Деревянные духовые инструменты

Духовые инструменты. Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства «свернутые», как у фагота, валторны, трубы. Одни изготовляются из дерева, другие - из металла. И форма инструментов, и материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал: ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева. Поэтому духовые инструменты делятся на две группы - деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот, а также английский рожок и саксофон.

Флейта – это духовой инструмент, изображения которого находят еще на фресках Древнего Египта и Греции.

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.

Диапазон ее - от до первой и до до четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекало ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности. Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты. Флейта самый высокий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента – флейта пикколо (piccolo - по-итальянски - «маленький»). Она в два раза меньше обычной флейты и звучит октавой выше. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих вслед за солдатами.

И. С. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты №2 си минор

Гобой – это деревянный духовой инструмент, похожий на флейту, но имеющий звук более теплый и густой. Произошел он от простой свирели – костяной трубочки, снабженной мундштуком и имевшей отверстия, - и появился во Франции во второй половине XVII века. Гобой похож на прямую деревянную трубочку с 25 отверстиями, из которых 22 – 24 закрыты клавишами. При игре исполнители закрывают пальцами эти отверстия, и отсюда получаются звуки различных тональностей. Играют на гобое пальцами обеих рук.

Гобой всегда участвует в симфоническом оркестре. Ему поручают печальные и мечтательные мелодии. Но он может играть и шутливые мелодии, например, подражать кваканью лягушек.

П. Чайковский симфония №4 II часть

Английский рожок. Самый близкий родственник гобоя - английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.

Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению композитора Николая Римского-Корсакова.

В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.

Кларнет также относится к семейству деревянных духовых инструментов. Он произошел от свирели – тонкой трубочки, на которой играли пастухи, и имеет форму трубки со своеобразным клювом. Длинна этого музыкального инструмента – 50 – 70 см, он имеет 20 клапанов и 7 отверстий.

К. Сен-Санс Соната для кларнета и фортепиано

Фагот. Своей формой этот представитель деревянных духовых инструментов похож на английскую букву U, то есть как будто сложенная пополам трубка. На корпусе фагота расположено 25 – 30 боковых отверстий, из которых 5 – 6 закрываются пальцами, а остальные клапанами.

Появился фагот в Италии еще в XVI веке, но сначала использовался как сольный инструмент и лишь два века спустя стал применятся в симфоническом оркестре. Обычно в оркестре используется от двух до четырех фаготов. Фагот самый низкий деревянный духовой инструмент симфонического оркестра.

А. Вивальди Концерт для фагота с оркестром I часть.

Саксофон изобрел более ста лет назад известный бельгийский изобретатель Адольф Сакс. Саксофон также входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из метала – серебра или особого сплава. По звучанию и по форме он похож на кларнет.

Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Полноправным членом симфонического оркестра саксофон так и не стал. Зато в XX веке его вибрирующий, выразительный и страстный звук привлек внимание джазовых музыкантов. И саксофон стал подлинным властелином джаза.

Дж. Гершвин «Summertime» из оперы «Порги и Бесс».

Английский рожок или альтовый гобой - деревянный музыкальный инструмент.


Название «Английский рожок» до сих пор является загадкой, и вызывает много споров и догадок у музыкантов и музыкальных историков. Ниже перечислены несколько версий интерпретации названия английского рожка.

По видимому слово «рожок» говорит нам о ссылке на первоначально дугообразную форму инструментов ранних гобоев теноров и особенно гобоя da caccia, которые использовались в качестве инструментов сопровождавших охоту. Имя прилагательное - «Английский» - вероятно результат лингвистической деформации слова, которая образовалась от исходного французского словосочетания " cor angle " (угловатый рожок, согнутый под углом рог) и преобразовалась в «cor anglais» (английский рожок).
Другая версия: французы, назвав новый инструмент «Английским» указывали на его якобы иностранное (английское) происхождение, чем хотели привлечь внимание публики и композиторов к новому инструменту.
Третья версия гласит о том, что если современный английский рожок, был развит в Силезии - исторической области Центральной Европы (современные Польша, Чехия и Германия), то название инструмента скорее всего имеет немецкие корни, а на немецком языке слово engelisch имеет два значения: первое религиозное: еnglische - ангельский (der Englische Gru - ангельское приветствие, молитва); и второе разговорное: еnglische - английский (английский язык).
В результате всего перечисленного следует, что название инструмента может звучать как «Английский рожок», «Ангельский рожок» или «Угловатый рожок». Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.
Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.
Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.


Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.


Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Отдел духовых и ударных инструментов

Отдел духовых инструментов образовался в 2010 году, в 2016 году в отдел добавились ударные инструменты и отдел получил название «Отдел духовых и ударных инструментов».

Учащиеся отдела обучаются игре на духовых инструментах таких как: блокфлейта, флейта, кларнет, саксофон, гобой, труба; народных духовых инструментах: жалейка, свирель, окарина и рожок; ударных инструментах: ксилофон, малый барабан.

Отдел духовых и ударных инструментов играет важную роль в организации учебного процесса ЦТР и МЭО «Радость». Педагоги и учащиеся отдела активно участвуют в музыкальной жизни Центра, округа и города. Все педагоги отдела профессиональные музыканты, многие из них являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, артистами известных оркестров города Москвы.

Цели и задачи отдела

Целью отдела является получение музыкально-эстетического образования учащихся, приобщение подрастающего поколения к искусству игры на духовых и ударных инструментах.

Задачи отдела:

  1. Освоение навыков игры на духовых и ударных инструментах. Подготовка учащихся к сольным, ансамблевым и оркестровым выступлениям.
  1. Приобщение учащихся к художественно-массовой, образовательной и просветительной работе, музыкально-культурное и духовное воспитание учащихся.
  1. Развитие у детей музыкальных способностей и максимальная реализация творческого потенциала каждого ребёнка.

Духовые музыкальные инструменты

Духовы́е музыка́льные инструме́нты — музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные, металлические и иные трубки различного устройства и формы, издающие музыкальные звуки в результате колебаний заключённого в них столба воздуха.

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты делятся на деревянные и медные.

Деревянные духовые инструменты

Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами. К деревянным духовым инструментам относятся - флейта, кларнет, саксофон, гобой.

Блокфлейта (продольная флейта)

Блокфлейта духовой инструмент, как правило, из дерева или пластика. Блокфлейту держат продольно, вдувая воздух в свисток с рассекающим воздух клином, расположенный на верхнем конце трубки. На самой трубке расположены закрываемые пальцами отверстия, семь сверху и одно снизу. В настоящее время блокфлейта используется в основном для исполнения старинной музыки и для обучения детей.

Блокфлейта

Флейта


Флейта (итал. flauto из лат. flatus — «ветер, дуновение»; фр. flûte , англ. flute , нем. Flöte ) — деревянный духовой музыкальный инструмент.

Флейта один из самых древнейших музыкальных инструментов. Самая древняя флейта была обнаружена в Китае, её возраст датируется примерно девятью тысячами лет. Изготовлена такая флейта была из костей птиц.

А вот та флейта, которую мы слышим в оркестре в наше время, называется поперечной флейтой. Почему у нее такое название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Флейта раньше изготавливалась из дерева, теперь же, в основном, - из металла.

Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блокфлейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Между1832 и 1847 немецкий мастер Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Флейты делались из серебра, хотя некоторые исполнители все ещё предпочитали дерево; в XIX веке были популярны также инструменты из стекла и слоновой кости.

Современная оркестровая флейта с остоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух. По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Трубка флейты имеет 16 или более отверстий которые закрываются клапанами.

Флейта делится на три части: головку, тело и колено. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Диапазон флейты — более трёх октав: начиная от си малой октавы или до первой октавы (для инструментов с коленом до), до до четвёртой) и выше.

Флейта обладает ясным, прозрачным тембром в среднем регистре, шипящим в нижнем и несколько резким в верхнем регистре.

Партия флейты записывается в скрипичном ключе.

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из семейства духовых, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется флейта в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, — в камерных ансамблях.

Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Разновидности флейты:

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: большая флейта, малая флейта - флейта-пикколо, альтовая флейта, басовая флейта.

Флейта - пикколо


Флейта-пикколо

Пикколо (piccolo - по-итальянски - "маленький").

По конструкции аналогична обычной поперечной флейте, но в два раза меньше и звучит на октаву выше. Аппликатура несколько иная, но в целом схожа с поперечной флейтой.

Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра.

Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных

эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.

Альтовая — от соль малой октавы до ми третьей (пишется в ключе соль, транспонирует на кварту вниз).

Басовая — от до малой октавы до до третьей (пишется в ключе соль, транспонирует на октаву вниз).

Выдающиеся флейтисты:

Иоганн Иоахим Кванц (Германия)

Теобальд Бём (Германия)

Жан- Пьер Рампаль (Франция)

Джеймс Голуэй (Ирландия)

Александр Васильевич Корнеев (Россия)

Владимир Николаевич Цыбин (Россия)

Альберт Леонидович Гофман (Россия)

ГОБОЙ


Гобой (от франц. hautbois - букв. - высокое дерево), англ. нем. Иитал. oboe) - деревянный духовой музыкальный инструмент.

Инструменты типа гобоя издавна бытовали в музыке различных народов. Ближайший родственник гобоя инструмент - шалмей. Отделился от шалмея гобой в 16-17 веке. Первые гобои изготавливались из тросника или бамбука — для создания корпуса использовалась природная полость внутри трубки. Современный гобой с развитым клапанным механизмом сложился на рубеже 19-20 вв.

Современный гобой представляет собой коническую деревянную трубку длиной 60 см с узким каналом и двойным язычком, который вставляется в более узкий конец инструмента. Он состоит из трех частей. Двух колен и небольшого раструба.

Полный диапазон инструмента - от си-бемоль малой октавы до ля третьей октавы.

Звук образуется благодаря колебаниям воздушного столба внутри трубки, возбуждаемым при вдувании воздуха быстрой вибрацией двух тростниковых пластинок, составляющих двойной язычок. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.

Различают следующие системы кострукции: немецкую (с более плотным носоым тускловатым звуком) и французскую (с более широкими техническими тембровыми и динамическими возможностями).

Трость современного гобоя ― пара упругих тонких камышовых пластинок, плотно соединённых друг с другом и вибрирующих под действием вдуваемой струи воздуха. Качество трости не менее важно, чем свойства самого инструмента. В большинстве случаев трости делаются вручную самими гобоистами. Трость должна быть адаптирована к силе дыхания музыканта и амбушюру (постановке губ).

Камыш (сорт тростника arundo donax) - самый подходящий материал для трости, благодаря своим прямым волокнам и большой гибкости. Процесс изготовления трости сложен и долог и включает несколько стадий.

Изготавливается гобой из африканского черного дерева, хотя используются и другие породы дерева и даже пластмасса.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

В симфоническом оркестре используется обычно два или три гобоя. Традиционно по ноте «ля» первой октавы, исполняемой гобоем, настраивается весь симфонический оркестр.

Разновидности гобоя:

гобой д,амур(in A), английский рожок (in F),баритоновый гобой (гекельфон).

Гобой д"амур - меццо-сопрановый гобой, настроен на малую терцию ниже обычного. Его мягкий, как бы матовый тембр особенно привлекал Баха и других композиторов эпохи барокко. Среди современных композиторов, также использовавших этот инструмент, - Штраус, Дебюсси и Равель.

Английский рожок - альтовый гобой, настроенный квинтой ниже обычного. Благодаря богатому, своеобразному тембру он стал сольным инструментом симфонического оркестра.

Басовый гобой (или, как его иначе называют, баритоновый гобой) настроен октавой ниже сопранового. Его звучание считалось недостаточно сильным для больших оркестров, которые вошли в моду к концу 19 в. Чтобы восполнить этот недостаток, в 1904 был предложен геккельфон, названный так по имени его изобретателя Геккеля, немецкого мастера духовых инструментов. Р.Штраус применил его в Электре и Саломее, время от времени его стали использовать и другие композиторы.

Выдающиеся гобоисты:

Хайнц Холлигер (Германия)

Александр Николаевич Корешков (Россия)

Алексей Юрьевич Уткин (Россия)

Анатолий Сергеевич Любимов (Россия)

Иван Фёдорович Пушечников (Россия)

Анатолий Викторович Петров (Россия)

КЛАРНЕТ

Кларнет (итал. clarinetto ,фр. clarinette , нем. Klarinette ,англ. Clarinet - яркий, ясный (звук) ) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Кларнет был изобретён в конце XVII — начале XVIII столетия нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655—1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента — шалюмо. В дальнейшем усовершенствовали кларнет мастера: Гиацинт Клозе, Луи-Огюст Бюффе, Адольф Сакс и Эжен Альбер.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов.

Кларнеты бывают немецкой и французской системы.

Кларнеты немецкой системы обладают ярким, выразительным звучанием за счёт возможностей инструмента.

Кларнеты французской системы имеют глубокий звук и более виртуозны, чем инструменты немецкой системы.

Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Фирмы: (Yamaha, Selmer, Буффе- Крампон).

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость ― звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда полностью собранный сопрановый кларнет in В в длину составляет около 66 сантиметров.

Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку.

Составные части кларнета

Трость (язычок) — звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку. Изготавливается трость из особых сортов камыша (Arundo donax) или (реже тросника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов — «машинки») — специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание. Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века.

Трость кларнета — хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика.

Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе.

Разновидности кларнета:

Слева направо: кларнет-сопранино in As, малый кларнет in Es, кларнет in B

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д,амур), а некоторые — используются и в наше время. В прошлое время кларнеты были несовершенны, у них не было таких клапанов как у современных кларнетов.

В настоящее время используются кларнет in B, кларнет in A, кларнет in Es, бас-кларнет, кларнет in C.

Кларнет in B (в строе си-бемоль ; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом).

Кларнет in A (в строе ля).

Малый кларнет (кларнет-пикколо). Существует в двух строях:

1. in Es — был изобретён в начале XIX века, Звучит на малую терцию выше написанных нот и на чистую кварту выше кларнета in B.

2. in D — почти не отличается от малого кларнета in Es, звучит на полтона ниже его, применяется достаточно редко

Кларнет in C — использовался наравне с кларнетами in A и in В. В XVIII—XIX веке, В настоящее время используется лишь как учебный инструмент.

Низкие разновидности кларнета:

(бассетгорн, басовый и контрабасовый кларнеты) несколько отличаются по своей конструкции от обычных кларнетов. Кроме того, что эти инструменты имеют бо́льшую длину (обеспечивающую им более низкие звуки). Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.

бассетгорн — в XVIII и начале XIX века достаточно часто вводился в оркестр с целью расширения диапазона обычного кларнета вниз, а иногда использовался и как солирующий инструмент. Существовал в строях A, Es, G и F (последняя разновидность применялась чаще всего.

бас-кларнет — сконструирован Адольфом Саксом в 1830-х годах на основе более ранних моделей других мастеров 1770-х годов и впервые использован в оркестре в опере Мейербера «Гугеноты» (1836), в дальнейшем применялся другими французскими композиторами, позднее — также немецкими (от Вагнера) и русскими (от Чайковского). Звучит на октаву ниже сопранового кларнета, применяется почти исключительно in B.

контрабасовый кларнет — самая низкая по звучанию разновидность кларнета, имеющая общую длину почти 3 метра.

В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета бассет-кларнет — применяется в тех же строях (in A и in B), что и обычный инструмент, но с расширенным вниз на малую терцию диапазоном. Такие инструменты сохранились в единичных экземплярах с XIX века, в 1951 году на их основе была сконструирована современная модель.

Выдающиеся кларнетисты:

Антон Штадлер (Австрия)

Роберт Спринг(США)

Бенни Гудмен(США)

Генрих Йозеф Берман (Германия)

Сабина Мейер (Германия)

Филлип Купер (Франция)

Владимир Александрович Соколов (Россия)

Сергей Васильевич Розанов (Россия)

Медные духовые инструменты

Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей или такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса.

Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были из дерева.

ТРУБА

Труба́ (итал. tromba , фр. trompette , нем.Trompete , англ. trumpet ) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых.

Труба — один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века.

В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей.

Труба эпохи барокко (реконструкция).

В качестве сигнального инструмента натуральная труба вошла в состав оркестра примерно с XVII века. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки.

Труба представляет собой длинную трубку, которая изгибается исключительно для компактности. Она слегка сужается у мундштука, расширяется у раструба, а на остальных участках имеет цилиндрическую форму. Именно такая форма трубки придаёт трубе её яркий тембр. При изготовлении трубы важен предельно точный расчёт как длины самой трубки, так и степени расширения раструба — это кардинальным образом влияет на строй инструмента.

Основным принципом игры на трубе является получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей. На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полтора тона. Одновременное нажатие двух или трёх вентилей даёт возможность понизить общий строй инструмента до трёх тонов. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд.

На некоторых разновидностях трубы (например, на трубе-пикколо) есть также четвёртый вентиль (квартвентиль), понижающий строй на чистую кварту (пять полутонов).

Труба — правосторонний инструмент: при игре вентили нажимают правой рукой, левая рука поддерживает инструмент.

Инструмент обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах.

В наше время труба широко используется как сольный инструмент, в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе, фанке, ска и других жанрах.

Трубы делают из латуни или меди, реже — из серебра и других металлов. Уже в античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

Применение сурдины

Сурдина на трубе применяется достаточно часто, при необходимости изменить силу звука или тембр. Сурдина для классической трубы — грушеобразная болванка из дерева, картона или пластика, вставляющаяся в раструб. Piano с такой сурдиной даёт эффект звучания в отдалении, а forte звучит резко и гротескно. Джазовые трубачи используют самые разнообразные типы сурдин для создания всевозможных звуковых эффектов — рычания, кваканья и т. п.

Разновидности трубы:

Труба-пикколо. Разновидность, сконструированная в конце XIX века, в настоящее время переживает новый подъём в связи с возродившимся интересом к старинной музыке. В отличие от обычной трубы, имеет четыре вентиля. Звучит на октаву выше основной трубы.

Альтовая труба in G или in F, звучащая на чистую кварту или квинту ниже написанных нот и предназнающаяся для исполнения звуков в низком регистре (Рахманинов — Третья симфония).Бала введена Н,А, Римским -Корсаковым. В настоящее время используется крайне редко, а в сочинениях, где предусмотрена её партия, применяется флюгельгорн.

Известные трубачи:

Андре Морис (Франция)

Арбан Жан-Батист (Франция)

Майлз Дэвис (США)

Диззи Гиллеспи (США)

Луи Армстронг (США)

Вячеслав Михайлович Прокопов (Россия)

Василий Георгиевич Брандт (Россия)

Тимофей Александрович Докшицер (Россия)

Михаил Иннокентьевич Табаков (Россия)

Английский рожок имеет еще второе название – альтовый гобой и относится инструмент к группе деревянных духовых. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.

Современный инструмент по своему устройству действительно похож на гобой , однако у него размеры чуть крупнее и раструб грушевидной формы, который ни с чем не перепутаешь. Да и звучание отличается от его близкого сородича. Английский рожок звучит более мягко, с приятным густым и полным тембром. В симфонический оркестр инструмент вошел в середине в середине XVIII века и с тех пор стал полноправным участником. Первым композитором, который обратил внимание на этот инструмент стал К. Глюк, он использовал его в своей опере «Орфей и Эвридика ».


На самом деле свое название английский рожок получил из-за неверного толкования французского слова anglais. Правильно было бы перевести это слово, как «изогнутый углом». Есть еще одна интересная версия происхождения слова английский. Предположительно, первые варианты рожка выглядели как трубы, с которыми обычно рисовали на полотнах в те времена ангелов. Таким образом, немецкое слово engellisch (ангельский) преобразовалось в englisch (английский).

(неправильный перевод франц. cor anglй, букв. - согнутый под углом рог: ошибка из-за смешения одинаково звучащих франц. слов anglais - английский и angle - согнутый под углом; англ. English horn, нем. englisch Horn) - духовой язычковый муз. инструмент. Разновидность гобоя - увеличенный альтовый гобой в строе F. Происходит от альтово-теноровых разновидностей предшественников гобоя. Под назв. "охотничьего" гобоя (oboe di caccia) появился в нач. 18 в., широко применялся И. С. Бахом и его современниками. Во 2-й пол. 18 в. почти полностью исчез из орк. практики, сохранившись лишь в "малых" симф. жанрах (напр., в серенадах, дивертисментах у В. А. Моцарта). Вновь стал широко использоваться в 19 в. под назв. Р. а. (corno inglese) в соч. Дж. Мейербера, Г. Берлиоза и др. романтиков. Ранние образцы имели серповидную или коленчатую изогнутую форму. Ок. 1820-30-х гг. Триебер и А. Бро сконструировали в Париже прямой Р. а. Аппликатура та же, что у гобоя. Диапазон - е-а2 или b2. Тембр Р. а. более густой, полный и мягкий, чем у гобоя.
Литература : Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 149-50; Вainеs A., Woodwind instruments and their history, L., 1956. H. А. Лисова.

  • - термин, распространенный в плодоводстве при описании побеговой системы земляники...

    Анатомия и морфология растений

  • - 1) Часть назв. разл. дух. инструментов, напр. рожок английский, рожок почтовый и др. 2) Рус. нар. мундштучный инструмент, называемый также Р. пастушьим...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - духовой язычковый муз. инструмент. Разновидность гобоя - увеличенный альтовый гобой в строе F. Происходит от альтово-теноровых разновидностей предшественников гобоя...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - 1) часть названий различных духовых музыкальных инструментов. 2) русский духовой мундштучный музыкальный инструмент, род пастушьего рожка. С конца 19 в. семейство рожков используется в ансамблях...

    Современная энциклопедия

  • - , альтовый гобой увеличенного размера в строе F....

    Музыкальная энциклопедия

  • - 1. Отросток пожарной магистрали, к которому присоединяется шланг. На гражданских судах Р. называют иногда пожарным краном. 2. Мыс...

    Морской словарь

  • - русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью перехватами из того же материала...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - музыкальный духовой деревянный инструмент, то же, что Альтовый гобой...
  • - 1) название различных духовых музыкальных инструментов. 2) Русский народный духовой инструмент; род пастушьего рожка с боковыми отверстиями, на котором обычно исполняют мелодии и наигрыши...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р. рожка/...

    Орфографический словарь русского языка

  • - АНГЛИ́ЙСКИЙ, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РОЖО́К, -жка, мн. рожки, -ов, муж. 1. см. рог. 2. То же, что рог. Пастуший р. Играть на рожке. 3. Название различных изделий, предметов в форме рога, расширяющейся трубки. Газовый р. . Бумажный р. . Вафельные рожки...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РОЖО́К, рожка, муж. 1. . уменьш. к рог в 1 и 3 знач., маленький рог. «Остались от козлика рожки да ножки.» песня. Рожки улитки. 2. . Музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом...

    Толковый словарь Ушакова

  • - рожо́к I м. 1. Духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 инструмент...

    Словарь синонимов

"Рожок английский" в книгах

Английский рожок и гобой

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

«Английский»

Из книги Твоя пиццерия автора Маслякова Елена Владимировна

Банановый рожок

Из книги Что можно приготовить из бананов автора Толстенко Олег

Чай «Английский»

Из книги Рецепты на каждый день автора Ивушкина Ольга

Ружьецо, рожок да топорок

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Ружьецо, рожок да топорок В 1719 году вышел в свет роман «Робинзон Крузо». Через несколько месяцев он принес мировую славу его автору Даниелю Дефо. История шотландского моряка Александра Селькирка, прообраза Робинзона, была издана в большинстве стран мира. У Даниеля Дефо

Английский дом

Из книги автора

Английский дом Понятие семьи для англичанина неразрывно связано с понятием дома. Интересно, что англичане редко употребляют слово «родина», то есть оно существует в языке, но достаточно искусственно, в основном для других народов. Сами они говорят скорее «дом», и это

Рог и Рожок

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рог и Рожок «Рог. Музыкальное устройство, медная труба с раструбом, которая издает один лишь звук; эта русская музыка взята от охотничьих рогов, которые подбирались под голоса и таким образом составляли целый хор» (В. Даль). У древних евреев бараний рог – шофар – служил

Рожок

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Рожок В начале проспекта Обуховской Обороны – бывшего Шлиссельбургского тракта, там, где сейчас находятся корпуса мельничного комбината им. С.М. Кирова, – находились когда-то сенные магазины и склады купца Рожкова. По фамилии купца и вся окружающая местность,

рожок

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

рожок магазин автомата или пулемета Калашникова …заснувший на посту чижик из комендантского взвода принял мирно пасущихся ишаков за душманов и выпустил из них целый рожок. Сам полкач пообещал этому чижику «сладкую жизнь» за ложную тревогу, поднятую прямо над ухом. }