Буква кириллицы не имеет числового значения. Как читать года, написанные славянскими буками. Буквы «круглой глаголицы» и их значение

Банда, за которой в известном телефильме охотились Жеглов и Шарапов, стала чуть ли не символом послевоенной преступности. Да и вообще это словосочетание стало в России нарицательным. А было ли в те времена какая-либо реальная банда с таким названием? Была - и не одна. Эти группировки весьма отличались друг от друга. И каждая заслуживает отдельного рассказа...

Расцвела бурным цветом малина

Начнем с той самой, о которой ходили легенды. Надо сказать, эта преступная группировка того вполне заслуживала. Эта «Черная кошка» не походила на то, что мы видели в фильме. Она была куда круче. Хотя бы потому, что представляла из себя редчайшее по тем временам явление. Задолго до «тамбовских», «казанских» и прочих «солнцевских» в Советском Союзе существовала настоящая организованная преступная группировка со всеми присущими этим милым структурам атрибутами.

Истоки ее точно неизвестны. Судя по отрывочным данным, группировка возникла в последние годы перед войной, вобрав в себя как мелкие шайки, так и отдельных романтиков с большой дороги. Необычен был и ее состав. «Черную кошку» в основном, составляли представители нового, молодого да раннего поколения преступников. Средний возраст бандитов составлял 25 лет. Подавляющее большинство лидеров не имели никакого отношения к криминалу, а уж тем более - судимостей. Мало того - многие из них имели высшее или незаконченное высшее образование. А ведь те времена представители уголовного мира обычно не отличались излишней образованностью. По некоторым сведениям, не последнюю роль сыграли в ее создании дети белых офицеров. Из тех, кто всю жизнь прикидывался пролетариями, но в душе копили ненависть к «хамской власти».

По-настоящему новая преступная структура проявила себя во время войны. Надо честно признаться, что и те времена не все молодые люди стремились защищать Родину. Находились и те, кто любыми способами стремился убраться подальше от фронта. «Закосить» в военное время было очень непросто. И дезертиры выбирали преступный мир…

К середине войны «Черная кошка» представляла из себя весьма хорошо организованную структуру. Ее филиалы действовали в нескольких городах. Сфера деятельности «кошатников» была очень широка: от ограблений баков до шулерства и подделки продовольственных карточек. Различные «звенья» были относительно автономны, однако имелось общее руководство, общак и, что самое главное - разветвленная инфраструктура. К примеру, банда имела в своем составе опытных гравильщиков, способных изготавливать практически любые печати и штампы. Имелись специалисты по «рисованию» фальшивых документов и даже высококвалифицированные медики, способные оказать достаточно серьезную помощь пострадавшим бандитам. Чаще всего «кошатники» прикрывались липовыми студенческими билетами. (Студенты многих вузов во время войны получали отсрочку от призыва.) Так было легче перемещаться по стране, обходя весьма серьезный тогдашний паспортный контроль.

Видимо, молодость многих преступников привела к тому, что они, куражась, оставляли на стенах обворованных магазинов рисунок черной кошки. Символ уголовнички позаимствовали из двадцатых годов - от тогдашних беспризорников. Именно этот фирменный знак способствовал появлению многочисленных слухов в народе. Другие банды такими понтами не баловались.

Однако самой доходной статьей бандитов являлись не кражи и грабежи, а хищения. Принцип был простой. По поддельным документам с продуктовых получались товары. Затем их благополучно перегоняли в другие города, где продавали на черном рынке. При тогдашней карточной системе это было золотым дном. Полученные деньги тут же обращали в золото и драгоценные камни.

Была ли «Черная кошка» и в самом деле настолько неуловима, как о ней рассказывала народная молва? Трудно сказать. Несомненно, кто-то время от времени и попадался. Но тогдашние следователи не имели опыта работы с ОПГ. Да и по законам военного времени с криминалитетом долго не церемонились. При задержании стреляли на поражение. А уж отслеживать всю цепочку связей банды было некогда. Главари так оставались в тени. Но по оценкам милиционеров, занимавшихся подвигами бандитов, работали они спокойно и методично.

Роковое пальто

Расцвет деятельности группировки пришелся на 1945 год. Именно тогда о ней широко заговорили. Однако к этому времени милиция начала охоту на бандитов. Руководство «Черной кошки» решило безопасности ради откочевать подальше на восток. Временно же группировка избрала своим центром Казань. Это город, сам по себе немаленький, был переполнен эвакуированными предприятиями и их работниками. Было где затеряться, имелось и обширное поле деятельности. Волна краж, ограблений и убийств захлестнула город. Одним из самых грандиозных дел было похищение со Казанского спиртзавода пяти тонн продукции. «Кошатники» в военной форме подкатили среди бела дня к заводу, предъявили поддельные документы, погрузили товар на «студебеккер» - и поминай, как звали! Никаких следов похищенного так и не обнаружили.

Преступников, как это часто бывает, подвели уверенность в безнаказанности и жадность. В конце марта на заводской окраине Казани был выстрелом в голову убит студент авиатехнического института. Парня сгубило новое хорошее пальто. По тем временам лютого промтоварного дефицита оно являлось немалой ценностью.

Случай для тогдашней Казани не редкий, и скорее всего, стал бы очередным «глухарем». Но операм помог случай. Две недели спустя сестра убитого прогуливалась по «Сорочке» - громадной казанской барахолке. И вдруг заметила женщину, продающую знакомое пальто…

Она побежала в милицию. Опера «пропасли» продавщицу и выяснили, что у нее квартируют трое молодых людей, представившихся студентами. По словам хозяйки, молодые люди вели себя исключительно вежливо и вообще производили очень приятное впечатление. Ей в голову даже придти не могло, что такие могут быть бандитами. Эти-то квартиранты время от времени просили хозяйку реализовать верхнюю одежду.

Дальше все было делом техники. «Студентов» повязали и начали «колоть». По свидетельству участвующего в допросах милиционера Гринькова, делом это оказалось нелегким, но в результате опера узнали куда больше, чем рассчитывали. Один из арестованных признался, что является телохранителем пахана «Черной кошки», поведал о многих подвигах братвы, назвал адреса и явки… На следующую ночь по Казани прокатились облавы. Всего было арестовано более шестидесяти человек. И это были еще далеко не все. Кое-кто успел вовремя смыться. На следствии и выяснилась обширная география деятельности банды, ее размах… Суд, кстати, был открытый, он длился целый месяц и проходил в Доме культуры Свердловского района. В результате 12 человек получили высшую меру, да и остальным мало не показалось.

В том же году в Москве был ликвидирован тамошний филиал «Черной кошки». Впрочем, возможно, это была и отколовшаяся структура. Или даже вообще другая организация. Тогда милиционеры в такие тонкости особо не вникали. Попались бандиты случайно. Женщина у которой главарь снимал комнату, обратила внимание, что ее квартирант почему-то носит форму различных родов войск, да и количество звездочек на погонах регулярно меняется. Хозяйка обратилась куда надо. В результате была задержана компания любителей настенной криминальной живописи, специализирующаяся на магазинных кражах. Трупов за ними не было, но тогда расстреливали и за подобные делишки…

Вообще-то, многое в деле казанской «Черной кошки» так и осталось непонятным. Например, никто не поинтересовался, откуда у достаточно молодых людей столь выдающиеся организационные криминальные способности? Откуда вообще, как черт из табакерки, выскочила эта «Черная кошка»? Все вопросы так и остались без ответа. В те времена как-то не принято было признавать, что в СССР вообще возможна организованная преступность.

Наследники Мишки Япончика

Другая, возможно, не менее известная «кошка» действовала в Одессе-маме. Если во время и сразу после войны по стране наблюдался мощный всплеск преступности, то в Одессе он был просто аховый. Кажется, повторились времена Мишки Япончика. Такие уж в городе традиции. Кроме того, после фашистской оккупации в городе осталось множество людей, которые сотрудничали с оккупантами - и теперь идти куда-то, кроме бандитов, было некуда.

Группировку, носившую имя «Черная кошка», возглавлял ее матерый головорез Николай Марущак, а в ее состав входило 19 человек с богатым криминальным прошлым. Это были настоящие отморозки, буквально терроризировавшие город. За короткий срок они совершили около двадцати убийств, включая нескольких работников госбезопасности и офицеров. Официально считалось, что их убивали ради формы и документов, но возможно имелись и другие причины. Есть сведения, что Марушак и его помощник, Федор Кузнецов по кличке Когут во время оккупации имели очень тесные контакты с гестапо.

Поймать бандитов было непросто. Марущак, коренной одессит, великолепно знал катакомбы, в которых и скрывалась ватага. Бандиты вылезали из пещер, налетали среди бела дня на магазины и сберкассы, а потом скрывались в извилистых подземных ходах.

Попались они опять же - на продаже краденого. Во время облавы на Привозе был схвачен один из членов банды, которого опознал бывший полицай, арестованный за свое сотрудничество с немцами. В результате удалось выйти на убежище остальных.

Штурм пещеры напоминал настоящий бой. При задержании с обеих сторон применялось автоматическое оружие. Живыми преступников брать и не пытались, за исключением Марущака. Однако тяжело раненый главарь покончил с собой, раскусив ампулу с ядом. Согласитесь, что для простого уголовника это как-то уж слишком круто. Такой финал напоминает уже не уголовные, а шпионские игры.

«Черные кошки» попадались и в других городах, в частности в Саратове, Новосибирске и Алма-Ате. Но это были довольно заурядные по тем временам банды. Тут, скорее всего, роль играла именно «кошачья легенда». На волне панических Сухов многие уголовники разного калибра пытались примазаться к славе знаменитых коллег. Так, к примеру, 1 декабря 1945 года под Москвой некий Грибков ограбил и пытался изнасиловать женщину. Кроме ножа, он запугивал ее своим членством в «Черной кошке», где о нем и не слыхали. Спустя неделю в городе Люблино четверо грабителей вломились в квартиру и, угрожая пистолетом, вынесли все ценное, также представившись «кошатниками». И подобные случаи насчитывались десятками.

Черные котята

Раскрутка народной молвой бандитского бренда привела к тому, что пользоваться им стали все кому не лень, включая малолетних придурков, увлеченных блатной романтикой. В декабре 1945 года в славном городе Люберцы в квартиру продавщицы продовольственного магазина Чернышевой вломились четверо личностей в масках. Они направили на хозяйку наган и заявили: «Тихо, дура. Закричишь - шлепну. У нас со жлобами разговор короткий - мы из банды “Черная кошка”. Будешь хорошей - много не возьмем. Только то, что наворовала. Бог делиться наказывал». Грабителей взяли довольно быстро. Ими оказались четверо местных пэтеушников, на счету которых имелось еще несколько подобных налетов.

В том же месяце в одной из взломанных и обчищенных московских квартир нашли записку «Взяла Черная кошка». Преступниками оказались и вовсе школьники, как и в истории с листом бумаги, появившимся в том же декабре на дверях одного из подъездов дома по 2-й Извозной улице. «Объявляю, что при налете на какую-нибудь квартиру, жители этой квартиры не должны сопротивляться, иначе будут приняты меры», - строго предупреждали авторы записки. Дальше шли номера квартир, кончалось все приписками: «Кто посягнет на жизнь моих товарищей, тот умрет», «до 12 часов вещи ваши, а после 12 - наши», и «Ждите, стерегите и дрожите». Авторами оказались трое семиклассников.

Или вот еще один перл: «Здравствуйте, хозяева дома!

Я предводительница отряда “Черная Кошка” предлагаю Вам положить 3 тыс. руб. под крыльцо 58 магазина по Б. Мытищинск. ул. Если Вы осмелитесь донести будете убиты. Остерегайтесь. Панику не поднимать».

Таких записок, за которыми, как правило не стояло ничего, кроме «хулиганских побуждений», по стране в конце 1945 года появлялось множество. Угрожали даже знаменитому диктору Юрию Левитану.

Беда была в том, что угрозы все равно проверялись - на что приходилось отвлекать силы и тратить время. Поэтому, поймав очередных «котят», опера воспитывали их доступными средствами. Так, к примеру, повязав группу сопливых «бандитов», действовавших в Пушкине, что под Ленинградом, милиционеры сняли ремни и на славу выпороли поганцев.

02.04.2013 - 14:21

Бедные черные коты! На протяжении веков в чем только не обвиняли несчастных «ночных» мурлык! В первую очередь их образ связывали с нечистой силой, потусторонним миром и колдуньями. Считалось, что если ведьме надо проникнуть в дом, чтобы разузнать что-нибудь, то она принимает облик черного кота. Другой вариант: ведьмы посылают котов, которые живут у них в услужении, к своим соседям с различными нехорошими поручениями.

Лекарство из черного кота

Но и в том и в другом случае жестоко страдали в первую очередь коты, а уже потом (и то, далеко не всегда) их хозяйки. Котов ловили, судили и частенько приговаривали к казни.

Особенно много таких процессов проходило в средневековой Европе в четверг на масленичной неделе и на Пасху. У несчастных бессловесных подсудимых не было даже возможности оправдаться, заявив, что они стали чьим-то слепым орудием и к темным силам никакого отношения не имеют.

С откровенным цинизмом относились к черным котам в Средние века представители такой гуманной, казалось бы, профессии как врач. Во времена отсутствия антибиотиков и пенициллина, черный кот совершенно беспричинно использовался как лекарство. Мы не будем перечислять кошмарные рецепты, составляющими которых являлись несчастные животные. Озвучим только один, самый гуманный: чтобы изгнать всякую болезнь надо облить кота водой, в которой мыли больного, и выгнать его (кота, а не больного) прочь из дома.

Жаль, что в те времена не велось амбулаторных карт, где записывались бы истории болезней. Наверняка по уровню смертности пациентов, чьи лекари практиковали «кошачьи» снадобья, сразу стало бы ясно, что подобное лечение – сплошной обман, надувательство и бессмысленное истребление несчастных мышеловов.

Как это ни печально, но, скажем, в Италии, несмотря на Ватикан и личное присутствие Папы римского, так же обстоит дело и сегодня. По данным итальянской ассоциации по защите окружающей среды и животных здесь ежегодно пропадает около 60 тысяч черных котов.

Разумеется, никто не сжигает их публично на площадях за колдовство, и не изготавливает из них псевдолекарственных снадобий (хотя это – под вопросом), но они становятся либо жертвами различных колдовских ритуалов, либо объектами слепой ненависти особо суеверных граждан. А потому итальянские защитники животных несколько лет назад выступили с инициативой ежегодно проводить национальный день защиты этих животных. Для проведения акции выбрано 17 ноября. Число 17 в Италии тоже связано со многими суевериями, так что выбор даты не случаен. Для итальянцев 17-е, это хуже чем пятница, 13-е. Так что день защиты черных котов – двойной удар по суевериям.

Кот самурая

К счастью далеко не везде так плохо черным котам, как в Италии. В Англии, скажем, существует поговорка: «В доме черный кот – в любви дочкам повезет». Заметим, что про белую кошку жители туманного Альбиона так не говорят и вообще относятся к белым и разноцветным котам с подозрением.

В Греции черный кот считается лучшим защитником дома от воров. В Японии при совершении коммерческой сделки торговцы внимательно наблюдают за черным котом (если, конечно, тот обретается поблизости). Потому что доблестные самураи уверены: если кот вдруг проведет левой лапой по уху – сделка окажется удачной для обеих сторон.

В Америке появившегося на крыльце дома кота считается просто необходимым накормить и обогреть. В Шотландии кормить кота на крыльце необязательно, но если он там, на крыльце обнаруживался, то это считалось доброй приметой, сулившей богатство дому.

Во Франции, подчиненные, если хотели выразить свои искренние чувства (или просто подлизаться) к руководству – дарили начальнику черного кота. Такой подарок считался знаком уважения и почитания.

Так что не все так плохо для черных котов. Вот только из Италии им лучше эмигрировать в более лояльные страны, но все-таки не в США. В этой стране, где широко отмечается Хэллоуин, специальные службы даже предупреждают владельцев котов черного окраса, что не стоит выпускать своих питомцев на улицу в ночь с 31 октября на 1 ноября. Мало ли что придет в голову накачавшимся алкоголем любителям этого довольно таки сатанинского праздника?

Почему черные коты именно черные, мы рассказывать не будем – это вопрос генетики. А вот то, что коты такой раскраски более устойчивы к инфекционным болезням, философски спокойны, неагрессивны, успешнее выживают в мегаполисах и более лихо истребляют мышей и крыс, чем их разноцветные собратья, это – факт. Кстати, по этим и по многим другим причинам черные коты всегда приветствовались на флоте любой страны.

Другое дело, что найти безупречно черного котяру не так-то легко. Хоть одно, маленькое беленькое пятнышко, где-нибудь, да и обнаружится.

  • 2523 просмотра

Статья, посвящённая тайне славянской азбуки предлагает вам окунуться в мир наших предков и познакомится с заложенным в азбуку посланием. Ваше отношение к древнему посланию может быть неоднозначным, однако можно с уверенностью утверждать - после прочтения статьи вы взглянете на азбуку другими глазами.


Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова.

В 1574-м году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. В Львове появилась первая печатная «Азбука», которую увидел Иван Фёдоров - человек, напечатавший её.

Структура азбуки

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.

Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст.

Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Букварная истина, высшая часть азбуки

Азъ - это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я . Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ , который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная, часть, расположенная в начале и часть, которая находится в конце. Кроме того не стоит забывать о том, что Азъ имеет числовое значение, которое выражается цифрой 1. У древних славян цифра 1 была началом всего прекрасного. Сегодня, изучая славянскую нумерологию, можно сказать, что славяне, как и другие народы, разделяли все числа на чет и нечет. При этом нечётные числа были воплощением всего положительного, доброго и светлого. В свою очередь чётные числа представляли тьму и зло. При этом единица считалась началом всех начал и очень почиталась славянскими племенами. С точки рения эротической нумерологии считается, что 1 представляет собой фаллический символ, с которого начинается продолжение рода. У этого числа есть несколько синонимов: 1 - это единица, 1 - это один, 1 - раз.

Буки (Букы) - вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ . Буки - значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. Например, «боуди» обозначает «пусть будет», а «боудоущий», как вы, наверное, уже догадались, обозначает «будущий, предстоящий». В этом слове наши предки выражали будущее как неизбежность, которая могла быть, как хорошей и радужной, так мрачной и ужасной. До сих пор доподлинно неизвестно, почему Букам Константин не дал числового значения, однако многие ученые предполагают, что это связано с двойственностью этой буквы. Ведь по большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.

Веди - интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание - как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ , Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием. Не менее важна и числовая нагрузка этой буквы. Ведь 2 - двойка, два, пара были не просто числами у славян, они принимали активное участие в магических ритуалах и вообще были символами двойственности всего земного и небесного. Число 2 у славян обозначало единение неба и земли, двойственность человеческой натуры, добро и зло и т.д. Одним словом двойка была символом противоборства двух сторон, небесного и земного равновесия. Причем стоит отметить, что славяне считали двойку дьявольским числом и приписывали ему массу негативных свойств, считая, что именно двойка открывает числовой ряд отрицательных чисел, которые несут человеку смерть. Именно поэтому рождение близнецов в старославянских семьях считалось плохим знаком, которые несли роду болезни и несчастья. Кроме того у славян дурным знаком считалось вдвоем качать колыбель, двум людям утираться одним полотенцем и вообще совершать вдвоем какое-либо действие. Несмотря на такое отрицательное отношение к числу 2, славяне признавали его магическую силу. Так, например, многие ритуалы изгнания нечистой силы проводились с помощью двух одинаковых предметов или при участии близнецов.

Глаголь - буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки». Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3 - три. Тройка или триада, как её часто называли наши предки, считалась божественным числом.

Во-первых , тройка - это символ духовности и единения души со Святой Троицей.
Во-вторых , тройка/триада была выражением единения неба, земли и подземного царства.
В-третьих , триада символизирует завершение логической последовательности: начало - середина - конец.

И наконец, триада символизирует собой прошлое, настоящее и будущее.

Если вы посмотрите на большинство славянских обрядов и магических действий, то увидите, что все они завершались троекратным повторением какого-либо ритуала. Простейший пример, троекратное крещение после молитвы.

Добро - пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди, любящие Отца небесного. Под Добром ученые, прежде всего, усматривают добродетель с точки зрения поддержания человеком религиозных канонов, которые символизируют Заповеди Господни. Например, старославянская фраза: «Добродетелью и житию истиньноу прилежати» несет в себе смысл о том, что человек должен в реальной жизни блюсти добродетель.

Числовое значение буквы Добро обозначается цифрой 4, т.е. четверкой. Что же вкладывали славяне в это число? Прежде всего, четверка символизировала четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух, четыре конца священного креста, четыре стороны света и четыре угла в комнате. Таким образом, четверка была символом устойчивости и даже незыблемости. Притом, что это четное число, славяне не относились к нему с негативом, ведь именно оно в совокупности с тройкой давало божественное число 7.

Одним из самых многогранных слов старославянской азбуки является Есть . Это слово обозначается такими словами, как «есть», «достаток», «присутствие», «присушность», «существо», «естество», «природа» и другие синонимы, которые выражают значение этих слов. Наверняка, услышав эту букву-слово, многие из нас сразу вспомнят фразу из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», которая уже стала крылатой: «Азъ есть царь!». На таком наглядном примере легко понять, что человек, сказавший эту фразу, позиционирует себя как царь, то есть царь - это его настоящая сущность. Числовая загадка буквы Есть скрывается в пятерке. Пятерка относится к наиболее противоречивым числам славянской нумерологии. Ведь она является и положительным и отрицательным числом, как, наверное, цифра, которая складывается из «божественной» триады и «сатанинской» двойки.

Если говорить о положительных сторонах пятерки, которая является численным значением буквы Есть , то, в первую очередь, необходимо отметить, что это число несет в себе большой религиозный потенциал: в Священном Писании пятерка является символом благодати и милости. Масло для священного помазания состояло из 5 частей, в которые входили 5 ингредиентов, а при осуществлении обряда «окуривания» также используется 5 различных ингредиентов, таких как: ладан, стакт, оних, ливан и халван.

Другие философы-мыслители утверждают, что пятерка - это отождествление с пятью органами чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Есть в пятерке и негативные качества, которые были найдены некоторыми исследователями старославянской культуры. По их мнению, у древних славян пятерка была символом - риска и войны. Ярким свидетельством этому служит проведение битв славянами преимущественно по пятницам. Пятница у славян была символом числа пять. Однако и здесь существуют некоторые противоречия, так как другие исследователи-нумерологи считают, что славяне предпочитали проводить битвы и сражения по пятницам исключительно потому, что считали пятерку счастливым числом и благодаря этому надеялись выиграть сражение.

Живете - буква-слово, которое обозначается сегодня, как буква Ж . Смысл значения этой букв достаточно прост и понятен и выражается такими словами, как «живой», «жизнь» и «живущий». В эту букву мудрый Константин вкладывал всем понятное слово, которое обозначало существование всего живого на планете, а также сотворение новой жизни. Во многих своих трудах Константин показывал, что жизнь - это великий дар, которым обладает человек, и этот дар должен быть направлен на совершение добрых поступков. Если вы объедините смысл буквы Живете со смыслом предыдущих букв, то у вас получится доносимая Константином до потомков фраза: «Я буду знать и говорить, что добро присуще всему живому…» Числовой характеристикой буква Живете не наделена, и это остается еще одной загадкой, которую оставил после себя великий ученый, философ, оратор и лингвист Константин.

Зело - буква, которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно». Сама буква-слово Зело употреблялась в старославянских письменах как «зело», что обозначало сильно, крепко, весьма, очень, а также его часто можно было встретить в предложении как «зельный», т.е. крепкий, сильный или обильный. Если рассматривать эту букву в контексте слова «очень», тогда можно привести в качестве примера строки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, который писал: «Теперь я должен перед Вами зело извиниться за долгое молчание». В этом выражении «зело извиниться» можно легко перефразировать в словосочетание «очень извиниться». Хотя здесь также уместно будет и выражение «сильно измениться».

  • в шестом пункте молитвы Господней говорится о грехе;
  • шестая заповедь гласит о самом страшном грехе человека - убийстве;
  • род Каина закончился шестым поколением;
  • пресловутый мифический змей имел 6 имен;
  • число дьявола представлено во всех источниках как три шестерки «666».

Список неприятных ассоциаций, связанных с числом 6 у славян можно продолжать. Однако можно и заключить, что в некоторых старославянских источниках философы замечали и мистическую притягательность шестерки. Так любовь, которая возникает между мужчиной и женщиной также ассоциировалась с шестеркой, которая представляет собой соединение двух триад.

Земля - девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна». Иногда в предложениях буква-слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край», «страна», «народ», «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Почему Константин назвал букву именно таким образом? Всё очень просто! Ведь все мы живем на земле, в своей стране, и относимся к какой-либо народности. Поэтому слово-буква Земля представляет собой понятие, за которым скрывается общность народа. Причем все начинается с малого, а заканчивается чем-то большим и необъятным. То есть Константин в этой букве воплотил следующее явление: каждый человек является частью семьи, каждая семья относится к общине, а каждая община в совокупности представляет собой народ, который живет на определенной территории, называемой родным краем. И вот эти лоскуты земли, которые мы называем родным краем, объединены в огромную страну, где есть единый Бог. Однако кроме глубоко философского смысла в букве Земля скрывается число, которое непосредственно связано с жизнью самого Константина. Это число 7 - семь, семерка, седмица. Что может знать современная молодежь о цифре 7? Только лишь то, что семерка приносит удачу. Однако для древних славян и в частности для Константина семерка была очень значимым числом.

Во-первых , Константин был в семье седьмым ребенком.
Во-вторых , именно в семь лет Константину приснилась Прекрасная София. Если немного углубиться в историю, то хочется рассказать об этом сне. София Премудрая в верованиях византийцев была божеством наподобие Афины у древних греков. Софию считали символом Божественной Премудрости и почитали, как верховное божество. И вот однажды семилетнему Константину приснился сон, в котором Господь обратился к нему и сказал: «Выбирай себе в жены любую девушку». При этом Константин осмотрел всех девушек города и увидел Софию, которая в его сне представлялась как прекрасная розовощекая девушка. Он подошел к ней, взял за руку и отвел к Господу. Рассказав утром отцу этот сон, он услышал в ответ такие слова: «Храни, сын, закон отца твоего и не отвергай наказания от руки матери своей, тогда изречешь ты мудрые слова…» Это напутствие отец дал Константину, как молодому человеку, который вступает на праведный путь. Однако Константин понимал, что в жизни существует не только праведный или правильный путь, а и путь, который подстерегает того, кто не чтит Божественные заповеди.

Число семь для славян и Константина в частности обозначало число духовного совершенства, на которое легла Божья печать. Причем семерку мы можем увидеть практически везде в повседневной жизни: неделя состоит из семи дней, нотная азбука из семи нот и т.д. В религиозных книгах и писаниях тоже не обходится без упоминания числа семь.

Иже - буква, смысл которой можно выразить словами «ежели», «если» и «когда». Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже : если и когда. Константина больше увлекала не словесная расшифровка этой буквы-слова, а числовая. Ведь Иже соответствует цифра 10 - десять, десятка, декада, как мы сегодня называем это число. У славян число десять считается третьим числом, которое обозначает божественное совершенство и упорядоченную завершенность. Если вы обратитесь к истории и различным источникам, то увидите, что десятка имеет глубокий религиозно-философский смысл:

  • 10 заповедей - это завершенный Божий кодекс, который открывает нам основные правила благодетели;
  • 10 поколений представляют полный цикл семьи или нации;
  • в молитве «Отче наш!» содержится 10 моментов, которые представляют собой завершенный цикл принятие Бога, почтение Всевышнего, мольба об избавлении и логически завершающим моментом является признание Его вечности.

И это лишь неполный цикл упоминаний числа 10 в различных источниках.

Како - буква-слово славянской азбуки, которое обозначает «как» или «подобно». Простой пример употребления этого слова «како он» сегодня звучит просто «как он». В этом слове Константин пытался выразить схожесть человека с Богом. Ведь Бог создал человека по образу и подобию своему. Числовая характеристика этой буквы соответствует двадцати.

Люди - буква славянского алфавита, которая сама за себя говорит о том смысле, который в неё заложен. Истинное значение буквы Люди применялось для обозначения людей любого сословия, пола и рода. От этой буквы пошли такие выражения, как род людской, жить по-людски. Но, пожалуй, самой знаменитой фразой, которая используется нами и сегодня, является «выйти в люди», что обозначало выйти на площадь для собраний и гуляний. Таким образом, наши предки целую неделю работали, а в воскресенье, которое было единственным выходным днем, наряжались и выходили на площадь, чтобы «на других посмотреть и себя показать». Букве-слову Люди соответствует число 30 - тридцать.

Мыслете - очень важная буква-слово, истинный смысл которой обозначает «мыслить», «мыслящий», «думать», «размышлять» или, как говорили наши предки, «мыслить умом». Для славян слово «мыслить» обозначало не просто сидеть и размышлять о вечности, в это слово вкладывалось духовное общение с Богом. Мыслете - это буква, которой соответствует число 40 - сорок. В славянском мышлении число 40 имело особое значение, ведь говоря «очень много» славяне имели в виду 40. Видимо, в древности это было наивысшим числом. Например, вспомните фразу «сорок сороков». Она говорит о том, что число 40 славяне представляли, как мы сегодня, например, число 100 - сто. Если же обратиться к Священным письменам, тогда стоит отметить, что славяне считали 40 еще одним божественным числом, которое обозначает определенный период времени, который проходит человеческая душа с момента искушения до момента наказания. Отсюда традиция на 40 день после смерти поминать усопшего.

Буква-слово Наш тоже говорит сама за себя. Константин Философ вкладывал в неё два значения «наш» и «брат». То есть это слово выражает родство или близость по духу. Синонимами истинного смысла буквы были такие слова, как «свой», «родной», «близкий» и «принадлежащий нашему роду». Таким образом, древние славяне разделяли всех людей на две касты: «свои» и «чужие». Буква-слово Наш имеет свое числовое значение, которое, как вы наверное, уже догадались, равно 50 - пятьдесяти.

Следующее слово в азбуке представлено современной буквой О , которая в старославянском алфавите обозначена словом Он . Истинным значением этой буквы является «лицо». Кроме того, что Он обозначало личное местоимение, его использовали для обозначения какого-либо человека, личности или персоны. Число, которое соответствует этому слову - 70 - семьдесят.

Покой - буква духовности славянского народа. Истинный смысл Покоя заключается в тишине и покое. В эту букву Константин Философ вкладывал особый душевный покой или душевную гармонию. Он часто в различных трудах акцентировал внимание людей на том, что, только имея в душе благодать, можно обрести душевный покой. Согласитесь, он прав! Человек, совершающий добрые поступки, имеющий чистые помыслы и почитающий заповеди, живет в ладу с самим собой. Ему не нужно ни перед кем притворяться, потому что он в ладу с самим собой. Число, соответствующее букве Покой равно 80 - восьмидесяти.

Рцы - это древнеславянская буква, которую мы знаем сегодня как букву Р . Конечно, спросив простого современного человека о том, знает ли он, что обозначает это слово, вы вряд ли услышите ответ. Тем не менее, буква-слово Рцы была хорошо знакома тем, кто держал в руках или видел на стенах церквей первую славянскую азбуку. Истинный смысл Рцы заключается в таких словах, как «изречешь», «скажешь», «выскажешь» и других словах, близкими по смыслу. Например, выражение «рцы же премудрости» обозначает «изрекай мудрые слова». Это слово часто использовалось в старинных письменах, однако сегодня его смысл утратил свою значимость для современного человека. Числовым значением Рцы является 100 - сто.

Слово - буква, о которой можно сказать, что именно она дает название всей нашей речи. С тех пор как человек придумал слово, окружающие предметы получили свои названия, а люди перестали быть безликой массой и получили имена. В славянской азбуке Слово имеет множество синонимов: сказание, речь, проповедь. Все эти синонимы часто использовались при составлении как официальных писем, так и написании ученых трактатов. В разговорной речи эта буква также нашла широкое применение. Числовым аналогом буквы Слово является 200 - двести.

Следующая буква азбуки сегодня известна нам как буква Т , однако древние славяне знали ее как букву-слово Твердо . Как вы понимаете, истинный смысл этой буквы говорит сам за себя, и обозначает она «твердый» или «истинный». Именно от этой буквы пошло известное выражение «твердо стою на своем слове». Это обозначает, что человек четко понимает, что он говорит и утверждает правильность своих мыслей и слов. Подобная твердость - это удел или очень мудрых людей или полных глупцов. Тем не менее, буква Твердо указывала на то, что человек, говорящий что-то или совершающий поступки чувствует себя правым. Если говорить о числовом самоутверждении буквы Твердо , то стоит сказать, что ей соответствует число 300 - триста.

Оукъ - еще одна буква в азбуке, которая на сегодняшний день трансформировалась в букву У. Незнающему человеку, конечно, тяжело понять, что обозначает это слово, однако славяне знали её как «закон». Оукъ часто употреблялась в значении «указ», «скреплять», «законник», «указывать», «крепить» и т.д. Чаще всего эта буква использовалась для обозначения государственных указов, законов, принятых чиновниками и редко употреблялась в духовном контексте.

Заканчивает плеяду «высших» букв азбуки Ферт . Эта необычная буква-слово обозначает не что иное, как славу, вершину, верх. Но обращено это понятие не к человеческой славе, которая обозначает известность какого-либо человека, а воздает славу вечности. Обратите внимание, что Ферт является логическим окончанием «высшей» части азбуки и представляет собой условный конец. Но этот конец дает нам пищу для размышления о том, что все-таки есть вечность, которую мы должны прославлять. Числовым значением Ферта является 500 - пятьсот.

Рассмотрев высшую часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Константина к потомкам. «Где это видно?» - спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы, зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв, то складываются фразы-назидания:

  • Веди + Глаголь обозначает «ведай учение»;
  • Рцы + Слово + Твердо можно понять как фразу «изрекай слово истинное»;
  • Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон».

Если вы присмотритесь к другим буквам, то тоже сможете найти тайнопись, которую оставил после себя Константин Философ.

А вы задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке, а не каком-либо другом? Порядок «высшей» части букв кириллицы можно рассмотреть с двух позиций.

Во-первых , то, что каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.

Во-вторых , старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой еще и число. Причем все буквы-числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А - «аз» соответствует единица, В - 2, Г - 3, Д - 4, Е - 5 и так до десяти. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10, 20, 30, 40, 50, 70, 80 и 100.

Кроме того многие ученые заметили, что очертания букв «высшей» части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно подходили к скорописному письму, и человек не испытывал никаких затруднений в изображении этих букв. А многие философы усматривают в численном расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает человек, стремясь к добру, свету и истине.

Букварная истина, «низшая» часть азбуки

Как человек образованный и стремящийся к истине Константин не мог упустить из виду тот факт, что добро не может существовать без зла. Поэтому «низшая» часть старославянской азбуки является воплощением всего низменного и злого, что есть в человеке. Итак, давайте познакомимся с буквами «низшей» части азбуки, которые не имеют числового значения. Кстати, обратите внимание, их не много-не мало 13!

«Низшая» часть азбуки начинается с буквы Ша . Истинный смысл этой буквы можно выразить такими словами как «шваль», «ничтожество» или «врун». Часто в предложениях они использовались для указания всей низменности человека, которого называли шабала, что обозначает врун и пустомеля. Еще одно слово, происходящее от буквы Ша , «шабендать», что значит суетиться по пустякам. А особенно гнусных людей называли словом «шаверень», то есть шваль или ничтожный человек.

Очень похожей на Ша буквой является следующая буква Ща . Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эту букву? А вот наши предки эту букву употребляли в случае, когда говорили о суете или пощаде, однако коренным синонимом к букве Ща можно подобрать лишь одно слово «нещадно». Например, простое старославянское словосочетание «предают без щадности». Его современный смысл можно выразить во фразе «беспощадно предают».

Ер . В древности Ерами называли воров, мошенников и плутов. На сегодняшний день мы знаем эту букву, как Ъ. Ер не наделен никаким числовым значением, как и другие двенадцать букв низшей части азбуки.

Еры - это буква, которая дошла до наших дней и красуется в нашем алфавите, как Ы. Как вы понимаете, она тоже имеет нелицеприятный смысл и обозначает пьянчугу, ведь, ерыгами в древности называли гуляк и пьяниц, которые болтались без дела. Фактически существовали такие люди, которые не работали, а только гуляли и пили хмельные напитки. Они были в большой немилости у всей общины и часто были гонимы камнями.

Ерь представляет собой в современной азбуке Ь, однако смысл этой буквы многим современникам неизвестен. Ерь имела несколько значений: «ересь», «еретик» «враг», «колдун» и «отщепенец». Если эта буква выступала в значении «отщепенец», тогда человека называли «ериком». В остальных определениях человека называли «еретиком».

Это слово было, пожалуй, самым ужасным из всех славянских оскорблений. Ведь все мы прекрасно знаем из истории, что случалось с еретиками…

Ять - это буква, к которой наиболее подходит синоним «принять». В старославянских текстах его чаще всего использовали как «имать» и «ятный». Удивительные слова, особенно для современных людей. Хотя думаю, некоторые сленговые словечки, употребляемые нашими подростками, и древние славяне не поняли бы. «Имать» употреблялось в контексте поймать или взять. «Ятный» же употребляли в старославянских текстах, когда говорили о чем-то доступном или о легко достижимой цели.

Ю [у] - буква скорби и печали. Её коренным смыслом является горькая доля и несчастливая судьба. Славяне называли юдолью плохую судьбу. От этой же буквы пошло слово юродивый, что обозначает уродливого и безумного человека. Юродивые в азбуке Константина обозначались исключительно с негативной точки зрения, однако не стоит забывать, кем изначально были юродивые. Ведь если вы обратитесь к истории, то увидите, что юродивыми называли странствующих монахов и соратников Иисуса, которые подражали Сыну Божьему, принимая насмешки и издевательства.

[И]Я - буква, не имеющая названия, однако в ней скрыт глубокий и устрашающий смысл. Истинным значением этой буквы является несколько понятий, таких как «изгнанник», «изгой» или «истязать». И изгнанник, и изгой - это синонимы одного понятия, которое имеет глубокие древнерусские корни. За этим словом скрывался несчастный человек, который выпал из социальной среды и не вписывается в существующее общество. Интересно, что в древнерусском государстве существовало такое понятие, как «князь-изгой». Князья-изгои - это люди, лишившиеся своего удела из-за преждевременной смерти родственников, которые не успели им передать свои владения.

[И]Е - еще одна буква «низшей» части азбуки, не имеющая названия. С этой буквой у древних славян были связаны совершенно неприятные ассоциации, ведь она обозначала «мучения» и «маяния». Зачастую эта буква употреблялась в контексте вечных мук, которые испытывают грешники, не признающие законов Божьих и не соблюдающие 10-ти заповедей.

Еще две интересные буквы старославянского алфавита Юс малый и Юс большой . Они очень похожи по форме и смыслу. Давайте же рассмотрим, в чем их различие.

Юс малый по форме напоминает связанные руки. Самое интересное то, что коренным смыслом этой буквы являются «узы», «оковы», «цепи», «узлы» и похожие по смыслу слова. Часто Юс малый использовался в текстах как символ наказания и обозначался такими словами: узы и узлят.

Юс большой был символом темницы или тюрьмы, как более строгого наказания за совершенные человеком злодеяния. Интересно, что и по форме эта буква была похожа на темницу. Чаще всего в древнеславянских текстах вы можете встретить эту букву в виде слова узилище, под которым подразумевался острог или тюрьма. Производной этих двух букв являются буквы Иотов юс малый и Иотов юс большой . Графический образ Иотова юса малого в кириллице аналогичен образу Юса малого , однако в глаголице эти две буквы имеют совершенно разные формы. То же самое можно сказать о Иотовом юсе большом и Юсе большом. В чем кроется секрет такого разительного отличия? Ведь смысловое значение, о котором сегодня знаем мы, у этих букв очень похоже, и представляет собой логическую цепочку. Давайте рассмотрим, каждый графический образ этих четырех букв в глаголице.

Юс малый , обозначающий узы или оковы, изображен в глаголице в виде человеческого тела, на руки и ноги которого как бы одеты кандалы. За Юсом малым идет Иотов юс малый , который обозначает заточение, заключение человека в темницу или острог. Изображена эта буква в глаголице как некоторая субстанция, похожая на клетку. Что получается дальше? А дальше идет Юс большой , который является символом темницы и изображен в глаголице как скрюченная фигура. Поразительно, но за Юсом большим идет Иотов юс большой , который обозначает казнь, а его графическим изображением в глаголице является не что иное, как виселица. А теперь давайте рассмотрим отдельно смысловые значения этих четырех букв и их графические аналогии. Смысл их можно отобразить в простой фразе, которая указывает логическую последовательность: сначала на человека надевают оковы, потом заточают в острог и наконец логическим завершением наказания является казнь. Что же получается из этого простого примера? А выходит, что Константин, создавая «низшую» часть азбуки, также вложил в нее определенный скрытый смысл и упорядочил все знаки по определенному логическому признаку. Если же вы посмотрите на все тринадцать букв низшего ряда азбуки, то увидите, что они являются условным назиданием славянскому народу. Объединив все тринадцать букв по смыслу, мы получим следующую фразу: «Ничтожные вруны, воры, мошенники, пьянчуги и еретики примут долю горькую - изгоями будут замучены, в кандалы закованы, в темницу брошены и казнены!» Таким образом, Константин Философ дает славянам назидание о том, что все грешники будут наказаны.

Кроме того графически все буквы «низшей» части намного сложнее воспроизвести, чем буквы первой половины алфавита, и сразу бросается в глаза то, что многие из них не имеют названия и численного отождествления.

И наконец, о второй половине старославянского алфавита можно сказать, что большинство букв-слов не имеют того позитивного начала, которое заложено в буквах «высшей» части. Практически все они выражены шипяще-цикающими слогами. Буквы этой части алфавита косноязычны и лишены мелодичности, в отличие от тех, которые расположены в начале таблицы.

Божественная часть азбуки

Изучив истинный смысл двух частей старославянской азбуки, мы получаем два совета-назидания от мудреца. Однако не думайте, что на этом секреты азбуки заканчиваются. Ведь мы имеем еще несколько букв, которые стоят как бы особняком от всех остальных. К этим знакам можно отнести буквы Херъ , Омега , Цы и Червь .

Самое интересное, что буквы Х - Херъ и W - Омега стоят в центре азбуки и заключены в круг, что, согласитесь, выражает их превосходство над остальными буквами азбуки. Главными особенностями этих двух букв является то, что они перекочевали в старославянскую азбуку из греческого алфавита и имеют двойственный смысл. Посмотрите на них внимательно. Правая сторона этих букв является отражением левой стороны, таким образом, подчеркивая их полярность. Быть может, Константин не случайно, а умышленно позаимствовал эти буквы у греков? Ведь в греческом понимании буква Х обозначает Вселенную, и даже ее числовое значение 600 - шестьсот соответствует слову «космос». Константин вкладывал в букву Х единение Бога и человека.

Рассматривая букву W, которой соответствует число 800 - восемьсот, хочется акцентировать внимание на том, что она обозначает слово «вера». Таким образом, эти две буквы, обведенные в круг, символизируют веру в Бога, являются образом того, что где-то во Вселенной есть космическая сфера, где живет Господь, определивший от начала и до конца судьбу человека.

Кроме того Константин в букву Херъ вкладывал особый смысл, который можно отразить словом «херувим» или «родоначальник». Херувимами считали высших ангелов, которые были ближе всего к Богу и окружали Престол Господен. Славянские слова, произошедшие от буквы Херъ , имеют только положительное значение: херувим, хероизм, что обозначает героизм, херальдика (соответственно геральдика) и т.д.

В свою очередь, Омега наоборот имела значение конечный, конец или гибель. Это слово имеет множество производных, так «омежный» обозначает взбалмошный, а омерзительный имеет значение чего-то очень плохого.

Таким образом, Херъ и Омега , заключенные в круг, и были символом этого круга. Посмотрите на их значения: начало и конец. А ведь круг - это линия, которая не имеет ни начала, ни конца. Однако в то же время она является и началом, и концом.

Есть в этом «зачарованном» круге еще две буквы, которые мы знаем в старославянской азбуке как Цы и Червь . Самое интересное, что эти буквы имеют двойственный смысл в старославянском алфавите.

Так положительное значение Цы можно выразить в словах церковь, царство, царь, цесарь, цикл и еще во множестве похожих по смыслу слов-синонимов этих значений. При этом буква Цы подразумевала как царство земное, так и царство небесное. В то же время его употребляли с негативным оттенком. Например, «цыць!» - заткнись, прекрати говорить; «цирюкать» - кричать, голосить и «цыба», что обозначало неустойчивого тонконогого человека и считалось оскорблением.

Буква Червь также имеет как положительные черты, так и отрицательные. От этой буквы пошли такие слова, как чернец, то есть монах; чело, чаша, чадо, человек и т.д. Весь негатив, который можно было выплеснуть с этой буквой, можно выразить такими словами, как червь - низменное, пресмыкающееся существо, черево - брюхо, черь - приплод и другие.

Изучив азбуку с самых «азов» мы можем прийти к выводу, что Константин оставил своим потомкам главную ценность - творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, оминая темные тропинки злобы, зависти и вражды.

Теперь, раскрывая азбуку, вы будете знать, что творение, появившееся на свет благодаря стараниям Константина Философа, является не просто перечнем букв, с которых начинаются слова, выражающие наши страх и негодование, любовь и нежность, уважение и восторг.

Список литературы:

  1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.
  3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3
  4. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник, 1983 г.