Что рассказать рисунок о человеке. Рисуя бессмысленные каракули на бумаге, человек выдает себя с потрохами

Каракули, которые мы неосознанно выводим во время телефонного разговора или продолжительной личной встречи, могут выдать много скрытых мотивов «художника». Небрежно сделанный рисунок, слово или линия, очерченная десятки раз, имеют огромное значение, ведь они определены нашим подсознанием. Что означают небрежные росчерки пера, которые мы так часто создаем?

Фигуры людей

Если среди каракулей и рисунков автора отчетливо прослеживаются фигуры людей, вероятно, он чувствует себя неуверенным и беспомощным. Таким образом, подсознание выдает попытки к бегству от обязанностей. Простые прямые линии, очерченные неоднократно, указывают на эмоциональную неустойчивость автора. Этот человек жаждет изолировать себя от других людей, а беседа дается ему с большим трудом.

Глаза

Рисунки, на которых изображены глаза, выдают внутреннюю сущность человека. Если глаза, изображенные на бумаге автором, широко распахнуты, это указывает на его открытость. Прищур означает наблюдательность, а закрытые глаза символизируют отказ от возможности заглянуть к себе в душу.

Подпись

Человек, который при разговоре с собеседником выводит на листе собственную подпись, необычайно эгоистичен, самовлюблен и высокомерен. Если вы без раздумий в самый ответственный момент ставите автограф, подсознательно в решении проблемы вы намерены тянуть одеяло на себя.

Круги и кольца

Любые окружности, соединенные вместе или помещенные друг в друга, указывают на необходимость поиска единения. На подсознательном уровне автор чувствует, что отчаянно нуждается в новом друге или повышенном внимании со стороны окружающих.

Животные

Каракули и рисунки, на которых изображены животные, много рассказывают о текущей эмоциональной составляющей личности. Тигры и волки указывают на скрытый гнев, лисица - на хитроумные замыслы. Изображение кошек и белок характеризует поиски заботы и защиты, львы указывают на высокомерие автора. В любом случае человек склонен ассоциировать себя с нарисованным животным, проводя параллели с характерными чертами.

Спирали и волнистые линии

Человек, беззаботно выводящий на бумаге во время разговора спирали и волнистые линии, на самом деле мало озабочен проблемами окружающих. Если такой личности и грозит эмоциональный кризис, он будет связан с ее собственной персоной. Автор слишком много значения придает мелким деталям в жизни. Если вы узнали в этом человеке себя, старайтесь держать свои эмоции под контролем. Иногда вы беспочвенно агрессивны с окружающими.

Геометрические фигуры

Любовь к симметричным геометрическим узорам указывает на определенные цели и убеждения. Такой человек никогда не станет держать свое мнение при себе, он упрям и настойчив. В то же время автор осторожен и внимателен.

Стрелки

Многие люди бессознательно часто изображают стрелки. Таким образом они стараются отыскать вектор направления собственной деятельности. Стрелка, направленная вверх, указывает на озабоченность проблемами других людей. Если вектор падает вниз - автор фокусируется на собственных интересах. Линия, ведущая влево, указывает на думы о прошлом. Стрела, направленная вправо, говорит об устремленности в будущее.

Звезды

Если человек ассоциирует себя со звездой, на подсознательном уровне он мечтает быть в центре внимания. Автор наслаждается восхищенными взглядами людей и обожает, когда прохожие оборачиваются ему вслед. Однако если в изображенных звездах слишком много точек или они изображены не симметрично, это может указывать на депрессивное расстройство.

Цветы и природные явления

Если вы любите рисовать бутоны цветов во время разговора, это говорит о вашей удовлетворенности беседой. В этот момент вы фантазируете о хороших вещах, которые ждут вас в будущем. Рисунки солнца и облаков указывают на позитивное настроение автора.

Крестики

Человек, выводящий крестики во время разговора, склонен винить себя за ошибки.

Домики и коробки

Следующие виды рисунков раскрывают вашу патологическую любовь к порядку. Автор тщательно планирует мелкие детали и любит, чтобы все лежало на своих местах. Этот человек точно знает, что он хочет получить от жизни. Цели установлены, а приоритеты расставлены. Ничто не сможет заставить свернуть с намеченного пути.

Шахматная доска

В последнее время у человека наблюдаются серьезные жизненные затруднения. Он на подсознательном уровне пытается справиться с проблемами, разыгрывая шахматную партию. Если же ферзи и ладьи являются неизменными героями рисунков, человек находится в поисках становления.

Пчелиные соты

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Из рисунка ребенка или взрослого, можно многое узнать о эмоциональном его состоянии, самооценке и т.д. (что интересно, через свой собственный рисунок, можно узнать что-то и о себе). Через рисунок происходит личное выражение внутренних переживаний, то, что трудно выразить словами. Даже рисунок, выполненный непроизвольно, имеет свое содержание. Вырисовывая что-то необдуманно на бумаге, мы открываем путь для своего подсознания. Оно как бы направляет нашу руку.

    Фрейд считал, что автоматическое рисование, в то время, как сознание занято чем-то другим, является своего рода «окном», через которое можно видеть фрагмент подсознания. Чтобы понять, что оно передает, мы должны знать шифр символов. Он, конечно, специфический для каждого человека. Однако существуют некоторые общие правила, благодаря которым, мы можем прочитать секреты наших собеседников и свои собственные.

    В соответствии с результатами исследований психолога Дж. Гудмана, 65% людей во время разговора, рисует цветочки, человечков, круги, спирали или квадратики.

    Так, что о нас говорят эти неосознанные символы?

    При интерпретации уделяется внимание расположению рисунка на листе.

    • Например, рисунок, расположенный в левом нижнем углу предполагает сосредоточенность на собственной персоне, желание вернуться на более ранний этап жизни, который, кажется, более счастливым.
    • В нижней части справа, означает отсутствие самоуверенности.
    • В верхней части листа об энтузиазме, высокой самооценке.
    • Смещение рисунка вниз указывает на усталость, неврозы, депрессию.
    • Рисунок в центре листа, скорее всего, является делом рук экстраверта, человека, который нуждается в пространстве и внимания других.

    Некоторые символы можно интерпретировать также следующим образом:

    • Человек открытый, радостный, довольный своей нынешней ситуацией создает четкие, разделённые друг от друга формы. Каждый элемент рисунка имеет свое место.
    • Вереница повторяющихся фигур означает, что человек озадачен какими-то проблемами из прошлого.
    • Круглые формы свидетельствуют о доброжелательных чувствах, о положительном отношении ко всему происходящему.
    • Фигуры угловатые рисуют люди, имеющие собственное мнение, не любящие подчинения другим.
      Геометрические фигуры рисуют лица рассудительные, которые сначала хорошо подумают, прежде чем что-то сделают. Однако, спирали и круги, которые проходят от центра к краям, сигнализируют о скрытых планах. А изображение острых углов символизируют агрессию, скрытые комплексы и чувство неполноценности.
    • Смайлики и человечки указывают на человека, полного юмора, который думает позитивно и умеет шутить над собой.
    • Лица рисуют люди, сосредоточенные на себе, но при этом чувствительные; их легко обидеть.
      Идеалисты чаще рисуют звезды.
    • Стрелки могут означать сексуальное напряжение. Однако, направленные вверх могут быть признаком амбиций.
    • Следует обратить внимание и на технику исполнения рисунка.
    • Слабые, тонкие линии свидетельствуют о такой же работоспособности человека. И наоборот — чем больше давление, тем больше автор рисунка имеет энергии.

    Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

    Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

    Рисуночная диагностика показывает:

    1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
    2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
    3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
    4. страхи и скрываемые переживания;
    5. тайные желания.

    Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

    Оценка соответствия уровня развития ребенка его возрасту через рисунок

    Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

    Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

    • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
    • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
    • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

    Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

    Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

    Цвет

    Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

    • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
    • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
    • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
    • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
    • Фиолетовый – цвет фантазеров.
    • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

    В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

    Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

    Композиция

    Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

    В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

    Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

    Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

    Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

    Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

    Манера изображения и характерные черты

    С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

    Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

    Тревожные сигналы в рисунке ребенка

    Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

    • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
    • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
    • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
    • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
    • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
    • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

    В заключение

    Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

    1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
    2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
    3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

    Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

    Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

    Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания . Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

    Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

    Где разместим, как нарисуем?

    Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.

    • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
    • Рисунок в нижней части означает, что "художник" неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
    • Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.

    Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие "паутинообразные" линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.

    • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
    • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.

    Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

    Цветочки, домики, имена, животные

    Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.

    • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное "паутиной", еле заметно, — сомнение.
    • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
    • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.

    Изображение человека

    Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

    Если же изображён "настоящий" человек, анализ следует начать с головы.

    • Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек "отворачивается", "уходит", тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
    • Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
    • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас "встречают по одежке".
    • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
    • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.

    Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.

    Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

    • Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
    • Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
    • Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
    • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит "по струнке") — о скованности в общении.
    • Если вы вдруг "забыли" или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.

    Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

    Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

    Дома

    Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

    • Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
    • Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
    • Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.

    Другие изображения

    • Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
    • Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь. Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.
    • Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
    • Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево — осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
    • Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.
    • Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.
    • Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
    • Переплетение сердец. Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.
    • Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
    • Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.
    • Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
    • Зубцы (похожие на зубья пилы или горы). Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).
    • Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.
    • Кресты. Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
    • Свастика. Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект — это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика — один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений. У большинства народов они были положительны — это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).
    • Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
    • Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее. Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем — человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
    • Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней — это чувство отсутствия опоры.
    • Река. Направление течения слева направо — устремлённость в будущее; справа налево — много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое — чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла — неспособность концентрироваться на решении проблем.
    • Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя, налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее.
    • Глаз. Глаз — это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях — паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.