорят приятные вещи, комплименты и все то, что погреет ваш слух.

В принципе, «водолеи» встречаются по всей Грузии», но имеретинцы заслужили особую репутацию. Остается только надеяться, что комплименты в ваш адрес произносятся искренне.

Имеритинцы очень гостеприимные, они будут подливать в стакан и подкладывать в тарелку, лишь бы посуда не пустовала. Они будут терпеливо ждать пока вы не «выкатитесь» из-за стола, шансов уйти раньше никаких.

Кстати, о всеобщем грузинском гостеприимстве читаем .
Имеритинский хачапури, имеритинский сыр, надуги с мятой, вино Цоликаури и Цицка − главные действующие блюда имеретинской кухни.

Гурийцы

Остроязычные гурийцы любят придумывать стишки, шутки, прибаутки и точно знают как «уколоть». Но никто на них не обижается, ведь все знают натуру гурийца. Им достались болотистые земли, с малярийными комарами и прочими ужасами, которые способствовали формированию жесткого характера гурийцев.

Гурийцы спокойные люди, но ссорится с ними не стоит. Если у грузина жена из Гурии, то рано или поздно он жалеет о сделанном выборе. Женщины гурийки хорошие хозяйки, но властные и жесткие.

Кухня гурийцев привнесла в грузинскую кулинарную культуру гурийский хачапури, особый сыр и Из их кухни нам известен Гурийсаий хачапури.

Восточная Грузия

Кахетия благодатный винный край. Кахетинцев называют трудолюбивыми ослятами, ведь с весны до осени им придется трудиться в полях. Виноградники, арбузные бахчи, подсолнухи, персики, орехи и гранаты − все эти дары природы нам дает Кахетия.

Алазанская долина, южные отроги Кавказских гор, реки Иори и Алазани. Через эту территорию проходили торговые пути, а значит купцы платили пошлину. Богатый, плодородный край не давал покоя врагам. Кахетия постоянно страдала от вражеских набегов.

А персидский шах Аббас, разоривший Кахетию в начале в XVII века, насильно переселил в разные области Ирана 200 тысяч грузин-кахетинцев, заселив Алазанскую долина туркменами.

Именно поэтому, кахетинцы брюнеты, многие чернаглазы и чернобровы. Их часто изображают пузатыми, ведь долгими зимними вечерами ничего не остается, как коротать время за кувшином собственноручно приготовленного вина, закусывая запасами, заготовленными до следующего лета.

Кахетинцы любят мясные блюда − шашлык, хашламу, ну и, конечно, вино.

В Грузии есть еще несколько регионов, как, например, высокогорные Тушетия, Хевсуретия. В Самцхе-Джавахети грузины в меньшинстве, так как в силу разных исторических моментов в регионе преобладает армянское или азербайджанское население.

Что говорят о грузинах другие

Грузины − красивая нация, с характерным менталитетом. Не пытайтесь донести до грузина «тонким намеком» на русском, вас не поймут. В общей массе грузины очень характеризуются излишним самолюбием, упрямством и обидчивостью.

Что касается общих черт грузинской нации, стоит заметить, что внешнюю красоту грузин еще в древности подметили Геродот, Гиббон и Страбон.

Что говорят о грузинах европейцы

«Memoire sur l’ethnographie de la Perse » (Paris, 1866) „гру­зинская нация издавна отличалась изяществом своего типа и что чистоте гру­зинской […] обязаны персы и турки улучшением своего по природе грубого типа, чему помогали бесчисленные выселения, с давних пор, производившаяся из Грузии […]“ (Бакрадзе: „Археолог. путешествие по Гурии и Аджаре“, стр. VI)

Не остался равнодушным к грузинам путешественник Шарден (1671), составивший для европейцев первый путеводитель по Закавказью, Аббат Иосиф Делапорт, немецкий ученый Ритцель, Пушкин и Лермонтов.

Особое внимание стоит отметить красоту грузинских женщин. Их красота пленила византийских императоров, шахов и султанов. Например, мать султана Абдул-Меджида была прежде грузинской невольницей, «даже благородную осанку и красивое лицо основателя Трапезондской империи историки готовы объяснить происхождением великих Комненов от грузинских предков», мать светила православной церкви Афанасия Великого тоже была грузинкой.

Супругой последнего византийского императора Константина Палеолога должна была стать дочь царя Георгия XVIII, если бы не окончательное падение Константинополя в 1453 году.

Путешественник и писатель Швейгер-Лерхенфельд пишет:

«… Впрочем, грузинки, проданные в рабство, совсем не были так несчастны, как это обыкновенно у нас думается. В сущности, перемена в их положении могла назваться блестящей, ослепительной. Грузинки гораздо интеллигентнее черкешенок, властолюбивее и искуснее в интригах; поэтому они не только быстро осваивались с новою участию, но и умели добиваться решительно полной власти в гаремах магометанских вельмож.»

и, напоследок:

„Со времен Шах-Аббаса I, — повествует покойный проф. Паткапов, у персидских шахов вошло в обыкновение окружать себя грузинской дружиною и поручать грузинским князьям важные должности главнокомандующего, диванбега, испаганского „таруги“ и ханов в отдельных провинциях. В эпоху Сефидов большая часть грузин, высшего сословия перебывала в Персии, — в Канда­гаре, Хорасане, оставаясь в этих странах временно или навсегда. Число их в Персии за это время было так велико (мы разумеем также грузинок в гаремах шаха и вельмож), что они имели значительное влияние на расовое видоизменение персиян высших сословий“.

Чтобы познакомиться с представителями разных регионов и узнать что-то интересное о стране, смело выбирайте местного жителя с их авторскими экскурсиям в

35 место. Мака Гигаури

34 место. Тамара (Тамрико) Гвердцители (род. 18 января 1962, Тбилиси) - советская, грузинская и российская певица, актриса, композитор, народная артистка Грузинской ССР, народная артистка России. Отец - из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать - , внучка одесского раввина. Поскольку у евреев национальность считается по матери, а у грузин - по отцу, то Тамару Гвердцители можно с равным успехом назвать как грузинкой, так и еврейкой.

33 место: - советская актриса. Не следует путать её с другой советской актрисой Кирой Георгиевной Андроникашвили (1908-1960), которая приходится ей тетей.

32 место. (20 февраля 1923, Тбилиси - 31 марта 1994) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР.

31 место. Элене Гедеванишвили (род. 7 января 1990, Тбилиси) - грузинская фигуристка, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы (2010, 2012) в одиночном катании.

30 место. Анна Чакветадзе (род. 5 марта 1987 год, Москва) - российская теннисистка, завершившая карьеру в 2012 году. Выиграла 8 турниров WTA. Отец Анны родом из Грузии, мать - из Украины.

29 место. Ирина Онашвили - грузинская модель, представляла Грузию на Мисс мира 2003.

28 место. Тако Лолуа - грузинская модель.

27 место. Мариам Киласония - Мисс Абхазия 2009. Конкурс проходил в Тбилиси, а не в Абхазии, а победительница является не абхазкой, а мегрелкой (субэтническая группа грузинского народа).

26 место. Лика Кавжарадзе (род. 26 октября 1959, Тбилиси) - советская и грузинская актриса. Известность ей принесла роль Мариты в фильме Тенгиза Абуладзе «Древо желания».

25 место. Софико Чиаурели (21 мая 1937, Тбилиси - 2 марта 2008) - советская и грузинская актриса, народная артистка Грузинской ССР (1976), народная артистка Армянской ССР (1979). Сыграла более чем в ста фильмах.

Софико Чиаурели в фильме "Цвет граната" (1968)

24 место. - оперная певица (меццо-сопрано). Родилась в Тбилиси. Выступала в Ла-Скала, Мариинском театре и других театрах мира.

23 место. София Нижарадзе (род. 6 февраля 1986, Тбилиси, Грузия) - грузинская и российская певица, актриса, автор песен. Исполнила роль Джульетты в российской версии французского мюзикла Roméo & Juliette (2004-2006, Москва, Театр оперетты). В 2005 году представляла Россию на конкурсе исполнителей поп-музыки «Новая волна». В мае 2010 года представляла Грузию на конкурсе «Евровидение».

22 место. Нино Махарадзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Интерконтиненталь 2012.

21 место. Ия Нинидзе (род. 8 сентября 1960, Тбилиси) - советская грузинская и российская актриса театра и кино, народная артистка Грузии.

Ия Нинидзе в фильме "Орех Кракатук" (1977)

20 место. Елена Сатине (род. 24 ноября 1987, Тбилиси) - американская актриса грузинского происхождения. Её настоящая фамилия - Схиртладзе .

19 место. Нонна Диаконидзе - грузинская модель, представлявшая Грузию на конкурсе Мисс Земля 2009.

18 место. Лидия Циргвава (14 апреля 1923, Харбин, Китай - 31 декабря 2013) - советская и российская актриса, художник. Более известна как Лидия Вертинская (по фамилии мужа - русского певца Александра Вертинского). Мать актрис Анастасии и Марианны Вертинских, которые входят в .

16 место. Антиса Буцхрикидзе - грузинская модель.

15 место. Кэти (Кетеван) Мелуа (род. 16 сентября 1984, Кутаиси, Грузия) - британская певица грузинского (мегрельского) происхождения.

13 место. Додо Чоговадзе (род. 1951) - советская актриса, наиболее известная по роли принцессы Будур в фильме "Волшебная лампа Аладдина" (1966).

12 место. Елена Циклаури - грузинская модель, участница конкурса Мисс Грузия 2014.

11 место. (род. 29 ноября 1991, Тбилис) - грузинская модель, Мисс Грузия 2011. Представляла Грузию на Мисс мира 2011. Некоторые считают, что Джанет Кердикошвили по национальности , однако она отрицает это и говорит, что её родители - менгрелы из Абхазии.

10 место. Небахат Чехре / Nebahat Çehre (род. 15 марта 1944 года, Самсун, Турция) - турецкая актриса, в прошлом - модель, Мисс Турция 1960. В России наиболее известна по роли Валиде Султан - матери султана Сулеймана в сериале "Великолепный век" (2011-2012). Отец Небахат Чехре грузинского происхождения, мать - лазского (лазы - субэтническая группа грузинского народа).

Небахат Чехре в молодости:

Небахат Чехре в возрасте 67 лет в роли Валиде Султан в сериале "Великолепный век":

9 место. Манана Джапаридзе (род. 28 декабря 1980, Тбилиси) - азербайджанская певица грузинского происхождения.

8 место. Вероника (Вера) Кобалия (род. 24 августа 1981 года, Сухуми, Абхазия) - грузинский и канадский экономист, общественный и политический деятель, министр экономики и устойчивого развития Грузии в 2010 - 2012 годах.

7 место. Нато Вачнадзе (14 июня 1904, Варшава, Польша - 4 июня 1953) - советская актриса, народная артистка Грузинской ССР, заслуженная артистка РСФСР. Настоящее имя - Наталья Андроникашвили. Вачнадзе - фамилия по первому мужу.

6 место. Нини Бадурашвили (род. 27 декабря, 1985, Тбилиси) - грузинская актриса и певица.

5 место. Мэри Шервашидзе-Эристова (17 октября 1895, Батуми, Грузия - 21 января 1986) - российская княгиня, дочь князя Шервашидзе, фрейлина императрицы Александры Федоровны. После брака с князем Эристовым взяла фамилию мужа. После Гражданской войны уехала за границу, работала манекенщицей в доме моды Шанель. Историк моды Александр Васильев в своей книге "Красота в изгнании" пишет: "Хрупкая брюнетка Мэри Эристова олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Её лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают "настоящие русские княгини". Как говорят, портрет княгини Мэри был в спальне княгини Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.

4 место. - грузинская модель. Представляла Грузию на конкурсе Мисс Туризм 2008.

3 место. Лика Метревели (род. 17 марта 1993) - грузинская модель, Мисс Тбилиси 2009, Вице-Мисс Грузия 2012, победительница грузинского этапа конкурса Elite Model Look 2012.

2 место. (род. 10 ноября 1975, Тбилиси) - российская журналистка и телеведущая. Тина Канделаки о своем происхождении: "Моя мама Эльвира Георгиевна Алахвердова - . Никогда я из этого не делала тайны. Мой отец Гиви Шалвович Канделаки - грузин. Канделаки - греческая фамилия. Греческие священники, которые принесли христианство в Грузию, были моими отдалёнными предками. Но ассимиляция произошла настолько глубоко, что Канделаки стали 100-процентными грузинами".

Самая красивая грузинка - грузинская модель, актриса и телеведущая, Мисс Грузия 2007 Гванца Дараселия (род. 1 сентября 1989, Тбилиси). Представляла Грузию на конкурсе Мисс Вселенная 2008. Снялась в фильмах "Девочка со слайда" (2009) и "Город мечты" (2010).

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами. Но правдив ли он?

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот - рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Вторжение с севера

С другой стороны, нельзя отрицать, что на Кавказе действительно встречаются люди местных национальностей: грузины, горские евреи, армяне и горцы, – обладатели светлых глаз и светлых волос, в том числе, рыжих.

Антрополог Иван Пентюхов, проводивший исследования в начале прошлого века, сообщал, что действительно, в западной части Кавказа и на побережье Черного моря существует тип кавказцев с ярко выраженной европейской внешностью: светлыми глазами, светлыми волосами и круглыми лицами.

Он связывал появление такой нетипичной внешности с пришлым населением, которое, возможно, спасаясь от голода или войны, явилось на Кавказ с севера. В отдаленных районах такое население могло сохраняться столетиями, перенимая у местных народов культуру, но не смешиваясь с ним.

В пользу такой версии можно указать на таинственный, немногочисленный народ в Грузии – сванов, которые живут высоко в горах Грузии близко от черноморского побережья и часто являются обладателями голубых глаз и светлых волос.

Норманнский след

Есть версия, что это могли быть потомки древних викингов, которые еще до того, как уйти на север, в Скандинавию, жили в Приазовье. Еще 1899 году норманист Вильгельм Томсен заметил этимологическую связь северокавказских языков со шведским и датским.

Наконец, есть предположение, что черты северных народов принесли с собой русские, а буквально двести лет назад население Кавказа было более однородным.

Славянские рабы

Ещё одна версия, которая может объяснить наличие светлых волос и голубых глаз у кавказцев - это торговля рабами. Довольно часто воинственные народы Северного Кавказа делали набеги на своих северных соседей и умыкали пленников: мужчин и женщин. Мужчин продавали османам, а рабынь часто оставляли в наложницах.

Правда, это ничего не проясняет про грузин, потому что они довольно рано, в IV веке приняли христианство и рабами не торговали.

Замкнутость общин

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Таинственные Албанцы

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

Сарматы

И наконец, есть предположение, что светлые волосы кавказцев, в том числе и грузин, могут быть связаны с неведомым народом, чьи гробницы находят в могильниках степных районов Дагестана и в Чечне. Этот антропологический тип до сих пор встречается на Кавказе, а ближайшими родственными народами являются сарматы.

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образованиеИберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

На эту скользкую тему меня натолкнул разговор с моей соседкой Зиной. Итак, встреча с утра пораньше на улице.

— Все-таки эти приезжие наглые. Просто воруют наших мужчин. Представляешь, приехала одна пенсионерка из Москвы и вышла замуж за грузина - вдовца. И теперь с давлением и оханьем готовит ему чахохбили. Она даже слова этого выговорить не может, но что-то колбасит. И называет его, знаешь как?

— "Атари"! Прямо так бы взяла и придушила. Захватчица и есть.

— А в чем, говорю, проблема? Пусть радуются себе на здоровье. "Атари", наверное, наворачивает а-ля чахохбили и не жалуется. Почему вы сами не вышли замуж за этого голодающего вдовца?

— Я??? Издеваешься? Я в свое время замуж не вышла. А теперь тем более. В 70 лет пора на тот свет собираться, а не замуж выходить. Нет у людей ни стыда, ни совести!

И мы разошлись в разные стороны. Тем не менее разговор запал в голову и я стала опрашивать разных людей, чем можно объяснить такой феномен, что многие грузины женятся на славянках, в то время, как местные женщины при всех своих достоинствах не известно почему остаются не востребованными. Или мне это просто кажется.

Вот несколько мнений.

Тамрико Кикнадзе: Мой старший брат переехал в Россию еще лет 30 назад. Сперва учился, потом служил в армии. Вначале жил в общежитии, потом потребовалась прописка и он перебрался к своей однокурснице из Тамбова, которая имела уже однокомнатную квартиру. Пожил с ней несколько лет.

Мой отец нервничал и звал Ачико сюда. Все-таки единственный сын, на него возлагались большие надежды, подыскивали девочек из хороших семей. Потом Ачико нам объявил, что женится на Вале, так как она беременная. Мой отец чуть с ума не сошел на нервной почве. Жениться на женщине с ребенком от первого брака — это было выше его понимания. С ним случился инсульт, а Ачико все равно сделал, как решил. Нам он объявил, что Валя — самая лучшая. Нам в итоге пришлось смириться и принять Валю с деревянными улыбками. Валя побыла в Тбилиси, но жить здесь ни в какую не захотела. Ачико тоже твердил ей в тон:

— Что я здесь потерял? Я прекрасно налажу дела в России.

И правда, хорошо зарабатывал, высылал родителям деньги ежемесячно и не забывал нас, двух сестер. Иногда приезжал со своим сыном и падчерицей, которая называла его "мой папочка" и даже не знала, что он ей не отец.

Мы спрашивали у него, почему он не женился на грузинке, и называли конкретных девушек, которые соответствовали ему по всем статьям. Он говорил примерно так:

— Русские женщины красивее наших и лицами, и фигурой. С ними легче общаться. Грузинки более претенциозны. Я жил с разными женщинами, и никто от меня ничего не требовал.

Что мне сказать, спустя столько лет? Мой брат, по-видимому, счастлив, он сумасшедший отец, очень любит сына. С женой у них по-разному, Ачико ей изменяет потихоньку, и Валя смотрит на это сквозь пальцы. Их брак состоялся. Жаль только моего отца, который никак не может в себя прийти после инсульта, еле ходит, еле разговаривает. Надо было принять выбор Ачико более философски.

А что касается наших женщин… У меня в корпусе ровно половина девушек так и не вышли замуж, хотя все красотки, трудолюбивые и хорошие хозяйки. Хотя есть и такие, кто вышел замуж два - три раза.

Давид: У меня жена грузинка. Живем нормально, у нас двое детей. У нескольких моих друзей жены — славянки. Тут, конечно, есть свои плюсы. С ними намного проще, чем с нашими. И визуально сразу притягивают глаз. Мы, мужчины, не любим, когда на нас давят и грузят ответственностью. Тут не успел месяц просто погулять с девушкой, кино, кафе, туда-сюда, на тебя ее родители уже смотрят как на официального зятя, и попробуй не женись. Целое дело. А мои друзья по несколько лет жили со своими любимыми, и никто их не тащил расписываться. Они в любой момент могли "соскочить". Например, у меня сестра так и осталась не замужем, хотя чудесная хозяйка, красавица и прекрасный специалист своего дела. Но она бы близко не подпустила к себе мужчину с какими-то подозрительными предложениями.

Маико Гагнидзе: Да, есть такая тенденция. Я тоже замечаю, что наши мужчины женятся на русских. Либо привозят их сюда, либо здесь знакомятся с туристками. Лично мне русские женщины тоже нравятся. У них есть чему поучиться. Они красивые, дисциплинированные, хорошо воспитывают детей и очень раскованные. Без комплексов. Думаю, потому они и нравятся нашим мужчинам.

Руслан Стрижак: Ещё вариант. На уровне инстинктов борются два, один требует близкий и родной типаж для воспроизведения потомства, а другой — максимально отличный, для внесения свежей крови. Оба инстинкта работают в каждом, а какой именно окажется сильнее, зависит от внешних факторов.

Елена Кучеренко: В моем представлении грузинки — идеальные жёны. А славянки как раз — вынос мозга.

Юля: Может быть, отсутствие у кандидаток большого количества родственников? У нас мужчины избалованные. Пьяный, худосочный, не работает и пьет. Но ты за ним ещё побегай, а он морду воротит — да ты толстая, да у тебя дети от первого брака… А грузин сам за тобой бегает, и детей в общем-то любит больше, чем средний русский — своих и чужих. И поможет, и комплиментов наговорит, и к интимным отношениям всегда готов. Так что наши дамы к грузинам благоволят, знают, с чем сравнивать. Порой готовы такого красавца на руках носить. А те видят хорошее отношение.

Алена: Я сама коренная жительница Тбилиси, но не заметила такой тенденции. Женятся и на тех, и на других достаточно хорошо. На ком-то не женятся. Очень часто это зависит от желания женщины. Кстати, не все же замуж хотят.

Tatiana Leon: Да я вообще за смешанные браки, я ребёнок от смешанного брака, мой ребёнок от смешанного брака. Сказать, что женятся только на славянках — не согласна, у меня есть знакомый, который женат на японке. Просто те грузины, которые женаты на японках, итальянках, француженках и т. д., почти не видны в Грузии, они просто там не живут! Почему славянки видны, так ближнее зарубежье более доступно, потом в Грузии, я так считаю, после 90-х началась массовая депрессия: везде хорошо, кроме Грузии, и многие разъехались, кто куда, а так как в ближнее зарубежье было легче, вот и получились такие браки, где живёшь там и влюбляешься. Потом пошла волна туристического бума с оханьем и аханьем славянок, как они обожают Грузию и как бы желали жить в Грузии, ну и пускаются чары в ход. Про то, что со славянками легче жить, трудно клеить одни и те же ярлыки на всех, у каждого свой характер, но если спросить об этом европейцев, которые съели собаку, они скажут, что именно славянки более капризны, но не хочется обобщать, что грузинки больше достают мозги, трудно ведь обобщать, есть разные. Но, наверное, в начале ухаживать за грузинками труднее, ведь они выросли с красивыми словами и знают, что зачастую это пыль в глаза, красивые разговоры, вот и не хотят мужики тратить свою энергию.

Анна Мастеркова: Родители славянок меньше вмешиваются в их выбор. В том числе и на экономические условия не смотрят.Ответственность перед семьёй девочки меньше, особенно на начальном этапе знакомства. Безболезненнее можно отойти назад, а на практике быстрее приводит к бракам.

Анна Пучкова: Грузинские мужчины часто влюбляются в славянских женщин, потому что поведение разное и отношение разное. Вот, если мужчина схватил все сумки и понёс, то грузинка глазом не моргнёт: "Он же мужик, он обязан". А славянка, особенно из Москвы, скажет: "Вау, как приятно, спасибо тебе огромное". Она знает, что бывают мужики, которые этого не делают. Если грузинке мужчина предлагает отвезти ее куда-то, привезти откуда-то, то она воспринимает как должное, а славянка как супер заботливого мужчину. Если грузинка рассчитывает на серьёзные отношения, то может мурыжить парня месяцами, не имея интимных отношений, славянка, в большинстве случаев, ради приличия выдержит недели две, а дальше будет иметь полноценные отношения. Для грузинки на первом месте дети и родители в большинстве случаев. Для славянки — мужчина почти всегда в центре ее внимания. При этом, конечно, домашним делам и заботам грузинки посвящают очень много времени и сил, и это не может не восхищать. Все это не без исключений. Встречаются и обратные примеры. Но мужчины объясняют все это примерно так.

Темури: Я не замечал ничего похожего. Как было, так и есть. Главное, не в происхождении, а в финансах. Если материально в семье все стабильно, то и никаких проблем не будет. Сейчас мужчины, если видят, что женщина хорошо зарабатывает, то с удовольствием на такой женятся. И женщины так же мыслят. У меня, например, соседка за китайца вышла замуж и уже ребенок есть. У китайца здесь бизнес. Живут нормально, непонимания точно нет. Я другой человек. Никогда бы не женился ни на ком, кроме как на грузинке. Я очень чту наши традиции, культуру и историю. И считаю, что смешиваться ни с кем нельзя.

Многие респонденты повторяли уже сказанное до них. Все это можно суммировать одной простой истиной - готовых рецептов счастья не существует.

Закончить этот экспромт - опрос мне бы хотелось одной историей.

Марина Куликова: Я хочу рассказать свою историю.

3 июля 2008 года я познакомилась так же через интернет с молодым и красивым парнем. О грузинах, да и вообще о Грузии я мало что тогда знала, мы общались сутками напролет по Скайпу, появились сильные чувства, а потом 08.08.2008 началась война. Я купила билеты, но границы были закрыты, сколько было переживаний, сколько нервов — это всё просто не передать словами. И, о чудо, за два дня до моего вылета границу открыли! Я не сомневалась ни минуты и полетела из Питера в Тбилиси, конечно, транзитом. В аэропорту мне сказали, что мой рейс из Киева перенесли на 12 часов. Связи такой, как сейчас, ещё не было, мне удалось передать сообщение, что я опаздываю. В итоге, когда я летела, в самолёте я русская была одна, НИ ОДНОГО косого взгляда не было, и это 11 сентября!!! Все бы ничего, но пока я сидела в Киеве, там потеряли мой багаж, и когда я прилетела, все уже вышли, а я ещё писала заявление о потере, не могла выйти к Гио. Он ждал меня 12 часов в аэропорту! Ни он, ни я точно не знали, когда я прилечу, связи тоже не было уже.

Мы провели вместе десять потрясающих дней, а потом, вернувшись, я решила все свои дела и через два месяца приехала на совсем.

08.08.2009, ровно через год после печальных событий, у нас родилась наша Сандра, еще через год — Гио, сыночек. Мы счастливы в браке уже девять лет, для нас каждый день как первый день!

Так что нельзя всех равнять под одну гребёнку: и хорошие, и плохие люди есть в каждой стране! Порядочность не зависит от национальности!

Девочки, не бойтесь любить и быть любимыми.

Всем ДОБРА и ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ!

Я присоединяюсь к пожеланиям Марины Куликовой и желаю всем читателям Sputnik найти свою половину и, самое главное, сохранить взаимные чувства на всю жизнь.