Что такое набросок рисунка. Эффектное построение падающих теней. Положительные стороны в работе


Для художника главное - острота его чувств. Да, именно яркое ощущение, брошенное на полотно каким бы то ни было способом- экспрессивно ли кистью или вдохновенно и нежно тонкой вьющейся линией, наиболее выразительно, более всего интересно.

А ведь с одной стороны хорошей картины стоит изумленный зритель, с другой незримо присутствует творец, художник.

Вы захотели научиться быть с той стороны, противоположной зрителю? Научиться создавать произведения, к которым люди не будут равнодушны? Для этого важно самим стать самыми чуткими зрителями окружающей действительности, но знаете ли вы, что это не просто дар от природы, а также внимание, которое способен развить в себе каждый человек?

Правда, каждый. По- разному он потом это выразит, но сможет выхватить самое острое, самое смешное или самое прекрасное в том, что сейчас кажется нам с вами обыденным и привычным.

Самый простой способ научиться рисовать- это дружба с блокнотом. Поставьте себе цель - один скетчбук в неделю и приготовьте несколько графических инструментов для начала.

Пускай это будут простые карандаши (несколько из диапазона 4B-12B), черные маркеры, уголь или угольный карандаш, мультилайнеры толщиной от 0,1 мм до 0.8 мм, синтетическая или беличья круглая кисть номер три и черная тушь, пригодится также кисть с резервуаром для воды (art brush). Последнюю можно заправить тушью или чернилами.



Бумага подойдет любая, главное, чтобы она была светлой, то есть белой или цвета слоновой кости. Прошивка обложки также пусть будет удобной. Кому- то удобна пружина, кому- то клеевой книжный корешок, тут все на любителя.


Теперь постарайтесь пообещать себе, что будете при любой возможности рисовать. Лучше всего, если это будут люди или животные, причем с натуры, но это совсем не обязательно. Просто это интересно, а когда интересно что- то делать, то это дается проще.

Только как же рисовать человека, если вы никогда не изучали пластическую анатомию, если у вас плохо с пропорциями? Этот вопрос мне задают все ученики, которых я убедила параллельно с изучением азов изобразительной грамоты рисовать наброски.

Все очень просто. Художник работает от общего к частному. Мы так видим мир- сначала утром мы видим общую картину за окном, оцениваем яркость солнечного света, чтобы понять, насколько нам уже с утра нравится этот день, и только потом рассматриваем предметы вокруг себя, а также присматриваемся к виду из окна. Так мы оцениваем все, что нас окружает: от общего к частному.


Поэтому если посмотреть на человека, которого вам сейчас кажется сложным рисовать, можно увидеть, что он очень нам знаком в своей анатомии. Мы узнаем этого человека, когда приходим завтракать: это один из домочадцев. Мы его ни с кем не перепутаем, потому что в его лице, в пластике, есть что- то такое неуловимо родное, знакомое.

Но если мы попросим этого близкого человека позировать нам, выяснится, будто мы его совсем не знаем: вроде, глаза правильно нарисовали, и нос похож, и уши на месте, и прическа такая, как надо, а в целом, "что- то есть", и все.

И мелькнет в голове разочарование: не художник я, пойду- ка заниматься привычными делами....


Но познакомьтесь с блокнотом. Не нужно сразу его загружать долгими беседами с вашим новым другом карандашом. Пускай первая встреча ограничится пятью минутами. Мало? Но ведь карандаш и блокнот почти незнакомы, им еще не очень интересно, они немного друг друга стесняются, да?

А о чем они могут успеть пообщаться пока утренний домочадец застыл за чаем? Можно успеть уловить то, что каждый и по памяти скажет: голова, две руки, две ноги и позвоночник.

Пускай первые штук сто ваших набросков будет еще короче, ведь люди так не любят замирать на месте. Пусть каждый рисунок будет по две- три минуты, и пока не станут получаться руки из плеч, а ноги правильной длины и характерные в коленных сгибах, не ищите анатомию Готфрида Баммеса. Его атлас очень хорош, он помогает разобраться в динамике, он поможет вам прочувствовать натуру, но позже, когда за три положенных минуты вы сможете улавливать общее напряжение модели.

Сто набросков- это много? Если вы только начинаете рисовать, вам может показаться, что да. Но на них уйдет всего лишь 300 минут, а это всего лишь пять часов времени!

Итак, всего пять часов на зубрежку: две руки, две ноги, голова. Табуретка, стол, чашка чая. По утрам. Перед работой. Быстрее, свободнее. Удобнее всего пока использовать мягкие карандаши. Выберите карандаш под свою руку. Скорее всего, цельнографитный, может быть, цанговый или деревянный. Чем мягче его грифель, тем легче пойдет линия. Пока не прибегайте к помощи ластика. Работайте не на чистоту и качество, а на количество и скорость. Это будет первая ваша задача.


Следите за линией. Если вы не будете стремиться к перфекционизму и чистописанию, пытаясь делать ее красивой и "живой" в первой сотне рисунков, однако перестанете бегать карандашом по одному месту, к сто первому быстрому наброску она уже станет намного точнее и увереннее. Начнется формирование почерка, и это уже повод начать ставить перед собой задачи.

Линия уже более послушна, возможно, она стала живее, и иногда подчеркивает более темные места, а может быть, за время рисования она ищет пятно, пытаясь подштриховывать его. Самое время попробовать кистевые материалы. Маркер или кисть помогут выделить пятно тени. Попробуйте разные маркеры и найдите свой. Помните, что каждая рука имеет свой неповторимый нажим, а каждый человек свой почерк, и чутко выбранный инструмент становится другом и соратником в поиске самой сути изображаемого.


Итак, еще через пять часов и сто набросков (тут количество набросков важнее, чем количество часов, кстати) вы уже схватываете самые привычные пропорции: рука, согнутая в локте, ноги, таз, плечевой пояс, наверное, вам уже удается посадить модель на стул.

Если вас удовлетворяет результат, можете уже открыть учебник динамической анатомии Баммеса. Если пока рисуете, но ощущение, что блуждаете в лесу, рисуйте до тех пор, пока не поверите в то, что изображаете.

Именно ощущение самоконтроля - признак того, что можно копать глубже. Мы как будто ищем клад, который зарыт глубоко под толщей неведомых слоев знаний, и этот клад- свобода изображения. Но чтобы достать его, нужно слой за слоем убирать все, что сверху. И ведь как не получится землю раскопать, не освоив лопаты, так и слои знаний не сдвинуть без карандаша. Только мы как будто бы не копаем вглубь, а строим лестницу из рисунков вверх, чтобы дотянуться до этих всех художественных истин.


И вот вы уже проверяете себя по Баммесу. Ну как, становится ли легче рисовать? Не удивляйтесь, что в атласе речь будет идти часто о динамике, а вы, вроде, неподвижного человека рисуете. На самом деле, анатомия для художников так и называется, "пластическая", - потому что это анатомия поз. Все подчиняется простой конструкции человека: позвоночник, к нему крепятся кости грудины, таз, верхние и нижние конечности, череп.

Костей, образующих скелет, много, а еще больше мышц, этот скелет двигающих и влияющих на позу человека. Поэтому любое напряжение мышцы- это уже динамика.


Продолжайте рисовать много, каждый раз ограничивая себя во времени, чтобы прийти к ощущению самоконтроля. Не сразу будет получаться увидеть внутри человека его конструкцию, но каждый набросок - это шаг к этому ощущению.

Несколько сотен набросков вызывают привыкание. Вы уже чувствуете, как растете, у вас складывается почерк, но не все пока удается. Однако чем больше вы рисуете, тем проще и виртуознее ваши наброски, выполненные за две- три минуты.


Практика- великая сила. И учитель в каждом из нас. Будьте строги к себе в постановке задач.

Первая - укладываться в отведенное время. И самое продуктивное, для развития скорости реакции, - время короткое. В программе нашей школы рисуют наброски от 30 секунд до двух минут, и это хорошо развивает глаз и быстро ставит руку.

Вторая задача- чистота линии. Лучше сделать больше рисунков, чем больше линий. Дива натура, самая интересная и полезная для художника, ждать не любит.

Третья задача - пропорции. О том, что руки короче ног, а локти и колени не сгибаются только лишь под прямым углом вполне способен уловить глаз человека, для анатомии рано.

Четвертая задача - пятно, потоки, пластика. Об этом лучше расскажет преподаватель уже на основе выполненных рисунков, тут книжка тоже даст лишь теоретическую информацию.

Наконец, пятая задача- проверка нарисованного согласно главным законам:

  • опорные точки,
  • анатомия.

Самое главное, - это вы и ваш друг- блокнот. С тонкой писчей бумагой и карандашом: в метро, в кафе, на работе, дома. С акварельной бумагой и кистью: в зоопарке, на пленэре, в биологическом музее.

Слово "набросок" имеет родство со словом "бросать", то есть "набрасывать" свою идею или сюжет. И он помогает яснее мыслить. Он учит и он же потом служит выражением внутреннего ощущения, брошенного на бумагу.

Наброски необходимы ученикам, очень нужны начинающим художникам, ими не гнушаются самые большие художники, они благодарны этому виду графической гимнастики для руки и ума.


(статья проиллюстрирована графикой автора, а также трехминутными набросками учеников Классов живописи и рисования О. Рубцовой)

Начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) - используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) - ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) - хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками - это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель - передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.

Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков - отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий - всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.

Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.

Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.

Техника аэрографии достаточно сложна и предполагает использование дополнительных материалов. В этом разделе мы расскажем о тех из них, которые необходимы для выполнения иллюстраций с помощью аэрографа.

Так же, как любая другая живописная техника, аэрография позволяет получить изображения на поверхности основы. Однако ее особенность состоит в том, что

Восемь секретов в рисовании

Восемь секретов, которые позволят вам
научиться мастерски рисовать

1. Правильное построение предметов в пространстве

Этот навык — основа для любого профессионального художника. Он создаст ощущение объемного пространства в вашей картине, что очень важно. Уже он один сам по себе сильно улучшит ваши картины.

2. Правильное нанесение штрихов

При помощи штрихов создается фон для будущего объема форм и предметов – это главная основа. Когда вы научитесь правильно их наносить — все что вы рисуете, станет более насыщенным, и четким.

3. Тоновая растяжка карандашом

Еще один секрет мастеров. Когда вы научитесь делать тоновую растяжку карандашом от простого к сложному, набирать тон различными по мягкости карандашами, вы сами удивитесь, насколько более реалистичными станут ваши рисунки.

4. Искусство рисования объемных фигур

Еще один навык, который отличает людей, рисующих великолепно, от новичков в рисовании. Это — умение придавать объём предметам, различающимся по форме, работа со светом, и рефлексом, собственной тенью и полутенью. Данные навыки сделают ваши работы в разы лучше.

5. Умение работать с собственной тенью на фигурах, для придания объема

Это также важно уметь, если вы хотите мастерски изображать объемные предметы и создавать реалистичные картины.

6. Эффектное построение падающих теней

Вид и форма падающих теней зависит не только от фигуры, коротая её отбрасывает, но и от расположения источника света. Освоив этот навык, вы сможете рисовать падающие тени различных геометрических фигур, но также применять это знание к предметам разнообразных форм.

7. Умение различать предметы по тону

Благодаря этому вы не только сможете показать различие предметов и форм между собой, но и обозначить композиционный центр, что очень важно для построения композиции.

8. Навык соблюдения композиции

А вот это самое главное знание, которое «оживит» вашу картину и наполнит смыслом, заставит зрителя задуматься о том, какое настроение у Вас было в момент создания картины, что именно вы хотели сказать зрителю. Знание композиции позволит Вам «сказать» при помощи вашей картины то, что не можете сказать словами…

… и множество других навыков и секретов, которыми обладают лучшие в мире художники.

Как быстро овладеть главными навыками профессиональных художников?

Вы конечно можете записаться в художественную школу. Однако, это возможно, если у вас много свободного времени. К сожалению, не все могут несколько часов в день потратить на то, чтобы добраться в школу, и назад.

Кроме того, вы можете начать обучаться самостоятельно — по книгам. Но это очень медленный и тяжелый путь, и без профессионального наставника вы будете учиться очень долго, совершая множество ошибок.

Самый простой путь — обучаться по видео-курсу, в домашних условиях. Всего за 46 дней, вы сможете научиться рисовать великолепные рисунки, у себя дома!

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

Подробное пособие, которое поможет вам стать художником

Переход на полную запись и на заказ

Учимся писать портреты маслом

Написать Портрет Собственными Руками

получив при этом мощный энергетический подъем,
почувствовав радость процесса и гордость за результат!

И помогу Вам в этом я — художник-портретист Татьяна Артыкова

  • С чего начинать работу в масляной живописи?
  • Какие краски, кисти и т.д. использовать?
  • Как строить композицию?
  • Как правильно перенести изображение?
  • Как смешивать цвета?
  • Этапы создания и завершения портрета;

Получите ответы в видео-курсе: «Пишем Портрет Маслом» Этапы создания «живого» портрета

Что (или кто) облегчит процесс обучения?

Без знаний изобразительной грамоты будет сложно справиться с поставленными задачами. Понадобится «переводчик», который поможет облегчить процесс, сделать его максимально интересным, эффективным и быстрым.

В качестве «переводчика» выступаю я — Татьяна Артыкова, художник-портретист, педагог.

На протяжении 20 лет я занимаюсь портретной деятельностью. И, параллельно, на живых Мастер Классах делюсь своими знаниями с теми, кто намерен освоить искусство портрета максимально эффективно и быстро.И теперь мой опыт в видео-формате.

Пишем Портрет Маслом
Этапы Создания «Живого» Портрета

Пособие для «начинающих» и «продвинутых»

Для кого этот курс?

  • для тех, кто намерен в ближайшее время создавать свои портреты;
  • в ком горит творческий огонек и есть желание разжечь его «круче»;
  • кому нужны четкие рекомендации, чтобы процесс обучения был максимально быстрым, эффективным, интересным!

Напишите свой портрет и Вы, используя простые рекомендации!

  • «Учебником» является прекрасная картина. Изучаем секреты портретной живописи на примере картины известного мастера портрета;
  • «Объектом» изучения является красивая девушка- богиня Геба, символ вечной юности; которая вдохновляет на создание прекрасного образа;
  • По-этапность выполнения делает курс максимально понятным, доступным даже абсолютным новичкам;
  • Шаг за шагом, портрет набирает силу, доставляя Радость творческого процесса;
  • Легко решается проблема создания максимально точного рисунка изображаемого человека;
  • Показана простая методика подбора нужных цветов и оттенков;
  • Раскрыты основные секреты, позволяющие создать "живой" портрет;
  • В дополнительном разделе курса Вы увидите, как выполняют задание ученики. Это важно для сравнительного анализа.

На одной из моих страниц о штриховке в академическом рисунке обнаружил упоминание о студии, я сейчас перетащил его в одну рубрику с другими записями на эту тему.

Чтобы как-то оживить наш разговор, поделюсь своими замечаниями о роли ластика в тональной проработке натуры. Мы привыкли к тому, что ластиком можно легко удалять ошибочные линии. На самом деле, ластик создан не только для исправления, он полноправный инструмент рисования.
Часто, всё начинается с размашистой штриховки теневых планов, с лёгкого смазывания этой штриховки ладонью, с последующей выборкой светлых мест ластиком, и проработкой плотным штрихом смазанных участков рисунка.
Объясняю подробней. Прямоугольник ластика режется пополам по диагонали, чтобы получить два ластика с острыми углами для тонкой работы. Теперь можно острым уголком ластика аккуратно выбирать (лёгким прикосновением или стиранием) тени, так, чтобы они смотрелись чуть светлее общих мест. Если получилось очень светло, пальцем приглушаем пятно, и дорабатываем его форму штриховкой. Так можно выбирать светлые пряди из общей массы волос, тонкие рефлексы в тенях и многое другое. Повторяю, — широкая штриховка теневой части рисунка (1), её смазывание, но не обязательное (2), осветление в нужных местах ластиком (3), углубление тени там, где это требуется (4).

Не знаю, что вы из всего сказанного поняли, но посмотрите на учебную графику внимательнее, и определите, в каких местах поработал ластик. Почти везде, где тёмное граничит со светлым (краевой контраст), можно найти его следы. Это так называемая подрезка. Рядом с тёмным краем, кончиком ластика тон слегка ослабляется, а граница соприкосновения с тёмным усиливается.
Кроме того, широким ребром ластика можно размашисто смазать нужное место тени, как плоской кистью, можно надавливать ластиком (лучше клячкой или мякишем сухого чёрного хлеба) на бумагу, ослабляя черноту и т. д.

Это мои юношеские учебные работы, чудом сохранившиеся дома.
Они не образцовые, просто, мне кажется вам будет интересно сравнить два черепа нарисованные с разницей в один год. Ну, и Сократ, как же без него обойтись.

Один из первых моих рисунков беззубого черепа. Просто, первый мой череп. Как видите, фончик мне не дали закончить.

В те годы студией руководил известный партийный художник-график Жуков Н, специализировавшийся на рисовании Ленина и детей.
На одном из занятий он появился в мастерской со свитой (проверка). Большой грузный, одетый в чёрный костюм с белой рубашкой, в галстуке, что выдавало в нём начальника. Признаться, я и не понял, кого к нам принесло. Он молча уселся за мой мольберт и начал рисовать, приговаривая добродушно, — теперь надо тараканчиком, тараканчиком ползать по рисунку. Не обошлось и без привычного уже для моего уха, обязательного упоминания учёбы в Академии художеств, где черепу уделялось особое внимание. Совершенно не помню его действия, он рукой всё загораживал, но тараканчики из головы и сейчас не вылезают. И только после ухода комиссии мне сказали с кем я рисовал за одним стулом!


Со вторым черепом в памяти остались мало приятные ощущения. На подмену заболевшему, пришёл новый художник, который стал в привычном для него высокомерном тоне делать мне замечания по рисунку гипса. Уже привыкший к деликатной уважительной манере общения с нами всех художников, я вдруг невзлюбил его. Всё говорилось туманно и в общих чертах. Когда он спросил, вам всё понятно, я твердо сказал, нет. Его это вывело из себя.Он стал от растерянности громко всем жаловаться, — мои студенты меня всегда понимали, не знаю… Прошло полчаса, мы оба успокоились, и разобрались в чём дело. А дело в штриховке. Он справедливо настаивал на работе штрихом и обязательно по форме. Должен сознаться, перестраивался с трудом, страшно волновался, показывая на следующем занятии готовый рисунок черепа. Лицо старика подобрело, — вам надо заниматься серьёзно, молодцом, молодцом. Так я поддержал его марку, как преподавателя (он где-то учил студентов).

Это очень даже не плохой Сократ, мне и сейчас не верится, что я смог такое выдать. Помню, очень мешало общее яркое освещение зала, которое софит еле перекрывал. От этого теневая часть гипса выглядела слишком прозрачной. А сегодня мне думается, в этом что-то есть.

|

Рисунок от общего

Разговор пойдёт не об индивидуальной техники ведения учебного рисунка, а о его базовом принципе, — «от общего к частному, и от частного к общему», точнее, о первой части этого принципа.

В одном фильме монахиня так отвечала на сердечный вопрос молодой прислужницы, — « …надеюсь, дитя моё, на этот счёт тебя вразумит Господь!…»

Часто задают вопрос, как самостоятельно научится рисовать с натуры, или, просто, просят что-то написать о рисовании.

Когда страница была уже готова, зашёл в Google, посмотреть, не повторяюсь ли с кем-то, и нарвался на такое объявление:

«Хочешь быстро научиться рисовать? Обучение рисованию за 1 день! Реально! Заходим на сайт и учимся рисовать!»
Прости меня Боже, но то, что я в этот момент подумал, трудно будет замолить до конца дней моих.

Как понимать требование школы, начинать рисунок от общего, а не от частного?

Откройте любой учебник, и найдёте там фазы ведения рисунка. Один из таких учебников можно посмотреть в этом дневнике, — «Учитесь рисовать» А. Дейнека, где даны рисунки студентов архитектурного института. Согласитесь, поступающие в этот вуз уже имеют начальную подготовку, и им не нужно объяснять принцип, — «от общего к частному, и от частного к общему», и добросовестно раскладывать рисунок на схемы последовательности его ведения. Если же автор писал для начинающих, то в книге не хватает для них элементарных сведений о технике рисунка. Не знаю, получится ли это у меня, но чем я рискую?

Общая для всех ошибка

Голова не уместилась на листе и прилипла к его краю, оставив не нужную пустоту бумаги.

Идёте от общего, чтобы от него прийти к частному, то есть, к деталям.
А что будет, если начать с носа, как на этом рисунке, и потом подрисовывать к нему одну деталь за другой?. Вы наврёте в общих пропорциях, и вы не сможете правильно вписаться в лист бумаги. Предмет может не войти полностью в лист, может быть очень мелким, или расположится не в том месте.

На верхних иллюстрациях показаны этапы рисования одного и того же объекта разными методами (точнее сказать, разными почерками). Каждый из трёх рисунков выполнен в индивидуальной манере, но все они следуют универсальному правилу академической школы, — «от общего к частному, и от частного к общему».

Каковы первые действия рисовальщика, создающего предельно обобщенную форму из объекта, напичканного в натуре кучей деталей, чем он руководствуется, нанося первые штрихи на бумагу?

Все его действия отработаны до автоматизма предшествующей практикой, и чтобы разжевать вам смысл, даже первых штрихов, у него мозги вывернутся наизнанку.

Оставим в стороне рассуждения о композиции, о том, что нельзя начинать рисунок с деталей, даже разговоры о конструктивном построении рисунка оставим. Поговорим о деле, о том, как мы находим место каждой группе штрихов на бумаге.

Почему шртихи группируются?

Первый вариант ответа: определить точно нужное место линии на чистой бумаге трудно, мы наносим пятно, что-то вроде мазка плоской кистью, и говорим себе, — где-то в пределах этого «мазка» гуляет наша будущая точная линия.

Второй вариант: группой штрихов мы не только обозначаем границу излома формы, мы одновременно оттеняем одну из плоскостей, образующих этот излом. Да, штрихами мы создаём не существующие плоскости объёма, крупные в начале рисования, и разбитые на более мелкие в конце работы.

Как мы смотрим на натуру в момент поиска места очередной порции штрихов, как мы определяем пропорции объектов?

Ключевой момент не только нашего разговора, но и всего процесса обучения. Ответ не может быть объективным и категоричным. Тут, как ни в чём, проявляется индивидуальный взгляд преподавателя, о котором он предпочитает не говорить. Посмотрите на мудрый эпиграф страницы: « …надеюсь, дитя моё, на этот счёт тебя вразумит Господь!…»

У меня сложилось впечатление, что все мои учителя руководствовались этой универсальной мудростью, и я их понимаю. Многое в искусстве находится за пределами логического мышления, что и вынуждает учителей толкать нас на эмпирические пути развития в его кущах.

Мне уже приходилось вам говорить, смотрите врастопырку, а не в одну точку предмета, охватите натуру единым бессмысленным взглядом. В таком состоянии вам будет легче фиксировать в зрительной памяти взаимное расположение ключевых точек. Выработать такую способность восприятия натуры не просто, и не у многих профессионалов это получается (Господь не всех может вразумить).

Ещё один важный момент.

Убедив, с великим трудом, читателей рисовать штрихом, а не растушкой, я не смог им толком объяснить, что штриховку невозможно копировать с чужих работ («я попробую повторить вашу штриховку!»). То, что стало рисунком, образовалось сложным процессом постепенного наслоения одного на другое. Нельзя относится к законченному рисунку, как к гравюре на меди, где штрих наносится по особой системе, заполняя собой контурный подготовительный рисунок.

Чтобы лучше меня понять, взгляните на иллюстрации, взгляните, как происходит заполнение листа бумаги штрихами, и вы поймёте мои слова.

Понятно, что на следующих стадиях рисования, когда пропорции и конструкция предмета определится, начнётся постепенная прорисовка деталей формы, и штриховка перестанет носить вспомогательный характер. Она будет отражать манеру автора, которую он сознательно лелеял и изобретал, она может быть и нейтрально естественной, и с ярко выраженным выпендрёжем. Тут всё дело во вкусе и культуре художника.

Перввый вариант рисунка (первая серия схем рисования «от общего»).

Таких схем пруд пруди, главное, разобраться, что вам с ними делать.

Первое, что надо понять, — начинается рисование с определения общих размеров предмета с учётом выбора оптимальных для него полей на бумаге. Что такое «оптимальных», каждый понимает по своему, в зависимости от количества виденных им образцов законченных рисунков. Обычно, на схемах учебников это хорошо показано, и всё вроде бы понятно, но на практике вы зацикливаетесь на поиске точных пропорций, многократно исправляете сделанное, начинаете механическими средствами проверять пропорции, возиться с отвесом. Намечая верх-низ, право-лево, вы намечаете лишь общую композицию рисунка, а поиск пропорций объекта будет продолжаться весь начальный этап рисования, и не стоит первые наброски штрихов бесконечно анализировать и исправлять. Каждая новая линия помогает вам уточнять пропорции, так-как вы соотносите её расположение с уже существующими, вы ищите совпадения и соответствия.

Этот первый вариант рисунка начинается с контуров, что я не приветствую, но и не отвергаю. Для начинающих он более доступен и понятен. Одно заметьте, контуры дают обобщённую форму, они не копируют натуру.


Второй вариант рисунка (наиболее подходящий для развития в себе цельного видения натуры)

Здесь мне хотелось показать способ ведения рисунка не от контуров формы (их нет), а от создания, начиная с самых первых штрихов, цельного объёма, который постепенно дробится и уточняется. Только после этого можно методично прорисовывать детали в той же манере, бег проволочных линий.

Контроль в наших мозгах

Кружочки и палочки, это то, что вы держите в голове, а не рисуете на бумаге для демонстрации своей учёности. Выбирая на объекте точку, соединяйте её мысленно с другими, ясно воспринимаемыми точками, чтобы сверить углы наклона с натурой (совместите карандаш в вытянутой руке с нужным углос наклона перед натурой.).

Акцентируйте своё внимание сразу на трёх заметных точках натуры, и сравните форму треугольника с тем, что у вас на бумаге. Выхватывая взглядом взаимное расположение точек, вы легко обозначите на рисунке одну из них по отношению к двум имеющимся. Проще говоря, обозначая штрихами подбородок (то, что вы в данный момент пытаетесь отметить штрихами, но не уверены, в каком месте бумаги это сделать), вы смотрите одновременно на макушку и на скулу головы, стараясь разместить его в точном соотношении с расположением выбранных ориентиров (проще не получилось, разбирайтесь сами).

Старайтесь каждое направление линий сравнивать с направлением линии на другом конце рисунка и точно передавать их различия. Правая сторона объекта сравнивается с левой, верх с низом.

И последнее, каждую наносимую линию мысленно продолжайте до пересечения со всем объектом. Так вы сможете контролировать её точность (то, что пересечётся в натуре, то должно пересекаться и в рисунке). Протяните линию носа выше, и посмотрите, в какой части затылка или лба она выйдет..

Это частный случай контроля построения рисунка вертикалью и горизонталью, когда точки, расположенные на горизонтали должны и на рисунке распологаться так же на горизонтали.

Я повторяю, не занимайтесь механическими средствами контроля, привыкайте ошибаться и исправляться по ходу энергичной работы над набросками. Именно продолжительные наброски (зарисовки), а не длительные постановки вырабатывают у вас навыки определения точных пропорций и создание обобщённых форм.

Третий вариант рисунка (самый сложный, финишный подход)

На первый взгляд этот вариант рисунка беспомощный, на самом деле, он демонстрирует подготовительную стадию, после чего начнётся постепенная его детализация. Не стоит рекомендовать вам профессиональную живописную манеру ведения рисунка в качестве учебного пособия. Всему своё время.

Мне бы очень хотелось отучить вас от рисования проволочного аккуратного контура. Не скажу, что я потратил много времени на эти иллюстрации, но это не значит, что они отражают мою небрежность в рисовании. Внимательно их изучите, проследите на каждой фазе появление новых штрихов, и разберитесь в их смысле. Если вы действительно начнёте учиться, постарайтесь не спешить с красивыми законченными в деталях рисунками, остановитесь на построении цельной формы. Уверен, что прорисовка деталей дастся вам не так тяжело, как эта тема.

Подчёркиваю, речь идёт об учебном рисунке, и его задачи не всегда нужно переносить на ваше рисование для своих творческих целей. Кроме того, характер формы объекта бывает таков, что требует иного подхода к рисованию, иначе сено-солома вылезет на первый план там, где требуется очень деликатный подход. Учебный, — его цель, выработать навыки, в данном случае, цельного восприятия натуры.

Есть ещё одно, не менее важное правило, постоянно работать отношениями. Постоянно сравниваете одно с другим, как одно относится к другому, и передаёте на бумаге найденную разницу (расположение, тон, цвет).

Помните о необходимости рисования по представлению, по памяти, когда вы вынуждены создавать форму не контуром, а искать её конструктивное устройство. Без такого опыта трудно уйти от слепого копирования натуры.

Рисунок из сети

|

7 класс 699 школы

Если говорить о страсти, надо рассказать и о ювелирном магазине. Он находился в новой высотке у Красных ворот. Ее строили на моих глазах, нас выгуливали тогда воспитатели (дай ему карандаш, и можно весь день к нему не подходить) в соседнем скверике, и мы постоянно наблюдали строителей на фоне неба за дощатым забором. Старый сердитый живописец писал с него этюд грубыми мазками, и я не мог понять, зачем ему нужен забор. Забор оказался не вечным. Помимо входа в метро, в доме открыли шикарный ювелирный магазин. Он стал для меня любимым местом прогулок. Всё пустынное черное помещение было в полумраке, чтобы заглянуть в витрину, испускавшую таинственный свет, мне приходилось вставать на ципачки и задирать подбородок. Так продолжалось не долго, друзья доложили обо всем моей матери, каторая унесла меня из магазина силой и выдрала ремнем не понятно за что. Божественные дни! Нижний свет освещал на черном бархате крохотные вещицы, усыпанные искрящимися камнями. Что сейчас меня поражает, ни разу продавцы не сделали мне замечание. Покупателей не было и мой оборванный вид их мало смущал.

По себе знаю, читать это ни кто ни будет, если не дать картинки. С тех пор, как начал в школе рисовать, ни кому ни чего не показывал, просто стыдно было за свое неумение. Сидел за партой в углу один, с этой точки зрения и представлен сегодняшний рисунок по мотивам набросков того времени. Ребятам обещал, когда стану художником, обязательно напишу картину о нашем классе. Может еще и успею написать картину, кто знает?

Наброски на уроках школы. Мне хочется призвать вас относиться к ним, как к драгоценности, которая со временем только возрастает в цене. Не пытайтесь оценивать их качество, не отсеивайте «мусор». Настанет момент истины, и они расскажут вам то, что когда-то скрывали.

Гришка Гринберг. Рядом с ним я чувствоал себя очень наивным и глупым. Но он был ко мне снисходителен.

У моих друзей от этой учебы голова идет кругом.

Артамонов с большой иронией смотрит из противоположного угла

на всю эту учебу.

На промакашку незаметно успеваю училку нанести (не шедевр, конечно).

Старые наброски позволили мне скомпоновать промежуточный рисунок

Эскиз в цифре на основе детских набросков.

Молодая учительница по математики. «Мужики» последних парт демонстрируют полное равнодушие к новенькой.

|

Быстрые наброски

С каждой новой страницей ощущаю своё приближение к гениальности, по крайней мере, на это намекают некоторые читатели. Язык уже сам начинает разворачиваться к талантливым словам, к правильным фразам с правильными мыслями. Вот почему я упорно рекомендую молодым не показывать свои первые наброски окружающим. Их мнения и советы не дадут вам рисовать естественно без выкрутас.

Вы очень хорошо пишете и все вами написанное тем ценно, что обычно об этом не пишут (замалчивают гады:))
И если это вас не затруднит, у меня ещё одна просьба.
Я уже несколько лет пытаюсь научиться рисовать, пока что безрезультатно, потому что я никак не могу сформировать для себя систему ежедневных занятий, которые позволили бы мне рассчитывать на постепенный прогресс. Я берусь то за одно, то за другое, но нет СИСТЕМЫ, я каждый день настраиваюсь, рещаю, что надо бы что-нибудь порисовать, но приходит время, назначенное мною для рисования, и у меня нет четкого плана, что делать, и поэтому все отменяется до завтрашнего дня.
Ни к каких художественных заведениях я не училась, и это мне не светит, но мне интересно рисовать, и хотелось бы, чтобы мои рисунки мне просто нравились. Я даже готова для этого ежедневно работать, только я должна точно знать, что буду делать, когда возьму в руку карандаш и лист бумаги.

Вы создали тупиковую ситуацию, стремясь к бесполезной цели, — мои рисунки должны мне просто нравиться. Ваши знания, ваши вкусы, пристрастия стремительно изменяются с каждым днём. То, что вам нравится сегодня, завтра будет казаться смешным. Как только вам понравится ваш рисунок, вы упрётесь в высоченный забор. Это то же самое, если бы я стремился своим творчеством понравиться любимой бабушке, которая ничего не понимает в рисовании.
Хочется душевного успокоения, займитесь вышивкой.
Для большинства людей первоначальной целью является поиск возможностей у кого-то учиться, учится для того, чтобы перейти на иной уровень знаний, для того, чтобы вырваться из земной суеты в совершенно иной круг людей.
Систему даёт школьная дисциплина, без неё, и тем более без личных волевых качеств, всё бесполезно. Художник, это сгусток неудержимой ВОЛИ к победе и высокая внутренняя культура. Профессиональное обучение начинается с воспитания у ученика профессионального взгляда на работу, с воспитания его вкуса, понимания того, что хорошо, а что плохо. Дома самостоятельно этому не научиться, может быть поэтому я и затеял свою писанину, чтобы помочь таким, как вы занять правильную стартовую позицию! :))
Спасибо, и не обижайтесь за прямолинейность.

У меня хранится ворох мелких карманных блокнотиков. Те, что показаны здесь размером 5х8 см. Они не открывались мною лет пятьдесят. Однокласники и учителя скоро привыкли к моим занятиям на уроках и перестали обращать на меня внимание. Когда вы посмотрите рисунки, то сообразите, почему их никто до сегодняшнего дня не видел. Да, мне было стыдно их показывать. В момент рисования я выглядел перед сверстниками много умнее этих засекреченных листочков.

Особых комментариев тут не требуется. Я дал вам возможность посмотреть процесс самообучения в естественном его развитии, то, чего вам вряд ли кто отважится показать. И не говорите мне после этого, что у вас ничего не получается, у меня тоже ничего не получалось. Вся ценность этих набросков в их мгновенном исполнении, когда никто не позировал, а часто, и не замечал меня. Хотелось бы сказать, что содержание рисунков не так важно, как важна польза от их исполнения. Это так и не так. Для меня сегодня оказалось важней именно их содержание. По этим каракулям я мгновенно узнаю давно забытых друзей своего детства и своих учителей.

Инструкция одна на всю вашу жизнь, делайте ежедневно наброски так, словно для этого вас мама и родила. Каждый прожитый день без наброска уйдёт псу под хвост.

Задача сегодняшнего дня простая, вколоть заинтересованным читателям вакцину творческого долголетия, разозлить их на свою лень и бесхарактерность. Не бывает такого, чтобы человек рисовал, рисовал, и нечего бы в нём не изменилось.
Попробую развить тему на следующей странице, наброски бывают и более продолжительные по времени, чем эти.

Добрый день. Спасибо огромное за такое внимательное отношение к читателям.
Мне очень понравилось, что вы с моих слов начали свой новый пост. Это было так классно.
Однако с каждой вашей новой фразой меня все больше поражает, как вы умеете так писать, о том, до чего, как не бейся, сам не додумаешься, а вы так об этом пишете, как об обычных очевидных вещах!?? Вот здорово, честное слово.
Я искала причину своих плохих набросков в чем угодно, но такой простой взгляд на свою лень и бесхарактерность мне бросить как-то не приходило в голову. Вот забавно 🙂
Все оказалось намного проще, чем я воображала.
И от этого и грустно и легко одновременно, потому что теперь понятно, что делать дальше. Спасибо еще раз огромное за хороший пинок в нужном направлении 🙂

|

Светотень в рисунке

Даже условный детский рисунок способен передать контуром взаимное расположение объектов, их пропорции, размеры, глубину пространства. Линейная перспектива относится к делу серьёзнее, она гарантирует нам математическую точность отображаемой информации. Светотеневая моделировка формы завершает создание картинки, и она тоже подчиняется точным наукам.

Больше света ловит на себя та поверхность, которая развёрнута в сторону, испускающую свет. Это удар снежком прямо в лоб (лобовой удар — лобовое освещение). Стоит вам слегка повернуть голову, и удар получится скользящим, не таким убийственно-болевым, его энергия ослабевает. Чем сильнее поверхность разворачивается от света, тем слабее она освещается (темнеет). Мы говорим о лобовом и о скользящем или косом освещении. Вспомните горы снега на плоской крыше, и как он соскальзывает с покатой крыши.

Плоскость меняет направление, образуя ребро по линии излома, и мгновенно теряет часть падающего на неё света. Изменение в тональности подсказывает зрителю, две плоскости расположены под углом друг к другу.

Интересно проследить, как форма силуэта влияет на восприятие разницы в тоне.
В квадрате и круге ребро можно принять за линию далёкого горизонта.
В центральном силуэте мы легко узнаём каменный блок.
Вывод, — тон и контур работают в тесном взаимодействии.

Краевой контраст

Теперь нужно обратить особое внимание на краевой контраст тона по линии ребра. На практике это означает, что вам нужно вдоль линии соприкосновения светлого и тёмного, тёмное сделать ещё темнее, а светлое ещё светлее. Делается это очень деликатно.
Какой бы сложной ни была форма объекта, вам придётся кропотливо пройтись по всем её мельчайшим изломам, чтобы подчеркнуть краевой контраст. Зритель не должен замечать этой работы, как не замечали до этого момента контрастные границы тона и вы.

На этом изображении гипсового куба краевой контраст намеренно преувеличен, чтобы вы поверили в его существование.

Первый фрагмент куба дан в нормальной тональности,
тональность второго преувеличена. Краевой контраст так лучше заметен.

Тень собственная

Горизонтальная плоскость образовала ребро и ушла в тень.
Если есть свет, значит, есть и тень, куда ни прямой, ни косой свет не попадает (глухая собственная тень).

Рефлекс и падающая тень

И всё же, мы встречаем крохи света и там, куда ему дорога, казалось бы, заказана. Речь идёт о рефлексах. Поверхность не только принимает свет, она способна часть света отбрасывать на окружающие предметы. Зеркало отражает падающий свет почти полностью, как теннисная ракетка отбрасывает мячи, а чёрный бархат почти полностью его заглатывает. Именно отражённый свет создаёт так называемый рефлекс, который мы часто видим на затенённом участке предмета.

Здесь хорошо показаны освещённые плоскости, плоскость в тени (собственная тень), и падающая тень. Рефлекс ощущается сильнее всего в нижнем углу затенённой грани, так как он расположен ближе всего к яркой плоскости основания. Рефлексы помогают зрителю почувствовать объёмность натуры.

Зрительное восприятие

Мы избежали бы множества проблем, не будь наше зрение частью мозга (шутка).
Он фильтрует всё, что попадает в поле нашего зрения. Он, как графический цифровой редактор, помимо нашей воли автоматом «исправляет» оптическую картинку сетчатки глаз. Спасает одно, возможность отключить автопилот, и перейти на ручное управление (водкой, наркотиками или выработанной профессиональной способностью).

Из всего прочитанного на эту тему в научной литературе, выделю для нас полезное.
Зрачок постоянно колеблется (микроколебания), стоит его зафиксировать, и картинка исчезнет.

Картинка на сетчатке глаза отображается хрусталиком-линзой кверху ногами, и только мозг переворачивает её в соответствии с положением нашего тела. Стоит человеку в течении недели помучиться в очках с перевёрнутым изображением (при помощи призмы вы всё видите кверху ногами), как зрение постепенно восстанавливается, и всё начинает видеться нормально. Снимите эти очки, и потребуется столько же времени на реабилитацию (неделя), пока картинка вновь не перевернётся с головы на ноги.
Все прямые линии натуры мы воспринимаем прямыми, хотя на сферической поверхности сетчатки глаза они изогнуты. Мозг вносит свою коррекцию, выпремляя помимо нашей воли те линии, которые он считает прямыми в реальности. По этой причине возникают все оптические иллюзии, мозг вмешивается, пытаясь согласовать наш жизненный опыт с «уродливым» изображением на сетчатке.

Без особой тренировки мы не видим реальный цвет предметов. Нам кажется, что зелёная машина локально зелёная, а на самом деле она вся купается в многочисленных оттенках отражённого цвета окружающей её среды. Нам кажется, что грань куба вся освещена равномерно, а на самом деле на ней много световых нюансов. Нужно научить наш мозг видеть то, что есть в натуре, а не то, что ему кажется (отказаться от стереотипов мышления). Иначе, он так и будет вносить свои коррективы в наше зрение.

Градации тона на плоской поверхности

Куб при дневном рассеянном освещении.

Учебная постановка освещается софитом с относительно близкого расстояния. По мере удаления предметов от софита, их освещённость ослабевает (это вам не солнечный свет). Затухание подобного освещения легко проследить на поверхности стола с натюрмортом. Ближний к свету участок столешницы – светлее, дальний от света – темнее.

На небольших плоскостях, например, на грани куба, это проследить труднее.Чтобы обострить градации света на плоскости, усилим контрастность изображения.

Типичная ошибка начинающих, в теневых участках предметов обязательно остаются места, по светлоте сопоставимые освещённым поверхностям. Это создаёт путаницу, нарушается тональное единство рисунка, рефлексы светятся лампочками, разбивая тень. Должна быть освещённая часть предмета и теневая, иначе получим винегрет из тёмных и светлых пятен. Повторяю, самый светлый рефлекс в тени должен быть темнее освещённой части предмета (полированные и зеркальные предметы не в счёт).

Пределы тоновой шкалы

Прежде чем приступить к рисованию, найдите самое светлое и самое тёмное место в натуре (например, блик предмета и дырка в сосуде). На вашем рисунке эти места так же должны оставаться самыми светлыми и самыми тёмными. Всё остальное должно находиться в пределах этой шкалы.

Для того, что бы легче было определить самые светлые участки натуры, художники любят сильно прищуриваться. Освещённая яркая часть остаётся видимой на фона затенённых мест натуры.

Тональный диапазон


Куб, представленный с разных позиций имеет различия в тональном диапазоне. Самое тёмное место у них сильно разнится. У первого куба предельная темнота гороздо светлее предельной темноты второго куба. поэтому он не такой сочный и выразительный, как второй. И тут нет ошибки, просто, общая тональность натуры с этой позиции светлее, у неё нет теневой части объекта.

Выбор общей тональности рисунка

Верно взять тон в полную силу на чистом листе бумаги, так вот, сразу, ученик не в силах, учебный рисунок приобретает нужную плотность общего тона постепенно. Кроме того, надо понимать, что к выбору общей тональности можно подходить творчески. Даже в учебном рисунке нет строгих ограничений и правил на этот счёт.

Представлен ряд фотографий куба в различной тональности.
Попробуйте выбрать правильную тональность для своего рисунка.
Любой из вариантов имеет право на существование, но в данном случае полезнее рассматривать варианты, как стадии рисования, как последовательность усиления плотности светотеневой проработки куба.

Тоновые отношения (очень важная часть)
В процессе рисования вам необходимо контролировать силу наносимого карандашом тона, который может быть светлее или темнее. Неопытные рисовальщики полагаются на чувствительность своих глаз.Обычно это происходит так. Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего, смотрят, как там в натуре, и т. д. Когда рисунок «зачирикан» карандашём полностью, наступает разочарование. Светотень безнадёжно однообразна в своей унылой серости.
Мне хочется, чтобы вы перечитали этот абзац ещё раз и обратили внимание на фразу, — «Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего». Запомните эту ошибку. Сравнивают обрабатываемый участок не только с соседним участком рисунка, но и с отдалёнными.
Преподаватель подходит к вам и спрашивает сочувственно, — а что это у вас, Роман батькович, это место (и тычет пальцем в рисунок) получилось светлее того, что на заднем плане? Вы же видите разницу их тона? Куда вы смотрели, когда работали?

А кто его знает, куда я смотрел, делал здесь чуть темнее, чуть светлее там. С какой стати мне сравнивать силу тона с противоположным углом.

Думаю, если вы осилили этот текст, то поняли, каждый наносимый тон сверяется по силе со всеми участками рисунка. В натуре всегда есть одинаковые по светлоте места, в рисунке они так же должны быть одинаковыми! Ищем и различия в несовпадающих тонах, и степень этих различий.

Закроем рисунок белой бумагой с вырезанными отверстиями в тех местах, которые мы сравнивали друг с другом в натуре. В изолированном виде тон воспринимается по-другому, сравнивать тональные отношения гораздо легче. Но, это только пояснение, в процессе рисования мы дырки не делаем на бумаге.
Тональность кружочков показывает, что не надо бояться карандаша, конечный тон достаточно плотный и вы можете смело «чирикать», особенно в теневых местах.

Повторяем.

Сравниваем, какое из двух рассматриваемых мест натуры темнее, а какое светлее, и отображаем это различие в рисунке. Разница в тоне может быть едва уловимая, и тогда не трудно ошибиться в её определении. Лучше начинать сравнивать ясно выраженные по тону участки натуры. Чувство тона необходимо развивать в себе, так же, как и чувство цвета в живописи.

Поверхности с тонкими тональными переходами трудно воспринимаются неопытным взглядом. Ученик с трудом улавливает разницу тонов соседних участков, а часто и не верит в их существование.
Введём искуственно ступенчатую градацию тона и увеличим плотность светотени. Как видите, различия в тоне проявляются отчетливее. Подумайте, что с чем здесь полезно сравнивать, чтобы передать различия или совпадения на бумаге?

Так, о чём шла речь? О законах распределения света на объектах и о нашем восприятии этого света. Для чего нам это нужно? Чтобы освоить всетотеневую моделировку рисунка, и понять, — на одной интуиции далеко не уедешь, необходимо учиться видеть то, на что смотришь, а не обманываться иллюзиями.

|

Начала с окружности…

Открыл частную «Консультацию»
Чем чёрт не шутит, вдруг это будет не последний случай, и люди заинтересуются нашими «разборками» с любителями рисования?

Положила на диван первый попавшейся простой предмет.
Карандаш HB. Искуственное освещение люстрой. Альбомный лист.

Начала с окружности. Потом разглядела, что мяч светлее обивки. :)))
А обивка с рисунком. Вобщем путаться начала с тенями. Ну вот что получилось.

— Хороший рисунок, можно подумать, вы успели познакомиться с последней моей страницей, которая опубликована уже после этого комментария.
Вы приняты в студию, и она бесплатная. 🙂
Поговорим о вашем рисунке.
Мне кажется, можно отчётливее акцентировать самое светлое (прищурьтесь, чтобы выявить это место), пригасив остальное. То же касается и самого тёмного, которого у вас нет. Тогда вы избавитесь от общей серятины (её можно назвать и красивым серебристым тоном).
Спасибо.

— Спасибо за добрый комментарий.
Спасибо за бесплатную студию. Все поправки приняла к сведенью. Думаю взять карандаш помягче.
И очень жду продолжения. Если конечно для вас это что нибудь значит….

— А что его ждать, оно уже в дневнике!

Карандаш HB я рекомендовал для рисования гипсовых слепков, а для натурных зарисовок предлагал взять 3М.
Освещение люстрой не самое лучшее для учебных занятий, полезнее точечное освещение (одна лампа), которое не размазывает границы теней.
С фоном сложнее, он может быть выбран гладким, нейтрального тона (предмет яснее воспринемается), а может быть случайным, когда вам важно передать конкретную атмосферу, особые интонации души.

Чтобы вам легче было понять мои замечания относительно самого светлого и самого тёмного тона, предлагаю посмотреть цифровую редакцию вашего рисунка.
Надеюсь, вы заметите не только изменение общей тональности, которая стала плотнее, но и смягчение контура мяча и его букв на светету. Кстати, буквы должны сильнее сокращаться по ширине у края мяча. Отчётливее стала проступать собственная тень мяча, внутри которой я пригасил сверкающие места. Много усилий потрачено на удаление фона, который во многих местах спорил с освещённой частью мяча (они были одинаково светлые).

Последнее, я на своё усмотрение кадрировал ваш рисунок, чтобы вы представили важность правильной подачи работы на зрителя. Это не значит, что в следующий раз вы покажите мне обрезанные рисунки, нет, отправляйте всё живьём.

Спасибо за доверие.

|

Зарисовки с натуры

Понятно, что наброски, это нечто сиюминутное и лёгкое по форме и исполнению, Но с наброска мы начинаем рисовать и длительную учебную постановку. А часто бывает, что удачно выполненный скоротечный набросок жалко оставлять в покое, и он превращается в серьёзную зарисовку с натуры.

Цель этой страницы учебная. Во первых, хочется подсказать вам для рисования возможные темы из жизни, нельзя же рисовать бесконечные яблоки и горшки, во вторых, нужно обратить ваше внимание на такие интересные материалы, как уголь, тушь с пером и кистью, простой карандаш иногда может и отдохнуть. И все-таки, главное, о чём хочется с вами говорить (слава Богу, теперь мне есть с кем говорить), это техника штриховки и техника ведения самого рисунка. Мне даже не хочется в пустую об этом разглагольствовать, нет ничего полезнее, чем посмотреть на чей-то интересный опыт (разумеется, на мой). Понимаю, многих уже тошнит от непонятных призывов не заниматься ретушью, размазывая пальцем грифель, постоянно сравнивать одно с другим, не подменять рисование тайным срисовыванием фотографий в угоду своему тщеславию. Но как иначе сдвинуть новичка с мёртвой точки?!

Усадьба в Братцево.
Альбомный формат. Карандаш.
Хотелось бы посоветовать, — не рисуйте на ветках листочки, но лучше смолчу

Тушь, трубчатая ручка.
В этом доме Рокотов жил!

Крошечный набросок Северного речного вокзала.

Мне кажется, здесь довольно ясно видна техника рисования.
Это не рисунок контуров с последующим заполнением его светотенью. Карандаш сразу создаёт штрихами тоновые пятна, которые постепенно уточняются более мелкими пятнами. Форма проявляется из расплывчатых тонов рисунка, и только на заключительной стадии наносим несколько важных для восприятия объекта деталей или контуров.

Показываю для сравнения два рисунка одного объекта. Первый рисунок куклы смотрится более законченным в деталях, но второй кажется более живым, его штриховая фактура дышит. Вспомните фрагменты акварелей выполненных заливками с нагромождением подтёков. Именно неуправляемость красочного слоя, его импровизациозность, создаёт неповторимость (в буквальном смысле слова) каждой акварели. То же и в рисунке. Если вы попытаетесь рисовать подобно техникам, изображающим проект трубопровода аккуратной светотенью, вы превратитесь в техника. Вообще-то, первый рисунок начинался так же, как и второй, просто степень законченности у них различна.

Думаю, вы понимаете назначение этих миниатюрных зарисовок. Да, я умею рисовать гладко и детально, но рисую «грубо», потому что я люблю энергичный творческий рисунок, далёкий от ученического копирования натуры. Уверяю вас, освоите разумное учебное рисование, сможете в будующим работать в любой технике.

Хорошо видно различие штриховки верхних рисунков, различия в масштабе, в заточке карандаша. Есть и общее, степень детализации формы везде минимальна.

Мне нравится эта быстрая портретная зарисовка студента, он не позирует, он стоит за мольбертом и работает. Лицо не застыло, оно живёт. Вновь напомню, не работайте от контуров, лепите форму тоном, переходя к контурам в конце работы по необходимости.

Серия зарисовок тушью и плоской щетинной кистью. На первый взгляд, техника неуклюжая, она не приспособлена к тонкой работе, но в этом и её прелесть. Она придаёт рисункам особую декоративность и своеобразие. Замечу, формат листа большой, больше размера ватмана., а ширина кисти 2-3 см.

Оля на стуле. Молодая красавица с фигурой топ-модели. Взглянув на рисунок, она артистично воскликнула, — Ой, это я такая бесстыжия!
Лист ватмана и уголь.

Тушь, трубчатая ручка.

Вроде бы и много вставил рисунков, а всего сказать не удалось. На самом деле, техника наброска и зарисовок необъятна. Что бы вы не изобразили, оно будет индивидуально и не повторимо (я надеюсь).

Я знаю, есть много начинающих рисовальщиков, которые стремятся в цифре имитировать владение рисунком, копируя фотографии. Не обманывайте себя, ваше тщеславие угробит ту искру таланта, которая в вас есть. Рисуйте с натуры, делайте наброски, зарисовки, длительные штудии. Будет плохо, но честно, и главное, со временем будет и хорошо.

Гласил меня даже к себе в общежитие (он был из училища 1905 года).


Первый мой домашний рисунок после поступления в студию.
Я уже знал, как проверять построение рисунка и его всетотень, знал, что такое самое светлое и самое тёмное место в рисунке. Я научился работать отношениями, научился передовать пространственную всетовоздушную среду.
Может быть нет блеска и залихватской техники, но нет и опыта, необходимого для демонстрации такой лихости.

Тогда я варился в среде старших учащихся, в среде философских бесед в коридорах о том, как один художник способен был начать рисунок с большого пальца ноги натурщика, и закончить всю фигуру на том же пальце. И что поразительного, фигура точно вписывалась в формат бумаги и абсолютно точно построена (мне тогда вспоминались байки дворовых ребят о такой силе удара одного футболиста, что от мяча штанга ворот ломалась пополам). Потом шли бесконечные разговоры о передаче в рисунке ощущения гипса, такого, чтобы он не смахивал на дерево. В этом рисунке чувствуется гипс, в том нет, тот умеет рисовать, а тот нет…

Потом неожиданно появлялся Марк. После выкуренной сигареты он солидно вступал в разговор, поражая нас очередным воспоминанием. Сегодня он заговорил сиплым голосом о Лактионове, который прекрасно начинал этюд маслом, и цвет и воздух, ну изумительно схватывал, а как начинал дрочить маленькой кисточкой, прорабатывая в деталях одинаково и дальний и ближний планы, нам всем плеваться хотелось. В этот момент он сухо сплёвывал в сторону, потом не спеша выпрямлялся, склонив по петушиному голову на бок, чтобы подслеповатыми глазами увидеть слушателей. Не дождавшись нужного понимания, через секунду, наконец-то, выстреливал финальной фразой, — и вся работа псу под хвост! Тут он мгновенно склонялся в мою сторону, как к малышу из детского сада, чтобы войти сквозь очки в мою голову. Признаться, я плохо понимал значение слова «дрочиться», и всё же улавливал какую-то презрительную интонацию рассказчика к любителю ненужных деталей в живописи.

В середине занятий вошла девушка. Не помню, кто её представлял и объяснял её появление, только позже, по обрывкам фраз из коридорных разговоров, уяснил, — она студентка, болела, пропустила занятия, пришла для рисования фрагмента архитектурного бордюра с ионикой (институтская задолженность). Интрига заключалась не в том, что она с бледностью монашки, была молчалива и мало общительна, а в том, что она была студенткой и дочкой какого-то художника! Голову кружила мысль, если бы я был сыном художника, я рисовал бы как бог. Ладно, посмотрим, что будет.

Через три часа стало ясно, она рисовала не как Бог, а как богиня! Впервые я увидел рисование не контуров, а объёмов. Крупный объём обозначался обобщённой тоновой прокладкой. Постепенно он дробился на более и более мелкие объёмы. И это не было кристаллической мозаикой Врубеля, она работала широкими взмахами руки, создавая не контур, а группы из длинных параллельных линий, ложившихся на нижние слои подобно лессировки серебром. Как самый нахальный, сую нос в бумагу, — вижу хаос из групп прямых линий, которые толпились кучкой или, разбегались в ширь. Отхожу на расстояние, вижу пронизанный светом гипсовый слепок!

Мало кто решался обсуждать работу девушки, единственное, что я мог услышать, прозвучало тягучим скрипом ржавого замка, — Да. Что-то в этом есть. Как я хотел тогда, вот так, молча появиться здесь, утереть всем нос, и так же молча уйти.

В моём рисунке всё было на месте, всё скрупулёзно прорисовано в нужной тональности, ошибок нет. Почему уже я вдруг почувствовал себя обманутым идиотом. Она рисовала так, будто лепила из куска глины нужную форму: набирала нужную массу, шлёпала по куску плоской деревянной лопаткой со всех сторон, приближая форму к натуре. Ни носа, ни ушей, ни прядей волос, а болванка легко узнаваема. Ей и в голову не приходит начинать лепку с кончика носа, и прибавлять к нему щёки, глаза, уши. Да, я и сам понимаю глупость такого метода. Почему же мы рисуем, отталкиваясь от деталей? Да мы и хотели бы рисовать от большой формы, но мы не знали, как её создавать на плоской бумаге, потому что у нас небыло опыта рисования по представлению.

От светлой беззаботности не осталось и следа. Я стал задыхаться среди пустой важности самодовольных дилетантов. Если они старше меня, это не значит, что они знают истину. Мы учимся не так, и я чувствовал себя обманутым, я начал терять почву под ногами. Преподаватели делали своё дело, указывали на ошибки в построении формы, в светотени. Много чего делали. Почему же никто из них не лез из кожи вон, чтобы сбить с нас спесь неучей? И я начинал вспоминать мелкие детали, которым не придавал раньше значения.

Вот художник срывается с места от какого-то ученика, подбегает к софиту с вытянутым кулаком и страстным голосом требует внимания. Почему вам это так трудно понять? Вот, смотрите, как граница тени проходит по всей сжатой в кулак руке. Вот, здесь она начинается, потом переходит ниже по пальцам и так по всей форме кулака. Вы же видите что эта граница темнее самой тени с рефлексами? Почему же у вас тень постоянно рвётся, почему не акцентируете границу светотени, превращая всё в размазню?

Ему на смену приходит другой художник. Добродушный хохол с грузной фигурой Тараса Бульбы, брезгливо сморит на наши художества, и с досадой крякает. Вы эти свои мазульки пока задвиньте, и громче, — все крепят кусок обоев к мольбертам чистой стороной и берут уголь! Рисуем кусочком угля, но не его кончиком, а плашмя, как мазками плоской кисти. Задача простая, свет и тень! Никакой дрязготни, обобщение формы, конструкция в точных пропорциях. Время, 15 минут и смена позиций.

И что вы думаете, — результат нулевой. И тут он садится на мой скрипучий стул и всей своей необъятной лапой размазывает уголь по бумаге! У меня что-то ёкнуло. Смотрю, как он тряпкой бъёт по бумаге, — угольная пыль осыпается вниз. От былой черноты остаётся только мутное бесформенное пятно. Попросил у соседа клячку и по хозяйски, как у себя дома, начал снимать ею уголь в самых светлых местах формы. Вы что-нибудь понимаете, заорал он на весь зал, я просил дать мне свет и тень, и больше ничего. И далее, уже дружески в пол голоса, — никаких соплей тут. Смотри сюда, теперь несколько акцентов углём на границе света и тени… Акценты он создавал не поперечными движениями угля, а долевыми, от чего мазки получались узкие и точные.
— Смена места! Быстро, быстро и работать!
Никто не работает, все второпях пробираются к моему мольберту. – Ну, как? – А чёрт его знает, как у него это получается, за пять минут сделал то, чего я вообще никогда не сделаю.

Два эпизода. Они красноречиво говорят о том, что преподавателей заботит не наша манера штриховки или техника ведения рисунка. Их волнует передача нам фундаментальных знаний, без которых внешние технические приёмы останутся только мишурой.

В высоту объекта укладывается две его ширины.

Художник смотрит на рисунок ученика и говорит ему, надо проверить отношение высоты фигуры к ее ширине, мне кажется, вы ошиблись в пропорциях. Как понимать эти слова?

Здесь показан куб, который мы рисуем.

Вытянув до предела руку с карандашом вперед,
мы отмечаем пальцем высоту рисуемого куба.

Не сдвигая палец-метку на вытянутой руке, мы поворачиваем карандаш горизонтально и совмещаем его с шириной рисуемого куба. Запоминаем зрительно на карандаше, как сильно ширина отличается от высоты (чуть короче отрезка карандаша).

Повторяем те же замеры, но уже на рисунках с ошибочными пропорциями.

Хорошо видно, что в первой паре рисунков куб явно уже, а во второй много шире отрезка карандаша.

Здесь показан рисунок (фото, конечно) с точными пропорциями.

Как только ученики узнают о таком способе проверки рисунка, они перестают рисовать, и занимаются бесконечными замерами. Реальная точность таких замеров очень низкая, но есть и плюсы. Ученики лучше начинают понимать значение термина «отношения сторон».

О САМОКОНТРОЛЕ
(для тех, кто только начинает осваивать рисунок с натуры)

С помощью карандаша можно проверять взаимное расположение деталей, уточнять углы наклона прямых и многое другое. Замечу, всё сказанное относится к тому периоду обучения, когда глаз ещё не приучен правильно видеть натуру, и ошибки в учебном рисунке наслаиваются одна на другую. Ежедневные быстрые наброски с натуры отлично развивают глазомер и пространственное видение художника. Вы очень скоро сможете забыть о механических средствах контроля, и рисовать без грубых ошибок. А пока…

Вытяните вперёд руку с карандашом и расположите его вертикально, совместив с углом куба (смотрите одним глазом). А теперь присмотритесь, как далеко силуэт головы расположен от карандаша-вертикали. В натуре хорошо видно смещение головы влево от карандаша, а на рисунке край головы находится на одной вертикали с углом куба. Ошибка найдена вовремя, ещё та стадия рисования, когда идёт уточнение основных масс формы, и до деталировки дело не дошло.
Проверкой двух точек вы не ограничитесь, кроме того, совсем не обязательно манипулировать карандашом, если принцип проверки горизонталью и вертикалью вами понят. Берём одну деталь натуры и смотрим, что там далеко внизу под этой деталью находится. Если на рисунке под выбранной деталью находится что-то другое, у вас ошибка.

Все методы проверки основаны на простом сравнении двух удалённых друг от друга точек. Требуется передать в рисунке их взаиморасположение точно в соответствии с натурой. Постоянно мысленно сравниваем, что выше, а что ниже, что правее, а что левее. Не велика хитрость, но почему-то она доходит не до каждого.

Держите карандаш не вертикально, а по наклону ребра куба. Попробуйте, не меняя наклона, переместить его к противоположной грани. Таким образом вы сможете лучше увидеть различие в направлении граней, и точнее передать его в рисунке. Постоянно ищите различия в направлениях. Как правая линия отличается по направлению от левой, как у черепа линия затылка отличается от лицевой линии по направлению? Это и есть самоконтроль в рисовании.

Держите карандаш горизонтально у ближнего к вам угла куба. Попробуйте запомнить угол между уходящим в даль ребром основания и горизонтали, прикиньте, как сильно он отличается от 45 градусов. Таким образом мы пытаемся проверить точность направления ребра в рисунке. С непривычки, правильно нарисовать наклон грани очень трудно, и ориентир в виде горизонтального или вертикального карандаша бывает весьма к стати. «Брать» точно углы с первого раза, большое искусство, оно приходит к тем, кто делает много набросков с натуры.

Самые большие проблемы появляются тогда, когда нам нужно создать точный набросок за маленький промежуток времени (движущийся человек, животное ). Поэтому стоит показать самое главное и не думать много в процессе работы. Люди сложены почти все одинаково, и животные тоже. И нам нужно изображать только главные моменты и отбрасывать лишние детали.

Конечно, нам гораздо интереснее движение фигуры или тела, ее динамичность, нежели изображение на ее блузке. В противоположном случае, мы рисовали бы её саму. Поэтому основа набросков — это линия движения , с которой все практически начинается и до которой стремится вся наша работа с рисунком.

Когда мы делаем набросок, прорисовывать мелкие детали не стоит, нужно просто быстро задать движение и пропорциональное соотношение тела, характерный ей силуэт. Так развивается способность целостного зрения.

Рисование по схеме — чтобы мы могли быстро показать объект, нам нужно знать с чего и как он сделан, откуда и зачем в нем что-то есть. Поэтому нам нужно разобрать объект на основные составляющие.

Наброски животных

Упражнение

Предлагаю вам упражнение. Возьмите изображение нашего героя в любой позиции, выстраиваем по системе:

1. Основная ось

2. Ось движения объекта (здесь нужно заметить, что опорная точка и центр тяжести должны стоять на ровне с-осью - если конечно фигура стоит), в большинстве случаев - нога и позвоночник.

3. Делаем объемное, линейно-пространственное построение тела. Намечаем скелет, руки, ноги линиями с кружочками — выстраиваем вязы, рисуем объемность кружочками в нужных нам местах.

Наброски человека

Типы набросков

Различают 2 типа набросков : тональный и линейный . Если вы будете рисовать линейные наброски — нужно придерживаться только одного типа. Практика показывает, что это очень неудобно. Иногда лучше скомбинировать: сначала изобразить человека кляксой, а затем линией. И часто натура нуждается в сочетании этих двух типов.

Техника в этих типах набросков отличается друг от друга, и они требуют разных материалов. Линейным наброскам больше характерна передача движения объекта несколькими линиями. Такие наброски можно рисовать карандашами, гелиевыми ручками, фломастерами (кому как удобно) и всем тем, чем можно нарисовать линию.

А с тональными все намного сложнее. Контрастность фона генерирует грань, которая замещает линию. И материалов здесь намного больше. Подходит мягкий материал, такой как: уголь, мел, маркеры, тушь, пастель и даже кисть . Рисовать набросок тушью понравилось мне даже больше, чем другими материалами.

Какие шаги нужны для правильного создания наброска?

1. Учим, анализируем натуру, выбираем ракурс, позу.

2. Придумываем соотношение наших набросков на бумаге. Все макеты, которые мы будем изображать на листе, всегда должны или смотреть в нашу сторону, или смотреть в центр. Начинать работу нужно с верхнего левого угла бумаги.

3. Набросок человека. Всю форму тела нужно намечать последовательно: сначала место для головы и ее размер, потом продлевают линию до пяток . Всего одной линией намечаем форму человека в движении. Потом уточняем контур модели и разметку ног. У нас в рисунке мы применим полную заливку, это совсем не обязательно, просто полезно, чтобы показать рисунок в двух тонах.

4. Наброски животных. Форма тела в целом намечается в следующем порядке: вначале туловище, а затем ноги . Потом одной линией или кляксой рисуем движение всего туловища. Дальше уточните контур тела и расположение ног. Голова рисуется в самом конце. Чтобы задать размер головы - продлите линию хребта с лопатки к окончанию носа . Можно и не рисовать линию контура замкнутой, а в иных случаях она может и совсем исчезнуть.