Егэ по литературе что входит. Тесты ЕГЭ по литературе. Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе в 2018 году является предметом по выбору. Далеко не каждый выпускник выбирает этот экзамен — в основном, только те ребята, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с филологией, лингвистикой, журналистикой и другими гуманитарными науками, где требуется знание литературы. Сложность этого экзамена обусловлена тем, что учащемуся нужно прочитать большое количество произведений русской литературы, как лирических (поэтических), так и прозаических.

Отнюдь не все ребята успевают освоить такой объем информации за год, так как осмысленное прочтение больших романов отнимает крайне много времени. Поэтому, чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе в 11 классе, необходимо своевременно начать подготовку – желательно не за год, а как минимум с 10 класса, при этом регулярно обращаясь к теоретической базе и возвращаясь к уже ранее прочитанным произведениям.

Именно по этой причине целесообразней записаться на к нашим специалистам. В нашем УЦ «Годограф» мы практикуем индивидуальные и коллективные занятия по 3-4 человека, предоставляем скидки на обучение. Наши ученики в среднем набирают на 30 баллов больше!

Также вы можете записаться на . Мы разработали стратегию подготовки, при которой ученики не забывают материал на самом ЕГЭ и не теряются при виде новой формулировки вопроса.

Давайте подробнее рассмотрим, что же представляет собой ЕГЭ по литературе в 2018 году.

Структура ЕГЭ по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два блока заданий. Первый блок заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (1–7) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй блок заданий относится к анализу лирического произведения: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются либо в виде слова, либо словосочетания, либо последовательности цифр. Ответ необходимо записывать без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение всей работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе

Демонстрационный вариант позволяет ознакомиться со структурой экзамена и примерной формулировкой заданий. Помимо этого в демоверсии представлены критерии оценивания — без них трудно понять, как именно писать сочинения в обеих частях экзаменационной работы. Вы можете также посмотреть разные варианты в сборниках подготовки, различных пособиях, а также на сайтах ФИПИ, «Решу ЕГЭ».

Темы по литературе ЕГЭ 2018 года

Перечень тем по истории и теории литературы, а также список произведений, знание которых будет проверяться на экзамене, представлены в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2018, который опубликован на сайте ФИПИ. Туда включены основные произведения русской литературы из школьной программы, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой второй половины XX века. Обращаем ваше внимание, что ЕГЭ по литературе включает в себя только РУССКУЮ литературу, а не зарубежную. И выполняя задания на сопоставление произведений, вам также необходимо брать примеры из РУССКОЙ литературы.

Очень многие задаются вопросом: можно ли заранее узнать точные формулировки тем сочинений, которые будут в экзаменационной работе? К сожалению, нет, эта информация не разглашается, и темы сочинений учащиеся получают лишь в день сдачи экзамена. Остается лишь смотреть и решать типовые варианты и задания прошлых лет, чтобы составить представление о возможных темах.

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 8

* Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

* Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущ-ность их характеров?

* Почему описанную во фрагменте сцену можно назвать трагикомической?

* Какие черты некрасовских женщин воплотились в образе героини-рассказчицы?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 9

* В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чём эти произведения созвучны чеховскому «Ионычу»?

* В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

* В каких произведениях русской литературы изображены картины крестьянской жизни и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Обломовым»?

* В каких произведениях русской литературы изображены яркие женские характеры и в чём их можно сопоставить с характером некрасовской героини?

Темы ЕГЭ по литературе задание 15

* Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватив-шие лирического героя?

* Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?

* Какую роль в раскрытии главной мысли стихотворения играет образ дождя?

* Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?

Примерные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 16

* В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

* В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотво-рениях русских поэтов встречаются те же особенности?

* В каких произведениях отечественной любовной лирики присутствуют картины природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Тарковского?

Возможные темы ЕГЭ по литературе 2018 задание 17

* Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

* Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

* Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

* В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М. Ю. Лермонтова?

* Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

* Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Тесты ЕГЭ по литературе

В типовых заданиях ЕГЭ по литературе, т.е. в заданиях с кратким ответом от учащегося может потребоваться следующее:

* указать литературное течение/направление, в рамках которого написано приведенное произведение (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, постмодернизм), или же его жанр (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма);

* продемонстрировать владение теоретико-литературными понятиями и терминами;

* проявить знание художественных средств и приёмов (риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, звукопись: аллитерация, ассонанс);

* применить знание системы силлабо-тонического стихосложения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

* продемонстрировать владение фактами из истории литературы;

* показать знание содержания произведения, его героев и их характеристик, основной сюжетной линии, а также других произведений литературы в рамках данного творческого метода.

Это не исчерпывающий список примерных заданий, однако ориентироваться на него можно и нужно.

Итак, ознакомившись со структурой экзамена по литературе, можете смело решать – сдавать или не сдавать ЕГЭ по литературе в 2018 году. Самый главный совет: читайте больше, пишите сочинения, тренируйтесь и у вас получится решить ЕГЭ по литературе 2018 без труда!

На сегодняшний день литература не является самым распространенным предметом для сдачи ЕГЭ, ведь многие выбирают либо информатику, либо английский язык. Однако максимальное количество человек, сдавших экзамен на 100 баллов , было зафиксировано по литературе. Согласно с новым проектом, демоверсия ФИПИ ЕГЭ по литературе 2019 года подтверждает отсутствие изменений в структуре и содержании экзаменационной работы по литературе. Минимальный балл остается на уровне тридцати двух , а касательно критериев оценки развернутого ответа – ведутся работы по усовершенствованию.

Структура заданий ЕГЭ 2019 года по литературе

Экзамен будет состоять из двух частей: 16 тестов в первой и 1 – во второй . Первая часть включает в себя задания, которыеподразумевают под собой краткий или развернутый ответ. Следующий этап – задания типа С, которые требуют открытых ответов на вопросы по произведениям. Во второй части от ученика требуется написать сочинение на одну из 4 возможных тем. Его объем не должен быть меньше, чем 200 слов .

Максимальный балл, который можно было получить за ЕГЭ по литературе 2019 года – 57 , а минимальный (32) приравнивается к 8 первичным правильным ответам.

Сочинение в ЕГЭ по литературе 2019 года

Структура сочинения должна быть простой и понятной. Помимо отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок, тема должна быть хорошо раскрыта. Логичность, цельность и правильный порядок (введение, аргумент, пример, заключение) обязательно должны присутствовать наряду со следованиями нормам речи и использованием терминов из программы литературы.

Вступление должно содержать несколько предложений из биографии писателя или об истории создания самого произведения. Если в сочинении лаконично будет употреблена цитата, ваши баллы только улучшатся.

Основная часть должна раскрывать ваш личный взгляд на тему сочинения, выбранного вами и ответ на него. Формулировка тезисов и аргументов, а также взгляд автора на этот вопрос должны быть раскрыты. Обязательным является использование литературных понятий и цитаты из сочинения с комментариями к ним. Отсутствие примеров может быть существенным недостатком, поэтому всегда следует подкреплять аргументами, цитатами из текста или фактами.

Итог сочинения должен кратко обобщить все вышеизложенное и еще раз четко выразить ваше личное отношения к вопросу, который был раскрыт в сочинении.

Для написания качественного сочинения следует скачать список произведений , необходимых для прочтения по программе 2019 года и прочитать не только каждое из них, но и узнать дополнительную информацию: факты из жизни автора, история написания, ключевые моменты, использованные художественные приемы.

Категории сдающих ЕГЭ по литературе

Проект расписания проведения ЕГЭ в 2018 году устанавливает дату досрочного экзамена по литературе на 4 апреля, а основного этапа 20 июня.

К сдаче ЕГЭ в 2019 году допускаются:

  • те, кто выпускался в прошлых годах;
  • ученики, которые получают среднее специальное образование;
  • получающие среднее специальное обучение в иностранных организациях;
  • те, у кого есть результаты ЕГЭ с прошлых лет.

Сдавать досрочно ЕГЭ вправе:

  • обучающиеся в заведениях закрытого типа;
  • пребывающие в заведениях для людей с ограниченными возможностями;
  • интегрированные в места ограничения свободы;
  • в полном объеме выполнившие учебный план досрочно;
  • имеющие проблемы со здоровьем.

Как стать участником ЕГЭ 2019 года

Выпускники учреждений 2019 учебного года и те, кто обучается в специальных заведениях СПО, а также НПО (начальное профессиональное образование) должны зарегистрироваться у администрации своего учебного заведения. Для регистрации необходимо принести с собой заявление с указанным в нем списком планируемых предметов для сдачи ЕГЭ. В самом верху на листочке должны стоять инициалы руководителя учебного заведения (то есть заявление должно быть подано на его имя).

Выпускавшимся в прошлых годах, которые имеют документ о среднем образовании, а также тем, кто получил среднее образование в учреждениях другого государства, подавать заявление следует в городские органы управления образованием своего региона. Для регистрации необходимо иметь при себе следующий пакет документов:

  • заявление с указанным в нем перечнем планируемых предметов для сдачи ЕГЭ;
  • документ, подтверждающий личность (паспорт, вид на жительство, военный билет);
  • документ об образовании.

После регистрации заявления должно быть выдано подтверждение вашим действиям, где будет указана дата регистрации и адрес, где надо будет получить пропуск на государственный экзамен.

Досрочная сдача ЕГЭ по литературе в 2019 году

Полное право сдавать ЕГЭ досрочно имеют:

  • те, кто по медицинским показаниям не могут и не имеют возможности присутствовать во время основной сдачи государственного экзамена, но только после предъявления медицинской справки;
  • кого призывают досрочно на военную службу;
  • те, кто будет принимать участие в международных олимпиадах, спортивных конкурсах и соревнованиях высокого уровня в числах сдачи основной сессии ЕГЭ.

Досрочный этап сдачи в 2019 году начинался 21 марта . ЕГЭ по литературе стартует одним из последних – 4апреля.

Нельзя точно сказать, есть ли определенные плюсы или минусы досрочной сдачи экзамена. Он проводится под строгим контролем и наблюдением, все настроено на максимально честную сдачу ЕГЭ. Однако учебные заведения вынуждены работать в напряженном режиме, и у учеников из-за отмены занятий могут возникнуть трудности с выполнением календарно-тематического плана самостоятельно .

Дополнительная информация о ЕГЭ 2019 года

Во время сдачи ЕГЭ по литературе запрещено использовать дополнительные материалы и оборудования. Если будут обнаружены справочные материалы или считывающие/передающие информацию устройства или другие средства коммуникации, работа участника будет аннулирована без возможности пересдачи.

Помимо этого участнику разрешено взять прозрачную бутылку с водой и ручку. Все вещи надо будет оставить возле входа в кабинет. Если в сумке будет находиться включенное электронное устройство, которое будет издавать шум во время написания экзамена, это может послужить выговору и дальнейшим проблемам. Поэтому лучше удостовериться, что все средства коммуникации будут выключены и будут пребывать в нерабочем состоянии.

Запрещено поворачиваться, разговаривать с теми, кто сидит спереди или сзади. Запрещено вставать и ходить по кабинету во время ЕГЭ, а также отвлекать других. Запрещается проносить с собой вещества, способные навредить и приборы, на которые возможна реакция металлоискателя.

Минимум, который необходимо набрать для поступления в ВУЗы составлял в 2018 году 32 балла . В общей сложности задания должны быть выполнены за 4 часа .

Если вы не набрали проходной балл за ЕГЭ по литературе, то вариантов не много. Пересдача предметов, которые выбираются, может быть проведена лишь через год. Однако итоговые результаты за этот экзамен не будут нигде отображаться, и ничто не будет указывать на неудачную сдачу ЕГЭ.

Если вам существенно занизят баллы или поставят неудовлетворительную оценку, вы имеете право подать апелляцию и получить разрешение на пересчет результатов. Но важно помнить, что баллы могут быть либо прибавлены, либо снижены.

Процесс подачи апелляции состоит из таких частей:

  • спустя 48 часов после оглашения результатов следует заполнить заявление в любой форме в двух экземплярах;
  • на одном из бланков организатор ЕГЭ должен поставить печать и подпись, удостоверяющие факт принятия заявления об апелляции, и отдать выпускнику. Второй бланк остается там;
  • в указанное время нужно приехать на апелляцию с документом, подтверждающим личность и пропуском с экзамена. Если приехать нет возможности, процедура будет проведена в любом случае, а итог – оглашен позже.

Сертификат ЕГЭ по литературе может быть действителен в течение 4 лет . То есть, сдающие экзамен по литературе имеют право использовать сертификат до 2020 года включительно.

Как подготовиться к ЕГЭ 2019 года по литературе

Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и получить ответы на тревожащие вас вопросы помогут следующие пособия по литературе:

  • «Выпускное сочинение. Итоговая аттестация» Сигова В. К. – содержит все необходимые материалы для качественной подготовки к экзамену;
  • «ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания» Ерохиной Е. Л. – в пособии предлагается к рассмотрению 10 вариантов тестовых заданий, каждый из которых составлен на основе предыдущих экзаменов.

Чтобы ознакомиться с видами заданий и уровнем их сложности, можно использовать демонстрационный вариант для проведения ЕГЭ по литературе. Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 года , если начинать подготовку не заранее, а в 11 классе , то это поможет лучше составить представление о предстоящем экзамене.

Определиться со своими слабыми сторонами поможет прохождение онлайн тестов за требованиями экзаменационных работ . Пробные варианты ЕГЭ помогут получить ответы на специфические вопросы и рассчитать свои баллы за примерами прошлых лет.

Секрет успешной сдачи ЕГЭ по литературе прост – нужно своевременно прочитать необходимый материал и идти на экзамен с уверенностью, что все необходимые знания имеются. Ни в коем случае не нужно бояться, следует отнестись к экзамену спокойно, тщательно читая задания и отвечая на них. Если время еще не закончилось, а вы настроены сдавать работу, следует еще раз проверить ответы на наличие описок или элементарных ошибок. Нужно верить в себя и свои силы, не бояться и быть внимательным. Если на первый взгляд задание вам кажется неподъемным, вернитесь к нему через 20 минут и возможно тогда вы вспомните ответ на вопрос.

Статистика сдачи ЕГЭ по литературе за прошлые годы

Средний тестовый балл за ЕГЭ по литературе в 2016 году составлял 53,6 . А в 2017 году он значительно увеличился и составлял 56,9. Количество сдавших экзамен на 100 баллов в 2016 году составляло 457 учеников, в 2017 – 457 человек . В 2016 году ЕГЭ не сдало на минимальный балл 5,6% от общего количества.

Расписание экзаменов

Досрочный этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Основной этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Об экзамене


Дата ЕГЭ
Досрочный период
20 марта (ср) география, литература
22 марта (пт) русский язык
25 марта (пн) история, химия
27 марта (ср) иностранные языки (устно)
29 марта (пт) математика Б, П
1 апреля (пн) иностранные языки, биология, физика
3 апреля (ср) обществознание, информатика и ИКТ
5 апреля (пт) резерв: география, химия, информатика и ИКТ, иностранные языки (устно), история
8 апреля (пн) резерв: иностранные языки, литература, физика, обществознание, биология
10 апреля (ср) резерв: русский язык, математика Б, П
Основной этап
27 мая (пн) география, литература
29 мая (ср) математика Б, П
31 мая (пт) история, химия
3 июня (пн) русский язык
5 июня (ср) иностранные языки (письменно), физика
7 июня (пт) иностранные языки (устно)
8 июня (сб) иностранные языки (устно)
10 июня (пн) обществознание
13 июня (чт) биология, информатика и ИКТ
17 июня (пн) Резерв: география, литература
18 июня (вт) Резерв: история, физика
20 июня (чт) Резерв: биология, информатика и ИКТ, химия
24 июня (пн) Резерв: математика Б, П
26 июня (ср) Резерв: русский язык
27 июня (чт) Резерв: иностранные языки (устно)
28 июня (пт) Резерв: обществознание, иностранные языки (письменно)
1 июля (пн) Резерв: по всем учебным предметам

Общее число экзаменуемых в 2018 г. составило более 49 тыс. человек, что выше чем в 2017 и 2016 гг. Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Средний тестовый балл в 2018 г. составил 61,4, что несколько выше показателей 2017 г. (59,6) и 2016 г. (57,9).

Самыми многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41-60 и 61-80 т.б. (32% и 43% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет около 15% от общего числа участников.

В сравнении с 2017 г. в 2018 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких (21–40) и средних (41–60) баллов. Сохраняется тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 3%), что, в частности, связано с тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в контексте введения итогового сочинения.

Минимальный первичный балл ЕГЭ 2018 г. составил 15 п.б. Доля выпускников, не набравших в 2018 г. минимального количества баллов, равна 5,2%.

Анализ результатов ЕГЭ 2018 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены около 1600 заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1.
Задание 2. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 3. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 4. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 5. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 6. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 7. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 8. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 9. Эпические, лироэпические, драматические произведения.
Задание 10. Лирические произведения.
Задание 11. Лирические произведения.
Задание 12. Лирические произведения.
Задание 13. Лирические произведения.
Задание 14. Лирические произведения.
Задание 15. Лирические произведения.
Задание 16. Лирические произведения.
Задание 17.1. По древнерусской литературе или литературе XVIII в. - первой половины ХIХ в.
Задание 17.2. По литературе второй половины ХIХ в.
Задание 17.3. По литературе конца ХIХ-ХХ в.
Задание 17.4. По литературе ХIХ в. - начала XXI в.

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ЛИТЕРАТУРЕ: 15 первичных балла (32 тестовых балла).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве».


  1. Д. И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».

  2. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник».

  1. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море», баллада «Светлана».

  2. А. С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».

  3. А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19. октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Романы «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Поэма «Медный всадник».

  4. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэмы «Песня про… купца Калашникова» и «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

  5. Н. В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

  1. А. Н. Островский. Пьеса «Гроза».

  2. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».

  3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...».

  4. А. А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

  5. И. А. Гончаров. Роман «Обломов».

  6. Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Роман «История одного города» (обзорное изучение).

  8. Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир».

  9. Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

  10. Н. С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Пьеса «Вишневый сад».


  1. И. А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

  2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль», пьеса «На дне».

  3. А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…», поэма «Двенадцать».

  4. В. В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

  5. С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

  6. М. И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

  7. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

  8. А. А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

  9. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон», рассказ «Судьба человека».

  10. М. А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор), роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).

  11. А. Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).

  12. Б. Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль». Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).

  13. А. П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

  14. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров, один из которых - мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия - литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются - получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует - сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще - просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему - и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать - так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии - нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо - цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.

Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.

До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

  • Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
  • Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 30
2010 29 57,59 54 313 5 422 240
2011 32 57,15 39 317 5 355 240
2012 32 56,3 46 030 4,8 324 240
2013 32 58,4 44 420 5,6 457 240
2014 32 53,6 235
2015 40 56,9 235
2016 32 235
2017 32 235
2018