Оперные певицы с большой грудью. Почему наша задница имеет такую форму? Режиссеры любят постройнее

До недавнего времени оперная примадонна ассоциировалась у нас с большой звучащей бочкой, что было вечным поводом для иронии. Из этого правила всегда были исключения, но сейчас исключения стремительно превращаются в правило. Оперные певицы худеют на глазах, становятся редкостью. "Известия" расследует эту загадку природы.

Равнение на Каллас

Джоконда - 92 кг, Аида - 87 кг, Норма - 80 кг, Медея - 78 кг, Лючия - 75 кг, Альцеста - 65 кг, Елизавета - 64 кг. Этот перечень женских оперных тел относится к сезону 1953/54, который стал поворотным в легенде о Марии Каллас. С "Джоконды" Понкьелли до вердиевской Елизаветы она похудела на 28 кг, превратившись в абсолютно новое, бесплотное существо, самой заметной частью в котором были огромные, сильно подведенные глаза...

По сей день это похудение остается самым знаменитым в истории искусства, хотя без фирменной трагической мимики, пластики рук и прочего магнетизма, предельно обнажившегося после диеты, потерянным килограммам была бы грош цена. Тем не менее о них знают даже те, кто никогда не ходил в оперу, не слышал и не видел Каллас. Именно после них, как принято считать, выяснилось, что женщина с голосом совершенно не обязательно должна быть женщиной в теле.

Не секрет, что идеалом Каллас была Одри Хепберн. У них даже был общий визажист, Альберто де Росси, делавший им сходный макияж. В 50-е годы представление о женской красоте формировали киномир и набиравшая обороты высокая мода. А для того чтобы влезть в диоровский корсет, приходилось задумываться о цифрах, которые показывают весы.

Сбавили громкость

В наше время причин быть худой у оперных певиц прибавилось. Точнее - почти не осталось оправданий для лишних килограммов. Главным оправданием всегда была сила голоса.

Конечно, астеническая красотка явно не является вместилищем огромных легких, соответственно на галерке двухтысячного зала ее не будет слышно. Но если в этом традиционном утверждении и есть какая-то правда, то она разбивается о тот факт, что теперь "громко" нужно не всем. Помимо опер Верди, Пуччини и Вагнера в правила хорошего тона каждого уважающего себя западного театра входит исполнение старинной музыки. А там вовсе не обязательно перекрикивать четверной состав оркестра. Гораздо важнее быть на "ты" со стилем, виртуозной техникой и прочими тонкостями, а также чувствовать барочный драйв.

Именно на этих умениях построена слава Чечилии Бартолли, у которой совсем небольшой голос. Впрочем, по современным оперным меркам эта женщина нормального телосложения тоже считается чуть ли не толстушкой.

Режиссеры любят постройнее

Главные враги жировых отложений - режиссеры. Шаг за шагом они становятся все более важными и определяющими фигурами в современном оперном процессе, тесня в этом деле дирижеров и превращая певцов в строительный материал для своих концептуальных затей.

Тип примадонны, которая "сама знает, какой должна быть Тоска" и которая "в гробу видала эту вашу современную режиссуру", постепенно уходит в прошлое. Теперь вся режиссура становится более-менее современной, и представителям молодого поколения певцов уже не приходит в голову негодовать, когда надо петь вверх ногами или стоя под душем. Да и раздевание догола - уже далеко не самое рискованное, что предлагает сегодняшний оперный театр.

Понятно, что и режиссеры, и зрители, и сами певцы предпочтут, чтобы в такой постановке в глаза не бросались лишние килограммы.

Никто уже не скрывает, что внешние данные и артистизм являются для кастинга не менее важными моментами, чем умение правильно взять верхнее ми-бемоль. Даже Московская консерватория не берется учить петь девиц больше 48-го размера. Зачем время тратить? Все равно они потом в вечном проигрыше будут. Пусть уж сразу на какую-нибудь другую профессию переключаются.

Худеем правильно

Вообще-то, если вдуматься, в стремлении следить за собой и не сильно выпирать из ходовых размеров одежды в современном мире успеха, гламура и фитнеса нетрудно уличить не только оперных солистов. Бег по утрам и отказ от сытного ужина - требование времени, уравнявшего певцов со всеми остальными людьми. Но в отличие от остальных, певцы вынуждены следить за правильностью своей диеты. Потому что иначе можно лишиться главного орудия производства - голоса.

Для связок нужны углеводы - на этом, наверное, держатся все старые мифы о том, что примадонна должна непрерывно поедать пирожные. Непрерывно - не надо. Но какая-нибудь "кремлевская диета", которая как раз и заключается в отказе от углеводов, тут не подойдет. Если, конечно, солистка не собирается после нее петь исключительно в микрофон.

Примадонны нового типа

Удобнее всего в наше время быть правильного телосложения с самого рождения. Модельный ряд оперных див нового типа в последнее время все шире. Безусловной королевой красоты считается румынка Анжела Георгиу.

Еще есть француженка Натали Дессей, итальянка Стефания Бонфаделли, чешка Магдалена Кожена, латышка Элина Гаранча...

Непонятно, где они были раньше. Скорее всего раньше таким просто не приходило в голову петь в опере. Самый очевидный пример - наша Анна Нетребко, которая начинала с титула "Вице-мисс Кубань", потом два года работала уборщицей в Мариинке, пока Гергиев не услышал, как она поет. В ее феерической карьере нога об ногу шли гламур и отточенный вокальный профессионализм. Настоящий ее взлет начался с партии Донны Анны в зальцбургском "Дон Жуане", где Нетребко бегала босоногой девочкой в коротком платье, и продолжился записью видеоклипов на классические арии, которые раскупались как горячие пирожки. А кульминацией стал стадионного толка суперпроект с темпераментным мексиканским тенором Роландо Вилазоном, на пару с которым Нетребко демонстрирует всему миру, что в наше время опера - это красиво, молодо и сексуально.

Пять громких историй про оперный вес

1. Считается, что последней каплей для Марии Каллас стала рецензия, написанная в 1952 году на "Аиду" Верди в "Арена ди Верона", в которой ехидный критик писал, что ноги певицы можно спутать с ногами слонов. Каллас всю жизнь не могла забыть пролитых по этому поводу слез: именно тогда она приняла решение сбросить вес.

2. В 60-е годы Герберт фон Караян предложил Монтсеррат Кабалье , уже вполне знаменитой, спеть Донну Эльвиру в моцартовском "Дон Жуане" в Зальцбурге, но с условием похудения на 20 кг. Та порвала письмо и отправила его в таком виде обратно по почте. Этот инцидент стал началом долгой ссоры двух мировых легенд.

3. Несколько лет назад разразился знаменитый скандал между лондонским "Ковент-Гарденом" и американкой Деборой Войт . Певица должна была петь заглавную партию в опере Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе". Но этого не случилось из-за того, что примадонна не влезла в приготовленное для спектакля платье.

Певица, долго и безуспешно боровшаяся с лишним весом, получила компенсацию за досрочное прекращение контракта и попыталась отделаться ироничными комментариями. Но вскорости все же решилась пойти на крайнюю меру - лечь под нож хирурга и сделать себе резекцию желудка, после чего наступило долгожданное похудение.

4. Существует легенда, что американская чернокожая дива Джесси Норман подала в суд на некое издание, описавшее следующую картину из ее жизни: певица не могла пролезть в дверь, ведущую на сцену, а на предложение оказавшихся поблизости сочувствующих "попробовать бочком" отвечала, что "у нее нет бочков".

5. На расспросы о стройности фигуры Анна Нетребко рассказывала про свою чудодейственную "диету с гамбургером". Один гамбургер в день без картошки фри - и больше ничего не есть. Но только дело должно происходить в Америке - там, по мнению звезды, гамбургеры самые качественные, с настоящим мясом.

Что говорят о еде в своих интервью сами оперные дивы

Анна Нетребко: "Главное - свежесть дыхания"

"У певицы должно быть хорошее дыхание. Когда ты больше, легче удерживать дыхание. Пение - огромная физическая нагрузка. Но я видела певцов худее и меньше меня. Поют - великолепно!

И еще: в оперной музыке есть эротика. И разгадать, увидеть ее не так уж трудно. Классическая музыка может быть очень эротичной".

"Что вы так смущаетесь? Думаете, мы бутылку не выпьем? И блины с икрой. В нормальном таком количестве.

Чтобы не плевок был, а чтоб наесться хватило... Так. А пирожки у вас есть? Нет? Как же так, пирожков нет..."

Любовь Казарновская: "Толстые певцы - просто обжоры"

"Разговоры о том, что вес помогает оперным певцам петь, - полная ерунда!.. После того как ты отпел концерт, появляется ощущение голода: диафрагма очень активно работает и давит на желудок. Чтобы это ощущение пустоты заполнить, певцы и начинают много есть. Причем обычно предпочитают пищу очень калорийную.

От этого они и прибавляют в весе. На самом деле качество пения не зависит от массы тела. Хороший вокал - это правильная техника и энергия, которая от тебя идет. Все остальное - оправдание своего обжорства.

В день концерта я вообще ничего не ем! Максимум, что могу себе позволить, - это один банан... Через сытое тело энергия не проходит, она идет на переваривание пищи. И если певец съел курочку или мясо, такого певца скучно слушать: чувствуется, что он курочку переваривает. А публике нужен певец, у которого горит глаз и который энергетически насыщает зал. Это мое твердое убеждение. Или вам напомнить пример Марии Каллас?"

Елена Образцова "Я сбросила 28 килограммов!"

"Актеры все были такие стройные, молодые. И я подумала - а как же я? Мне захотелось похудеть, и я сбросила 28 килограммов. Мне было жалко Диму Бозина - он такой хрупкий, а по роли ему приходилось таскать меня на руках, хотя я весила тогда 96 килограммов... Во мне столько жажды жизни, что хочется подольше оставаться в форме. Издеваюсь над собой - отказываю себе в роскошных пиршествах, делаю подтяжки, операции у моего любимого хирурга-пластика. Все это со страданиями, муками, которые никто не видит. В душе я еще очень молода - почему я должна идти на поводу у времени?"

Диета Николая Баскова, или Почему оперные певцы толстые

Проблема лишнего веса уже достаточно давно беспокоила молодого певца Николая Баскова. Еще в 2002 гаду бульварные газеты сообщили, что Николай решил кардинально подойти к ее решению и записался на операцию в одну из элитных швейцарских клиник, где ему должны были убрать "жировые отложения в области живота и бедер". Неизвестно, то ли швейцарские врачи-кудесники помогли, то ли российская оперная звезда справился с лишним весом иным способом, но за 3 года с той поры он заметно постройнел.

Однако, коллеги певца по цеху утверждают: в случае с Николаем мы скорее имеем место с нездоровой и опасной худобой, которая может отразиться на его карьере.

Как пишет "Московский Комсомолец", у Николая Баскова сейчас одна большая проблема. На своей оперной сессии в Мадриде с подругой сцены Монтсеррат Кабалье он исхудал на 8 кг. Диетил. Для рэпа в Кремле это, может, и подходит. Но мадам Кабалье в истерике. Она умоляет своего визави набрать растраченное, ибо под угрозой срыва большие концерты в Кельне.

Дело в том, как объясняют врачи, что диафрагма - главный инструмент оперного певца - очень чувствительна к давлению на нее мышц желудка. Чем больше желудок и прочнее мышцы, тем сильнее давление на диафрагму и, как следствие, зычнее голос у певца. Скукожившийся желудок Баскова создает проблему. Николай вынужден будет пожертвовать изящностью стана, сесть на активную белковую диету, чтобы ублажить оперных эстетов в Кельне бархатистостью своего голоса.

Ждем возвращения пышнотелого блондина.

В енская опера и лондонский Ковент-Гарден, Мариинский театр и Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Вспоминаем оперных певиц из России, которые стали всемирно известны своим сопрано .

Галина Вишневская

Галина Вишневская. Фотография: techno.com

Музыкальная карьера Галины Вишневской начиналась в Кронштадте: сначала юная певица выступала перед бабушкой и ее гостями, потом - на всех концертах в школе. Ее называли «Галька-артистка». Вишневская чудом спаслась от голодной смерти в блокадном Ленинграде, записалась в отряд противовоздушной обороны - и снова пела: для моряков на вечерах.

В 1944 году Галина Вишневская с легкостью поступила в Ленинградский областной театр оперетты, ездила с концертами по маленьким городкам, селам. C 1947 года, уже в статусе солистки Ленинградской областной филармонии, певица выступала с эстрадными программами. А вскоре в жизни Вишневской появилась педагог вокала Вера Гарина. Об этой встрече певица писала в своей книге «Галина»: «Не знаю, как бы сложилась без нее моя дальнейшая творческая судьба, но оперной певицей я никогда бы не стала» .

Гарина, имевшая огромный сценический опыт, открыла в новой ученице настоящее оперное сопрано. Двух лет занятий Вишневской хватило, чтобы в 1952 году поступить в стажерскую группу Большого театра СССР.

Среди первых партий, исполненных на главной сцене страны, - Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского , Купава в «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова . Однако стажерка Вишневская мечтала о роли Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди. Она подготовила ее под руководством маэстро Александра Мелик-Пашаева и покорила не только советскую, но и западную публику. Зарубежные театры наперебой приглашали советскую певицу. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» писал: «Вишневская - нокаут в глаза и в уши».

Однако все творческие достижения оперной певицы перечеркнул ее «политически неблагонадежный» поступок. В 1969 году Галина Вишневская и ее муж Мстислав Ростропович приютили у себя на даче под Москвой опального писателя Александра Солженицына. В 1974 году, после многочисленных испытаний, супруги решили бросить друзей, дом, любимую публику и уехать за границу. А в марте 1978 года Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были лишены советского гражданства и государственных наград.

За границей оперная певица продолжала выступать в театрах до 1982 года. Потом, простившись со сценой, Галина Вишневская давала концерты и мастер-классы. В 1990 году Вишневская и Ростропович вернулись в СССР. В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, выпускники которого поют сегодня в лучших театрах мира.

Документальный фильм о жизни Галины Вишневской:

Программа «Линия жизни» с участием Вишневской:

Любовь Казарновская

Любовь Казарновская. Фотография: timg.com

В 1989 году, когда железный занавес, защищавший советских граждан от «тлетворного влияния Запада», пал, в Россию в поиске новых голосов потянулись иностранцы - оперные импресарио. Любовь Казарновскую представители Венской оперы пригласили в столицу Австрии.

Далее - выступления на лучших мировых оперных сценах в самых разных образах. Ей удавались огненная Тоска в одноименной опере Пуччини и безропотная Дездемона в «Отелло» Верди. Были и восторженные отзывы прессы, и скандалы, связанные с отказом примадонны от участия в сомнительных режиссерских затеях.

Во время поездок по западным странам у Любови Казарновской всегда находилось время для серьезных российских проектов. В 1995 году она спела заглавную партию в «Саломее» Рихарда Штрауса в Мариинском театре, в 1999-м в Большом театре исполнила партию Манон в спектакле-эксперименте «Портрет Манон», составленном из сцен двух одноименных опер Массне и Пуччини.

В 2000-х годах Любовь Казарновская стала большую часть времени проводить в России. Уже несколько лет в центре ее внимания - просветительская деятельность и медиапроекты.

Хабанера из оперы «Кармен» в исполнении Любови Казарновской:

Мария Гулегина

Мария Гулегина. Фотография: classicalmusicnews.ru

Карьера Марии Гулегиной началась в оперном театре в Минске. Молодая певица успешно выступала и была популярна у публики. В 1987 году по приглашению руководства Ла Скала Мария дебютировала на ее сцене в партии Амелии («Бал-маскарад» Джузеппе Верди). К тому времени голос певицы превратился из меццо-сопрано в драматическое сопрано, которому подвластны все «кровавые» партии итальянского репертуара. Выступая в операх Верди и Пуччини, Чилеа и Джордано, она покорила меломанов всего мира. Партию Тоски в опере Пуччини концертмейстер и педагог Лариса Гергиева называла самой великой в репертуаре певицы.

Спустя два года в родном оперном театре Мария Гулегина решила исполнять оперы на языке оригинала, однако коллеги ее не поддержали.

«И ситуация была такая, что я и на Западе петь не могу, потому что не выпускают, и в театре, потому что против меня выступают народные артисты. <...> И тогда правдами и неправдами я делаю туристические паспорта с визами себе и семье, разучиваю за пять дней Аиду на итальянском и лечу, пока одна, в испанский городок Овьедо, потому что местный театр пригласил меня спеть».

Мария Гулегина

Позже она переехала в Гамбург. Мария Гулегина выступала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке и лондонском Ковент-Гардене, в Вене и Лос-Анджелесе, Мюнхене и Цюрихе. В 2000-х годах певица появилась перед российской публикой - на сцене Мариинского театра. Также она дает мастер-классы и участвует в благотворительных акциях.

Фрагмент выступления Марии Гулегиной на сцене Мариинского театра:

«Линия жизни» с Марией Гулегиной:

Анна Нетребко

Анна Нетребко. Фотография: classicalmusicnews.ru

Анна Нетребко родилась в Краснодаре и там же начала выходить на сцену. Однако юная певица мечтала о театрах Санкт-Петербурга - и мечту свою осуществила. Она с легкостью поступила в музыкальное училище, вскоре перепорхнула в консерваторию, в класс Тамары Новиченко. Еще студенткой Анна Нетребко блеснула на прослушивании молодых певцов в Мариинском театре, и Валерий Гергиев предложил ей дебютировать в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. После этого на сцене легендарной Мариинки совсем юная Анна исполнила партии куртизанки Виолетты («Травиата» Верди), Людмилы («Руслан и Людмила» Глинки), нежной Джильды («Риголетто» Верди) и многие другие роли.

В 2002 году она выступила в Нью-Йорке - в роли Наташи Ростовой («Война и мир» Сергея Прокофьева), а вскоре после этого - в Зальцбурге исполнила партию Донны Анны в моцартовском «Дон Жуане».

Со временем голос Анны Нетребко приобрел новые краски, и на смену хрупким героиням пришли совсем другие образы - к примеру, кровожадная леди Макбет в опере Верди. Об этой роли певица сказала: «В образе леди Макбет я наконец-то смогла быть сама собой». А вот с Татьяной в «Евгении Онегине» Нетребко, по ее словам, «настрадалась»: «По своей натуре я была и есть ее прямая противоположность» .

Осенью 2016 года состоялся дебют Анны Нетребко в Большом театре. Вместе с супругом, тенором Юсифом Эйвазовым, она выступила в опере Пуччини «Манон Леско».
В феврале 2017 года певице присвоили почетное звание Kammersängerin, им в Германии и Австрии награждают выдающихся исполнителей. Она стала первой россиянкой, которой был присужден этот титул.

«Она не только певица, но и актриса. И своей подачей материала приблизила простых людей к опере».

Альбина Шагимуратова, оперная певица

Ария Джудитты из оперетты Легара в исполнении Анны Нетребко:

Фильм об Анне Нетребко «И тут выхожу я!» (2013):

В 2007 году она окончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, и в тот же год стала победителем XIII Международного конкурса имени Чайковского.

«Шагимуратова очень талантлива и выступала блистательно на всех трех турах и в концерте лауреатов. Она обладает настоящим бойцовским характером, хотя мила, обаятельна и скромна».

Евгений Нестеренко, оперный певец, педагог, профессор

Сразу после победы в конкурсе певицу пригласили в Зальцбург и после прослушивания предложили ей дебют в партии Царицы ночи («Волшебная флейта» Моцарта) под руководством маэстро Риккардо Мути. Блистательное выступление на Зальцбургском фестивале в 2008 году привлекло к Альбине внимание представителей европейских и американских театров. У молодой певицы появились интересные контракты, а виртуозная партия Царицы ночи стала ее визитной карточкой.

Однако Альбина Шагимуратова хотела петь в России. В 2011 году она приняла участие в постановке «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки в Большом театре. В 2012 году за исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» Шагимуратова стала лауреатом театральной премии «Золотая маска». Сегодня эта партия - одна из самых любимых в репертуаре певицы: «Я Лючию обожаю, в ней все мое! Я могу себя в ней проявить как личность, а это очень важно, если хочешь достучаться до зрителей!» .

Сегодня Альбина Шагимуратова поет преимущественно в итальянских операх, требующих владения виртуозным стилем пения bel canto. На Западе исполнительницу называют «татарским соловьем». Не забывая о первых трудностях в профессии, она говорит своим ученицам: «Всем даются какие-то шансы. И если мы пользуемся каждой возможностью приблизиться к цели, оставаясь, невзирая на любые соблазны, людьми, трудимся и не ждем легких побед, то все в конце концов получится» .

Документальный фильм об Альбине Шагимуратовой:

12 октября 1935 года родился известный оперный певец Лучано Паваротти. Его называют одной из суперзвезд оперной сцены двадцатого столетия. Мы решили вспомнить и других известных лирических теноров из Италии

Энрико Карузо

Когда Энрико пришел учиться в музыкальную школу, то его преподаватель была уверена, что у мальчика нет ни слуха, ни голоса. Сейчас же принято говорить, что Карузо – это символ бельканто, который прославил на весь мир Неаполь . Его дебютом считается партия Энцо из оперы «Джоконда ». Энрико выступал с гастролями по всему миру, 17 лет проработал в театре «Метрополитен-опера». Во время выступлений в Америке к нему и пришла мировая слава и известность. Он был самым высокооплачиваемым оперным певцом своего времени. Когда Карузо участвовал в спектакле, то дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. После смерти оперного певца в 1921 году на средства поклонников изготовили восковую свечу, которую на протяжении 500 лет должны зажигать раз в год перед ликом Мадонны в память о певце.

Беньямино Джильи

Итальянский оперный певец и киноактер, считается «наследником» Энрико Карузо. Будучи мальчиком, он обучался пению в кафедральном соборе, потом выступал в церковных мессах, позже в составе городского оркестра играл на саксофоне. В 1914 году состоялось его дебютное выступление – это была партия Энцо из оперы «Джоконда». Джильи приглашали работать во многие театры Италии. Как и Энрико Карузо, Джильи работал в «Метрополитен-опера». Он много снимался в кино. В основном это были о музыке: «Аве Мария», «Джузеппе Верди », «Страницы из опер».

Франко Корелли

Он дебютировал в 1951 году, через 2 года выступал на фестивале «Флорентийская весна», где исполнил партию Пьера Безухова в итальянской премьере "Войны и мира" Прокофьева . На его счету лучшие роли в операх «Пирате» Беллини , «Гугенотах» Мейербера. В 1967 году в «Метрополитен-опера» он исполнил заглавную партию в «Ромео и Джульетте» Гуно. Про Франко Корелли можно услышать, что «…этот голос возвышается над всем: голос грома, молнии, огня и крови…».

Андреа Бочелли

Андреа начал учиться играть на фортепиано в 6 лет, потом освоил флейту и саксофон. В 12 лет после несчастного случая, он полностью ослеп. Музыка поначалу была для него простым увлечением. Даже когда он учился на адвоката, он подрабатывал в ресторанах, исполняя песни Пиаф и Азнавура. Но однажды он набрался смелости и пришел на прослушивание к Франко Корелли, когда тот был проездом в Турине . Корелли взял молодого человека в ученики. На этом Андреа закончил с карьерой юриста. В 1994 году на музыкальном фестивале в Сан Ремо состоялся дебют Андреа – он исполнил песню «Il mare calmo della sera». В этом же году Лучано Паваротти пригласил Андреа участвовать в концерте Pavarotti International в Модене . Про Андреа Бочелли говорят, что это единственный певец, которому удалось слить воедино поп-музыку и оперу: «Он поет песни, как оперу, и оперу, как песенки».

Алессандро Сафина

Алессандро начинал строить свою карьеру как классический оперный певец: учился в консерватории, исполнял партии в операх «Севильский цирюльник», «Русалка», «Евгений Онегин », «Капулети и Монтеки». А потом стал выступать в новом жанре, который называет «оперный рок». Не зря же своими любимыми исполнителями он называет группы U2, Genesis, Depeche Mode и The Clash. Сейчас на счету Алессандро несколько альбомов. Сафина постоянно гастролирует. Почти каждый год ездит с сольными концертами по городам России . Кроме того певец снимается в кино. Он сыграл самого себя в бразильском сериале «Клон» и исполнил роль художника Марио Каварадосси в вольной экранизации оперы Джакомо Пуччини «Тоска».

Существует несколько теорий, объясняющих, почему многие оперные певцы и певицы отличаются такой миловидной полнотой. Согласно одной из них, большое количество жировой ткани, окружающих гортань, усиливают её резонанс, и поэтому человек производит более приятные звуки. Количество этой жировой ткани у разных певцов различно. Иметь её только в горле и не иметь в других частях тела практически невозможно. Согласно второй теории, оперным певцам необходима более сильная диафрагма, чем обычно, чтобы их голос выделялся на фоне большого оркестра в просторном оперном театре. Большая грудная клетка и хороший контроль над лёгкими создают достаточную массу, чтобы больше растягивать диафрагму, чему ещё более способствуют крупная масса тела и крупные формы. Так что это чрезвычайно большое преимущество – быть большим. В XVIII и XIX столетиях, во времена бурного развития оперы, режиссёры и постановщики стремились к лучшей зрелищности и к более эффектным приёмам. Оперные театры становились всё больше, а аудитория в них – многочисленнее. Но, в отличие от театра, человека переделать невозможно, так что приходилось изобретать новые методы извлечения звука. Постепенно большая грудь, широкая грудная клетка, большое горло, большой рот и т. д. стали считаться преимуществами для оперных певцов. Кстати говоря, признаком таких нововведений были не только более крупные формы певцов, но и усовершенствование духовых инструментов и реконструкция старых барочных струнных инструментов.

Третью теорию предложил доктор Питер Осин. Он утверждает, что оперные певцы, «возможно, предрасположены к набору веса, поскольку напряжение лёгких подстёгивает их аппетит». Далее он добавляет, что «механизм извлечения голоса во время пения заставляет клетки лёгких выделять такие вещества, как лептин – белок, производимый жировыми клетками организма и регулирующий аппетит». Согласно четвёртой теории, пение само по себе расширяет тело, особенно грудную клетку. После многих лет пения тело певца или певицы выглядит более полным, чем оно является на самом деле. Именно к такому выводу пришли австралийские исследователи во главе с доктором К У. Торпом.
Но ни одна из теорий на настоящий момент не доказана. В будущем могут появиться и другие теории. Как говорят комментаторы, «дело не закончено, пока не спела толстая дама».* * *

Есть и исключения из правила, согласно которому оперные певцы должны быть полными. Хосе Каррерас, самый знаменитый тенор последних 50 лет, ростом всего 170 см и выглядит как мужчина со средней массой тела.

* * *

В 2004 году Королевский оперный театр разорвал контракт с оперной певицей Деборой Войт на том основании, что она слишком толстая.

* * *

Многие оперные поклонники ласково называют одну из самых известных опер «Мадам

* * *

Баттерфляй» и её главную героиню «Мадам Баттерболл» («Мадам-толстуха»),

* * * Фразу «Дело не закончено, пока не спела толстая дама» приписывают различным спортивным комментаторам, в том числе и американцу Дэну Куку, американскому баскетбольному тренеру Дику Мота, американскому бейсбольному игроку Йоги Бере, американскому писателю Дэймону Раньону и самому плодовитому из авторов – «Анониму».