Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки

1 марта 1886 года в семье небогатого ювелира родился художник Оскар Кокошка, ставший впоследствии крупнейшей фигурой австрийского экспрессионизма. Безумной жизни и безумному творчеству этого живописца, известного в мире наряду с Климтом и Шиле, посвящена цитируемая ниже статья...

«Тем октябрьским вечером 1919 года в Венском оперном театре намечалась громкая премьера новой оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». Фойе, расписанное художником Швиндом причудливыми красно-золотыми цветами, заполнилось зрителями еще за час до начала представления, но никто не спешил проходить в зал, предпочитая пообщаться со знакомыми и послушать свежие сплетни.

Говорят, Мария Ерица, солистка Венской оперы, прозванная «молнией» за свою красоту и непростой характер, уже наставила рога барону Фредерику фон Подраги, за которого недавно вышла замуж. А бывшая любовница Юнга, фрау Шпильрейн-Шефтель, теперь ни на шаг не отходит от его учителя, доктора Фрейда.


Оскар Кокошка. «Автопортрет (Дегенеративный художник)», 1937 г.

Дамы переговаривались, обмахиваясь веерами в восточном стиле, а мужчины почти не поднимали взгляд: им крайне импонировала послевоенная мода на женские платья не ниже лодыжек. Но уже к первому антракту внимание всей без исключения публики было приковано к пятой ложе второго уровня. Тут и там раздавались отрывочные высказывания: «Кокошка?», «С женщиной?», «Она в точности как живая», «Позвольте, он кормит ее мороженым!», «Похожа на фрау Малер».

В ложе было всего двое: Оскар Кокошка и его загадочная спутница, от которой художник не отвлекался ни на минуту: то обмахивал ее ярко-красным веером, то оживленно что-то ей рассказывал. Между тем сидевшая в полумраке ложи спутница, одетая в шикарное платье синего бархата, оставалась безучастна к этим проявлениям внимания.

В ложу то и дело заглядывали приятели Кокошки, и каждому он представлял свою спутницу как «моя Альма». Лицо очередного приятеля вытягивалось, когда он, согнувшись в игривом поклоне, замечал, что пухлая рука женщины была тряпичной. Ошарашенный гость тут же переводил взгляд на лицо — такое же тряпичное, как и рука, с неморгающими глазами и ярко-красным ртом.

Кокошка выбрал идеальную спутницу, не мешавшую наслаждаться своеобразной музыкой Штрауса: он пришел с куклой.

Дикое дитя Вены


Оскар вступил в ряды человечества в провинциальном австрийском городе Пёхларн в первый день весны 1886 года. Отец Оскара Густав-Иосиф происходил из семьи пражских ювелиров, некогда гордых и богатых, а нынче просто гордых. Позже Кокошка так отзывался о своем отце: «От него я научился с достоинством переживать нищету, вместо того чтобы выполнять нелюбимую работу».

Время от времени Густаву-Иосифу все же приходилось превозмогать себя и чинить часы и украшения обычных горожан. Ведь, надо сказать, помимо Оскара у него было еще трое сыновей, и все имели привычку питаться.

Кокошки перебрались в Вену: здесь и заказов побольше, и образование мальчикам можно дать получше. Из всех сыновей Густава-Иосифа маленький Оскар был самым любознательным и пытливым. Постепенно он осваивал ювелирное ремесло, работая подмастерьем у отца.

Как-то само собой решилось, что Оскар пойдет учиться на химика: отрасль перспективная и, должно быть, прибыльная. Подросток послушно ходил на занятия в химическое училище, а в свободное от формул и склянок время почему-то рисовал.

Это были странные рисунки: небрежные штрихи, искаженные лица и — а вот это как раз объяснимо — обнаженные девичьи тела. Рисунки так и остались бы сублимацией юношеского либидо, если бы один из сердобольных преподавателей не посоветовал Кокошке отправить их на конкурс в Венскую школу прикладного искусства.

Неожиданно для 19-летнего Оскара его любительские наброски заняли первое место, и горе-химик получил стипендию на обучение в школе. Перемена была настолько невероятной, что Оскар предпочел не сообщать о ней родителям и скрывал от них правду о своем «химическом» образовании еще пару лет.



Кокошка в Венской школе ремесел


Молодой чех оказался в цент­ре австрийского художественного мира, ему благоволили такие великие люди, как художник Густав Климт и архитектор Адольф Лоос. Кокошка со своими откровенными рисунками отлично вписывался в эпоху, предполагавшую поиск нового и разрушение стереотипов. В стремлении познать искусство Оскар расходовал не только грифель и масляные краски.

Например, уже в 1907 году на сцене только открытого и уже чрезвычайного модного кабаре «Летучая мышь» была поставлена его первая пьеса «Пятнистое яйцо», сыгранная собственноручно сделанными Кокошкой маленькими куклами. А один наивный финансист как-то заказал Кокошке книгу для детей и юношества — со стихами и иллюстрациями.

Видимо, понятия о юношестве у банкира и художника слегка разнились, поскольку вместо невинной книги с легким для восприятия сюжетом заказчик стал обладателем опуса «Мечтающая юность». Произведение было иллюстрировано откровенными картинками и содержало глубокомысленные стихи вроде:

Красная маленькая рыбка
Маленькая рыбка красна
Мой нож тоже красен
Красны мои пальцы
В чаше рыбка брюшком вверх проплыла

Следующая пьеса под интригующим названием «Убийца — надежда женщин» вызвала огромный общественный резонанс и с легкого пера одного венского газетчика принесла Кокошке прозвище «Дикое дитя Вены». В 1908 году на показательной выставке Венской школы ремесел император Франц-Иосиф удостоил работы Кокошки комментарием: «Что за уродство?»

На следующий же день Оскара лишили стипендии и отчислили из школы. Но чех не собирался отказываться от творчества. Он боготворил искусство за возможность выразить себя, свои чувства, метания… Ну и, конечно, за возможность вдоволь рисовать обнаженных девушек-натурщиц, которые к тому же не отличались строгими моральными устоями.

Хотя даже благовоспитанные особы не могли устоять перед приятной внешностью Оскара и его напором. Оскар отличался страстным темпераментом и любил разыгрывать драму. Он мог всю ночь простоять под окнами понравившейся девушки, вымокнуть до нитки, заболеть, упасть перед ней на колени, целовать ее ноги…

Правда, завоевав девушку, Кокошка быстро к ней охладевал, поэтому каждый месяц менял адрес ночных стоянок под окнами. Оскар считал, что еще не встретил ту самую, способную принести ему истинные страдания. Но он ждал с нетерпением. И вот теплым осенним вечером 1911 года…


Художник и муза

— Позвольте представить вам мою дочь Альму Малер! — Художник Карл Молл протянул руку подошедшей статной молодой женщине в черном платье.

— Позвольте освежить вашу память: я дочь вашего покойного учителя, жену которого вы соблазнили после его смерти. — Альма, так и не подав руки отчиму, кивнула Кокошке. А тот стоял совершенно очарованный прямотой и грубостью этой пышногрудой богини в трауре. Карл Молл не пользовался благосклонностью венского художественного общества, и видеть, как его ставят на место, было довольно приятно.



Любовница, муза и предмет помешательства Кокошки - Альма Малер


Весь вечер фрау Малер развлекала Кокошку разговорами. Она не пыталась понравиться и высказывала смелые и любопытные мысли. Более того, критиковала работы Климта, своего «близкого друга и поклонника», на что даже Кокошка с его вспыльчивым темпераментом никогда бы не решился.

Провожая гостя до дверей, Альма без тени улыбки или кокетства сказала:
— Портрет моего отчима, который вы нарисовали, исключительно хорош. Вы передали его двуличную, алчную и жестокую натуру. Это редкий дар для художника.

Из подъезда Оскар вышел окрыленный. «Она была так обольстительна в своем траурном платье! Она меня околдовала!» — вспоминал Кокошка много лет спустя. Уже через час он отправил фрау Малер первое любовное послание.

Альма не отличалась классической красотой — напротив, имела крупные черты лица, полную фигуру и тяжелую поступь. Но мужчин будто гипнотизировала.

За ней ухаживали Густав Климт и композитор Александр фон Цемлинский. Покойный муж Альмы, директор Венской оперы и композитор Густав Малер, посвятил ей свою самую известную симфонию — Восьмую. Последним ее любовником был архитектор Вальтер Гропиус, и Кокошка с радостью занял освободившееся место.

Их отношения напоминали бурю, выматывавшую и беспощадную. Особенно старался Кокошка. Уже в пожилом возрасте Альма вспоминала: «Мы постоянно занимались любовью. Когда случались перерывы, Оскар рисовал меня». И добавляла: «Он напоминал большого ребенка. Мог хохотать над шуткой и уже через секунду носиться по комнате в негодовании, размахивая руками».

Во время романтического путешествия в Италию они зашли в Аквариум в Неаполе и там стали свидетелями любопытной сцены, разыгранной природой: медуза ужалила рыбу и парализовала ее. Оскар тут же распределил роли: он — рыба, а она — медуза.

Охлаждение между художником и музой-медузой совпало с началом Первой мировой войны. Оскар утомлял Альму. Он требовал, чтобы они поженились, но куда престижнее быть вдовой великого композитора Малера, чем женой полубезумного чеха Кокошки.

И это несмотря на то, что карьера Оскара пошла в гору. Его даже пригласили преподавать в Венскую школу ремесел, то есть в ту, из которой несколькими годами ранее отчислили.

Сохранилась запись из дневника Альмы: «Сегодня во время близости я отказалась ударить Оскара. Тогда он начал нашептывать мне казни, которые придумал для лечащего врача моего покойного мужа. Это было отвратительно». Терпение женщины иссякло, когда Кокошка, запрещавший ей аборт, после операции выкупил в больнице окровавленную простыню и демонстрировал ее в венских кабаках.

Отвергнутый Кокошка, вдохновившись собственным горем, за пару суток написал свою самую известную картину — «Невеста ветра».



Одна из самых известных картин Кокошки. «Невеста ветра»


На деньги, заработанные с продажи картины, Оскар купил лошадь. Благодаря протекции влиятельных друзей художник был зачислен в престижный Пятнадцатый драгунский полк. Адольф Лоос, друг Кокошки, сфотографировал его в импозантной форме, и на основе фотографии были выпущены открытки, которые пользовались огромным спросом.

Фото Оскара Кокошки в драгунской форме перед отправкой на фронт.


С выражением мученичества на лице, под ликующие крики толпы Оскар вместе со своим полком покинул Вену. А в один из первых осенних дней 1915 года Вену потрясло известие: на Восточном фронте героически погиб 29-летний художник Оскар Кокошка.

Возвращение убиенного сына

Открыв дверь, фрау Кокошка потеряла дар речи. Перед ней стоял призрак ее погибшего сына. Два года прошло с того момента, как все венские газеты опубликовали некрологи Оскару Кокошке. Мать уже пережила утрату, отметив ее поседевшими волосами, — и вот он стоит перед ней живой. Женщина кинулась на грудь сына с рыданиями, только теперь ее душили слезы радости.

Оскар подробно рассказал историю своего магического воскрешения. Он действительно был в гуще сражения. Его ранили в голову, и он упал с лошади. Ходившие по полю солдаты добивали агонизировавших противников.

Один из них на всякий случай проткнул Кокошку копьем и, как выяснилось, задел легкое. Все эти обстоятельства не помешали художнику выжить. Оскара подобрали врачи, и он был взят в плен в Галиции. Несколько месяцев Кокошка не мог вспомнить ни своего имени, ни рода занятий, ничего.

Оправившегося безымянного драгуна обменяли на пленных союзников и затем снова отправили на фронт. Долго Кокошка не протянул: у него случился нервный срыв. Военный врач признал Оскара психически нестабильным (наконец-то признание на официальном уровне!). С этой характеристикой художник был отпущен домой, благо память к нему вернулась в полном объеме.

Вернулась и былая страсть к Альме, вышедшей тем временем замуж за архитектора Гропиуса. Поскольку восстановить отношения с бывшей любовницей не представлялось возможным, Кокошка нашел более оригинальный способ вернуть в свою жизнь любовь.

Мечта фетишиста

В июле 1918 года Оскар озадачил мюнхенскую художницу Гермину Моос странным заказом. Ему нужна кукла, похожая на настоящую женщину — вполне определенную женщину. Он заплатит, благо недостатка в заказах у «чудом воскресшего» художника не было.

В Мюнхен полетели письма с подробными инструкциями: «Прошу вас, уделите особое внимание изгибам женского тела. Они должны быть такими, чтобы, гладя их, я испытывал наслаждение… Возможно ли, чтобы у куклы открывался рот и в нем были зубы и язык? Надеюсь на вас!»



Гермина Моос рядом с выполненной её для Кокошки секс-куклой.


За пару месяцев до прибытия куклы Оскар потратил приличную сумму на ее гардероб: платья и кружевное нижнее бель­е были заказаны им в Париже. И вот весной 1919 года кукла прибыла, однако Кокошку постигло разочарование.

В письме Гермине Моос он писал: «Едва ли ее кожа так же нежна и тонка, как кожа настоящей женщины!» Кроме того, кукла была набита пухом, что осложняло процесс одевания. «Натянуть на нее чулок так же невозможно, как просить парижскую танцовщицу вальсировать с медведем!» — негодовал художник. Тем не менее Кокошке все же удалось нарядить куклу, после чего в компании безмолвной спутницы он стал посещать все светские мероприятия Вены.

Кукла прибавила Оскару популярности, но счастья так и не принесла. В своем позднем автобиографическом очерке «Фетиш» Кокошка писал, что кукле не удалось удовлетворить его сексуально, постепенно она даже стала раздражать художника. Пришло время положить конец этой истории.

«Я нанял оркестр… Венецианская куртизанка, с которой я был близок, одетая в плать­е с глубоким декольте, настаивала, чтобы я вынес куклу. Она жутко ревновала к моей набитой пухом Альме и все спрашивала, спал ли я с ней. Мой друг принес-таки куклу и даже провел ее перед всей компанией на манер современных показов мод. Под занавес вечеринки мы отрубили кукле голову, и я разбил об эту голову бутылку красного вина. Как же мы напились!»



О. Кокошка. «Автопортрет с куклой».


Вскоре Кокошка получил назначение на пост профессора в Дрезденской академии, а с ним и шикарную квартиру-студию в цент­ре города. Преподавательский опыт 34-летнего Кокошки был невелик, даже плачевен. Например, с последнего места — преподавателя в частной женской школе в Вене — Кокошку выгнали по просьбе родителей, беспокоившихся за моральный облик дочерей. Художник и не нуждался в постоянном месте работы, ведь его картины прекрасно продавались.

После Венской биеннале 1922 года, где произведения чеха, как всегда, расхвалили, Кокошка заскучал. Он передал швейцару Дрезденской академии записку, в которой сообщал, что оставляет пост профессора, и, ни с кем не попрощавшись, уехал путешествовать. В странствиях по Европе и Африке он провел следующие десять лет.

Изгнание дегенерата

Успех, творческий и финансовый, вскружил художнику голову, и он не сразу заметил, как меняется настроение в Европе. И вдруг на очередной выставке в Италии Кокошку против обыкновения не вознесли, а раскритиковали. Оказалось, Муссолини заранее дал понять, как он относится к «мазне» чеха, а редкий критик решился бы с ним спорить.

Негодующий Кокошка уехал в Вену к матери. Оскар дал ей умереть спокойно, скрыв творившиеся в стране события, а особенно новость о том, что его картины заняли почетное место на выставке «Дегенеративное искусство», организованной Геббельсом.

Похоронив мать, Кокошка бежал в Прагу. Там его настигло другое малоприятное известие: более четырехсот его работ изъяты из музеев Германии. Какие-то уничтожены, какие-то рассованы по подвалам. Пути назад нет, решил Оскар и принял чешское гражданство.

Единственное, что утешало его в тот период, так это знакомство с молодой чешкой Ольдой Павловской. Она сильно напоминала Альму — тяжелой фигурой и густыми темными волосами. Но характер у Ольды был покладистый, она не уставала от перепадов настроения Кокошки, от его непостоянности. Оскар, стоявший на пороге пятидесятилетия, пресытился случайными связями и после смерти матери особенно нуждался в друге, который всегда был бы рядом. Если этим другом окажется молодая девушка с большой грудью — что ж, еще лучше.



О. Кокошка. «Автопортрет с Ольдой».

Оскар и Ольда поженились в Праге, перед тем как в 1939 году бежать от фашистской власти в Англию. К несчастью, это была единственная страна в Европе, где о Кокошке толком никто не слышал. Молодожены поселились в рыбачьем поселке Полперро, что в Корнуэлле. Денег не хватало хронически.

Художнику, чьи картины коллекционировали, перекупали и выставляли в лучших галереях мира, приходилось сидеть в тени панамы и за гроши рисовать праздно шатавшихся по причалу туристов. Унижение было настолько велико, что душевное расстройство Оскара усугубилось.

У него развилась паранойя. Каждый день, возвращаясь с причала, Кокошка дрожащим голосом объяснял Ольде, что соседи «против него» и что им необходимо бежать. Впрочем, побег в Лондон не улучшил настроения художника. «Что я делаю в этой дыре? — делился Кокошка с дневником. — Мне нужно искать новые объекты для моей живописи. Мне следует уехать из города и искать нечто истинное. Кузнечика или что-то в этом роде».

На службе у большевиков

Кокошка внимательно следил за новостями с фронта. Близко к сердцу художник воспринял Сталинградскую битву, ведь когда-то он сам побывал на Восточном фронте. Неожиданно Оскару предложили хороший заказ — написать портрет советского посла Ивана Майского.

К досаде Ольды, откладывавшей каждый фунт, Кокошка согласился на странных условиях. Весь значительный гонорар художника за портрет должен быть поделен между пострадавшими во время битвы при Сталинграде немцами и русскими.

Работа сразу не задалась. Майский пришел на первый сеанс с газетой и на протяжении следующих 29 сессий с ней не расставался. Оскорбленный Кокошка съязвил: «Не могли бы вы перевернуть страницу? Я уже перерисовал эту сторону», но Майский иронии не заметил. Портрет получился настолько самобытным, что советское правительство не захотело за него платить, благодаря чему он по сей день хранится в Галерее Тейт.

Мрачный посол, уткнувшийся в газету, изображен на фоне размытой фигуры Ленина. Той самой, которую планировали воздвигнуть на Дворце Советов.

Эпилог

Если первая половина жизни Оскара Кокошки прошла под знаком сresсendo, то есть нарастания громкости происходящих с ним событий, то последние тридцать лет можно обозначить знаком diminuendo, то есть затишьем. Обратимся же к самой короткой, заключительной главе жизни художника, пока окончательно не запутались в музыкальных терминах.

После войны граждане Великобритании Оскар и Ольда покинули ее, чтобы обосноваться в Зальцбурге. Фашисты вышли из моды, Кокошка снова в нее вошел. Его картины вернулись в музеи, многие из них переплыли океан, чтобы украсить стены нью-йоркского Гуггенхайма.

Чета Кокошек чаёвничает в своём швейцарском доме.

Но Оскар больше не шокировал общественность, он, напротив, искал уединения, нарушая его лишь ради учеников своей Школы видения. Ольда по-прежнему была рядом и потакала всем прихотям пожилого мужа, даже его просьбе связаться с Альмой, чтобы «установить с ней человеческие отношения». Но Альма наотрез отказалась встречаться с бывшим любовником, к тому же вскоре она умерла.

Сам Кокошка скончался в 1980 году в объятиях Ольды, за неделю до своего 94-го дня рождения».

(нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия — 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария ) — австрийский художник-экспрессионист, который помимо живописных работ писал пьесы для театра, занимался сценографией, преподавал в Дрезденской и Зальцбургской художественных академиях.

Особенности творчества художника Оскара Кокошки: предчувствие грядущей и неотвратимой гибели этого мира проникает в начале ХХ века в живопись, литературу, музыку. Но Оскара Кокошку это предчувствие обеспечивает особым взглядом: спокойным и созерцательным, когда спастись от катастрофы невозможно, но можно найти временное прибежище. В разное время жизни Кокошки это любовь, дом, фантазии. Виды Праги, Дрездена, Марселя, Венеции, Стокгольма, написанные с высоты птичьего полета, сохраняют общие топографические особенности мест, но благодаря насыщенной живописи создают не вид города, а его дух.

Известные картины Оскара Кокошки: «Невеста ветра », «Странствующий рыцарь », «Любовники », «Красное яйцо », «Вид Праги ».

Оскар Кокошка прожил без малого 94 года, а ему всегда вспоминают несколько бурных лет жизни — 1912−1913, и одну безумную любовную историю — роман с Альмой Малер, вдовой композитора Густава Малера. Как будто не было ничего до и ничего после. Историю любви Оскара и Альмы обожают живописать глянцевые журналы: женские — ее глазами, мужские — с его точки зрения. В мужских пишут: у Кокошки была точная копия Альмы, секс-кукла, которой он в итоге отрубил голову. В женских рассказывают: Альма вдыхала творческую энергию в Оскара — когда они не занимались любовью, он рисовал ее. Глянцевым журналам совсем не интересно, что последние 30 лет жизни Кокошка провел в полном уединении в домике в Швейцарии с женой Ольдой Палковской.

Влияние Альмы Малер на жизнь, творчество и психическое здоровье(а точнее нездоровье) Оскара Кокошки переоценить трудно, но все же вокруг него и внутри него в эти безумные годы бушевали такие страсти, что художник вполне добился бы состояния психического расстройства и без помощи Альмы.

Мечтающий мальчик

Кокошка должен был стать химиком — он даже вполне уверенно начал обучение в химическом училище в Вене. Редкие родители во все времена, если они сами не художники, хотят видеть своих сыновей художниками. Отец Оскара был ювелиром, пусть разорившимся и не очень удачливым, но вполне рассудительным. Он решил: химия — наука прогрессивная, а значит перспективная и прибыльная.

Рисование возникло из ниоткуда, но становилось все более страстным. Один из преподавателей посоветовал Кокошке отправить рисунки в венскую Художественно-промышленную школу. Оскар, как гром среди неба, получает первое место, стипендию от художественной школы и в 1905 году втайне от родителей переходит учиться туда. Вполне в духе самого художника и в духе времени — усмотреть в этом мистику и исполнение предназначения. Но незаурядные способности Оскара тоже нужно признать.

Учителя быстро разглядели в нем отличного рисовальщика — еще будучи студентом Оскар начинает преподавать рисунок посетителям вечернего отделения Художественно-промышленной школы. А к концу обучения он уже оказывается автором множества иллюстраций(«Сны », «Мечтающие мальчики «), открыток, автором нескольких пьес и участником большой выставки, которую организовал Густав Климт для молодых художников-авангардистов.

Оскара Кокошку не принимали, исключали и клеймили несколько лет кряду. Удивительным образом это работало на него. Юного художника исключают из Школы за скандальные эротические картины, представленные на выставке Климта. После премьеры его пьесы« Убийца — надежда женщин», жесткой и непристойной, разражается новый скандал — и Кокошку изгоняют из Художественных мастерских, где он мог зарабатывать себе на жизнь на протяжении нескольких лет. Но он не расстраивается, он идет пить пиво. В каком-то кабаке на спор выпивает больше всех и среди своих болельщиков находит нового друга и покровителя — уже известного тогда архитектора Адольфа Лооса , который вовсю застраивает Вену модернистскими зданиями. Своим небедным заказчикам Лоос рекомендует Кокошку как гениального портретиста.

Стоило Кокошке приехать в Берлин — его приглашают рисовать обложки для журнала« Штурм»(нем. Der Sturm). Стоило вернуться назад в Вену — его принимают преподавателем в ту самую школу, из которой несколько лет назад выгнали за непристойности. Должно быть, в Оскаре Кокошке была необъяснимая внутренняя сила и художественная интуиция. Сам он всерьез считал, что видит людей насквозь и может читать самые сокровенные мысли. Когда современники видели портреты, написанные Кокошкой, признавали — ему удавалось уловить не столько внешнее сходство, сколько внутреннюю сущность человека.

Невеста ветра

Кокошка написал Альме Малер больше 400 писем, он рисовал ее постоянно, приближая момент, когда создаст настоящий шедевр — тогда она обещала выйти за него. Эта любовь была отчаянной и страстной, слишком безумной для Альмы. Оскар изводил ее истериками и подозрениями, задыхался, когда ее не было рядом. Для него не было в этой истории неприличного и неприемлемого, всего всегда было мало.

Когда роман был окончен, шедевр написан и Альма переключила свое мастерство музы на другого гения, Оскар Кокошка ушел на войну. Должно же быть в этом мире что-то сильнее любви к Альме — например, Первая мировая война. В одном из сражений художника ранили выстрелом в голову, а потом на поле боя попытались добить штыком, проткнули легкое. Он попал в плен, потерял память, скитался по госпиталям, выжил чудом, но тоска по Альме выжила вместе с ним. Он вернется в Вену и закажет тряпичную куклу, похожую на свою бывшую, будет наряжать ее в кружева и шелка и водить с собой в оперу.

Странствующий рыцарь

После нескольких лет выздоровления, душевного и физического, на Кокошку обваливается новая порция удач. Редкому даже исключительно гениальному художнику так везло с оплачиваемой работой и выгодными контрактами — таким образом, наверное, мирозданье расплачивалось с ним за личные трагедии. В 1919 году он становится профессором Дрезденской академии и хозяином дома с огромной мастерской, в 1922 году съездит поучаствовать в Венецианской биеннале, но в один прекрасный день ему все это надоест, он предупредит швейцара, что бросает работу, и уедет путешествовать. На ближайшие 10 лет.

Дегенеративный художник

Ни Первая мировая, ни Вторая не принесли Кокошке ничего хорошего. Главным критиком Венецианской биннале теперь стал Муссолини, а куратором немецких музеев — Гитлер. Произведения Кокошки стали частью уничтожающей выставки« Дегенеративного искусства». В Германии ему больше делать нечего. Его ждет Прага и новая, совсем другая, неожиданная, нежная любовь. С Ольдой Палковской он проживет больше 40 лет, она будет следовать за любимым, а позже мужем, из Праги в Лондон, из Лондона — в Швейцарию. Когда в Англии будет совсем сложно и бедно, Ольда станет торговать печеньем, а Оскар — небольшими акварелями с местными пейзажами. Еще немного акварелей — и Кокошка дождется настоящей известности и безусловного признания: выставки в Вене и Берне в 40-х годах, Венецианская биеннале, посвященная его творчеству, — в 1952. Но он мечтает сбежать из города и рисовать кузнечиков. Виноватое мирозданье позволит Оскару Кокошке прожить в мире и покое последние 30 лет жизни. Среди кузнечиков, на берегу Женевского озера.

Оскар Кокошка (1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия - 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) - австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма.

Биография Оскара Кокошка

По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров.

В 1903-1909 учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт. В 1908 г. его работы были представлены в экспозиции художников-модернистов, близких к Климту.

Постановка драмы Кокошки «Убийца, надежда женщин» (1907) на венской сцене вызвала скандал (в 1921 г. Пауль Хиндемит написал оперу на её основе).

Кокошке покровительствовал известный венский архитектор Адольф Лоос, к этому периоду относятся портреты венских знаменитостей (Карл Краус и др.).

В 1910 г. он сблизился в Берлине с экспрессионистской группой «Штурм», познакомился с Кандинским.

Кокошка участвовал в Первой мировой войне, был ранен в 1915 г. на Галицийском фронте, пережил плен, признан врачами психически нестабильным.

Творчество Кокошка

В 1916 Кокошка познакомился с Гофмансталем и Рильке. Впечатления от войны вошли в драму «Иов» (1917). В 1919-1924 гг.

Кокошка был профессором Дрезденской академии художеств. По его драме «Орфей и Эвридика» (1919) написана опера Эрнста Кшенека (1923).

В 1922 году написал портрет актрисы Марии Орской, который ныне хранится в виде литографий в нескольких музеях. В 1922 и 1932 гг. работы художника участвовали в Венской Биеннале.

В 1937 г. картины Кокошки фигурировали на известной пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство», организованной нацистами.


В 1934 Кокошка переехал в Прагу, в 1938 г., после Мюнхенского соглашения - в Великобританию, в 1946 г. получил британское гражданство. С 1947 г. жил в Швейцарии.

После окончания Второй мировой войны его работы были представлены в 1945 г. на выставке в Вене вместе с полотнами Климта и Шиле, в 1947 г. его экспозиция с успехом прошла в Берне, а в 1952 г. на Венской Биеннале ему был отведен отдельный зал.

В 1952-1963 Кокошка преподавал в летней Академии изобразительных искусств в Зальцбурге. В 1955, 1959 и 1964 гг. его работы были представлены на кассельской выставке «Документа».

В 1960-е годы выступал также как сценограф (Волшебная флейта Моцарта, 1964, и др.), работал художником-оформителем на телевидении («Росмерхольм», по драме Ибсена, 1961).

В 1981 г. большие ретроспективные выставки работ Кокошки прошли в Лондоне и Нью-Йорке, в 1986 - в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма.

Пять интересных фактов из биографии Оскара Кокошки:

1. Кокошка обладал сильной верой в приметы и предзнаменования, возникшей после того как он узнал о сильном пожаре, вспыхнувшем в Пёхларне вскоре после того, как мать родила его.

2. У Кокошки не ладились отношения с отцом, дела которого шли не очень хорошо. Семья переезжала с места на место, и Оскар винил в несчастьях семьи только отца.

Позже он вспоминал: «От него я учился переносить бедность, но по-рабски заниматься нелюбимой неприятной работой я так и не научился».

3. В 1911 году в Вене выставку Кокошки посетил эрц-герцог Франц Фердинанд.

Реакция на картины художника была такова, что наследник трона с негодованием воскликнул: «Этому господину нужно переломать кости!»

4. В молодости Кокошка пережил роковую страсть с известной венской красавицей Альмой Малер, однако через пару лет бурного романа Альма отвергла его, объяснив это тем, что страшится таких сильных чувств. Всю жизнь Кокошка не мог избавиться от мучительных воспоминаний о ней, и в 1919 году заказал мастеру в Штутгарте женскую куклу в натуральную величину, которую позднее описал в книге «Фетиш». Куклу Кокошка брал с собой в оперу и на вечеринки, на последней он и уничтожил в порыве чувств муляж любимой женщины.

5. На протяжении всей своей жизни австрийский экспрессионист был страстным коллекционером фигурок, статуэток и игрушек, привезённых из многочисленных путешествий. Со временем их накопилось столько, что Кокошка собирался организовать своеобразный «салон диковинок», который впоследствии занял достойное пространство в доме в Вилльнёве, а после смерти коллекция была показана общественности.

Скандал, еще скандал и... тишина...

Иногда читаешь о жизни великого человека и поражаешься, как много в ней противоречий и несовместимых событий. Оскар Кокошка - сплошной скандал, вызов обществу, эмоциональный взрыв и провокация.

В Австро-Венгрии было только две национальности: австриец и венгр. Все остальное - это "так", ничего не значит. Когда в одной стране живет полсотни самых разных народов, учитывать их всех - дело утомительное. Это сегодня за право считать Кокошку своим борются Австрия и Чехия, а тогда... Мальчик из семьи бедного ювелира, родился в маленьком городке. С одной стороны городок на территории Австрии, с другой - его отец был представителем известной чешской ювелирной династии.

Особенным детством Оскар в историю не вошел. Прилежно учился, по настоянию отца после школы поступил в химический техникум. Рисовал иногда, но больше для себя. Его забавные картинки - искаженные страданием лица, части человеческого тела, виды из окна - вызывали недоумение как соратников по учебе, так и преподавателей. Однажды, один из самых консервативных учителей химии бросил небрежно своему ученику: "Все это уродство будет иметь успех в . Мир сошел с ума, отошли их на конкурс этих ненормальных".

Скорее ради любопытства, чем надеясь на приз, Кокошка отсылает работы на конкурс Венской школы ремесел. Уже через месяц, как победитель творческого соревнования, Оскар был зачислен в студенты со стипендией от Венской академии.

"Художества" молодого мастера занимали Вену. Сначала его заметил , затем в покровители навязался архитектор Лоос. Люди были не просто заметные в мире искусства, а самые влиятельные и авторитетные мастера. Уже самые первые работы имели успех у изысканной публики, но тут оказалось, что Кокошка еще и литератор. Его пьесы, которые он сам и оформлял как декоратор, были одна скандальнее другой. Критика громила его на страницах газет, а публика валом валила на представления.

Одну из выставок посетил сам австрийский император. Возле работы Кокошки монарх поморщился. Этого оказалось довольно, чтобы на следующий день Оскара лишили стипендии и отчислили из студентов. Но отнять у него славу уже не мог никто.

Слава молодого художника и драматурга росла, появились и поклонницы. С неутомимым упорством Кокошка одерживает одну любовную победу за другой. Все это до тех пор, пока не нашел свою настоящую "музу" - вдову великого Малера. Пара возбуждала всеобщий интерес. Любовную историю прервала Первая Мировая война.

Попав в плен и будучи несколько раз раненым, Кокошка был признан военными врачами неуравновешенным типом, которому нельзя давать оружие в руки. С таким диагнозом он и появился в Вене.

Последовали выставки, одна, вторая... Все вдруг поняли (критика в том числе), что "этот чех" - великий художник... Но тут в Европе начинают меняться настроения. Фашисты приходят к власти в Италии, нацисты в Германии... Творчество Оскара попадает под определение Геббельса - дегенеративное. Все работы изымаются из музейных коллекций, жизнь все труднее... "Спрятавшись" поначалу в , уже через два года Кокошка вынужден покинуть и родину предков. Он отправляется в .

Консервативная страна не нуждалась в "художествах" иностранного художника. Военные годы прошли под знаком нищеты и выполнения случайных заказов.

Но уже с 1945 года началось триумфальное возвращение Кокошки на родину. Музеи, которые отказывались от его работ, теперь посвящают его творчеству целые залы. Профессора, которые еще недавно иначе как "дегенерат" его не называли, с восторгом отзываются о его новых работах...

Жизнь налаживается... В Австрии Оскар Кокошка не остался, его мутило от всего окружения. Проработав некоторое время в Венской академии, художник переезжает в Швейцарию.

Последние тридцать лет его жизни прошли тихо и весьма благопристойно. Кокошка словно стал другим человеком. И только его работы остались такими же, как и в 20-е годы: сказочные, яркие, эмоциональные и загадочные.

После смерти великого экспрессиониста, его именем была названа самая престижная премия в области современной живописи. Справедливо.