Братья карамазовы краткое содержание по частям. Братья Карамазовы (2008). Книга девятая. Предварительное следствие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: раскрыть проблему «Почему «рукописи не горят»?» Задачи: анализ эпизодов из кинофильма; развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитание нравственных качеств учащихся. Н. Рушева. Мастер и Маргарита

Проблема: «Почему «рукописи не горят»?» Страницы рукописи романа «Мастер и Маргарита». 1930г.

Почему Мастер отказался от имени?

Почему Мастер отказался от имени? потеря равновесия в жизни; отказ от себя; неверие в справедливость реальной жизни.

Как создавался роман?

Как создавался роман? талант; вдохновение; любовь.

Почему Мастер сжег рукопись?

Почему Мастер сжег рукопись? неприятие реального мира; душевное самоубийство; страх перед жизнью.

Почему «рукописи не горят»?

Почему «рукописи не горят»? Рукопись – душа, запечатленная в строках. Талант как и жизнь дается Богом, поэтому в него нужно верить. Душа наша бессмертна.

Предварительный просмотр:

Тема творчества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: раскрыть проблему «Почему «рукописи не горят»?»

Задачи:

  • анализ эпизодов из кинофильма;
  • развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитание нравственных качеств учащихся.
  • Булгаков представил в романе трагедию судьбы художника, которому ведомы истинные, высокие, вечные начала бытия и который не может быть в согласии со своим временем. Может быть, эта принадлежность к высокому миру, острота реакций и конфликт с реальной жизнью побуждают Воланда сказать о «трижды романтическом мастере».
  • На уроке мы просмотрим фрагменты кинофильма « Мастер и Маргарита» режиссера Владимира Бортко, который стал первым российским режиссером, который экранизировал роман до конца. Известный режиссер снимает в точности по книге – от первой до последней строчки.
  • На основе посмотренных фрагментов решим проблему « Почему « рукописи не горят»?».

« Почему « рукописи не горят»?»

  • Мастер появляется в романе, когда треть его уже прочитана. Имя Мастера так и не произнесено. Оно стерто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.
  • Давайте посмотрим 1 фрагмент и ответим на вопрос.

Почему Мастер отказался от имени?

  • потеря равновесия в жизни;
  • отказ от себя;
  • неверие в справедливость реальной жизни.
  • Для мастера, уничтоженного насилием, которое стало законом современной ему жизни, больница предпочтительнее хаоса реальной жизни.
  • Хотя Мастер отказался от имени, обратите внимание, как гордо звучит его ответ. Он мастер своего дела, ему дан талант Богом, он избранник судьбы, он пророк.
  • Мастер свободен от суетности московского мира и как только, судьба дает ему возможность, порывает все связи с ним, чтобы отдаться творчеству. И, как по волшебному мановению, приходит любовь, появляется Маргарита. Вхождение Маргариты в мир Мастера преображает его жизнь.
  • Фрагмент 2 (Мастер и Маргарита в подвальчике).

Что помогало Мастеру написать роман?

  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь
  • Далее начинается самое страшное. Роман написан. И Мастер с ужасом вспоминает литературный мир, в который ему пришлось вступить с написанным романом. Этот мир кажется Мастеру безумным и преследует его обвинениями, которые могут стоить жизни и отнимают ее смысл. Он сжег свою рукопись и отказался от своего имени и от любви Маргариты.
  • Смотрим 3 эпизод

Почему Мастер сжег рукопись?

  • неприятие реального мира;
  • душевное самоубийство;
  • страх перед жизнью.
  • Но душа, запечатленная в рукописи, не хочет погибать.
  • Последний фрагмент – сцена после бала Сатаны. Чтобы помочь Мастеру, вмешиваются потусторонние силы. Воланд исполняет желание Маргариты – он возвращает ее Мастера.

Давайте посмотрим 4 фрагмент.

Почему «рукописи не горят»?

  • Рукопись – душа, запечатленная в строках.
  • Талант, как и жизнь, дается Богом, поэтому в него нужно верить.
  • Душа наша бессмертна.

Так можно проводить проблемный анализ произведений на основе ИКТ и видеотеки.


Вступление

Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.

Творчество в понимании Берлиоза

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.

С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.

В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».

В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.

Творчество для Ивана Бездомного

Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.

Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.

Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.

Творчество и мастер

Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.

Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.

Выводы

Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.

Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.

На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».

Тест по произведению

Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. А также через всю книгу проходит идея подлинной ценности истинного искусства.
В самом начале романа Булгаков знакомит читателя с двумя героями, представителями “пишущей братии”. Один из них является председателем правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, редактором “толстого художественного журнала”, а другой – поэтом, печатающимся в этом журнале. С первых же страниц произведения Булгаков не скрывает своей иронии по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу: “…и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного…”.
Налицо “однобокое” образование этого человека, накопленная информация никак не расширила его кругозор. Это еще допустимо в обыденной жизни, но в сфере литературы… А каков руководитель, такова и организация, и мы сразу же можем себе представить уровень журнала, редактором которого является Берлиоз. Недаром в дальнейшем именно МАССОЛИТ будет главными гонителем гения, написавшего шедевр, посвященный Понтию Пилату.
Таким образом, Булгаков с самых первых страниц романа медленно подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для автора эта проблема была особо болезненна, и неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова.
На страницах романа автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Страшна силой своей сатиры и злободневности глава “Было дело в Грибоедове”! Большое место в ней отводится описанию ресторана, находящегося на нижнем этаже здания МАССОЛИТа: “…помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках?” Вот она, главная достопримечательность “храма культуры”!
Символичен также образ “румяногубого гиганта, золотистоволосого, пышнощекого” Амвросия-поэта. Можно считать его живым воплощением всего литературного общества Москвы. И подобные люди должны владеть умами целых поколений! И уже не смешна нам булгаковская сатира, от нее становится страшно, горько.
Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пишет роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, о страхе, трусости и следующей за ней страшной смерти невинного человека, об ужасных муках совести и вечном проклятии… Это произведение выходит в свет, но массолитовские бездарности не могут оценить его по достоинству. Эти обласканные властью халтурщики способны лишь накинуться на гения всей стаей, как шакалы. Они загоняют Мастера в угол, “забивают” его своей необоснованной критикой, доводят до сумасшествия. Вот судьба настоящего художника!
Но видимо не все гонители Мастера были настолько бездарны, что не смогли оценить настоящий шедевр: “Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим”. Боязнь лишится своего теплого, насиженного места не дает им сказать правду.
Тонкая душа художника не может выдержать подобную ложь и несправедливость, он бежит от этой жестокой жизни, перед этим пытаясь сжечь свой уже ненавистный роман. Но “рукописи не горят”! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова. Ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются. Есть высшие силы, которые видят все и каждому воздадут по его деяниям.
Воплощением такой силы у Булгакова являются Воланд и его свита. Любимый прием автора, “дьяволиада”, помогает восстановить справедливость. В конце романа сгорает Грибоедов, этот рассадник бездарностей и завистников. Здание охвачено очищающим огнем, в котором исчезает вся ложь, халтура, написанная представителями МАССОЛИТа. Естественно, построится новое здание, в котором будут находить себе прибежище все те же пороки “псевдотворцов”, но на какое-то время мир станет чуть чище, у истинных талантов есть немного времени, чтобы вздохнуть спокойно.
Истинное творчество получило свою награду. Мастер и его возлюбленная заслужили покоя. Все испытания позади, они покидают Москву и это жестокое время навсегда: “Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя”. Действительно, что может быть нужно подлинному художнику так, как свобода. Талант не может развернуться во всей своей полноте в душных и сдавливающих горло рамках политической системы. Творчество не должно быть ограничено боязнью оказаться не понятым. Писатель, художник слова должен иметь право на свое мировоззрение, миропонимание.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Истинно любящие, не помышляя до последнего дыхания о личном Ведут битву за душу любимого – за ее восхождение. И они эту битву выигрывают, потому что любят. Они выигрывают ее, даже умирая… Э. Гольдернесс Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, Read More ......
  2. Роман Мастер и Маргарита – вершинное произведение Михаила’ Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и звуковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. Мастер и Маргарита Read More ......
  3. Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из наиболее значительных произведений мировой литературы XX века. “Мастер и Маргарита” – произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору впервые удалось достичь философского и сатирического начала. События начинаются “однажды весной, в час Read More ......
  4. Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Иными словами, над Read More ......
  5. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей. Read More ......
  6. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Л. А. Блок Роман “Мастер и Маргарита” построен чрезвычайно сложно: это роман в романе. В произведении совмещены роман о Мастере и роман Мастера. На Read More ......
  7. “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим Read More ......
  8. Любовь, прощение – понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 Read More ......
Тема творчества в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Мыслитель, философ, писатель Федор Достоевский написал роман «Братья Карамазовы» в последние годы своей жизни. Это было последнее произведение автора. Многие критики называют роман вершиной творчества Достоевского, обобщением всего созданного им ранее.
Роман начинается с описания истории семьи Карамазовых. Федор Павлович, глава семейства представлен, как бестолковый помещик, мелочный и развратный. Он был женат дважды. От первого брака родился сын Дмитрий, от второго – Иван и Алексей. Обе жены умерли. Детей воспитывали родственники, сам Федор не участвовал в их развитии. Был у Федора и незаконнорожденный сын – Павел Смердяков. Его родила бродяжка Лизавета, которую барин однажды «приласкал». Родив мальчика, женщина умерла, а ребенка взяли себе лакей Григорий с женой. Фамилию придумал Федор.
Проходят годы, и семья встречается в маленьком городке Скотопригоньевске. В скиту старца Зосимы собирается вся чета Карамазовых. Отцу и сыновьям нужно выяснить свои имущественные отношения. Федор Павлович – отец семейства. Его сыновья – Дмитрий, Иван и младший Алексей. Последний послушник у Зосимы. На собрании также присутствуют помещик Миусов и семинарист Ракитин. Поводом для сбора послужило выяснение отношений Дмитрия с отцом. По мнению Дмитрия отец ему должен крупную сумму денег. Федор Павлович соглашается на эту встречу исключительно из любопытства. Он не собирается давать сыну денег и вносить изменения в наследство. Отношения между отцом и сыном обостряются не только на материальной почве. Они оба любят одну женщину – Грушеньку. Дмитрий понимает, что отец сможет женить ее на себе с помощью денег.
При первой же встрече с читателем проявляются характеры практически всех героев. Дмитрий вспыльчив и раздражителен. Он способен на необдуманные поступки. Иван умен и задумчив. Он постоянно рассуждает о бессмертии души и повторяет на протяжении всего романа вопрос: «все дозволено или нет?». Алексей – чистая душа, он совсем юн и очень переживает за своих братьев. Самое неприятное впечатление производит глава семейства Федор. Он циничен, груб и вульгарен. Окружающие смотрят на него с омерзением.
Встреча семьи заканчивается скандалом. Но провидец Зосима чувствует, что в этой семье будет еще много боли. Он становится на колени перед Дмитрием, чем вызывает смятение окружающих. Зосима видит его предстоящие страдания и преклонялся перед этой болью. На шутовство Федора Зосима говорит, что это просто маска, которой тот прикрывает свою несостоятельность, он стыдится себя. Старец утомлен и гости уходят. Зосима благословил Алексея на послушание в миру и велел находиться рядом с братьями.
Алеша отправляется к отцу. По дороге он встречает Дмитрия, который прячется в соседнем саду. Дмитрий ждет Грушеньку. Он боится, что она все-таки соблазнится предложенными отцом деньгами и согласится стать его женой. Дмитрий хочет отговорить девушку. Дмитрий говорит Алексею о своей любви. Его представление о жизни удивляет юного брата. Дмитрий ощущает радость жизни, связь с Богом через сладострастие. Именно в глубоком разврате он сумел почувствовать непреодолимую тягу к Богу. Красота – это вещь, за которую, по его мнению, борются дьявол и Бог. Также Дмитрий рассказывает об отношениях с девицей Катериной Ивановной. Когда-то он спас ее отца от неминуемого позора. У него образовалась большая недостача в казенных деньгах. Дмитрий обещал помочь средствами, но при условии, что Катерина сама придет к нему за необходимой суммой. Девушка оставила свою гордость и готовая ко всему пришла к Дмитрию. Но Карамазов проявил себя, как благородный человек и дал ей денег, ничего не требуя взамен. Он понимал, что такого благородства она не ожидала. Они становятся женихом и невестой. Но в это время Дмитрий увлекается Грушенькой. Он умудряется прокутить с этой девицей три тысячи рублей, которые Катерина Ивановна приготовила для отсылки в Москву. Дмитрий считает это своим позором и собирается вернуть деньги. Но сейчас его занимают только мысли о Грушеньке. Если она согласится на предложение старика, он готов даже убить его.
Алеша идет в дом. Здесь пьет коньяк отец, за столом сидит брат Иван. Он пытается уговорить Федора Павловича больше не пить, но тот его не слушает. В это время в комнату врывается Дмитрий. Ему показалось, что сюда пришла Грушенька. Не разобравшись, он избивает отца, а потом, поняв, что ошибся, убегает. Алеша направляется к Катерине Ивановне передать просьбу Дмитрия, что больше он к ней не придет. Там он застает Грушеньку. Катерина Ивановна с ней очень ласкова, говорит нежные слова, целует ее руку. Грушенька делает вид, что смущается, а потом демонстративно говорит, что она ее руку целовать не будет. Всячески оскорбляет Катерину и смеется над ней. В доме снова скандал.
Алексей идет ночевать в монастырь. На следующий день он направляется к отцу. Тот жалуется младшему сыну на его братьев. Отец хочет прожить еще лет двадцать, и ему для хорошей жизни нужны деньги. Грушеньку он не собирается уступать Дмитрию. А про Ивана рассказывает, что тот влюблен в Катерину.
На улице Алексей становится свидетелем того, как школьники бросали в маленького мальчика камни. Алексей подошел к ребенку, но тот бросил камнем в него, а затем больно укусил. Алеша узнает, что это сын капитана Снегирева, которого недавно избил Дмитрий Карамазов. Алексей направляется в дом Хохлаковой и застает там Катерину Ивановну и Ивана. Катерина говорит о своей преданности Дмитрию Карамазову, она спрашивает мнение Карамазова-младшего. Алексей в свою очередь простодушно говорит ей, что она не любит Дмитрия. Просто она убедила себя в этом, а на самом деле чувств к нему не испытывает. Иван говорит о своем отъезде и добавляет, что Катерина Ивановна нуждается в Дмитрии – ей нужно осознавать совершение своего подвига верности и постоянно упрекать Дмитрия в неверности. В этом и заключается ее желание находиться рядом с ним.
Катерина Ивановна просит Алексея передать обиженному Дмитрием капитану двести рублей. Алексей отправляется к Снегиреву и тот, расчувствовавшись, обращается к Алексею с исповедью. Вернувшись в дом Хохлаковой, Алеша встречает ее дочь Лизу и у них завязывается душевный разговор, из которого выясняется, что девочка влюблена в него. Она решила, что Алеша должен непременно на ней жениться. В разговоре она говорит о желании быть истерзанной, она хочет страдать. Алексей хочет поговорить с Иваном и находит его в трактире. Между братьями происходит серьезный разговор о вечных мировых вопросах – о Боге и вечности, о жизни и бессмертии. Иван рассказывает Алеше содержание своей поэмы «Великий инквизитор». Алексей понимает, что мысли Ивана основаны на бунте. Его позиция – «все позволено».
Алеша возвращается в келью Зосима. Он успевает сделать записи последних часов старца, его беседу с окружающими. Зосима поведал, как он ушел в монастырь после дуэли из-за девицы. Вскоре он умирает, монахи оставляют тело старца в келье – ведь он святой. Но постепенно начинает появляться зловонный запах, что приводит в полное смятение Алешу.
Дмитрий все еще пытается найти необходимую сумму денег. Срывается сделка по продаже отцовского леса, Хохлакова тоже не дает ему денег. У него возникает мысль об убийстве отца. Зайдя в дом, он сталкивается с Григорием, ударяет его по голове и весь в крови убегает. Он узнает о том, что Грушенька сейчас находится в Мокром и отправляется с шампанским и едой туда. Появление в разных местах Дмитрия с окровавленными руками и большой суммой денег вызывает подозрение у окружающих. А тем временем в доме Карамазовых находят убитым Федора Павловича. Подозрение падает на Дмитрия. Но тот утверждает, что ударил только Григория, который в итоге выжил, а отца он не трогал. Деньги же взял у Катерины Ивановны.
Ему не верят и арестовывают.
Иван чувствует свою вину в смерти отца. Он слишком смело говорил с окружающими о своей теории. Несколько раз он встречается со Смердяковым. Тот говорит с Иваном загадками и во время последней встречи признается в убийстве Федора Павловича. Перед днем судебного заседания Смердяков повесился. Катерина долго терзается, какие показания дать в суде. Одним своим словом она может либо погубить, либо спасти Дмитрия. После того, как Иван объявляет о том, что убийца Смердяков, а он его вдохновитель, Катерина предъявляет суду доказательства того, что Дмитрий намеревался убить своего отца. Она показывает записку, написанную пьяным Дмитрием. Тот приговорен к двадцати годам каторги.
Роман заканчивается сценой похорон сына капитана Снегирева Илюшеньки. Алеша призывает мальчишек, собравшихся у могилы, быть отзывчивыми друг к другу и не бояться правды.

Роман "Братья Карамазовы" - это фундаментальное произведение известного мыслителя и гениального русского писателя Федора Достоевского. По своему жанру оно является психологической драмой, где раскрывается противостояние братьв. Хотя над образами романа Достоевский начал работать достаточно рано, главная идея произведения сформировалась окончательно лишь в 1874 году. В этой статье представлен краткий анализ романа "Братья Карамазовы".

Образы романа

Достаточно легко прослеживаются связи характеров некоторых героев с персонажами других произведений Достоевского. Напримр, Алеша Карамазов и Грушенька похожи на князя Мышкина и Настасью Филипповну из романа "Идиот". А Иван Карамазов близок по своему образу Раскольникову из "Преступления и наказания".

К тому же любопытно рассмотреть образ Дмитрия, у которого в черновой версии романа фамилия Ильинский. Дело в том, что одно время Достоевский на каторге общался с человеком по фамилии Ильинский - тот был ошибочно осужден в убийстве отца и сослан отбывать наказание.

Вообще, делая анализ романа "Братья Карамазовы", надо помнить о том, что в нем представлено размышление над всеми годами жизни автора. Он вспоминает детство и соотносит детские годы с размышлениями зрелых лет, а Дмитрий, Иван и Алексей стали символами трех этапов становления личности Достоевского.

Структура романа сложная и многоплановая, и даже жанр произведения определить не так просто. Происходящее действие в романе развивается всего две недели, но какие истории, конфликты, споры и идейные столконовения мы видим на его страницах!

Обзор романа по частям

Мы видим два судебных процесса, между которыми развиваются основные события: разбирательство старика Зосима и криминальный суд, где предстает Дмитрий Карамазов. В такой последовательности видна логика, потому что Достоевскому удалось показать, как упадничество в нравственном отношении и небрежность в духовном плане ведёт к преступлениям.

В романе "Братья Карамазовы", анализ которого мы проводим, двенадцать книг (можно назвать их частями). В первых двух содержится вступление. Третья книга - это знакомство с отрицательными персонажами - отцом семейства Федором Павловичем и лакеем Павлом Смердяковым. На страницах четвертой книги мы читаем о Катерине, Снегиревых и отце Ферапонте, которые "прилично" живут, но их поступки имеют гнилое основание, потому что этим людям выгодно так "праведно" себя вести.

Наконец, пятая и шестая книги раскрывают нам главных геров - Ивана, Дмитрия, Алешу и Зосима. Автор описывает непростые испытания, в которых проявляется натура братьев и их настоящие ценности. Седьмая книга об Алексее, восьмая и девятая о Дмитрии, а одиннадцатая об Иване. Заключительная двенадцатая книга содержит оценку общества относительно нравственных устоев главных героев.

Другие детали анализа "Братья Карамазовы"

Какие цели преследует Достоевский в своем романе? Он познает глубины внутреннего мира своих героев, обнажает их сущность, старается вникнуть в суть мотивов их действий, которые порой весьма противоречивы. Герои книги нравственно терзаются, мучаются сомнениями и во многом заблуждаются. Чтобы донести до читателей такую глубокой психологическую драму, автор рисует и монологи-исповеди, и идейные споры, и скандалы и оскорбления. Сюжет резко меняет направление, то и дело возникают противостояния характеров и кипят страсти, что держит нас, как читателей, в непрестанном напряжении.

Однако будем помнить, что Достоевский не задавался целью посеять большую интригу. В произведении "Братья Карамазовы" приведена обобщенная формула загадок души русского человека, который предстаёт двойственно - он осознанно отрицает веру, хотя понимает, что она необходима, как спасительный якорь. Он полон эгоизма, но готов идти на жертвы. Он вечно блуждает во мраке поддельных ценностей.

В этой статье был представлен анализ произведения "Братья Карамазовы" Достоевского. Надеемся, эта статья оказалась для вас полезной. Наш литературный блог создан с целью осветить разные стороны произведений мировой литературы и их авторов.