Человек в литературе древней руси. «Люди и нравы Древней Руси». Кто изображен на картине

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель: Л.Л.Телегина

Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

идеалах и стремлениях;

Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

« Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

Сергия Радонежского.

Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

уважения к историческому прошлому своего Отечества,

своего народа.

Оборудование:


  1. Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

  2. Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,
из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

Ход урока:


  • Вступительное слово учителя.
- Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

Обобщение учителя:

Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

(Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди (монахи, братья). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры (Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь).

1.Киево-Печерская Лавра

2.Троице- Сергиева Лавра (под Москвой, г. Сергиев Посад)

3.Александро-Невская Лавра (в г. Санкт-Петербурге)

4. Почаево-Успенская Лавра (в г. Кременце на Украине)

(Обращение к книгам на выставке)


  • Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.
- Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?


  • Постановка проблемных вопросов урока.
- Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Почему Преп. Сергия называют Святым?

Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?


  • Беседа:
- Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:

- В какое время жил Преподобный Сергий?

- Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

- Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

- В чем вы бы хотели быть на него похожим?


  • Лексическая работа.
Пустынник - житель пустыни.

Обитель - место, где живут монахи.

Братья – монахи в монастырях.

Отрок – мальчик.

Чадо – ребенок.

Скорбит – грустит.

Вкушение – то, когда едят.

Игумен – главный в монастыре.

Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.


  • Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

  • Беседе после прослушивания.
- Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

Каковы занятия Сергия – монаха? (Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? (Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)


  • Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

  • Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »
- Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

- Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

- Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

(Не выдержав тяжелой жизни)

-Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

(Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

- На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского ?

(На Куликовскую битву.)

Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)


  • Работа с портретом.
Обратимся к портрету Пр. Сергия.

Глаза внимательны;

Взгляд добрый и кроткий;

Руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.


  • Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».
- Кто изображен на картине?

- Что можно сказать о пейзаже

- Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.


  • Ответы на проблемный вопрос урока.
(Вопросы проблемные читаются)

  • Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание – дифференцированное.
I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:


  1. « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

  2. « Жить – Богу служить »

  3. « Умный смиряется, глупый надувается »
(Для этого надо хорошо знать очерк)

III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

Составить план очерка.

(примерный план:

Родители

Рождение

Встреча с иконном

Юность


- служение Богу)
Борис Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»
Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

Желание игуменства есть начало и корень………….

Лучше учиться, нежели………….

Лучше повиноваться, нежели………….

Я не беру платы прежде………….
Викторина по древнерусской литературе:


  1. Кто составил житие Сергия Радонежского?

  2. Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

  3. Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

  4. Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

  5. Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

  6. Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

  7. О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

  8. Напишите значения церковных слов.
черноризец………….

пресвитер………….

просфора………….

псалом………….

игумен………….

келья………….

пустынь………….

литургия………….

схима………….

дьякон………….

протопоп………….

всенощная………….

архимандрит………….

чернец………….

Введение.

Идеал - это путеводная звезда.

Без нее нет твердого направления,

а нет направления - нет жизни.

Л.Н. Толстой

Главной отличительной особенностью развития современной России является стремление к поиску национальной идеи. Понимание смысла самой национальной идеи растёт на позитивном восприятии и рефлексии корней своего исторического прошлого, отыскании глубинных истоков общественного бытия через осмысление собственного понимания величия национальной идеи и возрождении лучших народных традиций, хранящихся в сокровищнице, подаренной миру русской литературой.

Общеизвестно, что любая страна, нация, государство только тогда обретают прочность, устойчивость, волю к жизни, способность к развитию, когда люди, народ воодушевляются великой идеей, благородным и светлым идеалом. И наоборот, всякий раз, когда народ лишается большой цели, вдохновляющей идеи, мечты, он теряет активный творческий заряд, перестает быть жизнеспособным субъектом истории. Без реально существующего социального, национального, государственного идеала нормальное существование и развитие человеческого общества так же невозможно, как жизнеспособность всякой целостной системы - без цели.

Что же есть идеал? Актуальность этого вопроса в наши дни и определила выбор данной темы. Больше всего меня заинтересовал идеал человека, запечатленного в древнерусской литературе, потому что, как мне кажется, в древности люди были помыслами чисты, и все их мысли исходили из сердца. Тем более что один из героев Древней Руси, чей образ был положен в основу одного из произведений – Великий князь Новгородский и один из святых Александр Невский – в сентябре 2009 года был провозглашен Православной Церковью России национальным идеалом нашего государства. Помимо того, знакомство с истоками отечественной культуры даёт нам новые знания, помогая постичь новый взгляд на мир, иное мышление. Русская литература в своем многовековом развитии создала художественные ценности мирового значения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что образ идеального человека – понятие вневременное, обладающее набором определенных характеристик, идентичных вне зависимости от исторического контекста, однако не без влияния «запросов» современного ему общества.

Итак, тема данной исследовательской работы « Идеал человека в древнерусской литературе и в современном обществе ». Целью данной работы является комплексный анализ характеристик главных героев древнерусской литературы и выделение модели «идеал современного старшеклассника».

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи :

Новизна предлагаемого исследования заключается в анализе основных параметров идеального человека , в системном описании принципов определения идеальных черт, которые способны отразить языковое самосознание, дать сведения о культуре этноса, о народной картине мира.

Объект исследования: образ идеального человека, воплощенный в древнерусской литературе и выраженный в представлении современного молодого человека.

Методы исследования: анализ древнерусских литературных текстов; социологическое исследование в форме устного опроса среди учащихся 9-11 классов МСОШ № 40; моделирование образа идеального человека; обобщение материала, полученного в ходе исследования.

Теоретическая значимость исследования: исследование на основе древнерусских литературных текстов и социологического опроса среди старшеклассников с целью комплексной характеристики модели идеального человека.

Практическая значимость исследования: данная исследовательская работа может быть использована во внеурочной деятельности педагога по литературе, имеет высокую социальную значимость с точки зрения формирования у подростков национального идеала, ориентирована на старшую возрастную категорию школьников.

Глава 1. Идеал человека в древнерусской литературе.

В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божия. Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

Чем больше человек работает над этим, тем больше он как бы изнутри озаряется внутренним светом, который посылает ему Бог как свою благодать. Поэтому на иконах святых мы видим сияние вокруг их голов - золотой нимб. Человек живёт на пересечении двух миров – видимого и невидимого. Праведный, благочестивый образ жизни (особенно молитва, покаяние, пост) мог сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным.

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом темам общественного и государственно строительства, связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. Мы отобрали для анализа и выделения характеристики образа идеального человека следующие древнерусские тексты, а также произведения УНТ: пословицы и поговорки русского народа, былины об Илье Муромце, русские народные сказки («Конек-горбунок» в переложении П.П.Ершова), «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о житии Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Результаты исследования древних текстов отразились в таблице «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ».

Таблица 1 «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ»

Название произведения

Литературный герой

Цитатная характеристика героя

Проявившиеся черты характера

Пословицы и поговорки русского народа

Обобщенный образ русского человека

Терпение и труд все перетрут. Мастерство везде в почете. Держись крепче сохи да бороны. Господь повелел от земли кормиться. Худое ремесло лучше хорошего воровства. Всякий дом хозяином держится. Будь малым доволен – больше получишь. Спесь в добро не вводит. Не в силе Бог, а в правде. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Русский ни мечом, ни с калачом не шутит. Век живи – век учись. и др.

терпение, трудолюбие, вера в Бога, соблюдение норм христианской морали, мудрость, любовь к Родине, стремление к самосовершенствованию, к самоанализу, честность, верность, ум и смекалка, доброта

Былины об Илье Муромце

Илья Муромец

1Он как выпил, Илей, пива-то яндому,
Он почуял в себе, Илей, силу да великую.

От земли столб был да до небушки,

Ко столбу было золото кольцо,

За кольцо бы взял, святорусску оворотил…

2А он мог бы постоять один за веру, за отечество,
Мог бы постоять один за Киев- град,
Мог бы постоять один за церкви за соборные,
Мог бы поберечь он князя да Владимира,..

3Он пустил коня да богатырского
По тому раздольицу чисту полю
Во тую во силушку великую,
Стал конем топтать да и копьем колоть…

4Он просил себе тут Бога на помочь,

Да и Пречистую Пресвятую Богородицу…

необыкновенная физическая сила, ловкость, удаль, вера в Бога, любовь к Родине, готовность ее защитить от захватчиков, честность, верность

Русские народные сказки («Конек-горбунок» в пересказе П.П.Ершова)

Иван-дурак

1У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

2"Эхе-хе! так вот какой

Наш воришко!.. Но, постой,

Я шутить ведь, не умею,

Разом сяду те на шею.

Но Иван и сам не прост --

Крепко держится за хвост.

3"Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал".

4"Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал".

смекалка, честность, верность, удачливость, терпение, способность выполнять «задачи царя» лучше других, доброта, мудрость, храбрость

«Слово о полку Игореве»

1Начнем же, братия, повесть сию

От старого Владимира до нынешнего Игоря.

Натянул он ум свой крепостью,

Изострил он мужеством сердце,

Ратным духом исполнился

И навел храбрые полки свои

На землю Половецкую за землю Русскую…

2Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.

Сядем же, други, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона!"

3Миновалися брани князей на неверных.

Брат сказал брату: то мое, а это мое же!

И стали князья говорить про малое, как про великое,

И сами на себя крамолу ковать,

А неверные со всех сторон приходили с победами на Русскую землю!..

4Прыснуло море к полуночи;

Идут мглою туманы;

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю…

любовь к «земле Русской», готовность за нее «постоять», храбрость, мужество, способность к духовному единению в «минуту опасности», мудрость, верность, способность к самоанализу, божественное покровительство человеку «с чистыми помыслами»

«Поучение Владимира Мономаха»

Владимир Мономах

1…страх имейте божий в сердце своем…

2…не станет лениться, а будет трудиться. но малым делом можно получить милость божию...

3…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово… господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет…

соблюдение норм христианской морали, мудрость, терпение, стремление к созидательному труду, духовная красота и гармония, стремление к самосовершенствованию

«Слово о погибели Русской земли»

Владимир Мономах

1О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!..

2Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели…Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял…

любовь к Родине, желание ее защитить, понимание роли христианства в истории Руси, мужество, отвага, сила и храбрость

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Евпатий Коловрат

1О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу…

2И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства…

3И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин…

любовь к Родине, готовность защитить родную землю, сила и мужество, честность и верность, соблюдение норм христианской морали

«Сказание о житии Александра Невского»

Александр Невский

1…рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его…

2И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…

3Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим…

4Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ…

5И никогда не было противника, достойного его в бою…

красота физическая и духовная, мудрость, сила и храбрость, вера в Бога, воинская доблесть, благородство и величие, самоотверженность, любовь к Родине

«Сказание о Борисе и Глебе»

князья Борис и Глеб

1Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали…

2«В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви»...

духовная и физическая красота, сила и храбрость, «мужественный ум», соблюдение норм христианства и истинная вера, трудолюбие, мудрость, доброта, терпение, смирение, праведничество

«Житие Сергия Радонежского»

Сергий Радонежский

1Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью…

2При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии он постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, почему Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения…

3преподобный ввел в своей обители странноприимство, питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство…

4Князь Дмитрий, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от ига татарского…

5Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения…

6Принесите мне жизнеописания древле прославленных угодников Божиих и увидим на истине, яко ни в чем не уступает он святым мужам, древле просиявшим. Ибо и сам он был подвижником благочестия, и пустыню наполнил добродетелями многих учеников своих, в посте и безмолвии просиявших…

истинная вера в Бога, смирение, праведничество, трудолюбие, доброта, милосердие, мудрость, терпение, духовная красота, любовь к России

«Житие протопопа Аввакума»

протопоп Аввакум

1А я говорю: "господи Исусе Христе, сыне божий, помогай мне!" Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: "полно бить тово!" Так он велел перестать. И я промолвил ему: "за что ты меня бьешь? ведаешь ли?" И он паки велел бить по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал.

2Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими.

3Людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели, просяще благословения и молитвы от меня; а я их учу от писания и пользую словом божиим. Увы! коли оставлю суетный век сей? Воистину не знаю, как до краю доживать: добрых дел нет, а прославил бог! То ведает он, - воля ево.

праведная жизнь, вера в Бога, мудрость и терпение, стойкость и мужество, честность и верность, глубокая искренность чувств

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Петр и Феврония

1Глагола еи юноша: "Вижу тя, девице, мудру сущу. Повежь ми имя свое". Она же рече: "Имя ми есть Феврониа.

2Она же рече: "Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в ответех, да будеть здрав!"

3Блаженныи же князь Петр, не възлюби временнаго самодержавства, кроме божиих заповедеи, но по заповедем его шествуя, держашеся сих, яко же богогласныи Матфеи в своем благовестии вещает. Рече бо, яко "иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодеинаго, и оженится иною, прелюбы творит". Сеи же блаженныи князь по евангелию сътвори: одержание свое, яко уметы, вмени, да заповеди божиа не раздрушита.

4ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни граблениа, ни богатества щадяще, но в бога богатеюще.

мудрость, глубокий ум, духовная красота, соблюдение норм христианской морали, честность и верность, милосердие, умение прощать, стойкость и мужество, любовь

Так постепенно из века в век складывается образ прекрасного русского человека, который можно понимать как идеал. У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное – не внешняя красота, красота тела и лица, а красота души. В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, «тварь Божия». Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

национальный идеал , к которым можно отнести следующие (число упоминаний в древнерусских текстах отражено в Диаграмме № 1 Приложения):

  • Беззаветная любовь к Родине – 10,
  • Честность и верность – 7,
  • Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности, воинская доблесть – 10,
  • Сила и храбрость – 8,
  • Духовная красота – 10,
  • Ум и смекалка – 6,
  • Праведничество, вера в бога, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.) – 10,
  • Доброта и милосердие – 7,
  • Склонность к самоанализу – 4,
  • Трудолюбие и усердие – 8,
  • Стремление к самосовершенствованию – 4,
  • Мудрость и терпение – 7,
  • Способность к созиданию и творчеству – 5.

Именно такими чертами личности обладает идеал древнерусского человека, если судить по литературным источникам того времени. Совпадает ли такой идеал с представлениями о нем современного молодого человека?

Глава 2. Представления об идеале современных старшеклассников.

Идеал человека на протяжении веков существенно менялся под действием тех или иных событий в жизни людей и страны, и я решила выяснить, каким предстаёт идеальный человек для моих сверстников, проведя социологический опрос среди 9-11 классов.

В анкетировании участвовало 34 человека, которым были предложены следующие вопросы:

  • Какие из произведений древнерусской литературы Вам известны?
  • Каким предстаёт, по Вашему мнению, идеал человека в этих произведениях?
  • Какой человек, как Вы считаете, является идеальным в современном мире?
  • Какими качествами должен обладать?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что истинная красота человека заключена в красоте его души?
  • Кто из современников соответствует Вашему представлению об идеале?
  • Насколько Вы соответствуете идеалу?
  • Хотели бы Вы стать «идеальнее? Почему?

2.1. Выявлены слабые знания литературных произведений Древней Руси. Ученикам известны лишь два произведения того периода: «Слово о полку Игореве» и «Песнь о вещем Олеге». Следовательно, определение идеального человека у большинства связано с современным человеком, а не с историческими личностями. Более того, результаты показали в целом, что ученики смутно представляют себе понятие «идеал».

Обработав полученные данные о представлении идеала, я получила следующее соотношение (Смотри Диаграмму 2 «Приложения»):

60% опрошенных считают идеальным человеком человека честного, отважного, сильного, готового прийти на помощь нуждающимся, любящего Родину. родителей, мудрого, верного, способного к творчеству и т.д.

20% опрошенных считают, что идеален человек практичный, хитрый, умеющий адаптироваться в любой ситуации.

10% -считают идеальными людьми своих родителей, на которых можно равняться.

10%-затрудняются определить для себя понятие идеала.

2.2. Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие (Смотри «Диаграмму 3 «Приложения»):

чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),

Честность и верность (60%),

Мудрость(55%),

Образованность (54%),

Предприимчивость (28%).

2.3. На вопрос: «Насколько Вы соответствуете идеальному образу?» старшеклассники ответили следующее (Смотри Диаграмму 4 «Приложения»):

Примечательно, что при ответе на вопрос: «Хотели бы Вы соответствовать идеалу человека?» мнения респондентов распределились таким образом (Диаграмма 5):

К вопросу о причинах, по которым человеку свойственно стремление к идеалу, основные ответы сводились к следующему (Диаграмма 6):

Таким образом, можно выделить 3 уровня низший высокий наивысшее

2.4. На вопрос: «Кто из современников (и не современников) соответствует идеалу?» старшеклассники ответили (Диаграмма 7, Таблица 2):

Такой разброс мнений лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек.

Приложение.

Диаграмма 1 «Национальный идеал древнерусского человека»

Диаграмма 2 . «Соотношение идеал (60%) - антиидеал (20%) – родители как идеал (10%), затруднились ответить(10%)»

Диаграмма 3. «Признаки идеала современного молодого человека»

Диаграмма 4. «Соответствие респондентов идеалу»

Диаграмма 5. «Желание респондентов соответствовать идеалу».

Диаграмма 6. «Причины стремления человека к идеалу»

Диаграмма 7. «Ваш идеал – сущестующий человек»

Таблица 2 . «Ваш идеал – существующий человек»

Иисус Христос, основоположник христианства – 97%

Мать Тереза, основательница «Ордена милосердия» - 78%

Медведев Д.А., президент России – 59%

Путин В.В., премьер-министр, экс-президент России – 59%

Пушкин А.С., русский поэт 19 века, «золотого века русской поэзии» - 47%

Ломоносов М.В., ученый и поэт, «наш первый русский университет» - 44%

Леонардо да Винчи, художник и ученый, «титан эпохи Возрождения» - 34%

Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft» - 33%

Сахаров А.Д., академик, физик-ядерщик, создатель водородной бомбы – 29%

Михалков Н.С., русский кинорежиссер, глава «Союза кинематографистов России» - 22%

Солженицын А.И., советский писатель диссидент – 21%

Хаматова Чулпан, русская актриса кино и театра, основатель благотвлорительного фонда «Подари жизнь» - 18%

Познер В.В., телеведущий, социолог – 16 %

Сам Человек – 10 %

Заключение.

Каждый исторический период формирует свое представление об идеале человека, который прославлялся в литературных памятниках. Идеал - это то необъяснимое, завораживающее понятие, которое не имеет стереотипа, точного определения.

Изучив содержание древнерусских текстов различных жанров, я пришла к выводу, что русский национальный идеал складывается из вполне определенных признаков , характерных типологических черт , к которым можно отнести следующие:

  • Беззаветная любовь к Родине,
  • Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности,
  • Духовная красота,
  • Праведничество, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.),
  • Склонность к самоанализу,
  • Стремление к самосовершенствованию,
  • Способность к созиданию и творчеству,
  • Честность и верность,
  • Сила и храбрость,
  • Ум и смекалка,
  • Доброта и милосердие,
  • Трудолюбие и усердие,
  • Мудрость и терпение.

Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие:

Чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),

Внутренняя гармония и красота (65%),

Миролюбие, милосердие, доброта (63%),

Честность и верность (60%),

Способность к творчеству (57%),

Мудрость(55%),

Образованность (54%),

Здоровый образ жизни (50%),

Умение добиваться намеченной цели (38%),

Социальная активность (34%),

Предприимчивость (28%).

Из вышеизложенных данных опроса становится очевидным то обстоятельство, что идеал современного человека по большинству параметров тождественен идеалу человека, представленному в древнерусской литературе. К новообразованиям современного идеала следует отнести умение добиваться намеченной цели, социальную активность, предприимчивость , что вполне соответствует запросам современного общества. В целом же, понятие «идеал человека» остается вне времени, постоянной единицей с «набором» лучших качеств национального характера русского человека.

По данным анкетирования старшеклассников можно выделить 3 уровня сформированности позиции, отражающей стремление к идеалу современного молодого человека: низший уровень, когда человек всего лишь хочет казаться, а не быть (тот самый «приспособленческий идеал»), высокий уровень, когда старшеклассники действительно ощущают потребность быть лучше, «идеальнее», и наивысшее проявление этого стремления – сделать МИР ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ, КРАСИВЕЕ.

Разброс мнений учеников 9-11 классов МСОШ № 40 по вопросу о том, кто из реально существующих (существовавших) людей может считаться идеалом, лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться, что, безусловно, заложено в самой человеческой природе. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек. Потому что, как утверждал Т.Карлейль: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить свой идеал.»

Список использованной литературы.

  1. Русская литература, учебник-практикум,9 класс, изд. Мнемозина,1999.
  2. История русской литературы X- XVII веков, Д.С.Лихачёв, Москва «Просвещение», 1980.
  3. «Человек в литературе Древней Руси», Д.С. Лихачёв, изд.2-е М., 1970.
  4. Пословицы русского народа. В.И.Даль. Москва, «ННН»,1994.
  5. «Поэтика древнерусской литературы», Д.С.Лихачёв, изд. «Наука»,1979.
  6. «Древнерусская литература», Е. Рогачевская, изд. «Школа-пресс», 1996.
  7. Русская литература, Энциклопедия для детей Аванта +, Москва «Аванта +», 1998.
  8. Храбрые русичи. Сборник. Е.И.Осетров, Московский рабочий,1986.

Как я себя представляю людей древней Руси? Казалось бы простой вопрос. А если задуматься? Как мог выглядеть русский человек несколько веков назад? О чем он думал? Где жил? Как одевался? Ответ на эти вопросы нам могут дать ученые-историки, которые уже давно занимаются изучением быта древних народов населявших дикую Русь. И все же, как выглядели славяне? Мое воображение рисует березовый лес, на опушке стоит стройная девушка с длинной русой косой и в белом сарафане. Или вот другая картина. Деревня на берегу реки, дым медленно выползает из глиняных труб и устремляется ввысь к белым облакам. У одного из домов на крыльце сидит старик, его волосы уже давно стали белыми как снег, а руки загрубели от тяжелой работы. Старик плетет рыбатскую сеть. Время от времени он поднимает глаза и устремляет свой взор к водной глади. У ворот люди встречают вернувшихся с добычей охотников, все они высокие и стройные, русоволосые и с голубыми глазами. Почему у всех русичей светлые волосы? Наверное, потому, что слово «Русь» ассоциируется у меня со словом «русый». Первые русичи были русоволосыми, поэтому их так и назвали, а место где они жили называли Русью. Русь – это бескрайние поля, широкие реки и красивые березовые леса. Русь – это свобода. Вы когда-нибудь выходили в поле, чтобы послушать шелест ветра в траве, чтобы увидеть линию горизонта…. Только тогда можно почувствовать все величие нашей Родины. Ведь можно взять географическую карту и узнать, что наша страна действительно большая, но только в поле можно это понять: куда ни глянь, везде одна трава, колышущаяся на ветру, да бесконечное синее небо, которое, там вдалеке, у самой линии горизонта, касается земли. На этой земле могли жить только сильные люди с русыми волосами и голубыми, словно небо, глазами. Все остальные народы: печенеги, половцы, татары, представляются мне маленькими и сгорбленными и страшными. Такими, кстати, их рисуют и авторы мультфильмов про русских богатырей. Вот представьте, идет на Русь войско половцев. Горят поля с пшеницей и мирные села. Князь со своей дружиной спешит на встречу врагу. Битва. Русич, в сверкающей в лучах солнца, кольчуге закрывается алым щитом в виде дождевой капли (или слезы) от града стрел, а мечом своим он разит врагов земли русской. Вспомните, сколько войн пережила наша земля. Пролилась не одна алая река, чтобы на Руси наконец-то установился мир. Да и то, надолго ли? Половцы, печенеги, рыцари тевтонского ордена, татары, шведы, фашисты с автоматами…. Да мало ли врагов топтало нашу землю? Но ни у одного из них не получилось завоевать Русь. А все почему? Да потому что русский человек любит свою свободу. Это у нас в крови. Потому что наши предки не жили в маленьких квартирках в больших городах. Они жили на природе и видели ее красоту. Каждый день, каждый час, каждую секунду они чувствовали восторг, который испытывает современный городской житель оказавшись первый раз в бескрайнем поле или в лесу, когда рядом нет ни машин, ни домов-громадин ни прочих благ цивилизации. Только тогда человек понимает, что все, что в его жизни было до этого - было не важно, и в мире есть только небо, ветер, играющий в траве или листве деревьев, крики птиц и белые облака, плывущие у нас над головой по голубому небосводу. И вот когда мы это поймем, мы сможем понять тех людей, которые гордо называли себя русичами и которых не смог победить ни один другой народ.

P.S. Вы прочитали школьное сочинение, которое я написал за моего младшего брата.

Конспект урока по теме: Люди Древней Руси.

Борис Зайцев « Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель: Л.Л.Телегина

Цель урока: - Дать учащимся представления о людях древней Руси, их

идеалах и стремлениях;

Познакомить с историческим очерком Б.Зайцева

« Преподобный Сергий Радонежский », с личностью Пр.

Сергия Радонежского.

Воспитать у уч-ся патриотические чувства любви и

уважения к историческому прошлому своего Отечества,

своего народа.

Оборудование:

    Картины: В.Васнецова « Богатыри », М. Врубеля « Микула Селянинович », П. Корина « Александр Невский », И. Глазунова « Дмитрий Донской », А. Бубнова «Утро на Куликовом поле » и др.

    Грамзапись: из оперы Н. Римского – Корсакова « Снегурочка »,

из оперы А. П. Бородина « Князь Игорь ».

Ход урока:

    Вступительное слово учителя.

Ребята, в 5 – 7 кл. вы уже познакомились с произведениями фольклора и древнерусской литературы. Вы знаете былины, сказки, а в 8 кл. познакомились с историческими и лирическими песнями. Вспомните, пожалуйста, какие же былины, сказки вам известны, какими вы представляете себе героев этих устных народных жанров.

Так какими же вам на основании прочитанного, увиденного и услышанного – представляются люди Древней Руси, их идеалы и стремления?

Обобщение учителя:

Да, ребята люди Древней Руси - это люди, горячо любящие свою Родину, свое Отечество. Это трудолюбивые люди: хлебопашцы, земледельцы. Это воины доблестные, защищавшие свое Отечество от иноземных захватчиков.

(Например: Дмитрий Донской, Александр Невский и др.)

А были на Руси еще особые люди, жившие по – иному, не по-мирски. Это иноки, монахи, проводившие свою жизнь в молитве, посте, уединении. Они молились Богу за всю святую Русь, за весь народ русский. Кто-то жил в лесу, спасая свою душу, но к таким отшельникам постепенно присоединялись др. люди (монахи, братья). Так основывался монастырь – место, где живут и несут свои молитвенные труды, послушания монахи. В нашей стране много монастырей, но особо почитаемые 4 Лавры (Лавра – греч.: уединенное место, большой монастырь).

1.Киево-Печерская Лавра

2.Троице- Сергиева Лавра (под Москвой, г. Сергиев Посад)

3.Александро-Невская Лавра (в г. Санкт-Петербурге)

4. Почаево-Успенская Лавра (в г. Кременце на Украине)

(Обращение к книгам на выставке)

    Слово учителя о Преподобном Сергии Радонежском.

- Широко на Руси славится имя Преподобного Сергия Радонежского.

Наши прапрадеды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника.

Преп. Сергий Радонежский является основателем величайшей святыни нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавры. В ней когда-то получил благословение на Куликовскую битву Святой благоверный князь Дмитрий Донской (показать портрет) от самого Преп. Сергия Радонежского и одержал победу. В ней, Троице-Сергиевой Лавре, писал свои знаменитые иконы Андрей Рублев (показать репродукцию картины А.Рублева « Троица »), она и поныне притягивает к себе тысячи паломников, как нашего православного Отечества, так и из-за рубежа и является обительно Патриарха в наши дни.

Так как же Троице-Сергиева Лавра стала такой святыней, почитаемой всем православным миром?

    Постановка проблемных вопросов урока.

Каково значение личности Пр. Сергия Радонежского?

Почему Преп. Сергия называют Святым?

Чему учит нас жизнь Преп. Сергия?

Какие качества Пр. Сергия Радонежского мы можем взять себе на вооружение?

    Беседа:

- Как наз. произведения, в которых рассказывается о людях, прославившихся подвигами самопожертвования и веры и которых церковь причисляет к ликусвятых? (жития святых)

Кто впервые составил житие Пр. Сергия Радонежского? (Епифаний Премудрый. Написано оно очень давно: примерно 600 лет назад. Епифаний Премудрый жил в монастыре Пр. Сергия и знал его лично.)

Сейчас вы услышите аудиозапись, основанную на фактах из жития Пр. Сергия, сост. Епифанием Премудрым.

В ходе прослушивания вы должны будете обратить внимание и дать ответ на следующие вопросы:

- В какое время жил Преподобный Сергий?

- Какой эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского вам особенно запомнился?

- Что вызывает у вас удивление, восхищение, недоумение в личности Пр. Сергия?

- В чем вы бы хотели быть на него похожим?

    Лексическая работа.

Пустынник - житель пустыни.

Обитель - место, где живут монахи.

Братья – монахи в монастырях.

Отрок – мальчик.

Чадо – ребенок.

Скорбит – грустит.

Вкушение – то, когда едят.

Игумен – главный в монастыре.

Преподобные - праведные люди, удалявшиеся от мирской жизни в обществе и угодили Богу, прибывая в посте и молитве, живя в пустынях и монастырях.

    Прослушивание аудиозаписи с эпизодами из жизни Пр. Сергия.

    Беседе после прослушивания.

Из какой семьи выходец Пр. Сергий Радонежский?

Как звали от рождения до пострига в монахи? (Варфоломеем)

Как звали родителей Пр. Сергия? (Мария и Кирилл)

Каковы занятия Сергия – монаха? (Варил обед, шил одежду, обувь и т.п.)

Что явилось началом Троице – Сергиевой Лавры? (Крошечная деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, построенная Пр. Сергием)

    Чтение истории из очерка Б.Зайцева.

    Беседа после прочитанного очерка Б.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский »

- Что рассказывал о детстве Пр. Сергия Борис Зайцев в очерке?

- Как об этом говорится в тексте? Найдите и зачитайте.

- Как вы думаете, почему Варфоломею «наука не давалась»?

И вот Сергий вместе с братом Стефаном построили церковь во имя Святой Троицы.

Какие испытания, искушения приходилось претерпевать ПР. Сергию и его брату Стефану? Почему же Стефан покидает брата?

(Не выдержав тяжелой жизни)

-Чем отличается монашеская жизнь от нашей, мирской жизни?

(Случай, когда 3 дня поголодав, он пошел строить сени в келлии Даниила и получил за работу « решето с кусками гнилого хлеба »)

- На какую битву благословил Пр. Сергий Дмитрия Донского ?

(На Куликовскую битву.)

Расскажите об этом. (Сообщение уч-ся о Куликовской битве.)

    Работа с портретом.

Обратимся к портрету Пр. Сергия.

Глаза внимательны;

Взгляд добрый и кроткий;

Руки: правая рука благословляет, а в левой держит свиток, наверное, в знак благословения на учение, на учебный труд.

    Обратимся к картине Нестерова « Видение отроку Варфоломею ».

- Кто изображен на картине?

- Что можно сказать о пейзаже

- Зачитаем в статье ученика « Языком живописи » о том, какую роль играет пейзаж в выражении сущности русского характера.

    Ответы на проблемный вопрос урока.

(Вопросы проблемные читаются)

    Подведение итогов урока.

    Домашнее задание – дифференцированное.

I уровень «3» - приготовить пересказ понравившегося эпизода из истории очерка Б.Зайцева « Пр. Сергий Радонежский ». Сделать иллюстрацию, рисунок в тетрадь.

II уровень «4» - Вы получаете задание: На карточках написаны 3 народные пословицы. Вам надо привести пример из жизни Пр. Сергия, иллюстрирующий эту пословицу:

    « Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает »

    « Жить – Богу служить »

    « Умный смиряется, глупый надувается »

(Для этого надо хорошо знать очерк)

III уровень «5» - Письменно ответить на вопрос: Что общего и в чем различие двух произведений - Епифания Премудрого «Житие Пр. Сергия Радонежского» и очерка Б.Зайцева « Пр. Сергия Радонежский».

Составить план очерка.

(примерный план:

Родители

Рождение

Встреча с иконном

Служение Богу)

Борис Зайцев

«Преподобный Сергий Радонежский»

Вставьте пропущенные слова в высказывания Преподобного Сергия:

Желание игуменства есть начало и корень………….

Лучше учиться, нежели………….

Лучше повиноваться, нежели………….

Я не беру платы прежде………….

Викторина по древнерусской литературе:

    Кто составил житие Сергия Радонежского?

    Назовите первое автобиографическое произведение русской литературы.

    Как имя Сергия Радонежского связано с Куликовской битвой?

    Кому Преподобный Сергий сказал: « Его ждет гибель. А тебя помощь, милость, слава Господа »? Кого ждет гибель, кого - слава?

    Как звали двух монахов – схимников, которых Преподобный Сергий дал помощниками князю Дмитрию?

    Назовите четыре прославленные Лавры и их местонахождения.

    О ком М Горький писал: « Язык, а также стиль … его остается непревзойденным образцом пламенной и страстной речи бойца »? ………….

    Напишите значения церковных слов.

черноризец………….

пресвитер………….

просфора………….конспект урока по православной культуре в... Тема урока : Собор святой Софии –жемчужина Киевской Руси . Для работы на уроке ... этом есть информация в древнейшем документе - летописи « ... . Безжалостное время и люди не пощадили собор. ...

  • Конспект урока по русскому языку в 6 классе Употребление числительных в художественном тексте

    Конспект

    67 school_6_reutov@ План-конспект урока по русскому языку в 6 ... глубокой древности люди приписывали числам особые... чисел в Древней Руси .) – Каким современным числительным соответствуют древние легион и... Подведение итогов урока , выводы по теме . VI. Задание...

  • Конспект урока по кулинарии в 6 Аклассе Муниципальной средней

    Урок

    Семинар на тему «Использование ИКТ на уроках технологии») План – конспект урока по кулинарии... . Еще в Древнем Риме признавали связь... – Лера Б. 4. Свечи и цветы – Люда К. 5. Этикет – Валя Т. !!! После... 15. Как на Руси называлась разливательная ложка...

  • Конспект урока русского языка. Тема: Виды грамматического разбора. Повторение

    Конспект

    ... (описание событий по годам, а год в Древней Руси называли летом). ... учебнике о князьях. Конспект открытого урока по математике в 1 «А» классе Тема : Прибавление однозначного числа... в природе и труде людей , осуществлять межпредметные связи (рисование...

  • Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна.

    «Киевской Руси» не было

    Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо. При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

    «Из варяг» куда угодно

    Путь «Из варяг в греки» по Днепру не был самостоятельной торговой артерией. Скорее это собирательное название сухопутных, речных и морских путей между Балтикой и Византией. Об этом говорит малое количество византийских монет и крупные клады арабских. На важном отрезке пути вообще не найдено кладов монет. Трудностями пути по Днепру были сложность волоков и порожистость (летом и осенью пороги были непроходимы). Хотя Днепр и играл важную роль, такие реки как Припять, Неман и Западная Двина ничуть не меньше служили связью с Европой и Скандинавией. Таким же разветвленным был и путь «из немец в хозары».

    Стены древних храмов скрывали органы


    В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била». После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе.

    Полочане – «родственники» поляков

    Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада. Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян.

    Князья имели восточную внешность

    Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами. Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

    Не по-русски, а по-псковски

    Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские. Известные параллели: кьркы- «церковь», хѣде - «седой». Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком как современный русский. Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт.

    «Ненародные» вече были нормой


    Вече не всегда были подлинно народными сходами, как красиво гласят летописи. Множество несвободных людей не обладали никакими правами. Часто вече собирало лишь самых влиятельных и богатых людей. В то же время любое многолюдное собрание свободных людей могло называться вече, вот только понятие «свободы» в IX-X вв. было еще довольно туманным: люди полностью зависели от феодалов. Поэтому даже вечевые площади вмещали только ограниченное количество «лучших» людей.

    Русины никогда не жили на Руси

    Судьба восточнославянского народа русинов сложилась очень странно. Русинами в старых договорах и летописях обычно называли жителей Руси. Но карпатский народ русин никогда живет куда западнее границ Руси, если можно было говорить о границах в ту далекую эпоху. По одной версии русинами прозвали этих людей из-за схожего с русскими наречиями языка венгры, румыны или поляки; по другой же название принесли мигрировавшие на запад тиверцы и уличи, побывав под властью Киева.

    «Белые пятна» на самом видном месте

    Мы почти ничего не знаем о первых Рюриковичах. События, описываемые в «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов и поздних летописей скудны и неоднозначны. Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского "варяга" Аскольда. И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

    «Столица» была пограничной крепостью

    Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины. Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

    Русь – государство работорговли

    Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках. Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли. Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

    В Киеве «наследили» хазары

    Во времена власти хазар (IX-X вв.) помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами. Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

    Киев – Третий Рим

    Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке

    Русские крепости старше Руси

    Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.

    Кириллицу почти не использовали

    Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей». Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана. Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

    Древнерусская вселенная


    Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание "-о" встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным. Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

    Наследник Великой Моравии

    С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.

    Без алкоголя и сахара

    Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.

    Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.

    Две «Болгарии» на службе у Руси

    Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет. Первая страна попрощалась с "булгарским" прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного.

    В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях. Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей. Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию.

    Забытые «мегаполисы» Руси

    Киев и Новгород были не единственными крупными городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска. Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа.

    «Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только

    Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

    Славяне вне границ

    Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону. Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен. По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов. Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ».

    И пираты, и кочевники

    Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.

    Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.