Чем и как рисовал первобытный человек. Каменный век и искусство: зачем древние люди рисовали на скалах

Открытие пещерных картинных галерей поставило перед археологами ряд вопросов: чем рисовал первобытный художник, как он рисовал, где размещал рисунки, что рисовал и, наконец, зачем он это делал? Изучение пещер позволяет с той или иной степенью достоверности ответить на них.

Палитра первобытного человека была бедной: в ней четыре основных краски - черная, белая, красная и желтая. Для получения белых изображений использовался мел и мелоподобные известняки; черного - древесный уголь и окислы марганца; красного и желтого - минералы гематит (Fe2O3), пиролюзит (МnО2) и природные красители - охры, представляющие собой смесь гидроокислов железа (лимонит, Fe2O3.H2O), марганца (псиломелан, m.MnO.MnO2.nH2O) и глинистых частиц. В пещерах и гротах Франции найдены каменные плиты, на которых растиралась охра, а также куски темно-красной двуокиси марганца. Судя по технике росписи, куски краски растирались, разводились на костном мозге, животном жире или крови. Химический и рентгеноструктурный анализ красок из пещеры Ласко показали, что использовались не только природные красители, смеси которых дают разные оттенки основных цветов, но и довольно сложные соединения, полученные путем их обжига и добавления других компонентов (каолинита и окислов алюминия).

Серьезное изучение пещерных красителей только начинается. И сразу возникают вопросы: почему использовались только неорганические краски? Первобытный человек-собиратель различал более 200 различных растений, среди которых были и красящие. Почему в одних пещерах рисунки выполнены разными тонами одного цвета, а в других - двумя цветами одного тона? Почему так долго входят в раннюю живопись цвета зелено-сине-голубой части спектра? В палеолите их почти нет, в Египте они появляются 3,5 тыс. лет назад, а в Греции - только в IV в. до н. э. Археолог А. Формозов считает, что наши далекие предки не сразу разобрались в ярком оперении "волшебной птицы" - Земли. Самые древние цвета, красный и черный, отражают суровый колорит тогдашней жизни: солнечный диск у горизонта и пламя костра, полный опасностей мрак ночи и приносящую относительное спокойствие тьму пещер. Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый). Но еще дальше от них до космонавта XX века, взявшего в первые полеты вокруг Земли набор из 120 цветных карандашей.

Вторая группа вопросов, возникающих при изучении пещерной живописи, касается технологии рисунка. Проблему можно сформулировать так: звери, отображенные на рисунках палеолитического человека, "вышли" из стены или "ушли" в нее?

В 1923 г. Н. Кастере обнаружил в пещере Монтеспан позднепалеолитическую глиняную фигуру медведя, лежащую на земле. Она была покрыта углублениями - следами ударов дротика, а на полу обнаружились многочисленные отпечатки босых ног. Возникла мысль: это "макет", вобравший в себя закрепленные десятками тысячелетий охотничьи пантомимы у туши убитого медведя. Далее прослеживается следующий ряд, подтвержденный находками в других пещерах: макет медведя, выполненный в натуральную величину, одетый в его шкуру и украшенный настоящим черепом, сменяется его глиняным подобием; зверь постепенно "встает на ноги" - его для устойчивости прислоняют к стене (это уже шаг к созданию барельефа); затем зверь постепенно "уходит" в нее, оставив прочерченный, а затем и живописный контур... Так представляет себе возникновение палеолитической живописи археолог А. Соляр.

Не менее вероятен и другой путь. По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене. Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров (позитивный или негативный трафарет), затем появляются рисунки, "оторванные" от объекта, который изображается уже не в натуральную величину, в профиль или фронтально. Иногда предметы рисуются как бы в разных проекциях (лицо и ноги - профиль, грудь и плечи - фронтально). Постепенно растет мастерство. Рисунок приобретает четкость, уверенность штриха. По лучшим рисункам биологи уверенно определяют не только род, но и вид, а иногда - подвид животного.

Следующий шаг делают мадленские художники: средствами живописи они передают динамику и перспективу. В этом очень помогает цвет. Полные жизни кони пещеры Гранд-Бен как бы пробегают перед нами, постепенно уменьшаясь в размерах... В дальнейшем этот прием был забыт, и подобные рисунки не встречаются в наскальной живописи ни в мезолите, ни в неолите. Последний шаг - переход от перспективного изображения к объемному. Так появляются скульптуры, "вышедшие" из стен пещеры.

Какая из приведенных точек зрения справедлива? Сопоставление абсолютных датировок фигурок, выполненных из костей и камня, свидетельствует, что они имеют примерно один возраст: 30-15 тыс. лет до н. э. Может быть, в разных местах пещерный художник шел разными путями?

Еще одна из загадок пещерной живописи - отсутствие фона и обрамления. Фигуры лошадей, быков, мамонтов свободно разбросаны по скальной стене. Рисунки как бы висят в воздухе, под ними не проведена даже символическая линия земли. На неровных сводах пещер животные помещены в самых неожиданных положениях: вниз головой или боком. Нет в рисунках первобытного человека и намека на ландшафтный фон. Только в XVII в. н. э. в Голландии пейзаж оформляется в особый жанр.

Изучение палеолитической живописи дает специалистам обильный материал для поиска истоков различных стилей и направлений в современном искусстве. Так, например, доисторический мастер за 12 тысяч лет до появления художников-пуантилистов изобразил животных на стене пещеры Марсула (Франция) с помощью крохотных цветных точек. Количество подобных примеров можно множить, но более важно другое: изображения на стенах пещер - это сплав реальности сущего и его отражения в мозгу палеолитического человека. Таким образом, палеолитическая живопись несет информацию об уровне мышления человека того времени, о проблемах, которыми он жил и которые волновали его. Первобытное искусство, открытое более 100 лет назад, остается настоящим Эльдорадо для всевозможных гипотез по этому поводу.

Дублянский В. Н., научно-популярная книга

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство - один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были - первые художники мира?

Начало доисторического искусства - виды и формы

В палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность - наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений - мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них - Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

Периодизация

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Первобытная наскальная живопись - определение

Это один из видов Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи - территория современной Испании и Франции.

Сомнения ученых

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

История одного открытия

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Мастерство древних художников

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные - главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер - более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии - тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Назначение наскальных рисунков

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов - охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные - схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки - хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Пещера Шове

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков - самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Пещера Ласко

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Заключение

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

Как известно, изобразительное искусство появилось в позднем периоде древнего каменного века. Люди в то время рисовали почти одних зверей. В среднем каменном веке, наступила новая пора. На скалах и в пещерах изображают совсем другие сцены. Это не ряды зверей или стада бизонов в разных позах. Главным предметом изображения становится группа людей, именно группа, а не отдельный человек. На наскальных рисунках этого времени в Испании, Индии или на юге Африки можно видеть отряд охотников на оленей или диких быков, группы танцующих людей. Они изображены условно и не отличаются один от другого, у них нет лиц. Их движения переданы очень живо, и почти всегда можно понять, что они делают.

Но возникает вопрос, зачем людям в то далекое время вообще нужно искусство как таковое, ведь оно не играет существенной роли для выживания?

На этот счет существует множество теорий. Исторический приоритет принадлежит теории, которая видела истоки искусства в потребности людей создавать прекрасное. Это одно из первых, простых и прямолинейных объяснений, так называемая теория искусства для искусства. Она ведет начало от первых находок предметов искусства в культурных слоях палеолитических памятников, то есть с середины-конца XIX века. Сегодня некоторые исследователи считают, что искусство – это просто прямое следствие появления способности создавать символы, творить прекрасное, что искусство появляется немедленно, как только человек приобретает необходимые для его создания и восприятия интеллектуальные и телесные способности. Однако появление символизма вообще и искусства в частности – это, скорее, все-таки следствие общего усложнения культуры, повышения ее информационной сложности. Это следствие того, что на определенном этапе развития информационная насыщенность культуры, то есть объем общих сведений о мире, который общество должно хранить и передавать для того, чтобы приспособиться и выжить, превышает некий порог. До достижения этого порога было достаточно естественной памяти, устной передачи всех существенных сведений, но когда объем информации, циркулирующей в обществе, превысил пороговый объем, стали необходимы внешние носители информации. Это, видимо, и повлекло за собой появление многих из тех видов деятельности, которые мы сегодня привычно объединяем под термином искусство.

Свидетельства символизма появились давно, они редкие и разрозненные, но они, несомненно, есть уже в среднем палеолите. Они обнаруживаются на памятниках, оставленных как представителями Homo sapiens, так и неандертальцами, а также более архаичными гоминидами. Например, на стоянке Берехат Рам в Израиле, что относится еще к ашельской эпохе. Тем не менее, там найдена фигурка, представляющая из себя кусок породы, который изначально, в силу игры природы, напоминал человеческую фигуру, но был доработан. Ему было придано еще большее сходство с человеческим обликом. Это своего рода Венера, но еще нижнепалеолитическая. В среднем палеолите таких находок становится больше. Обычно в этой связи вспоминают охряные плитки стоянки Бломбос в Южной Африке возрастом около 70-75 тыс. лет назад, где нанесены ритмично заштрихованные решетки и тому подобные изображения. Такие вещи есть и на ряде других памятников Южной Африки.

Кроме того, в этот период и даже более ранний (примерно 100 тыс. лет назад) появляются украшения в виде раковин с искусственными и естественными отверстиями. Вряд ли можно сомневаться в том, что люди были способны к символизму задолго до того, как это явление получило в культуре массовое распространение. Но только в каких-то обществах, районах оно было востребовано, а в каких-то – нет, и сложно сказать, в силу чего. То есть способности были, но не было общественного запроса. Это одна из возможных интерпретаций. У нее есть свои слабые стороны, прежде всего, это недостаток археологических данных, которые позволили бы ее проверить и доказать.

«Первобытная история» - история Нового времени. История возникновения человека сложна и противоречива. Какая эпоха в истории была самой долгой? история Средних веков. Почему первобытные художники рисовали животных? Охота и рыболовство. История человечества. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

«Первые древние люди» - Многие племена. Австалопитеки были маленького роста. Овладение огнем. Охота древних людей. Если огонь потухал, то виновников изгоняли. Задание на урок. Питекантропы. Отщепы. Орудия труда. Австралопитеки жили на деревьях. Применение огня. Первые люди появились в восточной Африке. Древнейшие люди. Древнейшие орудия труда.

«История древнего человека» - История в символах и знаках. Изобретения и открытия (50). Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. Как получилось каменное рубило? Изобретения и открытия (10). Изобретения и открытия (60). История в архитектурных памятниках (50). Религия. Что означает слово история? 40 год до нашей эры на 80 лет.

«Возникновение искусства и религиозных верований» - Религия. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. Искусство - творческое отражение действительности. Возникновение искусства и религиозных верований. Жизнь первобытных людей. Рисунки на стенах пещер. Для чего археологи раскапывают могилы людей. Петроглифы. Каким словом можно заменить. Алгоритм самостоятельной работы с электронным учебником.

«Урок Древнейшие люди» - Сделайте вывод. Задача №2. Терминово. Задача №3. Путешествие по станциям. Выставление оценок. Задача №4. Жизнь первобытных людей. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Задачкино. Кроссвордово. Цель урока. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

«Земледелие и скотоводство» - Мотыжное земледелия. Овца. Рыболовство. Коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад в Западной Азии. Земледелие. Глиняная посуда. Собирательство. Самые могущественные духи назывались богами. Зернотерка. От собирательства к земледелию. Скотоводство. … Хозяйство.

Всего в теме 30 презентаций

В предыдущей статье мы поговорили о том, как можно поиграть с ребенком в доисторические времена и познакомить его с жизнью и бытом первобытных людей. А сегодня обратим внимание на искусство тех лет и сами попробуем выступить в роли художника.

Искусные художники

Расскажите своему ребенку историю: «Однажды один испанский археолог Марсели́но де Саутуо́ла исследовал древнюю пещеру. С ним была его маленькая дочь Мария. Как-то девочка решилась заглянуть в самую глубь пещеры, и, прибежав к отцу, закричала: «Там бык! Бык!» Отец начал успокаивать дочку: «Да откуда же здесь взяться быкам?»

Спросите ребенка, могли ли быть в пещере какие-нибудь животные? Придумайте вместе несколько вариантов. Затем продолжите рассказ: «Марселино прошел вглубь пещеры и замер в изумлении. Нет, там был не один бык! А целое стадо! Бизоны стояли, лежали, били копытом. И все они были нарисованы на стене пещеры, каждый в полтора-два метра, да так натурально и реалистично, что их действительно можно было спутать с живыми».

Рассмотрите с ребенком изображения бизонов, нарисованных на стене пещеры.



Ученым долгое время не верилось, что это творения, созданные на заре человечества. Одно время даже считалось, что это шутка какого-нибудь современного художника.
Покажите своему юному «археологу» еще несколько пещерных рисунков.




Внимательно изучите картинки и задайте вопрос: что объединяет рисунки первобытных людей, что у них общего? Верно, все они изображают животных. Почему именно их рисовал древний человек? А не растения или пейзажи. Напомните своему «первооткрывателю» об играх, когда вы знакомились с жизнью в доисторические времена. И ваш ребенок догадается, что вся жизнедеятельность первобытных людей была связана с животными, которые обеспечивали их пищей, одеждой, кровом (на шалаши из костей мамонтов натягивали шкуры).

Обратите внимание ребенка на искусность и мастерство, с которыми сделаны рисунки. Внешний вид, части тела, позы зверей – всё это нарисовать правильно помогала наблюдательность. Почему первобытные люди уделяли деталям столько внимания? Без этого не удалась бы охота.

Невиданные доисторические животные

Покажите ребенку иллюстрации древних зверей, сравните их с современными.

Платибелодон
Пакицет
Пантолямбда
Арсинотерий
Титаноидес
Целодонт
Фороракос

Удивительные существа! Подробнее о них можно узнать на сайте «Мир животных». Произнесите названия каждого из них, наверняка, они не оставят юного «ученого» равнодушным. Ребенку придется по душе и самому придумать собственные подобные изощренные названия, для этого нарисуйте воображаемого доисторического зверя.

Проведите другую игру на воображение и фантазию: обратите внимание молодого исследователя на особенности внешнего вида животных и придумайте «говорящие» названия, по которым можно легко догадаться, кто есть кто. Например, поищите среди всех представленных экземпляров Длиннохвостого Полосатика.

Магические ритуалы

Ученые обнаружили, что животные, изображенные в пещерах, часто были с вмятинами и царапинами от камней и копий. Почему? Позвольте ребенку проявить свои мыслительные и творческие способности и сделать предположения.

Древние люди верили, что нарисованные звери были живыми, что они чувствовали боль, страх, рождались и умирали. Обычно первобытные художники рисовали их перед охотой и разыгрывали сцены из нее: как они преследуют добычу, выслеживают ее, окружают и забивают камнями и копьями. Они считали, что, если нарисованное животное убить, то и реальная охота будет удачной. Часто люди вкладывали и магический смысл в эти ритуалы, которые в настоящей жизни помогали им тренировать свое тело, вырабатывать согласованность действий.

Интересно, что на наскальных рисунках не изображены рыбы, хотя они входили в рацион человека того времени. Вновь позвольте вашему исследователю придумать свои версии ответа. Напомните ребенку о цели изображения животных. Конечно же, тренировка, репетиция настоящей охоты! А рыба ловилась относительно просто, рыбалка не требовала магических ритуалов.

Первобытные краски

Напомните ребенку, что в первобытную эпоху не было ни современных кистей, ни красок. Чем же доисторические люди рисовали целые стада быков? Какие природные материалы могли хорошо окрашивать и оставлять цветной след? Возможно, в жизни вашего юного «археолога» уже есть опыт знакомства с глиной, которая пачкает одежду и руки. Например, когда на берегу он добывал строительный материал с большой глубины. Или другая «краска», которая появляется после тушения костра на пикнике в лесу, – уголь. Или следы на пальцах, языке, зубах от жимолости. Всё это примеры природной краски.

Предложите маленькому исследователю самостоятельно догадаться, с помощью чего первобытные люди могли рисовать, и положите перед ним несколько предметов: фломастеры (или карандаши, краски), игрушки (или что-то, не способное окрашивать), и уголь, мел, цветные глины, ягоды.
Кроме этого доисторические люди использовали цветные минералы, измельчая их и смешивая с жиром животных. Вы с ребенком можете смешать жирорастворимые красители с подсолнечным или сливочным маслом.

Кисти в первобытные времена

А теперь предложите ребенку «изобрести» древнюю кисточку. Выслушайте все идеи, в том числе и вариант рисовать пальцем, это один из правильных ответов. Затем предложите сделать доисторическую кисть из предложенных предметов:

длинная полая куриная косточка с обрезанными концами (можно взять из бульона);
пучок шерсти (домашние питомцы линяют);
кусочек мха (если найдете).

Древние люди из костей делали трубки и у одного конца закрепляли мох или шерсть животных, а через другой наполняли её краской. Вот кисть и готова к применению. Иногда они рисовали просто мхом или куском шкуры.

В домашних условиях допустимо заменить мох кусочком ваты. Объясните малышу, что это тоже растение, хлопчатник. В крайнем случае, можно обойтись и ватной палочкой. Самодельную кисть заправьте соком свеклы и приступайте к творчеству.

Рисуем по-первобытному

Найдите на прогулке большой булыжник и используйте его в качестве холста. Если погода не позволяет, то во имя благой цели доставьте его на дом маленькому художнику. Жители горных местностей могут как никто другой ощутить себя древними творцами и рисовать в самих пещерах. Если же нет возможности раздобыть подходящий камень, то под столом вертикально поставьте большую коробку и представьте себя вместе с ребенком в самодельной пещере.

Способов рисования много: просто пальцами, мхом (или ватой), с помощью самодельной кисточки (из полой кости), углем, цветными глинами, ягодами, отваром луковой шелухи, соком одуванчика или других сильно пигментированных овощей и фруктов. А также уже современным, но, тем не менее, природным красителем – густым раствором кофе.

Что рисовать? Животное, которое больше всего понравилось вашему ребенку. Или придумайте своего зверя доисторической эпохи, дайте ему название, расскажите, как он живет, что есть, как добывает пищу. Его внешний вид и образ жизни неразрывно связаны. Если у животного мощные клыки, то он никак не может быть травоядным. А вот если у него длинная шея, которая помогает дотянуться до листвы высоких деревьев, то он как раз и есть травоядное.

Что делать, если у ребенка не получается передать все детали животных в точности, как у первобытных художников. Оставьте произвольные отпечатки, пятна, кляксы, пририсуйте им глаза и уши – и ваш невиданный доисторический зверь готов. Цветные точки – это его следы. Кустистые отпечатки мхом – растения, которыми он питается или в которых прячется от первобытных охотников.

Пришла пора играть в древних охотников! Потренируйтесь в ловкости и меткости, используя вместо камней клубки ниток или скомканную бумагу.

После подобных ритуальных действий первобытные люди всегда просили прощения у нарисованных животных, ведь они считали их живыми. Извинитесь и вы с ребенком перед вашим «наскальным» зверем.

Вот так, играючи, вы с ребенком познакомитесь с еще одной гранью жизнь доисторических людей и получите большое удовольствие, создавая шедевры в стиле первобытных времен.
В следующих статьях нас ждут пиктограммы, Пещеры рук и рельефные изображения.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог