Отчеты о посещении музеев и художественных выставок. Отчет по практике в музее Отчет сотрудника музея за месяц

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи Новодевичий монастырь, Покровский собор, Церковь Троицы в Никитниках, Палаты 16-17 вв. в Зарядье, Крутицкое подворье, Музей декабристов. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в первые годы после его основания Московский университет. Исторический музей хранит более четырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого отца предков. Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66 пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы православие, самодержавие, народность. Инициатор принятия Университетского устава 1835.

Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.

Венгерка летняя Александра ІІ. 1874 г. Сукно, серебряная нить, металл.

Венгерка, короткая куртка из сукна с нашитыми на груди поперечными шнурами по образцу формы венгерских гусар. Венгерка была излюбленной одеждой деревенских помещиков в России в 1-й пол. 19 в., даже тех, кто не имел отношения к военной службе.

Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Подводя итог, следует сказать, что посещение

Тольяттинский краеведческий музей. В Краеведческом музее нашего города представлена вся история области с древнейших времен до нашего времени. Всего несколько залов, в каждом важный этап развития человека на территории края, остатки культур прошедших эпох.

Наш город возник в XVIII веке, но не на пустом месте. 1000 лет назад на берегу волги они жили здесь небольшие группы охотников и собирателей. Обнаружены останки костей огромных животных - мамонтов, бизонов, носорогов. На них охотились с помощью каменных остроконечников древние люди - неандертальцы.

В экспозицию музея входят несколько залов, посвященных разным периодам в жизни нашего края. Экскурсия в краеведческий музей начинается с самой древней части его экспозиции - историко-археологической. Здесь знакомятся с историей развития всего человечества на примере своего края. Можем осмотреть найденные на территории края древние орудия труда наших далеких предков. Здесь же находятся остатки их оружия, глиняные осколки их посуды, хорошо видно образ жизни древних людей и детали их быта.

Очень много интересных экспонатов в зале, посвященной средним векам нашей истории. Здесь собрано много произведений искусства того времени, портретов, мужской и женской одежды, оружия.

А в соседнем, этнографическом зале можно увидеть нашу национальную одежду и украшения, познакомиться с бытом наших предшественников. Здесь же можно узнать о людях, которые стали гордостью нашего края.

Несколько залов отведено под современные экспозиции и выставки. Отдельный стенд рассказывает о борьбе жителей край с фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны, о людях, погибших в борьбе за свободу своей Родины.

Пензенская областная картинная галерея имени К. Л. Савицкого. В музее широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.

В настоящее время собрание галереи насчитывает 13 тысяч произведение. Замечательные работы русских и зарубежных художников 17 - 20 столетий. Галерея гордится прекрасной коллекцией работ ученика И. Е. Репина - Ивана Силыча Горюшкина - Сорокопудова. Значительное место в собрании галереи занимает коллекции русского авангарда. В которую входят живопись и графика уроженца пензенской губернии А. В. Лентулова и его товарищей по художественному объединению «Бубновый валет». Коллекции искусства 20-21 веков представляет мастеров отечественного искусства советского периода, а также известных зарубежных художников.

Наибольшую ценность представляет собрание произведений:

  • · Голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде, Тенирс Младший и др.)
  • · Французских художников XVII--XIX вв. (Куртуа, Миньяр, Лакмар и др.)
  • · Немецких художников (Винтерхальтер и др.)
  • · Русских авторов XVIII--XX веков (Рокотов, Левицкий, Макаров, Литовченко, Флавицкий, Айвазовский, Боголюбов, Саврасов, Васильев, Шишкин, Ендогуров, Репин, Харламов, Маковский, Милорадович, Савицкий, Иванов, Врубель, Беклемишев, Песков, Горюшкин-Сорокопудов, Лентулов и др.)
  • · Советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.).

Государственный исторический музей. Крупнейший национальный музей России. Его коллекции формировались более ста лет. Знакомство с экспозицией начинается в величественных парадных сенях, на сводах которых изображено «Родословное древо государей Российских». Первые залы (1-7) посвящены древнейшей истории: развитию человеческой цивилизации в каменном, бронзовом и железных веках. Об эпохе Древнерусского государства повествуют экспонаты следующих семи залов (8-14). Археологические артефакты, письменные и изобразительные памятники, рукописные книги, иконы рассказывают о судьбоносных событиях истории Руси: принятии христианства, феодальной раздробленности, борьбе с иноземными завоевателями. Экспозиция залов 15-21 рассказывает тему становления централизованного государства, расширения его границ. В залах второго этажа разворачивается грандиозная панорама истории Российской империи в 18-19 веках.

Древнерусское государство и Древнерусский город в IX-XII вв - одни из самых интересных залов. Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства - 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории - Древнерусское государство - охватывает время с IX по XII в.

Зал представляет памятники времени образования Древнерусского государства в IX - первой половине XII в.

В оформлении зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры, - сводчатые перекрытия, трехчастные окна, арочные завершения дверных проемов. В декоре наличников и мозаике мраморных полов воспроизведены орнаменты живописных заставок из древнейших русских книг - Остромирова Евангелия 1056 г. и «Изборника» Святослава 1073 г. На противоположной от входа стене - копия росписи западной башни Софийского собора в Киеве, изображающей древнерусских музыкантов.

Зал украшают две огромные картины, написанные специально для Исторического музея в 1883 г. академиком живописи Г.И.Семирадским. Каждая из них в живописных образах представляет древние обряды языческой Руси, рассказывает о событиях правления первых русских князей. Все изображенное на холсте - не плод воображения художника, а опирается на арабские и византийские письменные источники X в.

Множество залов и экспонатов было так же представлено моему вниманию. Это и «Монгольское нашествие» и «Борьба Руси с иноземными захватчиками», «Ремесло и торговля в XVI-XVII вв.», «Русская Православная Церковь в XVI-XVII вв.» и многие другие.

Отчет о посещении музея Ф.М.Достоевского в Снкт-Петербурге

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Был вторым из 7 детей. Отец писателя - врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных. В 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - Мария Фёдоровна Достоевская (Нечаева) умерла 27 февраля 1837 года в возрасте 37 лет.

1837 год стал важной датой в жизни Ф. М. Достоевского. В 1837 году умирает его мать. Это год смерти А. С. Пушкина. В мае 1837 года Фёдор Достоевский и его старший брат Михаил едут в Петербург для поступления в Инженерное училище.

16 января 1838 года Ф. М. Достоевский зачислен в Инженерное училище. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами.

29 ноября 1840 года Федор Михайлович Достоевский произведен в унтер-офицеры. А уже 5 августа 1841 года переведен в полевые инженер-прапорщики. В августе 1842 года зачисление Достоевского в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента.

19 октября 1844 года последовал высочайший указ об увольнении от службы Ф. М. Достоевского по домашним обстоятельствам. В этот период он начинает активно заниматься творчеством.

Достоевский много пишет, общается с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Начинает посещать «пятницы» Петрашевского. И с 1850 по 1854 год отбывает каторгу в Омской крепости по делу петрашевцев.

Весной 1857, после длительных хлопот прокурора, писателю было возвращено потомственное дворянство.

В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу. Он посетил Англию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию.

Зимой 1867 стенографистка А. Г. Сниткина становится женой Ф. М. Достоевского. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей. За этот период в их семье рождается четверо детей: 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал, 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь, в России 16 июля 1871 - сын Фёдор, 12 августа 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября 1971 года в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец творческого пути оказались сопряженными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью Двойник, здесь был написан его последний роман Братья Карамазовы. Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.

В этом доме Достоевского посещали многие его современники. Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.

Жена Достоевского, Анна Гигорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. “Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…”

В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

Кабинет Федора МихайловичаКабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года..

13 и 25 мая две группы студентов-первокурсников нашего Юридического института под руководством доцента кафедры «Теория права и природоресурсное право» Захаровой В.В. посетили музей МВД. Это было интересное, запоминающееся мероприятие, вызвавшее большой интерес. Данный музей является закрытым для одиночных посетителей, попасть туда можно только по предварительной записи и с экскурсионным обслуживанием.

Наши студенты с интересом познакомились с большой экспозицией оружия, переданного в музей после завершения судебных разбирательств, экскурсовод рассказала о некоторых конкретных уголовных делах, связанных с представленными на стенде образцами. Среди них было и оружие времен Первой и Второй мировых войн, найденное и использованное преступниками. На отдельном стенде собраны разнообразные образцы самодельного оружия.

Студентам показали современное снаряжение бойцов антитеррористических подразделений. Особый интерес вызвали кольчужные перчатки, по которым можно даже рубить топором без ущерба для их владельца. Здесь же нам рассказали о последнем теракте на Красной площади (1995 г.), когда был захвачен в заложники автобус с туристами из Южной Кореи.

Несколько залов посвящено современным средствам экспертной работы. Ребятам показали специальные маски, восстанавливающие внешность убитых по костным останкам в случае, если с момента преступления прошло много времени и предъявить для опознания родственникам можно только восстановленный таким способом объект.

Залы, посвященные разным видам преступлений, также вызвали большой интерес учащихся. Наши экскурсанты обратили особое внимание на способы вскрытия сумок ворами в общественном транспорте, познакомились с различными экономическими преступлениями, в том числе с делом знаменитого фальшивомонетчика Баранова.

Студенты внимательно осмотрели коллекцию предметов, изготовленных заключенными при подготовке побегов, познакомились с разными видами татуировок, ответили на вопросы экскурсовода в зале, посвященном работе сотрудников дорожной полиции. Когда мы перешли в зал, рассказывающий о работе частных охранных агентств, нам продемонстрировали работу сигнализации: огромная плюшевая собака охраняла миску с косточкой и громко лаяла, если кто-то пытался отнять лакомство. Наши студенты проявили упорство и неоднократно пытались похитить кость. Но сигнализация срабатывала.

Поскольку посещение музея происходило сразу после майских праздников, нас повели также и в военные залы, где рассказали о сложнейшей работе сотрудников НКВД в годы Великой Отечественной войны. Большой интерес студентов вызвала специально изобретенная машинка для передачи на расстояния рисунков отпечатков пальцев. Как известно, они являются уникальными для каждого человека и легко позволяют идентифицировать преступника. А передачи их на расстояния понадобилась в связи с эвакуацией на восток страны и невозможностью перевезти все архивы.