Патриаршьи пруды. Однажды на патриарших Особняк Маргариты на Спиридоновке

На русском языке это место называется Патриаршие пруды , во множественном числе, а на французском - L’étang du Patriarche или Патриарший пруд , в единственном числе. Ведь на самом деле есть всего один пруд в парке, расположенном между Малой Бронной улицей с восточной стороны, Большим Патриаршим переулком на юге, Патриаршим переулком с западной стороны и Ермолаевским переулком на севере. Этот большой пруд окружен широкой дорожкой со скамейками. Булгаков жил неподалеку от этого места.

Название происходит от слова патриарх, глава Русской православной церкви. Его резиденция располагалась недалеко от парка. Когда-то было три пруда, как можно предположить по названию соседнего Трехпрудного переулка . В 1918 году, после революции, пруды были переименованы в Пионерские .

В романе, «под решетку выбрасывает на булыжный откос круглый темный предмет». Это была отрезанная голова Берлиоза. Данная фраза является ключом для понимания произведения. Воланд - сам дьявол, прибывший со своей свитой в Москву на несколько дней, которые Булгаков описывает в романе. Именно поэтому Булгаков дает нам хороший совет: «Никогда не разговаривайте с неизвестными» .

Но где же трамвай?

Подъехавший трамвай, который обезглавливает Берлиоза, «поворачивал по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную». Булгакову необходимо было упомянуть, что это была вновь проложенная линия, т.к. большинство историков согласились, что в том месте не ходили трамваи. Но подревно романа Булгакова многие москвичи «вспоминают» такой маршрут трамвая.

В одном длинном интервью, записанном литературным критиком и психологом Леонидом Паршиным (1944-2010), Татьяна Лаппа (1892-1982), первая жена Булгакова, сказала: «По Садовой, трамвай ходил, а на Патриарших нет. Мы там несколько лет жили. Это я вам ей-богу говорю, что трамвая не было» .

Борис Мягков (1938-2003), литературовед, написавший несколько книг о Булгакове, сказал, что нашел газетную статью 1929 г., в которой было написано, что для Малой Бронной и Спиридоновки планируется строительство трамвайной линии. Тщательное расследование в архивах Управления организации пассажирских перевозок в Москве и несколько интервью с бывшими сотрудниками организации не прояснили ничего в этом направлении.

Запрещено разговаривать ц незнакомцами

Парк на Патриарших и по сей день является очень популярным местом в Москве, и этим он обязан именно ассоциациям с Булгаковым. Чтобы умерить эту популярность, в 70-е гг. советские власти поставили в парке памятник известному баснописцу Ивану Андреевичу Крылову (1769-1844 гг.), но это не помогло. Напротив парка находится Кафе Маргарита - кафе любителей Булгакова и черной магии.

20 июня 2012 г. на Патриарших прудах ночью был установлен новый дорожный знак, и это еще раз подчеркнуло связь этого места с «Мастером и Маргаритой»: на этом запрещающем знаке изображены знаменитые силуэты Воланда в сопровождении Коровьева и Бегемота. Под ним написано: «Запрещено разговаривать ц незнакомцами» . Говорят, что автор идеи - некий Александр Виленский из Москвы, а реализована она при поддержке Музея-театра Булгаковский дом , расположенного на первом этаже дома №10 по Большой Садовой.

Префектура Центрального округа Москвы заявила в ответ, что плита не является законной, но что они не обсуждали ее удаление. «Это не злит, и это служит напоминанием о бессмертном творчестве Михаила Булгакова», - сказал представитель префектуры.

Споры

Туристы, приходя на Патриаршие пруды в Москве, находят там большой памятник, и с удивлением видят, что это памятник русскому баснописцу Ивану Крылову , а не Михаилу Булгакову или роману «Мастер и Маргарита». Может быть город Москва не знает, что многие люди ассоциируют Патриаршие с нашим любимым романом? Конечно знает. В 2002 и 2003 годах, когда ваш веб-мастер еще только открыл для себя «Мастер и Маргарита», вокруг Патриарших в Москве об этом было много шума. 6 декабря 2002 года были даже начаты работы по созданию памятника Михаилу Булгакову . Были задействованы экскаваторы, чтобы очистить Патриаршие и построить большую насосную станцию, которая обеспечила бы работу ​​фонтана в виде гигантского примуса, который являлся частью памятника. Вокруг этого примуса должны были расположиться скульптуры персонажей из «Мастер и Маргарита». День 8 декабря 2002 года, однако, отметился бурными протестами против мемориала. Размеры примуса, автостоянки и торгового центра, который планировалось там построить, были сильно раскритикованы.

Отчасти благодаря усилиям Александра Морозова , который провозгласил себя «Спасителем Дома Булгакова» , атмосфера была так наколена, что скульптор Александр Рукавишников заявил 6 февраля 2003, что он больше не желает участвовать в создании монумента.

Сейчас парк восстановлен в былом великолепии, а памятник Крылову стоит на прежнем месте.

В октябре 2012 года пруд снова оказался в центре внимания общественности из-за решения Департамента культуры города Москвы передать управление Муузеем М.А. Булгакова , расположенном в 50-й квартире по адресу Большая Садовая д. 10 итальянскому архитектору Габриеле Филиппини и его русской супруге Ольге Москвиной . Их проект предполагает размещение плавучей конструкции на Патриарших прудах. Возможно вас это не удивит, что мы тоже никогда больше не слышали об этом проекте.

Новые разработки

В ноябре 2015 года, в связи с 125-летием Булгакова, Департамент культурного наследия города Москва одобрил инициативу музея Булгаковский Дом использовать большую часть скульптур Рукавишникова, чтобы обозначить туристический маршрут от Патриарших к музею Булгаковский Дом на ул. Большая Садовая д. 10.

Пресловутого примуса не будет, но сам Булгаков будет сидеть на скамейке у пруда возле дорожного знака с надписью «Никогда не разговаривайте с незнакомцами», который был установлен «неизвестными» 20 июня 2012 года. Как объясняснил Николай Голубев - директор Булгаковского Дома газете Известия , именно там произошёл разговор между Берлиозом, Иваном Бездомным и Воландом в «Мастер и Маргарита» .

Сам Рукавишников был не в восторге, что его памятник хотят разделить на части, но был рад, что его скульптуры, которые томятся на складе более 15 лет, наконец, увидят свет. «Я разработал интересный и необычный памятник архитектуры, от которого почти ничего не остается. Но я полагаю, что это лучше, чем ничего» - сказал он. Интересно, чем закончится эта затея.

Кафе Маргарита

Зайти в это небольшое уютное кафе можно со стороны живописных Патриарших прудов. Это место примечательно своими настенными иллюстрациями, выполненными в ярких красках и изображающими сцены из романа Мастер и Маргарита . И уже довольно давно кафе пользуется популярностью среди туристов и иностранцев.

Ресторан «Павильон»

Most photos of the Patriarch Pond show the yellow-colored Pavilion , which by many is considered the typical landmark in this neighborhood. The first version of the pavilion appeared before the revolution on the north side of the park, where now is situated the statue of Krylov. It was a wooden construction with a landing pier intended for pleasure boats, which was demolished in 1913.

In 1938 a wooden pavilion was built on the south side of the park according to the plans of the engineer David Borisovich Khazanov (1914-1983). According to some, it would have been the intention to make it serve as a resting place for tram drivers. However, it is very doubtful whether it has ever had that function. In 1929 a newspaper article had been published in which it was suggested that the construction of a tram line at Malaya Bronnaya and Spiridonovka was being considered. A study by Boris Myagkov (1938-2003), a literature researcher who has written several books about Mikhail Bulgakov, revealed that these plans have never been implemented.

What we know for sure is that the pavilion in the 60s was equipped with all the facilities to welcome skaters during the long Moscow winters: there was a dressing room, a storage room, a skating rental service and a buffet. What we also know for sure is that the Patriarch"s Ponds in the 1930s had a different view than the one we can see in Yuri Kara "s film from 1994/2011 or Vladimir Bortko" s television series from 2005. After all, they show a pavilion which did not exist at the time that Bulgakov wrote The Master and Margarita .

In 1983-1986 the wooden pavilion was replaced by a stone version, which was designed with great respect for the character and style of the wooden building. One of the architects was Mikhail Davidovich Khazanov (°1951), a son of the designer of the wooden pavilion.

In 2011 the pavilion was completely renovated and given a different purpose. The Moscow restorer Kirill Gusev opened the restaurant Павильон on behalf of the restaurant chain Ресторанный Синдикат , which also runs the famous Oblomov restaurant in Moscow. Among the items on the menu were the dishes that Mikhail Bulgakov described when he sang the praises of the writers" house Griboyedov in a dialogue between the regulars Amvrosi and Foka.

In an exceptionally beautiful setting, you could enjoy perch au naturel, eggs en cocotte, soup printanier and sterlet slices interlaid with crayfish tails , while overlooking the ponds where, at the hour of the hot spring sunset two citizens appeared. I haven’t seen the famous Fliyaki gospodarskye on the menu thoug.

n August 2017, the famous restorer Alexandr Oganezov opened the Italian restaurant Gilda in the building, but that did not last long either. The case was closed in October 2018.

The residents of the neighborhood of the Patriarch"s Ponds in Moscow are now looking with suspicion at what is going to happen. There would be plans to demolish the building and replace it with a new one intended for the organization of luxurious receptions and parties. On February 22, 2019, a photo was published on the internet presenting the new project should.

In 2003, the Patriarch"s Ponds and the surrounding park were classified as Cultural Heritage , which means that in principle nothing can be changed on the landmark. However, the pavilion has no historical value since it was built in the 1980s. The building is in private hands. However, it is not so clear who the owner is, what makes it difficult to gather concrete and reliable information about what they want to do with it.


Metro: Маяковская


Перевод осуществила студентами Факультета письменного и устного перевода - Школы Международных Переводчиков, Монский Университет, Бельгия, в рамках переводческой мастерской курса 2014. Под руководством Анни Делизе и Дарьи Баландини.

Поместить эту страницу |

Ничего нового для любителей М.А. Булгакова я не напишу, подобные темы поднимались сотни раз, просто подборка фотографий из многочисленных поездок по Москве с небольшими комментариями и цитатами.

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина."

А, кстати, почему Воланд впервые появляется именно здесь, а, скажем, не в Орехово-Борисово? История гласит, что в древности это место называлось Козьим болотом, где паслись козы, а козёл, как известно, является символом дьявола. А ещё в более глубокой древности, когда и Москвы-то никакой не было, здесь на болоте располагалось капище одного из древних языческих богов, которому приносились кровавые жертвы, местами человеческие, и жертвам отрезали головы... Правда это или нет, уже никто не скажет, история наука очень неточная.

Намного позже уже в 17 веке патриарх Иоаким место это освятил, болото осушил и приказал расположить тут три пруда, два из которых потом были засыпаны, и остался всего один, который потом был переименован в Пионерский. Но москвичи до сих пор говорят "Патриаршие".

Вот этот ресторанчик, который на моей памяти постоянно меняет название, неразрывно связан с Патриаршими и фигурирует во многих фильмах, например, в фильме "Мур есть Мур три" здесь располагают кафе "Привал странников".

И когда нечистая сила во всех фильмах или на рисунках шастает по прудам, этот ресторанчик так или иначе мелькнёт.

"Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной."

Конечно, скамейки располагаются лицом к пруду, чтобы люди им любовались. Наша парочка сидела на одной из этих скамеек, скорее всего на ближайшей, потому что она ближе всего к ларькам.

Теперь уже над ней повесили предупредительный знак, чтобы люди не были такими доверчивыми.

За их спинами располагалась Малая Бронная.

Но они никак не могли сидеть спиной к Патриаршим, как можно увидеть в сериале Владимира Бортко.

Я полагаю, что художники изображали неправильно стоящие лавочки по одной простой причине - чтобы были видны и лица персонажей, и пруд.

"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал."

Вот это место, перед домом "Патриарх".

Если стать лицом к Крылову, турникет находился справа от него.

Ходил там трамвай или не ходил, но безусловно мог. Скажем вот такой.

А сейчас трамвай "Аннушка" ходит по Чистым прудам.

Прототипом Аннушки была соседка Булгакова из комнаты напротив, бич всей коммунальной квартиры №50 - склочная, сварливая и скандальная Анна Горячева, которую все называли «дура с Садовой».

"Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Дом назывался "домом Грибоедова" на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя - Александра Сергеевича Грибоедова. МАССОЛИТ разместился в Грибоедове так, что лучше и уютнее не придумать."

"Дом Герцена" находится по адресу Тверской бульвар, д.25. Здесь в 1812 году родился А. Герцен, который провел в доме первые 5 месяцев своей жизни. Сейчас здесь расположен Литературный институт имени Горького. А ранее здесь была Российская и Московская ассоциации пролетарских писателей. Здесь выступали А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский. Кроме этого, в здании находились литературный музей и ресторан. Во дворе здания был открыт памятник А. Герцену работы скульптора М.И. Мильбергера.

Теперь найдём театр "Варьете", который фигурирует в романе. Сейчас здесь Театр Сатиры. В начале века на этом месте был цирк Никитиных, который позже превратился в Мюзик-холл. Если перейти на другую сторону Садового, мы увидим торчащий из серой бетонной коробки купол прежнего цирка.

Именно из-под этого купола сыпались когда-то волшебные червонцы.

К Театру Сатиры вплотную примыкает небольшой сад «Аквариум». В него выходили окна кабинета финдеректора Римского. В саду нам тоже может померещиться какая-то чертовщина с рогами, но это всего лишь безобидный фонтан "Сатир".

Но для нас наибольший интерес представляет туалет в углу сада. Именно здесь Азазелло и Бегемот сперва лупят, а потом похищают Ивана Савельевича Варенуху.

"Через несколько минут Маргарита Николаевна уже сидела под кремлевской стеной на одной из скамеек, поместившись так, что ей был виден Манеж."

Лавочку, где Маргарита познакомилась с Азазелло, точно вычислить невозможно, но наверняка в Александровском саду лицом к Манежу.

Но уж никак не возле Новодевичьего монастыря, откуда Манеж не может быть виден.

А вообще, не знаешь точно место, рисуй просто травку и не ошибёшься.

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.


Всего 36 фото

Патриаршие пруды! Звучание этих слов много значит для москвича, как доброе и завораживающее воспоминание о Старой Москве. Однако, в последнее, и уже достаточно длительное, время, оно означает уже несколько другое - именно здесь происходила встреча небезызвестного Воланда с литературными деятелями Москвы 30-х годов - поэтом Бездомным и председателем правления МАССОЛИТа Берлиозом в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Много ещё о чем я не написал в своем журнале, о чем собирался. И, если бы не идея запечатлеть образы Старой Москвы в контексте бессмертного романа Булгакова, - этот пост без этой самой идеи, по всей видимости, так и не появился бы...

Рассказывать о Патриарших прудах и их истории было бы, просто, банально - вот мы и посетим осенние Патриаршие пруды, как одно из самых легендарных примечательных и литературных мест Старой Москвы. На дворе осень. Неуютно, ветрено и промозгло. Однако, этот материал будет хоть и осенним, но достаточно приятным, поскольку, когда я снимал эти фотографии, было еще тепло и комфортно, но уже присутствовали тяжелые осенние свинцово-белесые тучи. Для начала же будут "летние" фото для "разогреву")


Итак, Патриаршие!

Как мы помним, "…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…" … "...и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо…".

Так, что примерно в таком ключе мы и начнем нашу прогулку…

Патриаршие пруды - общее название единственного из сохранившихся до нашего времени пруда, окружающего его сквера и жилого микрорайона, расположенного в ЦАО города Москвы на территории Пресненского района. Микрорайон находится вблизи Садового кольца между Малой Бронной улицей, Большим Патриаршим переулком, Малым Патриаршим переулком и Ермолаевским переулком. Название "Патриаршие пруды" во множественном числе явно значит, что в этом месте был не один, а несколько прудов.
03.

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото от которого и получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки. По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни - Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха).
04.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося "Три прудка".
05.

С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX - начале XX этот сквер назывался "Бульвар Патриаршего пруда". В 2003 году была проведена реконструкция Патриаршего пруда и окружающего его сквера: проведены работы по укреплению берегов, замене деревьев, в сквере замощены тротуары, пруд был очищен от мусора и ила и в него запущена рыба...
06.

1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром - всего 12 героев известных басен.

Этот комплекс скульптур находятся в северной части Патриарших, ближе к Садовой, и занимает довольно приличную площадь сквера. Общее впечатление от этого всего, мне кажется, выразит одно слово - "прикольно"... Наверное, для детей это место на Патриарших очень приглянется, но загадочный дух "Мастера и Маргариты" на Патриарших несколько от этого соседства увял, как мне кажется...

Думаю названия басен и персонажей озвучивать не имеет смысла)


Со стороны Ермолаевского переулка хорошо видны шпили здания "лужковских времен" - это элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир...
15.

Этот помпезный элитный дом был построен на Патриарших прудах в 2002 году на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко. Вершину дома венчает модель башни Татлина. По мнению архитектора и историка архитектуры В.З. Паперного, дом "Патриарх" - один из худших примеров "лужковской архитектуры" в Москве.
16.

Как мы помним, "...Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина"...

..."...И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок...".

Чуть позже появился и самый загадочный герой Мастера и Маргариты - "черный маг" Воланд, который "...ни на какую ногу не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой - золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом - иностранец...".

Для предотвращения подобных встреч уже в нашу сегодняшнюю пост перестроечную эпоху, несколько москвичей, вдохновленные романом вывесили запрещающий знак о том, что разговаривать с незнакомцами не стоит) В 2012 году на Патриарших прудах, под руководством Александра Виленского (он же автор идеи), они установили табличку в виде дорожного знака с надписью "Запрещено разговаривать с незнакомцами". На табличке изображены герои романа "Мастера и Маргариты" - Воланд, Коровьев и кот по кличке Бегемот. Местным жителям очень понравилась такая идея. И, хотя знак был установлен без согласования с городскими властями, последние, обещали его не убирать...
17.

Как я думал, этот знак прописался здесь навечно, однако...
18.

Осенью 2016 он куда-то запропастился, - в результате Патриаршие пруды стали выглядеть как-то сиротливо и контекстный акцент таинственной и загадочной атмосферы на Патриарщих тут же, в результате, сместился к легкомысленным "крыловским басням") Надеюсь, что знак сейчас просто "типа" "на реставрации", а то ведь, никто так и не узнает, что "разговаривать с незнакомцами" в этих местах нельзя)
19.

Наверное, вот этой, ближайшей к нам, подобной скамейке и происходило общение черного мага с обескураженными впоследствии литераторами...
20.

Заметьте - "...первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, - никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея...".

Ну, хоть на фото и "не раскаленная Москва", но на аллее почти никого нет... (говорю шепотом)...)
21.

Нынешние осенние Патриаршие вызывают какую-то давнюю и неосознанную ностальгию о чем-то...
Наверное, о "...раскаленном страшном майском вечере"...)
24.

Между тем, садовые службы города явно и обыденно готовятся к зиме...
25.

Именно здесь рядом с Патриаршими и попадает под трамвай Берлиоз, «...поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную, ... "... и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. Скатившись с этого откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза...».

Однако на описанном в романе месте трамвайных путей никогда не было... Ну, не было так не было, но голову то Берлиозу "отрезало трамваем", а точнее это сделала "комсомолка!!...")

26.

Надо сказать, что ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице, где в доме № 10 находилась ...
27.

На Патриаршие пруды, где был популярный в Москве каток, привозил кататься на коньках своих дочерей Лев Николаевич Толстой.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов, творили архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Лев Руднев.
31.

В Трёхпрудном переулке родилась Марина Цветаева.
32.


33.

А в 1986 году было решено реконструировать на берегу Патриаршего пруда павильон, который находился на этом месте еще в 1938 году. От старого павильона были заимствованы не только внешний вид и архитектурные особенности, но и вполне осязаемые рельефы, модули и уникальная лепнина.
35.

Ну, что еще сказать!? Осень на Патриарших прудах!!

Незримый дух героев "Мастера и Маргариты" веско присутствует во всем, что касается Патриарших прудов. Городские легенды, да и сами почитатели творчества Михаила Булгакова сделали из Патриарших совершенно культовое место - теперь здесь точно "нельзя разговаривать с неизвестными", поскольку загадочный и таинственный образ компании, состоящей из "иностранца", "...более чем сомнительного регента..." и "...третьего в этой компании - неизвестно откуда взявшегося кота, громадного, как боров, черного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." находятся и пребывают теперь на Патриарших и, незримо - "...вечно хотят зла и вечно совершают благо ..."...

Источники:

Википедия

October 28th, 2012

Патриаршие пруды в "Мастере и Маргарите" оказываются непосредственно связаны с Воландом. Совсем неподалеку отсюда располагагается квартира Степы Лиходеева, где он поселился, театр Варьете, где он давал представление... Если задуматься, то большая часть пребывания Воланда в столице проходит именно здесь…

И, разумеется, имеено в сквере на Патриарших прудах Воланд впервые появляется на страницах "Мастера и Маргариты". Попытаемся реконструировать "на местности" события того памятного вечера. Итак,



Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. ... Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Здесь встает вопрос 1: откуда эти два гражданина появились?

Михаил Александрович Берлиоз был председателем Массолита. Работал он в Доме Грибоедова, совсем неподалеку от Патриарших - большинство исследователей считают прообразом Дома Грибоедова, где размещался Массолит, Дом Герцена, расположенный по адресу Тверской Бульвар, 25. Логично предположить, что на Патриаршие Берлиоз пришел после работы - передохнуть перед вечерним заседанием и, заодно, прочитать лекцию незадачливому поэту. От Дома Генцена пройти туда можно либо через Малый Козихинский переулок, либо через Малую Бронную - что одна, что вторая улица приведет к восточному углу пруда.

Возможные пешие маршруты от Массолита до Патриарших.

Получается, что Берлиоз и Иванушка вошли в сквер на Патриарших вот через этот вход.

Где-то здесь располагалась и будочка "Пиво и воды".

Позволю себе небольшое пояснение о позднем времени начала заседания - по сегодняшним меркам заседание, назначенное на 22.00 - это перебор. Но в сталинские времена это было вполне в порядке вещей. Сталин работал до трех-четырех часов утра, и крупные госучреждения волей-неволей приучились бодрствовать вместе с ним: в ожидании возможного вызова к Самому не смыкали глаз министры; чтобы время не пропадало даром, они выдергивали на рабочее место своих заместителей; те в свою очередь - собственных подчиненных, и эта цепочка тянулась все дальше и дальше.

Отсидев на рабочем месте первую половину рабочего дня, вечером служащие на несколько часов расходились по домам - вздремнуть перед второй, ночной, частью. И в десять вечера вновь загорались окна крупных учреждений, к которым относился и Булгаковский Массолит.

Итак, со входом мы разобрались. Теперь вопрос №2: в какую сторону пошли Берлиоз и Иванушка - прямо или налево? Булгаков отвечает на этот вопрос достаточно однозначно:

Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. ... Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.
...
- Разрешите мне присесть? - вежливо попросил иностранец, и приятели как-то невольно раздвинулись; иностранец ловко уселся между ними и тотчас вступил в разговор.

Итак, Иванушка с Берлиозом обосновались где-то на аллее, параллельной Малой Бронной.

Никакого точного указания на конкретную скамейку в "Мастере и Маргарите" нет. Однако в доме № 32 по Малой Бронной жили друзья Булгакова, а зная любовь склонность писателя привязывать вымышленные реалии своих произведений к каким-либо значимым объектам из настоящего мира, некоторые исследователи располагают "ту самую скамейку Воланда" напротив их подъезда.

Скамейка Воланда.

Она же с другого ракурса.

Третий вопрос, который обычно занимает любителей Булгакова: куда бежал Берлиоз "звякнуть по телефону"? На это Булгаков также указывает достаточно прямо:

Берлиоз... устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка. ... Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Итак, Берлиоз бежит вперед по аллее, параллельной Малой Бронной в сторону Ермолаевского переулка.

Вот он, выход с Патриарших на углу Ермолаевского переулка и Малой Бронной.

Вот он, поворот.

Но "выйти на прямую и наддать" здесь трамваю негде. В связи с этим некоторые исследователи предоплагают, что в ограде Патриарших был разрыв прямо напротив перпендикулярной Малой Бронной аллеи. Именно здесь и располагался злополучный турникет.

Место предполагаемого выхода на схеме...

В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект. Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича. С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Где жить в отпуске?

Система бронирования Booking.com старейшая на Российском рынке. Сотни тысяч вариантов размещения от аппартаментов и хостелов до гостиниц и отелей. Вы сможете найти подходящий вариант размещения, по хорошей цене.

Не забронировав гостиницу сейчас вы рискуете переплатить потом. Бронируйте жилье через Booking.com

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.



Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Нехорошая квартира

Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.

Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.

Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.



Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита». Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному. Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.



А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом , где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени. Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире. Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50. Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят. Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.



Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.



Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.







Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт. В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.





В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.





Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.



Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».





Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.





Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.



Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита». Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача». Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца». Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!