Что означает слово ремарка. Что такое ремарки в литературе и каково их назначение. Лирические отступления, флешфорварды и флешбэки

Кратко:

Ремарка (от фр. remarque - примечание, заметка) - пояснения, даваемые автором в драматическом произведении с указанием возраста, внешних черт, поведения, жестов, интонации действующих лиц, а также сценической обстановки и проч. Они адресованы читателям, режиссерам и исполнителям.

Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно - финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст...».

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Ремарка (от фр. remarque - замечание, пояснение) - в драматургическом произведении: замечание автора, находящееся в начальном и/или конечном положении явления, действия, помещенное между репликами персонажей.

Цель ремарки:
1) обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова "Горе от ума", после знаменитого обличительного монолога Чацкого "В той комнате незначущая встреча...", читаем: "Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так "фамусовское общество" отторгает инородное тело. Во-вторых, проводится жесткая граница между разными моделями поведения: стандартной «светской» и, по Ю. Лотману, «декабристской». Времяпрепровождение за танцами, картами и др. представители передовой молодежи считали праздной тратой времени (см.: Лотман Ю. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.)).

2) Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.

3) С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.

4) В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор - скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.

Античная драма почти не знала ремарок - за редким исключением. Автор пьесы таким образом как бы дистанцировался от происходящего, самоустранялся, придавая действию «объективный» характер. По мере движения литературного процесса и развития авторского субъективизма ремарки в литературе не только стали более подробными, но и начали определяться жанром и стилем драматургического произведения.

Распространенная, описательно-предметная ремарка - черта реалистической драматургии XIX - начала XX в. Особенной детализацией отличаются они в натуралистической драме. Например, в пьесе Гауптмана «Возчик Геншель» описываются одновременно и физические действия, и психологические состояния: "Геншель, без видимого волнения, хватает Гауфе за грудь, встает и оттесняет тщетно сопротивляющегося старика к стеклянной двери; резко обернувшись, нажимает левой рукой ручку двери и выталкивает Гауфе наружу; при этом происходит следующий разговор <...>" (действие IV). Символический характер приобретают ремарки в пьесах Чехова, Ибсена. Сравним две ремарки из "Вишневого сада": «Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздался отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» (действ. II); "Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву" (действ. IV). Почти дословное повторение одного и того же описания создает образный, эмоциональный лейтмотив пьесы.

В пьесах Леонида Андреева ремарки имеют философско-символическую окраску (самое начало пьесы «Жизнь Человека», в котором дается ключ к пониманию всего произведения - и для постановщика или актера, и для читателя).

В целом можно сказать, что ремарка в литературе развивается вместе с развитием понимания авторского субъективизма, роли автора и авторского начала в создании произведения искусства.

Ремарка (от французского remargue – «замечание», «примечание») является приемом, который широко применяется как в литературе, так и в театре, кинематографе. Этот внесюжетный элемент включает в себя описания, авторские сноски и дополнения к основной линии художественного произведения, пьесы или сценария. Начнем знакомство с этим термином с ответа на вопрос: «Что такое ремарки в литературе?»

Литературная ремарка

Если в драматургии и кинематографе ремарке отводится в основном описательная роль, то в художественной литературе этот прием раскрывает свой стилистический потенциал в полной мере. Литературная ремарка многофункциональна и разнообразна по своей форме. В произведениях она может быть представлена в виде:

  • описания времени и места действия сюжета;
  • лирического отступления (- эмоционально окрашенные автобиографические воспоминания автора, а также его личное отношение к действию произведения);
  • нравоучительных или ироничных размышлений и дополнений автора;
  • аллюзии (- напоминание читателям о ранее произошедших сюжетных событиях);
  • рассказа автора о последующем развитии сюжетной линии;
  • переводов диалогов героев, выполненных самим автором (например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»);
  • эпилога.

Порой ремарка в литературных произведениях может занимать главенствующую роль, помогая автору выстраивать композицию своего произведения. Как правило, его динамичная сторона представлена развивающимся сюжетом, а отступления и ремарки автора являются его статичной составляющей.

Ремарка в драматургии

Разобравшись с тем, что такое ремарки в литературе, рассмотрим подробнее роль этого приема в драматургии. Со времен античности ремарка претерпела определенные изменения, но долгое время она выполняла лишь незначительную функцию, поясняя смысл произведения. Настоящий «переворот» совершил в конце XVIII века Дени Дидро, французский философ и видный драматург. Он, движимый идеей полностью подчинить актеров своему режиссерскому замыслу, возвел ремарку в ранг подробнейшей инструкции с описанием происходящего на сцене действия вплоть до малейших деталей, жестов и поз актеров. С подачи Дидро ремарка стала отдельной художественно-повествовательной частью драматического произведения, превратилась в подробную авторскую разработку будущего спектакля.

Сегодня этому приему принадлежит особое место в драматургии. В театре ремарка по-прежнему выполняет функцию пояснения, детальной инструкции. С ее помощью объясняются поступки, раскрываются характеры и эмоциональное состояние действующих лиц, уточняется время и место действия пьесы. Как правило, ремарка располагается в перед основным текстом произведения и представляет собой указание места, времени суток, деталей обстановки, далее авторские примечания указываются в скобках. Ремарки автора могут касаться следующих моментов:

  • тона говорящего;
  • действий, движений и мимики героев;
  • эмоционального состояния действующих лиц.

Зачастую ремарка в пьесе является чисто служебной частью, вносящей ясность в общий сюжет, во многом это объясняется и определенной художественной ограниченностью пьесы как жанра, так как она состоит из реплик действующих лиц и ремарок. Но в некоторых случаях авторские примечания настолько важны и обширны, что становятся главной частью произведения. Существует даже особый род литературы, так называемые драмы для чтения (lesedrama), яркими примерами являются такие произведения, как «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина и «Фауст» И. В. фон Гете, а также обширные авторские сноски можно встретить в драматических произведениях Н. В. Гоголя.

» » Что такое ремарки в литературе и каково их назначение

Задача ремарки – уточнить, что происходит с героями, как меняется окружающая их и т.д. Это один из композиционно-стилистических приемов, которыми пользуется автор, чтобы сделать повествование более ярким и образным. Ремарка может быть напрямую связана с сюжетом или иметь к нему косвенное отношение. Наиболее яркие авторских ремарок можно найти в драматических произведениях. Это, например, написанные в начале каждого акта фразы о том, где происходит действие, какие предметы присутствуют на сцене, кто из героев движется в данный момент и т.д. Иногда авторская ремарка представляет собой всего одно слово. Например, если речь идет о персонаже, ремарка может выглядеть как «подходит», «засыпает», «отворачивается» и т.д. Бывают и очень длинные ремарки, занимающие страницу или даже больше. Такая ремарка замешает часть сюжета. Она может как подчеркивать основную линию повествования, так и противоречить ей, создавая вспомогательный сюжет.

Формы ремарок

Авторская ремарка, стоящая в начале повествования или его фрагмента, может уточнять обстоятельства места или времени, дополнять данные о происходящих одновременно с основным повествованием событиях. Такие ремарки чаще всего (но не обязательно) встречаются в драматических произведениях. Авторское примечание может также отсылать автора к финалу. В художественной прозе довольно часто встречается другой вид ремарок. Писатель может, например, включить в повествование свои личные воспоминания, связанные с его автобиографией или с событиями, не связанными с основным сюжетом, свидетелем которых он был.

Технические авторские ремарки

К отдельному виду авторских ремарок относятся пояснения, которые довольно часто оформляются как или примечания. Эти пометки могут уточнять самые разные вещи – даты, сведения об исторических деятелях и событиях, о том, откуда автор взял те или иные факты для своего произведения и многое другое.

Ирония и нравоучения

К авторским ремаркам относятся и всевозможные автора к читателям. Яркий такой ремарки – мораль в басне, которая не связана с тем, о чем говорилось ранее, но в то же время уточняет сказанное. К этой же форме относится во французской балладе. Автор может к читателю с нравоучением или иронически. Иногда авторская ремарка провоцирует читателя на то или иное отношение к событиям.

Лирические отступления, флешфорварды и флешбэки

Эти загадочные названия тоже обозначают виды ремарок. Лирическое отступление применяется, чтобы показать эмоциональное отношение автора к описываемым событиям. Флешфорвард отсылает читателя к последующим событиям. Этот вид ремарки довольно часто применяется в исторической прозе. Флешбэк - отсылка к предыдущим событиям повествования. Этот вид ремарки еще аллюзией. Иногда автор в рассказывает, что произошло с героями дальше. Это тоже авторская ремарка.

Когда нашкодившему сорванцу говорят, качая головой: «Ну, ты молодец!», - это ирония. Когда сотруднику, трясущемуся от страха перед дверью начальника, говорят: «Ты герой», - это ирония. И когда глупому человеку, изрекающему банальные истины, говорят: «Умён-умён…», то это тоже ирония. Традиционная ирония является осуждением под видом похвалы. К ее помощи прибегают, когда хотят придать своему высказыванию прямо противоположный смысл, но действуют при этом тонко и даже любезно.

Инструкция

Слово «ирония» произошло от eirоnеia – притворство. Ирония есть категория эстетики, ее истоки ученые-словесники находят в традициях античной риторики. Именно оттуда « » европейская ироническая традиция нового времени.

Существует несколько форм иронии:
- прямая, при помощи которой наблюдается явное принижение , явления или . Способ придания происходящему отрицательного или смешного характера («Ну, ты богатырь…»);
- антиирония, является полной противоположностью иронии прямой. Используя ее, представляется возможным объект как нечто недооцененное («Где уж тебе, глупому, переубедить его» - человеку, получившему выговор от шефа);
- самоирония, которая направлена на себя. Как правило, она скрыто наделена положительным подтекстом («Куда уж нам, дуракам, вперед лезть»);
- Сократова ирония – это вариант самоиронии, построенной таким образом, чтобы объект, на который она направлена, самостоятельно вывел для себя закономерные логические выводы и скрытый смысл сказанного в иронической форме. Это очень искусный вид иронии, требующий познаний в логике и тонкой словесности.

Существует еще одна форма иронии, которую некоторые ученые возводят в совершенно отдельный вид, поскольку речь идет об ироническом мировоззрении. Речь идет не просто о выражении своих мыслей в определенной форме, а о состоянии души, при котором исключается слепая вера расхожим утверждениям и стереотипам, и когда человек не считает различные «общепризнанные ценности» такими уж значимыми и серьезными.

Многие словари в качестве синонимов «ирония» дают следующие: сарказм, насмешка, колючесть, ехидство, издевка, язвительность, осмеяние, насмешливость, стеб. С учетом величия и могущества языка, а также множество смысловых на одну лексическую единицу (слово), следует все же учитывать, что все эти обозначают далеко не одно и то же. Так, сарказм является более жестким типом иронии, язвительность – это, скорее, желчность и издевка, а ехидство – злоба и коварство.

Видео по теме

Стилистическая фигура - это необычное построение предложений, особый оборот речи, способствующий достижению необычайной выразительности. Она служит средством индивидуализации и широко используется авторами художественных произведений.

Виды стилистических фигур

Стилистическая фигура включает в себя такие приемы, как , анафора, ассонанс, плеоназм, умолчание, эллипс, риторический вопрос и т.д. Значение таких фигур речи становится понятным только в контексте конкретного художественного произведения. В обыденной речи такие обороты практически не употребляются.

Подробнее о некоторых фигурах речи

Представляет собой нарушение последовательности речи, которое делает ее более выразительной. Особо часто инверсия встречается в произведениях, написанных в стихотворной форме. К примеру, в стихотворных строках «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль» (К портрету Жуковского) А.С. Пушкин с помощью инверсии сделал акцент на «пленительной » стихов романтика XIX века.

Суть анафоры заключается в повторе одинаковых слов либо созвучий в начале художественного произведения. Очень любил использовать анафору в своем творчестве Ф. Тютчев, С. Есенин, Н. Гоголь и др. Примером могут служить стихотворные строки «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. Есенин).

Ассонанс - это повторение в стихотворном произведении какого-либо гласного звука также с целью усиления выразительности. К ассонансу относят и неточную рифму. В ней созвучны лишь некоторые звуки, в основном гласные звуки под ударением.

Плеоназм, как и ассонанс, относятся к такой стилистической фигуре, как повторение. Однако в данном случае повторяются не звуки, а подобные слова и обороты, таким образом создавая эффект нагнетания. А.П. Чехов в рассказе «Таинственный » с помощью плеоназмов выразил растущее чувство вины человека, наступившего на Каштанку: «Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О бедная, бедная… Ну, не сердись, не сердись… Виноват».

Фигура умолчания заключается в недосказанности, оставлении какой-то темы неосвещенной ввиду возникшего волнения и т.д. Причем молчание в художественном мире приобретает особое значение. Издревле оно связывалось с народной мудростью «слово – серебро, молчанье - золото», однако со временем претерпело существенные изменения и могло означать даже какую-то скрытую угрозу. Эта невысказанная угроза ощущается, к примеру, в финальной ремарке «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».

Все стилистические фигуры, так или иначе, связаны с литературным творчеством. Они оживляют художественную речь, позволяют выделить основные моменты в сюжете.

Ремарка (от франц. remarque - замечание, примечание) - в литературе - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного отношение к изображаемому. Иногда заменяет собой значительные объёмы сюжетной линии или является альтернативой фактическому сюжету. Может принимать различные формы:
  • обстоятельства места, времени, текущих событий или отсылка читателя к финалу произведения; зачастую располагается в начале повествования;
  • автобиографические воспоминания автора;
  • нравоучительное, ироническое или провоцирующее обращение автора к читателю;
  • эмоциональное отношение автора к изображаемому (лирическое отступление);
  • отсылка читателя к последующим событиям сюжета (флешфорвард);
  • отсылка читателя к предыдущим событиям сюжета (аллюзия или флешбэк);
  • лаконичное изложение судьбы героев произведения после фактического окончания сюжета; располагается в конце произведения, иногда в форме эпилога ;
  • пояснения, переводы, вынесенные автором за собственно текст произведения (сноска , примечание);
  • иные авторские рассуждения, размышления, уточнения.

Напишите отзыв о статье "Ремарка (в литературе)"

Отрывок, характеризующий Ремарка (в литературе)

С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.

К внесюжетным элементам произведения относятся описание, вставные эпизоды и авторские отступления. И любой из этих терминов может ответить на вопрос: "Что такое ремарка?"

Суть термина "ремарка"

Это слово заимствовано из французского языка (remargue), в переводе оно означает "авторская сноска". В произведениях им отводится значительная, а иногда и главенствующая роль. Динамичную сторону романа или рассказа представляет развивающийся сюжет, а вот авторские отступления, сноски, ремарки, объясняющие его или дополняющие, относятся к статичной стороне. Этот может быть весьма разнообразным. С его помощью автор может прибегать к автобиографическим воспоминаниям, выказывать свое эмоциональное отношение к действию, что в литературе получило название лирического отступления.

Многофункциональность ремарки

Авторские ремарки могут принимать даже форму эпилога, завершающего сюжет. Иногда этот литературный прием сводится к указанию места и времени действия, иногда за текст выносятся авторские переводы диалогов героев. Так, в «Войне и мире» такие сноски занимают по две-три страницы. Такой как аллюзия, форму которой может принимать ремарка, относит читателя к предыдущим сюжетным событиям. Существует авторское примечание, рассказывающее о последующих сюжетных поворотах. Есть ироничные, нравоучительные размышления и уточнения автора. Все вышеперечисленные приемы способны ответить на вопрос о том, что такое ремарки в литературе.

Место ремарки в драматургии

Особое место принадлежит этому в драматургии. Чаще всего в театре ремарке отводится роль инструкции, Объяснить поступки, характер действующих лиц, их эмоциональное состояние, место и время действия в пьесе - ее основная функция. Обычно в тексте драматического произведения место ремарки перед началом действия - указание времени суток, расположение мебели, нахождение окна или балкона, а дальше по ходу диалога ее место в скобках. Авторское примечание может указать на тон разговора - (произносит тихо или кричит), подсказывает действия героев, ведущих диалог - (доставая меч), их эмоциональное состояние - (входит взволнованный Петров). Что такое ремарка в пьесе? Это чисто служебная часть общего текста, вносящая ясность в сюжет пьесы.

Метаморфозы термина

Начиная с периода античности, ремарка претерпевала определенные изменения, но долгое время ей отводилась незначительная объясняющая функция - чему посвящено произведение или что оно собой представляет. Дидро с целью полного подчинения актера своей авторской и режиссерской идее превратил ремарку в самостоятельную художественно-повествовательную часть драматического произведения. Новые сценические приемы, разработанные этим реформатором сцены, превратили ремарки в целые инструкции с подробным описанием всего, что должно произойти на сцене. Вплоть до позы, до незначительного жеста героев. Подробная, детальная авторская разработка будущего спектакля - вот что такое ремарка у который был не только крупным философом, но и видным французским драматургом конца XVIII века.

Ремарка как главенствующая часть произведения

Обширны авторские сноски и в драматических произведениях Гоголя. Вообще, пьеса состоит из реплик (разговор действующих лиц) и ремарок (их движение и жесты, мимика и интонации). Это обусловило определенное ограничение художественных возможностей жанра. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток, авторские примечания все более расширяются, появляется такой как lesedrama - драма для чтения. «Маленькие трагедии» Пушкина и «Фауст» Гете - яркие его представители. В них роль отступлений, авторских размышлений, объяснений сюжета очень велика. В любом случае одна из двух составляющих пьесы, роль которой переоценить нельзя, вот что такое ремарка.