Что такое цитра. Цитра — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Слово цитра является одним из нескольких названий музыкальных инструментов, происходящих от названия древнегреческого щипкового инструмента кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara).

Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объем группы — от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. Цитра чаще всего солирует в оркестровых произведениях.

Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

Уго Кауфман. Игрок на цитре.


Variations on Pachelbel"s Canon


Vivaldi - Largo


Zither Solo - Otto Erbes Romanze in A-Dur

Семь лет назад я делал пост, посвященный цитре и ее аналогам, но на тот момент я собрал всего несколько картин, поэтому в честь сегодняшнего Международного Дня музыки я хочу еще раз поговорить о цитре...

Цитра (нем. Zither) - струнный щипковый инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Цитра - родственник арфы и очень похож на русские гусли, она в разных странах называется по-разному.
В Германии Die Zither, во Франции цистр, а в Италии четера. Слово "цитра" является одним из нескольких названий музыкальных инструментов, происходящих от названия древнегреческого щипкового многострунного инструмента кифара.
Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке. В переводе Библии на русский язык цитрами названы древние музыкальные инструменты киннор и кийтарос (катрос). В России цитра появилась во второй половине XIX века, знали ее во Франции и в Англии, в Венгрии и Румынии, в Италии и даже за океаном - в Соединенных Штатах. Цитра известна была с давних пор. Уже в 16 столетии цитра была вторым по популярности музыкальным инструментом после лютни. Но свое второе рождение она получила в XVIII веке, когда ее почти одновременно усовершенствовали два разных, незнакомых друг с другом, мастера - немецкий - Симон и австрийский - Киндл. К этому времени относится расцвет цитры, на которой с удовольствием играли и коронованные особы, и простой люд.
Цитра имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Emil Rau (German, 1858-1937) The Zitherplayer. 1890 г.

Emil Rau (German, 1858-1937) The Zitherplayer.

Emil Rau (German, 1858-1937) Zither Player in an Alpcottage.

Ludwig Vollmar (German, 1842-1884) The Young Zither Player.

Hugo Wilhelm Kauffman (German, 1844-1915) The Zither Player.

Rudolf Epp (German, 1834-1910) The Zither Player.

Carl Zewy (Austrian, 1855-1929) The Zither Player.

Jenő György Remsey (Hungarian, 1885-1980) Concert.

Franz von Defregger (Austrian, 1835-1921) The Music Lesson.

Franz von Defregger (Austrian, 1835-1921) Familienidyll.

Franz von Defregger (Austrian, 1835-1921) The Zither Player.

Franz von Defregger (Austrian, 1835-1921) Zither spielen (Игра на цитре). 1899 г.

Hermann Kern (Austrian, 1838-1912) The cimbalom player.

Thomas Eakins (American, 1844-1916) Professionals at Rehearsal. 1883 г.

Thomas Eakins (American, 1844-1916) The Zither Player 1876 г.

Edwin Howland Blashfield (American, 1848–1936) The Musician. 1874 г.

Цитра - музыкальный инструмент, струнного щипкового типа, появившийся в западной Европе в 18 веке. Наибольшую популярность получил в австрийских и германских землях.

Устройство инструмента

Количество струн зависит от размера инструмента от 35 до 45. Человек незнакомый с инструментом цитра, ошибочно может принять его за гусли. Они так же изготавливаются из дерева и имеют плоский корпус над которым натянуты струны. Но цитра имеет нестандартную форму. В начале инструмента, первые пять струн (если инструмент небольшой может быть четыре) имеют ряд ладов под собой.

Способ игры

Способ игры на музыкальном инструменте цистре отличается от близкому к нему инструменту гуслям. На струнах с ладами играют солирующую мелодию правой рукой при помощи плектора на большом пальце. Левой рукой зажимают лады, подобно игре на гитаре если ее положить горизонтально. Другие струны натягиваются прямо над резонаторным корпусом и используются для аккомпанирования, сопровождая ведущую мелодию.

Основные сведения

(нем. Zither) - , получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке.


Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 30 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4-5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектором, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.

Если цитра встречается в оркестровых произведениях, то чаще всего она играет роль сольного инструмента.

Происхождение

Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке.

Виды цитр

Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др.

Общий объем группы - от contra соль до ре в четвертой октаве.

Видео: Цитра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники.


ЦИТРА - струнный щипковый инструмент, родственный арфе и очень похожий на русские гусли. Цитра в разных странах называется по-разному. В Германии Die Zither, во Франции цистр, а в Италии четера… Говорят, что ее название происходит от греческого кифара - так в Древней Греции назывались многострунные музыкальные инструменты. У цитры - деревянный корпус с резонаторным отверстием, над верхней декой натянуты металлические струны, они настраиваются с помощью стальных колков и специального ключа. Струны делятся на голосовые (чтобы играть мелодию) и хоровые (чтобы поддерживать мелодию аккордовым сопровождением).

Франц фон Дефреггер: Игра на цитре

Существует множество разновидностей цитры. В этой статье мы хотим познакомить вас с одной из них - клавишной цитрой Autoharp. Эта сладкоголосая цитра получила в последние годы широкое распространение в качестве инструмента, аккомпанирующего пению. Играть на такой цитре легко, надо только нажимать клавиши. Под каждой клавишей - войлочные демпферы - они глушат ненужные струны, а свободные струны звучат в ярком и сочном аккорде.



Цитра

Цитра известна была с давних пор, но свое второе рождение она получила в 18 веке, когда ее почти одновременно усовершенствовали два разных, незнакомых друг с другом, мастера - немецкий - Симон и австрийский - Киндл. К этому времени относится расцвет цитры, на которой с удовольствием играли и коронованные особы, и простой люд. Знали цитру в России и Франции, в Англии и Венгрии, в Румынии и Италии, и даже за океаном - в Соединенных Штатах. Своими волшебными звуками цитра просто очаровывает. Это и впрямь волшебный инструмент, с которым связаны некоторые поверия и приметы. Старинный сонник гласит: если вам приснится, что вы играете на цитре - значит, вас ожидают любовные переживания. А если во сне вы услышите звуки цитры - вас ждет большая любовь!


Besuch auf der Alm, signiert E. Rau, Öl auf Leinwand, 110 x 132 cm


Der Zitherspieler, signiert, datiert Emil Rau, München 1890, Öl auf Leinwand, 67 × 80 cm


Adolf Eberle (1843–1914).
Musikalische Unterhaltung auf der Alm, signiert, bezeichnet Adolf Eberle München, Öl auf Holz, 53 x 99 cm


Johann Hamza Musikalische Unterhaltung auf der Alm.


Thure Cederström (1843–1924)Ein musikalisches Duo (Mönche bei Tisch, einer eine Laute, ein anderer eine Zither spielend). Signiert. Öl auf Leinwand, 58 x 72 cm.1924


Kauffman Hugo Wilhelm The Zither Player


Томас Айкинс Играющий на цитре 1876 г.

http://sr.gallerix.ru/2087993660/D/199521301/" border="0" alt="Изображение в архиве: Defregger Franz von Der zitherspieler Auf Der Alm, Автор: Defregger, Franz VonDefregger, Franz Von (Живопись на Gallerix.ru)">
Defregger Franz von Der zitherspieler Auf Der Alm

***
Древняя китайская цитра - больше чем только музыкальный инструмент. Она имеет длинную историю, и богатое культурное содержание.

Древние ученые расценили этот инструмент, как выражение идеалов индивидуального совершенствования, семейной гармонизации, государственной деятельности и социальной стабильности.


Живопись Чен Хуньшоу человека с китайской цитрой (цин).

Это был символ интеллектуальной жизни. В «Книге обрядов», написано: «Интеллектуал не расстается небрежно с его цитрой или сэ [большой струнный музыкальный инструмент]». Конфуций также говорил, что человек должен быть «трогательным в поэзии, соблюдающим обряды, и хорошо образованным в музыкальном искусстве».

Игра на цитре стремится к артистической концепции – понимание внутреннего значения нежели остановка на простом техническом совершенствовании. Это превышает границы музыки, воплощая гармонию между человеком и природой, космическое понятие отношений между Небесами и человеком, и идеи относительно жизни и этики.

Древние китайцы говорили о достоинстве цитры или «Дао цитры». В «Руководстве игры на цитре» написанном Цай Юнем, говорится: «В древние времена, Фуси [первопредок китайцев] сделал цитру, чтобы охранить себя от морального разложения и страсти».

В Юэцзи, древнем музыкальном отчёте, было отмечено: «добродетель – наиболее праведное в природе, а музыкант – самое великолепное в добродетели». Достоинство – врожденная природа человека, и музыка – сублимация достоинства. Настоящая музыка – это выражение Небесных принципов. Когда люди наслаждаются музыкой, они получаются нравственное вдохновение.

В древние времена цитра была обязательным музыкальным инструментом, на котором непременно должен был уметь играть благородный человек. Чтобы достичь гармонии души и тела, музыкант должен был играть в праведном состоянии души и с чистыми помыслами.


О Сян Рен

В истории много известных музыкантов на цитре имели благородный характер, добродетельный и неподкупный. Их умы были безмятежны, позволяя им достигнуть гармонии с природой и просветиться к более высоким истинам.

Поэт Цзи Кань написал об этом в своей поэме следующее:

«Мои глаза пристально глядят на возвращающихся лебедей,
Мои пальцы играют на пяти струнах.
Я поднимаю и опускаю голову в удовлетворенности,
Мой ум бесстрастный, прогуливается в пустоте!»

Даже в шумной среде, можно удерживать спокойное сердце, невозмутимо играя на цитре.


Чжан Цуйин

В игре на цитре важно состояние ума. Праведное сердце, творит праведную музыку. Возвышенное и благородное сознание, производит музыку с более глубокими значениями, которая в свою очередь касается сердец слушателей, затрагивая их, и позволяя им понять и резонировать с моральным содержанием музыки, и состоянием сознания игрока. Такова природа искусства.

Серия " Уроки музыки"