Подробный план путь духовных исканий пьера безухова. Пьер Безухов: характеристика персонажа. Жизненный путь, путь исканий Пьера Безухова. Война меняет мировоззрение

Любимый герой

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Тест по произведению

Высшие духовные нравственные ценнос-
ти, осознание которых ведет героев к гармо-
нии с миром, - вот что утверждает русская
классическая литература XIX века. В романе
«Война и мир» Л. Н. Толстой на примере Пье-
ра Безухова показывает человека, который
ищет истину и делает это не умом, а сердцем.
На мой взгляд, писатель не случайно обраща-
ется в своем произведении к 1812 году. Собы-
тия этого времени сказались на людях раз-
ных сословий, заставили их по-новому ос-
мыслить жизнь, понять, что в ней является
самым ценным и дорогим. То есть сама геро-
ическая эпоха 1812 года помогает человеку
прийти к полному согласию с жизнью, найти
ее смысл.
. Пьер Безухое - один из самых любимых
и дорогих Толстому героев. Писатель пока-
зывает его в постоянном движении, в сомне-
ниях и поисках, в непрерывном внутреннем
развитии. Толстой прослеживает, как меня-
ется характер Пьера Безухова, формирует
мировоззрение передового человека эпохи -
декабриста. Но жизненный путь Пьера, пол-
ный открытий и разочарований, это не ти-
пичный путь декабриста, а только особая,
толстовская версия этого пути.
В.начале романа перед нами предстает
толстый, массивный молодой человек с ум-
ным, робким и наблюдательным взглядом.
Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив,
легко поддается чужому влиянию, он выде-
ляется среди остальных посетителей свет-
ского салона своей естественностью, искрен-
ностью, простотой.
Сначала Пьер защищает идеи француз-
ской революции, восхищается Наполеоном,
желает то «произвести республику в России,
то самому быть Наполеоном…» Не найдя еще
смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей
наивности, доверчивости, неумения разби-
раться в людях совершает ошибки. Мне ка-
жется, что одной из таких ошибок была его
женитьба на Элен Курагиной. Этим необду-
манным поступком Пьер лишает себя всякой
надежды на счастье. Он осознает, что насто-
ящей семьи у него нет. В Пьере растет не-
довольство самим собой. Он расходится с
женой, отдает ей значительную долю своего
состояния, после чего стремится найти при-
менение своим силам и способностям в дру-
гих сферах жизни.
Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петер-
бург, дожидаясь на станции в Торжке лоша-
дей, задает себе нелегкие вопросы: «Что дур-
но? Что хорошо? Что надо любить, что ненави-
деть? Для чего жить, и что такое я…» Поиски
правды и смысла жизни приводят его к масо-
нам. Он страстно желает «переродить пороч-
ный род человеческий». В учении масонов
Пьера привлекают идеи «равенства, братства
и любви», оно дает герою веру в то, что в ми-
ре должно быть царство добра и правды, а
высшее счастье человека состоит в том, чтобы
стремиться к их достижению. Поэтому Пьер
Безухов начинает поиски возможностей для
воплощения справедливых и гуманных идей
в конкретное дело.
Прежде всего он решает облегчить участь
крепостных. Он сочувствует им и заботится
о том, чтобы наказания были только увеща-
тельными, а не телесными, чтобы мужики не
были отягощены непосильной работой, а в
каждом имении были учреждены больницы,
приюты и школы. Ему кажется, что он нашел
наконец цель и смысл жизни: «И только те-
перь, когда я… стараюсь… жить для других,
только теперь я понял все счастье жизни».
Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий
путь в его дальнейших исканиях. Но скоро
наступает разочарование и в масонстве, так
как республиканские идеи Пьера не разделя-
лись его «братьями», и к тому же Пьер ви-
дит, что и в среде масонов существуют хан-
жество, лицемерие, карьеризм. Все это при-
водит Пьера к разрыву с масонами и к тому,
что он попадает в жизненный тупик и по-
гружается в состояние безысходной тоски и
отчаяния.
«К чему? Зачем? Что такое творится на
свете?» - эти вопросы не переставали тре-
вожить Безухова. Эта не прекращающаяся
внутренняя работа подготовила его духовное
возрождение в дни Отечественной войны
1812 года. Не будучи военным, как Андрей
Болконский, желая разделить судьбу стра-
ны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер
принимает участие в Бородинском сражении.
Он формирует на свои средства полк, берет
его на обеспечение, а сам остается в Москве,
чтобы убить Наполеона как главного винов-
ника народных бедствий. И именно здесь мы
видим, как раскрывается в полной мере доб-
рота Пьера. Он не может видеть многочис-
ленные человеческие драмы, оставаясь при
этом пассивным свидетелем, и поэтому, не
думая о собственной безопасности, защищает
женщину, заступается за помешанного, спа-
сает из горящего дома ребенка. На его глазах
чинят насилие и произвол, казнят людей, об-
виненных в поджогах, которых они не совер-
шали. Все эти жуткие и тягостные впечатле-
ния еще больше усугубляются обстановкой
плена, где происходит крушение веры Пьера
в справедливое устройство мира, в человека
и Бога.
Но в убогом бараке происходит его встре-
ча с Платоном Каратаевым, которая сблизи-
ла героя с простыми людьми. Этот солдат за-
ставляет Пьера опять светло и радостно по-
смотреть на мир, поверить в добро, любовь,
справедливость. В результате общения с Пла-
тоном Каратаевым Пьер обретает «то спо-
койствие и довольство собой, к которым он
тщетно стремился прежде», он «…узнал не
умом, а всем существом своим, что человек
сотворен для счастья, что счастье в нем са-
мом, в удовлетворении естественных челове-
ческих потребностей…» Пьер Безухов всегда
искал ответ на вопрос: «В чем смысл жиз-
ни?» «Он искал этого в филантропии, в ма-
сонстве, в рассеянности светской жизни, в
вине, в геройском подвиге самопожертвова-
ния, в романтической любви к Наташе. Он
искал этого путем мысли, и все эти искания
и попытки обманули его». Герой закономерно
приходит к идеям декабристов, вступает в
тайное общество, чтобы вести борьбу со всем
тем, что мешает жить, унижает честь и до-
стоинство человека.
В финале романа мы видим счастливого
человека, у которого хорошая семья, верная
и преданная жена, который любит и любим.
Таким образом, именно Пьер Безухов дости-
гает в «Войне и мире» духовной гармонии с
окружающим миром и с самим собой.
Проблемы, поднятые Толстым в романе
«Война и мир», имеют общечеловеческое зна-
чение. Его роман, по словам Горького, - «до-
кументальное изложение всех исканий, кото-
рые предприняла в XIX веке личность силь-
ная, в целях найти себе в истории России
место и дело…»

Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

I. Вступление

1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невоз­можно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии.

2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на тему «Истинное и ложное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»).

II. Главная часть

1. В начале романа Пьер - молодой, еще не определившим­ся человек, в сущности, не знающий реальной жизни. Однако уже здесь Толстой отмечает его сочувствие идеям Французской революции и подсознательное неприятие светского общества.

2. Период от объяснения в любви Элен до дуэли с Долохо­вым. Пьер полностью захвачен ложными чувствами и понятиями: чувственным влечением к Элен, ревностью, светскими правилами и т.п.

3. Дуэль с Долоховым потрясла Пьера. Сознание, что он мог убить человека (и чуть не убил) из-за суетных и ложных чувств, приводит его к пересмотру всего, чем он жил до сих пор, и эту жизнь Пьер осознает как чудовищное заблуждение В том., что произошло, Пьер не винит никого, кроме самого себя, - это очень важная для Толстого черта. В этот период Пьер полностью теряет смысл жизни.

4. Встреча с Баздеевым и увлечение масонством. В масон­стве Пьера привлекают две основные цели: стремиться к нрав­ственному самоусовершенствованию и делать добро людям. Это и есть то, чего он все время ищет.

5. Стремление Пьера следовать принципам масонства, по­пытки улучшить жизнь крестьян и т.п. Пьер начинает сомне­ваться и в масонстве, видя, что многих привлекает в ложу ко­рысть, а не любовь к людям, и в самом себе.

6. Пьер на Бородинском поле. Его реальное приобщение к народу и возникновение чувства истинного патриотизма. Дальнейшие действия Пьера (намерение убить Наполеона - следствие ложногероических стремлений и тщеславия, а вме­сто этого спасение девочки из горящего дома и т.п.).

7. Пьер плену. Глубокое потрясение от расстрела пленных. Второй раз Пьер чувствует, что «все завалилось в кучу бес­смысленного сора», а смысл жизни окончательно утерян.

8. Пьер и Платон Каратаев. Каратаев кажется Пьеру «оли­цетворением духа простоты и правды», воплощением всего «русского, доброго, круглого». Пьер приобщается к инстинк­тивной народной правде, суть которой - единение с людьми и отказ от всякого индивидуализма.

9. Через лишения и физические страдания в плену Пьер приходит к пониманию истинной свободы, ему открывается радость жизни, он постигает ее смысл. Он отбрасывает все лишнее, ненужное, что раньше считал важным, и от этого ста­новится впервые действительно счастливым.

10. Пьер в эпилоге. Толстой изображает его немного изме­нившимся. Влияние Платона Каратаева и тот смысл жизни, ко­торый открылся ему в плену, так и остаются с ним, но он ищет свой путь в жизни. В эпилоге Пьер - член тайного общества, вероятно, будущий декабрист, который хочет не только пассив­но принимать жизнь, но и активно бороться со злом и неспра­ведливостью. Он находится на очередной ступени бесконечной лестницы нравственного развития и идейных исканий.

мая 01 2015

Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества. Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Все права защищены и охраняются законом © 2001-2005 олсоч.

ру Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну. После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера.

Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь…

” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять. Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие . Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса.

“ Что дурно? Что хорошо?” - вот вопросы, волнующие героя.

Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева - члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению.

Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный жизни. Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”. В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства.

Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных. В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”. Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.

В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство - это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства. Приехав в Москву и увидев , Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи. Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”.

Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пы тается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву. В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”.

Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”. Проснувшись однажды, он взял пистолет”, кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения. На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка.

Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину. Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти.

После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой. В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей. Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров - необходимость преобразований.

Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное , пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Путь исканий Пьера Безухова . Литературные сочинения!

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер - безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него - герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен - человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника - масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева - верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды - идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.