Рассказ по картине зеленый шум. Сочинение по картине Рылова «Зеленый шум. Сочинение по картине Рылова «Зеленый шум»

Зеленый шум

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя. Рылов родился в пути (его родители направлялись в Вятку) и большую часть своей жизни проживал на Севере и всю красоту тех мест с любовью вложил в свои картины, а полотно «зеленый шум», над которым он работал целых два года, прославило художника. Он передал не только невероятную красоту своих родных мест, а и звук, характер, гармонию и мысли. В 1904 году было создано уже три экземпляра, и все они находятся в русских музеях.

Первое, что бросается в глаза, глядя на этот шедевр так это яркость, красочность, насыщенность. Чистое голубое небо, украшено белоснежными тучками, придают контраста темно-зеленым деревьям и синеве воды. Картина всем своим видом передает жизнь и молодость, не смотря на изображенные деревья которым ни один десяток лет.

Автор написал чудесный пейзаж солнечного дня. Вид открывается сверху, с горы, на которой растут большие могучие деревья, а внизу течет широкая извивистая река, а по ней плавают белые парусники. За счет не четких изображений травы и крон деревьев видно, что дует сильный ветер изо всех сил гнет ветви, создавая шум.

Смотря на картину, складывается впечатление, что я нахожусь на той полянке и смотрю на реальную, а не на рисованную красоту природы. Вдыхаю свежий воздух, чувствую запах свежей травы, ароматы мелких, но душистых цветов и слышу песню шелестящей листвы.
Название же этому полотну дал Богаевский, который был приглашен одним из первых вместе с Куинджи, оценить картину. Взглянув впервые на нее, он начал цитировать стихотворение Некрасова «Зеленый шум» слова, которого идеально подходят к пейзажу, так и осталось присвоенное название.

  • Сочинение по картине Ромадина Село Хмелевка 9 класс (описание)

    Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте

  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова

    В картинах Рокотова всегда присутствовала некая харизма и обаяние со стороны модели для картины. По картинам видно, что при их написании автор старался как больше внимания уделять именно лицу и взгляду и как меньше всему остальному

  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение (описание)

    На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

  • Сочинение по картине Грабаря Зимний пейзаж, 6 класс (описание)

    Какой чудесный вид увидел знаменитый художник своими чрезвычайно необычными глазами и сумел отобразить это, используя уникальное сочетание тонов!

  • Сочинение по картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.

В истории русского искусства Аркадий Рылов упоминается, прежде всего, как автор пейзажа «Зеленый шум», несмотря на то, что оставил после себя огромное количество мастерски написанных работ. Так что же такого в этом полотне, которое отправило все остальные на задний план?

Картина была написана автором в 1904 году. В этот момент Российская империя уже сражалась на просторах русской-японской войны, рядом назревал революционный переворот, в корне менялся менталитет русского человека. Буря противоречий готова была захватить и перевернуть всю страну.

А Рылов в эти страшные минуты приступает к написанию своего будущего шедевра. Он изображает пейзажную зарисовку Вятки, города, по дороге в который и родился Аркадий. Сему месту, где будущий художник подрос и окреп, милой сердцу природе, беззаботным дням Рылов посвятил свою работу.

Идея создания такого полотна появилась у художника в 1902 году. С этого момента он стал делать этюды во время поездок в родной город, много времени проводил в мастерской, вспоминая первые годы своей жизни, задорные игры с друзьями и прогулки вдоль реки с родителями. В результате через два года из-под кисти Рылова вышла картина, названная автором «Зеленый шум».

На первом плане работы изображены стройные березки и старый дуб. Дует сильный ветер, который гнет стволы берез, заставляя их низко кланяться матушке-земле. Даже проживший много лет дуб не может справиться с порывами сильного ветра и направляет свою крону по ветру, слегка опуская ветки.

На заднем плане видна река темно-синего цвета. По ее глади спешат несколько парусников. Они, наверное, стараются как можно скорее достичь берега и спрятаться от приближающегося урагана.

На небе появились громоздкие тучи, которые готовы пролиться дождем над зелеными бескрайними полями. Хотя даль еще девственно чиста. Нет в ней и признака приближающейся бури.

Природа в движении, в сопротивлении и в тот же момент покорности, неповторима и величественна. Чудится, что каждый смотрящий на полотно не только восхитится красотой русской природы, но и ощутит потоки мощного ветра и капли начинающегося ливня, услышит шум завывающего ветра и трепет листьев деревьев. Становится ясно, почему картина названа именно так.

Важную роль в эмоциональном восприятии картины сыграл сильно приближенный зеленый первый план, который противопоставлен лазурной дали. Благодаря сильным активным мазкам кисти автора при написании полотна создается реальное ощущение ветра.

Аркадию Рылову удалось сделать невозможное. На своем полотне он смог передать всю красоту необъятной русской природы, все, что соединилось в ней: добро и зло, покой и движение, разные тона и цвета. Его по праву можно назвать шедевром.

Сочинение по картине А. А. Рылова «Зелёный шум»

«Я посвятил своё искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю её природу».

А. А. Рылов

эстетически воспитывать учащихся, расширять кругозор.

Ход урока:

Рассказ о художнике.

А. А. Рылов – русский художник-пейзажист. Пейзажист создаёт пейзажи, картины, главным предметом изображения в которых является природа. Среди русских пейзажистов конца Х1Х – начала ХХ века Рылов – один из крупнейших живописцев. В своих произведениях он воспевал родную природу.

Р. родился 30 января 1870 года в селе Истобенском, неподалёку от Вятки (сейчас это г. Истобенск Кировской области).

Детство и юность Р. провёл среди вятских лесов. Увлечение охотой, путешествия позволили ему рано узнать и полюбить суровый край. Р. умел ставить парус, любил нестись в лодке по взъерошенной реке, не страшась пенящихся волн, подставляя лицо ветру. Он отправлялся с друзьями по весенней воде в леса слушать пение птиц, наблюдать пробуждение природы. «Жизнь у костра, у воды, среди дикой, нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста», - вспоминал художник.

У Р. рано появилось влечение к искусству. Он стал рисовать то, что видел вокруг. Рисунки эти были ещё просты, но в них уже видна была наблюдательность будущего художника.

Знакомые посоветовали ему ехать учиться. Вместе с другом Р. отправился в Петербург и поступил сначала в училище технического рисования, а затем в Академию художеств, где стал учиться у известного русского художника А. И. Куинджи. Куинджи учил Р., что только у природы надо черпать впечатления, только у неё учиться живописи.

Люди, знавшие Р., вспоминали о нём как о человеке с « голубыми лучистыми глазами, с ясной ласковой и доброй улыбкой». Он обладал огромным запасом бодрости и жизнелюбия.

Строя свою мастерскую посреди леса или устраивая «кусочек леса» посреди своей мастерской, он умел разговаривать с лесными обитателями. Его понимали и слушались зорянки и пеночки, зайцы и белки. Они подолгу жили в мастерской художника, и он вознаграждал их за дружбу свободой, отпуская в лес по весне.

Отношение художника к жизни видно в его картинах. Глядя на могучие северные ели, на летящие белые облака, на сказочные лесные речушки и любопытно выглядывающих из-за ветвей белочек и птиц, кажется, что художник говорит: «Доброе утро! Доброе утро миру!»

В 1935 году А. А. Рылову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Анализ картины.

Картина «Зелёный шум», репродукцию которой вы видите на доске, - одно из лучших произведений русской пейзажной живописи. Репродукция – это…

Легко ли понимать картину о природе?

Почему это не фотография?

Тема картины появилась у Р. не случайно. Р. действительно жил на крутом высоком берегу Вятки, и над его головой шумели берёзы, за которыми открывалась даль с озёрами и лесами.

Картина эта – результат огромного труда, он переделывал её несколько раз.

Настоящий художник обладает способностью пробуждать чувства, наблюдения, которые хранит наша память. Останавливая внимание, его картины как будто разговаривают с нами. Неподвижное изображение оживает, начинает двигаться. Краски напоминают о запахах земли. Синева неба наполняется воздухом. Ветер сгибает тонкие стволы деревьев, отбрасывает молодую листву, и, кажется, она шумит.

То вспыхивает с новой силой, то стихает шум листьев. И художник называет картину «Зелёный шум».

Давайте внимательно посмотрим на картину. Что вы вспоминаете сейчас? (лето, солнечный тёплый день, ветер).

Но на картине мы не видим солнца. Как вы определили, что день солнечный? (облака ярко освещены, высокое синее небо, ярко-зелёная трава и листва деревьев, от деревьев падают тени).

Какова композиция картины? Композиция – это… Что мы видим на переднем плане картины? (берёзы, они сгибаются под ветром).

А что находится сзади? (река, маленькие лодки с белыми надутыми парусами, небо светло-голубое, по нему плывут пышные белые облака).

Два основных цвета – зелёный и синий, но сколько у них оттенков! Какие оттенки зелёного вы видите? (светло-зелёная листва молодых берёзок; тёмно-зелёная листва старых берёз, переходящая в тени в чёрный цвет; сочная зелёная трава).

А какие оттенки синего цвета есть на картине? (сверху небо тёмно-голубое, у горизонта – совсем светлое, а вода в реке синяя, местами очень тёмная).

Неподвижное ли изображение мы видим на картине?

Как художник показал это движение?

Почему картина называется «Зелёный шум»?

То, что мы видим на картине, знакомо каждому из нас. Мы видели, как деревья гнутся от ветра, слышали, как шумит их листва. Но, глядя на этот пейзаж, мы не только вспоминаем знакомые образы, мы видим новое, незнакомое нам до сих пор. Поэтому творчество Рылова приносит нам радость.

Составление плана.

1. Что я узнал о художнике А. А. Рылове.

(варианты: Что такое пейзаж.

Любовь художника к родной природе.)

2. Картина «Зелёный шум»:

Какие воспоминания вызывает картина?

Передний план: беспокойные кроны деревьев, летнее небо, воздух;

Задний план: извилистая лента реки, безбрежные просторы…

Какие цвета преобладают в картине и почему?

Почему картина называется «Зелёный шум»?

3. Творчество А. А. Рылова приносит людям радость.

Словарная работа.

живопись

художник-пейзажист

творчество

репродукция

композиция

тёплые тона

холодные тона

светло-голубой

тёмно-зелёный

шелестеть

трепетать

Самостоятельная работа учащихся.

Материалы:

Небо высокое, лазурное, голубое.

Красивые кучевые облака спокойно и плавно скользят по лазури.

Листья, листва, кроны, зелень. Пышно разрослась зелёная крона, пышная листва, зелёные косы берёз, ветви молодых берёзок трепещут на ветру.

Ветер отбрасывает листву, тревожит, беспокоит, шевелит кроны, сгибает стволы, шумит.

«Когда я приехал в Москву, то в ушах у меня остался этот зелёный шум».

«Картина наполнена светом и воздухом, …река совершает величественное течение, и небо настоящее, бездонное, глубокое».


Зеленый шум. 1904
Холст, масло. 107 x 146 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Друг замечательного русского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова художник К. Ф. Богаевский как-то шутливо заметил:
«Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зеленый шум» – это мое изобретение».

Сам Рылов в книге своих прекрасных воспоминаний живо повествует о том, при каких обстоятельствах родилось поэтическое название этой широко известной картины, и одновременно знакомит нас с ее творческой историей.

«Я написал к выставке три большие картины и несколько меньших,– рассказывает он.– Перед выставкой по обыкновению пришел к нам Архип Иванович Куинджи (любимый учитель Рылова и высший для него художественный авторитет). Душа ушла в пятки, когда послышался его сильный звонок, показалась знакомая шуба и красивая голова с заиндевевшими усами и бородой. Куинджи прошел в комнату Богаевского... от Богаевского он пришел ко мне.

Неохотно поставил я на мольберт пейзаж с березами. Я не совсем доволен был картиной, а Архип Иванович похвалил, обыкновенно он редко хвалил. Я очень много трудился над этим мотивом, несколько раз все перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать ощущение от веселого шума берез, от широкого простора реки. Жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озерами и лесами. Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берез, идущая от дома в поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти березы. Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зеленый шум». Я удивился, что Архипу Ивановичу понравилась эта картина, и был, конечно, страшно рад. Позвали Богаевского и стали втроем курить и мирно беседовать. Богаевский, увидев мою картину, стал декламировать некрасовское стихотворение «Идет, гудет зеленый шум...» Так и дано было название картине «Зеленый шум».

Зеленый шум!
Высокий крутой берег реки, над которым с размашистым гулом шумит взволнованная порывами ветра листва, летящие по реке далеко внизу лодки под белыми парусами, безграничный простор заречья и облака в высокой синеве ветреного неба,– все в этой гулкой, насыщенной движением картине проникнуто чувством любви к родной природе и восторгом перед ее мятущимся «непокоем». И надо ли удивляться тому, что появление этой картины в предреволюционном 1904 году, когда в воздухе уже явственно ощущалось приближение грозовых раскатов общественной бури, было воспринято современниками, теми, кто ждал свежего ветра революции, как знаменательный поэтический символ, как некое образное предвосхищение грядущего социального обновления? Полная бурной динамики, картина Рылова вызвала неожиданный для художника общественный отклик, и его чудесный, насыщенный зеленым шумом пейзаж привлек к себе сердца зрителей не только своими высокими эстетическими достоинствами, но и той социальной патетикой, которую в нем ощутила передовая предреволюционная Россия.
Картина сразу же получила широкую известность, и имя автора навсегда вошло в историю русской живописи. Скромно задуманный пейзаж с березами, навеянный шумом листвы, трепещущей под порывами ветра, прозвучал в истории русского пейзажного искусства ярким мажорным аккордом. Художник создал произведение, в котором не только проявил свой чарующий талант живописца, но и наметил многие новые пути развития нашего послелевитановского пейзажа.

Прекрасную характеристику Рылова оставил нам его старший собрат по искусству Михаил Васильевич Нестеров, выдающийся русский художник. В своей книге «Давние дни» он писал:
«Годы с начала 900-х по самый год кончины были непрерывной цепью успехов Аркадия Александровича, его любованием разнообразнейшими красотами родной природы. Имя его становилось почетным, но ни в какой мере не кричащим, в русском искусстве. Талант креп, образы его делались более и более значительными, и он не будучи по своей природе тенденциозен, был содержателен. Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных, бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озера, небо ясное, сулящее на завтра «вёдро», или небо с несущимися куда-то облаками – беду сулит – все, все у Рылова в действии, все динамично – радость жизни сменяет ее драму. Темный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут гибель. Осенний перелет птиц за далекие моря переживаем, как личную утрату ясных дней. Все у Рылова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и ее обитателей. Он поет, славит и величает Родину-мать...

Рылов не просто «пейзажист», он, как Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо...»

Наша дочка учится в 3-м классе, и ей задали написать сочинение по картине Аркадия Рылова "Зелёный шум". Вот эта картина:

А вот Катино сочинение:

"На картине Аркадия Рылова "Зелёный шум" изображен ветреный летний день. Деревья, стоящие на крутом берегу, так и гнутся под порывами сильного ветра. Их листва шумит и трепещет. Тоненькие молодые березки как будто хотят оторваться от земли и улететь вместе с ветром, но им не разрешают взрослые деревья. Облака просят мать-березу отпустить детей, но она не соглашается. Деревья шумят и спорят все громче и громче.
На втором плане маленькие лодочки под парусами несутся по широкой реке. Сильный ветер несет их легко, будто перышки. Даже облака не могут их догнать.
Эта картина вызывает у меня чувство восхищения природой, ее красотой и могуществом."

Надо сказать, что у меня эта картина вызывает совершенно противоположные чувства. Для меня сильный ветер - это страх, тревога, опасность! Я бы сказала, что эта картина - катастрофична, что художник запечатлел начало бури. Вдали небо еще нежно-бирюзовое, но тяжелые облака, наползающие из-за края картины, предвещают близкий ураган. Бурлящая река стремительно несет неуправляемые суденышки. Им не удается причались к берегу, и они непременно разобьются! Молоденькие березки склонились с бессильной мольбе, но это не поможет - они все равно будут вырваны с корнем. Большие деревья чувствуют, что будут безжалостно изломаны, но пока у них есть силы противостоять налетающему ветру. Эта картина вызывает у меня чувство обреченности и бессилия перед разгулявшейся стихией.

После того, как мы выразили свои впечатления, мы решили почитать, что же пишут об этой картине в литературе. И выяснилось, что дочка Катя оказалась ближе к замыслу художника, чем мама: сам Рылов в воспоминаниях пишет, что "старался передать ощущение от ВЕСЕЛОГО шума берез". А передовая общественность того времени (картина была написана в предреволюционном 1904 году) вообще увидела в ней намек на приближение "грозовых раскатов общественной бури" и "символ грядущего социального обновления".

  • 9 Октябрь 2011
  • 12 Комментарии

Комментарий

    Катя получила за сочинение “пять”. Учительница даже написала ей “Молодец!” в тетради. А вот Олимпиаду по русскому языку мы проворонили. Пока мы собирались “начать к ней готовиться”, она уже прошла (((

    Отличное у Кати сочинение, сразу видно, ребенок много читает. Нам все сочинения даются с трудом, пишем по предложению.

    Копия с картины “Зеленый шум” получилась зловещая. Река и небо чернильного цвета. Младшая внучка наслушалась Ваших рассуждений про картину, и теперь, золотую осень на дворе называет “желтый шум”! Ведь ветер несет желтые листья с деревьев с шумом! А под ногами шуршит желтая листва.

    А у меня сразу в голове начинается декламация стихотворения “Идет-гудет зеленый шум, зеленый шум, весенний шум!”.
    Краски действительно на копии ненормальные какие-то. У меня вообще никаких чувств не вызывает, если честно.

    молодые берёзки одного возраста.но видимо росли в разных местах,судя по искривлениям стволов,а страха Рылов ненагоняет,скорее ожидание похолодания без дождя.

    молодые берёзки одного возраста.но видимо росли в разных местах,судя по искривлениям стволов,а страха Рылов не нагоняет,скорее ожидание похолодания без дождя.

    мне кажется сочинение хорошее не зря учительница похвалила