Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Ещё земли печален вид…. Анализ стихотворения Тютчева Еще земли печален вид…

Стихотворение “Еще земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна. Краткий анализ “Еще земли печален вид” по плану откроет ученикам 6 класса дверь в прекрасный мир природы, описанный настоящим мастером. Его можно использовать на уроке литературы для объяснения темы и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.

Жанр – пейзажно-философская лирика.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики.

Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева.

История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. Он увлекался работами немецкого философа Фридриха Шеллинга, который утверждал, что

Тема

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение четко разделено на две равные части – композиционно и тематически.

Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр

Это пейзажно-философская лирика, что также связано с двухчастностью произведения. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Оно написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передает сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Еще земли печален вид”:

  • Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .
  • Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .
  • Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевленности природы и ее непознаваемости и донести их до читателя.

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Федор Иванович Тютчев является поэтом–философом. Прежде всего глубокие мысли о взаимоотношении мира и человеческой души отражаются в его пейзажной лирике. Изображение природы и переживание о ней здесь едины. Пейзажи Тютчева символические.

Так, в стихотворении «Еще земли печален вид…» перед нами возникает следующая картина: природа в ожидании весны. Но это кажется лишь на первый взгляд. Композиция тютчевских стихотворений, как правило, двухчастна. Это произведение не стало исключением. Сначала дается образ весны:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весной дышит…

На обнаженную черную землю, которая осталась без прекрасного, пушистого, снежного покрывала, действительно грустно смотреть. Зато какие ароматы идут от влажной почвы, каким густым и свежим становится воздух! Юный мечтатель, весенний ветер, пытается оживить даже засохший стебель и будит застывшие в своем величии ветви елей.

Природа отвечает приподнятому настроению лирического героя. Пусть все вокруг пока не столь красиво, но тяжелый зимний сон кончается, это уже радует:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Противопоставление и отрицание в конце первой строфы выражают борьбу весны с зимой, такую незаметную в начале, но такую благодатную, важную для всего живого мира. Автор очень тонко показывает завершение зимнего сезона с помощью эпитета «редеющий» («сон»). Вообще вторая часть строфы, я бы сказал, изящно «выписана» Тютчевым. Он подбирает такую лексику («послышала», «невольно»), которая подчеркивает легкое, почти неуловимое ощущение весны, ее предчувствие, что едва-едва осознается и человеком, и природой.

Пейзаж динамичен, благодаря обилию глаголов, но движения образов особенные: ласковые и нежные. Да, это весна, самое приятное время года. Природа не может ей не улыбаться. Человек – тоже. Весна рождает особое состояние души. Мы становимся мечтательными, романтичными. Лирический герой стихотворения задумчив, об этом свидетельствуют многоточия во всем тексте. Мысли этого человека раскрываются во второй части произведения:

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Здесь происходит осмысление образа весны. Человеческая душа чутко отзывается на это время года. Мы пробуждаемся, ждем чего-то нового, светлого. Я думаю, Тютчев показывает, что человек как часть природы весной обновляется, возрождается вместе со всем живым миром. Однако он порой не понимает, что творится в его душе. Так и здесь. Обращаясь ко внутреннему миру, лирический герой задает несколько риторических вопросов. Он пытается разобраться в себе, но не может, это выше его сил. Почему?

Трагедия человека, по мнению поэта, в разладе с природой. Мы не осознаем и отказываемся принять общие для всего живого мира законы. Отсутствие единого с природой языка и приводит к подобным вопросам. Но хорошо уже то, что герой задает их.

Человек стремится познать окружающий мир, его душа открывается навстречу весне, значит, когда-нибудь он найдет истину.

А может быть, даже и не это главное. Важно то, что герой наслаждается весной. Его душа переполнена противоречивыми чувствами, среди которых радость, тревога, смятение, трепет, блаженство, любовь. Я думаю, это замечательно, потому что человек осознает, насколько богат его внутренний мир. Все остальное менее существенно. Нет, не случайно стихотворение заканчивается риторическими вопросами. Очарование произведения как раз и состоит в тайне. Загадкой является, наверное, как сама весна, так и ее отражение в душе лирического героя. Человек грезит о чуде. Пусть сбудутся его мечты!

В этом произведении Тютчев, как мне кажется, воспевает не приближение весны, а отношение к такому событию человека. Вот в чем заключается идея стихотворения. Не менее важна здесь и другая мысль: стремление героя найти гармонию с природой. Особенно ярко автор изображает это, соединяя в одной строке блеск небесной лазури и игру человеческой крови.

Меня привлекла неоднозначность произведения, красота, оригинальность образов, выразительность и меткость языка. Но самое интересное в стихотворении – изображение пограничного, переходного момента в природе и сознании человека. В этом виден истинный творец и незаурядная личность.

«Еще земли печален вид…» Фёдор Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение «Еще земли печален вид…» было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Русские классики - это наше народное достояние. Они известны на весь мир и поражают воображение своими изысканными произведениями. Не исключение и Фёдор Иванович Тютчев. Поэты и прозаики как прошлого времени, так и настоящего дали и дают отменные оценки этому поэту. Изысканные и интересные шедевры, многие из которых заставляют задуматься, а также учат вещам, которые помогут сделать мир значительно лучше.

Авторы произведений дают понять родителям, что своих детей нужно учить любить литературные творения еще с младенчества. Проза и стихотворения способны не только улучшить воображение, но и повысить имеющийся словарный запас. С помощью книг читатель попадает в своеобразный виртуальный мир, где происходит особенное познание.

Следует отметить, что произведения Фёдора Ивановича Тютчева достойны особенного внимания и уважения. Во многих стихотворениях отслеживается необычная философская мысль, в которой отражается сущность и связь человека и всего окружающего мира.


Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась...
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Особенный Тютчев



Детские и юношеские годы Фёдора прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении. Федор жил в благополучной и весьма богатой семье, у которой хватало денег на достойной обучение ребенка.

Родителями было сделано всё правильно, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл и создают в подсознании читателя особенную картину жизни. Стоит заметить, что жизнь писателя была благополучной. Он не усложнял её бытовыми проблемами, и даже в периоды материальных затруднений весь погружался в творчество.

Проявлять творческие наклонности Тютчев начал еще в возрасте, который называют подростковым. Первые труды писателя очень редко попадали в печать и не обсуждались мировыми критиками того времени.


Пик успеха Фёдора Ивановича Тютчева приходится после того, как его творения увидел Александр Сергеевич Пушкин. После прочтения он сильно восхищался произведениями малоизвестного дарования. Стихи были опубликованы в «Современнике» под псевдонимом. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину.

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид»

По-настоящему понять значимость произведения смогли критики лишь после смерти автора, в 1876 году. Именно в это время произведение опубликовали, а до этого оно просто пылилось на полке. Литераторы смогли установить дату написания текста - это 1836 год.

Главная идея произведения – это описание чувств и особенных переживаний, которые время от времени испытывает природа. Для автора такие понятия являются едиными и сплетены в одну полноценную идею. В стихотворении «Еще земли печален вид» все ощущения и ландшафтные пейзажи описаны весьма символично, отражая настоящие состояние, которое есть в душе человека. Именно такой подход позволяет заглянуть в самые далекие уголки внутреннего мира. Именно так и живет натуральная природа. Она такая же живая, как и сам человек, способна понять все тяготы жизненного пути и ощутить внутреннюю тревожность и радость.

В чем главный смысл произведения «Еще земли печален вид»?

Практически во всех стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева применяется двузначность в предложениях, которая воспринимается и ощущается каждым человеком совершенно по-разному. Восприятие смысла в строках напрямую зависит от внутреннего состояния читателя, а также от образа его жизни.

Следует отметить, что не каждый читатель способен ощутить всю суть произведения. Первоначально может показаться. Что поэт просто описал наступление весны и здесь нет ничего особенного. На самом же деле смысл скрывается намного глубже.

Только сделав тщательные анализ произведения, можно заметить, что в творении Тютчева имеется четкая связь между всеми объектами, которые могут быть сильно отличимыми друг от друга, но в состоянии испытывать совершенно одинаковые чувства.

Стихотворение «Еще земли печален вид» преподносит читателю своеобразное противопоставление, где есть и борьба, и особенные описания, и исключительные эмоции. Именно такие ощущения может испытывать практически каждый человек на планете. В стихотворении они представлены в виде особенных повадок каждого элемента в природе.

Главная идея шедевра «Еще земли печален вид»



В своём произведении Фёдор Иванович старается показать читателю, что современный человек постепенно начинает забывать, что все живые существа в мире на самом деле едины и зависят друг от друга. Автор отмечает, что натуральная природа испокон веков является кормилицей и спасла многие и многие жизни. Только если понять ее, можно разобраться в большинстве проблем, которые имеются у людей.

Именно тщательный правильный анализ позволяет в максимальной мере понять стихию и человеческую сущность, тем самым показывая противостояние между зимним периодом и весной. Поэтому рассказы о таких временах года могут быть весьма противоречивы.

Суть произведения заключается в том, что зиме пора уйти и передать господство красивому и цветущему времени, которое в конце сезона зимы чувствует себя окрепшим. Природный ландшафт и сам человек, представленный в произведении в виде лирического героя, радуются смене времени года.


По-особенному в стихотворении «Еще земли печален вид» описано возрождение – это и прилетающие птицы, и растущие, просыпающиеся цветы и растения. Все это указывает на начало новой жизни и постепенный переход к летнему периоду года, которое окружено любовью.

Весна – это период романтики и особенных мечтаний. Как природа, так и душа человека постепенно пробуждаются после зимней спячки и готовятся к появлению новых эмоциональных скачков, которые появляются благодаря изменениям в природе. В стихотворении всё это описано в виде постоянных проливных дождей, яркого солнца, которое время от времени обжигает тело человека. Именно такие явления способны повлиять на формирование настроения и общего положительного состояния.

Средства выразительности в стихотворении

Шедевр «Еще земли печален вид» просто переполнен средствами выразительности. Таких выражений здесь много и они имеют особенный психологический параллелизм, указывая на сопоставление внутреннего состояния человека и состояния натуральной природы.

В произведении присутствуют метафоры – это и дыхание воздуха, и непросыпающаяся природа, и сон души человека, и игра крови. Все эти словосочетания имеют невидимую связь между собой. Употребление эпитетов в произведении придает красоту строфам, а также особенную загадочную. Именно таким образом показано сравнение души и внутреннего состояния человека и натуральной природы.

Фёдор Иванович Тютчев по-настоящему достойный уважения поэт. Свои стихотворения он пишет с душой и использует для этого всевозможные приемы, которые позволяют погрузиться во внутренний мир и понять обстановку так, как будто вы находитесь именно на том месте, где и создавался сюжет. Такие приемы способны донести до читателя особенный глубокий смысл.

В стихотворении «Еще земли печален вид» представлена неоднозначная и изысканная красота, которые привлекают читателя, позволяют максимально глубоко вникнуть в произведение. Тютчев так смог составить словосочетания, что их хочется повторять снова и снова.

То, что каждый может понять это произведение по-своему, неплохо. Истинный смысл скрыт, хотя лежит на поверхности. Проанализировав стихотворение «Еще земли печален вид», созданное Фёдором Ивановичем Тютчевым, становится ясно, что с пробуждением природы, просыпается и сам человек. Теперь он готов с новой силой работать, творить, любить.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Еще земли печален вид..."

Ода единству с природой

Федор Иванович Тютчев - известный поэт, который в своем творчестве часто обращался к глубоким философским размышлениям, в особенности во взаимоотношениях между душой человека и окружающим миром. Стихотворные пейзажи Тютчева очень символичны, в них отчетливо отражаются философские мысли, а изображение природы неразрывно с внутренними переживаниями самого автора. Стихотворение «Еще земли печален вид…» - яркое тому подтверждение. В первой половине этого стихотворения автор описывает состояние природы ранней весной, ее пробуждение. А во второй - о пробуждении души человеческой.

Природа ранней весны, в описании Тютчева, показана в самом начале своего пробуждения:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит

Весна еще не пришла, «…еще природа не проснулась», но весть о ее приходе уже наполняет все вокруг. Ее дыхание уже близко. Сон, которым спит все вокруг, уже не столь крепкий каким был зимою. Здесь автор использует сравнение «редеющий» сон, сквозь который немного слышится то, что происходит вокруг. Весенний ветерок, легким дуновением пытается коснуться каждой веточки, каждого стебелька, чтобы пробудить ото сна и сообщить радостную весть - приход весны. И природа отвечает взаимностью, эта новость ее радует:

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Во второй части стиха автор обращается к своей душе, которая подобно зимней природы, тоже спала, но общее пробуждение коснулось и ее. Пробуждение своей души, Тютчев описывает очень романтично и нежно, используя такие глаголы: волнует, ласкает, целует, золотит. Душа человеческая, как и сама природа, с приходом весны обретает некое особенное состояние мечтательности и романтичности - она оживает. Душа чутко отзывается на приход весны, ожидая изменений в лучшую сторону, ожидая чего-то светлого и чистого. Здесь автор использует сравнение весеннего обновления природы, и человека, указывает на живую связь между ними. Несколько раз, используя многоточие, Тютчев призывает поразмыслить, увидеть и понять ту неразрывную нить, которая соединяет воедино все живое. Идея единства человека и природы проходит через все творчество поэта.