Антон чехов - дневниковые записи

Исследовательская работа по литературе на тему:

«Образ врача в произведениях А.П.Чехова»

Выполнила: Кудряшова К. К. Проверила: Шакирова Г.М.

План исследования

Цель исследования: определение роли профессии врача в жизни и творчестве А.П. Чехова.

Задачи исследования:

1. Почему А.П. Чехов выбрал эту профессию.

2. Как А.П. Чехов относился к профессии врача.

3. Медицина и литература в жизни Чехова.

Гипотеза: изображенные образы врачей в произведениях Чехова носят положительный характер.

Объект исследования – профессия врача в жизни и творчестве А.П. Чехова.

Предмет исследования – рассказы Чехова.

Для последовательного выполнения исследования мною были намечены следующие этапы:

I. Изучение теоретического материала, специальной и художественной литературы;

II. Опрос представителей врачебной профессии с целью выяснения правильности сделанного ими выбора;

III. 1. Анкетирование представителей врачебной деятельности (приложение 1)

2. Общее анкетирование школьников 5-11 классов(приложение 2)

Введение

Слово о писателе.

Антон Павлович Чехов был не только русским писателем, общепризнанным классиком мировой литературы, но и почётным академиком Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900-1902), одним из самых известных драматургов мира, а так же врачом.

За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.

"У меня в детстве не было детства". Детство и юность писателя.

Отец - торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности - только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек, выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".

Медицина в жизни А. П. Чехова
Чехов-студент

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Студенческие годы Чехова были насыщены учебными занятиями, работой в клиниках под руководством выдающихся деятелей науки. У Богданова, Снегирёва и Склифосовского Чехов получил отличные оценки. Задуманная будущим врачом в студенческие годы научная работа «История полового авторитета» несёт на себе следы страстного увлечения Дарвином, пропагандистом которого был профессор Тимирязев. Излагая брату подробный план предполагаемой исследовательской работы, Чехов писал, что хочет воспользоваться приёмами Дарвина, которые ему “ужасно нравятся”. Солидарность с Тимирязевым будущий врач высказал в фельетоне «Фокусники», направленном против профанации науки, против неряшливости в приёмах научного исследования.На последнем курсе Чехов-студент разрабатывает тему «Врачебное дело в России», где, собирая материалы, обнаруживает научную тщательность и точность, навыки систематизации, умение найти направляющую цель.

Таким образом, пребывание писателя на медицинском факультете Московского университета - это не просто биографическая деталь, а весьма существенный этап в развитии мировоззрения и морального облика Чехова - врача, писателя, наконец, человека, которому, наверное, полностью соответствуют слова Пьера Крюи, французского учёного-бактериолога XX века: “Медицина - это любовь, иначе она ничего не стоит”.

В 1884 году А.П. Чехов окончил медицинский факультет Московского университета, решив посвятить себя врачебному искусству.

Врачебная деятельность А. П. Чехова

Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице; некоторое время он заведовал Звенигородской больницей, замещая ушедшего в отпуск врача этой больницы С. П. Успенского. Из Звенигорода он писал Н. А. Лейкину, что волею судеб исправляет должность земского врача. Полдня занят приёмом больных (30-40 человек в день), остальное время отдыхает. Однако много отдыхать Чехову не приходилось, так как он не только принимал больных в земской больнице, но и исполнял должность уездного врача, выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде.

В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. В гуще этой жизни писатель почерпнул сюжеты для рассказов "Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма" и др.

Бабкинский период - счастливое время жизни писателя. Три года подряд (1885-1887) жил он здесь с семьёй в летние месяцы.К Чехову обращались пациенты с самыми различными заболеваниями, что вообще было характерно для работы земского врача. Так провёл Чехов три года в Бабкине.

Лето 1888 и 1889 гг. он проводит в имении у Линтварёвых недалеко от г. Сум Харьковской губернии. Чехов едет туда отдыхать, однако твёрдо намерен заниматься и медицинской практикой. В Луках у Линтварёвых, как и в Бабкине, Чехов ежедневно отдавал врачебной работе по нескольку часов.

В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова-писателя, врача, гражданина. Поселившись в 1892 г. в своём имении в Мелихове, Чехов установил регулярный приём больных.

Он и врач, принявший в течение 1892 г. до 1000 больных, он и организатор борьбы с эпидемией, и активный участник уездного санитарного совета, причём, по свидетельству Куркина, не пропустил ни одного его заседания. Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня" и др.

В своих же произведениях («Именины», «Припадок» и других) он стремился к сочетанию жизненной правды и научных данных. “Не сомневаюсь, - писал доктор Чехов в автобиографии, - что занятия медицинскими науками... значительно расширили область наблюдений, обогатили меня знаниями”.Жизненному опыту и наблюдениям Чехова-студента обязаны появлением такие литературные произведения, как «Беглец», «Мёртвое тело», «Сельские эскулапы», «Хирургия», «Неприятность», «По делам службы» и другие.

Переехав из-за болезни в Ялту (писатель был уже тяжело болен туберкулёзом), Антон Павлович оставил врачебную практику, но продолжал активно интересоваться достижениями медицины, читал специальные журналы. Медицина теперь прочно вошла в художественное творчество доктора Чехова, дав прозе замечательного новеллиста объективность и точность, научно достоверное изображение различных оттенков душевного состояния героев: хорошее или подавленное настроение, чувство тревоги и страха, радости и удовольствия...

Таким образом, и в жизни, и в творчестве Чехов всегда оставался врачом.

Выбрать тему данной исследовательской работы я решила, так как врач - одна из древнейших и благороднейших профессий на Земле.

Медицинский работник в творчестве А.П.Чехова

Анализ отдельных рассказов представлен в таблице.

Произведение

Герой

Профессия

Его отношение к работе; пациентам

Отношение к нему

«Случай из практики»

Королёв

Ординатор

Увидев рыдающую некрасивую девушку, доктор проникается сочувствием к этой страдалице, которую мать, не жалея средств, лечит всю жизнь; богатство не дало этим людям счастья, радости и здоровья. Мало того, они разобщены и одиноки.

Лиза видела многих врачей, но именно к нему прониклась доверием.

«Попрыгунья»

Дымов

Служит в двух больницах: ординатором - в одной, прозектором - в другой

Простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.

«Служил науке и умер от науки»

«Какая потеря для науки... Это если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! какие надежды он подавал нам всем!.. Это был такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь».

«Ионыч»

Старцев Дмитрий Ионыч

Земский доктор

Он хороший врач, иначе не был бы так популярен. "Спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным".

"У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть".

"... Но все же он не бросает земского места; жадность одолела".

Остается профессионалом, но врач должен сочетать в себе профессионализм и гуманизм.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно. Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество.

«Шире шаг, маэстро!»

Солодовников

Врач сельской больницы

Разговор о трактористе, у которого язва. Солодовников, забыв, что сам отправил его в район, решил оперировать. Девушка с мениском. Опять отложили операцию, "легко согласился".

НО: в мечтах он на вершине славы. "...Работа, работа, работа. Изнуряющая. Радостная. Смелая. Подвижническая. Любовь населения. Уважение". "Надо жить крупно". Вывод: Солодовников не показан как врач

Солодовников меняется настолько быстро, что скоро будет работать не ради себя, а ради других людей. Соответственно и их отношение к нему положительно.

«Палата № 6»

Рагин

Земский доктор

Манеры мягкие, вкрадчивые.Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в своё право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать, людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день.

К доктору относятся как к сумасшедшему из-за его общения с обитателем палаты №6 Громовым. В конце концов его хитростью помещают в эту палату, и он от безысходности умирает.Напохоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка, его бывшая прислуга.

«Крыжовник»

Иван Иваныч Чимша-Гималайский

Ветеринарный врач

О его врачебной деятельности ничего не сказано.

«…его слушали не один только Буркин и Алехин, но также старые и молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам…»

«Хирургия»

Курятин

Фельдшер

В рассказе Чехов высмеивает «горе-доктора», который свое неумение, незнания прикрывает самохвальством, пустословием «.. Пустяки.. . - скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. - Хирургия - пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть...» А на самом деле фельдшер, причинив ужасные мучения дьячку, не смог вытащить зуб.

Поначалу дьячок проникается речами фельдшера, смотрит на него с благоговением. Но после того как фельдшер пытается вырвать у него зуб, уважение дьячка сменяется презрением и ненавистью.

«Душечка»

Смирнин

Полковой ветеринарный врач

Образ Смирнина выписан не так ярко.

«…ветеринарное дело в городе поставлено из рук вон плохо …» (беседа Оленьки и Смирнина).

Сначала Оленька (Душечка) жалеет его, затем любит, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации.

«Зеркало»

Степан Лукич

Уездный врач

Мольбы Нелли о помощи ее умирающему мужу, остаются не услышанными. Нелли силой везет доктора к мужу.

Нелли ругает врача, называет его эгоистом, говорит, что подаст на него в суд.

Таким образом, врачи в рассказах А.П. Чехова - это труженики, верные клятве Гиппократа, самоотверженно борющиеся с людскими недугами, страданиями, и люди, которые относятся к профессии врача халатно.

Каков же врач в наше время, что ценится в врачебной практике, мы узнали, проведя опрос среди мед.работников в Атняшской СВА. Опрос был проведен по вопросам (см. приложение 1).

Опрос, проведённый среди учеников 5-11 классов, дал следующий результат (см. приложение 2).

Вывод: предполагаемая гипотеза не подтвердилась - не все врачи в рассказах Чехова, рассмотренные мною, являются положительными героями. Очень радует то, что сейчас медицинские работники к своей работе относятся серьезно, с любовью (на основании опроса мед.работников в Атняшской СВА) и хотя бы такое количество детей (25%) хотят быть врачами (на основании опроса учащихся).

Чехов писал: "Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Но, создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например, "История полового авторитета" (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и "Врачебное дело в России", Чехов выбирает профессию врача и...писателя. Он так и остался в русской культуре - врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, "ловил на хвост холеру", принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач "выглядывает" из многих его рассказов.

Список используемой литературы:

    Гейзер И. М. Чехов и медицина/ И. М. Гейзер. – М.: Медгиз, 1954. – 140 с.

    Чехов, А. П . Ионыч // Рассказы / А. П. Чехов. – М. : Худож. лит., 1963

    Чехов, А. П . Палата № 6 // Собр. соч. в 12 т. / А.П. Чехов. – М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956. – Т. 7.

    Чехов А. П . Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М., 1974-1982.

    2) Чем является для Вас Ваша профессия?

    (единогласный ответ - «всем - источником жизни и удовольствия»)

    3) Вы никогда не жалели о выбранной профессии?

    (единогласный ответ - «нет»)

    4) Сколько лет Вы посвятили своей профессии?

    (в среднем 28 лет)

    5) Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать врач?

    (большинство анкетируемых ответило «доброта, сострадание, целеустремлённость, желание помогать людям»)

    6) Как относятся ваши друзья, близкие к тому, что Вы выбрали

    профессию мед.работника?

    (8 из 8 – « положительно, гордятся, уважают»)

    7) Как Вы думаете, изменилось ли с течением времени отношение врача к пациентам? Если да, то в чём это проявилось?

    (8 из 8 – «нет»)

    8) Как Вы думаете, изменилось ли с течением времени отношение пациентов к врачам? Если да, то в чём это проявилось?

    (5 из 8 считают, что отношение изменилось, т. е. стали относиться с большим пониманием)

    9)Если бы Вам предложили поменять профессию на другую, согласились бы?

    (8 из 8 – «нет»).

    Приложение 2.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

За правильное выполненное задание сможешь получить 1 балл .

Теория к заданию 19 по русскому языку:

Алгоритм выполнения задания 19 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Определите грамматические основы.
  2. Определите границы придаточного предложения.
  3. Поставьте знаки препинания.
  4. Выпишите нужные цифры в бланк ответов.

Задачи для тренировки

    Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.


    Решение
  1. Расставьте все знаки препинания

    Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.


    Решение
  2. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Петр Гринев рискует своей жизнью ради Маши Мироновой (1) которая (2) в свою очередь (3) помогает возлюбленному избежать наказания за то (4) что ему пришлось попросить помощи у (5) Емельяна Пугачева.


    Решение
  3. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Любой путник (1) проходивший (2) или (3) проезжавший через этот городок (4) считал своим долгом посетить его главные достопримечательности (5) расположенные в самом центре города.


    Решение

  4. Решение
  5. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Антон Павлович Чехов

<ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ>

1890. ИЗ САХАЛИНСКОГО ДНЕВНИКА:

18 сентябрь. Корсаковский пост. Допрашивали в полицейском управлении американцев-китобоев, потерпевших крушение. Пять американцев и один черный. Они рассказали, что капитан судна послал их на шлюпке вдогонку за китом; они загарпунили кита и пошли за ним на буксире, от сильного хода шлюпка дала течь; пришлось обрезать буксир и пустить кита. Наступили потемки, судна не было видно. Утром туман… Штормовали потом в море четверо суток, имея при себе только 10 фунтов хлеба. Выбросило их на юго-восточном берегу Сахалина у м. Тонина.

Мой сосед В. Н. Семенкович рассказывал мне, что его дядя Фет-Шеншин, известный лирик, проезжая по Моховой, опускал в карете окно и плевал на университет. Харкнет и плюнет: тьфу! Кучер так привык к этому, что всякий раз, проезжая мимо университета, останавливался.

В январе я был в Петербурге, остановился у Суворина. Часто бывал у Потапенко. Виделся с Короленко. Часто бывал в Малом театре. Как-то я и Александр спускались по лестнице; из редакции вышел одновременно Б. В. Гей и сказал мне с негодованием: «Зачем это вы вооружаете старика (т. е. Суворина) против Буренина?» Между тем я никогда не отзывался дурно о сотрудниках «Нового времени» при Суворине, хотя большинство из них я глубоко не уважаю.

В феврале проездом через Москву был у Л. Н. Толстого. Он был раздражен, резко отзывался о декадентах и часа полтора спорил с Б. Чичериным, который все время, как мне казалось, говорил глупости. Татьяна и Мария Львовны раскладывали пасьянс; обе, загадав о чем-то, попросили меня снять карты, и я каждой порознь показал пикового туза, и это их опечалило; в колоде случайно оказалось два пиковых туза. Обе они чрезвычайно симпатичны, а отношения их к отцу трогательны. Графиня весь вечер отрицала художника Ге. Она тоже была раздражена.

5 май. Дьячок Иван Николаевич принес мой портрет, написанный им с карточки. Вечером В. Н. Семенкович привозил ко мне своего друга Матвея Никаноровича Глубоковского. Это заведующий иностранным отделом «Московских ведомостей», редактор журнала «Дело» и врач при моск<овских> имп<ераторских> театрах. Впечатление чрезвычайно глупого человека и гада. Он говорил, что «нет ничего вреднее на свете, как подло-либеральная газета», и рассказывал, будто мужики, которых он лечит, получив от него даром совет и лекарство, просят у него на чаек. Он и Семенкович о мужиках говорили с озлоблением, с отвращением.

1-го июня был на Ваганьковском кладбище и видел там могилы погибших на Ходынке. В Мелихово со мною поехал И. Я. Павловский, парижский корреспондент «Нового времени».

4 августа. Освящение школы в Талеже. Талежские, бершовские, дубеченские и щелковские мужики поднесли мне четыре хлеба, образ, две серебр<яные> солонки. Шелковский мужик Постнов говорил речь.

С 15 по 18 августа у меня гостил М. О. Меньшиков. Ему запрещено печататься, и он теперь презрительно отзывается о Гайдебурове (сыне), который сказал новому начальнику Главного управления по делам печати, что из-за одного Меньшикова он не станет жертвовать «Неделей» и что «мы всегда предупреждали желания цензуры». М<еньшиков> в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирания сердца. От меня он поехал к Л. Н. Толстому.

Из Таганрога выехал 24-го авг. В Ростове ужинал с товарищем по гимназии Львом Волкенштейном, адвокатом, уже имеющим собственный дом и дачу в Кисловодске. Был в Нахичеване - какая перемена! Электричеством освещены все улицы. В Кисловодске на похоронах ген. Сафонова встреча с А. И. Чупровым, потом встреча в парке с А. Н. Веселовским, 28-го поездка на охоту с бароном Штейнгелем, ночевка на Бермамуте; холод и сильнейший ветер. 2-го сентября в Новороссийске. Пароход «Александр II». 3-го приехал в Феодосию и остановился у Суворина. Видел И. К. Айвазовского, который сказал мне: «Вы не хотите знать меня, старика», - по его мнению, я должен был явиться к нему с визитом. 16-го в Харькове был в театре на «Горе от ума». 17-го дома: погода чудесная.

Влад. С. Соловьев говорил мне, что он носит всегда в кармане брюк чернильный орех - это, по его мнению, радикально излечивает геморрой.

29 был на земском собрании в Серпухове.

26 ноября вечером у нас в доме был пожар. В тушении участвовал С. И. Шаховской. После пожара князь рассказывал, что однажды, когда у него загорелось ночью, он поднял чан с водой, весивший 12 пуд., и вылил воду на огонь.

21 дек. У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни.

С 10 января по 3 февраля - перепись. Я счетчик 16-го участка и наставляю прочих (15) счетчиков нашей Бавыкинской волости. Работают прекрасно все, кроме попа Староспасского прихода и земского начальника Галяшкина (заведующего переписным участком), который живет почти все время в Серпухове, ужинает там в собрании и телеграфирует мне, что он болен. Про других земских начальников нашего уезда говорят, что они тоже ничего не делают.

Такие писатели, как Н. С. Лесков и С. В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все - евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее форм, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит ее.

Задание 50 #4145

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

“Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века” - первая мысль. Основа - “Государственная Третьяковская галерея отражает”.

“коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений ” - вторая мысль. Основа - “коллекция насчитывает”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 4.

Ответ: 14

Задание 51 #4146

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” были опубликованы только после смерти писателя” - первая мысль. Основа - “записи были опубликованы”.

“работа над которым началась в 1884 году ” - вторая мысль. Основа - “работа началась”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 3.

Союзное слово “которым” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 13

Задание 52 #4147

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Из сеней дверь вела прямо на кухню” - первая мысль. Основа - “дверь вела”.

“к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь” - вторая мысль. Основа - “прилепилась печь”.

Союзное слово “которой” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 53 #4148

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“В печати не раз появлялись статьи” - первая мысль. Основа - “появлялись статьи”.

Две мысли = два предложения. Они идут подряд, и поэтому запятая стоит только на месте цифры 1.

Союзное слово “которых” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 54 #4091

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом (1) и с теми же чувствительными интонациями (2) с которыми он обыкновенно диктовал нам (3) его красноречие подействовало сильнее всего на него самого.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Его красноречие подействовало сильнее всего на него самого” - первая мысль. Основа предложения - “красноречие подействовало”.

“Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом и с теми же чувствительными интонациями” - вторая мысль. Основа - “он начал говорить”.

Однако у придаточного предложения с союзом “когда” есть собственное придаточное с союзным словом “который”. Это третья мысль: “с которыми он обыкновенно диктовал нам”. Основа - “он диктовал”.

Три мысли = три предложения. Все они расположены последовательно, поэтому нужно поставить две запятые.

Ответ: 23

Задание 55 #4092

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впечатление (1) которое он произвёл на меня (2) и чувство (3) которое возбудил (4) никогда не умрут (5) в моей памяти.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Впечатление и чувство никогда не умрут в моей памяти” - первая мысль. Основа предложения - “впечатление и чувство не умрут”.

“которое он произвёл на меня” - вторая мысль. Основа - “он произвёл”.

Однако здесь есть и третья мысль: “которое возбудил”, которая выражена усечённой основой “возбудил”.

Три мысли = три предложения.

Вторая и третья мысли находятся внутри первой, относятся к разным членам предложения и разделены отрывком первой мысли, поэтому каждое придаточное должно с обеих сторон быть выделено запятыми.

Ответ: 1234

Задание 56

Три мысли = три предложения. Здесь придаточное предложение с союзом “когда”, имеет собственное придаточное, они расположены последовательно и находятся внутри главного, поэтому запятых должно быть три.